Джененко Ольга Владимировна
МОДЕЛЬ ФРИКА (MADE FREAK) КАК ЧУЖОГО/ДРУГОГО
В статье представлена модель фрика / made freak (искусственного фрика) как узнаваемого представителя субкультуры в аспекте базовой социокультурной бинарной оппозиции "Свой - не-Свой". Выделенные элементы инаковости фрика и сформированная модель позволяют определить и охарактеризовать его как чужого/другого. Предлагается синергетический анализ переформатирования индивида в искусственного фрика посредством творческого изменения внешнего вида и мышления, предопределяющего его дальнейшее эпатажное поведение в качестве протеста стереотипному социальному поведению окружающих его людей и всей социальной системе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-5/17.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 68-71. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 008(510) Культурология
В статье представлена модель фрика / made freak (искусственного фрика) как узнаваемого представителя субкультуры в аспекте базовой социокультурной бинарной оппозиции «Свой - не-Свой». Выделенные элементы инаковости фрика и сформированная модель позволяют определить и охарактеризовать его как чужого/другого. Предлагается синергетический анализ переформатирования индивида в искусственного фрика посредством творческого изменения внешнего вида и мышления, предопределяющего его дальнейшее эпатажное поведение в качестве протеста стереотипному социальному поведению окружающих его людей и всей социальной системе.
Ключевые слова и фразы: субкультура; фрики; made freak (искусственный фрик); чудак; внешность; странный; эксцентричный; эпатажный.
Джененко Ольга Владимировна
Астраханский государственный университет olgaginger20.05@gmail. com
МОДЕЛЬ ФРИКА (MADE FREAK) КАК ЧУЖОГО/ДРУГОГО
Работа выполнена по проекту РГНФ 15-03-00402а «Чужой/Другой в меняющемся мире: от онтологии к гносеологической типологизации» (The work was designed by RHF 15-03-00402a "Alien/Other in the changing world: from ontology to epistemology typology").
Мировоззрение индивидуума, его представлений о жизни, оригинальных и нетипичных, чужих/других, а потому далеко не понятных и не принятых всеми, определяется ценностями как универсалиями смысла -очень сложной структурой, составляющими которой являются личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив, смысловой конструкт [8, с. 200]. Любое общество на различных этапах своей эволюции имеет примеры массового объединения людей, в основном молодых, не считающихся с общепринятыми ценностями: как нигилисты, хорошо известные по классической литературе, так и панки, демонстрирующие грубость и непочтительность, - одно из самых развязных направлений в международной молодежной субкультуре; это хиппи, металлисты, готы, скинхеды, эмо, гранж, фрики и другие субкультуры, порожденные культурой эпохи и образовавшиеся не только из поклонников какого-то музыкального стиля, но и объединившие людей со своеобразной жизненной философией, которая базируется на определенных ценностях, принятых только в их сообществе. «Субкультура играет роль посредника, становится рыночным лицом, а процесс переформатирования общего пространства культуры, перевод культурной вертикали в горизонталь взаимовлияний, отражается в новых измерениях молодежной культуры. Молодежь формирует новый тип молодежной культуры, субкультуры, в их классическом понимании, исчезли, а культ детскости и молодости распространился в широкие массы» [6, с. 33].
Так, фрики-субкультура (1980-1990 гг.) «удивительным образом объединила и политизированных последователей хиппи, и музыкантов, которые считали себя служителями искусства и были равнодушны к политическим проблемам» [4]. Яркие представители этой субкультуры преодолели временные и географические границы. Формирование субкультуры фрики / made freaks - 'искусственные фрики' - предопределило объединение музыкантов и представителей молодежных групп пацифистов, которые представили миру так называемую психоделическую музыку и свой взгляд на рок [Там же]. Основополагающим фактором послужило такое музыкальное направление, как «фрик-сцены», отличающееся стилем создания сценических образов солистов (Мэри-лина Мэнсона, Бьёрк, Бой Джоржа и др.) и участников таких музыкальных групп, как Murderdolls, The Mothers of Invention, Garrick Theatre, которые шокировали зрителей не только одеждой, цветом волос, пирсингом, татуировками, но и весьма заметными результатами пластических операций, вживления имплантатов и т.п.
