Научная статья на тему 'Модель формирования поликультурной компетенции будущих учителей-гуманитариев и её апробация в учебном процессе'

Модель формирования поликультурной компетенции будущих учителей-гуманитариев и её апробация в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MULTICULTURAL EDUCATION AND TRAINING / MODEL / FOREIGN LANGUAGE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / MULTICULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минибаева Гульнара Биляловна

Цель данной статьи – разработать модель формирования поликультурной компетенции будущих-учителей гуманитариев, а также опытно-экспериментальным путем подтвердить гипотезу по проблеме данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF A MULTI-CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE HUMANITIES AND ITS TESTING IN THE LEARNING PROCESS

The purpose of the article is to develop a model of multicultural competence of future teachers of humanities, as well as an experimental way to confirm the hypothesis of this study on the issue.

Текст научной работы на тему «Модель формирования поликультурной компетенции будущих учителей-гуманитариев и её апробация в учебном процессе»

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ГУМАНИТАРИЕВ И ЕЁ АПРОБАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2012 Г.Б.Минибаева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 09.07.2012

Цель данной статьи - разработать модель формирования поликультурной компетенции будущих-учителей гуманитариев, а также опытно-экспериментальным путем подтвердить гипотезу по проблеме данного исследования. Ключевые слова: поликультурное образование и воспитание, модель, иностранный язык, межкультурная коммуникация, поликультурная компетенция.

В современных условиях перед Россией стоят сложные задачи, связанные с обновлением экономики и общества, выходом на качественно новый уровень жизни и социально-экономического развития страны.В последнее время серьезно обострился национальный вопрос. Президент РФ В.В.Путин считает его одним из фундаментальных для России, отличающейся многообразием языков, традиций, этносов и культур. Свою позицию по данному вопросу В.В.Путин представил в специальной статье для «Независимой газеты». В опубликованном материале президент Путин выступает за гармоничное развитие поликультурной общности в рамках нашей страны. По его мнению, российский опыт государственного развития уникален, так как наша страна - это изначально многонациональное общество, что предполагает сосуществование людей различных национальных культур и конфессий. Содружество национальных культур духовно обогащает страну. «Однако, если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность. Далеко идущие последствия может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к людям иной культуры и иной веры. Гражданский мир и межнациональное согласие - это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей»1. В.В.Путин справедливо

Минибаева Гульнара Биляловна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: minibayevag@mail. ru 1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.iskusstvo-tv.ru /News /2012 /01/23/ putin-vystupaet-za-utverzhdenie-polikulturnoi-obschnosti (07.07.2012).

отводит большую роль в укреплении единства нашего общества сохранению и укреплению русской культурной доминанты, являющейся настоящим объединяющим ядром.

Важнейшими факторами влияния на общественное сознание он считает средства массовой информации, сферы образования и культуры. Вместе они должны помочь в продвижении национальной политики, основанной на гражданственности и патриотизме в контексте всего богатства национальных традиций и культур.

Таким образом, в соответствии со стратегией социально-экономического развития России до 2012 г. выделяются три основных направления. Это вхождение России в группу ведущих мировых держав по объему ВВП, среднедушевому доходу и множеству других параметров2. Во-вторых, это изменения качественного развития -переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели на основе качественной модернизации отраслей3. В-третьих - фундаментальные социальные изменения - инвестиции в человека, позволяющие создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина. Ключевую роль в решении обозначенных задач отводится системе образования, особенно профессиональному образованию4.

Выбор образовательных программ, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на не-

2 «Единая Россия»: итоги года [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.pravda.ru / politics /parties /unity/03-01-2009/298076-edinoros-0 (07.07.2012).

3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www. fap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (07.07.2012).

4 Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Сайт Министерства

экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.economy.gov.ru/minec / activity / sections / innovations / development / doc20111020 1 (Дата обращения 07.07.2012).

зыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, иностранный язык, иностранная литература - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур. Вопросы поликультурного образования часто становятся предметом дискуссий российских ученых и педагогов. Проблемы поликультурности освещаются на всероссийских и международных конференциях в различных городах России.

Переход на образовательные стандарты третьего поколения и реализация компетентност-ного подхода в образовании - определенный шаг вперед, который нацеливает на повышение качества практической подготовки кадров. Для применения компетентностного подхода в рамках изучения иностранного языка особый интерес представляют ключевые социальные компетентности, выделенные И.А.Зимней для проектирования компетентностной образовательной программы «Иностранный язык»5.

Среди них особенно следует подчеркнуть значимость формирования компетентности социального взаимодействия с обществом. Здесь важно формирование у будущих учителей толерантного отношения к инакомыслию, к иным ценностям и предпочтениям, поскольку от характера отношений между людьми зависят возможности сохранения мира, жизни на Земле, решение экономических проблем, реализация задач гуманизации общества. В содержании образования и воспитания учителя XXI века несомненную важность обретает поликультурная компетентность.

