МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
И.Ю. Блясова
Аннотация. В статье представлены основные компоненты структурно-функциональной модели, а также показатели и уровни готовности педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: работа с несовершеннолетними нарушителями; подготовка педагогов к профессиональной деятельности; технология подготовки педагогов; критерии, компоненты и принципы готовности педагогов к профессиональной деятельности.
Summary. The article deals with the main components of structural and functional model, as well as indicators and levels of teachers' readiness to work with juvenile offenders.
Keywords: work with juvenile offenders, training of teachers to professional activity, methods of training, criteria, components and indicators of teachers' readiness to professional activity.
Основу в формировании готовности педагога к работе с трудными подростками составляет структурно-функциональная модель. При этом под моделью понимается совокупность требований к специалисту, составленных с учетом личностных и профессиональных характеристик, необходимых для эффективного проведения деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в современном обществе [1, с. 82].
Модель специалиста - выпускника педагогического вуза - выступает в качестве ориентира эффективного проведения деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Показателем и конечным результатом работы по данной технологии
является готовность будущих педагогов к проведению деятельности по предупреждению правонарушений в подростковой среде.
Теоретическими предпосылками для разработки технологии явились следующие положения:
• предлагаемая технология представляет собой комплексную модель, интегрирующую технологию лич-ностно-ориентированного обучения, технологию учебной дискуссии, технологию проектной деятельности, технологию обучения в сотрудничестве, технологию формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.;
• проектируемая технология является интегративной как по содержа-
143
144
нию, поскольку сочетает различные образовательные технологии, так и по форме, так как интегрирует очное, заочное обучение и самообразование.
Готовность выступает как важное условие успешного выполнения деятельности (В.А. Сластенин, Л.А. Кан-дыбович, И.Б. Котова, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Э.В. Ха-чатрян и др.), способствует правильному использованию знаний, опыта, личностных качеств, обеспечивает их контроль, перестройку деятельности при появлении препятствий.
Автор выделяет пять основных компонентов готовности:
• мотивационный - отношение к деятельности в области профилактики правонарушений, как важной педагогической сфере, стремление постоянно совершенствоваться в ней;
• ориентационный - представление об особенностях, условиях, требованиях к личности педагога, работающего в области профилактики правонарушений несовершеннолетних;
• операциональный - владение способами деятельности в сфере профилактики правонарушений, методами и приемами, специальными умениями и навыками; сформированность общепрофессиональных и специальных умений и навыков, необходимых для осуществления профилактики правонарушений несовершеннолетних;
• знаниевый - включает непосредственно знания о формах, методах, условиях, специфике осуществления предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а также гностическую составляющую - желание и умение познавать возрастные и индивидуально-психологические особенности других людей, содержание и способы воздействия на них;
• практический (опыт) - наличие опыта проведения профилактической работы; опыта организации взаимодействия с подростками, родителями, учителями; опыта использования определенных технологий профилактики правонарушений; опыта анализа собственной деятельности.
Готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности базируется на следующих основных принципах: субъектности, проблемности, доступности, принципе реализации обратной связи, гуманизма и гуманизации, непрерывности и преемственности. Их выбор был связан с особенностями образовательного процесса в высшей школе, а также с назначением и содержанием деятельности будущего педагога в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.
При создании модели мы исходили из того, что она должна отражать виды будущей деятельности педагога, обусловленные социально-экономическими условиями, и диктуемые требованием профессии. При описании модели специалиста руководствовались вышеперечисленными принципами подготовки будущих специалистов к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
В качестве основных компонентов модели выделяются целевой компонент, содержательным и организационно-исполнительский, технологический, оценочно-результативный. Далее остановимся на их рассмотрении.
Целевой компонент заключался в разработке, теоретическом обосновании и проверке эффективности модели по формированию готовности будущего педагога к работе с «трудными» подростками. При этом акцент был сделан на формировании у буду-
Преподаватель
4 / 2012
щих педагогов фундаментальных знаний в области педагогики, психологии и права.
Разработанная модель процесса формирования готовности будущего педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних была ориентирована на решение следующих задач:
• освоение и расширение знаний на междисциплинарном уровне для организации и проведения эффективной профилактической работы в подростковой среде;
• совершенствование знаний, умений и навыков по разрешению педагогических ситуаций риска совершения правонарушений;
• освоение технологий педагогического взаимодействия при организации профилактической работы;
• развитие свойств личности педагога, необходимых для профилактики правонарушений в школьной среде;
Содержательный и организационно-исполнительский компонент состоял в изучении названной проблемы на междисциплинарном уровне, с учетом психологических особенностей и закономерностей развития подростков, специфики правонарушений и преступлений, совершаемых ими, а также факторов, оказывающих негативное влияние на личность несовершеннолетних и др.
Работа планировалась и проводилась в несколько этапов:
На первом (мотив ационно-диагнос-тическом) этапе внимание уделялось формированию психолого-педагогических, правовых знаний, знаний по разрешению проблемных ситуаций с которыми сталкиваются подростки, совершающие правонарушения, а также к овладению приемами защиты ре-
бенка от всех форм физического и психического насилия. Данный этап преимущественно был направлен на формирование у будущих педагогов интереса к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Студентов знакомили с психолого-педагогическими особенностями подростков, диагностическими методиками, направленными на изучение субъектно-сти подростков (методика Р.В. Овча-ровой), социально-психологической адаптации (СПА), методикой А.Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», методикой выявления доминирующих мотивов криминальной мотивации несовершеннолетних (Ю.А. Малюшиной) и др.
