Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам (на примере направления подготовки «Землеустройство и кадастры»)'

Модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам (на примере направления подготовки «Землеустройство и кадастры») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ1 / ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ2 / КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР3 / ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ4 / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ5 / GEOMETRICAL AND GRAPHIC DISCIPLINES 1 / GEOMETRICAL MODELING 2 / CADASTRE ENGINEER 3 / GEOMETRICAL INFORMATION 4 / PROFESSIONAL READINESS 5

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк Л. Е.

В статье представлен краткий обзор спроектированного и реализованного педагогического процесса формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки ``Землеустройство и кадастры''. Педагогический процесс, представленный моделью формирования, имел практическое применение в обучении студентов факультета ``Управление территориями'' в Пензенском университете архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of forming of professional preparedness students of technical universities by in process learning of the geometrical and graphic disciplines (e.g. ``Land management and cadastre'' direction learning)

The given article presents a short abstract of pedagogical process' features forming the professional preparedness for students of "Land management and cadastre" learning direction. The above process has been designed and realized. This pedagogical process, as presented in a given model, was practically applied in teaching of students of the Territorial management faculty in Penza State University of Architecture and Construction.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам (на примере направления подготовки «Землеустройство и кадастры»)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ №26 2011

nrnv

ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA IMENI V.G. BELINSKOGO PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES №26 2011

УДК: 37.011.33

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ “ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ”)

© Л.Е. ГАВРИЛЮК Пензенский Государственный Университет Архитектуры и Строительства, кафедра “Начертательная геометрия и графика” e-mail: [email protected]

Гаврилюк Л.Е. — Модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам (на примере направления подготовки “Землеустройство и кадастры”) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.

2011. № 26. С. 439—445. — В статье представлен краткий обзор спроектированного и реализованного педагогического процесса формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “Землеустройство и кадастры”. Педагогический процесс, представленный моделью формирования, имел практическое применение в обучении студентов факультета “Управление территориями” в Пензенском университете архитектуры и строительства.

Ключевые слова: геометро-графические дисциплины1, геометрическое моделирование2, кадастровый инженерЗ, геометрическая информация4, профессиональная готовность5, профессиограммаб

Gavrilyuk L. E. — The model of forming of professional preparedness students of technical universities by in process learning of the geometrical and graphic disciplines (e.g. “Land management and cadastre” direction learning) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011.

№ 26. P. 439—445. — The given article presents a short abstract of pedagogical process’ features forming the professional preparedness for students of "Land management and cadastre"learning direction. The above process has been designed and realized. This pedagogical process, as presented in a given model, was practically applied in teaching of students of the Territorial management faculty in Penza State University of Architecture and Construction.

Keywords: geometrical and graphic disciplines 1, geometrical modeling 2, cadastre engineer 3, geometrical information 4, professional readiness 5, professional diagram 6

Возникновение частной собственности на землю и принятие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г., Федерального закона “О землеустройстве”, а также целого ряда подзаконных нормативных актов, вывело землеустройство на новый качественный уровень. Это обусловило новое требование к уровню квалификации специалистов в области землеустройства и кадастров. Теперь в должности кадастрового инженера и инженера землеустроителя эффективно может работать только специалист, который имеет соответствующую указанному профилю квалификацию[2].

Подготовка таких специалистов в нашей стране ранее не велась по причине отсутствия частной собственности на землю и соответственно потребности в специалистах такого профиля. В результате на рынке труда возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах в области землеустройства и кадастров, а перед вузами страны возникла задача в ближайшее время насытить рынок труда квалифицированными специалистами в указанной области. Чтобы выполнить эту задачу, высшие учебные заведения ввели преподавание по востребованному направлению: землеустройство и кадастры, тем самым отреагировав на социальный заказ.

Безусловно, что подготовка высококвалифицированных специалистов должна опираться на соответствующее научно-методическое обеспечение, которое в настоящее время разработано еще не в должной мере. В результате возникло противоречие между острой необходимостью в кадрах высокой квалификации в области землеустройства и кадастров, с одной стороны, и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки таких специалистов, с другой стороны.

Профессиональная подготовка осуществляется средствами дисциплин входящих в профессиональный цикл, определенным федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования [1]. В профессиональный учебный цикл входит комплекс геометро-графические дисциплины. Данный комплекс включает в себя начертательную геометрию, инженерную и компьютерную графику. Эти дисциплины формируют у будущих специалистов направления подготовки “Землеустройство и кадастры” общекультурные и профессиональные компетенции, связанные с геометрическим моделированием.

