Научная статья на тему 'Модель формирования профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования московской школы'

Модель формирования профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования московской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / кадетский класс / модель / московская школа / педагогические условия / принципы / профессионально-важные качества / additional education / cadet class / model / Moscow school / pedagogical conditions / principles / professionally important qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Дмитрий Викторович

Цель исследования – теоретическое обоснование и эмпирическая проверка эффективности процесса формирования профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования в рамках проекта «Кадетский класс в московской школе». Задача исследования обусловила необходимость разработать модель формирования профессионально-важных качеств кадет в дополнительном образовании московской школы, определить показатели и уровни, оценивающие эффективность их сформированности. В исследовании применялись деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический методологические подходы, объединенные общеметодологическим принципом системности. Разработана модель формирования профессионально-важных качеств кадет, что позволяет проводить теоретические и прикладные исследования. Определены педагогические условия формирования профессионально-важных качеств кадет, способствующие повышению эффективности системы дополнительного образования московской школы. Ожидаемыми социальными последствиями практического использования результатов исследования станет высокая готовность кадет к обучению в военных вузах. Оригинальность исследования остается актуальной и ценной не только вследствие небольшого срока проекта, приведшего к тому, что такой феномен, как формирование профессионально-важных качеств кадет проекта «Кадетский класс в московской школе», не нашел должного рассмотрения в психолого-педагогических исследованиях, но и в том, что вышеозначенный процесс отличается сложностью, имеет разную динамику становления, особенности ее проявления у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for formation of professionally important qualities among cadets in the system of additional education of Moscow school

The purpose of the study is theoretical substantiation and empirical verification of the effectiveness of the process of formation of professionally important qualities among cadets in the system of additional education within the framework of the project “Cadet class in Moscow school”. The task of the study necessitated the development of a model for the formation of professionally important qualities of cadets in the additional education of the Moscow school, to determine the indicators and levels that evaluate the effectiveness of their formation. The study used activity-based, personality-oriented, culturological methodological approaches, united by the general methodological principle of consistency. A model for the formation of professionally important qualities of cadets has been developed, which allows for theoretical and applied research. The pedagogical conditions for the formation of professionally important qualities of cadets that contribute to improving the effectiveness of the system of additional education of the Moscow school are determined. The expected social consequences of the practical use of the research results will be the high readiness of cadets to study at military universities. The originality of the research remains relevant and valuable not only due to the short duration of the project, which led to the fact that such a phenomenon as the formation of professionally important qualities of cadets of the project “Cadet class in Moscow school” has not found proper consideration in psychological and pedagogical research, but also in the fact that the above process is different complexity, has different dynamics of formation, features of its manifestation in students.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования московской школы»

ДЕТСКИЙ САА ШКОДА ВУЗ

УДК 37.018.2

DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-71-79

Поступила в редакцию / Received 06.09.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 16.10.2023 Принята к публикации / Accepted 17.11.2023

оригинальная статья

Модель формирования профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования московской школы

Мещеряков Дмитрий Викторович О

ГБОУ «Школа № 630 имени дважды Героя Советского Союза Г.П. Кравченко» 117105, Российская Федерация, г. Москва, Варшавское ш., 12

mechericov@mail.ru

Аннотация. Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическая проверка эффективности процесса формирования профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования в рамках проекта «Кадетский класс в московской школе». Задача исследования обусловила необходимость разработать модель формирования профессионально-важных качеств кадет в дополнительном образовании московской школы, определить показатели и уровни, оценивающие эффективность их сформированности. В исследовании применялись деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический методологические подходы, объединенные общеметодологическим принципом системности. Разработана модель формирования профессионально-важных качеств кадет, что позволяет проводить теоретические и прикладные исследования. Определены педагогические условия формирования профессионально-важных качеств кадет, способствующие повышению эффективности системы дополнительного образования московской школы. Ожидаемыми социальными последствиями практического использования результатов исследования станет высокая готовность кадет к обучению в военных вузах. Оригинальность исследования остается актуальной и ценной не только вследствие небольшого срока проекта, приведшего к тому, что такой феномен, как формирование профессионально-важных качеств кадет проекта «Кадетский класс в московской школе», не нашел должного рассмотрения в психолого-педагогических исследованиях, но и в том, что вышеозначенный процесс отличается сложностью, имеет разную динамику становления, особенности ее проявления у обучающихся.

