Научная статья на тему 'Модель формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека'

Модель формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SOCIAL-PERCEPTIVE COMPETENCE / PAINTING / DRAWING / MODEL / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна, Ильина Лариса Леонидовна

В статье раскрываются сущность понятия «социально-перцептивная компетентность», ее особенности применительно к детям дошкольного возраста, возможности изобразительной деятельности (рисования) в формировании умения воспринимать, понимать социальный мир и действовать в нем сообразно возрастным возможностям. Особое внимание уделено характеристике модели формирования социально-перцептивной компетентности, которая включает когнитивный, мотивационный, деятельностный и оценочно-результативный компоненты, у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна, Ильина Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF SOCIAL-PERCEPTIVE COMPETENCE IN SENIOR PRESCHOOLERS WHEN DRAWING A MAN

The article reveals the essence of social-perceptive competence, its features in relation to preschoolers, the possibility of visual activity (drawing) in formation of children’s ability to perceive, understand the social world and act according to their age opportunities. The authors pay special attention to the characteristic of the model of formation of social-perceptive competence in senior preschool children when drawing a man. The discussed competence includes cognitive, motivational, activity-oriented and estimative-effective components.

Текст научной работы на тему «Модель формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека»

УДК [373.2.016:74.041]:37.013.42 DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.030

О. В. Парфенова, Л. Л. Ильина

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрываются сущность понятия «социально-перцептивная компетентность», ее особенности применительно к детям дошкольного возраста, возможности изобразительной деятельности (рисования) в формировании умения воспринимать, понимать социальный мир и действовать в нем сообразно возрастным возможностям.

Особое внимание уделено характеристике модели формирования социально-перцептивной компетентности, которая включает когнитивный, мотивационный, деятельностный и оценочно-результативный компоненты, у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека.

Ключевые слова: социально-перцептивная компетентность, изобразительная деятельность, рисование, модель, дети дошкольного возраста.

O. V. Parfenova, L. L. Ilyina

MODEL OF FORMATION OF SOCIAL-PERCEPTIVE COMPETENCE IN SENIOR PRESCHOOLERS WHEN DRAWING A MAN

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the essence of social-perceptive competence, its features in relation to preschoolers, the possibility of visual activity (drawing) in formation of children's ability to perceive, understand the social world and act according to their age opportunities.

The authors pay special attention to the characteristic of the model of formation of social-perceptive competence in senior preschool children when drawing a man. The discussed competence includes cognitive, motivational, activity-oriented and estimative-effective components.

Keywords: social-perceptive competence, painting, drawing, model, preschoolers.

Актуальность исследуемой проблемы. Дошкольный возраст является сензитив-ным периодом для становления социальной сферы личности ребенка. Но современные дети, благодаря ориентированности образования на развитие интеллектуальных способностей, раннему включению в виртуальную жизнь, увлечению гаджетами, оказались в ситуации минимизации реального общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому их социальное развитие вызывает большое опасение у педагогов и психологов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из направлений образовательной деятельности выделяет социально-коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникации со взрослыми и сверстниками, социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [14]. Следовательно, приобщение к социальному миру остается ведущим направлением образовательной деятельности в процессе формирования личности дошкольника.

В дошкольном возрасте закладываются основы социально-перцептивной компетентности, определяются линии развития в меняющемся социуме. К старшему дошкольному возрасту формируются определенные представления о человеке: строении его тела, труде взрослых, взаимоотношениях, эмоциях, чувствах, людях своей и других стран и др., то есть человек предстает перед ребенком как явление многогранное.

Творческие виды деятельности (игра, рисование и т. д.) дают возможность «прожить», прочувствовать собственные представления, отношения к социальному миру в целом и человеку в частности. Поэтому создание образа человека в рисовании - это не только способ решения художественно-творческих задач, но и средство обогащения социального опыта детей. Как отмечает А. П. Аникина, в процессе рисования человека ребенок учится дифференцировать по внешним признакам эмоциональные состояния людей, знакомится со способами изображения и пр. [2].