Известно, что освоение процесса геометрического моделирования процедура необходимая в профессиональной подготовке направления “Землеустройство и кадастры”. Ее основной задачей является формирование навыков в создании плоских изображений трехмерных объектов, которые бы сохраняли всю их геометрическую информацию (размеры, форму и относительное положение в пространстве). Традиционно к таким моделям относятся различные изображения на бумажных и электронных носителях: чертежи, рисунки, карты, фотографии и т. п. Одной из важных составляющих профессиограммы специалистов направления “Землеустройство и кадастры” является работа с геометрической информацией рельефа местности и архитектурных сооружений. Эта информация должна быть закодирована в технических изображениях, которыми являются чертежи и карты. Сохранность геометрической информации исходных объектов обеспечивается соответствующими законами, изучение которых предусматривает комплекс геометро-графических дисциплин. Изображения, выполненные в соответствии с этими законами, сохраняют всю геометрическую информацию исходного объекта и будут отнесены к геометрическим моделям.

Умение создавать геометрические модели обуславливается достаточно большим диапазоном профессиональных компетенций направления “Землеустройство и кадастры”. Владение этими компетенциями формирует профессиональную готовность студентов указанного направления.

Следует заметить, что разрешение выявленного противоречия связано с решением ряда задач. Их решение осложняется проблемами, возникающим в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам, которые, по сути, являются математическими. Проблемы состоят в том, что существует устойчивая тенденция в сокращении учебного времени, которое влечет сокращение содержания учебных курсов. Анализ содержания этих курсов показал, что все их дидактические единицы имеют высокую степень связности друг с другом, как у любой математической дисциплины, образуя единую систему. Удаление хотя бы одной из дидактических единиц ведет к разрушению все системы учебного курса. В результате обучение этому курсу может не дать должного качества или не состояться вообще.

Преодолеть сложившуюся тенденцию в настоящее время не представляется возможным, хотя требование социального заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов не отменяется. Попыт-

ки решения возникшей проблемы постоянно осуществляются. Предлагаются различные варианты решения проблемы. Об этом свидетельствуют диссертационные исследования В. А. Рукавишникова, М. В. Лагуновой, Н. Д. Жилиной, Э. Г. Юматовой, Г. А. Иващенко, А. В. Кострюкова, Е. И. Шангина. Однако, в этих работах вопросы формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “Землеустройство и кадастры” не рассматриваются.

В настоящей публикации предлагается модель формирования профессиональной готовности студентов. В предложенной модели спроектирован процесс формирования профессиональной готовности студентов технических вузов при обучении геометро-графическим дисциплинам на примере направления подготовки “ Землеустройство и кадастры”. Ее структуру образуют следующие блоки: целевой, процессуальносодержательный, результативно-оценочный. Схема этой модели дана на рис. 1, 2, 3.

В целевом блоке сформулированы цели и задачи процесса формирования профессиональной готовности студентов, обусловленные социальным заказом и требованиями ГОС к уровню подготовки специалистов землеустройства и кадастров.

Для достижения поставленной цели в подготовке специалистов высокой квалификации в области землеустройства и кадастров средствами геометро-графических дисциплин необходимо решить следующие задачи, заключающиеся в формировании следующих составляющих:

• устойчивой внутренней мотивации к учебно-познавательной деятельности и к выбранной профессии;

• системы необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций;

• ценностного отношения к геометро-графическим знаниям и выбранной профессиональной деятельности.

Выделенные задачи определили педагогические подходы к системе профессиональной подготовке указанных специалистов, которые представлены в содержательно-процессуальном блоке (рис. 2).

Социальный заказ общества на подготовку специалистов в области землеустройства и кадастров

Требования ГОС к уровню подготовки инженеров кадастровых специальностей

Цель: формирование профессиональной готовности студентов кадастровых специальностей средствами геометро-графических дисциплин

Задачи

Формирование Формирование системы Формирование

устойчиво и мотивации профессиональных ценностного подхода к

к профессиональной знаний,умений, профессии инженера

деятельности навыков кадастровых

специальностей

Рис. 1. Целевой блок модели процесса формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “Землеустройство и кадастры”

В этом блоке также выделены этапы формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “землеустройство и кадастры” при обучении комплексу геометро-графических дисциплин. Были определены три этапа: пропедевтический, формирующий и результативный.