Целью поликультурного образования будущих учителей педагогических вузов является формирование у них поликультурной компетентности, которая необходима им для их успешной будущей педагогической деятельности и жизни в современном поликультурном обществе.

Мы согласны с утверждением Г.Д.Дмитриева в том, что поликультурное образование подрастающего поколения должно быть направлено на формирование следующих качеств личности: толерантность взглядов, суждений людей; признание и развитие культурного плюрализма в

5 Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова Н.А. Инновационно-компетентностная программа по учебной дисциплине: Опыт проектирования / Под науч. ред. д-ра психол.наук, проф., акад РАО И.А.Зимней. -М.: 2008.

обществе; равные права, обязанности и возможности для всех граждан; уважение решений большинства и защита прав меньшинства; уважение права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей6.

И что примечательно, в последние годы в нашей стране наблюдается усиление интереса к вопросам формирования поликультурной компетентности личности в процессе изучения иностранного языка (И.В.Васютенкова, Т.Ю.Гурьянова, Л.Ю.Данилова, Е.М.Щеглова и др.).

И.В.Васютенкова характеризует феномен поликультурной компетентности как интегратив-ную характеристику, отражающую способность проводить политику полилингвизма в поликультурном пространстве; систему качеств, помогающих ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, которая имеет синтетический характер, включает в себя множество признаков, обеспечивающих достижение цели воспитания человека культуры7.

Л.Ю.Данилова принимает под поликультурной компетентностью профессионально значимое интегративное качество личности, соединяющее в себе мотивы познания, принятия общего и специфического в каждой из культур как ценности; знания законов, способов жизнедеятельности и развития поликультурного мира; умений применять их в практике воспитания будущего ученика как человека культуры8.

Е.М.Щеглова рассматривает данный феномен как комплексное, личное качество, формирующееся в процессе профессиональной подготовки на основе толерантности, характеризующееся сознанием собственной многокультурной идентичности и проявляющееся в способности решения профессиональных задач конструктивного взаимодействия с представителями иных культурных групп9.

В нашем исследовании мы рассматриваем поликультурную компетентность будущих учителей-гуманитариев как интегративное качество личности будущего специалиста, формирующееся в процессе обучения в вузе, а именно, при интегрированном изучении иностранного языка и литературы, включающее систему поликуль-

6 Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. - 2000. - №> 10. - С. 3 - 12.

7 Васютенкова И.В. Поликультурное воспитание в образовательной среде школы // Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции / Отв.ред. И.В.Васютенкова. - СПб.: - 2011.

8 Данилова Л.Ю. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода: Автореф. ... канд. пед. наук. - М.: 2011.

9 Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: На примере курсантов академии МВД: Автореф. ... канд. пед. наук. - Омск: 2005.

турных знаний, умений, навыков, интересов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).

На основе анализа сущности поликультурности и поликультурной компетентности, содержания межкультурного общения и поликультурного образования, отраженных в исследованиях А.Г.Бермуса, И.В.Васютенковой, Т.Ю.Гурьяновой, Г.Д.Дмитриева, И.А.Колесниковой, Т.Б.Менской, Е.А.Нечаевой, С.М.Федюниной, Е.М.Щегловой, а также в материалах ЮНЕСКО выделяем структурные компоненты модели поликультурной компетентности педагога: когнитивный, мотивационный, деятельностно-поведенческий10.

В целях проверки гипотезы, что данная модель формирует поликультурную компетентность педагога, мы проводили экспериментальное внедрение модели в подготовке студентов-бакалавров по направлению 050700.62 Педагогика по специальности «Методика дошкольного обучения иностранному языку», а также студентов филологического, психологического факультетов, факультета начального образования, экономического факультета (с дополнительной специальностью «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации).

10 Васютенкова И.В. Сущностные аспекты и актуальность поликультурного образования в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://new .loiro.ru /index.php свободный; Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: 1999; Бермус А.Г. Концептуальные и методологические основы педагогической поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве [Электронный ресурс] Режим доступа: Мр^/^^ edu.ru/science/conferences/01 04 09/2 bermus.html свободный; Гурьянова Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку): Автореф. ... канд. пед. наук. - Чебоксары: 2008; Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2007; Мен-ская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире: Сб. матер. из зарубеж. опыта. Вып. 2. - М.: 1993; Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: Автореф. ... канд. пед. наук. - Калининград: 2008; Федюнина С.М. Концептуальные основания и условия мультикультуризма в современном российском обществе: Автореф. ... докт. соц. наук. - Саратов: 2007; Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов (На примере курсантов академии МВД): Автореф. ... канд. пед. наук. - Омск: 2005.

