УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ГУМАНИТАРИЕВ И ЕЁ АПРОБАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
© 2012 Г.Б.Минибаева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 09.07.2012
Цель данной статьи - разработать модель формирования поликультурной компетенции будущих-учителей гуманитариев, а также опытно-экспериментальным путем подтвердить гипотезу по проблеме данного исследования. Ключевые слова: поликультурное образование и воспитание, модель, иностранный язык, межкультурная коммуникация, поликультурная компетенция.
В современных условиях перед Россией стоят сложные задачи, связанные с обновлением экономики и общества, выходом на качественно новый уровень жизни и социально-экономического развития страны.В последнее время серьезно обострился национальный вопрос. Президент РФ В.В.Путин считает его одним из фундаментальных для России, отличающейся многообразием языков, традиций, этносов и культур. Свою позицию по данному вопросу В.В.Путин представил в специальной статье для «Независимой газеты». В опубликованном материале президент Путин выступает за гармоничное развитие поликультурной общности в рамках нашей страны. По его мнению, российский опыт государственного развития уникален, так как наша страна - это изначально многонациональное общество, что предполагает сосуществование людей различных национальных культур и конфессий. Содружество национальных культур духовно обогащает страну. «Однако, если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность. Далеко идущие последствия может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к людям иной культуры и иной веры. Гражданский мир и межнациональное согласие - это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей»1. В.В.Путин справедливо
Минибаева Гульнара Биляловна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: minibayevag@mail. ru 1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.iskusstvo-tv.ru /News /2012 /01/23/ putin-vystupaet-za-utverzhdenie-polikulturnoi-obschnosti (07.07.2012).
отводит большую роль в укреплении единства нашего общества сохранению и укреплению русской культурной доминанты, являющейся настоящим объединяющим ядром.
Важнейшими факторами влияния на общественное сознание он считает средства массовой информации, сферы образования и культуры. Вместе они должны помочь в продвижении национальной политики, основанной на гражданственности и патриотизме в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
Таким образом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития России до 2012 г. выделяются три основных направления. Это вхождение России в группу ведущих мировых держав по объему ВВП, среднедушевому доходу и множеству других параметров2. Во-вторых, это изменения качественного развития -переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели на основе качественной модернизации отраслей3. В-третьих - фундаментальные социальные изменения - инвестиции в человека, позволяющие создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина. Ключевую роль в решении обозначенных задач отводится системе образования, особенно профессиональному образованию4.
Выбор образовательных программ, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на не-
2 «Единая Россия»: итоги года [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.pravda.ru / politics /parties /unity/03-01-2009/298076-edinoros-0 (07.07.2012).
3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www. fap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (07.07.2012).
4 Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Сайт Министерства
экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.economy.gov.ru/minec / activity / sections / innovations / development / doc20111020 1 (Дата обращения 07.07.2012).
зыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, иностранный язык, иностранная литература - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур. Вопросы поликультурного образования часто становятся предметом дискуссий российских ученых и педагогов. Проблемы поликультурности освещаются на всероссийских и международных конференциях в различных городах России.
Переход на образовательные стандарты третьего поколения и реализация компетентност-ного подхода в образовании - определенный шаг вперед, который нацеливает на повышение качества практической подготовки кадров. Для применения компетентностного подхода в рамках изучения иностранного языка особый интерес представляют ключевые социальные компетентности, выделенные И.А.Зимней для проектирования компетентностной образовательной программы «Иностранный язык»5.
Среди них особенно следует подчеркнуть значимость формирования компетентности социального взаимодействия с обществом. Здесь важно формирование у будущих учителей толерантного отношения к инакомыслию, к иным ценностям и предпочтениям, поскольку от характера отношений между людьми зависят возможности сохранения мира, жизни на Земле, решение экономических проблем, реализация задач гуманизации общества. В содержании образования и воспитания учителя XXI века несомненную важность обретает поликультурная компетентность.
Целью поликультурного образования будущих учителей педагогических вузов является формирование у них поликультурной компетентности, которая необходима им для их успешной будущей педагогической деятельности и жизни в современном поликультурном обществе.
Мы согласны с утверждением Г.Д.Дмитриева в том, что поликультурное образование подрастающего поколения должно быть направлено на формирование следующих качеств личности: толерантность взглядов, суждений людей; признание и развитие культурного плюрализма в
5 Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова Н.А. Инновационно-компетентностная программа по учебной дисциплине: Опыт проектирования / Под науч. ред. д-ра психол.наук, проф., акад РАО И.А.Зимней. -М.: 2008.
