Научная статья на тему 'Модель фрика (made freak) как чужого/другого'

Модель фрика (made freak) как чужого/другого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
471
27
Поделиться
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ФРИКИ / MADE FREAK (ИСКУССТВЕННЫЙ ФРИК) / ЧУДАК / ВНЕШНОСТЬ / СТРАННЫЙ / ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ / ЭПАТАЖНЫЙ / SUBCULTURE / FREAKS / MADE FREAK (ONCE NORMAL PERSON WHO EXPERIENCED OR INITIATED AN ALTERATION AT SOME POINT IN LIFE) / ECCENTRIC / APPEARANCE / ODD / QUEER / OUTRAGEOUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джененко Ольга Владимировна

В статье представлена модель фрика / made freak (искусственного фрика) как узнаваемого представителя субкультуры в аспекте базовой социокультурной бинарной оппозиции «Свой не-Свой». Выделенные элементы инаковости фрика и сформированная модель позволяют определить и охарактеризовать его как чужого/другого. Предлагается синергетический анализ переформатирования индивида в искусственного фрика посредством творческого изменения внешнего вида и мышления, предопределяющего его дальнейшее эпатажное поведение в качестве протеста стереотипному социальному поведению окружающих его людей и всей социальной системе.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Джененко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MADE FREAK AS THE OUTSIDER / THE OTHER

The article introduces a made freak as a recognizable representative of subculture in the aspect of basic sociocultural binary opposition “the Insider the Outsider”. Distinguished elements of freak’s strangeness and developed model allow the author to identify and characterize him as the Outsider / the Other. The paper provides a synergetic analysis of individual’s reformatting into a made freak by creative transformation of appearance and thinking which predetermines his further scandalous behaviour as a challenge to stereotypic social behaviour of the surrounding people and all social system.

Текст научной работы на тему «Модель фрика (made freak) как чужого/другого»

Джененко Ольга Владимировна

МОДЕЛЬ ФРИКА (MADE FREAK) КАК ЧУЖОГО/ДРУГОГО

В статье представлена модель фрика / made freak (искусственного фрика) как узнаваемого представителя субкультуры в аспекте базовой социокультурной бинарной оппозиции "Свой - не-Свой". Выделенные элементы инаковости фрика и сформированная модель позволяют определить и охарактеризовать его как чужого/другого. Предлагается синергетический анализ переформатирования индивида в искусственного фрика посредством творческого изменения внешнего вида и мышления, предопределяющего его дальнейшее эпатажное поведение в качестве протеста стереотипному социальному поведению окружающих его людей и всей социальной системе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-5/17.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 68-71. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 008(510) Культурология

В статье представлена модель фрика / made freak (искусственного фрика) как узнаваемого представителя субкультуры в аспекте базовой социокультурной бинарной оппозиции «Свой - не-Свой». Выделенные элементы инаковости фрика и сформированная модель позволяют определить и охарактеризовать его как чужого/другого. Предлагается синергетический анализ переформатирования индивида в искусственного фрика посредством творческого изменения внешнего вида и мышления, предопределяющего его дальнейшее эпатажное поведение в качестве протеста стереотипному социальному поведению окружающих его людей и всей социальной системе.

Ключевые слова и фразы: субкультура; фрики; made freak (искусственный фрик); чудак; внешность; странный; эксцентричный; эпатажный.

Джененко Ольга Владимировна

Астраханский государственный университет olgaginger20.05@gmail. com

МОДЕЛЬ ФРИКА (MADE FREAK) КАК ЧУЖОГО/ДРУГОГО

Работа выполнена по проекту РГНФ 15-03-00402а «Чужой/Другой в меняющемся мире: от онтологии к гносеологической типологизации» (The work was designed by RHF 15-03-00402a "Alien/Other in the changing world: from ontology to epistemology typology").

Мировоззрение индивидуума, его представлений о жизни, оригинальных и нетипичных, чужих/других, а потому далеко не понятных и не принятых всеми, определяется ценностями как универсалиями смысла -очень сложной структурой, составляющими которой являются личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив, смысловой конструкт [8, с. 200]. Любое общество на различных этапах своей эволюции имеет примеры массового объединения людей, в основном молодых, не считающихся с общепринятыми ценностями: как нигилисты, хорошо известные по классической литературе, так и панки, демонстрирующие грубость и непочтительность, - одно из самых развязных направлений в международной молодежной субкультуре; это хиппи, металлисты, готы, скинхеды, эмо, гранж, фрики и другие субкультуры, порожденные культурой эпохи и образовавшиеся не только из поклонников какого-то музыкального стиля, но и объединившие людей со своеобразной жизненной философией, которая базируется на определенных ценностях, принятых только в их сообществе. «Субкультура играет роль посредника, становится рыночным лицом, а процесс переформатирования общего пространства культуры, перевод культурной вертикали в горизонталь взаимовлияний, отражается в новых измерениях молодежной культуры. Молодежь формирует новый тип молодежной культуры, субкультуры, в их классическом понимании, исчезли, а культ детскости и молодости распространился в широкие массы» [6, с. 33].

