Научная статья на тему 'Модель формирования правовой культуры старшеклассников: роль педагога'

Модель формирования правовой культуры старшеклассников: роль педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY SCHOOL STUDENT / EDUCATION / LEGAL EDUCATION / CULTURE / LEGAL CULTURE / TEACHER COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERACTIVE COMPETENCE / PERCEPTUAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фабриков М.С.

В статье рассматривается понятие правового воспитания и правовой культуры, особенности формирования в процессе развития личности. Под содержанием правового воспитания старшеклассников в образовательных организациях России автор понимаем совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению и превращению в индивидуальный внутренний мир индивида. Целью правового воспитания в образовательных организациях России является формирование правовой культуры старшеклассников. Автор выделяет компоненты формирования правовой культуры: целевой, содержательный, организационный, деятельностный, оценочно-результативный. Процесс формирования правовой культуры реализуется с помощью методов формирования культуры старшеклассников. Один из эффективных стимуляторов формирования правовой культуры старшеклассников является положительная оценка, одобрение их поступков, и действий. Воспитатель должен стимулировать каждое стремление, а не только окончательный положительный результат. Решение проблем формирования правовой культуры личности, всесторонне и гармоничное развитие личности старшеклассника связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Для достижения результата в развитии правовой культуры старшеклассников особая роль принадлежит самому педагогу и уровню развития его коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF SENIOR PUPILS: THE ROLE OF A TEACHER

The article deals with a concept of legal education and legal culture, especially in the process of formation of personality development. By the contents of the legal education of senior pupils in educational establishments in Russia we mean a body of knowledge, norms of behavior, values, ideas and ideals, elements of material and spiritual culture of the society that are subject to assimilation and transformation into an individual's inner world of the individual. The purpose of legal education in educational institutions of Russia is the formation of the legal culture of senior pupils. The author identifies components of formation of legal culture: the target, informative, organizational, activity, assessment and performance. The process of formation of legal culture is realized with the help of methods of formation of culture of senior pupils. One of the most effective stimulants of formation of legal culture of senior pupils is a positive assessment, approval of their actions, and actions. Mentor should encourage every desire, not just the final positive result. The solution of problems of formation of legal culture of personality, comprehensive and harmonious development of the individual school student associated with the implementation of socio-economic requirements for the formation of the younger generations. In order to achieve results in the development of the legal culture of senior special role belongs to the teacher and the level of development of its communicative culture.

Текст научной работы на тему «Модель формирования правовой культуры старшеклассников: роль педагога»

6. Овсяницкая Л.Ю. Проведение деловой игры на циклах дополнительного профессионального образования как составляющая процесса формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3. Available at: http://www.science-education.ru/123-20138

References

1. Ippolitova N., Sterhova N. Analiz ponyatiya «Pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; 1: 8 - 14.

2. Pedagogika. Pod red. Yu.K. Babanskogo. Moskva: Pedagogika, 1988.

3. Ob utverzhdenii Poryadka i srokov sovershenstvovaniya medicinskimi rabotnikami i farmacevticheskimi rabotnikami professional'nyh znanij i navykov putem obucheniya po dopolnitel'nym professional'nym obrazovatel'nym programmam v obrazovatel'nyh i nauchnyh organizaciyah. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 3 avgusta 2012 g. № 66n.

4. Dragunova O.N. Modelirovanie processa formirovaniya motivacionno-cennostnogo otnosheniya buduschih social'nyh pedagogov k professional'noj deyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011; 6. Available at: www.science-education.ru/100-5160

5. Orehovskij A.I., Zhdanova N.A. Otvetstvennost'kak osnovanie 'eticheskogo komponenta grazhdanskoj discipliny. Omskij nauchnyj vestnik. 2010; 2: 115 - 118.

