Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБЩЕСТВО РИСКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Нина Алексеевна, Фокина Анна Борисовна

В современном обществе наблюдаются стремительное производство и распространение рисков, что угрожает сохранению и использованию профессионального потенциала молодежи. В силу сказанного предложенная в статье модель формирования профессионального потенциала студенческой молодежи предполагает в процессе применения постоянное обновление ее элементов. Обозначенное достижимо в условиях современного образовательного пространства вуза и направлено не только на предотвращение рисков, но и на преодоление одномерности образовательного процесса, ориентируясь на многофакторность развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMING THE STUDENT YOUTH’ PROFESSIONAL POTENTIAL

There is a rapid production and spread of risks in today's society, which threatens the preservation and use of youth’ professional potential. In view of the above, the model of forming the student youth’ professional potential, proposed in the article, assumes constant updating of its elements in the process of application. This is achievable in the conditions of the modern educational space of the high school and is aimed not only at preventing risks, but also in overcoming the one-dimensionality of the educational process, focusing on the multifactor development of the individual.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

11. Шафранов-Куцев Г. Ф., Толстогузов С. Н. Профориентационные практики вуза: моногр. - М.: Логос, 2014. - 196 с.

12. Щетинин В. Человеческий и вещественный капитал: общность и различие // МЭиМО. -2003. - № 8. - С. 55._

Сведения об авторе Мельник Владимир Владимирович,

д. филос. н., профессор кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89220769615, e-mail: v_v_melnik@mail.ru

Information about the author Melnik V. V., Doctor of Philosophy, Professor at the Department of General and Economic Sociology, Tyumen State University, phone: 89220769615, e-mail: v_v_melnik@mail.ru

УДК 316.614

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

MODEL OF FORMING THE STUDENT YOUTH' PROFESSIONAL POTENTIAL

Н. А. Ткачева, А. Б. Фокина

N. A. Tkacheva, A. B. Fokina

Ключевые слова: Key words:

студенческая молодежь; профессиональный student youth; professional potential; risk society; потенциал; общество риска; образователь- educational space ное пространство

Для существующей действительности характерны существование и постоянное воспроизводство рисков, связанных с профессиональным развитием будущих специалистов. Современное общество, характеризуемое У. Беком, Г. Бехманном, В. И. Чупровым, Ю. А. Зубок [1, 2, 10] как общество риска, постоянно меняется, в связи с чем могут оказаться невостребованными профессиональные знания, умения, навыки, формируемые на текущем этапе образовательной деятельности студентов. Выход из сложившейся ситуации видится в непрерывном развитии профессионального потенциала студенческой молодежи.

Молодежь характеризуется В. Т. Лисовским [7] как поколение молодых людей, проходящих этап вторичной социализации и усваивающих некоторые образовательно-профессиональные, адаптивные, социальные, и трудовые функции. Как этап жизненного цикла молодость биологически универсальна. Возрастная граница молодежи, привязанный к ней статус в обществе, социально-психологическая уникальность детерменированы историческими условиями и доминирующими в обществе институтами, государством, нормами, определяются типом иерархической социализации и политическим режимом.

По мнению Е. А. Бинеевой, Т. Д. Косинцевой, А. А. Колтуновой [3, 5, 6] передовую часть молодежного сообщества составляет студенческая молодежь, как наиболее образованная и в интеллектуальном отношении более мобильная. Среди отличительных особенностей молодых людей выделяются уверенность в себе, мобильность, целеустремленность, стремление к переменам, жажда чего-то нового.

Следует отметить, что формирование профессионального потенциала именно сту-

денческои молодежи связано также с присущим ей индивидуализмом как стремлением развить свою личность в морально-нравственном, интеллектуальном отношении и профессиональном становлении. Индивидуальная система, наполненная ценностями, в сознании молодых людей определяет важность личности в зависимости от степени реализации ее устремлений [9].

Известно, что молодежи, как социальной категории, а в особенности студенческой, присущи такие сущностные характеристики, как гибкость и способность воспроизводить социальную структуру общественных взаимодействий нынешних и предшествующих поколений и изменять ее посредством реализации потенциальных сил.

Вместе с тем как субъект общественных преобразований современная российская молодежь, по мнению исследователей, не проявляет интереса к тому, что выходит за пределы личной жизни, не видит смысла в социальной активности и развитии профессионального потенциала. Это приводит к узости социально-инновационной деятельности и деловой активности работающей молодежи в сфере производства [4].

В то же время сегодня отмечаются тенденции к росту активности реализации профессионального потенциала молодежи, проявляющиеся в развитии молодежных объединений, в участии в социальных проектах и инициативах, в различных формах самоуправления. Молодые люди предпринимают попытки объединения и отстаивания права на существование своих взглядов, способов поведения. Возросшая социально-политическая активность молодежи может рассматриваться и как ответ на отсутствие реальных социальных лифтов. Однако именно социальная активность позволяет представлять молодежь в качестве социального, политического и экономического ресурса модернизации отечества.

При грамотном формировании профессионального потенциала студенческой молодежи она способна не только адаптироваться к изменяющимся окружающим явлениям, но и совершенствовать, позитивно преобразовывать социальную реальность в соответствии с современными условиями, тем самым запуская и реализуя механизмы своей профессиональной активности.