В связи с этим весьма важным является поиск наиболее оптимальных путей формирования социально-перцептивной компетентности в процессе создания образа человека в рисовании.

Цель исследования - разработка модели формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека.

Материал и методика исследований. В ходе реализации поставленной цели был проведен теоретический анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Использованы методы теоретического анализа и моделирования педагогической действительности.

Результаты исследований и их обсуждение. Ребенок с момента рождения является существом социальным. Это связано с тем, что любая его потребность может быть удовлетворена только при участии взрослого, и взрослый же, точнее эмоционально-личностное общение с ним, является безусловным фактором формирования личности. В общении дети приобретают социальный опыт. Как отмечает Н. Ф. Голованова, социальный опыт ребенка - продукт его активного взаимодействия с окружающим миром -представляет собой не только социальные знания, образцы поведения, но и овладение способами деятельности и общения [5].

В контексте компетентностного подхода, на который ориентировано современное дошкольное образование, особое значение приобретает формирование у ребенка компетенций.

Рассмотрим социально-перцептивную компетентность, которая является результатом социального развития индивида. Я. Л. Коломинский [9], Г. М. Андреева [1] рассматривают социальную перцепцию как восприятие человека человеком (себя, других людей, социальных групп). И. Э. Куликовская акцентирует внимание на том, что во многом она зависит от ценностных установок личности, ее эмоционально-чувственного опыта [10]. Социальная перцепция является компонентом социально-перцептивной компетентности, которая рассматривается как свойство личности, включающее знания закономерностей социальной перцепции, умения и эмоциональные отношения, связанные с восприятием, оценкой и пониманием людей (Т. В. Иванова) [7], формирующиеся в процессе социального взаимодействия (В. А. Мартынова) [11]. Социально-перцептивная компетентность дошкольника включает знания, умения и навыки, которые он может использовать для решения социальных задач с учетом возможностей своего возраста.

В качестве средства формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста мы выбрали рисование - их самый любимый вид деятельности. В своих рисунках дети изображают то, что представляет для них наибольший интерес, является эмоционально-значимым. При правильной организации образовательного процесса рисование обладает большим потенциалом для развития социально-коммуникативной компетентности. А рисование человека позволяет ребенку научиться по-

нимать эмоциональное, физическое состояние другого, делает его более чутким и внимательным. Автор образовательной программы «Я - человек» С. А. Козлова отмечает, что социальное развитие ребенка возможно, если обеспечить эмоциональное восприятие окружающей действительности, помочь ему осознать собственное «Я», познакомить с ценностями социального мира, создать условия для практической реализации социального опыта [8].

Определение условий, разработка моделей формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста имеются в исследованиях Н. И. Белоцерковец [3], О. Ф. Борисовой [4], Т. Л. Пасальской [13]. В основу модели формирования социально-перцептивной компетентности в процессе рисования человека положена блочная структура образовательного процесса (рис. 1). Целевой компонент содержит цель, задачи и принципы формирования этой компетентности: принципы гуманизации, культуросооб-разности воспитания, активности ребенка. Принцип гуманизации реализуется через раскрытие перед ребенком социокультурной ценности человека и ориентацию образовательного процесса на личность воспитуемого. Принцип культуросообразности воспитания в контексте данной модели предполагает организацию процесса воспитания на основе диалектического взаимодействия общечеловеческих ценностей и особенностей национальной культуры. Принцип активности обеспечивается через использование таких форм и методов работы, при которых максимально раскрываются самостоятельность, инициативность ребенка. Содержательный блок включает когнитивный, мотивационный, дея-тельностный и оценочно-результативный компоненты. Целевой и содержательный компоненты определили специфику процессуального компонента, который отражает средства, методы, формы организации образовательной деятельности с детьми. Результативный компонент отражает степень достижения поставленной цели.

