ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
УДК/UDC 378
DOI 10.54509/22203036_2024_2_71 EDN BBTAMN
Белова Татьяна Игоревна
ассистент кафедры педагогики и акмеологии личности, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома
Belova Tatyana I.
Assistant of the Department of Pedagogy
and Acmeology of Personality, Kostroma State University,
Kostroma
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ MODEL OF FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS
Аннотация. В статье приведен анализ существующих концепций формирования цифровой культуры будущих педагогов и рассматривается авторская модель процесса формирования цифровой культуры будущих педагогов, раскрываются все компоненты модели, использование которой позволяет повышать эффективность педагогического процесса. Модель включает в себя следующие компоненты: цель, принципы, компоненты цифровой культуры, этапы формирования, педагогические условия и эндо- и экзофакторы, влияющие на формирование цифровой культуры, результат. В ходе исследования определен комплекс педагогических условий эффективного формирования цифровой культуры будущих педагогов.
Abstract. The article provides an analysis of existing concepts for the formation of a digital culture of future teachers and examines the author's structural and content model of the process of forming a digital culture for the personality of future teachers, revealing all the components of the model,
the use of which makes it possible to increase the efficiency of the pedagogical process. The model includes the following components: purpose, principles, components of digital culture, stages of formation, pedagogical conditions and endo-and exofactors influencing the formation of digital culture, result. The study identified a set of pedagogical conditions for the effective formation of a digital culture of future teachers.
Ключевые слова: цифровая культура, цифровые компетенции, личность, будущий педагог, модель формирования цифровой культуры.
Keywords: digital culture, digital competencies, personality, future teacher, model of digital culture formation.
Введение
Российская система образования претерпевает изменения, связанные с цифровизацией всех сфер жизни общества. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена
28 июля 2017 г.), «Стратегия развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» (утверждена 10 мая 2017 г.), направление «Учитель будущего» и «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (утвержден 24 декабря 2018 г.), постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» и другие нормативно-правовые документы определяют необходимость формирования цифровой образовательной среды и модернизации образовательного процесса. Ключевой фигурой образовательного процесса является современный педагог, который трансформируется вместе с системой: изменяется его модель поведения, у него формируется новый особый тип культуры - цифровая культура.
Можно с уверенностью заявить, что цифровые технологии - это неотъемлемая часть повседневной жизни и профессиональной деятельности, поэтому кардинально меняется портрет современного педагога: успешными и востребованными сейчас являются те, кто активно применяет в практической деятельности цифровые устройства и сервисы, способен лавировать в потоке информации, может быть мобильным, гибким, грамотно распределяющим свое время и ресурсы, то есть обладающим высоким уровнем цифровой культуры.
В связи с этим нами сформулирована следующая проблема: каким образом обеспечить целостность процесса формирования цифровой культуры будущих педагогов в среде вуза. Ее актуальность не вызывает сомнений: при достаточно высокой потребности системы образования в педагогах с высоким уровнем цифровой культуры система подготовки вуза не обеспечивает необходимый уровень.
Цель и задачи проведенного исследования связаны с разработкой и обоснованием модели формирования цифровой культуры будущих педагогов, включающей педагогические условия, необходимые для ее формирования.
Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании модели формирования цифровой культуры будущих педагогов, определении, обосновании и апробации комплекса педагогических условий эффективного формирования цифровой культуры будущих педагогов. Практическое значение состоит в реализации модели формирования цифровой культуры будущих педагогов.
Методология
Перед нами остро встал вопрос подготовки педагогов с высоким уровнем сформированности цифро-
вой культуры, но в процессе изучения различных научных источников с целью выявления особенностей подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации было установлено, что недостаточно разработаны подходы к формированию цифровой культуры будущих педагогов. Именно поэтому в качестве основного метода для изучения процесса формирования цифровой культуры будущих педагогов нами были применены метод анализа передового педагогического опыта и метод моделирования.