6. Ovsyanickaya L.Yu. Provedenie delovoj igry na ciklah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya kak sostavlyayuschaya processa formirovaniya informacionnoj kompetentnosti specialistov zdravoohraneniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 3. Available at: http://www.science-education.ru/123-20138

Статья поступила в редакцию 08.07.15

УДК 371

Fabrikov M.S., postgraduate, Department of Personality Psychology and Special Education, University. A. G. and N. G. Stoletovs

(Vladimir, Russia), E-mail: fabrikoff@mail.ru

THE MODEL OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF SENIOR PUPILS: THE ROLE OF A TEACHER. The article deals with a concept of legal education and legal culture, especially in the process of formation of personality development. By the contents of the legal education of senior pupils in educational establishments in Russia we mean a body of knowledge, norms of behavior, values, ideas and ideals, elements of material and spiritual culture of the society that are subject to assimilation and transformation into an individual's inner world of the individual. The purpose of legal education in educational institutions of Russia is the formation of the legal culture of senior pupils. The author identifies components of formation of legal culture: the target, informative, organizational, activity, assessment and performance. The process of formation of legal culture is realized with the help of methods of formation of culture of senior pupils. One of the most effective stimulants of formation of legal culture of senior pupils is a positive assessment, approval of their actions, and actions. Mentor should encourage every desire, not just the final positive result. The solution of problems of formation of legal culture of personality, comprehensive and harmonious development of the individual school student associated with the implementation of socio-economic requirements for the formation of the younger generations. In order to achieve results in the development of the legal culture of senior special role belongs to the teacher and the level of development of its communicative culture.

Key words: personality school student, education, legal education, culture, legal culture, teacher competence, communicative competence, interactive competence, perceptual competence.

М.С. Фабриков, аспирант каф. психологии личности и специальной педагогики ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир, E-mail: fabrikoff@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: РОЛЬ ПЕДАГОГА

В статье рассматривается понятие правового воспитания и правовой культуры, особенности формирования в процессе развития личности. Под содержанием правового воспитания старшеклассников в образовательных организациях России автор понимаем совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению и превращению в индивидуальный внутренний мир индивида. Целью правового воспитания в образовательных организациях России является формирование правовой культуры старшеклассников. Автор выделяет компоненты формирования правовой культуры: целевой, содержательный, организационный, деятельностный, оценочно-результативный. Процесс формирования правовой культуры реализуется с помощью методов формирования культуры старшеклассников. Один из эффективных стимуляторов формирования правовой культуры старшеклассников является положительная оценка, одобрение их поступков, и действий. Воспитатель должен стимулировать каждое стремление, а не только окончательный положительный результат. Решение проблем формирования правовой культуры личности, всесторонне и гармоничное развитие личности старшеклассника связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Для достижения результата в развитии правовой культуры старшеклассников особая роль принадлежит самому педагогу и уровню развития его коммуникативной культуры.

Ключевые слова: личность старшеклассника, воспитание, правовое воспитание, культура, правовая культура, педагога, компетентность, коммуникативная компетентность, интерактивныя компетентность, перцептивная компетентность.

Под содержанием правового воспитания старшеклассников в образовательных организациях России мы понимаем совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению и превращению в индивидуальный внутренний мир индивида.

Индивидуальные качества человека формируются в течение жизни, всего периода онтогенеза.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность [1, с. 45].

Важной характеристикой личности человека является принципиальность, нравственные взгляды и убеждения, активность в обучении и труде, в отстаивании своих взглядов и принципов.

Анализируя критерии личности, В.П. Тугаринов особое внимание уделяет возрастной и психической зрелости человека. С этой точки зрения, не является личностью младенец, который не достиг определённого психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные

черты и качества, в какой мере её деятельность носит общественный характер.

Целью правового воспитания в образовательных организациях России является формирование правовой культуры старшеклассников.

Задачами формирования правовой культуры являются:

- обучение старшеклассников навыкам правового поведения в процессе жизнедеятельности;

- создание условий для развития качеств, навыков, моделей поведения, установок личности, необходимых для отстаивания личностной позиции;

- формирование личностных установок на автономную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;

- повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;

- развитие правосознания старшеклассников;

- изучение действующих законов страны;

- соблюдение действующих законов в РФ;

- глубокое понимание своих прав, свобод, ответственности, своей роли в обществе, социальных норм во взаимоотношениях между людьми;

- развитие правовой активности - целенаправленной деятельности субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.

Формирование правовой культуры личности старшеклассников реализуется на основе принципов с учетом педагогических условий с помощью методов формирования правовой культуры старшеклассников.

Один из эффективных стимуляторов формирования правовой культуры старшеклассников является положительная оценка, одобрение их поступков и действий. Воспитатель должен стимулировать каждое стремление, а не только окончательный положительный результат. Для этого имеются разнообразные средства - одобрения (краткая реплика педагога, положительно оценивающего правильный поступок) и похвалы (более развернутой оценки действия обучающегося).

