Научная статья на тему 'Модель формирования стратегии личной безопасности сотрудников органов внутренних дел'

Модель формирования стратегии личной безопасности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АГРЕССИВНОЙ СРЕДА / PERSONAL SECURITY STRATEGY / MODEL / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / MODELING / AGGRESSIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Махов Станислав Юрьевич

Определена необходимость создания модели формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД с учетом комплекса организационно педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF THE STRATEGY OF PERSONAL SAFETY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS

The need to create a model for the formation of a personal safety strategy for an ATS employee has been identified, taking into account the complex organizational and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Модель формирования стратегии личной безопасности сотрудников органов внутренних дел»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

MODEL OF FORMATION OF THE STRATEGY OF PERSONAL SAFETY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS

Махов Станислав Юрьевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., professor department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

named after V. V. Lukyanov Orel, Russia

Аннотация. Определена необходимость создания модели формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД с учетом комплекса организационно-педагогических условий.

Abstract. The need to create a model for the formation of a personal safety strategy for an ATS employee has been identified, taking into account the complex organizational and pedagogical conditions.

Ключевые слова: стратегия личной безопасности, модель, организационно-педагогические условия, моделирование, агрессивной среда.

Keywords: personal security strategy, model, organizational and pedagogical conditions, modeling, aggressive environment.

Моделирование - это материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации функционирования этой системы. Метод моделирования помогает представить изучаемый объект в его целостном виде, в системе. Под «моделированием» мы понимаем исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов.

Прежде чем приступить к моделированию системы формирования стратегии личной безопасности, нами были определены ее границы. Объектом моделирования в нашем случае выступает прикладная подготовка сотрудника ОВД, а предметом - процесс формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД.

Рассматривая процесс формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД как образовательную систему, сконструированная модель представляется как сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: цели, принципов, структурных компонентов, условий, стратегий обеспечения личной безопасности и технологии реализации (рис. 1).

Рис. 1. Модель формирования стратегии личной безопасности

176/237

Анализируемая модель определяется социальной необходимостью в обществе на обеспечение личной безопасности сотрудника ОВД и служит ориентиром его готовности к взаимодействию с агрессивной средой. В качестве цели рассматриваемой нами модели выступает формирование стратегии личной безопасности сотрудника ОВД во взаимодействии с агрессивной средой.

Цель рассматривается в модели, прежде всего, как необходимое право сотрудника ОВД. Поэтому нами был спроектирован такой процесс формирования, который побуждал бы сотрудника ОВД к обеспечению личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой.

Значимым элементом модели являются ее структурные компоненты, рассмотренные выше: мотивационно-личностный, когнитивный, эмоционально-волевой, организационно-деятельностный, физический.

Для реализации модели был выбран личностно-деятельностный подход, который позволяет учитывать в образовательном процессе индивидуальные особенности сотрудника ОВД, реализуя данные через содержание и форму учебных занятий, характер взаимодействия и взаимоотношений. Деятельностный компонент технологии раскрывает способы усвоения учебного материала и особенности развития мотивационной активности обучения сотрудника ОВД.

Реализация модели формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД реализуется через три основных этапа: мотивационный, содержательный, диагностический (рис. 2).

На первом (мотивационном) этапе формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД системообразующую функцию выполняет мотивационный компонент готовности сотрудника ОВД.

Цель этого этапа — выявление уровня готовности сотрудника ОВД, затруднений и их причин в развитии стратегии личной безопасности.

Задачи: 1) совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий; 2) формирование потребности у будущего юриста в профессиональных знаниях; 3) раскрытие смысла и содержания личной безопасности; 4) распределение функциональных обязанностей; 5) формирование общей цели, задач, мотивов. Для этого используются такие средства, как тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ образовательных программ.

Второй (содержательный) этап формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД имеет целью создание условий для самосовершенствования сотрудника ОВД в обеспечении личной безопасности. При этом решается комплекс следующих задач, которые мы разделили на целеполагающие (раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога; выработка общего языка; определение роли, статуса и общей профессиональной позиции педагога относительно сотрудника ОВД; распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества), проектировочные (разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня готовности; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса) и практические - практическая реализация образовательной программы.