Ключевые слова: дополнительное образование; кадетский класс; модель; московская школа; педагогические условия; принципы; профессионально-важные качества

Для цитирования: Мещеряков Д.В. Модель формирования профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования московской школы // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 4. С. 71-79. DOI 10.203Ш/Ш0-231Х-2023-22-4-71-79

© Мещеряков Д.В., 2023

original article

Model for formation of professionally important qualities among cadets in the system of additional education of Moscow school

Dmitry V. Meshcherjacov School no. 630 named after double hero of the Soviet Union G.P. Kravchenko 12 Varshavskoe Rd., Moscow 117105, Russian Federation

mechericov@mail. ru

Abstract. The purpose of the study is theoretical substantiation and empirical verification of the effectiveness of the process of formation of professionally important qualities among cadets in the system of additional education within the framework of the project "Cadet class in Moscow school". The task of the study necessitated the development of a model for the formation of professionally important qualities of cadets in the additional education of the Moscow school, to determine the indicators and levels that evaluate the effectiveness of their formation. The study used activity-based, personality-oriented, culturological methodological approaches, united by the general methodological principle of consistency. A model for the formation of professionally important qualities of cadets has been developed, which allows for theoretical and applied research. The pedagogical conditions for the formation of professionally important qualities of cadets that contribute to improving the effectiveness of the system of additional education of the Moscow school are determined. The expected social consequences of the practical use of the research results will be the high readiness of cadets to study at military universities. The originality of the research remains relevant and valuable not only due to the short duration of the project, which led to the fact that such a phenomenon as the formation of professionally important qualities of cadets of the project "Cadet class in Moscow school" has not found proper consideration in psychological and pedagogical research, but also in the fact that the above process is different complexity, has different dynamics of formation, features of its manifestation in students.

Keywords: additional education; cadet class; model; Moscow school; pedagogical conditions; principles; professionally important qualities

For citation: Meshcherjacov D.V. Model for formation of professionally important qualities among cadets in the system of additional education of Moscow school. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 4, pp. 71-79. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-71-79

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день готовность молодых людей к освоению военных специальностей находится в прямой зависимости от их общеобразовательной подготовки, уровня сформированности профессионально-важных качеств, необходимых для будущей военно-профессиональной деятельности. В связи с этим проблема повышения эффективности формирования профессионально-важных качеств у кадет как потенциальных курсантов вузов силовых структур, а в дальнейшем офицеров является особенно актуальной.

Анализ уровня сформированности профессионально-важных качеств кадет показы-

вает недостаточную разработанность теоретических, организационно-педагогических и методических вопросов, связанных с проблемой профессионального самоопределения личности в образовательном процессе школы. На современном этапе все еще нет должной системности и целенаправленности в практической работе по ориентации кадет на военно-профессиональную деятельность; недостаточно конкретной является работа офицеров-воспитателей по формированию у обучающихся профессионально-важных качеств, определению степени военно-профессиональной пригодности. Не нашли должного освещения педагогические условия эффективного формирования профессиональных качеств кадет,

позволяющие выявить механизмы более точного профессионального самоопределения выпускников системы среднего образования [1; 2].

Не вызывает сомнения, что задачи подготовки будущих офицеров были бы значительно облегчены, если бы в военные вузы поступали абитуриенты, имеющие уже выраженные склонности к этому виду деятельности, а сформированные профессионально-важные качества в школе позволяли им успешно осваивать программу подготовки в военных вузах и плодотворно служить все последующие годы обучения [3; 4].