обществе; равные права, обязанности и возможности для всех граждан; уважение решений большинства и защита прав меньшинства; уважение права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей6.
И что примечательно, в последние годы в нашей стране наблюдается усиление интереса к вопросам формирования поликультурной компетентности личности в процессе изучения иностранного языка (И.В.Васютенкова, Т.Ю.Гурьянова, Л.Ю.Данилова, Е.М.Щеглова и др.).
И.В.Васютенкова характеризует феномен поликультурной компетентности как интегратив-ную характеристику, отражающую способность проводить политику полилингвизма в поликультурном пространстве; систему качеств, помогающих ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, которая имеет синтетический характер, включает в себя множество признаков, обеспечивающих достижение цели воспитания человека культуры7.
Л.Ю.Данилова принимает под поликультурной компетентностью профессионально значимое интегративное качество личности, соединяющее в себе мотивы познания, принятия общего и специфического в каждой из культур как ценности; знания законов, способов жизнедеятельности и развития поликультурного мира; умений применять их в практике воспитания будущего ученика как человека культуры8.
Е.М.Щеглова рассматривает данный феномен как комплексное, личное качество, формирующееся в процессе профессиональной подготовки на основе толерантности, характеризующееся сознанием собственной многокультурной идентичности и проявляющееся в способности решения профессиональных задач конструктивного взаимодействия с представителями иных культурных групп9.
В нашем исследовании мы рассматриваем поликультурную компетентность будущих учителей-гуманитариев как интегративное качество личности будущего специалиста, формирующееся в процессе обучения в вузе, а именно, при интегрированном изучении иностранного языка и литературы, включающее систему поликуль-
6 Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. - 2000. - №> 10. - С. 3 - 12.
7 Васютенкова И.В. Поликультурное воспитание в образовательной среде школы // Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции / Отв.ред. И.В.Васютенкова. - СПб.: - 2011.
8 Данилова Л.Ю. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода: Автореф. ... канд. пед. наук. - М.: 2011.
9 Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: На примере курсантов академии МВД: Автореф. ... канд. пед. наук. - Омск: 2005.
турных знаний, умений, навыков, интересов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).
На основе анализа сущности поликультурности и поликультурной компетентности, содержания межкультурного общения и поликультурного образования, отраженных в исследованиях А.Г.Бермуса, И.В.Васютенковой, Т.Ю.Гурьяновой, Г.Д.Дмитриева, И.А.Колесниковой, Т.Б.Менской, Е.А.Нечаевой, С.М.Федюниной, Е.М.Щегловой, а также в материалах ЮНЕСКО выделяем структурные компоненты модели поликультурной компетентности педагога: когнитивный, мотивационный, деятельностно-поведенческий10.
В целях проверки гипотезы, что данная модель формирует поликультурную компетентность педагога, мы проводили экспериментальное внедрение модели в подготовке студентов-бакалавров по направлению 050700.62 Педагогика по специальности «Методика дошкольного обучения иностранному языку», а также студентов филологического, психологического факультетов, факультета начального образования, экономического факультета (с дополнительной специальностью «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации).
10 Васютенкова И.В. Сущностные аспекты и актуальность поликультурного образования в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://new .loiro.ru /index.php свободный; Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: 1999; Бермус А.Г. Концептуальные и методологические основы педагогической поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве [Электронный ресурс] Режим доступа: Мр^/^^ edu.ru/science/conferences/01 04 09/2 bermus.html свободный; Гурьянова Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку): Автореф. ... канд. пед. наук. - Чебоксары: 2008; Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2007; Мен-ская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире: Сб. матер. из зарубеж. опыта. Вып. 2. - М.: 1993; Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: Автореф. ... канд. пед. наук. - Калининград: 2008; Федюнина С.М. Концептуальные основания и условия мультикультуризма в современном российском обществе: Автореф. ... докт. соц. наук. - Саратов: 2007; Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов (На примере курсантов академии МВД): Автореф. ... канд. пед. наук. - Омск: 2005.