На пропедевтическом этапе подготовка к профессиональной деятельности осуществляется еще в школе. Необходимость работы со школьниками обусловлена выше упомянутой проблемой, которая состоит в сокращении учебного времени, отведенного на изучение комплекса геометро-графических дисциплин и высокой степенью связности логической структуры этих курсов. Одним из условий решения этой проблемы является формирование соответствующего уровня базовых знаний, которые школьники получают при обучении геометрии и черчению. Но ситуация в настоящее время сложилась так, что геометрия в школе изучает в аналитическом аспекте, а для изучения начертательной геометрии необходим синтетический подход. Черчение же, как учебный предмет, исключено из школьного курса.

Для того чтобы сформировать необходимый уровень базовых знаний на базе ПГУАС были созданы профильные классы в специализированных школах и велись специальные курсы в рамках довузовской подготовки.

Программы пропедевтической подготовки составлялись с учетом указанных обстоятельств и выбранных подходов. В них решались следующие задачи:

• Формировалась мотивация к приобретению профессии по направлению “Землеустройство и кадастры” благодаря раскрытию социальной значимости этого направления. Кадастровый инженер - это одновременно и юрист, и землеустроитель, и бухгалтер в одном лице. Это обстоятельство предоставляет широкие возможности трудоустройства.

• Давался необходимый уровень базовых знаний в области геометрии и черчения. Он включал в себя разделы, связанные с основными понятиями из области проективной и аффинной геометрий и основными стандартами по оформлению технических изображений. Эти знания позволяли создать систему базовых знаний, опираясь на которые студенты могли затем успешно осваивать весь комплекс геометро-графических дисциплин.

• Значение технических изображений в структуре профессионального комплекса по направлению землеустройство и кадастры показывалось через призму значимости технических изображений в указанных профессиях.

Благодаря пропедевтическому этапу формировалась система знаний, которая служила базой, позволяющей успешно пройти второй этап формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “Землеустройство и кадастры” при обучении комплексу геометро-графических дисциплин.

Второй этап формировал профессиональную готовность студентов направления подготовки “Землеустройство и кадастры” по трем выделенным педагогическим подходам.

Мотивационный подход предполагает в содержательно-процесуальном блоке гармоничное сочетание двух аспектов - формирование мотивов к учебно-познавательной деятельности и к выбранной профессии. Поддержанию и сохранению мотивации у студентов к учебной деятельности способствовала благоприятная комфортная атмосфера на лекционных, практических занятиях и общение во внеучебное время (консультации, руководство научно-исследовательской, кружковой деятельностью). В практическом плане мотивационный подход реализовывался выполнением комплекта практических задач и контрольных работ. Составляя данный комплект, мы ориентировались, прежде всего, на формирование профессиональных навыков студентов, а также на соблюдение педагогических принципов. Успешное выполнение студентами комплекта практических и контрольных работ являлось стимулом к овладению знаниями, умениями и их практическому применению.

ь

к

і)

1

0

я

л

1 X

Он

к

г

а

о

-&

3

Н

Г)

Подходы к профессиональной подготовке инженеров кадастровых специальностей

1 1

Мотив ац ионны й Когнитивный Аксиологический

І

Мотивация к приобретению специальности по направлению землеустройство и кадастры Необходимый уровень базовых геометрических знаний Значение геометрических знаний в структуре общеобразовательных знаний.

Формы обучения: факультативы и кружковая работа Средства обучения: компьютерные программы, наглядные пособия.

а

о

©

I

в

Рч

Мотивация к приобретению знаний геом-графич. комплекса, необходимых в профессиональной деятельности Изучение законов построения технических изображений, освоение приемов работы с ними Значение геометрографических знаний в общей структуре профессиональных знаний.

Формы обучения: Лекции, лабораторные и практические занятия. Методы Адекватная технология обучения комплексу геометрографических дисциплин

Устойчивая мотивация к использованию геометро-графических знаний в профессиональной деятельности Умение (готовность) использовать знания в профессиональной деятельности Умение адекватно оценить значение геометро-графических знаний в системе профессиональных знаний

Формы обучения Геодезическая, проектная и производственная практики Методы обучения: Индивидуальные консультации

Рис. 2. Процессуально-содержательный блок модели процесса формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “землеустройство и кадастры”

Когнитивный подход определяет оптимальное сочетание необходимых средств, форм, структуры учебной информации, методов обучения, что составляет технологию обучения, которая была бы адекватна сложившейся на данный момент педагогической ситуации [3]. Это позволило нам эффективно решить поставленные задачи на формирующем этапе.