Остановимся подробнее на характеристике компонентов содержательного блока.

Когнитивный компонент содержит знания и представления ребенка о самом себе, взрослых (тружениках, творцах, спортсменах, представителях разных стран, культур и т. д.), эмоциональных состояниях человека, его взаимодействии с другими людьми, строении фигуры человека. К этому же компоненту относятся знания детей об особенностях изображения человека в портретной и сюжетной картине.

В рамках данного компонента работа проводится в двух направлениях, связанных между собой. Одно из них предполагает формирование первичных представлений о себе (образ «Я»), других людях; традиционных гендерных представлений; понятия о сферах человеческой деятельности [12]. Образовательная деятельность в рамках второго направления способствует формированию понимания детьми особенностей изображения человека на портретах. Н. А. Курочкина рекомендует знакомить дошкольников со следующими портретами: «Мика Морозов», «Портрет А. К. Бенуа» В. А. Серова, «Стрекоза» И. Е. Репина, «Портрет М. И. Лопухиной» В. Л. Боровиковского, «Семейный портрет» А. ван Дейка, «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль» В. А. Тропинина, «Царь Иван Васильевич Грозный» В. М. Васнецова и др. [6]. Полезным будет использование картин, в которых раскрываются особенности национальной культуры («Земля наших предков. Возвращение с работы» А. И. Миттова, «Чувашка» М. Г. Григоряна и пр.), трудовые будни («Ужин трактористов» А. А. Пластова, «Столяр первого разряда» П. И. Ко-това, «Няня детского сада Нина» П. Г. Григорьева-Савушкина, «Хлеб» Т. Н. Яблонской, «Текстильщицы» и «Покорители космоса» А. А. Дейнеки и др.). Для реализации этого компонента воспитатель располагает целым арсеналом педагогических форм, средств и методов. Первичные знания о человеке дети приобретают в рамках организованной образовательной деятельности, экскурсий на предприятия, художественную галерею, чтения книг, просмотра видеоматериалов.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Цель: формирование социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека

8

ч

И

со ы

Ч

Задачи: формирование знаний и умений воспринимать и понимать человека, его эмоциональное состояние, чувства, различать эти состояния в портретной живописи; совершенствование умения создавать образ человека, используя различные материалы и техники; воспитание ценностного отношения к человеку в жизни и искусстве; развитие способности анализировать и оценивать поступки человека в жизни и искусстве

Принципы: гуманизации, культуросообразности воспитания, активности ребенка

8

ч

И

1

Й

ы н

ы

и

Компоненты компетентности

й

ны

ти

ни нг

«

ол

тны

с о н ь

ьел

тея е

о ноч

о н

не ц

О

е р

8

ч и

£ и и

Формы:

игровая деятельность, экскурсии, организация выставок фотографий, уголка эмоций и т. д.

Методы и приемы:

наблюдение, рассматривание картин, рассказ, беседа, показ способа рисования, игровые имитационные упражнения и пр.

Средства:

художественная литература, видеофильмы, репродукции произведений живописи, БЫЛЯТ-доска, прозрачный мольберт и др.

РЕЗУЛЬТАТ: сформированная социально-перцептивная компетентность у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Модель формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования человека

При рассматривании портрета и сюжетной картины используются тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций, метод акцентирования деталей, прием вхождения в картину и др. Они помогают ребенку научиться устанавливать связь между отдельной деталью и образом человека в целом.

Для закрепления полученных знаний применяются игровые упражнения: этюды «Угадай профессию» (ребенок имитирует трудовое действие, дети отгадывают, человека какой профессии тот показывает), «Определи настроение» (по картинам), «Найди пару» (на SMART-доске располагаются два ряда изображений: один ряд - портреты, второй -схемы эмоций), «Фоторобот» (составить из отдельных частей портрет определенного возраста, пола, характера, настроения), «Крокодильчик». Для обогащения социально-перцептивных умений можно провести беседы «О чем говорят руки?», «О чем говорит поза?», «Роль интонации» и т. д. [6].

