Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ГОРОДА В ТРУДАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЕОЛОГОВ'

МОДЕЛЬ ГОРОДА В ТРУДАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЕОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД / АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ / ГРИГОРИЙ I / ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ / MEDIEVAL TOWN / AUGUSTINE THE BLESSED / GREGORY I / ISIDORE OF SEVILLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамонтова А.В., Сердитова Н.Д.

В настоящей статье рассмотрена модель города в трудах Августина Блаженного, Григория I, Исидора Севильского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE CITY IN THE WORKS OF MEDIEVAN THEOLOGIANS

This article considers the model of the city in the works of Augustine the blessed, Gregory I, Isidore of Seville.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ГОРОДА В ТРУДАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЕОЛОГОВ»

УДК 94

Мамонтова А. В. студент магистратуры кафедры истории России и зарубежных стран

Сердитова Н. Д. студент магистратуры кафедры истории России и зарубежных стран Сыктывкарский государственный университет

имени Питирима Сорокина г. Сыктывкар

МОДЕЛЬ ГОРОДА В ТРУДАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЕОЛОГОВ

Аннотация: В настоящей статье рассмотрена модель города в трудах Августина Блаженного, Григория I, Исидора Севильского.

Ключевые слова: средневековый город, Августин Блаженный, Григорий I, Исидор Севильский

Mamontova A. V. master's student

of the Department of history of Russia and foreign countries

Serditova N. D.

master's student of the Department of history of Russia and foreign

countries

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

Syktyvkar

MODEL OF THE CITY IN THE WORKS OF MEDIEVAN

THEOLOGIANS

Abstract: This article considers the model of the city in the works of Augustine the blessed, Gregory I, Isidore of Seville.

Keywords: medieval town, Augustine the Blessed, Gregory I, Isidore of Seville.

Город - это феномен, который соединяет в себе два основополагающих процесса. Во-первых, город является сосредоточение урабанизационных процессов «как явление с древними корнями»41. Во-вторых, город - это часть исторической ткани, базовая нить развития цивилизации. Именно поэтому, средневековых теологов привлекал город. Они пытались его изучить через призму Священного Писания.

Прообразом средневекового города является античный город. Многие средневековые поселения возрастают из ранее римских городов. Городская структура усложняется и постепенно создается новый тип города -христианский город42. Почему говорим о христианском городе? Средневековье - это время, когда правит религия, ее догмы и воззрения.

41Самаркин В. В. Историческая география Западной Европы в Средние века, М.: Высшая школа, 1976. С. 98

42 Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994. С. 110

Поэтому на город тоже отложился отпечаток религиозного мышления. Многие средневековые теологи пытались найти идеальный тип, который бы вписался в новую модель мировоззрения.

Город подразумевает некое единое пространство, обусловленное определенными критериями жизни. Так в ХШ-Х1У вв. город - это центр -политической, культурной и экономической жизни. Средневековый город есть не что иное, как сердце всего государства. Он способствуют стремительному развитию всего общества в целом. Если обратиться к терминологии, то богословы часто употребляли «игЬб» и «ст1аБ». В первом случаи город - это некое пространство, поселение, окруженное местностью, во втором - гражданская община, общность, государство43. Непосредственно, именно второе значение понятия «город» дало идею градоцентричности для средневекового общества. Рим как центр христианского мира проповедовал единобожие и противостоял анархии. Оплотом христианского мира святой престол видел в городе. Так цивилизованный мир образовывает новое пространство - город-мир.

Если рассматривать с точки зрения религиозного мышления, то выделяются два типа города: «град божий» и «град земной». Августин Блаженный описывает историю людей как сосуществование двух общностей - Града Божьего и Града Земного. Одним предназначено «вечно царствовать с Богом», а другим «подвергаться вечному наказанию с дьяволом»44. Разделение на граждан высшего града и низшего града происходит по природе человека. Если ты грешен, то обречен на вечные муки в низшем граде. Если ты рожден в благодати, то быть тебе подле Бога. Такая идея была принята христианским Римом. Ведь подчинение всех людей одной веры было главной задачей средневековой церкви. Земной город рассматривался как проекция небесного, только в низшем граде живут людские пороки. За идеальную модель города принимался Небесный Иерусалим.