Проведенный нами анализ показывает, что имеют место тенденции, когда через несколько месяцев после поступления курсанты разочаровываются в избранной специальности и подают рапорта об отчислении. Следовательно, необходимым условием преодоления вышеозначенных проблемных ситуаций является формирование профессионально-важных качеств кадет как потенциальных абитуриентов военных вузов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Пути решения вышеозначенной проблемы разработаны в системе дополнительного образования общеобразовательной школы -проект «Кадетский класс в московской школе». Цель проекта - подготовка кадет к государственной службе, в частности, военной службе, формирование у обучающихся необходимых предпрофессиональных умений для дальнейшей учебы и жизни.1

В рамках кадетского образования г. Москва функционируют кадетские корпуса и кадетские классы в общеобразовательных организациях. Основываясь на общих задачах системы дополнительного образования, нами выделена специфика реализации проек-

1 Об утверждении Стандарта городского проекта «Кадетский класс в московской школе» в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, и Стандарта кадетского корпуса: приказ Департамента образования и науки города Москвы от 22 апреля 2022 г. № 324. Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс»; Официальный сайт «Кадетский класс в московской школе». URL: https://profil.mos.ru/kadet/o-proekte/ noimativnaya-baza.html (дата обращения: 08.07.2023).

та «Кадетский класс в московской школе» к которой можно отнести:

- интеграцию элементов воинской (кадетской) дисциплины и общих правил поведения в школе;

- создание образовательной среды, формирующей у обучающихся высокую мотивацию к развитию знаний, умений и навыков, необходимых будущему военному специалисту, а также таких черт характера, как самостоятельность, инициативность, готовность к высокопрофессиональному служению Родине;

- реализацию культурологической направленности в рамках общеобразовательных программ, ориентированных на формирование профессионально-важных качеств кадет;

- интегративно-дифференцированное педагогическое сопровождение кадет, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им поддержки и помощи.

Разработка общей концепции формирования профессионально-важных качеств кадет, основанной на системном, личностно-ориентированном, деятельностном и культурологическом подходах позволит выявить и разрешить большую часть противоречий, которые отражаются в проблемах сегодняшней подготовки кадет и выстроить эффективную педагогическую модель.

Так, системный подход раскрывает образовательный процесс как целостность взаимосвязанных элементов, объединяющую все виды деятельности кадет; личностно-ориен-тированный подход позволяет учесть индивидуальные особенности обучающихся; дея-тельностный подход направлен на развитие способностей к военно-профессиональной деятельности во всех ее видах, определение стратегии формирования профессионально-важных качеств кадет; культурологический подход раскрывает социально-нравственные стороны формирования личности кадет и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Моделирование педагогического процесса, ориентированное на целенаправленное создание системы значимых качеств у кадет, позволяет представить процесс формирования профессионально-важных качеств в динамике его развертывания, с выделением

структурно-функциональных и операционально-результативных компонентов, описанием связей и отношений между ними.

Применительно к особенностям обучения и воспитания кадет в системе дополнительного образования модель формирования профессионально-важных качеств представляет собой описание образовательного процесса, абстрагированного от практики, но полноценно отражающее его основные свойства с глубокой проработкой целей, содержания, технологий реализации и полученных результатов.

При разработке модели формирования профессионально-важных качеств кадет учитывались следующие принципы:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей в обучении и воспитании кадет;

- сознательности, мотивированности и активности обучающихся;

- практической направленности в обучении кадет;

- систематичности, последовательности и многоуровневости в построении и организации образовательных задач;

- единства кадетского обучения и воспитания [5].

Структурно-функциональный блок разработанной модели включает:

- компоненты профессионально-важных качеств - социально-личностные, профессионально-специализированные, управленческие (командные);

- принципы формирования профессионально-важных качеств; технологический модуль (цель и задачи, дидактические средства);

- педагогические условия формирования профессионально-важных качеств кадет;

- теории и концепции, применяемые при формировании профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования.

Компонентами операционально-резул ь-тативного блока являются:

- диагностический комплекс (показатели учебной успешности; тесты, анкеты, опросники; рейтинговая система оценки кадет);

- таксоны - частные показатели оценки профессионально-важных качеств кадет;

- уровни сформированности профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования.

В модели формирования профессионально-важных качеств раскрывается процесс и результат обучения кадет в системе дополнительного образования, обеспечивающей высокую готовность и способность к будущей военно-профессиональной деятельности.

Образовательный процесс, реализуемый в модели формирования профессионально-важных качеств кадет, определяется интегрированной совокупностью форм, методов и средств как составляющих механизма его реализации [6].

Сочетание форм, методов, средств обучения, подготовки учебных материалов, разработки материалов для текущей и итоговой оценки, коррекции результатов обучения определяется формируемыми профессионально-важными качествами.

