Научная статья на тему 'Модель формирования регионального комплекса профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей для лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа Югры'

Модель формирования регионального комплекса профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей для лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа Югры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пелихов Николай Владимирович, Серёгин Александр Евгеньевич

В статье анализируется текущее состояние лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отрасли и профессионального отраслевого образования, ведущего подготовку рабочих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры, обосновывается необходимость модификации существующей образовательной системы подготовки профессиональных кадров в систему, ориентированную на удовлетворение перспективных потребностей отраслевых предприятий. Приводится модельное описание трансформации отраслевого профессионального образования в условиях Югры, на данный момент реализуемой в проекте становления ИУНПК на базе профессионального училища №11 в п.г.т. Советский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пелихов Николай Владимирович, Серёгин Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of a regional education complex for the specialists in the timber industry in Khanty-Mansiysk Autonomous Region Ugra

Analyzed the current condition logging, timber industry and the professional industry education in territory Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Ugra, necessity of updating of existing educational system of preparation of the professional staff for system focused on satisfaction of perspective needs of the industry enterprises proves. The modelling description of transformation of industry vocational educations in conditions of Ugra, resulted in the project of becoming innovation educational scientific industrial complex on the basis of Professional school 11 in Sovietskiy village.

Текст научной работы на тему «Модель формирования регионального комплекса профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей для лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа Югры»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДЛЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Пелихов Н.В., Серёгин А.Е.

В статье анализируется текущее состояние лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отрасли и профессионального отраслевого образования, ведущего подготовку рабочих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, обосновывается необходимость модификации существующей образовательной системы подготовки профессиональных кадров в систему, ориентированную на удовлетворение перспективных потребностей отраслевых предприятий. Приводится модельное описание трансформации отраслевого профессионального образования в условиях Югры, на данный момент реализуемой в проекте становления ИУНПК на базе профессионального училища № 11 в п.г.т. Советский.

Введение

Устоявшиеся традиции системы образования в России, естественно отразившиеся и на развиваемых моделях, и на подходах к становлению системы образования автономного округа, с неизбежностью перенесли в округ имеющиеся системные проблемы. К ним следует отнести и значительное несоответствие структуры и уровня образования перспективным потребностям экономики, общества и населения Югры. «Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, может быть охарактеризовано как глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит людей к «уходящей» экономике» [1]. В полной мере это может быть отнесено и к системе дошкольного и школьного обучения, а также к начальным формам профессионального образования.

Ориентир на ускоренный выход из отмеченного глобального кризиса системы образования требует, прежде всего, переориентации ее стратегических ориентиров. Стратегическая ориентация системы образования и всех ее структурных элементов на удовлетворение будущих потребностей экономики, общества и населения Югры, отнесенных на период фактического применения знаний, потребует формирования принципиально новой методологической основы и системы управления образованием как на уровне автономного округа, так и на уровне образовательных учреждений всех типов и этапов обучения [2].

Как для инновационных процессов создания наукоемких технологий, так и в постановке и полноценной реализации инновационных образовательных программ необходимо изначально сконцентрировать усилия на создании региональной инновационной среды динамичного инновационного взаимодействия учреждений образования со своим окружением. Это предполагает конструирование принципиально новой совокупности институциональных взаимосвязей учреждений образования.

Учреждения образования должны естественным образом «встраиваться» в местные программы социального, экономического, отраслевого развития, превращая образование и науку в неотъемлемый атрибут формирования новой экономики. Отсюда проистекает естественная потребность в развитии многоканальных системных связей

учреждений образования с субъектами промышленности, бизнеса, управления, социальной сферы автономного округа [2].

В рассматриваемом ниже модельном решении трансформации отдельных элементов системы профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для нужд лесопромышленного комплекса (ЛПК) учитывалось, что процесс создания новых знаний, разработки новых образовательных программ и непосредственно подготовки по ним специалистов занимает длительный период. Следовательно, существенно возрастает роль опережающих исследований, определяющих потребность в кадрах на долгосрочную перспективу. Сегодня же хорошо обоснованные прогнозные исследования являются скорее исключением, чем правилом. В условиях стремительного изменения потребностей социально-экономической среды это может привести к тому, что подготавливаемые кадры завтра будут лишь предельно ограниченно востребованы рынком.

