Научная статья на тему 'Модель исламской экономики современной республики иран'

Модель исламской экономики современной республики иран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ / ИСЛАМИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИРАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель исламской экономики современной республики иран»

Глускина JI.M. Дельфы в период Первой священной войны // Вестник древней истории. 1951. №2.

Кулишова О. В. Дельфийский оракул в межполисных отношениях в древней Греции в эпоху Пятидесятилетия // Исторические процессы: истоки, перипетии, перспективы. Вып. 1. / Под ред. JI.C. Емельяновой и др. - М. Йошкар-Ола, 2001.

Ресурсы сети Интернет

Латышев В.В. Очерки греческих древностей. - СПб., 1899 // http://www.centant.pu.ru/index.html

Опрелкова О.Г., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент A.B. Вертинский

Модель исламской экономики современной республики Иран

Начало дискуссий о том, как может сочетаться доктрина Ислама с практическими моделями экономики, относится к концу 1950-х - началу 1960-х гг. С конца 1970-х гг. концепция исламской экономики развивается во взаимозависимости с проектами хозяйственных преобразований во всем мусульманском мире. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 1980-е гг. Иран, Пакистан, Судан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики).

Концепция исламского экономического порядка и вытекающих из него прав в сжатом виде содержится во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. 15).

1) в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, дарованные Аллахом в интересах всего человечества;

2) все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом (Шариатом);

3) каждый человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами.

Национализация некоторых экономических средств законна с точки зрения общественных интересов.

4) бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную «закятом» и выделяемую в соответствии с Законом;

5) все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы), запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться;

6) для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский Закон запрещает монополии,

чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы;

7) в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не нарушают исламские законы.

Находящиеся в распоряжении индивида избыточные материальные блага должны использоваться в интересах всей мусульманской общины (Уммы). «Богатство ради самого богатства осуждаемо Шариатом как алчность (102:1-8, 104:1-9). В определенной степени, богатство - это испытание для верующего: «Для каждой общины людей предусмотрено испытание, испытание для моей общины - богатство» (Крачковский, 1986, с 209).

Материальные ресурсы верующего не должны использоваться для причинения другим людям вреда. А там, где между людьми существует имущественное неравенство, создается почва для эксплуатации человека человеком, что недопустимо с точки зрения Ислама. Кроме того, в целях ограничения богатства и установления справедливого порядка распределения общественного продукта Исламом предусмотрены обязательные сборы и налоги.

Финансирование за счет собственных средств или мобилизация средств через прямое участие в капитале - основа исламской экономической системы. В последнее время все чаще высказывается мнение, что именно за финансированием за счет собственных средств будущее корпоративных финансов - в противоположность чуждому Исламу долговому финансированию (т.е. через традиционный банковский кредит).

Современная исламская экономическая модель много внимания уделяет моральному аспекту. Моральный аспект действительно важен, но эта модель не реагирует на факты, когда мусульмане иногда пренебрегают исполнением своего религиозного долга и пользуются услугами традиционных банков там, где этого можно избежать.

Понятие исламской экономики или исламской модели развития подразумевает два момента:

1) эта модель может быть реализована только в условиях исламского правления,

2) она должна включать принципы исламской экономической традиции.

Примером реализации этих двух факторов в наше время является экономическое развитие в условиях исламской формы государственности, которую представляет Исламская республика Иран.

Первый период мы обычно называем «тоухидной экономикой», второй - «исламско-рыночной». Преобладание в первые годы исламской республики радикальных взглядов, получивших в мировой литературе определение исламского фундаментализма, делающих в системе взаимоотношений уммы и каждого ее члена акцент на интересах уммы, выразился в построении

централизованной системы, жесткой регламентации социальной, культурной, политической и экономической жизни общества. Причем построение такой экономической модели не было изначально целью исламского правления.

Исламская революция» в Иране, прервавшая в 1979 г. опыт ускоренной экономической «вестернизации», поддержанной американской администрацией, явилась в определенной мере ответом на наглядно проявившийся с 70-х гг. XX в. процесс глобализации. Стала формироваться новая «исламская» модель развития, в которой преобладали идеи противостояния Западу во всем: в культуре, государственном строительстве, в экономике. Созданная в 1979 - начале 1980-х гг. жестко централизованная экономическая система, в которой преобладал государственный сектор, а связи с мировой экономической системой ограничивались экспортом нефти и контролируемым государством импортом необходимых товаров, в условиях глобализации выявила свою неэффективность.

Сам опыт развития Ирана в рамках исламской государственности дает нам уникальную возможность рассмотреть возможные варианты модернизации этого нового режима, появились ли теории исламской модернизации, новые инструменты модернизации?

Оказалось, что исламский режим способен на модернизацию, но пока это коснулось экономической модели. Руководство страны решилось после окончания войны с Ираком на изменение экономической модели в сторону ее либерализации, сближения иранской модели с мировыми тенденциями. При этом сколько-нибудь четкой исламской экономической концепции модернизации в Иране нет. Впрочем, мы не можем говорить о сформировавшейся исламской концептуальной стратегии развития мусульманских стран в целом (Мамедова, 2002, с. 67).