Модель формирования профессионально-важных качеств представлена на рис. 1.

Для реализации модели формирования профессионально-важных качеств кадет разработан технологический модуль, который характеризуется: оптимальным построением и реализацией системы дополнительного образования, гарантирующей достижение дидактических целей; делением процесса формирования профессионально-важных качеств кадет на этапы в тесной логической взаимосвязи; технологичностью выполнения, что является важным условием достижения результатов и др.

Целью модуля является формирование профессионально-важных качеств кадет. Задачами технологического модуля выступают:

- развитие мышления, творческих и личностных качеств кадет;

- удовлетворение потребностей кадет в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в соответствии с будущей военно-профессиональной деятельностью;

- формирование и развитие устойчивой мотивации кадет к будущей учебе в военном вузе и военно-профессиональной деятельности;

- теоретическое и методическое обеспечение учебного процесса на всех этапах формирования профессионально-важных качеств;

Цель - формирование профессионально-важных качеств кадет в системе ДПО московской школы

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАДЕТ

«

О «

А К л

х

0 s

«

к

1

о к

Он

Он H

и

Цель и задачи

Дидактические средства

Формы Учебно-плановые, внеучебные

Методы Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, Активные:

интерактивные, проектов, модульные, деловые игры, групповая дискуссия, анализ ситуаций, игровое моделирование, мозговой штурм, ролевые игры и

др.

Средства Материальные, идеальные

Принципы формирования профессионально-важных качеств кадет

Проблемности, направленности обучения, системности, доступности, наглядности, оперативности, диалектического единства, непрерывности образования, модульности, цикличности, антропоцентризма, гуманизации, субъект-субъектных отношений педагога и кадета, воспитание в коллективе и через коллектив, преемственности, историзма

Теории и концепции применяемые в формировании профессионально-важных качеств кадет

Педагогического проектирования и моделирования; контекстного обучения; проблемного обучения

Ассоциативно-рефлекторная; проблемно-деятельностная; программированного обучения; поэтапного формирования умственных действий и понятий

Индивидуализированный подход к формированию профессионально-важных качеств кадет

Самоактуализация личностного потенциала

Учет направленности кадет к определенному виду будущей военно-профессиональной деятельности

Учёт факторов, влияющих на систему ДПО московской школы

Профессиональная компетентность педагога ДПО

Дифференцированное педагогическое взаимодействие педагогов и кадет в системе ДПО

ш *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 £ а, н s

1 *

о- се

о в

-©- *

5 3

3 « ^ о

Д И А Г Н О С Т И Ч Е С К И И К О М П Л Е К С

«

0

4 ю

К PQ

5

Й 5

СП (D

Он

1

о к л

X о s =г

св

Он

CD

С

О

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАДЕТ

Показатель учебной успешности кадет

Тесты, анкеты, опросники, методики

Рейтинговая система оценки кадет

ТАКСОНЫ (ЧАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАДЕТ

Таксон А Воспроизведение

Таксон Б Осмысление

Таксон В Применение

Таксон Г Анализ

Таксон Д Интегрирование

Дать определение,

повторить,

фиксировать,

перечислить,

вспомнить,

назвать,

пересказать,

акцентировать.

Толковать,

обсудить,

описать,

переформулировать,

распознавать,

объяснить,

выразить,

опознавать,

обнаружить,

сообщить.

Интерпретировать,

применять,

употреблять,

использовать,

демонстрировать,

инсценировать,

применить на практике,

проиллюстрировать,

действовать,

разработать план.

Распознавать, экспериментировать, проверить, сопоставить, критиковать, избирать, обследовать, дискутировать, ставить вопрос, соотнести, классиф

Разработать, систематизировать, компоновать, собирать, составить, создавать, наладить, организовать, управлять, подготовить, моделироват

моделировать.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАДЕТ

Начальный

Базовый

Высокий

Профессиональный

Результат - сформированные профессионально-важные качества кадет

Рис. 1. Модель формирования профессионально-важных качеств кадет Fig. 1. Model for formation of professionally important qualities among cadets

- совершенствование информационно-образовательной среды системы дополнительного образования.

