Научная статья на тему 'Модель каузативной ситуации (на материале глагола "freuen")'

Модель каузативной ситуации (на материале глагола "freuen") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / КАУЗАТИВНЫЙ ГЛАГОЛ / ЭМОТИВНЫЙ КАУЗАТИВ / КАТЕГОРИЯ КАУЗАТИВНОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ / СУБЪЕКТ КАУЗАЦИИ / ОБЪЕКТ КАУЗАЦИИ / GERMAN LANGUAGE / CAUSATIVE VERB / EMOTIVE CAUSATIVE / COGNITIVE SCRIPT / CATEGORY OF CAUSATIVENESS / SUBJECT OF CAUSATION / OBJECT OF CAUSATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сюткина Надежда Павловна

В статье рассматриваются особенности функционирования эмотивного каузатива freuen». Когнитивный сценарий эмотивного каузатива «freuen» представляет собой « ситуацию со стандартным набором участников с закрепленными социальными ролями, в этом случае можно говорить о прототипическом каузативном сценарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CAUSATIVE SITUATION (AS EXEMPLIFIED IN VERB "FREUEN")

The present paper is concerned with the special aspects of functioning of the emotive causative verb «freuen». Cognitive linguistics considers emotions as concepts, frames and scripts. Cognitive script of emotive causative verb «freuen» presents the situation with the typical actors with fixed social roles, that it is a prototypical causative script.

Текст научной работы на тему «Модель каузативной ситуации (на материале глагола "freuen")»

УДК 811.112.2

Cюткина Надежда Павловна

Старший преподаватель кафедры лингводидактики,

Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8(342)2396477. E-mail: nad975@yandex.ru

МОДЕЛЬ КАУЗАТИВНОЙ СИТУАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАГОЛА «FREUEN»)

В статье рассматриваются особенности функционирования эмотивного каузатива «freuen». Когнитивный сценарий эмотивного каузатива «freuen» представляет собой ситуацию со стандартным набором участников с закрепленными социальными ролями, в этом случае можно говорить о прототипическом каузативном сценарии.

Ключевые слова: немецкий язык, каузативный глагол, эмотивный каузатив, категория каузативности, когнитивный сценарий, субъект каузации, объект каузации.

Введение

Эмоции являются важной составляющей деятельности человека и проявляются в языке и речи крайне разносторонне: «эмоции актуализируются на всех уровнях языковой системы, затрагивают формальные, семантические, функциональные, семиотические аспекты языковых единиц, образуют отдельный тип семантики в языке, в определенной степени обуславливают функционирование языковой системы в речи» [Королева, 2016, с. 22]. Еще Ш. Балли указывал на то, что «в языке все эмоционально» [Балли, 1961, с. 207].

Мы обращаемся к эмотивному каузативу «freuen» с точки зрения когнитивной лингвистики, что позволяет представить типовую ситуацию функционирования данного глагола в виде когнитивного сценария. Под сценариями понимается «концептуальная структура для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении» [Баранов, 2001, с. 18].

Когнитивный сценарий - это абстрактная ментальная структура, представляющая собой интерпретацию говорящим ситуации внеязыковой действительности как повторяющегося динамического процесса, состоящего из совокупности эпизодов и обладающего набором участников с закрепленными социальными ролями [Плотникова, 2005, с. 23].

«Каждая типовая ситуация формируется определенным минимальным набором компонентов - действующих лиц, их действий, предметов, состояний, отношений, свойств. Каждый компонент ситуации - исполнитель определенной роли, и эта роль постоянна относительно данной типовой ситуации» [Всеволодова, 2008, с. 9].

Поскольку в каузативной ситуации действие складывается из побуждения инициатора и производимого партнером результирующего действия, связанных друг с другом, типовая каузативная ситуация включает в себя каузатора, объект каузации, содержание каузации [см., например, Шустова, 2010, 2016; Шустова, Платонова, 2017].