Особенности формирования профессионального потенциала студенческой молодежи нашли отражение в модели (рисунок).

Рисунок. Модель формирования профессионального потенциала студенческой молодежи

Модель разработана на основе концепции единичного действия Т. Парсонса, где основные контуры схемы были предложены Дж. Тернером.

Первый элемент запуска активности в формировании профессионального потенциала — это сами молодые люди, обладающие определенными потребностями, способностями, взглядами и ценностями. Действие побуждается потребностью молодежи, то есть внутренним импульсом активности, его энергетическим источником.

Второй структурный элемент — это цель, представляющая ожидаемый результат активной образовательной деятельности, когда потребности находят удовлетворение, способности — применение, а ценностные противоречия и несоответствия снимаются.

Согласно полученной модели, третий и четвертый элементы запуска активности в формировании профессионального потенциала отражают условия социальной реальности, в которых молодые люди стремятся к достижению цели: неконтролируемые (неподвластные молодежи) и контролируемые.

Неконтролируемые условия представляют собой внешние, независимые от молодых людей обстоятельства (в определенный момент социальной реальности):

• материально-технические, природные, вещественные и другие (в том числе интеллектуальные способности молодых людей, их генетические особенности, природно-климатические условия, финансово-материальные возможности). Следует заметить, что условия изначально имманентно содержат в себе определенный более или менее ограниченный набор различных вариантов, средств, способов достижения цели;

• принятые в социальном окружении правила, нормы, культурные традиции, определяющие, каким образом следует удовлетворять потребность, какие средства следует применить для достижения цели.

Контролируемые элементы непосредственно обусловлены пристрастиями, желаниями, жизненными притязаниями молодых людей, отражают их способности и потребности. Данные элементы представляют собой самостоятельно отобранные молодежью методы, средства, тактику действий для достижения цели.

В то же время в современном российском обществе сформировались завышенные ожидания в реализации своего потенциала выпускников школ и студенческой молодежи, стремящихся с помощью высшего образования занять более высокую по сравнению с их родителями социальную позицию. В значительной степени это обусловлено и возросшей стратифицированностью образовательного пространства, когда различные сегменты образования приносят разную отдачу от вкладываемых инвестиций. Скрытое неравенство образования усиливает риски формирования и использования профессионального потенциала молодежи [8].

В заключение отметим, что внешние условия являются предпосылкой, возможностями и угрозами для формирования профессионального потенциала студенческой молодежи, в то время как культурные символы, нормы и традиции — некий «банк идей» о способах и целях, направлениях активной деятельности по формированию профессионального потенциала. Вместе с тем нельзя не признать, что риски в формировании и использовании профессионального потенциала студенческой молодежи снижают эффективность образования как вида инвестиций в будущее, поскольку они нередко лишают будущего специалиста возможности осуществлять трудовую деятельность в рамках полученной специальности, а также не гарантируют достойной оплаты труда и престижной социальной позиции. Это приводит не только к необходимости непрерывного образования (второго высшего, повышения квалификации), но и провоцирует стремление к формальному получению диплома как некоего гаранта трудоустройства.

В свете сказанного в современном образовании целесообразно учитывать предлагаемую модель при формировании профессионального выбора и активности в формировании профессионального потенциала студенческой молодежи. Именно в условиях образовательного пространства высшей школы, которое призвано, с одной стороны, отли-

чаться мобильной способностью приспособления к мировым тенденциям, с другой — адаптироваться к социально-экономическим потребностям региона, обеспечивается развитие профессионального потенциала молодых.

Библиографический список_

1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -

384 с.

2. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. - М.: Логос, 2010. - 247 с.

3. Бинеева Е. А. Творческая составляющая досуга студенческой молодежи как среда формирования креативного класса // Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. «Молодежное самодеятельное творчество: проблемы, пути, перспективы» (21 апреля 2011 г.). - Тюмень, 2011. -С. 101-104.

4. Колтунова Ю. И. Трудности, возникающие перед выпускниками вузов, на разных этапах трудоустройства // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ: Материалы ежегодной междунар. науч.-практ. конф. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - С. 122-125.

5. Косинцева Т. Д. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. - 176 с.

6. Косинцева Т. Д., Колтунова А. А. Жизненный мир российской студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2017. - № 2. - С. 76-82.

7. Лисовский В. Т. Что значит быть современным. - М.: Наука, 1980. - 210 с.

8. Ткачева Н. А., Бессонова А. С. Коммуникативная компетентность у участников образовательного процесса как фактор развития образовательной системы // Демократия и гражданские инициативы в глобальном мире. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - С. 172-173.

9. Хайруллина Н. Г., Юмачикова Ю. Р. Региональный университет в условиях модернизации образования. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 52 с.

10. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. - М., 2001. - 576 с.

Сведения об авторах Ткачева Нина Алексеевна, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)683446

Фокина Анна Борисовна, соискатель кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)683446, e-mail: fokinaab@tyuiu.ru

Information about the authors Tkacheva N. A., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)683446

Fokina A. B., Postgraduate at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)683446, e-mail: fokinaab@tyuiu.ru

бб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.