Рис. 2. Реализация модели формирования стратегии личной безопасности

сотрудника ОВД

Таким образом, предполагается решение следующих задач: 1) проведение текущей диагностики; 2) реализация разработанных программ по созданию условий для самосовершенствования сотрудника ОВД в обеспечении личной безопасности; 3) анализ и рефлексия процесса реализации программы. при затруднениях проводится текущая диагностика для определения причин и их устранения.

Показателями завершенности этого этапа являются способность выдвигать и обосновывать на теоретико-прогностическом уровне собственный подход к решению конкретной задачи безопасности; умение рефлексировать и оценивать социальные перспективы конкретной стратегии и тактики своей профессиональной деятельности. Приоритетными на этом этапе становятся когнитивный и организационный компоненты боевой подготовки.

Средствами решения поставленных задач являются дискуссии, тренинги, имитационные и организационно-деятельностные игры, наставничество, социальные практики, индивидуальные и групповые консультации, с помощью которых будущий юрист приобретает опыт самопознания, самопонимания, написание рефератов, сочинений, дисциплины циклов боевой подготовки.

На третьем (диагностическом) этапе формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД функциональную нагрузку несет его эмоционально-волевой и физический компоненты.

Цель этого этапа - выработать волевой компонент боевой подготовки сотрудника ОВД.

Задачи этого этапа заключаются в выработке натренированности и развитии осознанной нравственной рефлексии, чувственного переживания и восприятия, которые детерминированы результатом проявления личной ответственности в решении задач личной безопасности. Проводятся итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия.

Средствами достижения планируемых результатов являются анкетирование, тестирование, сдача контрольных нормативов, спецкурсы «Личная безопасность», «Самооборона».

Реализация модели формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД проходит на основе выделенных принципов. Принципом, с точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод, который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности или зависимости.

Нами были выявлены закономерности подготовки сотрудника ОВД и вытекающие из них принципы.

1. Зависимость результатов готовности сотрудника ОВД от степени их активности (принцип активизации самообучения сотрудника ОВД в овладении активной самообороной).

2. Зависимость эффективности подготовки сотрудника ОВД от морально-психологического климата в коллективе, системы сложившихся в нем отношений и характера общения (принцип создания благоприятных условий подготовки, который предусматривает развитие интереса к активной самообороне, культа учебы, создание организационно-методических условий).

3. Зависимость потребности в комплексном обновлении содержания учебных дисциплин по личной безопасности от недостаточной способности отдельной части преподавателей к проектированию такого содержания (принцип комплексности).

4. Зависимость сотрудника ОВД от необходимости уважения и самоценности личности (принцип доверия, открытости).

Технология формирования стратегии личной безопасности сотрудника ОВД посредством штурмового рукопашного боя ГРОМ, как эффективной технологии личной безопасности, определяется действием выделенных нами требований:

адекватности реагирования, индивидуальной адаптивности, атакующего поражения, психической саморегуляции.

Нахождение сотрудника ОВД в экстремальной ситуации с точки зрения обеспечения собственной безопасности в наибольшей мере подчиняется требованию адекватности. Требование адекватности реагирования основано на способности обеспечения личной безопасности, соответствуя с действиями противника с максимальным поражением его боеспособности и минимальным ущербом для себя. В реальном уличном столкновении можно выжить самыми различными способами. Главное в любых ситуациях не терять присутствие духа, если надо, отступить, а когда потребуется - вступить в схватку. Лишь тот, кто способен принимать правильные (адекватные) решения в экстремальной ситуации, может научиться безопасному существованию. Поэтому, истинным ключом к выживанию является адекватность реагирования.

Требование индивидуальной адаптивности реализуется через способы применения техники в соответствии с возможностями конкретного сотрудника ОВД. Лучше всего что-либо знать и делать может только тот, для кого эти знания и действия являются внутренней, естественной природой, а не тот, кто заучил или освоил что-то не благодаря, а вопреки своей природе. То, что в жизни хорошо и естественно для одного, совсем не обязательно подходит другому и, тем более, всем. Главное заключается в самом человеке, а не в системе, что позволяет каждому сотруднику ОВД создать собственный и неповторимый стиль самообороны.

Требование атакующего поражения детерминируется неспособностью человека адекватно реагировать на неожиданную атаку в пределах дистанции поражения. Ключом к выполнению результативной атаки является дистанция поражения, которая ограничена пределами досягаемости вытянутых рук и ног человека в зависимости от возраста, уровня его развития и психофизического состояния.

