МОДЕЛЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
PROPOSED IDENTIFICATION MODEL OF COMPETITIVE BEHAVIOR OF CONSTRUCTION COMPANIES
B.B. Гамулецкий
V.V. Gamuletsky
ФГБОУ ВПО "МГСУ"
Предложенная модель идентификации конкурентного поведения строительного предприятия показывает, что формирование типа конкурентного поведения предприятия зависит от внутренней и внешней его среды и является реакцией на изменение рыночной конъюнктуры и учитывает возможности развития самого предприятия.
The proposed identification model of competitive behavior of construction companies shows, that the formation of type of competitive behavior companies depends on internal and external its scope and is reaction to changing market conjuncture and takes into account opportunity to develop the enterprise
Исследование отечественного и зарубежного опыта формирования инновационного развития предприятий показал, что выбор конкретного направления стратегии инновационного развития определяется, прежде всего, имеющимися у предприятия возможностями, определяющими его конкурентные преимущества.
Относительное превосходство конкурента может быть обусловлено различными факторами, которые можно сгруппировать в две широкие категории, исходя из создаваемых ими преимуществ, на внутренние и внешние.
Конкурентное преимущество следует относить к внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу строительного предприятия в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у конкурентов, не обеспечивших соответствующего отличительного качества, Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества - это стратегия дифференциации, которая опирается на превосходство предприятия в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами. Такое превосходство предприятия обеспечивается набором внешних стратегий: по товару; по ценам; сбытовой; сервисного обслуживания; политики продвижения.
Конкурентное преимущество является внутренним, если оно базируется на превосходстве строительного предприятия в отношении издержек производства, управ-
6/2011 мвВЕСТНИК
ления предприятием, которое создает ценность для изготовителя, позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента.
Внутреннее конкурентное преимущество - это следствие более «высокой» производительности, которая обеспечивает предприятию большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому рынком или конкуренцией. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе - это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется на: стратегии усиления организационного потенциала предприятия; стратегии повышения уровня корпоративной культуры; стратегии снижения полных издержек; стратегии предприятия и совершенствования информационной системы предприятия; стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.
Эти два типа конкурентного преимущества, имеющие разное происхождение и различную природу, часто оказываются несовместимыми, поскольку требуют существенно различающихся навыков и культуры. Вместе с тем современные подходы стратегического и инновационного менеджмента свидетельствуют, что совмещение стратегий конкуренции в рамках одного предприятия не только возможны, но и в ряде случаев более эффективны. Во-первых, этого требует рынок и условия, в которых работает большинство производств. Во-вторых, современные технологические концепции и методы организации производства позволяют осуществить динамическое объединение различных стратегий в ходе проведения диверсификации, в рамках групповых технологий, гибких производственных систем, автономных рабочих групп. В результате при правильной организации возможно мультиплицирование эффекта и получение дополнительной конкурентной выгоды.
Если обратиться к опыту ведущих западных предприятий относительно доказательств и опровержений возможности одновременного использования стратегий конкуренции, то можно выделить ряд обобщений.
1. Положение о «несовместимости» базовых стратегий конкуренции достаточно популярно и имеет далеко идущие последствия особенно для решения проблем проектирования производственной структуры предприятия. Однако же в своей основе данное положение не представляется действенным, по крайней мере, как общая концепция развития производства, так как противоречит требованиям обеспечения и расширения арсенала разнородных конкурентных преимуществ предприятия.
2. Наиболее важной причиной, определяющей необходимость сосредоточения деятельности предприятия на различных стратегиях конкуренции в рамках единого производственного комплекса, является ограниченность производственных ресурсов и мощностей.
3. Практика доказывает, что одновременное следований нескольким базовым стратегиям не поставило их в невыгодное конкурентное положение. Более того, в 70% случаев применения одновременно нескольких стратегий, предприятия отличаются более высоким показателем прибыли на инвестированный капитал, нежели те конкуренты, которые предпочли реализацию доминирующей стратегии.
Таким образом, основная задача в формировании стратегии инновационного развития заключается в идентификации конкурентного поведения строительного предприятия, определяющего приоритетные направления его инновационного развития.
На основании проведенного анализа нами предлагается модель идентификации конкурентного поведения строительного предприятия, которая может быть представлена в виде схемы, рис. 1. Как показывает модель, под влиянием факторов внутренней и внешней среды предприятия формируется тип конкурентного поведения предприятия. При этом оно является реакцией на изменения рыночной конъюнктуры и учитывает возможности развития строительного предприятия. Поэтому грамотная диагностика типа конкурентного поведения является первым этапом и основным звеном в формировании стратегии инновационного развития строительного предприятия.