У современных фриков основным условием принадлежности к этой субкультуре является сознательное изменение обычной внешности до нереального образа, а также эпатажное поведение для привлечения внимания. Многие исследователи субкультуру фриков, смешивая ее с музыкальными и клубными субкультурами, соотносят с молодежной средой. Так, социологи М. Г. Аверкин и Ю. С. Матвеева определяют фриков как субкультуру молодежи, представители которой выделяются «неординарным, экстравагантным внешним видом, балансирующим на грани между стилем, китчем и дурновкусием», а также обладают следующими психосоциальными характеристиками: «...такие люди чаще всего - отъявленные экстраверты, открытые и общительные, любящие весело провести время. Поэтому неудивительно, что фрики быстро стали неотъемлемой частью клубной культуры» [1, с. 204].
Однако возрастные критерии для фриков отсутствуют. Например, российский стилист Сергей Зверев, известный своим выражением «Звезда в шоке», уже преодолел свой пятидесятилетний рубеж. Его эксцентричный образ - сочетание его субтильного телосложения с массивной обувью исключительно на огромной подошве-платформе, низменные блестящие пиджаки, яркий, нехарактерный для мужской внешности макияж и пышная прическа (аля начес) - дополняется реализацией желания Зверева предстать перед публикой
певцом без каких-либо вокальных данных для этого. Его популярность в шоу-бизнесе давно превзошла его успех стилиста: именно его экстравагантный образ привлекает зрителя и тем самым позволяет ему постоянно участвовать в церемониях вручения популярных российских премий в разном качестве: член жюри, вручение наград или получение наград им самим.
Журналистка и писательница Светлана Конеген, также немолодая звезда - одна из представителей суб-культуры-фрик, вещавшая на каналах российского телевидения и получившая в СМИ номинации «Мисс Скандал», «Мисс Интеллектуальное безобразие», «Мисс Унисекс». Она удивила не только ярким многоцветием внешнего облика (разноцветные торчащие в разные стороны волосы, очки в яркой оправе), собачкой, которая неизменно была в кадре у нее в руках, уникальным тембром голоса, но и поразила эпатажным имиджем телеведущей, отличающимся уникальной и непривычной для телезрителей манерой ведения программы.
Обыденное восприятие звездных made freaks (искусственных фриков) в российском социуме не отличается от восприятия других довольно многочисленных представителей этой субкультуры и характеризуется как «чудо-чудное», «чудо в перьях», «диво-дивное». Made freaks (искусственные фрики) своей яркой эксцентричной внешностью и странным, чудаковатым поведением не пугают окружающих, а забавляют их, в отличие от представителей других субкультур (ср. агрессивность панков).
Фрики, с одной стороны, своим позерством, экстравагантностью, чрезмерностью в поведении демонстрируют полное пренебрежение к оценкам собственной персоны обществом: им важно одобрение только представителей их субкультуры. С другой стороны, они, старательно противопоставляя себя общепринятым устоям, своей эпатажностью, несомненно, привлекают внимание отвергнутого ими общества.
Если все представители субкультуры панков отличаются обязательным наличием на шее цепей с замками и своеобразными прическами-ирокезами - разноцветными взбитыми хохолками на голове в виде тупейного гребня, готы - черными одеждами, скинхеды - бритыми головами, то фрики все разные, их образы уникальны. Невозможно создать типичную модель фрика (made freak). Их главная задача - выделяться оригинальной внешней экстравагантностью среди других людей. Изменение своего облика фрики достигают при помощи причесок (разноцветные волосы, прически-ирокезы, дреды и т.п.); татуировок (часто по всему телу); пирсинга (пирсинг лица - ушей и губ, множественный пирсинг); косметической хирургии (радикальное изменение облика, имплантаты) [5].
Фрик в системе искусственных образов занимает особую позицию: его создают вне рамок дозволенности с целью шокирования и тем самым сосредоточения внимания общества на собственной персоне, что предполагает последующее многократное обсуждение уникальности фрика. Например, нестандартное восприятие Леди Гага, давно демонстрирующей нестандартные представления о нравственности, морали и эстетике, связано с абсолютным нарушением каких-либо общепринятых норм. Так, стремясь произвести скандальную и бурную реакцию, она появилась на церемонии музыкальных наград MTV Video Music Awards в сентябре 2010 года в эпатаж-ном наряде из сырого мяса. Тем самым был обеспечен жесткий эффект на публику, давно привыкшей к ее ресницам нереальной длины и неестественных цветов, к яркому цвету теней и губ, несочетаемых с одеждой [10].
