Научная статья на тему 'Модель и концепция исламского банкинга'

Модель и концепция исламского банкинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ISLAMIC BANKING SYSTEM / ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСОВОЕ ДЕЛО / ISLAMIC FINANCE / ИСЛАМСКИЙ МЕТОД ФИНАНСИРОВАНИЯ / ISLAMIC METHOD OF FINANCING / БАНКОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / BANK TRANSACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абед Аббаси Фараджоглы

В современных экономических условиях, когда глобальное хозяйство, ориентированное на использование либеральной рыночной модели, переживает глубокий кризис, особый интерес вызывают альтернативные экономические модели, в частности исламский банкинг и принципы финансирования по законам ислама. Однако отсутствие достаточной информации о теории и практике исламской экономики и финансов затрудняет глубокое изучение предмета. Автором предложена концепция повышения эффективности экономико-правового механизма функционирования исламских финансовых институтов в Азербайджане. Актуальность и недостаточная степень научной разработанности вышеуказанных проблем, а также их несомненная практическая значимость обусловили выбор темы и определили цель исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model and concept of Islamic banking

In present day economic conditions when global economy which is oriented on implementation of liberal market economy, is in deep crisis, special interest is being shown in alternative economic models, specifically, Islamic banking and financing principles based on Islamic laws. However, lack of sufficient information about theory and practical implementation of Islamic economics and finance hampers deep study of the subject. The author suggests a concept of efficiency increase of the economic and legal mechanism of Islamic financial institutions functioning in Azerbaijan. Relevance and insufficient scientific work out of the abovementioned problems, as well as their doubtless practical importance have conditioned the choice of the topic and determined the objective of the research.

Текст научной работы на тему «Модель и концепция исламского банкинга»

ci ш

CL

I

О m О

0

1 <

I

s ©

Модель и концепция банкинга

Model and concept of Islamic banking

исламского

УДК 336.71

Абед Аббаси Фараджоглы

диссертант Института экономики Национальной Академии наук (Азербайджан)

AZ1141, г Баку, ул. Ф. Агаева, д. 9

Abed Abbasy Faradzhogly

AZ1141, Baku, ul. F. Agayeva, 9

В современных экономических условиях, когда глобальное хозяйство, ориентированное на использование либеральной рыночной модели, переживает глубокий кризис, особый интерес вызывают альтернативные экономические модели, в частности исламский банкинг и принципы финансирования по законам ислама. Однако отсутствие достаточной информации о теории и практике исламской экономики и финансов затрудняет глубокое изучение предмета. Автором предложена концепция повышения эффективности экономико-правового механизма функционирования исламских финансовых институтов в Азербайджане. Актуальность и недостаточная степень научной разработанности вышеуказанных проблем, а также их несомненная практическая значимость обусловили выбор темы и определили цель исследования.

In present day economic conditions when global economy which is oriented on implementation of liberal market economy, is in deep crisis, special interest is being shown in alternative economic models, specifically, Islamic banking and financing principles based on Islamic laws. However, lack of sufficient information about theory and practical implementation of Islamic economics and finance hampers deep study of the subject. The author suggests a concept of efficiency increase of the economic and legal mechanism of Islamic financial institutions functioning in Azerbaij an. Relevance and insufficient scientific work out of the abovementioned problems, as well as their doubtless practical importance have conditioned the choice of the topic and determined the objective of the research.

Ключевые слова: исламская банковская система, исламское финансовое дело, исламский метод финансирования, банковская операция

Keywords: Islamic banking system, Islamic finance, Islamic method of financing, bank transaction

Введение

Исламские банковские операции основаны на исламских принципах и юриспруденции (шариате), описанных в нескольких источниках, прежде всего в Коране, а также содержащихся в коллективных решениях авторитетных богословов, которые чаще всего выносят посредством рассмотрения прецедентов. Исламские финансовые структуры развивались в соответствии с этими принципами. Главное отличие исламских финансов от мировой банковской модели — отказ от ссудного процента.

С победой исламской революции в Иране банковская система в этой стране после трехлетнего

переходного периода полностью перешла на модель исламского банкинга, что стало одним из наиболее ярких отличий иранской экономической модели исламского периода1. По информации журнала «The Banker», в 2008 г. Иран занимал первое место по сумме активов исламского финансирования (293 млрд долл.), второе место — за Королевством Саудовская Аравия (128 млрд долл.), а третье место занимала Малайзия (87 млрд долл.).

