Научная статья на тему 'Модель государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования (на примере системы образования г. Краснодара)'

Модель государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования (на примере системы образования г. Краснодара) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ / КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PRINCIPLE OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT OF EDUCATION / CIVIL PARTICIPATION IN MANAGEMENT OF EDUCATION / CRITERIA FOR ACTIVITY OF A MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF THE PUBLIC AND STATE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харьковская Галина Захаровна, Чермит Казбек Довлетмизович, Исаков Олег Иванович

Основываясь на решениях государственных и региональных органов власти и образования, обоснованы цель, критерии, структурные компоненты модели государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования, определена их иерархия, экспериментально доказана ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харьковская Галина Захаровна, Чермит Казбек Довлетмизович, Исаков Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT OF ACTIVITY OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM (AS SHOWN BY THE EDUCATION SYSTEM OF KRASNODAR)

The paper substantiates the purpose, criteria and structural components of the model of state and public management of activity of a municipal education system on the basis of decisions taken by the governement and education bodies. Their hierarchy is defined and its efficiency is experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Модель государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования (на примере системы образования г. Краснодара)»

УДК37.014(470.620) ББК 74.04 (2Рос-4Кра) Х 26

Г.З. Харьковская

Начальник общего отдела Администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара; E-mail: alex.kharkovsky@mail.ru

К.Д. Чермит

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnet.ru

О.И. Исаков

Кандидат педагогических наук, доцент, директор Кропоткинского филиала Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: isakovkcsu@mail.ru

МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОДАРА)

(Рецензирована)

Аннотация. Основываясь на решениях государственных и региональных органов власти и образования, обоснованы цель, критерии, структурные компоненты модели государственнообщественного управления деятельности муниципальной системы образования, определена их иерархия, экспериментально доказана ее эффективность

Ключевые слова: принцип государственно-общественного управления образованием;

гражданское участие в управлении образованием; критерии деятельности муниципальной системы образования; структурно-функциональная модель общественно-государственного взаимодействия.

G.Z. Kharkovskaya

Chief of the General Department of Administration of the Prikubansky District of Krasnodar; Email: alex.kharkovsky@mail.ru

K.D. Chermit

Doctor ofPedagogy, Professor, Head of General Pedagogy Department, Adyghe State University; Email: chermit@adygnet. ru

O.I. Isakov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Kropotkinsky Branch of Karachaevo-Circassian State University; E-mail: isakovkcsu@mail. ru

A MODEL OF STATE AND PUBLIC MANAGEMENT OF ACTIVITY OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM (AS SHOWN BY THE EDUCATION SYSTEM OF

KRASNODAR)

Abstract. The paper substantiates the purpose, criteria and structural components of the model of state and public management of activity of a municipal education system on the basis of decisions taken by the governement and education bodies. Their hierarchy is defined and its efficiency is experimentally proved.

Keywords: principle of state and public management of education; civil participation in management of education; criteria for activity of a municipal education system; structurally functional model of the public and state interaction.

Развитие образования невозможно без его открытости перед обществом. Открытость заключается не столько в регулярной публикации и общественной презентации отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений о своей деятельности,

сколько в общественном участии в образовательной деятельности. Оно позволит

муниципальной системе образования получить объективное представление о своем развитии,

освободиться от существующих в нем стереотипов, вступить в конструктивный

общественный диалог, развивающий взаимодействия и обеспечивающий взаимообогащение.

Открытость образования обеспечивается заложенным в Федеральный закон «Об образовании» принципом государственно-общественного управления. Этот принцип

необходимо реализовывать на условиях опережения многих иных процессов в образовании, так как инновационное развитие образования невозможно без широкой общественной поддержки и активного общественного участия в выработке образовательной политики, поиске эффективных путей обеспечения доступного и качественного образования.

Модель гражданского участия в формировании муниципальной образовательной политики должен включать в себя как поиск способов вовлечения в этот процесс широких кругов общественности, так и поиск наиболее эффективных механизмов взаимодействия власти и общества.

Однако принцип, заложенный в законе, не реализуется в полной мере с связи с отсутствием системных подходов ее организационного и процессуального обеспечения, чем и вызван интерес авторов к разработке модели государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования.

