Научная статья на тему 'Модель информационной области системы безопасности уголовно-исполнительной системы'

Модель информационной области системы безопасности уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
250
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭРГАСИСТЕМА / MODEL / SYSTEM / CONTROL / SECURITY / ERGOSYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Россихина Л. В.

В статье дано определение безопасности уголовно-исполнительной системы (УИС) как ансамбля эргасистем, предложена модель информационной области системы безопасности УИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECURITY SYSTEM OF PENITENTIARY SERVICE DATA MODEL

In the article the difinition of security system of penitentiary service is given as an ensemble of ergosystem. The model of data system of the penitentiary service security is proposed.

Текст научной работы на тему «Модель информационной области системы безопасности уголовно-исполнительной системы»

УДК 316.334.001.25

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Л.В. Россихина

В статье дано определение безопасности уголовно-исполнительной системы (УИС) как ансамбля эргасистем, предложена модель информационной области системы безопасности УИС

Ключевые слова: модель, система, управление, безопасность, эргасистема

Анализ тенденций развития общей теории управления оргсистемами показывает, что ее современный этап характеризуется неуклонным переходом на новую гуманистическую парадигму управления, обеспечивающую наиболее полный учет выработанной человечеством нормативно-ценностной системы.

Укрепление правопорядка, защита человека от преступных посягательств - наиболее острая и болезненная проблема современного этапа общественного развития. В настоящее время особенно усиливается внимание к обеспечению безопасности граждан во всех областях жизнедеятельности. Это проблема стала острой не только в результате имевших место техногенных аварий, катастроф или других происшествий, повлекших большие материальные потери и человеческие жертвы, но и вследствие нарастания криминогенных процессов в обществе. Поэтому актуален анализ безопасности социально обособленных систем, в том числе уголовно-исполнительной системы (УИС).

Единообразному подходу к пониманию безопасности способствует определение ее в законодательстве как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (статья 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности»). Авторы [7] понимают под безопасностью состояние, обусловливаемое существующими общественными отношениями и обеспечивающее отсутствие опасности, которая может угрожать объекту и исходить как от внешних, так и от внутренних источников. В данной работе безопасность УИС сформулируем как свойство объектов (эргасистем), заключающееся в способности не допускать таких изменений своих состояний и свойств, а также не вызывать изменений состояний и свойств других, связанных с ними объектов (эргасистем), которые были бы опасны для людей и (или) внешней среды.

Согласно [4] эргатическая система (эргасисте-ма) - это сложная система управления, составным элементов которой выступает человек-оператор (или группа операторов). Применительно к УИС под эрга-системой будем понимать сложную систему управления объектами технических, технологических, организационных и экономических комплексов, в которой управляющая система содержит человека-

Россихина Лариса Витальевна - ВИ ФСИН России, канд. техн. наук, доцент, тел. (473)260-68-28

оператора (или группу операторов) как главный компонент, характеризующаяся функциональной активностью и функциональным гомеостазисом на множестве функциональных возможностей в условиях динамически изменяющейся внешней среды. УИС является крупномасштабной эргасистемой, образующейся ансамблем эргасистем, под которыми следует понимать территориальные органы управления и их подразделения (учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы: тюрьмы, колонии-

поселения, воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте), учреждения с особыми условиями хозяйствования (управление лесных исправительных учреждений и их исправительные колонии).

В качестве концептуальной модели предлагается комплексная модель системы безопасности (МСБ) УИС многополярной многоуровневой информационно-предметной среды, реализующая теоретически обоснованные, а также наиболее важные практически апробированные концептуальные положения.

Концептуальные положения информационноматематического обеспечения безопасности УИС как ансамбля эргасистем обусловливают двухуровневое строение МСБ. Нижний уровень занимает модель предметной области, описывающая процессы в эрга-системе, а верхний — модель информационной области, описывающая процессы управления предметной областью со стороны отдельных эргасистем, входящих в состав информационно-предметной среды.

Модель информационной области представляется в виде кортежа:

Я0 =/ Я0, Л, 5,0Л, г = \п; к = 1т (1)

и \ ш ’ и 0’ ик ’ ’ ’ ’ у '

где ,/ = г,п - модель информационной области 1-й эргасистемы;

Я°0 - модель информационной области меж-системной среды;

Я0 , к = 1, т - модель информационной об-

ик

ласти взаимодействия метаэргасистем;

т - общее число потенциально возможных связей в составе информационно-предметной среды.