Основная часть

Наше исследование посвящено анализу функционирования немецкого эмотивного каузатива freuen. Согласно словарям данная лексема актуализирует следующие значения: 1. (sich) Freude empfinden; voller Freude über etwas sein 2. erfreuen, jemandem Freude bereiten, jemanden mit Freude erfüllen (Duden. S. 538).

1. Freude bereiten, froh machen 2. sich Freude, Glück empfinden (Wahrig. S. 501).

Данная лексема актуализирует эмоциональное состояние: Körper und Geist freuen sich nun auf Wärme, Genuss und Geselligkeit (LC); Wir freuen uns, dass Miro die Kurve bekommen

hat fLC); Das Publikum darf sich auf ein stimmungsvolles und abwechslungsreiches Repertoire freuen (LC) или актуализировать модификацию положительного эмоционального состояния у объекта каузации: Deine Offenheit freut mich (LC); Erneut mehr als eine halbe Millionen Übernachtungen freute das Bochumer Hotelgewerbe im vergangenen Jahr. (LC); Ihr Töchterchen wird es freuen, dass Papa jetzt Mamas Mann ist (LC).

Эмотивные каузативы относятся к группе глаголов интерперсональной семантики, поэтому для этих глаголов характерно, что субъект и объект каузации носят антропоморфный характер. Согласно данным электронного корпуса dwds, субъект каузации актуализируется следующими лексемами: личными местоимениями: ich, wir, du, er, sie, es: Ich freue mich über die Zeit, die ich mit ihr verbringen kann (dwds); Wann immer er Zeit findet, für uns aufzulaufen, freuen wir uns (dwds); существительными, обозначающими непосредственно людей: Leute, Kinder, Frau, Menschen, Mann; существительными, обозначающими профессию или род деятельности, наиболее частотными из них, согласно данным вышеуказанного корпуса являются: Trainer, Aktionäre, Manager, Fans, Bürgermeister, Kunden, Zuschauer, Anleger : Seine Fans können sich auf viele Auftritte freuen, Cruise steht pausenlos vor der Kamera (dwds); Ich glaube, dass sich hier jeder Zuschauer freut, Stefan Effenberg live zu sehen (dwds). Согласно данным корпуса dwds.de наиболее частотными в роли субъекта каузатора являются личные местоимения. Так, с местоимением «ich» зафиксировано 22463 контекста, а с существительными «Manager» и «Kunden» - по 237 контекстов.

Объект каузации также имеет антропоморфный характер и актуализируется личными местоимениями: uns, ihn, dich, euch, sie, es: Und dass er so gut ankommt, freut uns natürlich ganz besonders (dwds); Wie sehr es ihn gefreut hat, von Kollegen zum Champion des Jahres gewählt zu werden, was er auf all den Empfängen nach Olympia erlebt hat (dwds); существительными, обозначающими людей в общем смысле: Frau, Kind, Mensch, Mann и существительными, актуализирующими род деятельности человека: Fan, Kunde, Aktionär, Verbraucher, Zuschauer: Das würde auch einen ganz besonderen Fan freuen (dwds); Das freut den Berliner - und ärgert ihn (dwds). Наиболее частотно объект каузации представлен личными местоимениями (mich - 13572 контекста), что связанно с рефлексивной функцией данного глагола.

Такая ситуация рассматривается нами как рефлексивная каузативная ситуация. «Каузативы и рефлексивы дают высказывания, квалифицируемые говорящим в терминах их адекватности обозначаемым ситуациям. <...> одна наблюдаемая (реальная) ситуация, но только каждый раз по-разному интерпретированная. <...> За внешними грамматикализованными их различиями видны категориальные семантические сходства < ..> [Переверзев, 1996, с. 113].

Рассмотрим такой компонент каузативной ситуации с эмотивным каузативом, как инструмент каузации. Эмоции невозможны без тех явлений действительности, которые их вызывают и которые в своей совокупности составляют категорию инструментальности. Данная семантическая категория требует системного подхода и анализа тех связей, которые превращают совокупность элементов в системное образование.