Структурно-функциональная модель деятельности муниципальной системы образования по обеспечению ресурсной значимости обращения граждан представляет собой систему взаимосвязанных элементов: цель, методологические основы, организационнопедагогические условия включения родителей в управление общеобразовательным учреждением и муниципальной системой образования, содержание деятельности, а также критерии и показатели включенности родителей в управление. Модель при своей реализации должна обеспечить успешность включения родителей в управление общеобразовательным учреждением и муниципальной системой образования, в том числе и граждан, обращающихся для решения возникающих проблем в административные органы управления.

В 2009 году постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.02.2009 № 327 утверждена Муниципальная долгосрочная целевая программа «Поддержка общественных инициатив и развития гражданского общества» на 2009-2011 годы, содержащая в себе ряд положений, составляющих основу предлагаемого проекта. Главные задачи Программы составляли следующие пункты:

1) повышение активности участия общественных объединений, некоммерческих организаций, территориальных общественных самоуправлений в решении социально значимых проблем населения муниципального образования;

2) формирование механизмов конструктивного сотрудничества органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар и общественных объединений, некоммерческих организаций, территориальных общественных самоуправлений;

3) стимулирование и использование инициатив, перспективных предложений общественных объединений, некоммерческих организаций для решения социально значимых проблем;

4) обеспечение информированности населения о деятельности различных институтов гражданского общества.

В программе представлены критерии выполнения Программы, в соответствии с которыми среди способов оценки эффективности выделяются:

- «ежегодное размещение в средствах массовой информации, на web-сайте администрации муниципального образования город Краснодар не менее 200 материалов об общественно полезной деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, консультативных и совещательных органов в сфере общественно-политических отношений, развития институтов гражданского общества;

- ежегодное изучение мнения не менее 10000 жителей муниципального образования город Краснодар по вопросам деятельности органов местного самоуправления, социально-

экономической и политической ситуации в муниципальном образовании город Краснодар, а также организация и проведение ежегодно не менее 8 социологических опросов граждан муниципального образования город Краснодар по вопросам местного значения;

- организация и проведение ежегодно не менее 5 круглых столов, конференций по решению социально значимых вопросов с участием общественных объединений, некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления».

Данное обстоятельство приводит к потребности включения в модель деятельности муниципальной системы образования по обеспечению государственно-общественный характера управления:

- создание Интернет-сайта муниципальной системы образования города Краснодара и обеспечение ее систематического пополнения;

- обеспечение ежегодного изучения общественного мнения жителей по вопросам деятельности муниципальной системы образования город Краснодар и доведение до сведения их результатов до сведения широкой общественности;

- организация и проведение мероприятий, направленных на решение социально значимых вопросов с участием общественных объединений, обучение и разъяснение вопросов, связанных с развитием муниципальной системы образования города Краснодара.

Кроме того, в Перечне мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы обращено особое внимание на информационное обеспечение деятельности муниципальной системы образования.

В этой связи в качестве элементов модели включены:

- организация и проведение встреч членов общественных объединений школ и других образовательных заведений с руководителями администрации муниципальной системы образования;

- создание форм взаимодействия и оказание информационно-методической, консультативной и организационной поддержки общественным объединениям школ, округов города, муниципальной системы образования;

- подготовка и проведение родительских собраний по наиболее важным вопросам развития муниципальной системы образования;

- содержательное и организационное обеспечение процесса патриотического воспитания участников образовательного процесса и формирования здорового образа жизни;

- определение состава регионально-национального компонента образования для сохранения, возрождения, пропаганды и популяризации героического, историко-культурного наследия Краснодара и Кубани;

- распространение опыта по самоорганизации родителей для решения вопросов образовательных учреждений и муниципальной системы образования.