Понятие «фрик» имеет несколько определений: 1) современная субкультура, объединяющая людей, преимущественно стремящихся отличаться необычным, экстравагантным внешним видом и (или) эпатажным поведением, мировоззрением, основывающимся на отказе от социальных стереотипов; они же - made freaks (искусственные фрики) [5]; 2) люди физически неполноценные, имеющие редкие экзотические заболевания или отличающиеся необычным внешним видом [Там же]; 3) в психиатрии обозначает чрезмерную, доходящую до фанатизма приверженность определенному виду деятельности. Фриками называли людей с редкими заболеваниями, накладывающими отпечаток на внешность [4]; 4) человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов. Фрики выделяются в отдельную субкультуру. Также фри-ками часто бывают люди творческих профессий - музыканты, художники, поэты, фотографы, писатели, политики и так далее [9]; 5) человек, выделяющийся необычно ярким внешним видом, своеобразным мировоззрением, отличающимся от общепринятой морали и принятых в обществе законов. Как правило, основную часть любой группы субкультуры составляют подростки, но среди фриков много людей творческих профессий [4]; 6) употребляется также понятие «научные фрики» (от англ. science freak), закрепившееся за представителями псевдонауки [9]. Надо отметить, что современная речь актуализирует именно номинацию фрик / made freak - 'искусственный фрик', а понятие «фрик», определяющее людей, страдающих врожденными или приобретенными уродствами, сохранилось только в медицинском профессиональном кругу, в основном психиатров.
Тождественное соотношение понятия «фрик» с семантикой английского слова freak - 'чудак', 'сумасшедший' объясняет свое место в синонимическом ряду 'странный - чудак - фрик - эксцентричный - экстравагантный - ни от мира сего - чокнутый - себе на уме' и тому подобные, где слово чудак в качестве доминанты является сущностью понятия «фрик» в аспекте когнитивной оценки, возникающей в результате отклонения поведения личности от стандарта, канона, общепринятых норм.
Обращение к английским словарным кодификациям чудака выявляет смысловые элементы и определяет семантическую модель его характеристики следующим образом: 1) эксцентричный, экстравагантный, чудаковатый, взбалмошный (Eccentric n. - 'a person of unconventional and slightly strange views or behaviour'. / Эксцентричный (сущ.) 'человек нестандартных и слегка странных взглядов или поведения'); 2) идиот, урод, дегенерат (Geek - 'an unfashionable or socially inept person'. / Идиот - 'неразборчивый или неприспособленный к жизни человек'); 3) сумасшедший, полоумный, чокнутый (Loony - '(informal) a mad or silly person'. /
Чокнутый - '(разг.) сумасшедший или глупый человек'); 4) странный (Oddity - 'a strange or peculiar person'. / Странность - 'странный и своеобразный человек'); 5) уродец, чудак, придурок, ненормальный, эксцентричность, экстравагантность, странность, причуда, выкрутасы (Freak - '(informal) a person regarded as strange because of their unusual appearance'. / Фрик (Чудачество) - '(неофициально) человек, считающийся странным из-за своей необычной внешности'); 6) сумасброд (Screwball - '(informal) a crazy or eccentric person'. / Сумасброд -'(разг.) сумасшедший или эксцентричный человек'); 7) кретин, болван, умник, недоумок (Nerd - '(informal) a foolish or contemptible person who lacks social skills or is boringly studious'. / Ботаник - '(сленг) глупый или презираемый человек, который не обладает социальными навыками или тщательно усердствует'); 8) странный, чудной, оригинальный, эксцентричный, своеобразномыслящий, противоестественный человек, чудик, беспредельщик, выродок, псих, чудак (Oddball - 'a person whose behaviour is unusual and strang'. / Чудак - 'человек, поведение которого необычное и странное') [11; 12].