Формирование поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев предполагало анализ наличия начального уровня сфор-мированности ее компонентов, внедрение модели и реализацию педагогической технологии, поэтапное формирование компонентов поликультурной компетентности с помощью учебных дисциплин: «Иностранный язык», «Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации» и «Практикум по решению профессиональных задач», а также обоснование комплекса условий эффективного формирования поликультурной компетентности как системы рекомендаций. В основу опытно-экспериментальной работы легла серия педагогических экспериментов, которая с точки зрения оценки результатов была разбита на три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью констатирующего этапа являлось установление исходного уровня сформированности поликультурной компетентности. Методы диагностики, которые применялись на констатирующем этапе - анкетирование, формирование предпочтений, тестирование. В ходе реализации первого этапа были определены критерии, показатели и уровни наличия компонентов поликультурной компетентности, проведены организационные мероприятия по подбору и изучению контрольных и экспериментальных групп слушателей. На начальном этапе каждой из сфер деятельности руководителей образовательных учреждений проводилась диагностика исходного уровня развития компонентов поликультурной компетентности и выбиралась стратегия дальнейшего развития тех компонентов, которые находятся на критическом уровне развития. Далее определялись параметры развития выделенных компонентов, проводился отбор содержания, методов, приемов, средств и форм, обеспечивавший формирование отдельных компонентов и поликультурной компетентности в целом.

В исследуемую выборку входили студенты-бакалавры направления подготовки 050700.62 Педагогика, которые обучались по авторским программам учебных дисциплин: «Иностранный язык», «Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации» и «Практикум по решению профессиональных задач». Данные авторские программы были утверждены на заседании кафедры иностранных языков Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и приняты к внедрению. В эксперименте приняло участие 167 студентов. Были разработаны материалы для диагностики развития компонентов поликультурной компетентности, которая содержит три блока: первый -когнитивный для изучения уровня языковой и знаниевой подготовки студентов, второй - цен-

ностно-мотивационный для определения уровней сформированности интереса, толерантности к иным культурам и их носителям, третий -деятельностно-поведенческий - для определения сформированности готовности к деятельно-

сти по формированию поликультурной компетенции будущих учеников при учете и использовании культурного опыта и культурной самобытности учащихся.

Таб. 2. Модель формирования поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Цель: создать особое педагогическое пространство, способствующее развитию поликультурной компетентности

Субъекты взаимодействия: преподаватели и студ енты-бакалавры

Теоретические основы формирования поликультурной компетентности Экспериментально-методические основы формирования формирования поликультурной компетентности

Задачи: 1) уточнить сущность понятия ПК, 2) рассмотреть своеобразие формирования ПК, 3) разработать и апробировать модель процесса фор- Задачи: 1) диагностические, 2) прогностические, 3) организационные,

мирования ПК, 4) определить основные критерии, показатели и уровни сформированности ПК, 5) выявить и обосновать педагогическое пространство, способствующее формированию ПК. 4) оценочные

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ

Когнитивный | Ценностно-мотивационный | Деятельностно-поведенческий

Уровни сформированности поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев

I. Низкий | II. Средний | III. Высокий

Результат: сформированная ПК будущих учителей

Примечание: ПК — поликультурная компетентность

Опираясь на работы И.Е.Шолудченко, где было сформулировано определение поликультурной компетентности руководителей образовательных учреждений и описана структура модели формирования поликультурной компетентности, ее компонентный состав и уровни сформированности указанной компетентности11. Нами была доработана модель формирования поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев в процессе интегрированного изучения иностранного языка и литературы.

Таким образом, в структуру модели входят рассмотренные нами составляющие: целевая, организационная, содержательная, процессуальная и результативная. Данная модель дает воз-

можность сформировать поликультурную компетентность будущих учителей-гуманитариев, что является важнейшим условием достижения цели образования в педагогическом вузе, благодаря данной компетентности студенты, будущие учителя-гуманитарии, выступают в качестве активных носителей субъективного опыта, самостоятельно и успешно участвуют в профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

11 Шолудченко И.Е. Формирование поликультурной компетентности руководителей образовательных учреждений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 3 (17) - С.342 - 347.

THE MODEL OF FORMATION OF A MULTI-CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE HUMANITIES AND ITS TESTING IN THE LEARNING PROCESS

© 2012 G.B.Minibaeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The purpose of the article is to develop a model of multicultural competence of future teachers of humanities, as well as an experimental way to confirm the hypothesis of this study on the issue.

Key words: multicultural education and training, model, foreign language, intercultural communication, multicultural competence.

Minibaeva Gulnara Bilialovna, The post-graduate student of chair of the Russian and foreign literature and technique of teaching of the literature. E-mail: minibayevag@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.