Научная статья на тему 'Модель формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности'

Модель формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / VOLUNTEERING / CHARITY ACTIVITIES / DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Наталья Владимировна

Анализируется процесс построения модели формирования социальной ответственности у студентов колледжа в благотворительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of constructing a model of development of college students’ social responsibility in charity activities.

Текст научной работы на тему «Модель формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности»

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

брение коллектива, престиж, ставят высокие цели, но стремятся лишь к той работе, которая интересна и приносит видимый результат, готовы пожертвовать своими интересами ради других. Их потребности направлены на самосовершенствование и интересную работу, что позволяет сделать вывод о наличии установок на развитие в процессе трудовой деятельности, приобретение профессионального мастерства. Учитывая результаты эмпирического исследования мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов, можно утверждать, что психолого-педагогическое образование действительно нацелено на приобретение профессиональных умений, которые позволят молодым педагогам реализовать себя в выбранной профессии.

Список литературы

1. Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей. М., 1994. С. 132.

2. Бодалев А.А. Мотивация и личность: сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1982.

3. Зеер Э.ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

7. Митина л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional. M., 1994.

8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishhenko A.I., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. ucheb. zavedenij. M.: Shkola-Press, 1997.

Diagnostics of motivation of professional activity of pedagogical college graduates specializing in psychological and pedagogical universities

The article deals with the concepts of motivation, professional motive, interest to future profession. Motivation of professional pedagogical activity is considered on the basis of various techniques. These diagnostics reveal the priorities of the needs of future teachers in their future professional activities.

Key words: motive, motivation, educational motivation, pedagogic activities, need.

(Статья поступила в редакцию 02.02.2017)

Н.в. Трофимова (воронеж)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализируется процесс построения модели формирования социальной ответственности у студентов колледжа в благотворительной деятельности.

1. Aminov N.A. Nekotorye teoreticheskie aspekty differencial'noj psihodiagnostiki special'nyh sposobnostej. M., 1994. S. 132.

2. Bodalev A.A. Motivacija i lichnost': sb. nauch. tr. M.: APN SSSR, 1982.

3. Zeer Je.F. Psihologija professij. Ekaterinburg: UGPPU, 1997.

4. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Logos, 1999.

5. Kuz'mina N.V. Professionalizm dejatel'nosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija proftehuchilishha. M.: Vyssh. shk., 1989.

6. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja. M.: Prosveshhenie, 1993.

Ключевые слова: волонтерство, благотворительная деятельность, формирование социальной ответственности.

Формирование социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности - это многогранный целенаправленно организованный педагогический процесс, включающий совместную активность педагогов и студентов колледжа в направлении духовно-нравственного развития, обеспечивающий систематическое наполнение структурных компонентов социальной ответственности [2; 5].

* *

*

О Трофимова Н.В., 2017

Формирование социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности осуществляется с опорой на разработанную модель с использованием метода педагогического моделирования [1; 3; 8 и др.]. Создание модели, «в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [8], позволяет получить ответы на изучаемые вопросы. Проектирование модели социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности - важная и необходимая часть исследования. Модель рассматривается как системно-структурная основа для опытно-экспериментальной работы.

В исследовании моделирование используется как один из приемов отображения явлений и процессов реального мира и объективный способ проверки истинности наших представлений о данном феномене, что способствует созданию программы формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности и реализации этой программы. Моделирование процесса формирования социальной ответственности у студентов колледжа осуществлялось с учетом ожидаемого результата (владение знаниями о гуманистической системе ценностей; устойчивая мотивация на ответственность в благотворительной деятельности и социальная направленность; владение этикой субъект-субъектного взаимодействия и социальная активность; адекватная оценка и коррекция действий, социальная самостоятельность).

«Термин "модель" (франц. modele, от лат. modulus мера, образец) рассматривается в различных аспектах, а именно как образец, стандарт; изображаемый предмет; устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо; любой образ (мысленный или условный: изображение, схема, описание, чертеж, карта и т. д.) объекта, процесса, явления, используемый в качестве его "представителя"» [7]. В нашем исследовании модель используется как источник познания социальной ответственности и возможностей её формирования у студентов колледжа.

