Научная статья на тему 'Модель формирования валеологической образованности студентов'

Модель формирования валеологической образованности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Т. В.

В нашем исследовании моделирование предполагает создание модели педагогического изобретения, рассчитанного на интенсификацию педагогических процессов, и связано с формированием искомых качеств у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования валеологической образованности студентов»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ

Т. В. Борисова УралГАФК, г. Челябинск

В нашем исследовании моделирование предполагает создание модели педагогического изобретения, рассчитанного на интенсификацию педагогических процессов, и связано с формированием искомых качеств у студентов.

В настоящее время проблема конструирования моделей в педагогике привлекает особое внимание ученых и практиков [8].

Сконструировать модель - значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы (В.П. Беспалько, М. Вартофский, Б.С. Гершунский,

В.А. Штофф) [1,3,4,11].

Моделирование - один из теоретических методов научного исследования, который характеризуется как воспроизведение параметров некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй объект называется моделью. Отметим, что оптимальным условием любой деятельности является представление о ее исходном и конечном результате.

В самом общем смысле модель - такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты [9].

Для нашего исследования важна точка зрения М. Вартофского, считающего, что «в более обычном истолковании модель понимается как избирательное абстрактное копирование человеком определенных свойств мира. Фактически модель рассматривается как конструкция, в которой мы располагаем символы нашего опыта или мышления таким образом, что в результате получаем систематизированную репрезентацию этого объекта как средство их понимания или объяснения другим людям» [3].

Проблематика нашего исследования, а именно: формирование валеологической образованности студентов - опиралась на комплекс научно-исследовательских подходов.

Наиболее значимыми для нашего исследования являются системно-синергетический и личностно ориентированный подходы, специфика которых заключается в их согласованном сочетании, наиболее отвечающем целям данного исследования.

Использование личностно ориентированного подхода к решению проблемы формирования валеологической образованности студентов включает в себя:

- во-первых, определение цели и задач формирования валеологической образованности студентов;

- во-вторых, формирование валеологических

знаний, умений для становления личности;___________

- в-третьих, развитие самостоятельности, устойчивости духовного мира.

Системно-синергетический подход объединяет основные идеи общей теории систем и синергетики. Он предполагает рассмотрение человекосистемных отношений в образовательных процессах. При этом те или иные средства осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов предстают в системном виде. Деятельность же участников образования рассматривается лишь с позиции межсистемных связей.

Системно-синергетический подход к проблеме осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов предполагает учет самоорганизации как объективной закономерности. Важной его предпосылкой является сотрудничество педагогов и учащихся в целях развития образованности и сбережения здоровья. Существенную роль играет направленность человеко-системных отношений на единение в общих аспектах функционирования.

Итак, для точного изучения и построения модели формирования валеологической образованности студентов были выбраны системно-синергетический и личностно ориентированный подходы, суть которых заключается в том, что они позволили осуществить разработку модели формирования валеологической образованности студентов.

Моделируя процесс формирования валеологической образованности студентов, нам необходимо изучить и структуру, и функции данного процесса. При этом мы будем учитывать, что моделирование предполагает путем установления подобия модели и оригинала в одном отношении получить на модели информацию об оригинале в другом отношении. Применительно к структурнофункциональным моделям это означает, что путем установления структурного подобия модели и оригинала и на основании информации о функции модели можно получить вполне достоверную информацию о функции оригинала [5].

Таким образом, прежде всего нам необходимо исследовать структуру процесса формирования валеологической образованности студентов.

Для этого за основу мы возьмем структуру образовательного процесса, включающего в качестве компонентов цель, содержание, формы, методы и средства.

Основываясь на анализе философской, пси-холого-педагогической, методической литературы

Борисова Т.В.

Модель формирования валеологической ___________образованности студентов

и собственных изысканиях, представим модель формирования валеологической образованности студентов.

В основу цели формирования валеологической образованности студентов должно быть положено формирование у человека культуры здоровья, базирующейся на валеологическом образовании.

Валеологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей».

Целью такого образования в педагогическом процессе должно быть воспитание культуры здоровья как части общей культуры человека [2].

Основными задачами, стоящими перед валеологическим образованием, считаем:

1. Воспитание у молодежи устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности человека.

2. Обучение молодежи средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания личного здоровья.

Образование является сложной системой, включающей в себя в качестве неотъемлемых компонентов обучение, воспитание, просвещение и т. д.

Валеологическое обучение представляет собой процесс:

- формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека;

- овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и оценки формирующих его факторов;

- усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения;

- освоения методов и средств ведения пропаганды здоровья и здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание является процессом формирования у человека целенаправленных установок на здоровье и здоровый образ жизни как непременного условия возможно полной его самореализации.

Валеологическое просвещение призвано вооружить человека знанием и умением формировать здоровье и здоровый образ жизни, а также пониманием роли и места здоровья как приоритетной жизненной ценности.

Цель и задачи разрабатываемой модели определяют ее содержание.

Под содержанием образования понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения [7].

Отбор содержания валеологического образования студентов осуществлялся нами на основе анализа содержания следующих источников:

• Закон РФ «Об образовании»;

• «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 24) (от 22.07.93 № 5487-1).

• Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации (от 21.03.03 № 113).

• Национальная Доктрина развития образования в Российской Федерации;

• Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Содержание разрабатываемой модели составляют следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и операционно-

практический. Блоками мы называем части содержательного компонента модели, отличающиеся содержательной и структурной специфичностью и относительной автономностью. Каждый компонент имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов и средств учебно-воспитательного процесса, а также выполняет определенные функции. Представим содержание каждого компонента.

