Научная статья на тему 'Модель функционирования инновационного предприятия в регионе'

Модель функционирования инновационного предприятия в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Елена Николаевна

Автор статьи рассматривает инновационную деятельность предприятия в регионе как систему, анализирует взаимосвязи ее элементов. В статье характеризуются инновационный и производственный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers innovation activity in the region as the system analyzes the relationship of its elements. The article deals with the innovation and production process.

Текст научной работы на тему «Модель функционирования инновационного предприятия в регионе»

сЛшссажо^а Шлемл Жшкклсю&на

сМхмрем> фулмщ I

шт

ил

ияшил

ште

Автор статьи рассматривает инновационную деятельность предприятия в регионе как систему, анализирует взаимосвязи ее элементов. В статье характеризуются инновационный и производственный процесс.

Регион, информационная модель, инновационное предприятие, инновационная деятельность, инновационный процесс.

нновационная и производственная деятельность предприятия выполняют свои специфические функции, но вместе с тем они составляют взаимодополняющие структуры единого воспроизводственного процесса, который представляет собой взаимный обмен научно-технической и производственной деятельностью. Если рассмотреть инновационную деятельность и промышленное предприятие с позиций системного подхода, то структурные подразделения промышленного предприятия, деятельность которых направлена на осуществление инновационных процессов, являются организационной подсистемой системы, которой является промышленное предприятие в целом. Вместе с тем инновационная подсистема является и системой, так как цели инновационной деятельности не совпадают с целями промышленного предприятия, хотя и не противоречат с ними. Это связано с тем, что, представляя собой неотъемлемую часть единого процесса воспроизводства, инновационные процессы, особенно на своей начальной стадии, существенно отличаются от производственного процесса. Различия инновационного и производственного процессов иллюстрирует табл. 1 [3].

Таблица 1

Различия инновационного и традиционного производственного процесса

Характеристика процесса Инновационный процесс Производственный процесс

Конечная цель Удовлетворение новой общественной потребности Удовлетворение сложившейся общественной потребности

Пути достижения цели Многочисленны и неопределенны Немногочисленны и известен оптимальный

Риск при достижении цели Высокий Низкий

Период образования связи от конца к началу процесса Дискретный Непрерывный

Управляемость как целым, возможности планирования Низкие Высокие

Планы Долгосрочные, возможна их корректировка Краткосрочные, имеющие характер директивных производственных заданий

Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс Переход системы на новый уровень Сохранение данного уровня развития

Взаимодействие со сложившейся системой интересов участников процесса Вступает в противоречие Основывается на них

Степень совпадения интересов участников процесса Низкая Высокая

Распределение сфер ответственности П ерерасп ределя ются Стабилизируются

Формы организации Гибкие, со слабой структуризацией системы Жесткие, основанные на нормативах и регламентах

С одной стороны, производственный процесс стремится к стабильности, которая нарушается внедрением инноваций, изменяющих состав и структуру входящих в него элементов, а с другой стороны он стремится к постоянному внедрению инноваций, трансформирующих производственный процесс в состояние более высокого качественного уровня. На основе накопления научных знаний, быстрейшей их реализации создаются принципиально новые орудия и предметы труда, разрабатываются прогрессивные технологические процессы, способы орга-

низации производства, труда, управления и т.д.

В условиях коренного реформирования экономики обогащение работника новыми научными знаниями имеет особо важное значение. Оно содействует преодолению отчуждения основной производительной силы общества от собственности на средства и результаты производства, в том числе и на научно-технические достижения. При этом владение собственностью органически соединяется с собственным трудом работника, вследствие чего он из объекта трансформируется в субъект управления. То есть происходит сращивание объекта и субъекта управления в единый производственный элемент, принимающий управленческие решения по различным направлениям развития производства на основе научно-технических достижений.

При осуществлении инновационной деятельности готовые результаты научных исследований и экспериментальных разработок используются при создании конкретных новых продуктов или процессов, внедряемых на рынок. Поэтому научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут входить в инновационную деятельность лишь как дополнительные работы, так как они направлены на доведение уже имеющихся результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения. В авторской трактовке термин «инновационная деятельность» определяется как системная деятельность, включающая научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, направленные на реализацию инноваций, основанная на инвестициях и приносящая экономический, политический и социальный эффект. Формулировка отличается от имеющихся указаниями на непрерывность и системность деятельности, на важность аспекта интеграции инновационных и инвестиционных процессов. По своей природе в диалектическом развитии инновационные проекты тесно взаимодействуют с инвестиционными проектами.