В противном случае, контроль зоны пространства за границами вытянутых рук или ног требует участия всего тела, которое должно вытянуться в направлении атакуемой цели. Это движение в несколько раз продолжительнее, чем быстрота удара рукой или ногой, и поэтому противник успеет среагировать на атаку и нейтрализовать ее.

Другими словами, скорость удара намного превышает скорость реакции сотрудника ОВД на проводимую против него атаку. Следовательно, неожиданная атака на опережение в переделах дистанции поражения, становится неотразимой.

Требование психической саморегуляции является доминирующим требованием в обеспечении личной безопасности. Данное требование развивает способности сотрудника ОВД к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния.

Основная цель психической саморегуляции (психосаморегуляция) -оптимальное использование резервных возможностей сотрудника ОВД в процессе их деятельности. С помощью психосаморегуляции субъект может решать важные задачи не только в обеспечении личной безопасности, но и в любой деятельности.

Основными из них являются:

S овладение навыками самоконтроля психического состояния;

S повышение эффективности восстановления работоспособности;

S оптимизация процесса освоения и закрепления технико-тактических действий и поведенческих реакций;

S совершенствование настройки на обеспечение личной безопасности.

Формирование стратегии личной безопасности сотрудника ОВД - это сложный, поэтапный процесс, который зависит от организационно-педагогических условий, определяющих результативное формирование умений и качеств личности. С одной стороны, организационно-педагогические условия являются относительно самостоятельными, а с другой, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Отсутствие одного из них, несомненно, скажется на получаемом результате.

Литература

1. Махов С. Ю. Стратегия личной безопасности : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2014. — Электр. опт. диск (CD-ROM). - Гос. регистрация — 0321001154.

2. Махов С. Ю. Штурмовой бой — система активной безопасности : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2011. — Электр. опт. диск (CD-ROM). — № гос. регистрации 0321102490.

3. Махов С. Ю. Модель формирования готовности человека к самообеспечению безопасности / С. Ю. Махов // Наука-2020 : Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты/ и передовые практики. Часть 1 : материалы/ VI Международной научно-практической конференции 28-29 апреля 2017 г. Орел. / Изд-во МАБИВ ; ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева». — Орел, 2017. — 2 (13). — С. 18-29. — Режим доступа: http://www.nauka-2020.ru/13_nauka2020_2113)_2017_%20%D1%87%201.pdf. — ISSN2413-6379.

4. Махов, С. Ю. Формирование личной безопасности: функциональные компоненты/ / С. Ю. Махов // Наука-2020 : Совершенствование системы/ физического воспитания и спортивной подготовки : материалы/ Международной научно-практической конференции 10 ноября 2018 г. Орел. /МАБИВ — Орел, 2018. — 5 (21). — С. 108-114. — Режим доступа: http://www.nauka-2020.ru/MKN_5(21)2018.pdf. — ISSN 2413-6379.

References

1. Makhov, S. Yu. Strategy of personal safety : a teaching manual [Electronic resource] /S. Yu. Makhov. — Orel: MABIV, 2014. — Electr. opt. disk (CD-ROM). — State, registration — 0321001154.

2. Makhov, S. Yu. Assault battle — a system of active safety : a training method. Handbook [Electronic resource] / S. Yu. Makhov. — Orel: MABIV, 2011. — Electr. opt. disk (CD-ROM). no registration 0321102490.

3. Makhov, S. Yu. Model of the formation of human readiness for self-sufficiency of security / S. Yu. Makhov // Science-2020: Physical culture, sport, tourism: innovative projects and best practices. Part 1: materials of the VI International Scientific Practical

Conference April 28-29, 2017 Oryol. /Publishing house MABIV; FSBEI of HE "Orel State University named after I. S. Turgenev"". - Orel, 2017. - 2 (13). - p. 18-29. - Access mode: http://www.nauka-2020.ru/13_nauka2020_2(13)_2017_%20%D1%87%201.pdf - ISSN 2413-6379.

4. Makhov, S. Yu. Formation of personal security: functional components / S. Yu. Makhov // Science-2020: Improving the system of physical education and sports training: materials of the International Scientific and Practical Conference on November 10, 2018. Orel. /MABIV - Oryol, 2018. - 5 (21). - pp. 108-114. - Access mode: http://www.nauka-2020.ru/MKN_5(21)2018.pdf. - ISSN2413-6379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.