Важным направлением подготовки специалистов к работе с подростками на данном этапе считаем введение специализации «Правовая защита детей», а также курсов по выбору по следующей тематике: «Организация профилактики девиантного поведения детей в России», «Психолого-педагогические основы предупреждения наркомании в подростковой среде», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Формирование мировоззренческих позиций молодежи в условиях многополярного мира».
Второй этап (информационно-аналитический) был направлен на использование в профессиональной подготовке ресурсов учебной практики. В соответствии с Госстандартом и учебным планом студенты факультета истории и права проходят практику, начиная со второго курса (учебная практика), позже - летнюю педагогическую практику в оздоровительных лагерях отдыха, далее следует педагогическая практика (производственная) в образова-
145
146
тельных учреждениях и преддипломная практика.
В процессе совместной деятельности, общения с учащимися, преподавателями и родителями студенты на практике применяют теоретические знания по правовым, психолого-педагогическим дисциплинам, реализуют диагностические методики, применение которых позволяет выявить предрасположенность подростков к совершению правонарушений. Практика также способствует развитию интереса и мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного специалиста.
На третьем этапе (собственно практическом) углубляются представления студентов о различных направлениях деятельности педагога в сфере профилактики правонарушений и апробируются имеющиеся у них знания. Одним из средств достижения цели данного этапа может стать выполнение курсовой работы, предполагающей моделирование процесса профилактики правонарушений в школьной среде с учетом социокультурных особенностей конкретного образовательного учреждения.
На четвертом этапе (методико-технологическом) цель методиста, руководителя практики заключалась в том, чтобы помочь студенту найти и осмыслить пути, методы, средства и возможности оказания помощи подросткам, пребывающим в трудной жизненной ситуации. На данном этапе студентам предоставлялась возможность понаблюдать и самим принять участие в коррекционной работе, а также составить и защитить индивидуальный проект (программу), по моделированию и решению ситуаций риска совершения преступлений и
правонарушений подростками. Защита этих программ предполагала использование тех знаний, которые студенты получили на предыдущих этапах подготовки. Критерием эффективности на данном этапе явилось достижение уровня системной готовности к профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Обязательным компонентом практической деятельности студента является рефлексивный анализ. Он становится возможным при соответствующей организации и проведении конференции по итогам практики.
Содержательный компонент готовности педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних проявляется в наличии обобщенной системы знаний о типичных ситуациях риска совершения правонарушений и алгоритмов их профилактики.
Технологический компонент включает в себя постановку с последующим анализом и решением системы практических, корреляционных, исследовательских, проблемных, правовых задач и ситуаций, групповых дискуссий, разработку проектов, презентаций, деловых игр.
Оценочно-результативный компонент включает диагностические и корреляционные методики, уровни, показатели готовности педагогов к работе по профилактике преступности несовер-шен нолетних.
Под уровнем готовности к профилактике преступности несовершеннолетних понимаем уровень развития теоретической осведомленности и технологических умений для достижения эффективных результатов по устранению или снижению негативных последствий проявления правонарушений несовершеннолетних.
Преподаватель
ЕК
4 / 2012
Содержательная характеристика уровней готовности педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних определяется особенностями интеграции в единое целое теоретической и практической готовности педагога к профилактике правонарушений:
• интуитивный уровень готовности педагога к профилактике преступности в школьной среде, или уровень спонтанных решений, характеризуется тем, что теоретическая и практическая готовность как системный элемент находится в стадии станов ле ния;
• базовый уровень готовности педагога к профилактике преступности несовершеннолетних в школьной среде связан с тем, что теоретическая готовность достигла минимально необходимого уровня и характеризуется как система, а практическая готовность находится в стадии становления;
• уровень функциональной готовности педагога к профилактике правонарушений в школьной среде (теоретическая и практическая готовность в своём развитии достигла уровня системы, но не интегрирована в единое целое);
• уровень системной готовности педагога к профилактике правонарушений в школьной среде (интеграция теоретической и практической готовности в целостную систему).
Единство и высокий уровень реализации названных компонентов является внутренним признаком сформированности профессиональной готовности к взаимодействию с подростками, совершающими правонарушения.
В структуре готовности будущих педагогов к профилактике правонарушений можно выделить следующие показатели: наличие профессиональных, в том числе правовых знаний; знание современных образовательных технологий педагогического взаимодействия и умений их использовать; знание основных направлений государственной политики в области предупреждения преступности и умения их использовать; умение организовывать различные виды деятельности с подростками с целью формирования у них законопослушного поведения; умение анализировать результативность работы в процессе профилактической деятельности; умение решать педагогические ситуации в условиях риска совершенствования преступлений; осознание ответственности за результаты работы; уровень развития социально одобряемой активности.
Таким образом, готовность будущих педагогов к профилактике правонарушений несовершеннолетних призвана обеспечить восстановление личностного и социального статуса подростков-правонарушителей, поддерживая процессы самосовершенствования их личности, развития индивидуальности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моложавенко В.Л. Компетентностная модель специалиста - выпускника вуза как основа проектирования технологии компетентностного подхода к образованию // Вестник университета Российской академии образования. - 2008. - № 3. ■
147