Инновационное предприятие представляет собой сложную систему с взаимосвязанными и параллельно протекающими процессами, совместное действие которых дает реализоваться программам стратегического и тактического развития. К таким процессам относятся финансирование, исследования и разработки, производство, маркетинг, движение финансовых потоков, обеспечение стратегической информации о внешней среде, бухгалтерский и управленческий учет как процесс сбора информации о предприятии, управление (персоналом, производством, финансами, качеством, инвестициями, инновациями и т.д.) и стратегический менеджмент. На рис. 1 представлена информационная модель инновационного развития предприятия в регионе.

Инновационный процесс представляет собой процесс коммерциализации идеи, заключающийся в последовательном переходе от идеи нововведения до создания, продажи и его диффузии. Диффузия нововведения - инновационный процесс, продолжающийся и после первого появления товара на рынке, так как по мере распространения нововведения оно совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.

Первый этап инновационного процесса представляют фундаментальные научные исследования. Роль науки - открывание неизвестной человеку информации. В функции ученого входит наблюдение за явлениями материального мира и с помощью своих методов объяснение их сути. Фундаментальные исследования могут быть теоретические и поисковые. Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий, в создании новых теорий.

К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых свойств материалов, методов анализа и синтеза.

В поисковых исследованиях обычно известна цель, и есть определенная ясность с теоретическими основами намечаемой работы. Обычно в этом случае подтверждаются теоретические предположения исследований. Однако не все результаты фундаментальных исследований дают положительный результат (примерно 90%) и могут быть использованы в практической деятельности.

Второй этап - это научно-исследовательские работы (НИР). Научные знания могут дать подсказку изобретателю, и через его идеи они внедрятся в жизнь как сценарии конкретных товаров и услуг. Если есть такой сценарий, то общество имеет возможность продвинуться вперед, встать на новую ступеньку развития. Ступенька может быть значимой. Освоение таких ступенек называют революционными нововведениями. Создавать то, что неизвестно природе, и предлагать ставить это на службу человеку - это функция изобретателя. Изобрета-

Далее происходит коммерциализация разработок через производственное тиражирование инноваций (серийное производство).

«Коммерциализация технологий - это деятельность, которая направлена на создание дохода от использования результатов научных исследований, научных компетенций» [2, с. 73]. «Коммерциализация предполагает поиск, экспертизу и отбор разработок для финансирования, привлечение инвестиций, распределение и юридическое закрепление прав на будущую интеллектуальную собственность между всеми участвующими в процессе сторонами, управление научным проектом, внедрение результатов в производство, дальнейшую модификацию и сопровождение интеллектуального продукта» [4].

На этом этапе подключается потребитель, который в ходе использования продукта выявляет его преимущества и недостатки. Такая информация является причиной для последующих размышлений ученого и изобретателя - возникают предложения по совершенствованию продукта. Коммерциализация требует активного обмена идеями и мнениями как по вопросам нового продукта так и рынка. Результаты этого процесса приносят выгоду не только в виде возврата инвестиций в НИОКР, но и в виде увеличения объема выпуска продукции, повышения ее качества и снижения цены, помогают определить требования к квалификации сотрудников для обеспечения работы компании на рынке. Именно коммерциализация технологий является движущей силой, вызывающей создание новых и омоложение старых секторов промышленности.

Инновационное предприятие функционирует во взаимосвязи с внешней средой, которую составляют: потребители, поставщики, рынок рабочей силы, государство (общество), конкурирующие фирмы, уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма, общая экономическая и политическая обстановка в мире и регионе. Внутренняя среда предприятия является по существу ее реакцией на внешнюю среду. Все многообразие внутренней среды можно свести к следующим укрупненным составляющим: НИОКР, производство, маркетинг (на стадии сбыта), общее и финансовое управление. Обусловленная научно-техническим прогрессом инновационная деятельность определяет объем и характер производственных ресурсов, а также организацию их использования.

Системно-функциональные взаимосвязи инновационной деятельности воплощаются прежде всего в преобразовании производительных сил. Инновационная деятельность расширяет возможности производства путем перехода в новое качественное состояние всех его элементов, и в первую очередь средств труда. Качественное совершенствование производительных сил позволяет снизить затраты общественно необходимого труда на производство единицы продукции, уменьшить ее стоимость, увеличить массу товаров, производимых в единицу времени. Вместе с тем инновационная деятельность оказывает непосредственное влияние не только на материально-вещественные элементы производства, но и на занятую в нем рабочую силу. Возникают изменения в содержании труда работников, все многообразие которых выражается в том, что появляются новые сочетания функций трудовых ресурсов, изменяется их традиционное содержание. Под воздействием результатов инновационной деятельности углубляется функциональное разделение труда, формируется профессионально-квалификационный состав рабочей силы. Это находит свое отражение в уменьшении доли простых механических усилий в выполняемых работниками исполнительских функциях при соответствующем увеличении удельного веса затрат умственного труда. Что влияет на повышение значимости нематериальных ресурсов - это интеллектуальные ресурсы и продукты. Интеллектуальные ресурсы представляют собой идеи, методы, инструменты, технологии и различные формы существования информации, обусловливающих возникновение конкурентных преимуществ организации. Интеллектуальные продукты - это результат преобразования интеллектуальных ресурсов, характеризующийся полной степенью отчуждаемости от его создателей и способностью быть объектом различных сделок во внешней среде, что подразумевает осуществление процедур правовой охраны [1, с. 121].

