МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К. Н. ФАДЬКИН
В статье представлена модель организации педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социальнокультурной деятельности, которая состоит из ряда блоков: целевого, организационносодержательного, диагностико-результативного. Модель позволяет эффективно осуществлять педагогическую работу с курсантами, практически овладевать нужными и интересными знаниями, умениями и навыками; способствует активному развитию целого комплекса нравственных, творческих и физических качеств личности.
Ключевые слова: модель педагогической деятельности, формирование ценностного отношения к здоровью, средства социально-культурной деятельности.
С целью изучения сложных педагогических явлений, к которым мы относим формирование ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности, в педагогике широко используется педагогическое моделирование.
В наиболее общем виде модель определяется как система элементов, воспроизводящая определенные связи и функции предмета исследования.
Формирование ценностного отношения к здоровью курсантов средствами социальнокультурной деятельности представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение цели исследования. Этапность формирования ценностного отношения к здоровью курсантов позволяет выделить основные блоки модели, особенности их функционирования, решаемые задачи, сущность, специфику процессов и пр.
На основе анализа различных подходов к проблеме формирования ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности нами была разработана педагогическая модель, в структурный состав которой вошли целевой, организационносодержательный и диагностико-результатив-ный блоки.
1) Целевой блок.
При построении модели мы исходили из социального заказа общества - необходимости формирования ценностного отношения к здоровью молодого поколения (рис. 1).
Нами были сформулированы сущность и специфика формирования ценностного отношения к здоровью курсантов средствами социальнокультурной деятельности.
Сущность формирования ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности представляет собой целенаправленный педагогический процесс, направленный на выработку у курсантов осмысленной, мотивированной потребности в здоровом образе жизни через включение в систему социально-культурных мероприятий для достижения высокого функционального состояния организма, оптимальной интеллектуальной работоспособности и формирования профессионально ценных личностных качеств будущих офицеров.
Специфика формирования ценностного отношения к здоровью курсантов средствами СКД заключается в том, что педагогическое воздействие, направленное на становление, развитие и закрепление установок здорового образа жизни как особого типа поведения, базирующегося на ценностях сохранения и укрепления здоровья, осуществляется на основе добровольного включения будущих офицеров в различные виды социально-культурной деятельности.
Далее нами была сформулирована цель - формирование ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи педагогической деятельности:
— учить осознавать значимость формирования здорового образа жизни, понимать взаимосвязь физического, психического и нравственного развития человека;
— развивать двигательные способности, правильно организовывать питание; ставить цель, определять задачи и выбирать средства их достижения по физическому и психическому совершенствованию; уметь рационально организовывать деятельность;
— развивать потребность в сохранении здоровья (своего и окружающих), прививать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, совершенствовать стиль поведения, образ жизни в целях достижения гармонии в физическом, психическом и нравственном здоровье на основе валео-логических рекомендаций; неприятие антисоциальных привычек: курения, алкоголизма, наркомании.
Нами определены организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью курсантов:
— использование потенциала социальнокультурной деятельности при построении воспитательной работы с курсантами;
— стимулирование и мотивация курсантов к получению профессии российского офицера;
— учет специфики педагогической деятельности в военных вузах, традиций Российских Вооруженных Сил;
— построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;
— осуществление воздействия на личность курсантов через образовательную, мыслительную и творческую деятельность;
— готовность преподавателей к осуществлению воспитательной работы;
— построение воспитательной деятельности на основе педагогической программы по формированию формирования культуры здорового и безопасного образа жизни курсантов военного вуза в процессе социально-культурной деятельности;
— использование критериального аппарата, позволяющего проводить объективную оценку педагогической работы.
Принципы обучения - это руководящие идеи, правила деятельности и требования, определяющие характер образовательного процесса. Они служат ориентиром в конструировании содержа-
ния и организации обучения и подразделяются на общепедагогические и специфические.
К общепедагогическим принципам обучения относятся:
Принцип научности. Предполагает достаточный уровень достоверной информации о здоровье, о способах ведения здорового образа жизни. Решение данных проблем опирается на знание физических, биологических, медицинских, психологических и пр. аспектов.
Принцип доступности. Создает условия для преодоления трудностей курсантами в процессе активной деятельности.
Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности: учебно-познавательная, спортивно-оздоровительная, общественно-трудовая, и др., что позволяет учиться на собственном опыте и на опыте других не только теоретически, но и практически.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. В молодом возрасте наблюдается быстрый рост духовных и физических сил личности, формируется мировоззрение, нравственные идеалы и пр.
Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности курсантов при организации социально-культурной деятельности.