Согласно Конституции Ирана целью «исламской экономики является создание благоприятных условий для проявления творческого потенциала человека», и к числу таких условий была отнесена «ликвидация всякой духовной и социальной деспотии и экономического монополизма». Конституция одинаково отрицает как экономический монополизм государства, так и монополизм частных компаний. Основные исламские нормы, которые используются в экономической практике Исламской Республики Иран (ИРИ), можно свести к нескольким: праву собственности, исламским налогам, запрету на банковский процент. Безусловно, одной из важнейших является проблема собственности. После революции в несколько этапов была проведена национализация собственности шахской семьи, иностранных компаний, банков, страховых обществ, крупных промышленных и коммерческих компаний.

С начала 1990-х гг. руководство страны начинает вносить коррективы в модель развития и проводит экономическую либерализацию, используя инструменты неолиберализма. В Иране не просто создаются благоприятные условия для деятельности частного сектора, а проводится широкая приватизация государственных компаний. Эта новая политика, с точки зрения ее инициаторов, не противоречила исламским принципам. Когда с

начала 1990-х годов Иран начал модернизацию, внедряя рыночные принципы, инициатором этого перехода вновь стала государственная власть. Иранские лидеры стараются выбрать свой вариант модернизации. В период Хатами часто говорили о «японской модели» как наиболее оптимальной для Ирана, после избрания Ахмадинежада - о «китайской модели» (Мамедова, 2004, с. 98).

Для Ирана в последние 5-10 лет экспорт нефти, безусловно, является важнейшим источником роста ВВП. Высокие цены на нефть позволили Ирану, также как и другим нефтедобывающим странам, накопить колоссальные золотовалютные резервы. Так, активы Нефтяного стабилизационного фонда Ирана в 2006 г. оценивались в 16 млрд долларов. Что интересно, более половины средств Фонда - это кредиты частному сектору, выделенные для финансирования социальных и инвестиционных проектов. 97% кредитов, выданных частному сектору, в 2006 г. было инвестировано в обрабатывающую и горнодобывающую промышленность (Сажин, 2010, с. 3).

В отличие от других стран переход к рыночной экономике осуществляется постепенно. Иран отказался от проведения «шоковой терапии», цены на товары «отпускались» постепенно, сначала на импортные товары, затем — на отечественные. Использовались различные схемы приватизации. В конце 2006 г. для «справедливого и равномерного распределения национального богатства» стали даже выпускаться «акции справедливости» для беднейших слоев населения, чтобы смягчить последствия расслоения общества в результате экономической либерализации. Была разработана методология формирования малоимущих групп населения, которым на безвозмездной основе будут выделяться эти акции. В целом программа рассчитана на 6-10 лет. Пока мы не можем говорить о результатах их применения, но важна даже попытка выработать современные инструменты социальной защиты (Беккин, 2009, с. 4).

Постепенно в ИРИ стало меняться отношение к использованию иностранного капитала, свободный перелив которого стал также необходимым атрибутом экономической модернизации. Летом 2002 г. был принят новый Закон о защите иностранных инвестиций, более прозрачный и дающий больше гарантий, чем принятый в шахское время.

Но как на это смотрит исламское правление, допускающее эти изменения? Ведь, с точки зрения экономического роста, именно эти изменения позволили сделать экономический рост достаточно устойчивым, повысился общий жизненный уровень населения. А это отвечает основному принципу социальной и экономической справедливости цели исламской экономики. Следовательно, экономическая модернизация на основе общемировых норм дозволена и полезна.

Но, с другой стороны, произошло расслоение общества, выгоды от экономического развития все получили очень неодинаково. Поэтому достаточно серьезное внимание исламская власть при проводимой модернизации уделяет развитию мелкого производства, поддержке

кооперативов в разных отраслях хозяйства. Значительная часть бюджетных средств выделяется на благоустройство малых городов и деревень, на строительство дешевого муниципального жилья, на дотации основных продовольственных товаров, топлива и электроэнергии. За 25 лет вырос уровень грамотности, продолжительность жизни. Для обеспечения благополучия «обездоленных» (для чего и делалась революция) в Иране создана и поддерживается довольно эффективная система социальной защиты. Большую помощь получают беднейшие слои населения, а также семьи шахидов и военнопленных от исламских фондов, вакфов и мечетей.

Сейчас перед Ираном стоит задача завершить переходный к рыночной экономике период. Сложнее это можно решить в связи с экономическим кризисом, хоть Иран и не задействован в мировой экономике, но санкции сказываются на развитии всех сфер жизни страны. Необходима скорейшая модернизация экономики, максимальное использование конкретных рыночных механизмов, без этого экономика не сможет преодолеть последствия мирового кризиса, особенно это связано с падением цен на нефть, благодаря которой Иран проводит все социальные реформы. Иран ставит задачу использовать выгоды от глобализации в виде расширения рынка для своих товаров, притока необходимых технологий, но при этом в качестве исламской компоненты упор будет сделан на меры по строительству социально справедливой рыночной системы. Вероятно, можно говорить об иранской модели экономической модернизации как модели рыночной, но с приоритетом на социальную ориентацию. Но говорить о прорыве в социальной модернизации, социальной политике, отличающейся по качеству от европейских стран, оснований нет.

Список источников

Всеобщая исламская декларация прав человека, //http://www.ca-c.org

Конституция Исламской республики Иран // http://constitutions.ru

Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд.2-е. - М., 1986.

Список литературы

Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической модели Ирана // Ислам на современном Востоке. - М., 2004.

Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика. - М., 2002.

Ресурсы сети Интернет

Беккин Р.И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах // http://www.bekkin.ru

Сажин В.И. Иран: январь 2010 г. Экономическая ситуация // http://www.mirec.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.