Научная статья на тему 'Модель формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы'

Модель формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куртась С.А.

Статья посвящена актуальной проблеме магистерской подготовки будущих преподавателей высших учебных заведений к осуществлению ими оценочной деятельности; раскрывает сущность и значимость оценочной компетентности; обосновывает необходимость разработки и внедрения в учебный процесс магистрантов модели формирования оценочной компетентности будущих преподавателей; даёт характеристику особенностям её составляющих компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куртась С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to an actual problem of master preparation of future teachers of higher educational institutions to implementation of evaluated activity by them; reveals essence and the importance of evaluated competence; proves need of development and deployment in educational process of undergraduates of model of formation of evaluated competence of future teachers; gives the characteristic to features of its constituent components.

Текст научной работы на тему «Модель формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

49

УДК 378:371.13:371.26

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

С. А. Куртась

аспирант кафедры общей и социальной педагогики и психологии

Г луховского национального педагогического университета имени А. Довженко

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор А. И. Курок

Статья посвящена актуальной проблеме магистерской подготовки будущих преподавателей высших учебных заведений к осуществлению ими оценочной деятельности; раскрывает сущность и значимость оценочной компетентности; обосновывает необходимость разработки и внедрения в учебный процесс магистрантов модели формирования оценочной компетентности будущих преподавателей; даёт характеристику особенностям её составляющих компонентов.

Введение

Современное высшее профессиональное образование призвано обеспечить высшие учебные заведения квалифицированными специалистами, которые смогут эффективно осуществлять педагогически-консультирующую, коррекционно-диагностическую и, в частности, оценочную деятельность. Обеспечение последней возможно лишь при условии создания соответствующей подготовки будущих преподавателей и формирования у них оценочной компетентности, наличие которой позволит эффективно и качественно в будущем оценивать учебные достижения учащихся.

Следует отметить, что, несмотря на существующий интерес учёных к проблеме формирования оценочной компетентности будущих преподавателей, она, к сожалению, сегодня остаётся недостаточно изученной в теории и практике. Однако некоторые её аспекты отражены в трудах таких отечественных учёных, как Ж. Ахмадиева, Б. Аксёнов, М. Калугина, А. Криворучко, Г. Лысак, А. Сытникова, В. Фомина и др.

Обобщая взгляды указанных учёных относительно сущности оценочной компетентности будущего преподавателя, мы рассматриваем её как «состояние, характеризующееся наличием приобретенной личностью совокупности знаний, умений, навыков и личного опыта, которые позволяют ей быть эффективной в реализации процесса оценки знаний студентов; способностью использовать рациональные способы оценки, правильно и объективно оценивать знания; умением осуществлять контроль и оценку с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов» [1, 10].

Исходя из этого, считаем, что для формирования оценочной компетентности будущих преподавателей целесообразно построить соответствующую дидактическую модель.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработке модели формирования оценочной компетентности магистрантов предшествовал анализ взглядов учёных касательно сущности понятия «модель», который, в свою очередь, показал, что они неоднозначны и отличаются. Так, по мнению В. Штофа, модель представляет собой «концептуальный инструмент, аналог определенного фрагмента социальной действительности, который служит для хранения и расширения знаний о свойствах и структуре процессов, ориентированных на управление ими» [2, 19]. Л. Калапуша придерживается мнения, что «модель является абстракцией относительно оригинала и синтезирует в себе основные свойства различных предметов и явлений» [3, 55]. А. Зязюн трактует модель как «искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобным изучаемому объекту, отражает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами данного объекта» [4, 209].

В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что модель является преимущественно описательной характеристикой, которая содержит требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам тех, на кого направлена её цель.

50

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Созданная нами модель формирования оценочной компетентности будущего преподавателя в процессе магистерской подготовки представляет собой совокупность блоков, связей и зависимостей между ними. К блокам предложенной нами модели (рисунок) относим: целевой (содержит конкретную цель, содержание, педагогические условия, подходы, принципы, средства и компонентные составляющие процесса формирования оценочной компетентности; организационно-содержательный (включает этапы реализации процесса формирования оценочной компетентности); результативно-оценочный (составляют критерии, показатели и уровни сформированное™ оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы, а также конкретный результат).