В Европе исламское финансирование развивается с 1978 г. Так, на сегодняшний день в Великобритании насчитывается 23 исламских банка, в Швейцарии — 5, в Люксембурге и Франции — по 4. Примечательна позиция Великобритании, правительство которой поставило целью превратить Лондон в центр исламских финансов Европы. В 2000 г. Банк Англии совместно с казначейством создали рабочую группу по рассмотрению возможностей и проблем развития данной отрасли, и в 2003 г. в налоговую и регулятивную системы страны был внесен ряд необходимых изменений. В сентябре 2004 г. после трудных дебатов Банк Англии выдал лицензию на создание первого исламского банка в Европе — British Islamic Bank. В Европейском союзе, где проживают 15 млн мусульман и куда намерена вступить Турция, создание исламских банков представляется вполне возможным. В настоящее время в мире насчитывается около 300 исламских банков, суммарные активы которых составляют приблизительно 700 млрд долл. По некоторым оценкам, к 2010 г. объем исламских банковских активов может достигнуть 1 трлн долл. [1].

История возникновения исламских банков

Первые попытки создания исламских банков были предприняты в середине 1940-х гг. в Малайзии и в конце 1950-х гг. в Пакистане, однако первым банком, функционирующим на основе законов шариата, стал созданный в 1963 г. в Египте банк Mit Ghamr Savings Bank, впоследствии переименованный в Nasser Social Bank. В 1975 г. на заседании Организации «Исламская конференция» (Organisation de la conference islamique; созд. в 1970 г.) было принято решение о создании Исламского банка развития (Banque islamique de development — BID) по аналогии с Всемирным банком. С этого года начали появляться исламские банки, первыми из которых были Dubai Islamique Banque (DIB), Kuwait Finance House (KFH) и Bahrain Islamic Bank (BIB) [2].

В 1979 г. Пакистан стал первой страной, объявившей об исламизации национальной банковской системы. В 1983 г. по этому пути пошли Судан и Иран. В марте 1981 г. была сформирована ассоциация мусульманских инвесторов, которая создала холдинг Dar El Mal Al Islam (DMI) с местопребыванием в Женеве,

1 Согласно закону 1983 г. «О банковских операциях без риба», все банки принадлежат государству и работают на беспроцентной основе.

очень быстро распространивший свою деятельность на многие страны мира.

В последние два года наблюдается стремительный рост исламских банков в странах Персидского залива. Стабильное развитие этого сектора продолжается и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии [3]. По данным Международной ассоциации исламских банков (Islamic Banks International Association), сегодня в 35 странах функционируют приблизительно 200 таких кредитных учреждений [4]. На начало 2000 г. общая сумма активов, управляемых на основе принципов шариата, составляет, по разным оценкам, около 160 млрд долл. [5]. По мировым меркам это немного — значительно меньше активов одного крупного японского или американского банка. Однако динамика развития исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегодные темпы роста в этом секторе составляют 10-15%.

Доля исламских банков на рынке банковских продуктов и услуг исламских стран составляет от 10 до 20%, в том числе в Малайзии — 10% (в ближайшем будущем правительство страны намерено довести эту долю до 20%), в Кувейте и Катаре — 20%, в Саудовской Аравии — 15%, в Судане — 30% и т. д. Потенциал развития исламских банков связан с тем, что численность мусульманского населения, проживающего в 58 странах мира, составляет 1,6 млрд человек, не считая нескольких миллионов жителей исламских стран.

Основные продукты исламского банка

Исламские банки не получают процентов (по-арабски — риба), не могут вести дела в условиях неопределенности майсира (азартная игра), получать доходы, возникшие из случайного стечения обстоятельств. Кроме того, они не вправе финансировать производство и торговлю товарами, определенными исламом как нечистые (свинина, алкоголь, табак, наркотики и др.). Исламский банк участвует как в прибылях, так и в убытках клиента. Его деятельность регулируется многочисленными религиозными запретами (харам). Но в экономике исламские банки выполняют те же функции, что и обычные: осуществляют платежи в стране и за рубежом, а также являются финансовыми посредниками.