Эффективность воспитательной работы зависит от формы её организации. Без надлежащей формы меркнет содержание, его не удается донести до сознания участников воспитательного процесса.

Под формами формирования правовой культуры старшеклассников мы понимает мероприятия, проводимые с данной возрастной группой. К ним мы относим: активную учебную лекцию, семинары с использованием техники «3-Д» (техника трехмерного анализа), «жужжащие группы» (каждая группа работает в отдельном помещении, а затем публично озвучивает решение), «дискуссионные группы», баскетметод (информационный лабиринт), традиционный анализ конкретных ситуаций (глубинное исследование реальной или имитированной ситуации), кейс-стади, метод проигрывания ролей, брейнсторминг (мозговые штурмы), метод морфологического анализа (коллективное принятие решений), метод номинальной группы, формат одного вопроса, групповая дискуссия, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, дебрифинг.

Решение проблем формирования правовой культуры личности, всесторонне и гармоничное развитие личности старшеклассника связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Какие же из этих требований являются основными и определяют его содержание?

Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать способности личности, её умственно-интеллектуальный потенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности. Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их правовое воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердие, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой правовой культурой поведения.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет формирование правовой культуры. Оно включает в себя воспитание чувства справедливости, патриотизма и культуры отношений, знание своих прав и обязанностей, развитие правосознания, стремление к демократии как форме

участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.

Особая роль в формировании правовой культуры старшеклассников принадлежит педагогу.

Современный педагог должен знать как теоретические инновационные подходы к системе обучения, так и практические технологии, которые можно использовать при организации воспитательной работы с обучающимися.

Практика свидетельствует: сегодня учить нужно не только педагогике, экономике, психологии, праву, но и многому тому, на что раньше не было спроса: сотрудничеству, партнерскому взаимодействию, умению постоянно учиться, умению работать в команде, коллективному принятию решений, умению быстро устанавливать контакты и вести переговоры, умениям осуществлять самопрезентацию, быстро перестраиваться в связи с изменяющимися требованиями, знать свои права и обязанности, законы. Таким образом, речь идет о метанавыках. Метанавыки -основной инструмент генеративного воспитания. Они позволяют индивидуумам управлять своими базовыми навыками в условиях непредвиденных обстоятельств [2, с. 234].

Метанавыки, как правило, не имеют отношения к профессиональной специализации. Зато они позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам. В условиях современного общества, где требования к знаниям и опыту изменяются практически ежедневно, первостепенную роль все больше будут играть не знания, а его способность к обучению.

Таким образом, ценность метанавыков будет ничуть не меньше ценности базовых (профессиональных) навыков. Следовательно, и преподавателю нужно владеть не только базовыми знаниями, умениями и навыками, но и ключевыми метакомпе-тентностями, включающими коммуникативную, интерактивную и игротехническую компетентность.

Метанавыки призваны обеспечить следующие три способности:

- повышенную адаптивность индивидуальных и групповых навыков;

- повышенную предрасположенность к автономному принятию решений;

- эмоциональную предрасположенность к работе в условиях перемен.

Новизна ситуации состоит в том, что метанавыки развиваются только лишь при использовании интенсивных технологий обучения и способствовать формированию метанавыков должны все педагоги.

Используя на занятиях упражнения, игры и задания в командном режиме, каждый педагог вносит свой вклад в развитие метакомпетентностей старшеклассника и его готовности к освоению правовых знаний в новых условиях. Хорошо известно, что при интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие обучаемые, избегающие любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками игр и упражнений и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой.

Многие специалисты в сфере компетентностей, в частности, Крис Аргирис, утверждают, что сегодня даже самые способные люди работают неэффективно [3, с. 45].

На наш и взгляд, это связано не только с неразвитостью метанавыков, но также с тем, что поглощенные повседневной работой люди, не замечая перемен, нередко попадают в плен поведенческих шаблонов, стереотипов, которыми успешно пользовались в прошлом, не осознают того, что эти стереотипы и шаблоны не эффективны в новых, быстро меняющихся условиях. Специалисты отмечают, что причины смятения, доминирующего в наше время в массовом сознании, во многом связаны с тем, что мы пытаемся выполнять сегодняшнюю работу при помощи вчерашних инструментов.