Принцип личностной самоценности. Данный принцип, с одной стороны, подчеркивает ценность становления индивидуальности во всех ее проявлениях в культурно-образовательном пространстве современности, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности, а с другой, ориентирует на развитие и формирование личностной целостности.
Принцип связи воспитания с жизнью является одним из фундаментальных положений мировой педагогики. Направленность воспитания на успешное вхождение в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, т. е. способности не столько воспроизводить теории, правила и законы, сколько осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, уметь получать и использовать информацию для создания социально значимых проектов, которые позволят наилучшим образом изменить жизнь общества.
£---►
Социальный заказ: формирование ценностного отношения к здоровью современной молодежи
Сущность и специфика формирования ценностного отношения к здоровью курсантов средствами
*
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов
ЗАДАЧИ
И
§
И
«
о
я
н
ч
н
Я
осознавать значимость формирования здорового образа жизни, понимать взаимосвязь физического, психического и нравственного развития человека
развивать двигательные способности, правильно организовывать питание; ставить цель и выбирать средства их достижения по физическому и психическому совершенствованию; уметь рационально организовать деятельность
развивать потребность в сохранении здоровья, прививать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, совершенствовать стиль поведения, образ жизни в целях достижения гармонии в физическом, психическом и нравственном здоровье на основе валеологи-ческих рекомендаций; неприятие антисоциальных привычек: курения, алкоголизма, наркомании
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
использование потенциала социально-культурной деятельности; стимулирование и мотивация курсантов к получению профессии российского офицера; учет специфики педагогической деятельности в военных вузах, традиций Российских Вооруженных Сил; построение педагогической деятельности на основе модельного представления; осуществление воздействия на личность курсантов через образовательную, мыслительную и творческую деятельность; готовность преподавателей к осуществлению воспитательной работы; построение деятельности на основе педагогической программы; использование критериального аппарата
ПРИНЦИПЫ: общепедагогические: научности, доступности, деятельностный принцип, учета возрастных и индивидуальных особенностей, личностной самоценности, связи воспитания с жизнью, воспитания с опорой на положительные качества человека, направленности на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, планирования и координации, сознательной предусмотрительности, систематичности и последовательности, системности и др.; специфические: насыщения деятельности культурными ценностями, индивидуального подхода при создании условий отдыха; коллективности организации активного отдыха; технологического подхода и др.
СОДЕРЖАНИЕ: педагогическая программа «Выбор здорового образа жизни!»
Е
О
С
СРЕДСТВА: живое слово; искусство, спорт; туризм, средства массовой информации; средства наглядной агитации и пропаганды;
книги, технические средства и т. д.
ФОРМЫ
ТЕХНОЛОГИИ
организации физкультурнооздоровительной и рекреативной деятельности; технологии организации отдыха и развлечений; технологии организации туристической деятельности и пр.
МЕТОДЫ:
формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, дискуссия, пример, анализ ситуаций); организации поведения и деятельности (упражнения, игры, творческие задания, общественное мнение, вовлечение в рекреационно-оздоровительные мероприятия,); методы педагогического стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха, стимулирование соци-ально-куль-турной активности); методы контроля и самоконтроля и пр.
ФУНКЦИИ:
оздоровительная, рекреативная, социализирующая, ценностно-гедонистическая, функция развития, общения, мотивационная и др.
Критерии: когнитивный, мотивационный, поведенческо-деятельностный
Показатели: знание и понимание сущности здорового образа жизни, принципов и требований сохранения и укрепления здоровья, использование здоровьесберегающих технологий; стремление к приобретению новых знаний о здоровом образе жизни; сознательное отношения к физкультурной деятельности как средству гармонического развития; соблюдение здорового образа жизни, активное участие в физкультурно-спортивной деятельности, отсутствие вредных привычек
Уровни: низкий, средний, высокий
РЕЗУЛЬТАТ: сформированность ценностного отношения к здоровью у курсантов военных вузов
Рис. 1. Модель формирования ценностного отношения к здоровью современной молодежи
Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии человека, на педагогической практике. В любом человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружающей природой.
Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой. Личность формируется не только в поисках своей «самости», «самоценности», а в гармонии, в активном взаимодействии с окружающим социумом.
Принцип планирования и координации. Данный принцип является организующим всю педагогическую работу и предполагает координацию действия всех участников педагогического процесса, а также совместную разработку плана по его реализации.
Принцип сознательной предусмотрительности. Под влиянием общественных условий потребности человека видоизменяются, что мы можем проследить на протяжении всей истории человеческого общества. Условия общественной жизни меняют не только круг потребностей человека, но и определяют то конкретное содержание, которое вкладывается человеком в различные потребности, а также средства и пути их удовлетворения. В связи с этим принцип сознательной предусмотрительности направлен на умственную организацию деятельности, характеризующуюся удовлетворением потребностей.