Особенности развития лесопромышленной отрасли и отраслевого профессионального образования автономного округа

Реализованные и планируемые к реализации преобразования в лесодобывающей и лесоперерабатывающей промышленности, направленные на модернизацию устаревших производств и создание качественно новых, высокотехнологичных, предъявляют совершенно новые требования к уровню компетентности рабочих предприятий. Эти преобразования как никогда ранее повышают значимость профессионального рабочего, трансформируя, таким образом, его социальный статус, повышая объем требуемых профессиональных знаний и навыков. Введение новых производственных технологий приводит, с одной стороны, к сокращению рабочих мест, с другой - к росту кадрового дефицита на специалистов, способных профессионально работать на высокотехнологичном оборудовании. Большинство предприятий ХМАО-Югры, такие как ЗАО «Строймонтаж», ОАО «ЮЛПХ», ОАО «Кода Лес», ЗАО «Карсикко лес» и другие, уже могут достаточно достоверно спрогнозировать свою перспективную (исходя из планов развития предприятий) кадровую потребность, включая перечень необходимых новых компетенций.

Для удовлетворения потребностей предприятий лесоперерабатывающего комплекса в высококомпетентных кадрах, параллельно развитию производственных технологий и их внедрению, должно идти развитие профессионального образования. К сожалению, современное образование, ведущее подготовку профессиональных кадров для лесной промышленности, не способно удовлетворить требования отраслевой промышленности. Это происходит по ряду причин:

- материально-техническая база профессионального училища была сформирована в 80-х годах, что уже определяет существенный (не менее 20 лет) разрыв между уровнем знаний и объемом практических навыков, преподаваемых в ПУ, и уровнем знаний и практических навыков, необходимых предприятиям ЛПК;

- кадровый состав преподавателей не владеет навыками обучения работе на новом высокотехнологичном оборудовании;

- отсутствие притока новых научных знаний и технологий в связи с неразвитостью лесотехнической науки в автономном округе;

- слабая ориентация выпускников школ на освоение высокотехнологичных рабочих профессий; и др.

Наряду с «отставанием» системы профессионального образования, ведущей подготовку профессиональных кадров для ЛПК, на территории округа наблюдается существенное укрепление лесной промышленности, поддерживаемое «Программой Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию и реструктуризации лесопромышленного комплекса автономного округа», принятой постановлением правительства автономного округа №135-п от 25 марта 2002 г. Это еще сильнее увеличивает разницу между предлагаемым уровнем профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования и потребностями отраслевой промышленности.

Направления, активно развиваемые в отрасли:

1. Лесозаготовка и лесоперерабатка (на территории Югры расчетная лесосека позволяет вырубать в год 29 228,6 тыс. куб. м, в том числе хвойных пород - 15 759,5 тыс. куб. м. При этом на сегодня реализуется около 10% от возможного потенциала) [3].

2. Создание целлюлозно-бумажного комбината мощностью 500 тыс. тонн продукции в год.

3. Строительство комплекса заводов каркасного домостроения из древесины.

4. Реализация проектов замены нефтяных топлив на топливо из восстанавливаемых ресурсов. Создание тепло- и энергостанций на древесных опилках и древесной стружке.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда на территории ХМАО - Югры нет ни одного образовательного учреждения, по качеству предоставляемых образовательных услуг отвечающего запросам, предъявляемым предприятиями ЛПК. Складывается ощущение, что учреждения профессионального образования, ведущие подготовку кадров для предприятий ЛПК округа, можно относить к источникам прогрессивных знаний и технологий лишь условно. На практике получается, что они существенно отстают даже от текущей ситуации, как уже отмечалось выше, не менее чем на 20 лет.

Из-за сложившегося низкого уровня лесотехнического профессионального образования для удовлетворения собственной кадровой потребности предприятия ЛПК вынуждены обращаться за образовательными услугами к представителям иностранных фирм-производителей техники и оборудования. При этом, как правило, соответствующие представительства фирм-поставщиков конкретного вида высокотехнологичной продукции являются монополистами в предоставлении необходимых образовательных услуг, что, естественно, сказывается на стоимости подготовки квалифицированных кадров. Дополнительными затратами являются расходы, связанные с командировками рабочих в центры подготовки (представительства фирм производителей техники и оборудования на территории РФ), все это существенно повышает «стоимость» подготовки работника ЛПК. Важно отметить, что все высокотехнологичные предприятия ЛПК округа вынуждены работать по схеме «иностранные технологии + иностранное оборудование + образование в иностранных образовательных центрах (или их представительствах)». Такая концепция уже сегодня закладывает нарастающее технологическое отставание России, постоянную зависимость лесной промышленности от складывающейся политической ситуации относительно стран-производителей техники и технологий, дальнейшее сохранение позиции России как «сырьевого придатка» мировой экономики.