При реализации когнитивного подхода, помимо приобретенных теоретических знаний, умений и навыков в процессе обучения, предполагаются мероприятия по организации самостоятельной работы студентов, что в настоящее время очень актуально, так как освоение учебного минимума, заложенным государственным образовательным стандартом, отводит на самостоятельную работу 50% процентов учебного времени. На лекциях и практических занятиях специально отводилось время на разработку планов и приемов самостоятельного освоения некоторых дидактических единиц учебных курсов.

Аксиологический подход имеет два аспекта - субьект-субъектное обучение и ценостно-смысловое отношение к знаниям. Субъект-субъектное обучение проявляется в признании высшей ценностью личность обучаемого, развитие его профессионально важных качеств. Ценностно-смысловое отношение к знаниям формировался путем осознания студентами места знаний, полученных в процессе изучения цикла

геометро-графических дисциплин, в общей системе профессиональных знаний обучения в вузе, выраженных в межпредметных связях.

На результативном этапе работа по формированию профессиональной готовности процессуально отражалась в оказании консультативной помощи в графическом оформлении результатов геодезической, проектной и научно- исследовательской деятельности будущих выпускников направления подготовки “ Землеустройства и кадастра”.

В результативно - оценочном блоке модели (Рис.3) выделены критерии и определены уровни сфор-мированности профессиональной готовности студентов.

&

о

£

Мотивационный

I

Ж

к

м

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

й

ж

я

к

ч:

О-,

О

ж

я

м

сп

Я

К

Устойчивая внутренняя мотивация к использованию геометрографический знаний в профессиональной сфере деятельности

Когнитивный

г

Умение (готовность) использовать знания в стандартных и нестандартных условиях

профессиональной

деятельности

Устойчивая внешняя мотивация к использованию геметро-

графических знаний в профессиональной деятельности

Знание законов построения технических изображений, и приемов работы с ними в стандартных условиях

профессиональной

деятельности

Ак СI ю лог ич е С К ИЙ

г

Осознание ценности выбранной профессии , роли и места геометрографических знаний в общей системе профессиональных знаний

Имеет

представление о значении геометрографических знаний в общей системе профессиональных знаний

Отсутствие Слабое знание Имеет слабое

устойчивой законов построения представление о

мотивации к технических значении геометро-

использованию изображений и графических знаний

геометро- приемов работы с в общей системе

графических знаний ними по аналогии профессиональных

в профессиональной знаний

деятельности

Рис. 3. Результативно - оценочный блок модели процесса формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “землеустройство и кадастры”

Для выявления уровней сформированности (высокий, средний, низкий) профессиональной готовности применялся диагностический инструментарий: тесты на выявление профессионально важных качеств и мотивации[4], наблюдение, беседа, анкетирование, контроль знаний.

Эффективная реализация представленной модели формирования профессиональной готовности происходила в следующих педагогических условиях:

• Формирование у будущих инженеров кадастровых и землеустроительных специальностей устойчивой мотивационно-ценостной профессиональной деятельности

• Создание профессиональной направленности содержания комплекса геометро-графических дисциплин.

• Развитие творческой активности студентов благодаря включению их в научно - исследовательскую деятельность.

• Развитие навыков самостоятельного обучения в процессе освоения комплекса геометро-графических дисциплин.

• Совокупность педагогических влияний, которые ориентированы на развитие профессиональных компетенций с учетом индивидуальных личностных качеств студентов.

• Использование инновационных обучающих технологий при освоении комплекса геометро-графических дисциплин.

Представленная модель процесса формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки “Землеустройство и кадастры” реализована в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) в течение семи лет. В общей сложности были задействованы 254 студента факультета управления территориями. Успеваемость студентов в экспериментальных группах значительно повысилась. Студенты по результатам итоговой аттестации имели в основном оценку “ отлично” и “хорошо”. 94% студента, которые окончили ПГУАС, были трудоустроены и зарекомендовали себя как квалифицированные специалисты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки “Землеустройство и кадастры”.

2. Федеральный закон от 24.07.2009 г. №221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”. Опубликовано в “Российской газете” 1З марта 2009.

3. Моделирование оптимальной обучающей технологии / Под ред. В. Б. Моисеева, Л. А. Найниш. Пенза: ПГТА, 2010. 84с.

4. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / Под ред. О. Н. Истратовой, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 375 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.