Принцип систематичности и последовательности обеспечивает целенаправленное упорядочение знаний и умений курсантов.
Принцип системности ориентирует на системную организацию обучения на основе всех компонентов (целей, задач, содержания, средств, методов, форм, педагогических технологий), а также позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развивать способность мыслить глобально, а действовать локально.
Специфические принципы социально-культурной деятельности - исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурной деятельности [1]. К ним относятся:
Принцип насыщения содержания педагогической деятельности культурными ценностями
предполагает создание в рамках воспитательного пространства особой оздоровительной атмосферы, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности; воспитание культуры разумных ограничений; осуществлять пропаганду валеоло-гических ценностей; создавать досуговые программы, предполагающие вовлечение в зрелищные, физкультурно-оздоровительные и иные виды досуговых форм.
Принцип индивидуального подхода в создании условий отдыха курсантов реализуется в следующих моментах:
- в создании вариативных досуговых программ, соответствующих потребностям курсантов;
- в направленности досуговой деятельности на обогащение, внутреннего мира личности;
- в нацеленности педагогической деятельности на укрепление и формирование самосохра-нительного сознания и поведения;
- в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия на курсантов.
Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного отдыха.
Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению друг к другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться. В условиях коллективно организованных форм досуговой деятельности появляется возможность в удовлетворении коммуникативных потребностей и творческого самовыражения в процессе участия в массовых досуговых мероприятиях (спортивные соревнования, занятия физкультурой, вечера отдыха, конкурсы, походы, экскурсии и др.).
В процессе сплочения коллективного сообщества создаются общие ценности, обладающие силой привлекательности для отдельных индивидов. Именно таким путем осуществляется защита воспитательно-нравственных идеалов здорового общества и индивида.
Принцип технологического подхода к управлению досуговым процессом. Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации социально-культурной деятельности, включающей оздоровление, физическую и психофизическую активность курсантов; психологическую атмосферу взаимопонимания и творческого взаи-
модействия; активное коммуникативное времяпрепровождение.
Организационно-содержательный блок.
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности необходимо соблюдать ряд требований и правил:
- выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство;
- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам
организатор должен в совершенстве владеть методикой применения и знать их слабые и сильные стороны [2];
- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности» [3].
Из средств социально-культурной деятельности для формирования ценностного отношения к здоровью мы выделяем: средства наглядной агитации и пропаганды, живое слово, средства массовой информации, литература, творчество и др.
Часто в качестве основания для классификации средств обучения используется чувственная модальность: средства подразделяются на: визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) и аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- словесные (живое слово, художественная литература, научно-методическая литература, СМИ);
- визуальные (таблицы, схемы, рисунки, карты, модели, средства наглядной агитации и пропаганды, фотографии и пр.);
- аудиальные средства (магнитофон, радио);
- аудиовизуальные средства (кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы со звуковым сопровождением и без него);
- средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации (компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа, спутниковые каналы связи) и пр.
Содержание педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью представлено в авторской программе: «Выбор здорового образа жизни!».
Среди форм социально-культурной деятельности выделяются:
- массовые: соревнования, конкурсы, акции, фестивали, спортивные праздники, ролевые игры, экскурсии, выездные лагеря, субботники, тематические вечера, концерты;
- групповые: видеофильмы, стенды, устный журнал, стенная газета, диспуты, дискуссии, конференции, викторины, аукционы, круглые столы и пр.;
- индивидуальные: беседы, консультации,
доверительный разговор и др.
Среди методов формирования ценностного отношения к здоровью выделены: методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, дискуссия, пример, анализ ситуаций); методы организации поведения и деятельности (упражнения, игры, творческие задания, общественное мнение, вовлечение в рекреационно-оздоровительные мероприятия,); методы педагогического стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха, стимулирование социально-культурной активности); методы контроля и самоконтроля и пр.
Технологии:
- технологии организации физкультурнооздоровительной и рекреативной деятельности;
- технологии организации отдыха и развлечений;
- технологии организации туристической деятельности и пр.
Среди функций социально-культурной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью выделяются: оздоровительная, рекреативная, социализирующая, ценностногедонистическая, функция развития, общения, мотивационная и пр.
Диагностико-критериальный блок.
Успех педагогической деятельности будет зависеть от конкретных результатов, для оценки которых используются определенные критерии, показатели и уровни эффективности педагогического процесса.
Критерий служит мерилом, эталоном, идеальным образцом, который выражает высокий уровень изучаемого явления, при сравнении с которым реальных явлений, устанавливается их соответствие или несоответствие эталону.