Так, фрики-субкультура (1980-1990 гг.) «удивительным образом объединила и политизированных последователей хиппи, и музыкантов, которые считали себя служителями искусства и были равнодушны к политическим проблемам» [4]. Яркие представители этой субкультуры преодолели временные и географические границы. Формирование субкультуры фрики / made freaks - 'искусственные фрики' - предопределило объединение музыкантов и представителей молодежных групп пацифистов, которые представили миру так называемую психоделическую музыку и свой взгляд на рок [Там же]. Основополагающим фактором послужило такое музыкальное направление, как «фрик-сцены», отличающееся стилем создания сценических образов солистов (Мэри-лина Мэнсона, Бьёрк, Бой Джоржа и др.) и участников таких музыкальных групп, как Murderdolls, The Mothers of Invention, Garrick Theatre, которые шокировали зрителей не только одеждой, цветом волос, пирсингом, татуировками, но и весьма заметными результатами пластических операций, вживления имплантатов и т.п.

У современных фриков основным условием принадлежности к этой субкультуре является сознательное изменение обычной внешности до нереального образа, а также эпатажное поведение для привлечения внимания. Многие исследователи субкультуру фриков, смешивая ее с музыкальными и клубными субкультурами, соотносят с молодежной средой. Так, социологи М. Г. Аверкин и Ю. С. Матвеева определяют фриков как субкультуру молодежи, представители которой выделяются «неординарным, экстравагантным внешним видом, балансирующим на грани между стилем, китчем и дурновкусием», а также обладают следующими психосоциальными характеристиками: «...такие люди чаще всего - отъявленные экстраверты, открытые и общительные, любящие весело провести время. Поэтому неудивительно, что фрики быстро стали неотъемлемой частью клубной культуры» [1, с. 204].

Однако возрастные критерии для фриков отсутствуют. Например, российский стилист Сергей Зверев, известный своим выражением «Звезда в шоке», уже преодолел свой пятидесятилетний рубеж. Его эксцентричный образ - сочетание его субтильного телосложения с массивной обувью исключительно на огромной подошве-платформе, низменные блестящие пиджаки, яркий, нехарактерный для мужской внешности макияж и пышная прическа (аля начес) - дополняется реализацией желания Зверева предстать перед публикой

певцом без каких-либо вокальных данных для этого. Его популярность в шоу-бизнесе давно превзошла его успех стилиста: именно его экстравагантный образ привлекает зрителя и тем самым позволяет ему постоянно участвовать в церемониях вручения популярных российских премий в разном качестве: член жюри, вручение наград или получение наград им самим.

Журналистка и писательница Светлана Конеген, также немолодая звезда - одна из представителей суб-культуры-фрик, вещавшая на каналах российского телевидения и получившая в СМИ номинации «Мисс Скандал», «Мисс Интеллектуальное безобразие», «Мисс Унисекс». Она удивила не только ярким многоцветием внешнего облика (разноцветные торчащие в разные стороны волосы, очки в яркой оправе), собачкой, которая неизменно была в кадре у нее в руках, уникальным тембром голоса, но и поразила эпатажным имиджем телеведущей, отличающимся уникальной и непривычной для телезрителей манерой ведения программы.

Обыденное восприятие звездных made freaks (искусственных фриков) в российском социуме не отличается от восприятия других довольно многочисленных представителей этой субкультуры и характеризуется как «чудо-чудное», «чудо в перьях», «диво-дивное». Made freaks (искусственные фрики) своей яркой эксцентричной внешностью и странным, чудаковатым поведением не пугают окружающих, а забавляют их, в отличие от представителей других субкультур (ср. агрессивность панков).

Фрики, с одной стороны, своим позерством, экстравагантностью, чрезмерностью в поведении демонстрируют полное пренебрежение к оценкам собственной персоны обществом: им важно одобрение только представителей их субкультуры. С другой стороны, они, старательно противопоставляя себя общепринятым устоям, своей эпатажностью, несомненно, привлекают внимание отвергнутого ими общества.

