Научная статья на тему 'Модель формирования у будущих учителей готовности выражать несогласие'

Модель формирования у будущих учителей готовности выражать несогласие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования у будущих учителей готовности выражать несогласие»

Выявленные и обоснованные психолого-педагогические условия отражают всю сложность исследуемого процесса, а также подчёркивают значимость факторов внешнего воздействия, а главное, субъектной позиции самого педагога в становлении и развитии творческого потенциала его личности.

Библиографический список

1. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский -М.: Политиздат, 1982. -255с.

2. Семенов, И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. -1983.-№2.-С. 35-42.

3. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.

4. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак - М.: Политиздат, 1987. - 286 с.

5. Сластёнин, В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В. А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 3 - С. 37-42.

УДК378. 147: 811.161.1

О. Г. Вялъшина

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ ВЫРАЖАТЬ НЕСОГЛАСИЕ

Демократизация современной образовательной системы приводит к смене образовательных парадигм. Переход к субъект-субъектным отношениям участников педагогического процесса требует от учителя гибкой коммуникативной модели поведения, которая предполагает способность учителя, соблюдая правила делового речевого этикета, учить собеседников-школьников умелому, результативному общению в ситуации несогласия. Организация совместной (речевой, учебной) деятельности связана с использованием жанров несогласия. Однако в Государственном образовательном стандарте, типовых программах, рекомендованных УМО МО, отсутствуют указания, которые позволили бы, с одной стороны, подготовить учителя к толерантному компромиссному общению с учениками в ситуации несогласия, с другой стороны - научить педагога использовать жанры, выражающие иную точку зрения, демонстрируя при этом образец речевого поведения.

Предлагаем один из вариантов обучения студентов (будущих учителей) жанрам несогласия (далее -ЖН). Обучение может проводиться на занятиях в рамках учебных дисциплин «Русский язык и культура речи», «Культура речи.

Риторика». Модель обучения включает 3’ занятия и проходит в 2 этапа. На первом этапе формируются коммуникативные умения, связанные с теоретическим освоением ЖН, затем с уместным использованием в педагогической сфере общения. Общая цель занятий: сформировать готовность выражать несогласие в соответствии с профессионально значимыми ситуациями общения.

На первом занятии (Тема: «Разрешите с Вами не согласиться...») осуществляется усвоение представлений о ЖН как профессионально значимых в педагогической сфере общения; выявляются их характерные особенности.

В начале занятия, на наш взгляд, целесообразно в форме вводного слова обосновать причины изучения данной темы. Далее последовательно выполняются аналитические, аналитико-конструктивные и творческие задания, обеспечивающие формирование необходимых речеведческих понятий, на основе которых вырабатываются коммуникативные умения и развиваются речевые способности, связанные с употреблением в учебной деятельности ЖН.

Задание 1 организует репродуктивно-аналитическую деятельность, активизирует имеющиеся знания и позволяет проверить ранее сформированные умения. Выполнение задания требует использования средств графики для акцентирования внимания на этикетном аспекте выражения несогласия. Студентам предлагается проанализировать учебно-речевые ситуации1 (далее - УРС), решить задачи и ответить на вопросы:

1. Выделите в текстах высказывания, выражающие несогласие, отмечая зеленым маркером вежливые формы выражения несогласия, синим -высказывания, в которых нарушены нормы вежливого общения;

2. Найдите в выделенных фрагментах примеры речевых жанров: отказа, возражения, протеста;

3. Объясните, какие показатели могут служить ориентиром для классификации ЖН;

4. Что общего в этих жанрах? Какие коммуникативные и педагогические задачи решает говорящий?

В ходе работы студенты подводятся к мысли о том, что все высказывания-несогласия объединены общим коммуникативным намерением - выражение несогласия с чем-либо или кем-либо. Следовательно, для выявления отказа, возражения, протеста необходимо воспользоваться дополнительными основаниями для классификации: учитываются а) лексическое значение глагола, являющегося наименованием для соответствующего ЖН,

б) причина несогласия. Устанавливается, что причиной отказа является нежелание или невозможность выполнить что-либо, причина возражений -непризнание другой точки зрения, если несогласие принимает категори-

1 Дидактическим материалом служат тексты (графические, видео-), взятые из реальной речевой практики, опубликованные в методической литературе, фрагменты художественных произведений.