Однако деятельность исламского банка в качестве финансового посредника резко выделяет его из общего ряда аналогичных учреждений. Если обычный банк при получении средств своих вкладчиков и последующей передаче их другим клиентам назначает цену денег в форме ссудного процента, то исламский вместо взимания процента делит полученную кредитором прибыль сначала с ним, а потом — со своими вкладчиками. Если предпринимательская деятельность кредитора принесла убытки, они также делятся между кредитором, банком и его вкладчиками. В итоге вознаграждение исламского банка или вкладчика является результатом предпринимательской прибыли, а не изначально гарантированным и фиксированным по абсолютной величине ссудным процентом (он полностью выведен исламом из экономического оборота). При этом исламская банковская деятельность становится в полной мере инвестиционной.

Перечислим основные исламские банковские продукты и виды контрактов.

Mudaraba — контракт между одним или несколькими вкладчиками капитала (rab el mal), с одной

стороны, и предпринимателем, который организует < работы, необходимые для использования средств ^ (mudareb), с другой. Исламские банки могут при этом о выступать в качестве mudareb, когда помещают сред- 5 ства на счета инвестора, или rab el mal, если участву- i ют в операции, организованной другим банком, осу- È^ ществляющим функции mudareb. Рассматриваемые ^ контракты выступают в двух видах: ^

1) ограниченные контракты, касающиеся отдельной m операции; о

2) неограниченные контракты, когда mudareb не ин- < формирует инвесторов об осуществляемых им кон- ^ трактах. е Musharaka (активное партнерство) — контракт между двумя или более сторонами о финансировании проекта. Прибыли и убытки от проекта распределяются пропорционально вкладу участников. Это в основном долгосрочные коммерческие контракты.

Ijara waiktinaa (финансовый лизинг) — средне-и долгосрочный контракт о финансовом лизинге — предполагает приобретение банком актива, который он затем сдает в аренду предприятию на определенный период. При этом арендатор имеет возможность выкупить этот актив. Подобные контракты распространены в сфере недвижимости, наземного и воздушного транспорта, машиностроения.

Morabaha — контракт о продаже товаров по цене, равной себестоимости плюс определенная надбавка, величина которой согласована между продавцом и покупателем. Такой контракт может быть простым (между покупателем и продавцом) или трехсторонним (между продавцом, покупателем и банком-посредником, организующим и осуществляющим эту сделку за определенную плату).

Bai al salarm - контракт, обязывающий покупателя оплатить продавцу по договорной цене товар, который затем поставляется в рассрочку (например, сельскохозяйственную продукцию).

Istisna'a — контракт о финансировании банком оборотного капитала предприятий. В этом случае речь идет о финансировании потребляемого предприятиями газа, электричества и т. д., т. е. о продуктах, которые не могут быть объектами финансового лизинга.

Sukuk — облигации, выпущенные банками для финансирования конкретного средне- или долгосрочного проекта, который может осуществляться как государством, так и частными компаниями. В отличие от инструментов с фиксированной процентной ставкой для sukuk установлена плавающая процентная ставка.

Quard hassan — предоставление банком займов или привлечение депозитов на беспроцентной основе [6].

Таким образом, исламские банки осуществляют различные операции, за исключением тех, которые противоречат законам шариата (например, предоставление займов и кредитов под проценты). В активах исламских банков представлены все перечисленные выше продукты, которые могут быть сгруппированы следующим образом: финансирование международной торговли, среднесрочное финансирование и финансирование капитала. В пассивы банков помимо собственного капитала включены текущие счета (quard hassan), сберегательные вклады (mudaraba), средства с которых используются для финансирования краткосрочных операций, и инвестиционные вклады (mudaraba и musharaka), на которые распределяются прибыли и убытки банка.

В каждом исламском банке помимо традиционных для банков органов контроля действует «комитет по шариату», выступающий как независимый консуль-

< тант по вопросам законодательства, а также осу-^ ществляющий надзор за деятельностью банка, чтобы о обеспечить ее соответствие принципам шариата. Что

< касается внутреннего и внешнего контроля за дея-н тельностью исламских банков, то большинство из них Ei приняли международные нормы и стандарты контроля £ в области финансового учета и аудита.