Если все представители субкультуры панков отличаются обязательным наличием на шее цепей с замками и своеобразными прическами-ирокезами - разноцветными взбитыми хохолками на голове в виде тупейного гребня, готы - черными одеждами, скинхеды - бритыми головами, то фрики все разные, их образы уникальны. Невозможно создать типичную модель фрика (made freak). Их главная задача - выделяться оригинальной внешней экстравагантностью среди других людей. Изменение своего облика фрики достигают при помощи причесок (разноцветные волосы, прически-ирокезы, дреды и т.п.); татуировок (часто по всему телу); пирсинга (пирсинг лица - ушей и губ, множественный пирсинг); косметической хирургии (радикальное изменение облика, имплантаты) [5].

Фрик в системе искусственных образов занимает особую позицию: его создают вне рамок дозволенности с целью шокирования и тем самым сосредоточения внимания общества на собственной персоне, что предполагает последующее многократное обсуждение уникальности фрика. Например, нестандартное восприятие Леди Гага, давно демонстрирующей нестандартные представления о нравственности, морали и эстетике, связано с абсолютным нарушением каких-либо общепринятых норм. Так, стремясь произвести скандальную и бурную реакцию, она появилась на церемонии музыкальных наград MTV Video Music Awards в сентябре 2010 года в эпатаж-ном наряде из сырого мяса. Тем самым был обеспечен жесткий эффект на публику, давно привыкшей к ее ресницам нереальной длины и неестественных цветов, к яркому цвету теней и губ, несочетаемых с одеждой [10].

Понятие «фрик» имеет несколько определений: 1) современная субкультура, объединяющая людей, преимущественно стремящихся отличаться необычным, экстравагантным внешним видом и (или) эпатажным поведением, мировоззрением, основывающимся на отказе от социальных стереотипов; они же - made freaks (искусственные фрики) [5]; 2) люди физически неполноценные, имеющие редкие экзотические заболевания или отличающиеся необычным внешним видом [Там же]; 3) в психиатрии обозначает чрезмерную, доходящую до фанатизма приверженность определенному виду деятельности. Фриками называли людей с редкими заболеваниями, накладывающими отпечаток на внешность [4]; 4) человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов. Фрики выделяются в отдельную субкультуру. Также фри-ками часто бывают люди творческих профессий - музыканты, художники, поэты, фотографы, писатели, политики и так далее [9]; 5) человек, выделяющийся необычно ярким внешним видом, своеобразным мировоззрением, отличающимся от общепринятой морали и принятых в обществе законов. Как правило, основную часть любой группы субкультуры составляют подростки, но среди фриков много людей творческих профессий [4]; 6) употребляется также понятие «научные фрики» (от англ. science freak), закрепившееся за представителями псевдонауки [9]. Надо отметить, что современная речь актуализирует именно номинацию фрик / made freak - 'искусственный фрик', а понятие «фрик», определяющее людей, страдающих врожденными или приобретенными уродствами, сохранилось только в медицинском профессиональном кругу, в основном психиатров.

Тождественное соотношение понятия «фрик» с семантикой английского слова freak - 'чудак', 'сумасшедший' объясняет свое место в синонимическом ряду 'странный - чудак - фрик - эксцентричный - экстравагантный - ни от мира сего - чокнутый - себе на уме' и тому подобные, где слово чудак в качестве доминанты является сущностью понятия «фрик» в аспекте когнитивной оценки, возникающей в результате отклонения поведения личности от стандарта, канона, общепринятых норм.

Обращение к английским словарным кодификациям чудака выявляет смысловые элементы и определяет семантическую модель его характеристики следующим образом: 1) эксцентричный, экстравагантный, чудаковатый, взбалмошный (Eccentric n. - 'a person of unconventional and slightly strange views or behaviour'. / Эксцентричный (сущ.) 'человек нестандартных и слегка странных взглядов или поведения'); 2) идиот, урод, дегенерат (Geek - 'an unfashionable or socially inept person'. / Идиот - 'неразборчивый или неприспособленный к жизни человек'); 3) сумасшедший, полоумный, чокнутый (Loony - '(informal) a mad or silly person'. /