Информационная область эргасистем должна включать три взаимосвязанные «вертикали»: административную, производственную и воспитательную, которые определяют основные функции УИС [1, 7] с

учетом целей деятельности системы и главной функцией УИС - организацией исполнения наказаний.

Первая вертикаль отождествляется с силовой вертикалью, решает проблему целостности системы, применяя для этого методы убеждения, принуждения, административные и экономические методы, социально-психологические методы [6, 7].

Производственную вертикаль определяет процесс функционирования производственных подразделений УИС. Результатом этого процесса является выпуск каждым из них продукции по заключенным договорам, реализация ее заказчикам и вовлечение полученных финансовых средств в новый процесс. Но главной задачей предприятий учреждений, исполняющих наказания, является наиболее полное трудоиспользование осужденных. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [2] в сфере трудовой деятельности осужденных необходимо:

создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственнохозяйственной деятельности уголовно-

исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;

широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;

разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер - мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;

создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы;

активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях;

разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции.

Третья вертикаль представлена воспитательной работой, как с осужденными, так и сотрудниками.

Воспитательная работа с осужденными рассматривается как система педагогически обусловленных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Организация воспитательной работы предусматривает упорядоченное и целенаправленное воздействие как на содержание той совокупности мер, с помощью которых она осуществляется, так и на деятельность ее субъектов, в роли которых выступают сотрудники УИС. Поэтому приоритетной задачей руководителей органов, учреждений УИС является воспитание подчиненных в духе неукоснительного

выполнения требований Конституции, законов Российской Федерации, уставов, приказов, иных нормативных актов, верности Присяге, Кодексу чести, высокого профессионализма в службе, добросовестного выполнения своего служебного долга. Реализация данной задачи осуществляется по следующим основным направлениям: профессиональное воспитание сотрудников, формирование государственного мировоззрения, морально-психологическая подготовка, нравственно-эстетическое воспитание, правовое воспитание, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений, воспитание на традициях народа и уголовно-исполнительной системы [7]. Таким образом, организация воспитательной работы с сотрудниками УИС - это система психологопедагогических и управленческих мер, направленных на содействие совершенствованию каждого сотрудника и коллектива сотрудников, обеспечивающих их самореализацию и самоутверждение, а также успешное решение профессиональных задач. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [2] в сфере воспитательной работы с осужденными предполагается:

создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим;

предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда -изменения вида исправительных учреждений;

разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения (запрет на занятия спортом и на участие в культурных мероприятиях, запрет на пользование телевизором и прессой, литературой развлекательного характера и т.п.) и новых мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах;

усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию;

развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;

оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;

поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социальнодемографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики;

совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных, планирование, организация и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения;

использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов;

расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов;

повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы, разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы;

разработка новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них самих осужденных, совершенствование правового регулирования их деятельности;

закрепление в законодательстве Российской Федерации социальной и психологической работы в качестве средств исправления осужденных, определение основных форм социальной работы с осужденными, разработка норматива штатной численности социальных работников, приведение их численности в исправительных учреждениях в соответствие с требованиями практики и научно обоснованными нормативами.

С учетом сказанного, структуру модели информационной области 1-й эргасистемы можно задать выражением вида:

п. 0 0 0\

где (V ., V ., V . > - производственная, воспи-

Я= V0 ,К° ,К° иг \пг вг аг

(2)

пг вг аг

тательная, административная информационная вертикаль 1-й эргасистемы, соответственно.

Производственная информационная вертикаль

V0 включает следующие функции:

Кг - вектор-функция, характеризующая модель технологического управления совокупностью процессов, осуществляемых в предметной области информационно-предметной среды, ресурсы которых являются собственностью 1-й эргасистемы;

Р0 - вектор-функция, характеризующая модель организационно-технологического управления, направленного на удовлетворение совокупности производственных интересов 1-й эргасистемы в условиях сложившейся материально-производственной и информационно-производственной организации;

Ег - вектор-функция, характеризующая модель формирования вектора производственных интересов и представляющая собой результат осознания множества физических потребностей в компонентах х 0 У 0 \

X г, У г ) по всем составляющим всех вектор-

функций, осуществляющих производство материальных и информационных продуктов в составе информационно-предметной среды (включая внешних потребителей и поставщиков 1-й эргасистемы) в складывающихся условиях. Результатами выполнения эргасистемой данной вектор-функции являются, в частности, плановые производственные задания и договоры о купле-продаже;

0

Н. - вектор-функция, характеризующая

мо-

дель организационного управления 1-й эргасистемы и определяющая возможности адаптивной трансформации материальной и информационнопроизводственной модели организационного механизма, в качестве которой можно выбрать семифакторную модель Мак-Кинси [3].