В русле изложенного постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 04.02.2009 № 327 Департамента образования и науки Краснодарского края 22 июля 2008 года издан приказ №2755 «Об утверждении унифицированной формы публичного доклада общеобразовательного учреждения Краснодарского края (Приложение №2 к приказу департамента образования и науки «28»июля 2008г. №2755), где предписывается в отчете о достижении взятых обязательств по внедрению комплексного проекта модернизации образования субъектом Российской Федерации Краснодарский край в 2009 году в пятом разделе раскрыть направление: «Расширение общественного участия в управлении образованием». Здесь же приведены обязательства, которые должны быть выполнены. Учитывая, что процесс привлечения и использования ресурса обращений граждан является составной частью создания государственно-общественного участия, в управлении образованием следует принять эти пункты в качестве критериев оценки эффективности предлагаемых подходов:

- доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган государственно-общественного управления (совет), обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств сти-

мулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;

- доля муниципальных образований, имеющих орган государственно-общественного управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений;

- доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности;

- доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет;

- доля пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели;

- доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период).

В соответствии с современной теорией управления «эффективность управления определяется эффективностью того состояния, в котором оказалась управляемая система под воздействием этого управления. Соответственно в приложении к образовательным системам этот тезис выглядит следующим образом: бессмысленно оценивать отдельно эффективность деятельности органов управления образованием. Она определяется эффективностью деятельности (функционирования) управляемой образовательной системы, и только ею» То есть эффективность деятельности органов управления образованием определяется не количеством проведенных «мероприятий», проверок, смотров и т.п., что является традиционными предметами их отчетов, а исключительно показателями деятельности образовательных учреждений. (А.М. Новиков, ДА. Новиков. Интернет-ресурс http://www.anovikov.ru/artikle/upr.htm).

Таким образом, оценка деятельности муниципального образования по формированию государственно-общественной системы управления может быть произведена за счет определения доли:

- общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган государственно-общественного управления (совет), обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;

- муниципальных образований, имеющих орган государственно-общественного управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений;

- общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности;

- общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет;

- пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели;

- общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период).

Кроме критериев деятельности муниципальной системы образования, следует определить объективные критерии, позволяющие оценить включенность родителей, обращающихся к руководству муниципальной системы, и тех, которые до этого не участвовали в работе в управлении общеобразовательным учреждением.

Данный критерий может быть раскрыт рядом конкретных показателей:

- наличием системы учета обращений родителей, их анализа и обеспечения прямой и обратной связи;

- наличием нормативно-правовой базой обеспечения деятельности органов общественно-государственного соуправления на уровне школы и класса;

- количеством применяемых форм организации общественно-государственного со-управления;

- количеством применяемых мероприятий в школе и классах, в организации и проведении которых непосредственное участие принимают родители, в том числе и те, которые ранее активно не участвовали в этой работе;

- наличием документального распределения функций между органами соуправления школы и класса.

Изложенные выше показатели могут быть объединены в группу критериев, позволяющих оценить степень привлечения, применения личностных ресурсных ценностей для реализации целей образования.

Компетентность участников образовательного процесса имеет статус результативности, воспринимаемый как критерий потенциальной ресурсности и ее наращивания. К данной категории критериев могут быть отнесены:

- знания родителей относительно организации и функций муниципального образования;

- наличие навыков и умений по организации общественно-государственного соуправ-ления в школе и классе;

- знания родителей относительно своих прав и обязанностей;

- наличие опыта участия в органах общественного самоуправления;

- наличие опыта участия в организации деятельности детского коллектива.

В группу критериев, позволяющих определить деятельность по обеспечению мотивационной готовности родителей к активному участию в управлении школой, (классом) могут быть отнесены:

- количество мероприятий в школе и классах, проводимых администрацией школы, для вовлечения родителей в процесс общественно-государственного соуправления;

- доступность родителям информации о деятельности муниципальной системы образования, общеобразовательной школе и успехах каждого ученика;

- отношение родителей к образованию своих детей и к участию в управлении общеобразовательным учреждением;

- психологическая атмосфера и сплоченность в коллективах органов соуправления;

- удовлетворенность качеством взаимодействия родителей, обращавшихся в администрацию с администрацией и с другими участниками общественно-государственного со-управления.

Системным эффектом и конечной целью реализации процесса общественно-государственного соуправления является обеспечение эффективной работы родителей в органах общественного управления образованием.

