Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональных умений у будущих педагогов в условиях профилизации образовательной среды педагогического вуза'

Модель формирования профессиональных умений у будущих педагогов в условиях профилизации образовательной среды педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / MODEL / PROFESSIONAL ABILITIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE HIGHER PEDAGOGICAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Смирнова-депутатова Ольга Михайловна

В статье представлен анализ структуры и содержания модели формирования профессиональных умений будущих педагогов в инновационных социокультурных и образовательных условиях функционирования педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Смирнова-депутатова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the structure and content of the model of forming the future teachers professional abilities in the innovative sociocultural and educational conditions of the functioning of the higher pedagogical institution.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональных умений у будущих педагогов в условиях профилизации образовательной среды педагогического вуза»

УДК 378.0

В.В. Сохранов, О.М. Смирнова-Депутатова МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье представлен анализ структуры и содержания модели формирования профессиональных умений будущих педагогов в инновационных социокультурных и образовательных условиях функционирования педагогического вуза.

Ключевые слова: модель, профессиональные умения, образовательная среда, педагогический вуз.

Известно, что представления о профессионализме педагога взаимосвязаны с методологическими основаниями отражения соответствующей реальности в науке. Основой нашей позиции является системный, ак-меологический и деятельностный подход, согласно которому всякий объект научного отражения есть целостность взаимосвязанных компонентов, находящихся друг с другом в каких-то отношениях (взаимоотношениях).

При этом можно подчеркнуть, что отношения характеризуются признаками изменчивости, которые обусловливают накопления изменений в объекте, приводящие к проявлениям им качественно новых признаков, свойств, то есть к его развитию. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим педагогом профессиональных умений в качестве основного признака готовности к деятельности в условиях профилизации образовательной среды педагогического вуза. К ним можно отнести принципы: гуманизации и целостности, профессиональной направленности, развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса, личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов.

Это предполагает необходимость рассмотрения профилизации среды в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели своей реализации.

Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе и моделях их реализации существуют с древнейших времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Дарвин, Д.И. Менделеев, Н. Винер, Л.С. Выготский и другие.

Сущность целостного подхода как взаимосвязанной совокупности системности, деятельности и акмеологичности анализа любого педагогического явления и модели его реализации заключается в том, что он является одновременно и методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система, и учением о модели, принципах, понятиях и способах изучения или преобразования материальных и идеальных систем.

Применение целостного подхода в процессе разработки модели формирования профессиональных умений у будущих педагогов в условиях профилизации образовательной среды педагогического вуза предполагает использование специальных понятий и методов, соблюдение определенных принципов. Ключевым понятием данного подхода является «система». В настоящее время в научной литературе можно найти несколько сотен его дефиниций. Наиболее популярным является определение Л. фон Берталанфи: «Система - это комплекс взаимодействующих компонентов». Однако большинство исследователей справедливо критикуют данное определение за то, что оно не отражает многие существенные признаки системного объекта. Можно констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия «система». Например, В.П. Кузьмин под «системой» подразумевает «определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

С.А. Саркисян и Л.В. Голованов полагают, что «система - это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь

© В.В. Сохранов, О.М. Смирнова-Депутатова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009І

469

благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов».

Одной из основ, составляющей системность подхода к реализации модели являются принципы, то есть исходные положения и основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов. Наиболее важными для педагогических систем являются следующие:

Принцип гуманизации и целостности. Целостность является главным критерием отнесения того или иного объекта к классу систем. «Специфика системного исследования, - по словам Э.Г Юдина, - определяется не только и не столько усложнением методов анализа (в известном смысле эти методы могут подвергнуться упрощению), а выд-вижгнием новых принципов подхода к объекту изучения новой ориентации всего движения исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Раскрывая содержание положения о целостности, большинство исследователей обращают внимание на следующие аспекты:

- во-первых, система состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем) взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования;

- во-вторых, целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям;

- в-третьих, систему можно представить целостным образованием только тогда, когда обоснованно, учитывая объективно существующие связи и отношения, выделяется исследователем или практиком система из окружающей среды.