Технологический модуль отвечает следующим требованиям:

- реализует процессы обучения, воспитания и развития личности кадет в соответст-

вии с целями и задачами системы дополнительного образования, направленностью на активизацию познавательной деятельности обучающихся;

- учитывает личностные особенности кадет и особенности их группового взаимодействия;

- гармонизирует теоретическую и практическую составляющие системы дополнительного образования для наиболее эффективного формирования профессионально-важных качеств кадет;

- обеспечивает военно-профессиональную направленность процесса обучения и воспитания [7; 8].

Следовательно, технологический модуль нами рассматривается как комплекс последовательных, взаимосвязанных педагогических действий, инструментально обеспечивающих гарантированное достижение прогнозируемого результата в созданных педагогических условиях.

Прогностическая функция технологического модуля обеспечивается: постановкой общих задач со своевременной корректировкой в соответствии с требованиями основных образовательных программ; постановкой частных дидактических задач с ориентацией на достижение гарантированных образовательных результатов; подбором актуальных методов обучения и воспитания; мониторингом текущих результатов с учетом обратной логической связи и корректировкой образовательного процесса.

В технологическом модуле формирования профессионально-важных качеств кадет применялись следующие методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, проектировочный, интерактивный, модульный, деловые игры, мозговой штурм, групповая дискуссия, анализ ситуаций, моделирования, ролевые игры и др.) и средства (материальные: учебно-методические материалы, таблицы, макеты, модели, информационно-коммуникационные средства, ГГ-полигон; идеальные: воинские (кадетские) традиции и ритуалы, военно-исторические ценности и др.) [9-11].

Качественным отличием применяемых в технологическом модуле методов обучения является глубокая, аргументированная, обоснованная проработка педагогом, учитывающая специфику их использования в проекте, создание большого количества альтернатив их применения.

Кадеты как субъекты системы дополнительного образования рассматриваются с позиции активной и самостоятельной деятельности, позволяющей им уметь выделять проблему и проектировать способы ее решения. Поэтому важно рассмотреть используемые методы обучения с учетом выделенной нами специфики проекта «Кадетский класс в московской школе».

В педагогическом обеспечении профессионально-важных качеств кадет первостепенным направлением является определение педагогических условий, способствующих достижению высоких результатов. В процессе систематизации проведенного анализа научной литературы и результатов диссертационных исследований были выявлены педагогические условия формирования профессионально-важных качеств кадет, представляющие собой существенный компонент образовательного процесса и интегрирующий в себе комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей.

При обосновании педагогических условий профессионального становления будущих военных специалистов важно выделить:

- активизацию мышления, сознания, воли кадет, направленную на развитие у них интереса к будущей профессиональной деятельности, побуждение их к постоянному самосовершенствованию профессиональных качеств;

- формирование и развитие у кадет высоких нравственных качеств, дисциплинированности, сознательности и ответственности;

- наличие в системе дополнительного образования, в частности в проекте «Кадетский класс в московской школе» кадров, имеющих богатый опыт военно-профессиональной и педагогической деятельности и способных передавать его кадетам;

- обеспечение необходимой учебно-материальной базой, позволяющей осуществлять обучение кадет на современных образцах вооружения или тренажерах, имитирующих условия, приближенные к реальным [12].

Из широкого спектра понятия «педагогические условия» определялись те, которые имеют существенное значение для формиро-

вания профессионально-важных качеств кадет в системе дополнительного образования московской школы. Так, нами были выделены следующие педагогические условия:

- индивидуализированный подход к формированию профессионально-важных качеств кадет;

- самоактуализация личностного потенциала кадет;

- учет направленности кадет на определенный вид будущей военно-профессиональной деятельности;

- учет факторов, влияющих на систему дополнительного образования;

- профессиональная компетентность педагогов системы дополнительного образования;

- дифференцированное педагогическое взаимодействие педагогов и кадет системы дополнительного образования московской школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мониторинг формирования профессионально-важных качеств кадет представлен диагностическим комплексом, включающим: показатель учебной успешности; анкеты, тесты, методики; рейтинговую систему оценки кадет, а также частные таксоны-показатели оценки сформированности профессионально-важных качеств кадет.