Первая группа критериев преимущественно обеспечивает оценку качества реализации второго и третьего стратегических направлений, а именно: деятельность по управлению образовательной системой, направленной на развитие ресурсов и совместную деятельность в управлении муниципальной системы образования.

Группа критериев, позволяющих оценить включенность родителей, обращающихся к руководству муниципальной системы, и тех, которые до этого не участвовали в работе в управлении общеобразовательным учреждением, преимущественно направлены на оценку качества реализации стратегической линии общественно-государственного взаимодействия в процессе управления развитием муниципальной системы образования, связанного с совместной деятельностью в системе управления образовательным учреждением.

В качестве предварительных методологических оснований построения модели деятельности муниципальной системы образования по обеспечению ресурсной значимости

обращения граждан выделены следующие:

- принятие в качестве методологической основы системы управления образованием ресурсного подхода с его доминирующей идеей самоактуализации;

- реализация акмеологического и социально-когнитивного подходов к информационному обеспечению участников общественно-государственного соуправления системой образования;

- потенцирование участников образовательного процесса для обеспечения их адаптивными ресурсами;

- необходимость понимания жалоб и обращений граждан как ресурса развития муниципальной системы образования;

- определение в качестве стратегической и тактической основы субъектно-ориентированного построения управлением муниципальной системы личностно-деятельностного подхода, где доминантой выступает идея творчества и креативности участника управленческого процесса и системы образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделение компонентов структурно-функциональной модели общественногосударственного взаимодействия и стратегических линии общественно-государственного взаимодействия в процессе управления развитием муниципальной системы образования позволили создать принципиальную схему и технологическую цепочку реализации модели организации процесса включения родителей в управление общеобразовательным учреждением (рис. 1), содержащую в себе 3 фазы (фаза развертывания, фаза реализации, фаза распространения результатов), каждая из которых содержит два этапа, позволяющих в комплексе реализовать совокупность задач диагностики состояния проблемы, проектирования деятельности, организации деятельности и реализации поставленных управленческих задач, получение и обсуждение результатов и их распространения.

В соответствии с принципом рациональной централизации образовательное учреждение является автономной структурой, самостоятельно выбирающей реализуемые ею образовательные программы, обеспечивающие имеющийся набор ресурсов и т.д. В случае, когда образовательное учреждение не может обеспечить удовлетворение спроса населения на образовательные услуги, требуется вмешательство муниципального уровня управления. При возникновении аналогичной проблемы на муниципальном уровне следует задействовать региональный или субрегиональный уровень и т.д. Возмущения, возникшие на нижних уровнях иерархии, компенсируются следующими (более высокими) уровнями.

Фаза развертывания

1 этап - диагностический

(Изучение общественного мнения, интересов, ресурсов и потребностей родителей)

2 этап - проектно-целевой

(Определение методологических оснований, целей участия родителей в обшественно-государственном соуправлении, форм, направлений, содержания и средств реализации данного процесса, в том числе родителей, обращавшихся к руководству муниципальной системой образования с предложениями)

Результат: Информация об отношении родителей к включению в управление образовательной системой, их видение данного процесса, определение их ресурсов, проект системы соуправления

2006-2008 г.

Фаза реализации

3 этап - организационный

(Подготовка нормативной базы для участия родителей в управлении образовательным учреждением и выражения своих идей в обращениях)

4 этап - исполнительно-

коррекционный

(Обеспечение эффективной работы органов обшественно-государственного соуправления, привлечение к этой деятельности родителей, обращавшихся к руководству с предложениями)

Результат: Пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность органов соуправления, план работы и т.д. Эффективное взаимодействие родителей и администрации муниципальной системой о2б0р0а8з-о2в0а0н9игя.

5 этап - результативный

(Выявление соответствия планируемых и полученных результатов общественногосударственного соуправления)

6 этап - распространение

опыта

(Определение ресурса общественно-государственного соуправления, выявление рисков и способов их устранения, информационное обеспечение заинтересованных организаций и руководящих лиц)

Результат: Включенность родителей в управление общеобразовательной системой, его эффективность, обеспечение доступности опыта для участников

2009-2011 г.