Русские словарные кодификации не так широко представляют понятие «чудак», как английские, а именно: 1) чудак - 'человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих. Прослыть чудаком'; 2) оригинал - '(разг.) странный, непохожий на других человек; чудак'; 3) эксцентричный - 'крайне своеобразный, склонный к причудам, странным поступкам. Эксцентричный молодой человек'; 4) странный - 'вызывающий недоумение, удивление своей необычностью' [7].
Как видим, основным смысловым элементом в английских и русских словарных дефинициях ключевого слова «чудак» является 'странный', что позволяет проследить концептуальную связь странного и чужого/ другого «уже на этимологическом и семантическом уровнях номинативных единиц. Смысловой диапазон достаточно широк и может варьироваться от репрезентации непохожести на других, безобидной чудаковатости до необычного, экстравагантного внешнего вида и вызывающего, зачастую эпатажного поведения» [2, с. 266].
Таким образом, понятие «фрик» (made freak - 'искусственный фрик') возможно соотнести с понятием «чудак», которое объясняется посредством указания на странность поведения и внешности такого человека. Эта странность может либо забавлять, либо отталкивать людей, однако в ряду экстравагантных чудаков фри-ков отличает цель: его внешность и поведение должны обеспечить внимание окружающих. Фрик уверен в себе, хочет быть центральной фигурой, привлекая всех своей постоянной экстравагантностью и эпатажностью.
Фрики оригинальны и уникальны, их образы практически не повторяются. Например, Жанну Агузарову называют русской Леди Гагой, хотя ее творческий путь начался как солистки группы «Браво» в 1983 году, а Леди Гага родилась в 1986 году. Сценический и обыденный образ Жанны Агузаровой отличался эксцентричностью, что проявлялось в манере одеваться, в ее прическах, макияже, в физиологической необычности формы носа, а также в стиле поведения, движениях на сцене и в обычной жизни, но это всегда выглядело гармонично. Разновозрастной отечественный зритель воспринял и достойно оценил талант певицы-фрика: 10 альбомов и более 5 миллионов проданных дисков, не считая миллионов переписанных кассет. Свою жизненную идеологию Жанна Агузарова объясняет своим внеземным происхождением и связями с марсианами.
Следовательно, модель фрика как чужого «включает в себя инаковые характеристики внешнего облика, образа жизни, поведенческую оппозицию <...> социокультурному окружению и социокультурной реальности» [3, с. 202]. Мотивирующей основой переформатирования индивида в искусственного фрика является протестная реакция «против давления социума, или, напротив, способ социальной адаптации к нему через подражание референтной группе» [5].
Выявление таких конститутивных понятийных признаков фрика, как: 1) 'странный человек', 2) 'экстравагантный внешний вид', 3) 'эпатажное поведение', 4) вызывающий недоумение и удивление', 5) 'получающий оценку (положительную или отрицательную)', - позволяет выделить элементы и сформировать модель, которую возможно спроецировать на человека с обозначенными странностями, поведением, поступками, определяющими инаковость фрика.
Переформатирование индивида в искусственного фрика есть творческое изменение внешнего вида и мышления, предопределяющего дальнейшее эпатажное поведение как протест, в частности, стереотипному социальному поведению окружающих его людей и в целом всей социальной системе.
Список источников
1. Аверкин М. Г., Матвеева Ю. С. Роль клубных субкультур в формировании пространства молодежных коммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 203-209.
2. Джененко О. В. Образ «странного» детектива в парадигме «Чужой/Другой» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 4. С. 264-268.
3. Джененко О. В. Эпистемологическая характеристика чудака как чужого // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 4. С. 197-203.
4. Кто такие фрики и чем они занимаются? [Электронный ресурс]. URL: http://kak-bog.ru/kto-takie-friki-i-chem-oni-zanimayutsya (дата обращения: 22.10.2017).
5. Лапшин В. А. Фрики [Электронный ресурс] // Социология молодежи: электронная энциклопедия. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/222-friki.html (дата обращения: 23.10.2017).
6. Москаленко Л. Б. Молодежная субкультура и современность // Культура народов Причерноморья. 2010. Т. 1. № 196. С. 31-35.