Мы проанализировали зарубежный и отечественный опыт формирования цифровых компетенций, информационной культуры и цифровой культуры будущих педагогов. Нами была разработана модель формирования цифровой культуры будущих педагогов.
Результаты
Модель цифровых компетенций для образования Европейской комиссии включает в себя 22 компетенции, разделенные на 6 блоков. Основным условием формирования цифровых компетенций, согласно данной модели, является изменение методики преподавания, развитие технологических навыков и способности к прогнозированию [1; 19-20].
По результатам социологического исследования аналитического центра Национального агентства финансовых исследований в структуру цифровой грамотности педагогов входят следующие компоненты: информационная, компьютерная, коммуникативная и медиаграмотность, отношение к инновациям [2].
В Профессиональном стандарте педагога определены три компонента цифровой компетентности: общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая компетентности [3].
Т. Е. Хоченкова представила модель цифровых компетенций педагогов, включающую блоки: концептуальный (цели, задачи, принципы и содержание обучения), технологический (алгоритм проектирования траектории, создание цифровой образовательной среды, методы обучения), критериальный (уровни и дескрипторы компетенций), рефлексивный [4; с. 319].
В модели процесса формирования цифровой культуры будущего педагога, представленной в исследовании Е. В. Гнатышиной, отражены целевой, содержательный, технологический и результативный блоки, а также отмечены организационно-управленческие и организационно-методические условия формирования цифровой культуры [5; с. 119].
В процессе нашего исследования мы разработали модель формирования цифровой культуры будущих
Вызовы современности, требования ФГОС ВО, Профессионального стандарта педагога, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих
Цель: формирование цифровой культуры будущих педагогов
» Принципы: поэтапное формирование, системность, активность личности, связь теории с практикой, обратная связь * -
Компоненты цифровой культуры будущих педагогов
Мотивационно-ценностный компонент Когнитивный компонент Инструментальный компонент Коммуникативный компонент Морально-этический компонент Рефлексивный компонент
&
о
-е-
-> Рефлексия
-► Информационное обучение
Проблематизация ч-
Создание системы профессиональных проб в цифровой среде
4----
Результат: сформированы компоненты цифровой культуры будущих педагогов (установлены взаимосвязи и взаимозависимость)
*----
Рис. 1. Структура модели процесса формирования цифровой культуры будущих педагогов
педагогов. При построении данной модели мы опирались на системно-деятельностный подход, который рассматривает процесс формирования цифровой культуры как элемент системы профессионального развития и становления специалиста в социально-полезной деятельности. Модель включает в себя следующие компоненты: цель, принципы, компоненты цифровой культуры, этапы формирования, педагогические условия и эндо- и экзофакторы, влияющие на формирование цифровой культуры, результат. Процесс успешного формирования цифровой культуры рассматривается в единстве и взаимосвязи всех вышеперечисленных компонентов. Данная модель представлена на рисунке 1.
Цель «формирование цифровой культуры будущих педагогов» определяется вызовами современности и следующими положениями нормативно-правовых документов:
- ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями: разработка основных и дополнительных образовательных программ (ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) [6];
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: должностные обязанности (осуществляет обучение и воспитание обучающихся, используя современные обра-
зовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)) [7];
- Профстандарт 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): трудовые действия (формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно) и необходимые умения (применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий) [3].