Нельзя не отметить, что базовые знания и умения, получаемые специалистами в процессе образования, с одной стороны, не соответствуют новым требованиям и подходам, а с другой - в значительной степени устаревают за то время, пока специалисты начинают работать самостоятельно. Все это говорит о том, что система традиционной подготовки специалистов сегодня неадекватна потребностям практики.

Организация психолого-педагогической работы с обучающимися требует незаурядных организаторских способностей и таких метакомпетентностей, как способность к анализу и прогнозу, решительность, быстрота реакции, мобильность, умение вести

свою линию и оказывать на старшеклассников позитивное влияние.

Как известно, существует «лестница компетентности», которая показывает, что цикл обучения начинается с состояния, когда отсутствуют не только когнитивные карты (от англ. cognition - знание), но и референтный опыт (форма специфических межличностных отношений, опосредованных содержанием групповой деятельности и выражающих зависимость людей друг от друга), и понимание этого, т.е. неосознанная некомпетентность. Педагог, начиная работу по формированию правовой культуры старшеклассников, очень скоро понимает, что многое из того, что необходимо для эффективной работы с интенсивными технологиями, он не знает, не владеет большинством знаний и умений. В результате у него появляется осознанная некомпетентность, мотивирующая его на обучение.

Внедрение новых технологий, психолого-педагогические особенности подрастающего поколения предъявляет к педагогу такие требования, которые заставляют его одновременно выступать в разных ролях и демонстрировать разные виды компетентности.

При внедрении технологий формирования правовой культуры педагог выполняет новые обязанности, включая работу в качестве педагога, психолога, фасилитатора, игротехника (разработчика технологий игрового имитационного моделирования), эксперта и т.д. Каждый из этих новых видов деятельности требует развития профессиональных, социально-психологических и педагогических умений и навыков. К тому же для проведения интенсивных педагогических технологий на высоком профессиональном уровне, для организации группового взаимодействия и придания учебному процессу интерактивного характера, для диагностики образовательной и развивающей результативности педагогу нужны также метакомпетентности, которые, как уже отмечалось, включают специальные коммуникативные, интерактивные, перцептивные и игротехнические знания, умения, навыки и психологическую готовность к деятельности [4, с. 134].

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем организацию межличностного взаимодействия, основанного на понимании сказанного, умении четко и ясно выражать и доносить до окружающих смысл происходящего.

Педагогу необходимо использовать навыки активного рефлексивного слушания и уточнения проблемных задач с целью определения трудностей обучаемого и сферы его потребностей в компетентностях и моделях поведения: отслеживать невербальные (мимику, жесты), физиологические (гиперемию, поблед-нение кожных покровов) и любые другие сигналы (например, фрустрацию, абулию), свидетельствующие о возникновении проблем во время инструктажа или игры, всегда быть готовым к использованию альтернативного метода познания.

Поскольку большинство интенсивных технологий основано на обязательных дискуссиях участников обучения, постольку педагогу необходимо владеть и функциями спикера, т. е. председателя-менеджера. Он не только организует внутригрупповое и межгрупповое общение, но и наблюдает за каждым высказывающимся, управляет активностью респондентов игрового взаимодействия, анализирует высказывания, резюмирует и подводит итоги, выделяя квинтэссенцию.

Для осуществления такой деятельности он должен выступать в роли помощника и в конце любого задания осуществляет «выгружение», или дебрифинг.

Под интерактивной компетентностью мы понимаем способность организовать эффективное взаимодействие обучаемых на основе инновационных технологий; умение управлять работой в группе.

Поскольку все практические занятия проводятся в интерактивной форме, в группе, педагогу также необходимо использо-

Библиографический список

вать навыки строительства команды и модели взаимодействия (взаимоуступки, диалогичность, сотрудничество, избегание, конформизм). Умения определить лидеров, адресно распределить роли и организовать дискуссию, корректно управлять всеми процессами коммуникации позволяют педагогу добиться на занятиях положительных результатов.

Перцептивная компетентность - это умение обучить грамотно воспринимать обучаемыми друг друга, формированию доброжелательного первого впечатления и взаимопонимания на эмоциональном и познавательных уровнях.

Равнодушному человеку труднее найти общий язык с другими людьми, установить контакт в парадигме «педагог-обучае-мый».