ш Исламский банкинг в условиях мирового о финансового кризиса

х Мировой финансовый кризис повысил интерес к ис-е ламскому банкингу во многих странах мира, поскольку исламские финансовые институты показали не только свою жизнеспособность, но и устойчивость к кризисам. На протяжении последних лет исламское финансирование активно развивается, увеличивая темпы роста в среднем на 20-25% ежегодно. Согласно данным IFSL (International Financial Services, London), с конца 2007-го по 2008 г. рост активов исламской финансовой индустрии вырос на 25% и составил 951 млрд долл. против 758 млрд долл. Несмотря на радикально изменившуюся инвестиционную среду, большинство аналитиков пророчат дальнейший рост исламского финансирования и увеличение его вдвое в ближайшие годы. Данный прогноз подтверждает консалтинговая компания «Ernst & Young» («E&Y»), отмечая, что сумма активов исламских финансовых институтов в 20102011 гг. перешагнет отметку в 1 трлн долл.

Напомним, что после кризиса на Западе официальная газета Ватикана «L'Osservatore Romano» на своих страницах призвала западную банковскую систему к изучению принципов исламского банкинга: «Этические принципы, на которых основаны исламские финансы, могут помочь приблизить банки к клиентам и вдохнуть в них истинный дух, который должен присутствовать в любых финансовых услугах» [7]. Отсутствие кризисных явлений в экономике мусульманских государств явно свидетельствует в пользу исламского банкинга.

Интересно, что после кризиса исламский банкинг стал одной из самых быстрорастущих финансовых отраслей в мире. Так, за последние годы, несмотря на финансовый кризис, отрасль росла на 15% ежегодно (а в странах Организации «Исламская конференция» рост достигал 20%).

Исламский банкинг в Азербайджане

Создание совместной инвестиционной компании по принципам шариата было объявлено на инвестиционной конференции Исламского банка развития в Баку (8-9 ноября 2006 г.). Меморандум о взаимопонимании между АИК и ICD по данному вопросу был подписан 18 августа 2007 г.

Азербайджан активно расширяет сотрудничество с Исламским банком развития (IDB) для внедрения в систему исламского банка в Азербайджане. Пока в стране учреждена одна совместная с IDB компания — «Caspian International Investment Company» (Азербайджанская инвестиционная компания — 25%, IDB — 75%), которая ставит перед собой две цели: обеспечение притока инвестиций в Азербайджан и выход азербайджанских компаний на международный рынок. Она также имеет возможность вложения инвестиций в предприятия ненефтяного сектора, занимающиеся традиционным финансированием, за исключением проектов, не отвечающих исламским принципам (производство спиртных напитков и мяса свинины), в банковское и страховое дело.

До сих пор только один малый азербайджанский банк — Ковсарбанк — попытался предоставлять полную линейку услуг исламского банкинга. Однако в январе 2011 г. Центробанк Азербайджана отозвал его лицензию за нарушение требований законодательства.

Осенью 2011 г. крупнейший в республике Международный банк Азербайджана (МБА) планирует открыть специализированное отделение по предоставлению ограниченной линейки продуктов исламского банкинга, что свидетельствует о постепенном усилении роли ислама в азербайджанском обществе. Ряд азербайджанских банков уже предоставляют подобные кредиты, но в стране отсутствует нормативная правовая база для оказания полного спектра услуг исламского банкинга.

МБА — не единственный банк, присматривающийся к исламской финансовой системе. В апреле 2011 г. коммерческий банк «Никойл» (контрольный пакет акций которого находится в российских руках) начал предлагать своим клиентам новую услугу: беспроцентный вклад, инвестируемый в деловые предприятия, работающие по законам шариата. О планах по предоставлению финансовых продуктов, отвечающих законам шариата, заявил «Амрахбанк», часть пакета акций которого принадлежит Международному инвестиционному банку (International Investment Bank) из Бахрейна. Цель данного шага — освоение рынка исламского банкинга в Азербайджане и соседних регионах.

Несмотря на явное повышение интереса к рассматриваемой проблеме, профессор З. Мамедов считает, что вопрос внедрения исламского банкинга нужно тщательно и всесторонне изучить и прежде всего необходимо решить два вопроса: «Во-первых, это создание соответствующей законодательной базы, во-вторых — подготовка кадров, формирование системы образования в этой сфере. Второй момент немаловажен, иначе может сложиться ненормальная ситуация, когда в исламском банкинге будут задействованы непрофессионалы, что недопустимо» [8]. Соглашаясь с этим мнением, мы считаем, что исламское финансирование имеет хорошие перспективы и благоприятную атмосферу для развития на рынке Азербайджана, 98% населения которого — мусульмане.