Принципы, на которых основан процесс формирования цифровой культуры будущих педагогов:
- принцип поэтапного формирования - данный принцип был доказан в ценностно-ориентированной концепции Е. В. Гнатышиной по формированию цифровой культуры педагога. Исследователь выделила три этапа формирования цифровой культуры (этап идентификации - проявление интереса, мотивации к деятельности в цифровом пространстве, освоение инструментария; этап индивидуализации - проявление индивидуального подхода к деятельности в цифровой среде, появление критического отношения к собственному уровню цифровой культуры; персонализация - проявление способностей к рефлексии, самоанализу, прогнозированию, коррекции собственной деятельности) [8; 31]. Соответственно, в процессе формирования цифровой культуры будущих педагогов нужно учитывать этапы формирований данного феномена;
- принцип системности - в данном случае можно обратиться к опыту университета ИТМО, в котором существует структурное подразделение Высшая школа цифровой культуры. Главная задача школы заключается в разработке и реализации блока дисциплин «Цифровая культура» (4 базовые дисциплины на 1-2- м курсах, 11 дисциплин по выбору на 3-м курсе), позволяющих студентам вне зависимости от профиля подготовки овладеть информационно-коммуникационными технологиями для эффективной и комфортной работы в цифровой среде [9]. Такое включение блока дисциплин или хотя бы модуля в конкретную дисциплину позволяет на протяжении всего процесса обучения систематически готовить будущего педагога к деятельности в цифровом пространстве, к использованию современных технологий;
- принцип активности личности - личность в большей или меньшей степени обладает свойствами инициативности, свободы выбора, избирательности поведения. Каждый студент, будущий педагог, уникален, поэтому наделен этими качествами в разной степени: изначально есть те, кто адекватно оценивает собственный уровень цифровой культуры, готов осваивать цифровые технологии для организации образовательного процесса, хочет расширять собственный инструментарий, а есть и те, кто не готов меняться, не видит перспектив и преимуществ подобной деятельности, соответственно, возникает задача мотивации будущих педагогов к повышению уровня собственной цифровой культуры;
- принцип связи теории с практикой - одной из профессиональных компетенций, которую должен приобрести педагог к моменту окончания университета, явля-
ется ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения. Цифровые компетенции невозможно приобрести исключительно во время теоретических занятий, каждый рассматриваемый процесс должен подкрепляться практически, поэтому будущий педагог должен в процессе профессиональной подготовки пробовать применить полученные знания и навыки, пробовать организовывать учебные или внеаудиторные занятия с использованием ИКТ, пробовать самостоятельно готовить задания для обучающихся на цифровых платформах и т.д.;
- принцип обратной связи - цифровые технологии, устройства, гаджеты появляются практически каждый день, поэтому невозможно отследить и охватить все их многообразие в рамках подготовки будущих педагогов, но это уникальная возможность для студентов самостоятельно предлагать темы для изучения, делиться собственным опытом и знаниями, приобретенными, например, во время производственной практики.
В процессе исследования мы определили 6 компонентов цифровой культуры будущих педагогов:
- мотивационно-ценностный компонент, который определяет общее отношение будущих педагогов к деятельности в цифровом пространстве и ценность данной деятельности, установку на повышение уровня цифровой культуры;
- когнитивный компонент, который включает способность к критическому анализу информации, знание методов работы с информацией, способность анализировать и оценивать цифровые образовательные ресурсы, понимание механизмов взаимодействия в цифровой среде;
- инструментальный компонент, который выражается во владении цифровыми компетенциями, применении возможностей цифровой образовательной среды, способности самостоятельно создавать цифровой контент;
- коммуникативный компонент, который предполагает навык построения личных и рабочих отношений, работы в команде с помощью различных платформ и цифровых площадок, способность давать адекватную обратную связь при виртуальной коммуникации, владение нормами цифрового этикета;
- морально-этический компонент, который заключается в этичном использовании цифровых технологий, правомерной деятельности в цифровой среде, развитии личности будущего педагога вне цифрового пространства;
- рефлексивный компонент, который подразумевает адекватность самооценки своего уровня цифровой культуры, умение определять цели по развитию
цифровой культуры с учетом самоанализа, цифровой самоконтроль.