йЧ в I

о й

-м а

н О ■ё из

< ы

к о о и

4-

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ

Аналитический Мотив ационный Содержательный

Организационно-деятельностный

Оценочно-результативный

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

W----^

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Мотивационно- Когнитивный Деятельностный

ценностный

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:

низкий, средний, высокий

РЕЗУЛЬТАТ: сформированность оценочной компетентности будущего преподавателя

Рисунок — Модель формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы в процессе магистерской подготовки

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

51

Цель модели предполагает формирование оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы в процессе магистерской подготовки. Её реализация в учебном процессе высшего учебного заведения обеспечит дальнейшее успешное осуществление будущими преподавателями оценочной деятельности и создаст для них условия конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

При определении содержания модели мы руководствовались данными тестового опроса, проведенного на констатирующем этапе педагогического эксперимента, о наличии мотивации, знаний и умений магистрантов, связанных с оценочной деятельностью. Поэтому основной акцент в дальнейшем был сделан на формировании у магистрантов оценочных способностей, овладении ими методологией оценивания учебных достижений, что, в свою очередь, позволило сформировать у них оценочную мотивацию, определенную педагогическую направленность, оценочную позицию в будущей преподавательской деятельности.

Основными педагогическими условиями формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы нами определены: усиление мотивации будущих преподавателей к профессиональному росту в области оценивания учебных достижений; определение и обоснование подходов к формированию у будущих преподавателей высшей школы оценочной компетентности; реализация принципов обучения в контексте формирования оценочной компетентности будущего преподавателя; овладение в процессе магистерской подготовки современными оценочными методами и технологиями; системный мониторинг состояния готовности магистрантов к осуществлению оценочной деятельности; разработка и реализация модели и дидактико-методического комплекса процесса формирования оценочной компетентности.

Определение педагогических условий позволило конкретизировать входящие в модель подходы и принципы обучения, которые наиболее эффективно способствуют формированию оценочной компетентности магистрантов.

Подходами к формированию оценочной компетентности магистрантов считаем:

1) компетентностный: трактуется как метод моделирования результатов обучения, преимущественно позволяющий сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана; как метод предусматривает решение задач, связанных с поэтапным его формированием. Направлен на формирование опыта для осуществления оценочной деятельности, использования технологий и комплексов оценивания; формирование профессионально значимых личностных качеств в оценке результатов обучения; предполагает не усвоение магистрантами отдельных друг от друга знаний, умений, навыков оценочной деятельности, способностей и готовности к оценке результатов обучения, а овладение ими в комплексе;

2) деятельностный: позволяет определить базисные содержательные и методологические основания образования; осуществить поэтапное формирование умений, опыта оценивания результатов профессионального образования в процессе выполнения учебно-профессионального, научно-исследовательского, образовательно-проектировочного, организационно-технологического видов деятельности; трактуется как создание условий для активной позиции субъекта деятельности, благодаря чему будет происходить сознательное, прочное усвоение им определенного опыта;

3) системный: рассматривается как комплексный всесторонний анализ социальных объектов и явлений - единое целое с учетом всех взаимосвязей объектов, их свойств и наложенных ограничений; является методом научного познания и предусматривает выделение системы, структуры, элементов с учетом такого конечного результата, которому подчинено функционирование системы; позволяет представить процесс формирования оценочной компетентности комплексно, во взаимосвязи компонентов; позволяет систематически и целенаправленно планировать умственную и практическую деятельность, выбирать методы, формы, способы познания и управления системными явлениями и процессами в сфере оценочной деятельности в новых условиях, даёт возможность представить систему формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы в совокупности подсистем, включающих в себя цели, содержание, деятельность, анализ и корректировку результатов;

4) акмеологический: обеспечивает усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога; направлен на совершенствование и коррекцию

52

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

профессиональной деятельности, обеспечивает управление индивидуально-профессиональным развитием будущего преподавателя, ориентирует его на постоянное самосовершенствование и способность к самореализации, саморегуляции и самоорганизации; способствует развитию личности педагога через органическое единство процессов профессионального воспитания, социализации, а также самовоспитания и саморазвития.

Как показало наше исследование, успешной подготовке будущего преподавателя к оцениванию знаний студентов также способствует комплекс дидактических принципов обучения, а именно: научности, систематичности и системности, последовательности, сознательности, активности и самостоятельности, наглядности, основательности, связи обучения с практической деятельностью, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, диалогичности, компенсаторности, многоуровневости, прогнозируемости, плановости, объективности, открытости и прозрачности, экономичности, тематичности, учёта индивидуальных возможностей студентов, единства требований и т.д.