ческие формы, то интерпретируется как протест. Отмечается существенный признак педагогических ЖН - полифункциональность. В педагогическом общении с помощью ЖН реализуется информационно-коммуникатив-ная функция, осуществляется регуляционная, например, при организации совместной деятельности. Обращается внимание на значимость воспитательной роли ЖН: обучение толерантному поведению при восприятии иного мнения.

Задание 2 является логическим продолжением предыдущей работы. Используя тексты-образцы задания 1, студенты определяют: 1) типы комплексных (сложных) жанров, в состав которых входят ЖН,

2) принадлежность ЖН к жанрам - стимулам или жанрам - реакциям,

3) предмет несогласия, 4) способ воздействия (прямой или косвенный) и средства выражения несогласия (вербальные, паралингвистические, пантомимические, смешанные). С целью систематизации специфических признаков отказа, возражения, протеста заполняется таблица «Специфические признаки жанров несогласия», Выполняя это задание, студенты убеждаются: а) ЖН входят в состав комплексных диалоговых жанров: публичный спор, беседа и др., относятся к жанрам-реакциям, появляются только после определенных речевых жанров; б) для реализации ЖН чаще применяется имплицитная (косвенная) форма воздействия, позволяющая уменьшить или снять психологическое напряжение; б) выражая несогласие, коммуникант пытается изменить речевое поведение собеседника, поэтому вербальное воздействие усиливается за счет невербальных средств, которые мо1ут стать причиной несогласия, если не соответствуют нормам речевого этикета.

В задании 3 формируется умение оценивать речевое поведение педагогов в ситуациях2, требующих появление ЖН. Студенты выявляют причины разногласий и предлагают конструктивные модели поведения, предотвращающие возможную конфликтную ситуацию. В процессе решения поставленных коммуникативных задач студенты получают сведения об учтивых способах выражения несогласия, включающих этикетные средства и текстовые фрагменты (например конструкции со значением сожаления, извинения, выражения чувств понимания, готовности помочь), которые «смягчают», делают вежливыми ЖН.

Задание 4 закрепляет умение проводить риторический анализ текстов педагогического общения и оценивать УРС несогласия по схеме: кто? - с кем? - зачем? - о чем? - где? - как?

Завершает занятие задание 5, которое организуется в форме ролевой игры для выявления роли ритмико-интонационных средств, оформляющих несогласие. Студенты образуют несколько групп и читают один и тот же

2 Для анализа используются тексты, в которых ЖН представляют деструктивные речевые действия.

текст по ролям. Предварительно осуществляются задания: а) определите особенности ситуации несогласия, б) включите внутритекстовые ремарки, “ожесточающие” тональность высказываний (1 группа), “смягчающие” ритмико-интонационный рисунок речевого произведения (2 группа),

в) озвучьте текст в соответствии с выбранными интонационными средствами. В ходе игры студенты сравнивают варианты речевого поведения участников диалога, выявляют интонационные средства, способствующие созданию конструктивного диалога или провоцирующие конфликтную ситуацию. Результатом обсуждения становится вывод: поскольку ЖН представляют “дискомфортные” для собеседника речевые действия, они должны сопровождаться средствами вежливости, в том числе интонацией, их выбор зависит от конкретной речевой ситуации.

Как итог занятия проводится беседа обобщающего характера, систематизирующая знания о специфике ЖН.

На втором занятии (Тема: «У кого есть возражения?») формируются умения определять жанрообразующие признаки возражения и использовать жанр возражения (далее РЖВ) в УРС с учетом ответной реакции.

В задании 1 активизируются знания, полученные на первом занятии. Студенты проводят анализ текста комплексного жанра3 (например спора) по плану: 1. Выделите ЖН: синим маркером - отказ, зеленым - возражение, красным - протест; 2. Определите самый частотный ЖН и выясните причины его частотности; 3. Объясните редкие случаи использования других ЖН. В результате анализа делается вывод о частотности РЖВ, устанавливаются причины его распространенности: возражение способствует продолжению общения, свидетельствует о толерантности собеседников, уважении к иной точке зрения, использование РЖВ неизбежно при постановке проблемных ситуаций. Реже встречается на уроке отказ. К числу малоупотребительных ЖН относится протест - категоричная форма несогласия. Студенты выясняют, что протест всегда ведет к прекращению общения, поэтому прибегать к протесту можно только при следующих условиях: 1) преподаватель убежден в своей правоте, 2) отсутствуют иные способы выразить несогласие, 3) прогнозируется воспитательный эффект, результат, способствующий разрешению конфликта. Данные выводы позволяют перейти к изучению жанровых признаков возражения.