Средневековый город воспринимается как уменьшенная копия Небесного Иерусалима. Только земной город является ухудшенной копией первообраза. Вся архитектурно-пространственная модель города строится на центре религиозного мировоззрения. Так как в идеальной модели центром города был престол Божий, то в его проекции центром выступает храм, собор или церковь. Собор носил в себе функцию ковчега, как единственного оплота христианства. С этой стороны город теперь воспринимается как воплощение божественного замысла, а не человеческого. Исторически строительство соборов обусловило развитие и расширение городов. «Собор возносится высоко над городом, устремляясь ввысь над этим островком продуктивного изобилия, следя за всем, что производится и продается в этом людском гнездовище, которое стоит лишь выйти из храма, представляет

43 Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994. С. 113

44 Августин Блаженный - Творения: В 4 т. Т.3: О Граде Божием. Книги 1-ХШ. СПб.: Алетейя, 1998. С. 151

собой лабиринт узких улочек с бесчисленными сточными канавами и

45

скотными сараями»45.

При управлении городом также выступает проекция «небесный город - земной город». Так папа Григорий I в своем труде «Беседы на Евангелия» говорит о неразрывной связи города и власти на уровне высшего града и низшего града). Городское управления, по его мнению, являлось прототипом государственного, а последний был проекцией управления божественного града. Таким образом, средневековые теологи, обосновывали городскую власть через проекцию городского управление в Небесном Иерусалиме.

Еще один теологом, которым занимался изучением города был Исидор Севильский. В своем трактате «Этимология» он выделил типы городов, городского управления, городского права, городских строение, всех сторон городской жизни. Понятие «государство» в «Этимологиях» равнозначно понятию «город». а понятие «народ» трактуется в гражданском, а не сакральном смысле - это собрание людей, объединённых по общему договору законом и согласием46. Средство объединения народа и одновременно справедливого управления - закон. Исидор Севильский в числе первых законодателей равно упоминал Меркурия Трисмегиста и Моисея, а в числе великих законотворцев выделял императора Феодосия Великого. Право Исидор Севильский делит на божественное и человеческое. И опять вся городская структура подчинена религиозному мышлению. Все сосредотачивается на основной мысли - город является прообразом Небесного Иерусалима.

Средневековые теологи заложили основу изучения города. Средневековый город рассматривается как центр политической, культурной и религиозной жизни. Вся средневековая жизнь сосредотачивается в городе, который является оплот физического и духовного спасения для божьего творения. Архитектурно-пространственная модель города строится по проекции Небесного Иерусалима. Именно поэтому первые средневековые города находятся в непосредственной близости с храмами. Впоследствии изменения человеческого мировоззрения происходит и трансформация города. В ХУ-Х1У вв. у города будут другие функции и другие модели поведения. Но основная модель города будет заложена средневековыми теологами, где образцом будет выступать град Божий.

Использованные источники:

1. Августин Блаженный - Творения: В 4 т. Т.3: О Граде Божием. Книги I-XIII. СПб.: Алетейя, 1998. - 595 с.

2. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. М.: Белый город, 2012 -168 с.

45 Самаркин В. В. Историческая география Западной Европы в Средние века, М.: Высшая школа, 1976. С. 115

46 The Etymologies of Isidore of Seville / Tr. by Stephen A. Barney, W. J. Lewis, J. A. Beach, Oliver Berghof. -Cambridge: Cambridge University Pres, 2006. P. 275

3. Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 860 с.

4. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994. - 320 с.

5. Самаркин В. В. Историческая география Западной Европы в Средние века, М.: Высшая школа, 1976 - 450 с.

6. The Etymologies of Isidore of Seville / Tr. by Stephen A. Barney, W. J. Lewis, J. A. Beach, Oliver Berghof. - Cambridge: Cambridge University Pres, 2006. - 475 p.

УДК 371

Маслова Е.М. студент магистратуры Институт экономики и управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород РОЛЬ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА И ОДАРЁННОСТИ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы работы с талантливыми детьми и молодежью. Особое внимание уделяется роли этапа мониторинга развития таланта и одаренности.

Ключевые слова: талантливая молодежь, одаренность, системный подход, мониторинг одаренности, педагогика, психология, работа с одарёнными детьми.

Maslova E.M. master's student Institute of economics and management Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

THE ROLE OF MONITORING THE DEVELOPMENT OF TALENT

AND GIFTEDNESS OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE Annotation: the article deals with the main stages of work with talented children and youth. Special attention is paid to the role of the stage of monitoring the development of talent and giftedness.

Key words: talented youth, giftedness, systematic approach, monitoring of giftedness, pedagogy, psychology, work with gifted children.

По результатам анализа реализации программ и проектов, направленных на поддержку и развитие талантливых детей и молодежи, можно сделать вывод, что эти меры имеют положительный резонанс и способствуют повышению интереса молодежи к научной, научно -исследовательской и творческой деятельности. Вместе с тем следует отметить, что целостной комплексной системы развития и использования потенциала талантливой молодежи в интересах социально-экономического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.