Вычислительный
13. Северцев Н.А., Бецков А.В. Введение в безопасность // Научное издание. М. центр им. А.А. Дородницына Российской Академии Наук, 2008. 176 С.
14. Северцев Н.А., Бецков А.В. Системный анализ теории безопасности. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. 452 С.
УДК 007
Иващенко А.В., Корчивой С.А.
ФГУП Научно-исследовательский институт радио (ФГУП НИИР), Москва, Россия
МОДЕЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ВОЗВРАТА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Предлагается базовые понятия и описание новой модели инфраструктурного возврата, суть которой состоит в соотнесении виртуальных преимуществ экономический системы к затратам на развитие ее инфраструктуры.. Созданная модель основана на современных принципах реализации виртуальных посреднических операторов и кондициального управления в социальных и экономических системах с учетом комбинированного влияния фактора времени и человеческого фактора. Модель описывает эмиссию виртуальных сервисов, генерируемых под влиянием потребления в условиях созданной информационно-коммуникационной инфраструктуры. В качестве примера приводится развитие идеи создания виртуальных посреднических операторов в сфере услуг, в которой одним из важных аспектов цифровизации является возможность организации взаимодействия поставщиков и потребителей в едином информационном пространстве.
Ключевые слова:
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ВОЗВРАТ, ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОСРЕДНИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР, УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
В настоящее время большие ожидания в области развития современных социальных и экономических систем связываются с развитием цифровой экономики [1]. При этом, наряду с очевидными преимуществами от появления новых средств ведения электронного бизнеса и электронной коммерции, основанными в основном на использовании электронных денег, реализация современных технологий цифровой экономики приводит к появлению новых возможностей по организации и управлению взаимодействием людей в различных сферах жизнедеятельности.
Механизмы реализации такого управления отличаются от традиционных методов и средств. В условиях широкой виртуализации возможно создание совершенно оригинальных социально-экономических систем, не ограниченных требованиями реального мира. Реализация цифровой экономической системы обладает рядом новых свойств, таких как доступность всех участников процессов взаимодействия, простота выстраивания новых отношений, отсутствие материальных ограничений и легкость выхода из процедур взаимодействия.
Учитывая эти особенности, при реализации систем управления цифровыми экономическими системами могут быть полезны модели виртуальных посреднических операторов и кондициального управления [2, 3], расширяющие технологии информационного управления процессами взаимодействия пользователей в виртуальном пространстве.
Наряду с известными сложностями проработки юридической базы для такого рода процессов, возникает необходимость поиска баланса между реализацией свободы информационного взаимодействия, приводящей к самоорганизации и обеспечения безопасности и надежности выстраиваемых отношений. Поскольку первое, собственно, и обеспечивает упомянутые преимущества цифровой экономики, сложность поиска эффективного баланса обуславливает актуальность разработки новых моделей управления в социальных и экономических системах.
В частности, по-новому встает задача реализации эффективного управления проектами. Традиционно, эффективность проекта состоит в достижении определенных целевых индикаторов и контрольных показателей, которые закладываются на этапе его планирования и контролируются при исполнении. При этом в качестве единиц измерения выбирают эквиваленты денежному или временному воплощению, а также уровню качества товаров или услуг. Соответственно, оценки затрат на выполнение проектов могут быть произведены в той же системе измерений, что и показатели их эффективности.
В условиях цифровой экономики затраты на реализацию информационно-коммуникационных технологий сложно сравнивать с показателями эффективности их использования, поскольку напрямую они не обеспечивают требуемого эффекта. Действи-
тельно, реализация, например, технологии интернета вещей позволяет не только построить умный дом, но и принципиально изменить восприятие систем его ресурсного обеспечения и безопасности. В частности, моделировать такого рода системы для домов, находящихся в процессе и проекте строительства, то есть не существующих в реальности.
