Научная статья на тему 'Модель готовности будущих педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Модель готовности будущих педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НАРУШИТЕЛЯМИ / WORK WITH JUVENILE OFFENDERS / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRAINING OF TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / КРИТЕРИИ / CRITERIA / КОМПОНЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS AND INDICATORS OF TEACHERS' READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY / METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блясова И. Ю.

В статье представлены основные компоненты структурнофункциональной модели, а также показатели и уровни готовности педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main components of structural and functional model, as well as indicators and levels of teachers readiness to work with juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Модель готовности будущих педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

И.Ю. Блясова

Аннотация. В статье представлены основные компоненты структурно-функциональной модели, а также показатели и уровни готовности педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Ключевые слова: работа с несовершеннолетними нарушителями; подготовка педагогов к профессиональной деятельности; технология подготовки педагогов; критерии, компоненты и принципы готовности педагогов к профессиональной деятельности.

Summary. The article deals with the main components of structural and functional model, as well as indicators and levels of teachers' readiness to work with juvenile offenders.

Keywords: work with juvenile offenders, training of teachers to professional activity, methods of training, criteria, components and indicators of teachers' readiness to professional activity.

Основу в формировании готовности педагога к работе с трудными подростками составляет структурно-функциональная модель. При этом под моделью понимается совокупность требований к специалисту, составленных с учетом личностных и профессиональных характеристик, необходимых для эффективного проведения деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в современном обществе [1, с. 82].

Модель специалиста - выпускника педагогического вуза - выступает в качестве ориентира эффективного проведения деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Показателем и конечным результатом работы по данной технологии

является готовность будущих педагогов к проведению деятельности по предупреждению правонарушений в подростковой среде.

Теоретическими предпосылками для разработки технологии явились следующие положения:

• предлагаемая технология представляет собой комплексную модель, интегрирующую технологию лич-ностно-ориентированного обучения, технологию учебной дискуссии, технологию проектной деятельности, технологию обучения в сотрудничестве, технологию формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности и др.;

• проектируемая технология является интегративной как по содержа-

143

144

нию, поскольку сочетает различные образовательные технологии, так и по форме, так как интегрирует очное, заочное обучение и самообразование.

Готовность выступает как важное условие успешного выполнения деятельности (В.А. Сластенин, Л.А. Кан-дыбович, И.Б. Котова, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Э.В. Ха-чатрян и др.), способствует правильному использованию знаний, опыта, личностных качеств, обеспечивает их контроль, перестройку деятельности при появлении препятствий.

Автор выделяет пять основных компонентов готовности:

• мотивационный - отношение к деятельности в области профилактики правонарушений, как важной педагогической сфере, стремление постоянно совершенствоваться в ней;

• ориентационный - представление об особенностях, условиях, требованиях к личности педагога, работающего в области профилактики правонарушений несовершеннолетних;

• операциональный - владение способами деятельности в сфере профилактики правонарушений, методами и приемами, специальными умениями и навыками; сформированность общепрофессиональных и специальных умений и навыков, необходимых для осуществления профилактики правонарушений несовершеннолетних;

• знаниевый - включает непосредственно знания о формах, методах, условиях, специфике осуществления предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а также гностическую составляющую - желание и умение познавать возрастные и индивидуально-психологические особенности других людей, содержание и способы воздействия на них;

• практический (опыт) - наличие опыта проведения профилактической работы; опыта организации взаимодействия с подростками, родителями, учителями; опыта использования определенных технологий профилактики правонарушений; опыта анализа собственной деятельности.

Готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности базируется на следующих основных принципах: субъектности, проблемности, доступности, принципе реализации обратной связи, гуманизма и гуманизации, непрерывности и преемственности. Их выбор был связан с особенностями образовательного процесса в высшей школе, а также с назначением и содержанием деятельности будущего педагога в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.

При создании модели мы исходили из того, что она должна отражать виды будущей деятельности педагога, обусловленные социально-экономическими условиями, и диктуемые требованием профессии. При описании модели специалиста руководствовались вышеперечисленными принципами подготовки будущих специалистов к работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

В качестве основных компонентов модели выделяются целевой компонент, содержательным и организационно-исполнительский, технологический, оценочно-результативный. Далее остановимся на их рассмотрении.

Целевой компонент заключался в разработке, теоретическом обосновании и проверке эффективности модели по формированию готовности будущего педагога к работе с «трудными» подростками. При этом акцент был сделан на формировании у буду-

Преподаватель

4 / 2012

щих педагогов фундаментальных знаний в области педагогики, психологии и права.

Разработанная модель процесса формирования готовности будущего педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних была ориентирована на решение следующих задач:

• освоение и расширение знаний на междисциплинарном уровне для организации и проведения эффективной профилактической работы в подростковой среде;

• совершенствование знаний, умений и навыков по разрешению педагогических ситуаций риска совершения правонарушений;

• освоение технологий педагогического взаимодействия при организации профилактической работы;

• развитие свойств личности педагога, необходимых для профилактики правонарушений в школьной среде;

Содержательный и организационно-исполнительский компонент состоял в изучении названной проблемы на междисциплинарном уровне, с учетом психологических особенностей и закономерностей развития подростков, специфики правонарушений и преступлений, совершаемых ими, а также факторов, оказывающих негативное влияние на личность несовершеннолетних и др.