Н0 = Ы,'=17

где кц - организационные факторы (стратегии,

навыки, общепринятые ценности, структуры, системы, штат, стиль).

Отсюда структуру производственной вертикали можно задать выражением

V0. =(К0.,Р0 ,Е0.,Н0. п I \ п V п V п / ’ п I

(3)

Очевидно, что для реализации содержащихся в кортеже вектор-функций, как и для реализации

управляемой им вектор-функции Е 0 материального воспроизводства и развития, требуются затраты социальных и материальных ресурсов вполне определенного количества и качества.

Воспитательная информационная вертикаль V0 направлена на формирование и внедрение нормативно-ценностной системы в сознание элементов

социального компонента X0г, г = 1, п (в том числе и входящих в состав других эргасистем: у Ф г), соответствующей их мировоззренческим доктринам.

При этом надо отметить, что на воспитательную работу, формирование и внедрение нормативноценностной системы большое влияние оказывает деятельность ее субъектов, в роли которых могут выступать сотрудники УИС, родственники осужденных, в некоторых случаях сами осужденные, представители общественности, институты гражданского общества (например, в УИС используется большой потенциал религиозных конфессий в духовнонравственном просвещении и воспитании осужденных и работников УИС). Поэтому если предположить, что число базовых доктрин равно Г, то результатом деятельности всей совокупности объектов в составе 1-й эргасистемы является распределение множества элементов ее социального компонента (осужденных) по элементам множества доктрин с

мер°й ^ (у), у =1 г,° < (/) <12 у (/) = ^ ха-

рактеризующей степень убежденности (веры) в ее истинности.

Модель трансформации мировоззрений элементов социального компонента 1-й эргасистемы можно

задать вектор-функцией В0, которая представляет

собой конечный стохастический автомат. Структура переходов в автомате задается с учетом архетипиче-ских и ментальных особенностей элементов социального компонента эргасистемы, а также той культурной традиции, которая получила наиболее широкое распространение в информационно-предметной среде.

Каждый участвующий в воспитательной работе субъект формирует свое информационное воздействие на вектор-функцию В01 на основании некоторой выбранной технологии, привлекая определенный состав социальных и материальных ресурсов и осуществляя организационное управление этой деятельностью. Это означает, что структура воспитательной информационной вертикали будет аналогична структуре производственной информационной вертикали. Следовательно,

V0 = 61

{к 0.

С 61

Р 0, Е 0 , Н 0 61’ 61’ в і

у = 1, Г

(4)

где вектор-функции соответствуют содержанию одноименных вектор- функций производственной информационной вертикали по каждой базовой воспитательной доктрине у и управляют вектор-функцией В°ь результатом реализации которой являются конкретные значения /л і (у), у = 1, Г.

Административная информационная вертикаль V служит целям формирования интересов і-й эргасистемы как целого и согласования интересов

целого с интересами своих частей, к которым, в первую очередь, относится вся область производственных отношений, а также защита от действия деструктивных доктрин.

Проблема административной информационной вертикали состоит в том, чтобы согласовать долгосрочные интересы, связанные с осуществлением безопасности 1-й эргасистемы в будущем, со своей текущей безопасностью. То есть, речь идет о согласовании текущих интересов («ближайшая перспектива»), которые образуют подынтегральную функцию интегральной составляющей в задаче оптимального управления, и нормативно-ценностной системой, которая соотносится с содержанием терминальной функции, входящей вторым слагаемым в единый функционал задачи Больца («отдаленная перспектива») [5]. Лоббирование первой составляющей осуществляется производственной информационной вертикалью напрямую, а второй - воспитательной информационной вертикалью опосредованно через идеологические симпатии элементов социального компонента 1-й эргасистемы, выполняющих административную функцию управления.

Результатом деятельности административной вертикали является формирование управленческих решений - оперативное управление в области производственной деятельности для максимально полной реализации насущных интересов и воспитательная деятельность, в которой фиксируются основные элементы сложившейся нормативно-ценностной системы.