К основным способам, позволяющим установить взаимодействие, относятся:

- интерес, вдохновение и оживленность даже тогда, когда знания педагога недостаточны по ряду вопросов;

- наличие всех вышеперечисленных качеств, обширных фундаментальных компетенций и способность к диалогу даже тогда, когда за плечами представительный опыт работы;

- умение предстать экспертом или очень опытным специалистом в изучаемой проблеме и в реализуемой технологии;

- непременное наличие практических навыков по проведению занятий игровыми методами и формами;

- демонстрация примера поведения, унижающего обучаемых и не вызывающего у них психологического дискомфорта;

- способность работать на уровне партнерских отношений, демонстрируя обучаемым, что преподаватель тоже хочет учиться и более того, это стремление является для него первичной потребностью;

- демонстрация ответственного поведения и уважительного отношения к предмету, играм и обучаемым.

Практика констатирует, что уважение обучающихся можно потерять, из-за недостаточной компетентности, невозможности обеспечить обучаемых нужными ресурсами, проявлений смущения, неподготовленности и неуверенности, а также из-за публичной критики коллег или других индивидов, отрицания нужд и прав группы или отдельных обучаемых, игнорированием взятых на себя обязательств.

Таким образом, для достижения результата в развитии правовой культуры старшеклассников необходимо самому педагогу достичь высокого уровня развития коммуникативной культуры.

Это означает, что он:

- владеет умением активного слушания других;

- может ясно и четко излагать свои мысли, взгляды, суждения;

- является экспертом, способным осуществлять объективную экспертизу и выявлять этиологию девиаций деструктивных противоречивых ситуаций;

- обладает выдержкой и эмоциональной культурой;

- проявляет толерантность и лояльность к аудитории;

- знает вариабельные технологии и техники коммуникации и умеет гибко их использовать;

- имеет представительный уровень дискуссионной культуры;

- способен словесно влиять на участников занятий и проводить свою стратегию;

- умеет сам учиться и быть критичным по отношению к себе;

- представляет собой креативного импровизатора, стремящегося гибко транслироваться в социуме, регламенте, средствах взаимодействия, формах интерактивного взаимодействия;

- является харизматической личностью, чей интеллект, шарм, энергетический потенциал и чувство юмора не только привлекают и удивляют других, но и «заряжают» их оптимизмом, уверенностью в себе, желанием самоактуализироваться и самоопределяться.

1. Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы). Москва: Мысль, 1971.

2. Панфилова А.П. Интерактивные технологии формирования коммуникативной компетентности руководителей социально-культурной сферы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2001.

3. Франчук В.И. Общая теория социальных организаций. Академия социологии и управления. Москва: Союз, 2001.

4. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании коммуникативной компетентности учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Томск, 2010.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Tugarinov V.P. Filosofiya soznaniya (sovremennye voprosy). Moskva: Mysl', 1971.

2. Panfilova A.P. Interaktivnye tehnologii formirovaniya kommunikativnojkompetentnostirukovoditelejsocial'no-kul'turnojsfery. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.

3. Franchuk V.I. Obschaya teoriya social'nyh organizacij. Akademiya sociologii i upravleniya. Moskva: Soyuz, 2001.

4. Balakina L.L. Pedagogicheskie principy realizacii kommunikativnogo podhoda v organizacii uroka i formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 05.07.15

УДК 37.036.5

Abdina R.P., Candidate of Sciences (Philology), research fellow, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),

E-mail: rabdina@mail.ru

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN IN ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT. The article gives a brief review of the development of the theory of art and aesthetic education in different epochs. At all times different peoples have an aesthetic component in the education of children as an integral part of personal development. The author of the article believes that the aesthetic component is determined by beliefs, traditions, mentality of a nation. Due to the rapid development of computer technologies there is an overload upon the organism of children, and they reduce their sensory abilities. All this leads to the loss of a number of sensory-aesthetic abilities, which are expressed in the inclinations and needs of the artistic and aesthetic activities. So artistic and aesthetic education of children are currently identified as a critical aspect of the formation of a fully developed personality, and a pedagogical problem of artistic and aesthetic education is closely connected with the strengthening of both the spiritual and psychological and physical health, which is a prerequisite for the prosperity of the society, its economic stability. At the present day complete artistic and aesthetic education is impossible without considering the specifics of national identity and traditional socio-ethical norms of the ethnic culture, in which the child is brought up. The ability to navigate in different types of cultures, compare and draw conclusions about what is general and specific in the system of cultural values of peoples should be one of the leading problems of artistic and aesthetic education at the present stage.