Работа планировалась и проводилась в несколько этапов:

На первом (мотив ационно-диагнос-тическом) этапе внимание уделялось формированию психолого-педагогических, правовых знаний, знаний по разрешению проблемных ситуаций с которыми сталкиваются подростки, совершающие правонарушения, а также к овладению приемами защиты ре-

бенка от всех форм физического и психического насилия. Данный этап преимущественно был направлен на формирование у будущих педагогов интереса к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Студентов знакомили с психолого-педагогическими особенностями подростков, диагностическими методиками, направленными на изучение субъектно-сти подростков (методика Р.В. Овча-ровой), социально-психологической адаптации (СПА), методикой А.Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», методикой выявления доминирующих мотивов криминальной мотивации несовершеннолетних (Ю.А. Малюшиной) и др.

Важным направлением подготовки специалистов к работе с подростками на данном этапе считаем введение специализации «Правовая защита детей», а также курсов по выбору по следующей тематике: «Организация профилактики девиантного поведения детей в России», «Психолого-педагогические основы предупреждения наркомании в подростковой среде», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Формирование мировоззренческих позиций молодежи в условиях многополярного мира».

Второй этап (информационно-аналитический) был направлен на использование в профессиональной подготовке ресурсов учебной практики. В соответствии с Госстандартом и учебным планом студенты факультета истории и права проходят практику, начиная со второго курса (учебная практика), позже - летнюю педагогическую практику в оздоровительных лагерях отдыха, далее следует педагогическая практика (производственная) в образова-

145

146

тельных учреждениях и преддипломная практика.

В процессе совместной деятельности, общения с учащимися, преподавателями и родителями студенты на практике применяют теоретические знания по правовым, психолого-педагогическим дисциплинам, реализуют диагностические методики, применение которых позволяет выявить предрасположенность подростков к совершению правонарушений. Практика также способствует развитию интереса и мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного специалиста.

На третьем этапе (собственно практическом) углубляются представления студентов о различных направлениях деятельности педагога в сфере профилактики правонарушений и апробируются имеющиеся у них знания. Одним из средств достижения цели данного этапа может стать выполнение курсовой работы, предполагающей моделирование процесса профилактики правонарушений в школьной среде с учетом социокультурных особенностей конкретного образовательного учреждения.

На четвертом этапе (методико-технологическом) цель методиста, руководителя практики заключалась в том, чтобы помочь студенту найти и осмыслить пути, методы, средства и возможности оказания помощи подросткам, пребывающим в трудной жизненной ситуации. На данном этапе студентам предоставлялась возможность понаблюдать и самим принять участие в коррекционной работе, а также составить и защитить индивидуальный проект (программу), по моделированию и решению ситуаций риска совершения преступлений и

правонарушений подростками. Защита этих программ предполагала использование тех знаний, которые студенты получили на предыдущих этапах подготовки. Критерием эффективности на данном этапе явилось достижение уровня системной готовности к профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Обязательным компонентом практической деятельности студента является рефлексивный анализ. Он становится возможным при соответствующей организации и проведении конференции по итогам практики.

Содержательный компонент готовности педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних проявляется в наличии обобщенной системы знаний о типичных ситуациях риска совершения правонарушений и алгоритмов их профилактики.

Технологический компонент включает в себя постановку с последующим анализом и решением системы практических, корреляционных, исследовательских, проблемных, правовых задач и ситуаций, групповых дискуссий, разработку проектов, презентаций, деловых игр.

Оценочно-результативный компонент включает диагностические и корреляционные методики, уровни, показатели готовности педагогов к работе по профилактике преступности несовер-шен нолетних.

Под уровнем готовности к профилактике преступности несовершеннолетних понимаем уровень развития теоретической осведомленности и технологических умений для достижения эффективных результатов по устранению или снижению негативных последствий проявления правонарушений несовершеннолетних.

Преподаватель

ЕК

4 / 2012

Содержательная характеристика уровней готовности педагога к профилактике правонарушений несовершеннолетних определяется особенностями интеграции в единое целое теоретической и практической готовности педагога к профилактике правонарушений:

• интуитивный уровень готовности педагога к профилактике преступности в школьной среде, или уровень спонтанных решений, характеризуется тем, что теоретическая и практическая готовность как системный элемент находится в стадии станов ле ния;

• базовый уровень готовности педагога к профилактике преступности несовершеннолетних в школьной среде связан с тем, что теоретическая готовность достигла минимально необходимого уровня и характеризуется как система, а практическая готовность находится в стадии становления;

• уровень функциональной готовности педагога к профилактике правонарушений в школьной среде (теоретическая и практическая готовность в своём развитии достигла уровня системы, но не интегрирована в единое целое);

• уровень системной готовности педагога к профилактике правонарушений в школьной среде (интеграция теоретической и практической готовности в целостную систему).

Единство и высокий уровень реализации названных компонентов является внутренним признаком сформированности профессиональной готовности к взаимодействию с подростками, совершающими правонарушения.

В структуре готовности будущих педагогов к профилактике правонарушений можно выделить следующие показатели: наличие профессиональных, в том числе правовых знаний; знание современных образовательных технологий педагогического взаимодействия и умений их использовать; знание основных направлений государственной политики в области предупреждения преступности и умения их использовать; умение организовывать различные виды деятельности с подростками с целью формирования у них законопослушного поведения; умение анализировать результативность работы в процессе профилактической деятельности; умение решать педагогические ситуации в условиях риска совершенствования преступлений; осознание ответственности за результаты работы; уровень развития социально одобряемой активности.

Таким образом, готовность будущих педагогов к профилактике правонарушений несовершеннолетних призвана обеспечить восстановление личностного и социального статуса подростков-правонарушителей, поддерживая процессы самосовершенствования их личности, развития индивидуальности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моложавенко В.Л. Компетентностная модель специалиста - выпускника вуза как основа проектирования технологии компетентностного подхода к образованию // Вестник университета Российской академии образования. - 2008. - № 3. ■

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.