Управленческие решения реализуются с помощью двух механизмов:

• экономического, заключающегося в организации эффективного механизма экономического регулирования (ценовая политика, заработная плата, прибыли и т.д.), создании оптимальной системы материального стимулирования персонала УИС,

• административного, в котором устанавливается иерархичность, соподчиненность различных структурных элементов УИС, при которой одни органы обязательно подчинены другим и выполняют их предписания, директивы, сопровождающиеся административными санкциями.

Экономический и административный механизмы действуют на основе существующего законодательства. Выработка варианта экономического и административного способов действия указывает на необходимость некоторой технологии, а также определенного социального и материального ресурса, что, соответственно, означает присутствие в структуре модели административной вертикали также технологического, организационно-технологического и организационного уровней управления административной деятельностью.

Тогда структуру административной вертикали можно задать кортежем вида:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V 0 =(К0 ,Р0 ,Е0 ,Н0 аі \ аі’ аі’ аі’ аі

(5)

где каждая компонента соответствует аналогичной вектор-функции из состава производственной

информационной вертикали. Структура модели sUo

информационной области межсистемной среды отличается от структуры модели информационной области і-й эргасистемы тем, что в первой отсутствует производственная информационная вертикаль.

Модель R0 =1RR0 n и

взаимных отношении

0

между объектами МСБ УИС включает модель R

физических отношений между объектами в предметной области информационно-предметной среды и

модель RU информационных отношений между объектами в информационной области.

Модель R0 физических отношений включает:

• модели целенаправленных физических взаимодействий

G0 = ^ Jij,М ^; г,у =

где J ■ - модель прямых и обратных потоков

и

элементов социальной составляющей (осужденных) от 1-го объекта МСБ (1-й эргасистемы) к ]-му объекту МСБ (]-й эргасистемы) или при равенстве индексов 1 = ) внутренний обмен в 1-м объекте;

Мг - модель, описывающая силовое воздействие при возникновении хулиганских проявлений, массовых беспорядков в исправительных учреждениях и чрезвычайных обстоятельств криминального характера внутри 1-й эргасистемы.

Модель R0 информационных отношений

включает:

•модели = ^ С.. ^ I .., и. ^; г, у = 0, п инфор-

мационных отношений между объектами МСБ УИС, где I ■■ - модель обмена информацией между 1-

и

м и ]-ом объектами системы (информационной активностью обладают все три информационные вертикали эргасистем);

и - модель доступа к информации о деятельности 1-го объекта МСБ УИС граждан, учреждений и организаций;

•модели

Q

о

;i = 0, n; k = 1, m

на с подразделениями правоохранительных и контрольно-надзорных органов.

•модели бм =(скр(%,ир));к,р=^ информационных отношений между метаэргасистема-ми (элементы аналогичны) определяют единое информационное пространство страны.

Все модели взаимных физических и информационных отношений для своей реализации требуют определенных затрат социальных и материальных ресурсов. Модели находятся под управлением административной, производственной и воспитательной вертикалей, первая из которых координирует и направляет всю межсистемную деятельность за счет принадлежащих ей рычагов. Введение в состав основных концептуальных положений модели информационной области (1) значительно расширяет прогностические возможности МСБ УИС и повышает достоверность получаемых на ее основе практических рекомендаций.

Литература

1. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 42. С. 1981-1990.

2. Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р / Собрание законодательства РФ, 2010. № 43. Ст. 5544. С. 12130-12147.

3. Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Управление безопасностью эргасистем. М.: РАУ-Университет, 2001. 224 с.

4. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Изд-во АСТ, 2002. 976 с.

5. Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции. Воронеж: Кварта, 2002. 320 с.

6. Россихина Л.В. Модели стимулирования в иерархической системе с жесткой централизацией в условиях внутренней согласованности // Моделирование систем и информационные технологии. Воронеж: Научная книга, 2007. Вып. 4. С. 49-52.

7. Чайка Ю.Я., Анисимков В.М., Аксенов А.А. Организация управления в уголовно-исполнительной системе. Рязань: Акад. права и управления Минюста России, 2002. 532 с.

информационных отношений между метаэргасисте-мами и объектами МСБ УИС (элементы аналогичны) описывают организацию межведомственного информационного взаимодействия территориального орга-

Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

THE SECURITY SYSTEM OF PENITENTIARY SERVICE DATA MODEL L.V. Rossikhina

In the article the difinition of security system of penitentiary service is given as an ensemble of ergosystem. The model of data system of the penitentiary service security is proposed.

Key words: model, system, control, security, ergosystem

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.