Рис. 1. Принципиальная схема организации процесса включения родителей в управление общеобразовательным учреждением

Данный принцип свойственен организации любого вида деятельности образовательной системы. Поэтому следует рассмотреть позиции внедрения общественногосударственной системы управления на уровне структурных компонентов (общеобразовательных школ) муниципальной системы управления и на уровне самой муниципальной системы.

В ходе проведения формирующего эксперимента в фазе реализации на организационном этапе реализован компонент структурно-функциональной модели общественно-государственного взаимодействия в процессе управления развитием муниципальной системы образования, связанный с формированием нормативной и методической базы для развития общественного участия в управлении образованием.

Разработаны походы, и оказана помощь 36 школам Прикубанского внутригородского округа по подготовке нормативной базы для участия родителей в управлении образовательным учреждением (определены способы и формы обращения, правила заполнения бланка обращения, способ и характер излагаемого вопроса или проблемы, степень предварительной проработки, временные рамки и порядок рассмотрения обращения и др.) Аналогичным образом и во исполнение Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» разработаны Правила обращения граждан в Управление по делам образования г. Краснодара и Инструкции о порядке работы с обращениями граждан.

Разработано и предложено Примерное положение о муниципальном государственно-общественном совете по развитию образования при Прикубанском внутригородском округе.

На основании существующего документа «Порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в администрацию муниципального образования город Краснодар через Интернет-приёмную» разработан порядок и правила обращения граждан к администрации общеобразовательных школ и Прикубанского внутригородского округа через сеть Интернета, разработано Примерное положение об Общественном Совете ОУ по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете для мунициальной системы образования и принято в качестве регламентирующего документа для Прикубанского внутригородского округа.

Предложены школам Прикубанского внутригородского округа порядок и документальное сопровождение для открытия общественной организации «Организация родительской общественности школы». Предлагалось внести в Устав Организации родительской общественности задачи, связанные с:

- содействием образовательной деятельности;

- укреплением материально-технической базы школы;

- представлением интересов членов Организации, учащихся и учителей в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;

- участием в определении порядка премирования работников и учащихся школы за успехи образовательной деятельности;

- осуществлением мероприятий, направленных на поддержку и развитие деятельности школы;

- обобщением и распространением передового отечественного и зарубежного опыта государственно-общественного соуправления образованием;

- направлением оказания организационно-методической помощи коллективам родителей классов.

Особое место занимала работа, связанная с формулировкой «родительского заказа школе». Целью родительского заказа являлось определение путей и содержания

подготовки выпускника, владеющего современными технологиями, позволяющие ему ориентироваться в современной социально и профессиональной среде. Предлагалось определить этапы реализации родительского заказа, рассчитанного на длительный срок (511 классы), пути и способы координации действий участников реализации

образовательной программы (учащиеся, педагоги и родители), способы создания комфортной психологической обстановки для всех участников образовательной программы, а также способы создания возможностей выбора разнообразных видов учебной и внеучебной деятельности.

Представления родителей об основных функциях образовательных учреждений достаточно традиционны. На первое место ставятся воспитательная и образовательная функции. Для них представляют ценность уровень практической ориентированности обучения, широта транслируемых знаний и умений, степень готовности к использованию информационных технологий. То есть в отношении образовательного компонента запрос родителей относительно точно сформирован в двух плоскостях:

- по отношению к содержанию получаемых знаний;

- по отношению к формируемым или воспитываемым качествам.

Важным компонентом обучения, по мнению родителей, для старших классов является первичная профессиональная ориентация и профильное образование.

Учитывая наиболее проблемные области развития общеобразовательной школы, предложено было в родительском заказе осветить вопросы по блокам «Здоровье», «Образование. Самообразование. Обучаемость»; «Информационные технологии», «Глобализация. Коммуникация», «Культура. Мораль. Эстетика». В предпоследнем и последнем блоке было предолжено рассмотреть вопросы, связанные с использованием региональных и национальных ресурсов (воспитательных, культурных, социальных и др). Следует отметить, что формулировка «родительского заказа школе» оказалась трудоемкой работой, требующей высокого уровня профессионализма работающего коллектива, в силу чего сами родители не способны ее выполнить. Поэтому целесообразно к данной работе подключение опытных и квалифицированных педагогов. Вместе с тем формирование данного заказа резко уменьшает уровень неопределенности процесса образования и степени участия родителей, подчеркивают обязанности школьников по самообразованию, тем самым облегчая работу по управлению школой, классом, процессом образования, процессами взаимодействия участников образовательного процесса.