«В качестве среды по отношению к этой семантической категории выступает более широкое системное образование - семантическая категория деятельности, которая понимается как отражение специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение, познание и оценка, а также взаимодействие с другими людьми» [Ямшанова, 1991, с. 6].

Для глагола freuen инструмент мотивации эмоций актуализируется предложными группами. Можно выделить разряд «событие», выступающий в роли инструмента, вызывающего эмоцию радости: auf Spiel (631 контекст), auf Wiedersehen (289 контекстов), auf Besuch (268 контекстов), über Besuch (320 контекстов), auf Duell (242 контекста), auf Tag (369 контекстов), auf Zusammenarbeit (446 контекстов); Er freut sich über den Besuch

von Tochter und Enkeln, lacht mit ihnen (dwds); Ich freue mich auf das Spiel, denn es wird eine hitzige Atmosphäre (dwds).

Следующий разряд инструмента - «результат»: über Platz (300 контекстов), über Ergebnis (249 контекстов), über Tor (245 контекстов), über Erfolg (794 контекста), über Sieg (713 контекстов): Die meisten seiner Klassenkameraden freuten sich mit ihm über seinen Erfolg (dwds); Aber noch mehr freue ich mich für Sascha über seinen Sieg (dwds). Также в качестве инструмента может выступать задание, требующее выполнения: auf Aufgabe (480 контекстов), auf Herausforderung (299 контекстов): Er freue sich auf seine Aufgabe, den Flughafen ans Netz zu bringen (dwds).

Функционированию эмотивной лексики в целом присущ признак интенсивности. В.И. Шаховский называет данную категорию плотностью эмоций — продукт интенсивности и продолжительности эмоций [Шаховский, 2009, с. 30]. «Интенсивность выполняет функцию усиленного воздействия на адресата, она связана с субъективным выбором адресантом экспрессивных средств и средств интенсификации высказывания, ей сопутствуют показатели эмоциональности и оценочности [Шестова, 2005, с. 4].

С глаголом freuen в качестве интенсификаторов эмоций функционируют наречия sehr (4199 контекстов), besonders (2713 контекста), mehr (1148 контекстов), что мы можем наблюдать в следующих примерах: Und dass er so gut ankommt, freut uns natürlich ganz besonders (dwds); Ich freue mich sehr, dass er seine Chance genutzt ha. (dwds); Aber plötzlich freut man sich mehr als sonst, den anderen wiederzusehen (dwds).

Прилагательные в роли интенсификаторов эмоций можно разделить на следующие разряды: объем признака эмоции, актуализируемый лексемами riesig (1624 контекста), total (149 контекстов): Natürlich habe ich große Angst, aber vor allem freue ich mich schon riesi. (dwds); разряд качества признака эмоции: richtig (720 контекстов), diebisch (385 контекстов), wahnsinnig (352 контекста), unheimlich (123 контекста).

Прилагательные diebisch, unheimlich, wahnsinnig имеют отрицательную семантику, в предложении, однако, реализуют значение усиления положительной эмоции. Прилагательные в роли интенсификаторов эмоций актуализируются в следующих примерах: Das zeigte sich, als der letzte Irak-Krieg drohte, und darüber freute sich diebisch Gerhard Schröder (dwds); Ex-Bundestrainer Jürgen Klinsmann freut sich wahnsinnig auf das Wiedersehen mit seinem Nachfolger (dwds); Ich hingegen freue mich richtig aufs Fußballspielen und bin ziemlich locker (dwds).

В качестве интенсификаторов эмоции могут выступать также устойчивые сравнения с глаголом freuen: wie Kind (343 контекста), wie Schneekönig (84 контекста), wie Junge (47 контекстов), wie König (10 контекстов). Данные сравнения всегда являются показателем усиления эмоции: Ich freue mich jedenfalls immer wie ein Schneekönig, wenn ich einen Text von Theo Sommer in der Zeit lesen darf (dwds); Der große, starke Mann freut sich im ersten Moment des großen Sieges wie ein kleines Kind (dwds); Keller hat sich nach meinem Anruf gefreut wie ein kleiner Junge (dwds).