7. Словарь русского языка: в 4-х т. / Академия наук СССР; Институт русского языка; под ред. А. П. Евгеньевой. Изд-е 3-е, стереотип. М., 1985-1988.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
9. Фрики [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki^pMH (дата обращения: 26.11.2017).
10. 15 самых эпатажных нарядов великолепной Lady Gaga [Электронный ресурс]. URL: http://www.novate.ru/blogs/ 280315/30607/ (дата обращения: 26.11.2017).
11. Oddball [Электронный ресурс] // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/ oddball (дата обращения: 20.08.2017).
12. Oxford dictionary of English / ed. by C. Soanes, A. Stevenson. Second edition. Oxford: Oxford University Press, 2003. 2088 р.
MADE FREAK AS THE OUTSIDER / THE OTHER
Dzhenenko Ol'ga Vladimirovna
Astrakhan State University olgaginger20.05@gmail. com
The article introduces a made freak as a recognizable representative of subculture in the aspect of basic sociocultural binary opposition "the Insider - the Outsider". Distinguished elements of freak's strangeness and developed model allow the author to identify and characterize him as the Outsider / the Other. The paper provides a synergetic analysis of individual's reformatting into a made freak by creative transformation of appearance and thinking which predetermines his further scandalous behaviour as a challenge to stereotypic social behaviour of the surrounding people and all social system.
Key words and phrases: subculture; freaks; made freak (once normal person who experienced or initiated an alteration at some point in life); eccentric; appearance; odd; queer; outrageous.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием инфраструктуры курортных районов Карачаево-Черкесии во второй половине XX века, а также с деятельностью региональных и центральных органов власти по охране уникальных рекреационных ресурсов региона. В центре внимания автора процессы совершенствования дорожного строительства и других транспортных коммуникаций, объекты электроэнергетики, историко-культурные и природные памятники. Также в работе освещаются причины создания заповедников, заказников и особо охраняемой эколого-курортной зоны на территории Карачаево-Черкесии и их роль в сохранении природной среды в курортных районах региона.
Ключевые слова и фразы: Карачаево-Черкесия; курортная инфраструктура; туризм; дорожное строительство; электроэнергетика; заповедники; рекреационные ресурсы.
Динаев Расул Алибекович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск r_begeul@mail. ги
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ОХРАНА КУРОРТНЫХ РАЙОНОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1940-1990-Е ГГ.)
Коммуникационная инфраструктура и охрана рекреационных зон выступают одним из главных факторов развития туризма, курортно-санаторного сектора и т.д. В современных условиях, когда туристическая индустрия считается важнейшей составляющей социально-экономического роста в северокавказском регионе, учет исторического опыта в данной сфере представляется важным и востребованным, тем более что в 1960-1980-х гг. курорты Карачаево-Черкесии приобрели не только всесоюзную, но и мировую известность, принимая сотни тысяч туристов в год, а современная инфраструктура во многом базируется и развивается еще на основе старых советских проектов.
Можно отметить, что довольно бурный рост курортной инфраструктуры на территории современной Карачаево-Черкесской Республики в 1920-1930-е гг. был прерван в ходе Великой Отечественной войны. Военные годы, оккупация и депортация карачаевцев в 1943 г. нанесли значительный вред региональным курортам. В первые послевоенные годы существенной работы по развитию рекреационных зон региона практически не велось. После депортации карачаевцев и ликвидации Карачаевской автономной области (КАО) курорт Те-берда и в целом Микояновский район упраздненной автономии перешли в состав Грузинской ССР. Район был переименован в Тебердинский, а 14 января 1944 г. - в Клухорский.
Уже в январе 1944 г. по решению созданного по Клухорскому району оргкомитета Президиума Верховного Совета Грузинской ССР в распоряжение Управления строительства дороги «Черкесск-Сухуми» стали поступать средства для прокладки автомобильного маршрута через Клухорский перевал [3, с. 233-236, 246, 248-249]. В 1945 г. дорога стала функционировать, что можно рассматривать как большое техническое достижение того периода. Известный краевед П. А. Утяков отмечал в своих записях, что проехал по ней «на автомашине с капустой - личный подарок строителям дороги на ее на южной стороне» [10]. В 1946 г. В. Князев писал,