Аналитическое задание 2 направлено на выявление основных интенций возражающего учителя, расширение представлений студентов о предмете и причинах возражения, взаимосвязи между ними. Студенты анализируют УРС (используются тексты предыдущих заданий с РЖВ) и определяют: 1) коммуникативную цель педагога, выясняют простое или сложное коммуникативное намерение реализуется, 2) причину и предмет возражения.

3 Предлагаем использовать фрагмент урока литературы из произведения Г. Полонского “Доживем до понедельника».

При выполнении задания студенты подводятся к следующему выводу: поскольку на уроке решаются обучающие, воспитательные и развивающие задачи, то любое высказывание учителя оказывает многостороннее воздействие на ученика, т. е. имеет смысл говорить о комбинированном характере интенции речевого жанра, например возражение-сообщение, возражение-убеждение, возражение-возмущение и т. д. Акцентируется внимание на наличии формальных показателей комплекса интенций (косвенный способ выражения, аргументы, лексико-семантические средства и др.) Студенты устанавливают, что предметом возражения могут быть ошибки теоретического или практического характера, противоположные мнения, оценки, нарушения морально-этического и поведенческого плана, форма подачи информации, личность говорящего др. Причины возражения (психологические и коммуникативные) обобщаются в виде схемы.

Для закрепления полученной информации и дальнейшего применения её в реальной речевой практике выполняется задание 3. Студенты исследуют графические тексты и видеоматериалы4 и обнаруживают: 1) причины и предмет РЖВ; 2) способ выражения РЖВ (косвенный -прямой способ воздействия, вербальные - невербальные средства, наличие-отсутствие элементов аргументации, вежливый - невежливый и т. д.); 3) тип ситуации, сложившейся после употребления РЖВ. Полученные данные формулируются в виде памятки.

Памятка “Правила для возражающего ”

1. Возражение должно быть вежливым. Возражая, следи за интонацией.

2.Если предметом возражения является мнение, то используй прямое возражение, аргументируй свою точку зрения, приводи разные типы аргументов.

3.Если предметом возражения является фактическая ошибка, вопросы поведения, организации урока, то предпочтительнее использовать косвенный способ воздействия.

4.Возражай по существу, если причина возражения - личность говорящего, оцени, уместно ли возражение. Избегай делать предметом возражения личность говорящего.

Заключительное задание 4 - ролевая игра. Творческий характер задания позволяет выявить уровень сформированное™ умения создавать РЖВ аргументативного типа текста в соответствии с условиями УРС. Студенты делятся на группы, каждой группе предлагается разыграть ситуацию, в которой необходимо выразить несогласие-возражение, употребив уместные аргументы.

Ситуация 1. Учитель объясняет тему урока, один из учеников постоянно

4 В качестве образцов используются материалы к заданию 1. 2, дополнительные тексты и видеосюжеты.

отвлекается. Выразите несогласие с подобным поведением.

Ситуация 2. Во время фонетического разбора слова “ежи” ученик в транскрипции допускает ошибки (ИЖИ). Исправьте их.

Ситуация 3. При анализе образа Катерины из драмы А. Островского “Гроза ” ученик высказал мнение о возможности иного финала в пьесе. Докажите ошибочность мнения.

При подведении итогов отмечается, что ЖН распространены в речи педагога, самым востребованным является РЖВ, выбор его речевого воплощения зависит от типа УРС. Возражая, необходимо стремиться к психологически комфортному общению, к такой форме выражения несогласия, когда и учитель, и ученик видит в собеседнике личность, ответственную за результат обучения.

На третьем занятии (Тема: «Ты не прав. Давай это обсудим») развивается умение моделировать и применять ЖН в реальной речевой практике.

Задание 7. Для повторения сведений и актуализации знаний о специфике использования педагогических ЖН предлагается решить проблемную задачу: доказать или опровергнуть мнение о необходимости употребления в речи ЖН.