Чокнутый - '(разг.) сумасшедший или глупый человек'); 4) странный (Oddity - 'a strange or peculiar person'. / Странность - 'странный и своеобразный человек'); 5) уродец, чудак, придурок, ненормальный, эксцентричность, экстравагантность, странность, причуда, выкрутасы (Freak - '(informal) a person regarded as strange because of their unusual appearance'. / Фрик (Чудачество) - '(неофициально) человек, считающийся странным из-за своей необычной внешности'); 6) сумасброд (Screwball - '(informal) a crazy or eccentric person'. / Сумасброд -'(разг.) сумасшедший или эксцентричный человек'); 7) кретин, болван, умник, недоумок (Nerd - '(informal) a foolish or contemptible person who lacks social skills or is boringly studious'. / Ботаник - '(сленг) глупый или презираемый человек, который не обладает социальными навыками или тщательно усердствует'); 8) странный, чудной, оригинальный, эксцентричный, своеобразномыслящий, противоестественный человек, чудик, беспредельщик, выродок, псих, чудак (Oddball - 'a person whose behaviour is unusual and strang'. / Чудак - 'человек, поведение которого необычное и странное') [11; 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русские словарные кодификации не так широко представляют понятие «чудак», как английские, а именно: 1) чудак - 'человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих. Прослыть чудаком'; 2) оригинал - '(разг.) странный, непохожий на других человек; чудак'; 3) эксцентричный - 'крайне своеобразный, склонный к причудам, странным поступкам. Эксцентричный молодой человек'; 4) странный - 'вызывающий недоумение, удивление своей необычностью' [7].

Как видим, основным смысловым элементом в английских и русских словарных дефинициях ключевого слова «чудак» является 'странный', что позволяет проследить концептуальную связь странного и чужого/ другого «уже на этимологическом и семантическом уровнях номинативных единиц. Смысловой диапазон достаточно широк и может варьироваться от репрезентации непохожести на других, безобидной чудаковатости до необычного, экстравагантного внешнего вида и вызывающего, зачастую эпатажного поведения» [2, с. 266].

Таким образом, понятие «фрик» (made freak - 'искусственный фрик') возможно соотнести с понятием «чудак», которое объясняется посредством указания на странность поведения и внешности такого человека. Эта странность может либо забавлять, либо отталкивать людей, однако в ряду экстравагантных чудаков фри-ков отличает цель: его внешность и поведение должны обеспечить внимание окружающих. Фрик уверен в себе, хочет быть центральной фигурой, привлекая всех своей постоянной экстравагантностью и эпатажностью.

Фрики оригинальны и уникальны, их образы практически не повторяются. Например, Жанну Агузарову называют русской Леди Гагой, хотя ее творческий путь начался как солистки группы «Браво» в 1983 году, а Леди Гага родилась в 1986 году. Сценический и обыденный образ Жанны Агузаровой отличался эксцентричностью, что проявлялось в манере одеваться, в ее прическах, макияже, в физиологической необычности формы носа, а также в стиле поведения, движениях на сцене и в обычной жизни, но это всегда выглядело гармонично. Разновозрастной отечественный зритель воспринял и достойно оценил талант певицы-фрика: 10 альбомов и более 5 миллионов проданных дисков, не считая миллионов переписанных кассет. Свою жизненную идеологию Жанна Агузарова объясняет своим внеземным происхождением и связями с марсианами.

Следовательно, модель фрика как чужого «включает в себя инаковые характеристики внешнего облика, образа жизни, поведенческую оппозицию <...> социокультурному окружению и социокультурной реальности» [3, с. 202]. Мотивирующей основой переформатирования индивида в искусственного фрика является протестная реакция «против давления социума, или, напротив, способ социальной адаптации к нему через подражание референтной группе» [5].

Выявление таких конститутивных понятийных признаков фрика, как: 1) 'странный человек', 2) 'экстравагантный внешний вид', 3) 'эпатажное поведение', 4) вызывающий недоумение и удивление', 5) 'получающий оценку (положительную или отрицательную)', - позволяет выделить элементы и сформировать модель, которую возможно спроецировать на человека с обозначенными странностями, поведением, поступками, определяющими инаковость фрика.

Переформатирование индивида в искусственного фрика есть творческое изменение внешнего вида и мышления, предопределяющего дальнейшее эпатажное поведение как протест, в частности, стереотипному социальному поведению окружающих его людей и в целом всей социальной системе.

Список источников

1. Аверкин М. Г., Матвеева Ю. С. Роль клубных субкультур в формировании пространства молодежных коммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 203-209.

2. Джененко О. В. Образ «странного» детектива в парадигме «Чужой/Другой» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 4. С. 264-268.

3. Джененко О. В. Эпистемологическая характеристика чудака как чужого // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 4. С. 197-203.

4. Кто такие фрики и чем они занимаются? [Электронный ресурс]. URL: http://kak-bog.ru/kto-takie-friki-i-chem-oni-zanimayutsya (дата обращения: 22.10.2017).