Гуманизация педагогического процесса вуза, направленная на формирование профессиональных умений будущих педагогов в условиях про-филизации образовательной среды, предполагает готовность преподавателя к выбору соответствующих методов формирования профессиональных умений, способствующих организации взаимодействия со студентами.

Принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Познать систему - значит, прежде всего, изучить ее коммуникации - внутренние и внешние связи. В системах, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен И.В. Блау-

бергом и Э.Г. Юдиным. Ими были выделены семь групп связей:

1) связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

2) связи порождения, имеющие и другое наименование - генетические;

3) связи преобразования;

4) связи строения, которые нередко называют структурными;

5) связи функционирования;

6) связи развития, отличающиеся от предыдущей группы тем, что они вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;

7) связи управления, которые могут образовывать разновидность функциональных связей либо связей развития.

Принцип коммуникативности заставляет обратить внимание на так называемые системообразующие связи, которые совместно с элементами порождают интегративные качества системы, ее специфику.

Коммуникативность проявляется, прежде всего, в процессе учебного действия на основе тех возможностей, которыми обладают преподаватели и студенты. Личностно-деятельностный характер их взаимодействия, от постановки цели и основных задач до выбора критериев и определения уровня сформированности профессиональных умений, является основой успешного педагогического сопровождения будущих педагогов в условиях профильного профессионального образования.

Принцип развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса. Понятие «развитие системной реализации модели» определяется как процесс количественных и качественных изменений системы взаимодействия преподавателей и студентов, обусловливающий ее переход с одного уровня целостности на другой.

Каждая модель проходит в своем развитии определенные этапы: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. В тот или иной период своего развития модель, являет собой весьма сложную картину: она заключает в себе остатки прошлого, настоящего, составляющие именно ее качественную специфику, и зародыши будущего. Разумеется, что внутренние противоречия - основной источник и движущие силы развития педагогического процесса, что данному процессу свойственны такие черты, как единство, преемственность между старым и но-

470

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

вым, скачкообразность, превращение количества в качество, противоречивость.

Очевидной представляется необходимость использования системного подхода в реализации модели формирования профессиональных умений у будущих педагогов в условиях профилиза-ции образовательной среды педагогического вуза в педагогической теории и практике, так как педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем, все более стремящихся к профильной самореализации.

Педагоги-ученые и практики, как показывают исследования Р.Б. Вендровской, А.В. Гаврилина, Г. А. Малинина, Ф.А. Фрадкина еще до появления понятия «системный подход» пытались овладеть системным стилем мышления и действий, показывая пример методологической профилизации квалиметрии развития педагогических явлений.

И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников выделяют три профиля и несколько составляющих их частей, которые, по мнению ученых, отражают существенные особенности воспитательной системы:

1. Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя:

а) систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы;

б) цели воспитания;

в) принципы воспитания;

г) содержание жизнедеятельности воспитательной системы;

д) методы диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы.

2. Пространственно-временная структура, состоящая из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся.

3. Координационно-педагогический компонент, который включает в себя:

а) совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе;

б) воспитательные функции педагогического коллектива;

в) систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними;

д) управление развитием воспитательной системы.

В нашем случае в качестве ценностно-смыслового ядра формирования профессиональных умений студентов реализуется совокупность их мотивационно-ценностных отношений к структуре и содержанию профильного обучения.

Пространственно-временная структура представлена активными методами формирования профессиональных умений, способствующие формированию у студентов умение представить будущие формы взаимодействия с учащимися, обладающими различными уровнями воспитанности.

Коордиционно-педагогический компонент модели реализуется через достижения среднего или высокого уровня сформированности профессиональных умений студентов в условиях профилиза-ции образовательной среды педагогического вуза.