Задание 2. Сравнивая речевое поведение учителей в УРС спора (предлагаются 2 учебных спора с одинаковой речевой формулой несогласия), студенты отвечают на вопросы: почему ЖН, имеющий одно и то же языковое воплощение, приводит к разным коммуникативным последствиям? Каковы факторы, способствующие принятию собеседниками ЖН? После обсуждения студенты резюмируют, что знание стереотипных этикетных формул высказываний-несогласий недостаточно для организации эффективного педагогического общения, важно учитывать экстралингвистические факторы УРС, в соответствии с которыми производится выбор моделей ЖН. Перечисляя факторы, влияющие на реакцию собеседников при положительном восприятии ЖН, называются уместность и успешность (реализация поставленных целей, применение конструктивных тактик) функционирования жанров в конкретной УРС.

Аналитико-конструктивное задание 3 нацелено на создание позитивных вариантов речевого поведения учителя в УРС несогласия. Задача задания состоит в анализе УРС (см. ситуации ниже) и схемы 1, опираясь на которую, студенты продолжают диалоги с помощью уместных ЖН.

Схема 1

Высказывания-несогласия конструктивного характера

Ситуация 1. Ученица: Л. Чацкий выше всех в этом круге общества.

Учитель: Что значит “выше”? Тоньше, сердечней, умней? Ну вот Молчалин - он так не считает. И Софья не считает.

Ученица: Л. Софья сама далеко не ушла от всех остальных.

Учитель: Однако же Чацкий ее (небольшая пауза и сильная, выразительная акцептация голосом) любит.

Ученица Л. Любит до тех пор, пока не узнает, что она его предала.

Учитель:...

Ситуация 2. — Михаил Петрович! Давайте физкультуру поставим последним уроком в расписании. Я иной раз вынуждена заниматься тем, чем уже отвыкла: дисциплиной,— говорила, волнуясь, В. Г. Рынзина.

Михаил Петрович:...

Ситуация 3. Учитель: - В слове “мухоловка” выделите корень.

Ученица у доски выделяет один корень - мух-.

Учитель:...

Ситуация 4. Учитель: Кто первый стал переводить немецкие баллады, какой поэт?

Ученик: Лермонтов.

Учитель:...

Преподаватель обращает внимание на закрепленность за конкретными типами коммуникативных тактик (речевых действий) несогласия определенных языковых моделей. Для комментирующих и несогласий -исправлений характерны эксплицитные средства, для альтернативных и несогласий - подсказок имплицитные средства выражения интенции.

Итоговое задание 4 позволяет включить каждого студента в самостоятельную творческую деятельность. Задачи задания: 1) найти продуктивный выход из следующих УРС с помощью ЖН с учетом интенции и возможной ответной реакции, 2) разыграть созданные диалоги, 3) обсудить варианты использования ЖН с точки зрения эффективности педагогического общения.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ...

Ситуация 1. Вы стали свидетелем диалога двух учителей в учительской. Один из преподавателей постоянно употребляет слово “звонит ” с ударением на первом слоге.

Ситуация 2. На вашу просьбу об уборке классе после уроков несколько учеников демонстративно покинули класс.

Ситуация 3. Во время опроса ученик, не сделавший домашнее задание, пытается сорвать урок. Он откровенно хамит.

Таким образом, выполняя предложенную систему заданий, студенты осваивают культуру публичной педагогической речи и обучаются выбирать уместные варианты ЖН, адекватные, с одной стороны, УРС, с другой, тем основным интенциям (научить, воздействовать, организовать обмен мнениями), которые характеризуют современного учителя как коммуникативного лидера и профессионала.

УДК 371.13

Д. Ю. Чу пин, Л. Н. Ростовцев

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что будущее России связьюается с мыслящими людьми, обладающими широким кругозором знаний, высоким уровнем культуры и творческого потенциала, ориентирующимися в большом потоке информации, подлинными профессионалами в своих областях, мобильными, способными к росту, принимающими решения и несущими за них ответственность [1].

При этом традиционная система образования, на наш взгляд, не может в полной мере обеспечить реализацию требований, предъявляемых обществом и государством к развивающейся личности, так как в ней отдается преимущество репродуктивному характеру учебной деятельности, основанному на усвоении «готовых» знаний, умений и навыков (ЗУНов). Более значительных изменений требует также ее содержание, формы и методы обучения.

Аналитики Всемирного банка отмечают, что российское образование все еще дает хорошую теоретическую подготовку, а для решения жизненно важных реальных задач в ней недостает прагматизма [2]. В свою очередь, вступ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.