Важным фактором инновационной деятельности является финансирование. С развитием рыночных отношений источники финансирования становятся все более многообразными. Модифицируются собственные финансовые средства: помимо традиционных источников используются личные накопления собственников, средства иностранных совладельцев (для совместных предприятий). В качестве внешних (привлеченных и заемных) источников высту-

пают кредиты банков и других финансовых институтов, размещение акций и других ценных бумаг, средства бюджетов различного уровня, венчурные источники и др. Вероятность привлечения заемного капитала возрастает по мере прохождения предприятием последовательных этапов своего развития, с которыми тесно связаны этапы финансирования. На первом этапе, когда предпринимателю требуется предстартовый и стартовый капитал, вероятность привлечения венчурного капитала невелика. Хотя требуются сравнительно небольшие суммы, но технико-экономические расчеты и обоснования не подтверждены практическим результатом и маркетинговым анализом опытной партии товара. На втором этапе требуется расширенное финансирование развития предприятия, успешно занявшего свою нишу на рынке. В этот период венчурный капитал, предвидя будущий успех, охотно участвует в финансировании, увеличении оборотного капитала для поддержания роста, хотя прибыли у предприятия еще нет и не покрыты издержки стартового капитала. На третьем этапе развития предприятия происходит рост объема сбыта, решаются проблемы самоокупаемости. Частное предприятие может ставить вопрос о преобразовании его в акционерное общество. На четвертом этапе венчурный капитал активно в этом участвует и используется для скупки акций. Со временем некоторые акционеры и менеджеры скупают все акции и превращают прибыльно работающее акционерное предприятие опять в частное.

К функциям, выполняемым государством, относятся прежде всего следующие:

- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

- антимонопольное регулирование;

- проведение политики макроэкономической стабилизации;

- воздействие на размещение ресурсов;

- деятельность в сфере распределения доходов;

- деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Правовое регулирование заключается в установлении государством законодательных норм и правил для участников рыночных отношений - производителей, потребителей и самого государства. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует административные меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Государством также в судебном порядке может изыматься незаконно полученная прибыль. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Прямая поддержка инновационной деятельности оказывается эффективной в случаях реализации рисковых проектов. При применении ее используется выборочный подход. Косвенные методы предполагают управление характером рыночных связей и отношений через воздействие на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, использование факторов экономического роста. С этой целью используется политика налогообложения, денежного обращения и кредита и т.д. Реализация косвенных методов обеспечивает единый подход к стимулированию инновационной деятельности. Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования, и распространяться на инвесторов.

Инновационные механизмы обеспечивают реализацию федеральной и региональных инновационных стратегий на микроуровне, направляют предпринимательскую инициативу в инновационное русло. Они способствуют формированию функционального обеспечения предпринимательских структур в его привязке к стадиям их жизненного цикла. Инновационно-ориентированные предприятия, являясь центральным звеном инновационной системы, обес-

печивают основной объем наукоемкой продукции в ВРП. Автором функциональное обеспечение рассматривается как инновационное, инвестиционное и финансовое. Инновационное обеспечение способствует зарождению и эффективному поиску нововведения. Для этого необходим соответствующий механизм, позволяющий ускорить процесс генерирования новшеств. Инвестиционное обеспечение создает условия вложения средств (инвестирования) с целью коммерциализации новшеств, их внедрения в производство.

Представленная в статье информационная модель инновационного развития предприятия в регионе является инструментом для анализа региональной инновационной системы, позволяет выявить и описать организационно-экономический механизм инновационного развития предприятий региона и обеспечить знанием специфики и особенностей отдельной территории с целью ее более эффективного управления.

Литература

[1] Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. - М.: Омега-Л, 2008.

[2] Жигапо В.В. Стратегии и формы коммерциализации технологий II Экономика, управление и право, - 2011. - №3. -С. 73-77.

[3] Сорокин A.B. Резервы повышения эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий: Диссертация. - М.: Московский государственный индустриальный институт, 2006.

[4] Хохлов H.A. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России. Источник: http:/Amvw.techbusiness.ru/tb/archiv/number7/page11 .htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.