Для нашего исследования, имеющего задачи построения системы формирования профессиональных умений у будущих педагогов и разработки соответствующей технологии, представляет интерес определение педагогической системы, данное В.П. Беспалько, поскольку в ее структуре четко прослеживаются два исходных понятия: ее задача и технология ее решения.

Деятельность системы формирования профессиональных умений у будущих педагогов, как и любой другой педагогической системы, характеризуется реализацией принципов целостности, акмеологичности, деятельностной основы, коммуникативности, о которых мы говорили раньше, а также принцип иерархичности, предусматривающий, что каждый элемент системообразующей модели, в свою очередь, может рассматриваться как один из компонентов более широкой системы, раскрывающей структуру и содержание взаимодействия процессов профилизации образовательной среды и профилизации образовательного процесса вуза.

Обусловленная целями создания и принципами своего существования система формирования профессиональных умений будущих педагогов выполняет следующие функции:

1) интегрирующую, поскольку объединяет и координирует педагогическое, воспитательное взаимодействие субъектов системы, определяемое единством и целесообразностью задач, средств, методов формирования профессиональной компетентности, отражающееся в дидактическом взаимодействии преподавателя и студентов;

2) развивающую, так как обеспечивает динамику развития и оптимизацию функционирования системы как профилирующей среды и фактора развития субъектов системы: студентов и преподавателей высшего учебного заведения;

3) самовоспроизводства, потому что в процессе разработки, реализации, использовании

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

471

эффективной технологии формирования профессиональной компетентности создаются условия для дальнейшего развития системы.

Структура системы формирования профессиональных умений будущих педагогов может быть представлена следующим образом:

1. Цели и задачи формирования профессиональных умений будущих педагогов.

2. Содержание профильной профессиональной подготовки будущих педагогов.

3. Профессиональная деятельность преподавателей, учитывающая профиль подготовки будущего специалиста.

4. Профильная направленность учебно-познавательной деятельности студентов.

5. Средства обучения, способствующие про-филизации профессиональной подготовки будущего специалиста.

6. Технология профильного обучения.

7. Контроль и оценка результатов формирования профессиональных умений будущих педагогов, в условиях профилизации образовательной среды педагогического вуза.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань:

Центр инновационных технологий, 2000.

2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высш. шк., 1974.

3. Афанасьева Т.П., НемоваН.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление: Методическое пособие. Кн. 1. Система профильного обучения старшеклассников. - М.: АПК и ПРО, 2004.

4. Бармин Н.Ю., Глуздов В.А., Загрекова Л.В. Регионализация образовательной системы // Педагогика. - 1999. - .№2. - С. 15.

5. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1987. - №2. - С. 29.

6. Бляхеров И., Руднев С., Соколов Э., Фролов Н. Многоступенчатое профессиональное образование: профильный подход // Высшее образование в России. - 2003. - №4. - С. 27-37.

7. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. - М.: «5 за знания», 2006. -256 с. («Методическая библиотека»).

8. Лебедев О. Т., ДаркевичГ.Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. - 211 с.

УДК 593.1

В.В. Сохранов ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

В статье излагаются концептуальные основы и выводы, полученные в результате научнопедагогического исследования проблемы эффективного педагогического сопровождения будущих инженеров по предупреждению чрезвычайных ситуаций в непрофильном вузе.

Ключевые слова: опыт, профессиональное саморегулирование, педагогическое сопровождение, формирование.

Йинамичность развития основных систем жизнедеятельности личности влияет на качество ее деятельности. Это едпосылки к развитию специальных служб, деятельность которых способствует всесторонней защищенности человека. Как известно, качество работы любой службы основано на профессионализме и компетентности ее исполнителей. В свою очередь, это взаимосвязано с качеством профессиональной подготовки будущих

инженеров по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Процесс профессиональной подготовки, с точки зрения Е.А. Климова, формирует готовность специалиста к учету совокупности объективных и субъективных характеристик их профессиональной деятельности. К их числу, в частности, относится готовность специалиста проявить в профессиональной ситуации опыт профессионального саморегулирования.

472

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© В.В. Сохранов, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.