В связи с вышесказанным возникает острая необходимость становления собственного, качественно нового лесотехнического профессионального образования, которое изначально будет ориентировано на удовлетворение компетентностных и профессиональных запросов и потребностей лесной промышленности округа. Такого образо-

вания, опираясь на которое предприятия промышленности смогут реализовать лесозаготовительный потенциал округа, развивать лесопромышленный комплекс Югры, отвечающий уровню стран - технологических лидеров мировой лесной промышленности, а в ближайшем будущем - перейти на работу, по крайней мере, по схеме «иностранные технологии + иностранное оборудование + российское образование».

Модельное описание трансформации отраслевого профессионального образования в условиях Югры

Разработка модели становления инновационной образовательной системы подготовки профессиональных кадров для лесодобывающего и лесоперерабатывающего комплекса, ориентированной на удовлетворение перспективных потребностей отраслевых предприятий, была реализована в рамках проекта по созданию инновационного учебно-научно-производственного комплекса (ИУНПК) на базе профессионального училища №11 (ПУ - 11) в п.г.т. Советский. К участию в работах были привлечены Администрация Советского района, промышленные предприятия ЛПК и представители ГТУ-11.

В рассматриваемой модели предусматривалось, что именно инновационное развитие лесной отраслевой промышленности должно стать одним из основных приоритетов для западной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, где отрасль, помимо всего прочего, выполняет градообразующую функцию.

В качестве стратегической цели проекта было определено создание условий динамичного наращивания практических знаний и навыков для профессионального кадрового обеспечения, научного и научно-технического обслуживания лесозаготовительного и лесообрабатывающего комплекса экономики Югры в условиях инновационного обновления отрасли.

Основные механизмы реализации проекта создания ИУНПК:

• создание современных форм организации частно-государственного партнерства в формировании системы своевременного кадрового, научного и технологического обновления отрасли;

• развитие технологий опережающего изучения потребностей промышленности в новых знаниях, навыках и технологиях;

• качественное обновление структуры, содержания и технологий профессионального образования, создание современной технической базы для развития практических навыков работы на современных производствах;

• создание условий для кардинального кадрового укрепления и социального обеспечения профессионального образования;

• формирование устойчивых внешних связей, призванных обеспечить своевременный взаимосогласованный приток новых технологий в отрасль, новых знаний и навыков в систему научного обслуживания и профессионального образования. Ожидаемые плюсы от реализации проекта

• Формирование и становление системы непрерывного профессионального кадрового обеспечения и научного обслуживания лесозаготовительного и лесообрабатывающего комплекса экономики Югры в условиях инновационного развития отрасли, обновляемой в соответствии с темпами роста потребностей развиваемой отрасли.

• Создание образовательной ячейки для экспорта (по отношению к округу) уникальных образовательных услуг.

• Реализация и развитие промышленного потенциала округа в отрасли лесозаготовки и лесопереработки.

• Рост числа высокотехнологических предприятий в отрасли, своевременно обеспеченных высококвалифицированными кадрами.

Осложняющей особенностью проекта является большой объем начальных и последующих капиталовложений в создание и обновление (поддержание необходимого уровня) необходимых знаний

Ставя перед собой задачу удовлетворения ИУНПК потребностей лесной промышленности в перечне знаний и компетенций на момент фактического их применения, необходимо создание совершенно нового механизма формирования инновационных образовательных программ и траекторий (рис.), аналогичного описанному в [4]. Этот механизм должен основываться на опережающем (за 5-7 лет до момента потребности) внедрении инновационных образовательных программ; системных взаимовыгодных взаимосвязях ведущих участников проекта: промышленности, власти и образования. Это позволит на всех стадиях разработки образовательных программ взаимодействовать с будущими потребителями образовательных услуг, и на всем протяжении формирования и внедрения этих программ привносить в них новые знания, технологии и практические навыки. Следует отметить, что приоритетными в решении этой задачи должны стать именно интересы промышленности (это является неотъемлемым аспектом, и именно здесь стоит опасаться появления возможной деформации начальной направленности развития).

Сформированные промышленностью

потребности «завтрашнего» дня

Фундаментальные и прикладные исследования

Общие научные и технологические знания в отрасли

Подготовка кадрового состава высшего звена

Постоянный приток новых знаний

1111»

Анализ и формирование опережающих потребностей в новых знаниях у" > Создание и корректировка учебных планов Проработка методологии процесса образования Формиро вание технологической базы образовательного процесса f *ч Подготовка и переподготовка кадров

Профессиональный менеджмент |

Предприятия промышленности Органы власти местного и окружного значения

Воздействие потребителей образовательных услуг

:

Рис. Механизм формирования инновационных знаний в структуре ИУНПК Естественно, для реализации подготовки рабочих кадров под современное высокотехнологичное производство необходима существенная модернизация устаревшей материально-технической базы ИУНПК. Ее обновление должно производиться только

исходя из опережающих потребностей промышленности, с привлечением как денежного капитала (с целью закупки нового оборудования), так и производственных мощностей (для организации практических занятий и производственных практик студентов ИУНПК) предприятий отраслевой промышленности.