5. Лапшин В. А. Фрики [Электронный ресурс] // Социология молодежи: электронная энциклопедия. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/222-friki.html (дата обращения: 23.10.2017).

6. Москаленко Л. Б. Молодежная субкультура и современность // Культура народов Причерноморья. 2010. Т. 1. № 196. С. 31-35.

7. Словарь русского языка: в 4-х т. / Академия наук СССР; Институт русского языка; под ред. А. П. Евгеньевой. Изд-е 3-е, стереотип. М., 1985-1988.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

9. Фрики [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki^pMH (дата обращения: 26.11.2017).

10. 15 самых эпатажных нарядов великолепной Lady Gaga [Электронный ресурс]. URL: http://www.novate.ru/blogs/ 280315/30607/ (дата обращения: 26.11.2017).

11. Oddball [Электронный ресурс] // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/ oddball (дата обращения: 20.08.2017).

12. Oxford dictionary of English / ed. by C. Soanes, A. Stevenson. Second edition. Oxford: Oxford University Press, 2003. 2088 р.

MADE FREAK AS THE OUTSIDER / THE OTHER

Dzhenenko Ol'ga Vladimirovna

Astrakhan State University olgaginger20.05@gmail. com

The article introduces a made freak as a recognizable representative of subculture in the aspect of basic sociocultural binary opposition "the Insider - the Outsider". Distinguished elements of freak's strangeness and developed model allow the author to identify and characterize him as the Outsider / the Other. The paper provides a synergetic analysis of individual's reformatting into a made freak by creative transformation of appearance and thinking which predetermines his further scandalous behaviour as a challenge to stereotypic social behaviour of the surrounding people and all social system.

Key words and phrases: subculture; freaks; made freak (once normal person who experienced or initiated an alteration at some point in life); eccentric; appearance; odd; queer; outrageous.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием инфраструктуры курортных районов Карачаево-Черкесии во второй половине XX века, а также с деятельностью региональных и центральных органов власти по охране уникальных рекреационных ресурсов региона. В центре внимания автора процессы совершенствования дорожного строительства и других транспортных коммуникаций, объекты электроэнергетики, историко-культурные и природные памятники. Также в работе освещаются причины создания заповедников, заказников и особо охраняемой эколого-курортной зоны на территории Карачаево-Черкесии и их роль в сохранении природной среды в курортных районах региона.

Ключевые слова и фразы: Карачаево-Черкесия; курортная инфраструктура; туризм; дорожное строительство; электроэнергетика; заповедники; рекреационные ресурсы.

Динаев Расул Алибекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск r_begeul@mail. ги

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ОХРАНА КУРОРТНЫХ РАЙОНОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1940-1990-Е ГГ.)

Коммуникационная инфраструктура и охрана рекреационных зон выступают одним из главных факторов развития туризма, курортно-санаторного сектора и т.д. В современных условиях, когда туристическая индустрия считается важнейшей составляющей социально-экономического роста в северокавказском регионе, учет исторического опыта в данной сфере представляется важным и востребованным, тем более что в 1960-1980-х гг. курорты Карачаево-Черкесии приобрели не только всесоюзную, но и мировую известность, принимая сотни тысяч туристов в год, а современная инфраструктура во многом базируется и развивается еще на основе старых советских проектов.

Можно отметить, что довольно бурный рост курортной инфраструктуры на территории современной Карачаево-Черкесской Республики в 1920-1930-е гг. был прерван в ходе Великой Отечественной войны. Военные годы, оккупация и депортация карачаевцев в 1943 г. нанесли значительный вред региональным курортам. В первые послевоенные годы существенной работы по развитию рекреационных зон региона практически не велось. После депортации карачаевцев и ликвидации Карачаевской автономной области (КАО) курорт Те-берда и в целом Микояновский район упраздненной автономии перешли в состав Грузинской ССР. Район был переименован в Тебердинский, а 14 января 1944 г. - в Клухорский.

Уже в январе 1944 г. по решению созданного по Клухорскому району оргкомитета Президиума Верховного Совета Грузинской ССР в распоряжение Управления строительства дороги «Черкесск-Сухуми» стали поступать средства для прокладки автомобильного маршрута через Клухорский перевал [3, с. 233-236, 246, 248-249]. В 1945 г. дорога стала функционировать, что можно рассматривать как большое техническое достижение того периода. Известный краевед П. А. Утяков отмечал в своих записях, что проехал по ней «на автомашине с капустой - личный подарок строителям дороги на ее на южной стороне» [10]. В 1946 г. В. Князев писал,