Мы считаем, что цифровая культура будущих педагогов формируется на четырех этапах:
- этап проблематизации: данный этап включает диагностику уровня сформированности цифровой культуры будущих педагогов, выявление их индивидуальных особенностей, оценку разрыва между существующими требованиями к подготовке педагога и собственным уровнем цифровой культуры, формирование положительной мотивации к деятельности в цифровой среде, происходит отбор содержания, на основе которого производится формирующая деятельность;
- этап информационного обучения: этот этап направлен на формирование представлений и знаний о цифровой культуре педагога, о механизмах ее повышения, о возможностях самооценки собственного уровня цифровой культуры, предполагается накопление знаний об использовании возможностей цифровой среды для работы в различных направлениях педагогической деятельности;
- этап создания системы профессиональных проб в цифровой среде - это основной этап, так как именно он ориентирован на совершенствование уровня цифровой культуры будущих педагогов, предполагается применение освоенных средств для организации собственной педагогической деятельности, к концу этапа у будущего педагога должен повыситься уровень цифровой культуры;
- этап рефлексии направлен на повторную диагностику сформированности уровня цифровой культуры согласно определенным нами показателям, оценку трудностей, причин отставания и т.п. При выраженном желании повышения уровня цифровой культуры цикл может быть повторен в группе или индивидуально.
Необходимо отметить, что на процесс формирования цифровой культуры будущих педагогов опосредованно влияют эндо- и экзофакторы, а непосредственное влияние оказывают создаваемые преподавателями и студентами педагогические условия.
Под эндофакторами мы понимаем совокупность внутренних (сформированных установок, ценностных ориентаций, стереотипов и др.) условий, которые препятствуют или способствуют формированию цифровых компетенций у будущих педагогов.
Эндофакторы:
- личностные ресурсы будущего педагога - это то, что помогает ему развиваться, преодолевать трудности и барьеры, двигаться к успеху; к личностным ресурсам можно отнести такие качества, как самостоятельность, ответственность, рефлексивность, целеу-
стремленность, навыки самоконтроля и управления эмоциями, умение ставить цели [10; с. 48], организованность, высокая мотивация получения профессии, учебная познавательная активность; самооценка профессионального мастерства, профессиональная целенаправленность и устойчивость профессионального выбора. Наличие этих качеств позволяет студенту осознавать необходимость овладения цифровыми компетенциями, формулировать эту потребность, планировать и осуществлять деятельность по развитию и формированию компетенций;
- личное отношение студентов к цифровым технологиям и ресурсам: отношение сформируется на основе положительного или негативного опыта использования достижений цифровизации образования; кроме того, существуют опасения, что в будущем роль педагогов будет значительно изменена, учителя станут кураторами или наставниками, задающими ориентир обучения, а цифровизация образования уже запустила этот процесс, поэтому часть будущих педагогов могут сомневаться в своей значимости, в стабильном будущем, а вторая половина будут поддерживать данный процесс, выражая свое одобрение;
- личная готовность (неготовность) студентов развивать цифровые компетенции, наличие/отсутствие мотивации: процесс формирования цифровых компетенций требует приложения определенных усилий и временных затрат, именно поэтому не все студенты могут быть заинтересованы в данном процессе, предпочитая организовывать процессы обучения и воспитания, применяя более традиционные образовательные технологии;
- высокий уровень освоения учебного предмета «Информатика» в школе: во время обучения в школе важно научиться грамотно работать с информацией (операции сбора, анализа, хранения, передачи и т.д. с использованием компьютерных технологий), так как в эпоху обилия источников, нужно уметь критически анализировать их и выбирать достоверные и действительно полезные, следовательно, такие базовые, сформированные школой навыки должны стать основой для успешного формирования цифровых компетенций будущих педагогов.
Под экзофакторами мы понимаем совокупность внешних условий, которые препятствуют или способствуют формированию цифровых компетенций у будущих педагогов.