Важными составляющими разработанной нами модели выступают компонентные составляющие оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.

Согласно организационно-содержательному блоку модели, к этапам реализации процесса формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы отнесены: аналитический, мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, оценочнорезультативный.

Охарактеризуем определенные этапы, учитывая цели, содержание деятельности, условия успешности и ожидаемые результаты каждого из них.

I. Аналитический этап: 1) цель: обоснование методики формирования оценочной

компетентности магистрантов - будущих преподавателей высшей школы; 2) содержание деятельности: анализ требований к уровню формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы, определение системы оценочных знаний и умений; прогнозирование результатов оценочной деятельности; 3) условия успешности: прогностический характер учебного процесса в магистратуре высшего ученого заведения; учёт влияния оценочных технологий на требования к уровню оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы; комплексное планирование задач обучения и развития магистрантов; 4) ожидаемые результаты: профессионально-ориентированные задачи оценочного характера; требования

к уровню оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы.

II. Мотивационный этап: 1) цель: формирование устойчивого интереса к оценочной деятельности в процессе магистерской подготовки (изучение специальных дисциплин); осознание её значения в познавательной и преподавательской деятельности; 2) содержание деятельности: анализ программного материала для оценивания учебных достижений, выявления его познавательно-мотивационного потенциала, разработка методических приёмов его использования в учебном процессе; 3) условия успешности: субъект-субъектное взаимодействие в учебном процессе; положительный опыт собственной оценочной деятельности преподавателя; 4) ожидаемые результаты: проблемные задачи для оценивания знаний; интересные сюжеты из истории оценивания; сведения об истории появления первых оценок.

III. Содержательный этап: 1) цель: определение содержания формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 2) содержание деятельности: анализ и отбор содержания программного и дополнительного материала для оценивания; подбор и разработка задач оценочного характера, разработка оценочных заданий для самостоятельной работы; разработка тестовых заданий для выявления динамики формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 3) условия успешности: определение эффективной структуры учебного материала и последовательности его усвоения для формирования оценочной компетентности; 4) ожидаемые результаты: индивидуальная научноисследовательская работа магистрантов по оценочной проблематике.

IV. Организационно-деятельностный этап: 1) цель: разработка и апробация форм и методов формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 2) содержание деятельности: организация учебного познания оценивания, создание индивидуальных оценочных задач различной степени сложности, формирование оценочных умений магистрантов; 3) условия успешности: расширение права свободного выбора видов

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

53

оценивания учебных достижений; апробация различных форм и методов оценивания; положительный опыт оценочной деятельности магистрантов на практике; 4) ожидаемые результаты: дидактико-методический комплекс формирования оценочной компетентности магистрантов; научно обоснованные формы и методы привлечения магистрантов к оцениванию учебных достижений; методические рекомендации по мотивации и стимулированию будущих преподавателей к участию в оценочной деятельности.

V. Оценочно-результативный этап: 1) цель: оценка уровня сформированное™ оценочной компетентности магистрантов - будущих преподавателей высшей школы; 2) содержание деятельности: выявление динамики уровней сформированности оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; выявления факторов, определяющих положительную динамику уровней сформированности оценочной компетентности магистрантов; выявление причин и условий, затрудняющих формирование оценочной компетентности будущих преподавателей; разработка перспективных направлений по изучению условий формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки; 3) условия успешности: наличие оценочного инструментария, учёт особенностей индивидуального

оценочного опыта магистрантов; 4) ожидаемые результаты: методика оценки полученных результатов; рекомендации по совершенствованию модели формирования оценочной компетентности магистрантов в процессе магистерской подготовки.

Отдельно отметим, что оценивание сформированности оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы, согласно модели, предусматривает определение соответствующих критериев и показателей, а именно: мотивационно-ценностного (интерес к преподавательской и, в частности, оценочной деятельности, желание работать в высшем учебном заведении); когнитивного (владение профессионально-значимыми (оценочными) знаниями); деятельностного (владение современными оценочными методиками и технологиями).

Сформированность оценочной компетентности будущего преподавателя определяется согласно низкого, среднего и высокого уровней.