Key words: artistic and aesthetic education, native culture, language, ethnic and cultural background, ethnicity, tolerance.

Р.П. Абдина, ст. науч. сотр. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: rabdina@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье приведен краткий экскурс развития теории художественно эстетического воспитания в различные эпохи. Во все времена у разных народов эстетическая компонента в воспитании детей являлась составной частью развития личности и определялась верованиями, традициями, менталитетом народа. В связи с бурным развитием компьютерных технологий происходит перегрузка организма детей и снижение их сенсорных способностей, что приводит к утрате целого ряда чувственно-эстетических способностей, которые выражаются в склонностях и потребностях к художественно-эстетической деятельности. Поэтому художественно-эстетическое воспитание детей в настоящее время признано важнейшим аспектом формирования всесторонне развитой личности, а педагогическая проблема художественно-эстетического воспитания и образования тесно связана с укреплением как духовно-психологического, так и физического здоровья человека, что является одним из непременных условий процветания общества, его экономической стабильности. Полноценное художественно-эстетическое воспитание на современном этапе невозможно без учёта особенностей национального самосознания и традиционных социально-этических норм той этнической культуры, в которой воспитывается ребёнок. Умение ориентироваться в различных типах культур, сравнивать и делать выводы об общем и специфичном в системе культурных ценностей народов должно стать одной из ведущих задач художественно-эстетического воспитания на современном этапе.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, родная культура, язык, этнокультурная среда, этнос, толерантность.

У разных народов в разные времена было свое определённое эстетическое видение мира, свои представления в красоте, а также потребность в её создании. Эстетическое воспитание детей, идеи которого зародились и еще в Древнем Мире, в разные исторические эпохи осуществлялось присущими определённому этносу формами и средствами. Так, например, на Древнем Востоке основным и значимым средством эстетического воспитания была музыка, а эстетические идеи носили космологический характер и были связаны с мифологией. В Древней Индии источником эстетических переживаний считали поэзию, музыку, танец. Особое место в художественно-эстетическом воспитании отводилось обучению игре на музыкальных инструментах, пению и танцам [1]. Во времена античности художественно-эстетическое воспитание становится одним из основных средств воспитания и образования личности человека. Цель воспитания в этот период определяется как формирование гармонически развитого человека. (Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ). Аристотель считал, что искусство обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовлетворение. У древних греков получили развитие такие виды искусства, как драма, архитектура, живопись, что способствовало художественно-эстетическому воспитанию и духовному развитию общества [2]. В идеях эстетического воспитания у древних римлян преобладала практическая направленность воспитания. В тот период у них на первый план вышло ораторское искусство, в связи с чем важное место отводилось природным способностям детей, развитию у них чувства художественного слова, выразительности речи, речевого ритма. Особенностью

эстетической идеи Средневековья было её подчинение религии. Средством познания, развития эстетического чувства являлось искусство, в частности музыка, имеющее божественное происхождение. В эпоху Возрождения в целях всестороннего развития личности большое значение придавалось искусству, которое стало одной из основных составляющих образования [3]. Эстетическое воспитание эпоху Просвещения носило утилитарный практический характер. Владение художественным мастерством являлось прерогативой делового человека, что нашло отражение в педагогике того времени. Дж. Локк считал, что деловому человеку эстетическое воспитание нужно, но с практической точки зрения его необходимо ограничивать профессиональной потребностью. Представители Просвещения (Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Баумгарген и др.) считали, что каждый человек может заниматься каким-нибудь видом искусства, подчеркивая роль эстетического воспитания в служении национальному благу. Рассматривая вопросы эстетического воспитания детей, И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включать в него пение, рисование, художественные образы великих людей, а также развитие детского творчества. Так, эстетическое воспитание и образование в ХУИ-ХУШ вв. становится составной частью развития личности [4].

В XIX в. немецкий философ И. Кант первым создал теорию эстетики и сделал попытку ввести ее в контекст образования. И. Кант считается основателем научной эстетики и основоположником теории эстетического восприятия, который определил основные эстетические категории и дал определение прекрасного. Продолжатель Канта Ф. Шиллер впервые применил термин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.