Проблемы развития исламского банкинга

Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламского банкинга порождают потребность в квалифицированных кадрах, однако текущие возможности учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в области исламского финансирования, не в состоянии ее удовлетворить. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами. Центральную роль в решении этой задачи призваны сыграть эксперты, знающие исламское право и западное финансовое дело и свободно владеющие арабским и английским языками.

Несмотря на растущий интерес к исламскому банкингу, он все еще находится на ранней стадии развития. Выход на рынки сопряжен с всевозрастающей конкуренцией со стороны традиционных банков, начавших предлагать продукты исламского банкинга (путем открытия «исламских окон» — отделений банка, занимающихся предоставлением услуг согласно нормам шариата), с трансформацией традиционных банков в исламские и появлением новых игроков на рынке.

Текущее падение цен на нефть и снижение уровня временно свободной ликвидности также сказывается на возможностях исламских банков конкурировать с традиционными на западных финансовых рынках.

Отсутствие эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами. Ограниченные согласно принципам ислама возможности для инвестиций, в свою очередь, приводят к необоснованному завышению стоимости активов.

Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам по сравнению с общими для банковской индустрии, в том числе рискам соответствия принципам шариата, правовым рискам и т. п. В условиях расширения института исламского банкинга функция управления рисками в исламских финансовых институтах должна обеспечить не только управление такими рисками, но и стабильное развитие.

На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и

нормативно-правовой базы для исламских финан- < совых институтов. В результате в некоторых странах ^ они работают согласно стандартам AAOIFI (Бухгал- о терская и аудиторская организация для исламских < финансовых институтов), в то время как в других н используют стандарты, предписанные для традиционных финансовых институтов. с^

v

Литература о

о

1. О'Нейл Д. Исламские финансы: необходимость унификации // Euromoney. 2008. N 466. P. 122-123. □=

2. Латиф К. Исламское финансовое дело // Butterworths ^ Journal of International Banking and Financial Law. 2006.

N 1. P. 10-13.

3. О'Нейл Д. Исламские финансы: необходимость унификации // Euromoney. 2008. N 466. P. 122-123.

4. Middle East Economic Digest. 2000. November 29. P. 28.

5. Эксперт. 2000. № 4 (217). 31 янв. С. 17.

6. Некрасов Ю. Банкинг по законам шариата // БДМ: Банки и деловой мир. 2006. № 3. C. 15-22.

7. Finans dunyasi. 2010. N 6. S. 12-18.

8. Мамедов З. Ф. В Азербайджане необходимо создание специализированных банков по отдельным отраслям экономики // http://1news.az.

Издания СПбУУиЭ

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики

ежеквартально выпускает в свет журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики».

В номерах журнала представлены качественные работы и исследования сотрудников, аспирантов и студентов как Университета, так и других вузов и организаций Санкт-Петербурга, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. В журналах опубликованы статьи, посвященные как экономическим, так и социально-правовым проблемам.

Существенно расширен состав редакционного совета и редакционной коллегии журнала, что, несомненно, сказывается на качестве публикуемых материалов. К публикации принимаются прошедшие отбор научной редакцией статьи, рассматривающие наиболее актуальные проблемы основных аспектов жизни современного общества — экономической теории и практики, правоведения, социологии и управления.

Территория распространения издания увеличена с регионального масштаба до общефедерального. Журнал зарегистрирован в Международном центре ISSN, расположенном в Париже и функционирующем при поддержке

ЮНЕСКО, где ему присвоен международный стандартный серийный номер (International Standard Serial Numbering — ISSN) 2075-4515.

Содержание и оформление «Ученых записок СПбУУиЭ» приведены в соответствие с требованиями Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Согласно указанным положениями и современному формату научных периодических изданий все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык. Публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. Теперь материалы «Ученых записок СПбУУиЭ» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикации просьба обращаться по телефону: (812) 448-82-50.

Подписка принимается во всех отделениях связи. Индекс в каталогах: «Пресса России» — 82147, ОАО «Роспечать» — 32773, ООО «Северо-Западное Агентство „Прессинформ"» — 29969. Принимается также редакционная подписка на издание: телефон: (812) 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.