Мотивационно-личностный компонент характеризуется ценностным, позитивным отношением детей к взрослым и сверстникам, желанием приобретать знания о различных сторонах жизни людей (трудовой, творческой, культурной и др.), проявлением устойчивого интереса к изображению человека в произведениях живописи и в собственном рисунке. Значимым на этом этапе является пример педагога, характер его отношения к взрослым и детям, своей работе, образу человека на портретной и сюжетной картине. Важно показать дошкольникам ценность каждого человека, воспитывать уважение к труду людей, результатам деятельности сверстников.

Деятельностный компонент основывается на сочетании социального взаимодействия и творческой деятельности (рисования). В качестве формы организации используется коллективное рисование, где дети могут проявить навыки сотрудничества, договариваясь со сверстниками о содержании, материалах и выразительных средствах рисунка. Развитию социально-перцептивной компетентности способствует создание рисунков определенной тематики: «Моя любимая мама», «Автопортрет», «Мой лучший друг», «Веселый клоун», «Дети лепят снеговика», «Дети делают зарядку», «Герои сказок и рассказов» и пр. Ребята овладевают различными способами рисования человека (конструктивным, силуэтным, от ведущей линии, скелетным), техническими приемами передачи возраста, пола, эмоционального состояния человека, выразительными средствами (цвет, форма, композиция, дорисовывание деталей, использование различных материалов и техник). Сложности в передаче движений человека в рисунке преодолеваются через использование динамической модели фигуры человека с подвижными частями тела, алгоритмических схем последовательности изображения. Развитию социально-перцептивной компетентности способствует рисование на прозрачном мольберте. Он изготавливается из небьющегося стекла и помещается в деревянную рамку. Съемные ножки позволяют располагать его и вертикально, и горизонтально. Дети могут рисовать вдвоем, вчетвером. При этом развиваются их коммуникативные умения, наблюдательность (когда они работают над портретом друга, который позирует перед прозрачным мольбертом).

Оценочно-результативный компонент предполагает развитие умения оценивать результат своей работы, собственные поступки, поступки взрослых и сверстников. Очень популярны в дошкольных группах уголки настроения (эмоций). Важно научить детей быть наблюдательными: видеть и реагировать (сочувствовать, помогать, вместе радоваться) на эмоциональные состояния других; при анализе собственных работ использовать оценочную терминологию. Основными результатами эффективной реализации данной модели являются положительная динамика в характере взаимоотношений между детьми в группе; повышение наблюдательности, интереса к сверстникам и взрослым, их настроению, эмоциональному состоянию; наличие стремления к созданию образа человека; использование различных материалов и выразительных средств.

Успешной реализации модели формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения созданию образа человека в рисунке способствуют следующие условия: создание в группе художественно-эстетической и психологически комфортной образовательной среды; владение воспитателем приемами перцепции и коммуникации в общении с детьми; использование произведений портретной живописи и графики, доступных восприятию, пониманию и оценке дошкольниками; знание воспитателем методики социально-коммуникативного и художественно-творческого развития детей; создание ситуации успеха.

Резюме. Модель формирования социально-перцептивной компетентности у детей старшего дошкольного образа в процессе рисования человека, состоящая из когнитивного, мотивационного, деятельностного и оценочно-результативного компонентов, предполагает поэтапное формирование социальных знаний дошкольников о мире взрослых, сверстников, воспитание ценностного отношения к человеку, приобретение опыта сотрудничества в коллективном рисовании, проживание ребенком полученных знаний о человеке в процессе создания собственных рисунков, овладение социально-оценочной терминологией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

2. Аникина А. П. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Международной научной конференции. - СПб., 2017. - С. 20-25.

3. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Карачаевск, 2002. - 229 ^

4. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. - Челябинск, 2009. - 204 с.

5. Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. - М. : Академия, 2013. - 240 с.

6. Знакомим детей с живописью. Портрет. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) : учебно-наглядное пособие / сост. Н. А. Курочкина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 24 с.

7. Иванова Т. В. Социально-перцептивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - Самара, 1999. - 25 с.

8. Козлова С. А. Я - человек : программа социального развития ребенка. - М. : Школьная пресса, 2004. - 48 с.

9. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : учебное пособие. - Минск : ТетраСистемс, 2000. - 432 с.

10. Куликовская И. Э., Кудинова Л. Е. Развитие понимания мира детьми в контексте герменевтического подхода // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. - 2014. - № 8. -С. 21-27.

11. Мартынова В. А. Модель и динамические особенности социально-перцептивной компетентности в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - М., 2007. - 21 с.

12. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 352 с.

13. Пасальская Т. Л. Формирование базовых элементов социальной компетентности у старших дошкольников в группах кратковременного пребывания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2011. - 206 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 114.

Статья поступила в редакцию 12.09.2019

REFERENCES

1. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya : uchebnik. - M. : Aspekt Press, 2000. - 376 s.

2. Anikina A. P. Model' formirovaniya emocional'no-vyrazitel'nogo obraza cheloveka v portretnom risunke u detej predshkol'nogo vozrasta // Aspekty i tendencii pedagogicheskoj nauki : materialy II Mezhdunarodnoj nauch-noj konferencii. - SPb., 2017. - S. 20-25.

3. Belocerkovec N. I. Formirovanie social'noj kompetentnosti detej 3-7 let v usloviyah otkrytogo dosh-kol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Karachaevsk, 2002. - 229 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Borisova O. F. Formirovanie social'noj kompetentnosti detej doshkol'nogo vozrasta : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.07. - Chelyabinsk, 2009. - 204 s.

5. Golovanova N. F. Pedagogika : uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. - M. : Akademiya, 2013. - 240 s.

6. Znakomim detej s zhivopis'yu. Portret. Starshij doshkol'nyj vozrast (5-7 let) : uchebno-naglyadnoe posobie / sost. N. A. Kurochkina. - SPb. : DETSTVO-PRESS, 2018. - 24 s.

7. Ivanova T. V. Social'no-perceptivnaya kompetentnost' i ee razvitie sredstvami risovannogo yumora : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.05. - Samara, 1999. - 25 s.

8. Kozlova S. A. Ya - chelovek : programma social'nogo razvitiya rebenka. - M. : Shkol'naya pressa, 2004. - 48 s.

9. Kolominskij Ya. L. Psihologiya vzaimootnoshenij v malyh gruppah (obshchie i vozrastnye osobennosti) : uchebnoe posobie. - Minsk : TetraSistems, 2000. - 432 s.

10. Kulikovskaya I. E., Kudinova L. E. Razvitie ponimaniya mira det'mi v kontekste germenevticheskogo podhoda // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. - 2014. - № 8. - S. 21-27.

11. Martynova V. A. Model' i dinamicheskie osobennosti social'no-perceptivnoj kompetentnosti v profes-sional'noj deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.05. - M., 2007. - 21 s.

12. Ot rozhdeniya do shkoly. Osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya / pod red. N. E. Veraksy, T. S. Komarovoj, M. A. Vasil'evoj. - M. : MOZAIKA-SINTEZ, 2018. - 352 s.

13. Pasal'skaya T. L. Formirovanie bazovyh elementov social'noj kompetentnosti u starshih doshkol'nikov v gruppah kratkovremennogo prebyvaniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2011. - 206 s.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 114.

The article was contributed on September 12, 2019

Сведения об авторах

Парфенова Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Ильина Лариса Леонидовна - старший преподаватель кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Parfenova, Olga Vasilyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia e-mail: [email protected]

Ilyina, Larisa Leonidovna - Senior Lecturer, Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.