Нами определены следующие критерии и показатели сформированности ценностного отношения к здоровью у курсантов военных вузов (табл. 1).
реализуемого мероприятия;
- всякий избравший те или иные средства
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности ценностного отношения к здоровью у курсантов военных вузов
Критерий Показатели
Когнитивный Знание и понимание сущности здорового образа жизни, принципов и требований сохранения и укрепления здоровья, усвоение теории и практики использования здоровьесберегающих технологий
Мотивационный Стремление курсанта к приобретению новых знаний о здоровом образе жизни через самые разнообразные источники; сознательное отношения к физкультурно-спортивной деятельности как средству и способу гармонического развития в физическом плане и повышению своего профессионального уровня
Поведенческо-детельностный Соблюдение здорового образа жизни, активное участие в физкультурно-спортивной деятельности, отсутствие вредных привычек
Когнитивный критерий - демонстрирует шкалу от непринятия знаний о здоровом образе жизни, их отсутствие до интереса и потребности в приобретении новых знаний, способности самосовершенствования своей личности;
Мотивационный критерий демонстрирует шкалу от полного нежелания заботиться о здоровье, отрицательного и безразличного отношения к нему до зрелого положительного отношения;
Поведенческо-деятельностный - от разрушающего здоровье поведения, наличия вредных
привычек до соблюдения образа жизни, позволяющего сохранять и укреплять здоровье.
В нашем исследовании выделены: высокий; средний и низкий уровни сформированности ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ, которые можно охарактеризовать количественными и качественными показателями. В этом случае уровни рассматриваются как ступени перехода от более низких к более высоким (табл. 2).
Таблица 2
Уровни сформированности ценностного отношения к здоровью курсантов военных вузов, их показатели
Уровень Показатели сформированности
Низкий Когнитивный - незнание и непонимание сущности здорового образа жизни, принципов и требований сохранения и укрепления здоровья, непонимание проблем теории и практики использования здоровьесберегающих технологий, отсутствие понимания требований, предъявляемых к здоровью военнослужащих, отсутствие интереса к проблемам укрепления здоровья; мотивационный - отсутствует стремление к приобретению новых знаний о здоровом образе жизни; отрицательное отношение к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью как средством гармонического развития в физическом плане, отсутствие желания повышать уровень своей спортивной активности; поведенческо-деятельностный - отсутствие здорового образа жизни, неучастие в физкультурноспортивной досуговой деятельности, занятия спортивной подготовкой только по приказу, отсутствие умений и навыков, необходимых для укрепления здоровья, наличие вредных привычек, наносящих ущерб здоровью
Средний Когнитивный - частичное знание и понимание сущности здорового образа жизни, принципов и требований сохранения и укрепления здоровья, некоторое знание проблем теории и практики использования здоровьесберегающих технологий; мотивационный - бессистемное приобретение знаний о здоровом образе жизни; недостаточная сознательность в отношении к физкультурно-спортивной деятельности как возможности гармонического развития в физическом плане и повышения своего профессионального уровня, безразличное отношение к получению знаний о здоровье; поведенческо-деятельностный - не всегда соблюдает здоровый образ жизни, иногда принимает участие в физкультурно-спортивной деятельности, могут эпизодически наблюдаться отдельные вредные привычки и действия, наносящие ущерб здоровью
Высокий Когнитивный - наличие обширных знаний и глубокого понимания сущности здорового образа жизни, необходимости сохранения и укрепления здоровья, понимание проблем теории и практики использования здоровьесберегающих технологий; мотивационный - активное стремление курсанта к приобретению новых знаний о здоровом образе жизни через самые разнообразные источники; сознательное отношение к физкультурно-спортивной деятельности для гармонического развития в физическом плане и повышения своего профессионального уровня; поведенческо-деятельностный - постоянное соблюдение здорового образа жизни, активное участие в физкультурно-спортивной деятельности для гармонического развития, отсутствие вредных привычек и поступков, разрушающих здоровье
Результатом педагогической деятельности будет сформированность ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ.
Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ средствами социально-культурной деятельности.
Литература
1. Новаторов В. Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск, 1992.
2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов, 2004. С. 30.
3. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. М., 1998. С. 218.
* * *
MODEL OF FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO HEALTH OF CADETS OF MILITARY COLLEGES BY MEANS OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY
K. N. Fadkin
Article is devoted to a question of preservation of health of future social workers in the course of their training in higher education institution. In article health saving technologies and basic elements of preservation of health of students, conditions of a health-saving of future social workers are considered.
Key words: health, health saving technologies, students, social workers.