Экзофакторы:
- уровень цифровизации страны, региона, муниципалитета, образовательной организации: данный фактор напрямую влияет на уровень жизни населения, на уровень их цифровой грамотности, их технологические
возможности по применению и внедрению средств цифровизации;
- материально-техническая оснащенность образовательной среды вуза: проекты государства в области образования задают множество ориентиров для совершенствования образовательной среды (обеспечение высокоскоростным Интернетом, создание множества центров цифрового образования, подключение к цифровым сервисам и т.д.) [11], но не каждый вуз может закупить необходимое оборудование в достаточном объеме. Организация знакомства студентов с полезными цифровыми сервисами и ресурсами напрямую зависит от того, насколько возможен доступ к передовым устройствам и технологиям;
- уровень цифровой культуры преподавателя: заинтересованный преподаватель, который хочет и готов делиться со студентами позитивным опытом применения цифровых ресурсов и технологий для обучения и воспитания школьников, может стать хорошим мотиватором для будущих педагогов в освоении новых форм и методов работы, может научить искать пути совершенствования своего педагогического мастерства, но если преподаватель не обладает необходимыми цифровыми компетенциями, негативно относится к внедрению новых цифровых технологий, то он не мотивирован, не заинтересован в обучении будущих педагогов грамотному использованию этих технологий для организации образовательного процесса, поэтому в данном случае заинтересованные студенты будут вынуждены искать необходимую информацию самостоятельно.
Проведенный анализ представил внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс формирования цифровой культуры будущих педагогов, что определило необходимость создания в образовательной среде вуза следующих педагогических условий:
- провести анализ содержания дисциплин на предмет знакомства студентов с цифровыми сервисами, ресурсами и технологиями;
- включить в систему воспитательной работы в вузе мероприятия, направленные на применение и совершенствование студентами приобретенных знаний и навыков работы в цифровой образовательной среде;
- регулярно проводить занятия с будущими педагогами для формирования цифровых компетенций, умений искать пути для дальнейшего совершенствования, знаний о возможностях использования цифровых технологий для организации образовательного процесса.
Результатом становятся сформированность компонентов цифровой культуры будущих педагогов (уста-
новлены взаимосвязи и взаимозависимость), определяется уровень цифровой культуры.
Заключение
Проанализировав передовой опыт формирования цифровой культуры, мы пришли к выводу о том, что не существует единой концепции ее формирования, соответственно, мы разработали авторскую модель формирования цифровой культуры будущих педагогов. Данная необходимость вызвана изменившимися требованиями рынка труда (педагог должен обладать высоким уровнем цифровой культуры, владеть навыками работы с цифровыми устройствами и сервисами, уметь лавировать в потоке информации, быть мобильным, гибким, грамотно распределяющим свои время и ресурсы).
Одним из элементов модели являются педагогические условия, призванные повысить уровень цифровой культуры будущих педагогов. Мы считаем, что знакомство будущих педагогов с различными цифровыми сервисами, инновационными методами обучения с помощью цифровых ресурсов - это необходимое условие профессионального становления студента в цифровую эпоху, когда цифровизация становится нормой жизни человека. Новым трендом становится образование «через всю жизнь», в котором большую роль играет именно самообразование с помощью доступных цифровых ресурсов. В помощь учителю разработано большое количество цифровых ресурсов, которые позволяют использовать инновационные способы обучения, воспитания, оценки и контроля знаний обучающихся, развития их мышления, логики и других необходимых современному человеку навыков.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на более детальное изучение влияния педагогических условий на формирование цифровой культуры будущих педагогов.
Литература
1. Carretero S., Vuorikari R., Punie, Y. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use [Электронный ресурс] // JRC Publications Repository. Luxembourg, 2017. URL: https://publications.jrc. ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281 (дата обращения: 21.10.2022).
2. НАФИ: аналитический центр [Электронный ресурс]. URL: https:// nafi.ru/projects/sotsialnoe- razvitie/tsifrovaya- gramotnost-rossiyskikh-pedagogov (дата обращения: 22.04.2023).
3. Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования: утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н [ Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 13.10.2020).
4. Хоченкова Т. Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 4. С. 314-325. URL: http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-314-325 (дата обращения: 17.10.2022).
5. Гнатышина Е. В. Формирование цифровой культуры будущего педагога [Электронный ресурс]. Челябинск : ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. 294 с. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/ bitstream/handle/ (дата обращения: 16.10.2020).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат) : утв. приказом Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01 -pedagogicheskoe-obrazovanie-1426/?ysclid=lwar0kg f2f790444698 (дата обращения: 13.10.2020).
7. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих : утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_97378/ (дата обращения: 13.10.2020).
8. Гнатышина Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Грозный, 2019. 48 с.
9. Университет ИТМО [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https:// dc.itmo.ru/#accord (дата обращения: 13.05.2023).
10. Диагностика суицидального риска и психопрофилактика суицида у детей и подростков : учеб.-метод. пособие / М. В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова и др.; под ред. А. Г. Кирпичника. Кострома : КГУ 2016. 140 с.
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» : постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. 6 янв. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf7428 85e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (дата обращения: 13.10.2020).
References
1. Carretero S., Vuorikari R., Punie, Y. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. JRC Publications Repository, 2017. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/ JRC106281 (accessed 21.10.2022). (In English).
2. NAFI: analiticheskij centr [NAFI: analytical center]. URL: https:// nafi.ru/projects/sotsialnoe- razvitie/tsifrovaya-gramotnost-rossiyskikh-pedagogov (accessed 22.04.2023). (In Russian).
3. Professional'nyj standart dlja pedagogov (vospitatelej, uchitelej) v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obsh-hego i srednego obshhego obrazovanija. Utv. prikazom Mintruda Rossii ot 18.10.2013 No. 544n [Professional standard for teach-
ers (educators, teachers) in the field of preschool, primary general, basic general and secondary general education. Approved by order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 18.10.2013 No. 544n]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/prof-standart/01.001.pdf (accessed 13.10.2020). (In Russian).
4. Hochenkova T. E. Model' cifrovyh kompetencij pedagogov: ter-minologicheskij i soderzhatel'nyj aspekty [Model of digital competencies of teachers: terminological and content aspects]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Infor-matizacija obrazovanija, 2021, no. 4, pp. 314-325. URL: http:// dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-314-325 (accessed 17.10.2022). (In Russian).
5. Gnatyshina E. V. Formirovanie cifrovoj kul'tury budushhego pedagoga [Formation of the digital culture of the future teacher]. Chelyabinsk, 2019. 294 p. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bit-stream/handle/ (accessed 16.10.2020). (In Russian).
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.01 Pedagogi-cheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriat). Utv. prikazom Min-obrnauki Rossii ot 04.12.2015 No. 1426 [Russian Federation. Feder al state educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 Pedagogical education (bachelor's level). Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 04.12.2015 No. 1426]. URL: https://fgos.ru/ (accessed 13.10.2020). (In Russian).
7. Edinyj kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih. Utv. prikazom Ministerstva zdra-voohranenija i social'nogo razvitija RF ot 26 avgusta 2010 g. No. 761n [Unified qualification directory for positions of managers, specialists and employees. Approved by order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation no. 761n dated August 26, 2010]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_97378/ (accessed 13.10.2020). (In Russian).
8. Gnatyshina E. V. Cennostno-smyslovye orientiry formirovanija cifrovoj kul'tury budushhego pedagoga. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. [Value and semantic guidelines for the formation of the digital culture of the future teacher. Extended Abstract of the Dr. habil. thesis]. Groznyj, 2019. 48 p. (In Russian).
9. Universitet ITMO [ITMO University]. URL: https://dc.itmo.ru/ #accord (accessed 13.05.2023). (In Russian).
10. Saporovskaja M. V., Krjukova T. L., Hazova S. A. i dr. Diagnostika suicidal'nogo riska i psihoprofilaktika suicida u detej i podrost-kov [Diagnosis of suicide risk and psychoprophylaxis of suicide in children and adolescents]. Ed. A. G. Kirpichnika. Kostroma, 2016. 140 p. (In Russian).
11. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija". Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrja 2017 g. No. 1642 [State program of the Russian Federation "Development of Education". Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1642 of December 26, 2017]. Rossijskaja Gazeta, 2018, 6 janv. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f-26f87ec138f/ (accessed 13.10.2020). (In Russian).