Таксоны-показатели представляют собой совокупность дискретных дефиниций, связанных структурно-логической общностью существенных и отличительных признаков, характеризующих сформированность профессионально-важных качеств кадет [13].

Таксон А - (ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ). Обучающиеся могут воспроизвести основное содержание изученного материала, дать определения, пересказать, перечислить и др.

Таксон Б - (ОСМЫСЛЕНИЕ). Кадеты могут объяснить, обсудить, выразить, а также переформулировать учебный материал.

Таксон В - (ПРИМЕНЕНИЕ). Показывает, что кадеты способны продемонстрировать, интерпретировать, применить на практике, разработать индивидуальный план и др.

Таксон Г - (АНАЛИЗ). Обучающиеся способны распознавать, соотносить, проводить дискуссию, выбирать, экспериментировать, исследовать и др.

Таксон Д - (ИНТЕГРИРОВАНИЕ). Кадеты способны компоновать, разрабатывать,

систематизировать, организовывать и управлять, давать оценку своей деятельности.

В своей совокупности таксоны А и Б определяют начальный уровень сформирован-ности профессионально-важных качеств кадет, который характеризуется: отсутствием знаний о действиях, относящихся к реализации образовательных функций; шаблонным характером деятельности; анализ результатов своей деятельности носит достаточно субъективный характер; невысокой мотивацией и ответственностью.

Таксонами Б и В определяется базовый уровень сформированности профессионально-важных качеств кадет, который характеризуется: осознанностью выполняемых действий, рациональным их исполнением с учетом отдельных сформированных качеств. Действия достаточно целенаправленны и результативны. Кадеты условно способны давать оценку собственной деятельности, наблюдается положительная мотивация к будущей военно-профессиональной деятельности.

Таксоны В и Г определяют высокий уровень сформированности профессионально-важных качеств кадет. Он характеризуется наличием устойчивой мотивации к будущей военно-профессиональной деятельности, творческим подходом, вариативностью и целенаправленностью действий. На данном уровне они способны прогнозировать результаты своей учебной и служебной (кадетской) деятельности, самостоятельно находить и корректировать выявленные недостатки, стремятся к совершенствованию, осознают важность всех полученных знаний, умений и навыков для их реализации в будущей образовательной и военно-профессиональной деятельности.

Таксоны Г и Д определяют профессиональный уровень сформированности профессионально-важных качеств кадет, который характеризуется умениями осуществлять выбор наиболее эффективных форм, средств и методов в обучении, способствующих формированию и развитию гармоничной личности кадета.

Диагностический комплекс модели позволяет корректировать содержание, формы и методы дидактических средств технологического модуля на основе обратной логической связи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанная нами модель, включающая структурно-функциональный и операционально-результативный блоки, раскрывает системную организацию педагогического обеспечения формирования

профессионально-важных качеств кадет, что позволяет проводить теоретические и прикладные исследования в системе дополнительного образования московской школы. Сформированные профессионально-важные качества обусловят высокую готовность кадет к обучению в образовательной среде военных вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осипов В.А. Ориентация учащихся на военные профессии в условиях обучения в кадетских классах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2003. 21 с. EDN: NHKYVJ

2. Пешкова А.В. Социальная и профессиональная ориентация учащихся кадетских классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 24 с. EDN: MBDZVJ

3. Ромайкин В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса. Кострома: КГУ, 2004. 260 с.

4. Лавлинский В.В., Караванов А.А., Фактор А.М. Профессиональный психологический отбор в вузах с подготовкой специалистов для силовых министерств РФ. Воронеж: Научная книга, 2005. 173 с.

5. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 52 с. EDN: NHUIUV

6. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с. EDN: OFJKFI

7. Парамонов Е.В. Актуальные проблемы военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в кадетских корпусах // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 3. С. 90-92. EDN: FZCQMM

8. Корабельников Э.В., Савченко Б.Н., Букреева Е.Н. Образ кадета будущего: система патриотического воспитания как ядро образовательной деятельности кадетского училища // Вестник военного образования. 2021. № 4 (31). С. 122-127. EDN: YUABCP

9. Левчук Н.Л. Соотношение обучения и воспитания: опыт преподавателей физики по реализации военно-профессиональной составляющей // Вестник военного образования. 2023. № 1 (40). С. 102-108. EDN: BHFROW

10. Белошицкий А.В., Зибров Г.В., Мещеряков Д.В., Скибо Т.Ю. Модель реализации дидактических средств, функционирующих на базе ИКТ, в информационно-образовательной среде военного вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 25-32. EDN: YKHFEB

11. Макарова Л.Н., Новиков С.В., Богомолов Г.С., Иванников С.В. Взаимодействие университета с вооруженными силами в сфере военно-патриотического воспитания молодежи: опыт реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 157-163. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-157-163; EDN: EWSALK

12. Мещеряков Д.В., Кусакин А.В. Информационно-коммуникационная культура педагога в информационно-образовательной среде военного вуза // Социотехнические и гуманитарные аспекты информационной безопасности. Пятигорск: ПГУ, 2019. C. 235-239. EDN: XDFCLO

13. The Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain / ed. by В^. Bloom. N.Y.: David McKay Company, 1956.

REFERENCES

1. Osipov V.A. Orientation of Students to Military Professions in the Conditions of Training in Cadet Classes. Cand. ped. sci. diss. thesis. Tyumen, 2003, 21 p. (In Russian).

2. Peshkova A.V. Social and Professional Orientation of Students of Cadet Classes. Cand. ped. sci. diss. thesis. Yaroslavl, 2006, 24 p. (In Russian).

3. Romaykin V.Yu. Formation of the Educational Environment of the Cadet Corps. Kostroma, KSU Publ., 2004, 260 p. (In Russian).

4. Lavlinsky V.V., Karavanov A.A., Factor A.M. Professional Psychological Selection in Universities with Training of Specialists for Law Enforcement Ministries of the Russian Federation. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2005, 173 p. (In Russian).

5. Alekhin I.A. Development of Theory and Practice of Military Education in Russia of the 18th - Early 20th Century. Dr. ped. sci. diss. thesis. Moscow, 2004, 52 p. (In Russian).

6. Yasvin V.A. Educational Environment from Model to Design. Moscow, Smysl Publ., 2001, 365 p. (In Russian).

7. Paramonov E.V. Current problems of military vocational training of preinduction youth in military schools.

Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, 2019, no. 3, pp. 90-92. (In Russian).

8. Korabelnikov E.V., Savchenko B.N., Bukreeva E.N. The image of the cadet of the future the system of patriotic education as the core of the educational activity of the cadet school. Bulletin of the Military Education, 2021, no. 4 (31), pp. 122-127. (In Russian).

9. Levchuk N.L. Correlation of training and education the experience of physics teachers in the implementation of the military-professional component. Bulletin of the Military Education, 2023, no. 1 (40), pp. 102108. (In Russian).

10. Beloshitsky A.V., Zibrov G.V., Meshcheryakov D.V., Skibo T.Yu. Model for the implementation of ICT-based didactic instruments in the education and information system of a military university. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, 2017, no. 4, pp. 25-32. (In Russian).

11. Makarova L.N., Novikov S.V., Bogomolov G.S., Ivannikov S.V. Interaction of the university with the armed forces in the field of military-patriotic education of youth: implementation experience. Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 188, pp. 157-163. (In Russian). DOI 10.20310/18100201-2020-25-188-157-163

12. Meshcherjacov D.V., Kusakin A.V. Information and communication culture of a teacher in the information and educational environment of a military university. In: Sociotechnical and Humanitarian Aspects of Information Security. Pyatigorsk, PSU Publ., 2019, pp. 235-239. (In Russian).

13. Bloom B.S., ed. The Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. New York, David McKay Company, 1956.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Мещеряков Дмитрий Викторович - кандидат педагогических наук, старший воспитатель кадетского класса. Школа № 630 имени дважды Героя Советского Союза Г.П. Кравченко, г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: mechericov@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3415-031X Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы и разработка модели, написание текста.

Dmitry V. Meshcherjacov - Candidate of Pedagogy, Senior Educator of Cadet Class. School no. 630 named after double hero of the Soviet Union G.P. Kravchenko, Moscow, Russian Federation. E-mail: mechericov@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3415-031X Contribution: main study concept, literature analysis and model development, text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.