Обратная связь дает возможность оценить качество управления, в частности, эффективность разработанной стратегии инновационного развития предприятия на основе системы показателей в ходе анализа или оценивания.
В случае изменения конъюнктуры рыночного пространства, просчетов в выборе миссии и других факторов в ходе оперативного управления осуществляется корректировка стратегии путем подбора других инструментов управления.
Учитывая специфику развития строительных предприятий и накопленный опыт, для идентификации предприятия, отнесение его к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения предлагается модель, состоящая из следующих этапов:
1) составляется характеристика анализируемого предприятия, вид его строительной продукции, сегменты и ниша рынка;
2) по установленным характеристикам данное предприятие описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (табл. 1);
3) проводится анализ морфологического описания и с использованием табл. 2 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.
Указанная последовательность действий позволяет идентифицировать специфику конкурентного поведения конкретного строительного предприятия, определить его рыночную позицию и направления инновационного развития.
Таблица 1
Морфологическая матрица идентификации предприятий по типу стратегического конкурентного _инновационного поведения_
№ ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ
1. Уровень конкуренции а) высокий б) средний в) низкий
2. Какие потребности обслуживает а) массовые и стандартные б) массовые и нестандартные в) инновационные г) локальные, узкогрупповые
3. Профиль производства а) массовое б) специализированное в) экспериментальное г) универсальное мелкое
4. Размер предприятия а) крупное б)среднее в) мелкое
5. Устойчивость компании а) высокая б) низкая
6. Расходы на НИОКР а) большие б)средние в) низкие г) отсутствуют
7. Факторы силы в конкурентной борь- а) высокая производительность б) приспособленность к особому рынку в) опережение в нововведениях г) гибкость
8. Динамизм развития а) высокий б)средний в) низкий
9. Издержки а) низкие б) средние в) высокие
10. Качество продукции а) высокое б)среднее в) низкое
11. Тип НИОКР а) прорывной б) улучшающий в) приспособительный г) отсутствует
12. Реклама а) массовая б) специализированная в) индивидуальная
Таблица 2
№ ПАРАМЕТРЫ Тип конкурентного поведения
«ВИОЛЕНТЫ» «ПАТИЕНТЫ» «ЭКСПЛЕРЕНТЫ» «КОММУТАНТЫ»
Тип предприятия
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» «Лисы» «Ласточки» «Мыши»
1. Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
2. Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Новые, зрелые
3. Какие потребности обслуживает Массовые, стандартные Массовые, но нестандартные Инновационные Локальные
4. Профиль производства Массовое Специализированное Экспериментальное Универсальное мел-
5. Размер предприятия Крупные Крупные, средние и мелкие Средние и мелкие Мелкие
6. Устойчивость предприятия Высокая Высокая Низкая Низкая
7. Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
8. Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества Высокая производительность Приспособленность к особому рынку Опережение в нововведениях Гибкость
9. Динамизм развития Высокий Средний Высокий Низкий
10. Издержки Низкие Средние Низкие Низкие
11. Качество продукции Среднее Высокое Среднее Среднее
12. Тип НИОКР Улучшающий Приспособительный Прорывной Отсутствует
13. Реклама Массовая Специализированная Отсутствует Отсутствует
6/2Q11 мвВЕСТНИК
Литература:
1. Гумба Х.М. Эффективное управление развитием инновационных процессов на предприятиях строительной отрасли. Монография. М.: АСВ, 2009.
2. Любич А.А., Харазишвили Ю.М., Денесюк В.В. Формирование критериев и модели оценки инновационное™ социально-экономического развития // Инновации, 2009, №9.
3. Портер М. Международная конкуренция, конкурентные преимущества стран. Пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.
4. Рязанцева Е.В. теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий на основе стратегического позиционирования // Инновации, 2010, №2.
Literature:
1. Gumba H.M. Efficient control development of innovative processes at the enterprise of building branch. The monography. M: ACB, 2009.
2. Lyubish A.A.Harazishvili Ю.М., Denesjuk V.V.Formirovanie of criteria and estimation model Innovations social and economic development//Innovations, 2009, №9
3. M. malt liquor the International competition, competitive advantages of the countries. Translation from English. / under V.D.Schetinin's edition. - M: the International relations, 1993.
4. Rjazantsev E.V. theoretical aspects of competitiveness of the enterprises on the basis of strategic positioning//Innovations, 2010, №2.
Ключевые слова: инновация; идентификация; предприятие; строительство; эффект; диверсификация; стратегия; конкурентное поведение; рынок; конъюнктура.
Keywords: innovation, enterprise, construction, effect, diversification, strategy, competitive behavior, market, conjuncture.
Тел. 8-901-578-87-90 E-mail: [email protected]
Рецензент: Абрамов Сергей Ильич, д.э.н., профессор ГОУ ВПО Государственный университет
управления