Реализация нашей модели формирования оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы в процессе магистерской подготовки осуществляется при условии внедрения в учебный процесс магистрантов соответствующего дидактико-методического комплекса - учебного специального курса «Подготовка будущего преподавателя к оценочной деятельности» и учебного пособия «Оценочная компетентность будущего преподавателя высшей школы».

Особенность данного комплекса состоит в том, что учебный специальный курс «Подготовка будущего преподавателя к оценочной деятельности» своей целью ставит раскрытие сущности оценочной компетентности будущего преподавателя высшего учебного заведения, определение её структуры; обоснование значения оценочной деятельности для будущего преподавателя в процессе магистерской подготовки. Его основными задачами является ознакомление будущих преподавателей с понятием оценочной компетентности и её структурой; раскрытие значения оценочной деятельности для будущего преподавателя в процессе магистерской подготовки; привлечение магистрантами к практическому использованию в преподавательской деятельности современных систем и методов оценивания уровня учебных достижений студентов; формирование оценочных знаний, умений и навыков будущих преподавателей, а также приобретение соответствующего практического опыта.

Результатом изучения магистрантами специальной учебной дисциплины должны стать знания относительно понятия «профессиональная компетентность» и «оценочная компетентность будущего преподавателя»; структуры оценочной компетентности будущего преподавателя высшего ученого заведения; современных систем и методов оценивания уровня знаний студентов и их места в формировании оценочной компетентности будущего преподавателя. Магистранты должны уметь: владеть методологией оценочной деятельности; наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы; обобщать и предвидеть последствия собственной оценочной деятельности; применять полученные теоретические знания и практические навыки не только при выполнении оценочных мероприятий в области образования, но и использовать их в различных сферах общественной жизни.

Специальный учебный курс рассчитан на 36 часов, из которых 10 часов - лекционные занятия, 8 часов - семинарские занятия, 12 часов - самостоятельная работа, 6 часов -

54

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

индивидуальные занятия. Разработанный нами спецкурс структурно делится на три содержательных модуля и предусматривает выполнение магистрантом индивидуального научноисследовательского задания, а также контрольных тестовых заданий для проверки и закрепления знаний относительно приобретенных оценочных навыков и умений.

Содержание учебного пособия «Оценочная компетентность преподавателя высшей школы» состоит из трех разделов, в которых отражены теоретический и практический опыт оценочной деятельности современного преподавателя высшей школы. Кроме того, в нем размещены тестовые задания для проверки состояния сформированности оценочной компетентности будущих преподавателей, терминологический словарь и список научных источников по исследуемой проблематике.

Выводы

Подводя итоги, следует отметить:

- подготовка будущего преподавателя высшей школы к оценочной деятельности является сегодня одной из приоритетных задач высшего профессионального образования, и готовность будущего преподавателя высшей школы к оцениванию учебных достижений понимаем как приобретение определенного уровня оценочной компетентности;

- предложенная к рассмотрению авторская модель является инструментом формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы, совокупностью взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на достижение конкретной цели - формирование оценочной компетентности будущего преподавателя высшей школы;

- эффективность модели зависит от соблюдения определённых педагогических условий и реализации всех этапов процесса формирования оценочной компетентности;

- модель является открытой, постоянно развивается и, при необходимости, может быть дополнена новыми компонентами.

Литература

1. Куртась, С. А. Оценочная компетентность преподавателя высшей школы : [учебное пособие] / Сергей Куртась. - Сумы : РИО : СОИППО, 2012. - 100 с.

2. Штоф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. - М.-Л. : Наука, 1966. - 302 с.

3. Калапуша, Л. Научно-исследовательские и дидактические функции метода моделирования / Л. Калапуша // Педагогический поиск : научный журнал. - 2005. - № 2(46). - С. 55-57.

4. Зязюн, И. А. Мировоззренческие приоритеты педагогики / И. А. Зязюн // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов : методология, теория, опыт, проблемы : сборник научных трудов : в 2 ч. - Киев - Винница : ДОО Винница, 2002. - Ч. 1. - С. 209.

Summary

Article is devoted to an actual problem of master preparation of future teachers of higher educational institutions to implementation of evaluated activity by them; reveals essence and the importance of evaluated competence; proves need of development and deployment in educational process of undergraduates of model of formation of evaluated competence of future teachers; gives the characteristic to features of its constituent components.

Поступила в редакцию 15.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.