Предложена форма оформления и основное содержание документа «План работы

Управляющего совета общеобразовательной школы______________(на________учебный год). В

согласованном между директором школы и Председателем Управляющего совета школы документе предлагалось определить план и ответственных за рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) работников школы; согласование стимулирующих выплат работникам школы, поиск совместно с администрацией дополнительных источников внебюджетного финансирования (обращение к депутатам, обращение к руководителям крупных предприятий, работа с Попечительским советом школы), утверждение концепции и программы развития школы, согласование учебного плана на учебный год, профилей обучения на старшей ступени общего образования (10-11 классы), общественное сопровождение аттестации обучающихся по вопросам организации общественного наблюдения за процедурой государственной (итоговой) аттестации обучающихся, выдвижение школы, педагогических работников и обучающихся для участия в конкурсах, на соискание стипендий, грантов, порядок участия общественности в процедурах аттестации педагогических работников, работа совместно с администрацией школы по организации мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и работников школы, содействие деятельности в школе органа ученического самоуправления, работу с Советом школы, родительскими комитетами классов и др. важные позиции.

В соответствии с предложенным содержанием плана предполагалось участие

родителей в подготовке соответствующего раздела ежегодного публичного доклада (отчета) Учредителю и общественности.

Кроме того, произведена разработка и корректировка нормативно-правовых документов для создания Управляющих советов (УС) и Попечительских советов в образовательных учреждениях, а также Общественных советов по образованию (ОСО) муниципального уровня.

В соответствии с определенными критериями в пятом разделе приложения к приказу №2755 Департамента образования и науки Краснодарского края «Об утверждении унифицированной формы публичного доклада общеобразовательного учреждения Краснодарского края» в 36 школах Прикубанского внутригородского округа, участвовавших в эксперименте, определены исходные и конечные показатели эффективности общественного участия в управлении образованием в сопоставлении со средними показателями муниципальной образовательной системы г. Краснодара на основании отчетов школ. В контрольной группе школ в результате естественного развития образовательной системы муниципалитета достоверные увеличения (Р<0,001) произошли по количеству:

- общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности;

- пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели;

- общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период). Достоверно изменились и остальные показатели, за исключением доли общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет.

Динамика рассмотренных показателей в контрольной группе подчеркивает процесс естественного развития в муниципалитете общественно-государственной системы управления. Однако при этом школы испытывают определенные трудности, и поэтому часть из них не успевает реализовать весь комплекс критериев, предложенных региональной системой для оценки эффективности ее работы.

На завершающем этапе школы контрольной группы в полной мере реализуют и по этому показателю не отличаются от экспериментальной группы по доле:

- общеобразовательных учреждений, имеющих публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности;

- пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели.

На завершающем этапе эксперимента школы экспериментальной группы имели достоверно более высокие результаты по доле:

- общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган государственно-общественного управления (совет), обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения (ф*=1,78, Р<0,05);

- общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период) (ф*==2,7, Р<0,05).

Различия между экспериментальной и контрольной группами не достоверны только по тем показателям, по которым школы контрольной группы достигли максимально возможных результатов, а также по показателю «Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет», которая оказалась трудной к исполнению обеих групп. Это единственный показатель, по которому школы,

входящие в экспериментальную группу, не достигли 100% результата при достоверном (на уровне Р<0,001) результате.

Таким образом, имеются основания, для того чтобы утверждать: предложенный подход обеспечивает более быструю реализацию управленческих решений, обеспечивающих внедрение общественно-государственного соуправления муниципальной системой образования.

Примечания:

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Как модернизировать управление образованием? URL: http: //www. anovikov. ru/ artikle/upr. htm.

References:

1. Novikov A.M., Novikov D.A. How to modernize the management of education? URL: http: //www. anovikov. ru/ artikle/upr. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.