Таким образом, виртуализация субъектов и объектов цифровой экономической системы не позволяет привести оценки ее эффективности к оценкам, производимым для реальных инвестиций. Для решения этой проблемы предлагается модель инфраструктурного возврата, суть которой состоит в соотнесении виртуальных преимуществ экономический системы к затратам на развитие ее инфраструктуры.
В основе модели лежит формальное представление продуктов или услуг в виде цепочек взаимосвязанных сервисов, для реализации которых необходимо разовое или регулярное выполнения определенных мероприятий известной стоимости. При накоплении достаточного количества сервисов они могут объединяться и дополняться, генерируя новые сервисы, не требующие дополнительных мероприятий или ресурсов.
Новые сервисы могут появляться под влиянием активности их пользователей. Например, в случае частого и регулярного совместного использования двух или более сервисов разными пользователями, они могут объединяться в виде комплексной услуги. Таким образом, обеспечивается эмиссия сервисов, поддерживаемая потреблением и возникающая дополнительно к проведенным затратам на реализацию инфраструктуры.
Потребление каждого сервиса пользователем формализуется и фиксируется в виде событий, характеризующихся временем возникновения и стоимостью. Суммарный доход от предоставления сервисов за определенный период может быть соотнесен с расходами на реализацию и поддержку базовой инфраструктуры. Поскольку данная модель предусматривает потребление услуг, полученных в результате эмиссии, становится возможен расчет инфраструктурного возврата в условиях высокой виртуализации экономической системы.
Данная модель может быть применена в различных областях. В качестве примера можно привести развитие идеи создания виртуальных посреднических операторов в сфере услуг [4], в которой одним из важных аспектов цифровизации является возможность организации взаимодействия поставщиков и потребителей в едином информационном пространстве. Многие поставщики услуг при решении этой задачи активно используют сеть Интернет для обеспечения своевременного доступа к возможным потребителям и сохранения своей конкурентоспособности. С другой стороны, потребители, также заинтересованные в получении качественного сервиса за минимальную стоимость и приемлемое
время, активно используют сеть Интернет для поиска и сравнительного анализа разных вариантов получения необходимой услуги.
В этой ситуации поставщики и потребители услуг образуют виртуальное сообщество, обладающее свойствами самоорганизации, которое представляет собой актуальный объект для исследования. Члены такого сообщества в ходе достижения своих целей постоянно выстраивают новые отношения и вступают в информационное взаимодействие. В результате они могут объединяться, изменять
собственный интерес и оказывать влияние на действия друг друга. В частности, некоторые из них могу выступать в качестве посредников, получая определенную выгоду от выстраивания отношений между членами виртуального сообщества путем передачи соответствующей информации.
В настоящее время виртуальные посреднические операторы широко распространяются в социальной, экономической сферах, транспортной логистике, а также в сфере государственных и муниципальных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цифровая Россия: новая реальность // А. Аптекман, В. Калабин, В. Клинцов, Е. Кузнецова, В. Кулагин, И. Ясеновец. - Доклад Digital McKinsey, июль 2017. - 133 с.
2. Иващенко А.В., Минаев А.А., Купер Д.В., Сподобаев М.Ю. Реализация посреднической функции в распределенной сети автономных устройств сбора и обработки данных // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество»: в 2 т. - Пенза: ПГУ, 2016. - 1 том - с. 229 - 231
3. Иващенко А.В., Юмашев В.Л., Пейсахович Д.Г., Леднев А.М. Модели систем кондициального управления в многоакторной интегрированной информационной среде предприятия / в сб. трудов Международного симпозиума «Надежность и качество - 2013». - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - 2. т. - с. 302 - 303
4. Иващенко А.В., Сюсин И.А. Виртуальные посреднические операторы в сфере услуг / Монография. -Самара: Изд-во «Инсома-пресс», 2018. - 102 с., ил.
УДК 338.001.36 Мельник А.П.
ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ)», Москва, Россия
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ (РЫНОЧНЫЙ) ПОДХОД В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА
В статье рассматривается один из подходов оценки бизнеса, а именно сравнительный (рыночный) подход. Показана сущность данного подхода и раскрыты основные его особенности. Кроме этого описаны основные методы сравнительного подхода, а также отражены преимущества и недостатки данного метода.
Ключевые слова:
ОЦЕНКА БИЗНЕСА, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД, ОБЪЕКТ-АНАЛОГ, МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА, МУЛЬТИПЛИКАТОР, МЕТОДЕ СДЕЛОК, МЕТОДА ОТРАСЛЕВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
Сегодня оценка бизнеса, как отдельная наука, начинает только развиваться в Российской Федерации. Но, тем не менее, способность грамотно оценить тот или иной объект в настоящее время цениться всеми юридическими и физическими лицами. Это связано с тем, что сегодня можно оценить абсолютно все что угодно, и порой от грамотно установленной цены зависит спрос на тот или иной товар, будет ли он продаваться, способен ли он вообще продаваться и быть конкурентоспособным и т.д.
По стоимости или цене можно также получить много информации и о самом предприятии, а именно на какой стадии существования оно находится, способно ли оно существовать и заниматься своей деятельностью и дальше, высока ли конкурентоспособность данного предприятия и т.д.
Сегодня существует три подхода оценки бизнеса [1]: затратный, доходный и сравнительный.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», под сравнительным подходом подразумевается совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектом - аналогом.
Другими словами, сравнительный подход - это подход, который заключается в сопоставлении одного объекта с другим, похожим на него по определенным критериям объектом, с целью определения его стоимости [2, 3].
Если сравнивать данный подход с другими подходами, а именно с доходным и затратным подходом, то можно сказать, что сравнительный подход является наиболее простым и эффективным способом для установления стоимости анализируемого объекта.
Сравнительный подход хорошо подходит при использовании статистических методов, а именно когда нужно собрать всю стоимостную информацию и обработать ее. Но, в данном подходе также существуют и некоторые сложности, в плане сбора необходимой информации и в трудности подбора подходящего аналога.
Для того чтобы использовать сравнительный подход, обязательно должны учитываться следующие требования:
Во-первых, анализируемый объект не должен быть в единичном экземпляре, т.е. он должен быть распространен и известен на рынке, для того чтобы без проблем подобрать к нему объект-аналог.
Во-вторых, вся информация, используемая при данном подходе должна быть точной, конкретной, и подходящей к изучаемому объекту и к объекту -аналогу. В том числе должна присутствовать информация о сформированной рынком цене объекта-аналога.
В-третьих, при установлении цены стоимости анализируемого объекта очень важно, чтобы все факторы, влияющие на стоимость данного объекта, были похожи на факторы другого объекта, который будет взят в качестве аналога объекта оценки.
Таким образом, можно сказать, что информация в данном подходе играет не последнюю роль, именно она является основанием для установления той или иной цены стоимости анализируемого объекта, а аналог объекта оценки в сравнительном подходе является ключевым элементом, без которого данный подход не используется.
Если было решено использовать сравнительный подход для установления цены стоимости того или иного объекта, то перед этим нужно совершить несколько этапов работ.
Первый этап заключается в изучении динамики продаж, а именно что на данный момент востребовано и хорошо продается, а что нет, также в изучении состояния конкуренции на рынке.
На втором этапе происходит сбор, проверка и обработка всей необходимой информации об аналогах объекта оценки, которые были проданы либо только предложены на продажу. Конечно, вся информация должна быть документально подтверждена [4].
Собрав всю необходимую информацию об аналогах, необходимо её сопоставить с данными об объекте оценки, в том случаи если возникает несоответствие, то осуществляется корректировка данных, в том числе корректируется цена аналогов. И в конечном итоге устанавливается стоимость объекта оценки.
Говоря о сравнительном подходе оценке бизнеса, особое внимание стоит уделить трем основным его методам, к которым относятся метод рынка