Формирование поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев предполагало анализ наличия начального уровня сфор-мированности ее компонентов, внедрение модели и реализацию педагогической технологии, поэтапное формирование компонентов поликультурной компетентности с помощью учебных дисциплин: «Иностранный язык», «Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации» и «Практикум по решению профессиональных задач», а также обоснование комплекса условий эффективного формирования поликультурной компетентности как системы рекомендаций. В основу опытно-экспериментальной работы легла серия педагогических экспериментов, которая с точки зрения оценки результатов была разбита на три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью констатирующего этапа являлось установление исходного уровня сформированности поликультурной компетентности. Методы диагностики, которые применялись на констатирующем этапе - анкетирование, формирование предпочтений, тестирование. В ходе реализации первого этапа были определены критерии, показатели и уровни наличия компонентов поликультурной компетентности, проведены организационные мероприятия по подбору и изучению контрольных и экспериментальных групп слушателей. На начальном этапе каждой из сфер деятельности руководителей образовательных учреждений проводилась диагностика исходного уровня развития компонентов поликультурной компетентности и выбиралась стратегия дальнейшего развития тех компонентов, которые находятся на критическом уровне развития. Далее определялись параметры развития выделенных компонентов, проводился отбор содержания, методов, приемов, средств и форм, обеспечивавший формирование отдельных компонентов и поликультурной компетентности в целом.
В исследуемую выборку входили студенты-бакалавры направления подготовки 050700.62 Педагогика, которые обучались по авторским программам учебных дисциплин: «Иностранный язык», «Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации» и «Практикум по решению профессиональных задач». Данные авторские программы были утверждены на заседании кафедры иностранных языков Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и приняты к внедрению. В эксперименте приняло участие 167 студентов. Были разработаны материалы для диагностики развития компонентов поликультурной компетентности, которая содержит три блока: первый -когнитивный для изучения уровня языковой и знаниевой подготовки студентов, второй - цен-
ностно-мотивационный для определения уровней сформированности интереса, толерантности к иным культурам и их носителям, третий -деятельностно-поведенческий - для определения сформированности готовности к деятельно-
сти по формированию поликультурной компетенции будущих учеников при учете и использовании культурного опыта и культурной самобытности учащихся.
Таб. 2. Модель формирования поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Цель: создать особое педагогическое пространство, способствующее развитию поликультурной компетентности
Субъекты взаимодействия: преподаватели и студ енты-бакалавры
Теоретические основы формирования поликультурной компетентности Экспериментально-методические основы формирования формирования поликультурной компетентности
Задачи: 1) уточнить сущность понятия ПК, 2) рассмотреть своеобразие формирования ПК, 3) разработать и апробировать модель процесса фор- Задачи: 1) диагностические, 2) прогностические, 3) организационные,
мирования ПК, 4) определить основные критерии, показатели и уровни сформированности ПК, 5) выявить и обосновать педагогическое пространство, способствующее формированию ПК. 4) оценочные
КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ
Когнитивный | Ценностно-мотивационный | Деятельностно-поведенческий
Уровни сформированности поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев
I. Низкий | II. Средний | III. Высокий
Результат: сформированная ПК будущих учителей
Примечание: ПК — поликультурная компетентность
Опираясь на работы И.Е.Шолудченко, где было сформулировано определение поликультурной компетентности руководителей образовательных учреждений и описана структура модели формирования поликультурной компетентности, ее компонентный состав и уровни сформированности указанной компетентности11. Нами была доработана модель формирования поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев в процессе интегрированного изучения иностранного языка и литературы.
Таким образом, в структуру модели входят рассмотренные нами составляющие: целевая, организационная, содержательная, процессуальная и результативная. Данная модель дает воз-
можность сформировать поликультурную компетентность будущих учителей-гуманитариев, что является важнейшим условием достижения цели образования в педагогическом вузе, благодаря данной компетентности студенты, будущие учителя-гуманитарии, выступают в качестве активных носителей субъективного опыта, самостоятельно и успешно участвуют в профессиональной деятельности в поликультурном обществе.
11 Шолудченко И.Е. Формирование поликультурной компетентности руководителей образовательных учреждений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 3 (17) - С.342 - 347.
THE MODEL OF FORMATION OF A MULTI-CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE HUMANITIES AND ITS TESTING IN THE LEARNING PROCESS
© 2012 G.B.Minibaeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The purpose of the article is to develop a model of multicultural competence of future teachers of humanities, as well as an experimental way to confirm the hypothesis of this study on the issue.
Key words: multicultural education and training, model, foreign language, intercultural communication, multicultural competence.
Minibaeva Gulnara Bilialovna, The post-graduate student of chair of the Russian and foreign literature and technique of teaching of the literature. E-mail: minibayevag@mail. ru