Заключение

Эмотивный каузатив freuen реализует типичную каузативную ситуацию со стандартным набором участников, которые актуализируются, исходя из антропоморфного характера данной группы глаголов, личными местоимениями и существительными, обозначающими лицо. Таким образом, мы можем говорить о том, что данный глагол имеет прототипический для эмотивных каузативов когнитивный сценарий.

Список литературы

1. Балли Ш. Французская стилистика. Москва: Из-во иностранной литературы. 1961. 394 с.

2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. Москва: Эдиторал УРСС. 2001. 360 с.

3. Всеволодова М.В. Ященко Т.А. Причинно-следственные отношения в современном русском языке. Изд-е 2. Москва: Издательство ЛКИ, 2008. 208 с.

4. Королева Е.И. Экспрессивные грамматические средства в языке в аспекте функционально-семантического поля (на материале современной британской беллетристики). Дисс... к. филол. н. Екатеринбург. 2016. 221 с.

5. Переверзев К.А.. Семантика каузации на фоне лексической и пропозициональной типологий // Вопросы языкознания № 5. 1996. С.107 - 118.

6. Плотникова А.М. Когнитивные аспекты изучения семантики (на материале русских глаголов). Екатеринбург. Из-во Уральского университета. 2005. 140 с.

7. Шаховский В.И. Эмоции как объект исследования в лингвистике // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 29 - 42.

8. Шестова А.А. Категория степени интенсивности в семантике двучленных словосочетаний, обозначающих эмоции, в современном английском языке. Автореферат дис. .кандидата филологических наук: 10.02.04. Ин-т языкознания РАН. Москва, 2005. 26 с.

9. Шустова С.В. Функциональные свойства каузативных глаголов: динамический подход. Монография. Изд-е 2-е, испр., дополн. Пермь: Изд-во «Пермский государственный университет», «Прикамский социальный институт», 2010, 248 с.

10. Шустова С.В. Функциональные грамматические каузативы немецкого языка // Грамматические категории в контрастивном аспекте. Сборник научных статей по материалам международной конференции: в 2-х частях. Москва: Изд-во «Московский городской педагогический университет», 2016, С.107 - 110.

11. Шустова С.В., Платонова Е.А. Эмотивные каузативы немецкого языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 1. С. 130 - 132.

12. Ямшанова В.А. Категория инструментальности в немецком языке. Ленинград: Из-во ЛФЭИ, 1991. 159 с.

Источники иллюстративного материала

dwds.de - Корпус немецкого языка. URL:http//www.dwds.de (дата обращения: 23.05.2018). Leipzig Corpora Collection - Корпуса языков. URL:http//www.wortschatz.uni-leipzig.de (дата обращения: 23.05.2018).

Список принятых обозначений и сокращений

dwds - dwds.de

LC - Leipzig Corpora Collection

Duden - Deutsches Universalwörterbuch, 3., neu bearbeitete und erweiterte Auflag. Dudenverlag. 1996. 1816 S.

Wahrig - Deutsches Wörterbuch. 7-te vollständig neu bearbeitete und aktualisierte Auflage auf der Grundlage der neuen amtlichen Rechtsschreibregeln. Bertelsmann Lexikon Verlag. München. 2000. 1451 S.

Syutkina N.P.

Senior Lecturer, Linguodidactics Department, Perm State University

MODEL OF CA USATIVE SITUATION (AS EXEMPLIFIED IN VERB «FREUEN»)

The present paper is concerned with the special aspects of functioning of the emotive causative verb «freuen». Cognitive linguistics considers emotions as concepts, frames and scripts. Cognitive script of emotive causative verb «freuen» presents the situation with the typical actors with fixed social roles, that it is a prototypical causative script.

Keywords: German language, causative verb, emotive causative, cognitive script, category of causativeness, subject of causation, object of causation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.