Построение модели формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности осуществлялось, исходя из следующих методологических предпосылок:

- в методологии формирования социальной ответственности существуют проблемные поля, обусловленные современным состоянием социальных отношений;

- студент колледжа в своей индивидуальности не только продукт, но и субъект собственного развития. Чтобы понять это, необходимо учитывать множество социально неструктурированных, случайных событий, ситуаций и кризисов, а также тех весьма многообразных способов, которыми личность разрешает возникающие перед ней задачи [6];

- формирование социальной ответственности не ограничивается каким-либо одним периодом: пластичность, способность к изменению сохраняется, хотя в разной степени, на протяжении всего периода обучения в колледже, а также в последующей профессиональной деятельности;

- процесс формирования социальной ответственности - это системное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных структурных компонентов, обладающее интегратив-ным свойством целого и взаимодействующее с социумом избирательным образом;

- особенности процесса формирования социальной ответственности у студентов колледжа (неравномерность и неодинаковость) обусловлены психофизиологическими, возрастными, индивидуально-творческими характеристиками обучающихся.

Для оценки возможных воздействий и вероятности результата определены следующие положения:

- момент зарождения социальной ответственности и её начальные параметры не могут быть определены однозначно;

- результаты отдельных воздействий не могут быть однозначно вычленены в наличном состоянии социальной ответственности у студентов колледжа.

Приведенные аргументы позволяют обосновать модель формирования социальной ответственности у студентов колледжа в благотворительной деятельности (см. рис. на с. 39), которая представляет собой целостную систему, включающую методологический, содержательный, технологический и результативный блоки.

На подготовительном этапе студенты колледжа осваивают психолого-педагогические, нормативно-правовые знания, раскрывающие сущность благотворительной и волонтерской деятельности и социальной ответственности гражданина [4], а также осуществляется планирование предстоящей благотворительной деятельности. На формирующем этапе проводятся запланированные благотворительные акции. На рефлексивном этапе проводится анализ на предмет проявления социальной от-

известия вгпу. педагогические науки

ветственности студентов колледжа в благотворительной деятельности.

В качестве технологической составляющей в модели формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности выделены практико-ориентированные технологии, реализующие когнитивную, мотивационную, ценностно-смысловую и рефлексивную составляющие образовательного процесса; проектные технологии, требующие самостоятельного и ответственного принятия решений; технологии взаимного обучения, обеспечивающие передачу опыта благотворительной деятельности и выступающие действенным средством взаимообогащения; технологии рефлексивного обучения, способствующие анализу, оценке и осмыслению реализации процесса формирования социальной ответственности. в рамках перечисленных технологий используются активно-поисковые методы обучения: деловые игры, групповая работа, тренинги (ко-учинг), уход, поддержка, позволяющие включить студентов колледжа в процесс самостоятельного освоения и закрепления знаний. Учитывая, что первый опыт социальной ответственности студенты колледжа приобретают в детской больнице, важным методом для нашего исследования является практический уход за детьми, оставшимися без попечения родителей.

Технологический блок способствует осознанию способов деятельности, направленной на формирование социальной ответственности студентов. Применение данных технологий на уровне содержания позволяет сформировать и наполнить технологически структурные компоненты (когнитивный, ценностно-мотивационный, ценностно-смысловой, рефлексивный) социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности.

Содержательный блок включает аудиторную, внеаудиторную работу и социально-педагогическое партнёрство. Базовый компонент учебного плана в колледже по специальностям «Право и организация социального обеспечения», «Экономика и бухгалтерский учет» содержит учебные дисциплины, которые имеют нормативно-правовую и социальную направленность и в своём содержании обеспечивают интеграцию предметных и непредметных знаний. вариативный компонент учебного плана содержит спецкурс «Формирование социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности», который включает ключевой меха-

низм формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности. Его включение в вариативную часть учебного плана является основным педагогическим условием успешности формирования социальной ответственности студентов колледжа.

составляющая содержательного блока «внеаудиторная деятельность» представляет собой разнообразные формы воспитательной работы, способствующие реализации потребностей личности студента колледжа через организацию самостоятельной и творческой деятельности. Внеаудиторная деятельность позволяет решать задачу организации адресно-оперативной работы со студентами, которую осуществляет педагог-куратор. Педагогическую основу такой работы составляет педагогическое сопровождение индивидуальных маршрутов внеаудиторной деятельности студентов колледжа. Разработанные педагогом-куратором совместно со студентами индивидуальные маршруты внеаудиторной деятельности способствуют решению задачи формирования социальной ответственности.

Аудиторная и внеаудиторная работы составляют звено модели, которое нацелено на развитие всех компонентов социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности.

С другой стороны, не менее значимым для формирования социальной ответственности студентов является использование возможностей социального партнёрства колледжа с общественными организациями, объединяющими два направления - волонтёрское и добровольческое движения, которые осуществляют целенаправленную, плановую и систематическую благотворительную деятельность через проведение культурных акций.

Специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование доминанты самосовершенствования и развития лучших индивидуальных качеств студента колледжа через удовлетворение соответствующих потребностей, вызовет интенсификацию процессов учения, социализации, профессиональной подготовки, позволит значительно улучшить их результаты, обеспечит цели непрерывного образования и нравственно-профессионального совершенствования, активизируя формирование социальной ответственности студентов колледжа.

Особенностью анализируемой модели выступает задействование управленческих ресурсов с целью обеспечения системного характера воспитательной деятельности и ком-

Модель формирования социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности

плексирование аудиторной, внеаудиторной практики и социально-педагогического партнерства на основе реализации методического инструментария современных образовательных технологий, что позволяет эффективно осуществлять процесс формирования социальной ответственности студентов колледжа путем участия в волонтерской работе.

Результативно-оценочный блок модели представлен уровнями сформированности социальной ответственности студентов, а также ее критериями, включающими в себя:

- в когнитивной сфере - владение знаниями о гуманистической системе ценностей;

- в ценностно-мотивационной сфере -устойчивая мотивация на ответственность в благотворительной деятельности, социальная направленность;

- в ценностно-смысловой сфере - осмысленность и ценностная направленность деятельности, социальная активность;

- в рефлексивной сфере - адекватная оценка и коррекция действий, социальная самостоятельность.

Критерии сформированности социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности вытекают из структуры формируемого качества. Уровни сформированности социальной ответственности студентов колледжа в благотворительной деятельности определены в исследовании как пассивный, ситуативный, устойчивый.

Результатом реализации данной модели является сформированная социальная ответственность студентов колледжа [9].

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список литературы

1. Беспалько В.П. [и др.]. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: учеб.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1989.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / под общ. ред. Е.В. Бондаревской. М.-Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.

3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. М., 2001. С.10.

4. Обухова Л.А., Трофимова Н.В. Значимость формирования социально-ответственной личности при обучении в среднеспециальном учебном заведении // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (2123 июля 2016 г. Университет Черногории). Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2016. С. 60-62.

5. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 1 (46). С. 262-265.

6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1998.

7. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988.

8. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. С. 120.

9. Трофимова Н.В. Участие в волонтёрской и благотворительной деятельности студентов колледжей: возможности, задачи, перспективы // известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 9-10 (113). С. 45-49.

* * *

1. Bespal'ko V.P. [i dr.]. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa pod-gotovki specialista: ucheb.-metod. posobie. M.: Vyssh. shk., 1989.

2. Bondarevskaja E.V., Kul'nevich S.V. Peda-gogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i siste-mah vospitanija: ucheb. posobie / pod obshh. red. E.V. Bondarevskoj. M.-Rostov n/D.: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999.

3. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie. M., 2001. S. 10.

4. Obuhova L.A., Trofimova N.V. Znachimost' formirovanija social'no-otvetstvennoj lichnosti pri obuchenii v srednespecial'nom uchebnom zavedenii // Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzgljad na obrazovanie i razvitie lichnosti: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (21—23 ijulja 2016 g.

Universitet Chemogorii). Voronezh: Izd.-poligraf. centr «Nauchnaja kniga», 2016. S. 60-62.

5. Saenko L.A. Social'naja otvetstvennost' ucha-shhejsja molodezhi: rezul'taty issledovanija // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015. № 1 (46). S. 262-265.

6. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obra-zovanie: poisk novoj paradigmy. M.,1998.

7. Slovar' inostrannyh slov. 15-e izd., ispr. M.: Rus. jaz.,1988.

8. Suhodol'skij G.V. Strukturno-algoritmicheskij analiz i sintez dejatel'nosti. L.: LGU, 1976. S. 120.

9. Trofimova N.V. Uchastie v volontjorskoj i blagotvoritel'noj dejatel'nosti studentov kolledzhej: vozmozhnosti, zadachi, perspektivy // Izvestija Volgo-gradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. 2016. № 9-10 (113). S. 45-49.

Model of development of college students' social responsibility in charity activities

The article deals with the process of constructing a model of development of college students' social responsibility in charity activities.

Key words: volunteering, charity activities, development of social responsibility.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2017)

с.а. морозова

(волгоград)

подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ

Описывается подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ через описание мотивационно-диагностическо-го, обучающего, креативно-проектировочного этапов.

Ключевые слова: педагог начальной школы, культурно-просветительская программа, просветительская деятельность, подготовка бакалавров.

Одним из требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» является подготовка будущих педагогов к культурно-просветительской

О Морозова С.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.