Программно закладываемый приток в ИУНПК научных знаний можно обеспечить за счет привлечения отечественной и зарубежной отраслевой науки. К сожалению, отечественная лесотехническая наука в целом сегодня существенно отстала от уровня ее развития в странах - технологических лидерах отрасли. Из-за лучших эксплуатационных характеристик, а зачастую просто отсутствия отечественных аналогов, предприятия лесодобывающей и лесоперерабатывающей промышленности вынуждены внедрять в производство оборудование и технологии иностранных производителей. Поэтому в начале своего становления комплекс будет в основном ориентироваться на новые знания и технологии зарубежной научной школы и иностранных компаний - производителей технологий и оборудования. В дальнейшем, с целью развития собственной научной школы на базе ведущих университетов округа (например, Югорского государственного университета), необходимо создание лесотехнических направлений подготовки, сопровождаемых параллельно развиваемым сектором исследований.

Развитие собственной окружной научной школы в перспективе обеспечит рост интеллектуального потенциала Югры. Но на начальном этапе для решения проблемы обеспеченности ИУНПК квалифицированными научно-преподавательскими кадрами необходимо введение системы адекватных мотиваций для высококвалифицированных специалистов всех уровней образования, в том числе поощряющих ведение преподавателями научно-исследовательских работ. Необходимо решение проблем достойной оплаты труда научно-педагогических кадров, обеспечения жилищных условий.

Важную роль призвано сыграть системное привлечение молодежи в лесную отрасль, начиная с программ профориентации в школах округа и заканчивая системой мотиваций студентов и выпускников как будущих высококвалифицированных молодых специалистов. Это позволит не только обеспечить наполняемость групп, за счет большего числа желающих получить профессиональное образование, но и повысить качество полученных выпускником знаний за счет появления конкуренции, как во время поступления, так и в процессе обучения. Основной отсроченный эффект будет заключаться в формировании собственной высокопрофессиональной составляющей научного и образовательного обслуживания отраслевой промышленности.

В ходе проведенных консультационных совещаний представители инновационной промышленности округа (например, ЗАО «Строймонтаж», ЗАО «Карсикко лес», ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг» и др.) проявили высокую заинтересованность и готовность к участию в реализации именно такой модели реализации представленного проекта.

Однако следует особенно отметить одну важную особенность (скорее, даже закономерность) практического построения таких моделей. Основа их устойчивости и полноценности развития заложена в детальном изучении и сбалансированном отражении стратегического интереса власти, промышленности и сектора знаний. Именно здесь следует искать сбалансированные технологии успешной реализации проекта и соответствующих институциональных преобразований. Любое форсированное превышение воздействия одного из названных ключевых субъектов на зону кооперационного стратегического интереса приведет к существенным деформациям предлагаемой моде-

ли и ее постепенному разрушению. Это будет происходить даже в том случае, если на начальном этапе в ее построение вложены существенные ресурсы.

Заключение

Реализация предлагаемого комплекса стратегических изменений в подготовке кадров для нужд ЛПК повлечет за собой: становление системы целевой подготовки кадров; формирование системы получения целевых долгосрочных заказов на специалистов от предприятий ЛПК; обновление содержания профессионального отраслевого образования с учетом современных потребностей региона, страны и общемировых тенденций; разработку регионального компонента обучения студентов с учетом потребностей развития отрасли; обеспечение участия работодателей в разработке образовательных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.

Особое внимание необходимо уделить разработке и реализации механизмов стимулирования на региональном уровне различных форм интеграционных процессов науки, образования и отраслевой промышленности, организации обратной связи с работодателями для своевременного выяснения их удовлетворенности кадровой обеспеченностью и качеством подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Электрон, журн. «Эксперт». - Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues /expert/2007/32/vysshee_obrazovanie_2008/.

2. Пелихов Н.В., Целикова О.Г., Кушников Е.И., Родионова A.B. Образование и наука как один из важнейших ресурсов обеспечения экономического роста и инновационного развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. М.: Изд. Дом «Финансы и Кредит», 2008. (В печати).

3. Развитие Лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (динамика 2002-2007 годы). // Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Режим доступа: http: //www. admhmao. ru/economi c/index. htm.

4. Пелихов H.B., Родионова A.B. Управление университетами в условиях интенсификации мобильности знаний// Новые тенденции в международной академической мобильности и формировании инновационной образовательной среды России. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. С. 18-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.