Когнитивный компонент формирования

валеологической образованности студентов раскрывается через знания о ценности здоровья, необходимости его сохранения и укрепления, значимости здорового образа жизни.

Целью когнитивного компонента является формирование у студентов установки на здоровый образ жизни, а также сохранение и укрепление здоровья человека через приобщение к здоровому образу жизни.

В содержание когнитивного компонента модели формирования валеологической образованности студентов мы включили следующие группы знаний:

- об особенностях строения тела человека;

- о предупреждении травматизма, отравления;

- о вредных привычках (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания); профилактика СПИДа и др.;

- о предупреждении соматических заболеваний;

- о бережном отношении к своему здоровью.

Успешной реализации данного компонента

будут способствовать следующие моменты: учет основных принципов валеологического образования (единство познания, переживания, действия; принцип прогностичности; междисциплинарный подход; систематичность и непрерывность); использование разнообразных форм, методов; привлечение дополнительных источников информации (дополнительная литература, СМИ) с целью обогащения и развития общего кругозора.

Исходя из цели и содержания когнитивного компонента, можем определить его функции, под которыми мы понимаем «явление, зависящее от

Серия «Образование* здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2

267

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления» [6]. На наш взгляд, данный компонент выполняет ориентационную, гносеологическую, воспитательную, контролирующую функции.

Реализация данного компонента позволяет обучающимся накапливать валеологические знания и переходить с более низкого уровня овладения валеологическим образованием на более высокий уровень.

Следующим компонентом является мотивационно-ценностный, который тесно связан с когнитивным. Целью данного компонента является формирование у студентов ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. Содержание данного компонента связано с такой категорией, как мотив.

В ходе организационного процесса становления валеологической образованности студентов мы делали акцент на формирование валеологиче-ски значимых качеств личности обучающегося в колледже физической культуры (бережливость, ответственное отношение к здоровью).

На наш взгляд, наиболее отвечающими цели и содержанию мотивационно-ценностного компонента являются групповые формы, осуществляемые на практических занятиях, экскурсиях.

Рассматриваемый компонент реализует развивающую, направленную на развитие мотивационной сферы личности, и воспитательную функции.

Операционно-практический компонент мы представляем через проявление оздоровительных умений, практических навыков и регулярность их применения, умение самостоятельно ставить и решать оздоровительные задачи. Этот компонент мы рассматриваем в тесном единстве с мотивационно-ценностным и когнитивным. Обучающийся должен сегодня овладевать не только профессиональными знаниями и навыками, но и обладать социальными умениями и навыками в современном обществе, знать, как справляться с ее требованиями и преодолевать субъективные трудности, психологические нагрузки, неминуемо возникающие на жизненном пути. Именно неумение справляться со сложными ситуациями, большими учебными нагрузками приводят к снижению уровня здоровья студентов, к различным формам отклоняющего поведения. Поэтому операционно-прак-тический компонент является необходимым для формирования здоровья студентов.

Обобщая указанный материал, необходимо отметить, что процесс формирования валеологической образованности студентов является сложным, непрерывным, длительным, он осуществляется на протяжении всего образовательного процесса в колледже.

Большинство студентов понимают, что необходимо постоянно заботиться о здоровье и укреп-

лять его, однако не все обладают достаточными знаниями, умениями в области ведения здорового образа жизни, использования средств физической культуры в оздоровительных целях.

Многоплановые знания о здоровье, культуре здоровья, здоровом образе жизни носят междисциплинарный характер и охватывают разнообразные учебные предметы. В связи с этим решать проблему здоровья и оздоровления лучше на основе интегрированного подхода [10].

Таким образом, представлена структурнофункциональная модель формирования валеологической образованности студентов, включающая в себя следующие структурные компоненты: цель; содержание, которое представлено интеграцией компонентов когнитивного, мотивационно-ценностного и операционно-практического; организационные формы и методы, а также функциональные компоненты, выполняющие ориентационную, гносеологическую, воспитательную, развивающую, практическую и контролирующую функции.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989.

2. Вайнер Э.Н. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья / Э.Н. Вайнер, И.А. Рас-творцева// Валеологш. - 2004. -№ 2.- С. 58-59.

3. Вартофскш М. Модели: Репрезентация и научное понимание : пер. с англ. / Общая ред. и послесл. И.Б. Новика, В.Н. Садовского. - М.: Прогресс, 1988. - 507 с.

4. Гершунский Б. С. Философия образования : учеб. пособие для пед. вузов / Б.С. Гершунский. — М.: Флинта, 1998. - 428 с.

5. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследованиям /Б.А. Глинский и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 248 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка /

С. И Ожегов. — М.: Русский язык, 1989. - 752 с.

7. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов -100 ответов: учебное пособие для ст-ов высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2001.-366 с.

8. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя / Е.С. Сластенина. -М.: Педагогика, 1984. -104 с.

9. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губнщкий, Г.В. Кораблева, В. Р. Лут-ченко. - М.: Инфра, 1997. - 576 с.

10. Шкитырь О.Н. Формирование культуры здоровья у будущих учителей в системе высшего педагогического образования: Дисс. ... канд. пед. наук/О.Н. Шкитырь. - Брянск, 2003. - 155 с.

11. Штофф В.А. Проблемы методики научного познания / В.А. Штофф. - М.: Высш. Шк., 1979.-269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.