Научная статья на тему 'Модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации в посткризисный период'

Модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧЕТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ОТЧЕТНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКУЩЕЙ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ОТЧЕТНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буянова Т.И., Пряхин А.А.

В статье показана модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации на основе гармонизации правил ведения бухгалтерского учета и отчетности с принципами менеджмента качества, установленными стандартами ИСО 9000, с целью повышения качества информации. Задача максимального удовлетворения информационных потребностей пользователей решается через изучение их интересов и требований к информации. Для характеристики соответствия требований пользователей к составу и содержанию информации рассмотрена система показателей оценки и анализа ее качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации в посткризисный период»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Т. И. БУЯНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: tbuianova@mail. ru А. А. ПРЯХИН,

кандидат экономических наук, профессор кафедры политической экономии E-mail: paa38@mail. ru Уральский государственный экономический университет

В статье показана модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации на основе гармонизации правил ведения бухгалтерского учета и отчетности с принципами менеджмента качества, установленными стандартами ИСО 9000, с целью повышения качества информации. Задача максимального удовлетворения информационных потребностей пользователей решается через изучение их интересов и требований к информации. Для характеристики соответствия требований пользователей к составу и содержанию информации рассмотрена система показателей оценки и анализа ее качества.

Ключевые слова: отчетная финансовая информация, пользователи информации, особенности отчетной финансовой информации страховой организации, принципы формирования отчетной информации, принципы менеджмента качества, требования к текущей учетной информации, требования к отчетной финансовой информации, показатели оценки и анализа качества отчетной финансовой информации.

Тенденции реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами направлены на повышение качества информации как одну из приоритетных задач в рыночных условиях. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечено, что сложившаяся система учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество информации, что существенно ограничивает возможности ее полезного использования [2]. В то же время требования к качеству информации со стороны пользователей постоянно возрастают, так как от этого зависят объективность и обоснованность принятия решений.

Качественно подготовленная информация в отчете имеет ряд преимуществ. Во-первых, руководство предприятия и его владельцы на

основании отчета имеют возможность оценить состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития. Во-вторых, для контрагентов организации отчетная

Информация первичного учета

об имуществе, обязательствах, операциях, доходах и расходах

Текущий бухгалтерский учет

Текущая финансовая информация

Обобщение текущей финансовой информации в бухгалтерской отчетности

Преобразование информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, в аналитическую _

:

Отчетная финансовая информация

Рис. 1. Состав финансовой информации организации

информация все в большей степени становится основным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данной организацией. По этой причине повышение качества информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, является одной из важных задач развития бухгалтерского учета и отчетности.

В бухгалтерском учете с помощью специальных методов регистрируется, группируется, обобщается информация динамического и статического характера об объектах учета (имуществе, обязательствах, операциях, доходах, расходах). Таким образом, весь информационный поток, проходящий через учетный процесс, представляет собой финансовую информацию. Свойство транзитивности информации (переход от одного вида к другому) при ее формировании позволяет выделить текущую финансовую информацию и отчетную финансовую информацию (рис. 1).

Текущая финансовая информация — это информация, которая в процессе текущего учета прошла регистрацию, группировку, систематизацию и подготовлена для итогового обобщения в отчетности. Текущая финансовая информация формируется на основании данных первичного учета об имуществе, обязательствах, операциях, финансовых результатах бухгалтерской службы организации и остается в бухгалтерии для дальнейшей обработки. При этом информация первичного учета является информацией входящей, а текущая финансовая информация — исходящей. Текущая финансовая информация содержится в учетных регистрах организации.

Отчетная финансовая информация — это итоговая информация, используемая пользовате-

лями в аналитических процедурах для принятия управленческих решений, включающая информацию, отраженную в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, и информацию, преобразованную (аналитически перегруппированную). При этом текущая финансовая информация является информацией входящей, а отчетная финансовая информация — исходящей.

Для того чтобы учесть влияние специфики страхования на формирование отчетной финансовой информации, определены особенности, связанные с ролью и местом страховых организаций в экономике; степенью законодательного регулирования, содержанием и характером страховой деятельности; организационной структурой страховой организации и др.

Зависимость отчетной финансовой информации от особенностей страховой деятельности проявляется в направлениях:

1. Повышается степень важности качества отчетной финансовой информации для анализа и оценки деятельности страховой организации как социально значимого и стратегического сектора экономики.

2. Увеличивается количество пользователей и расширяются их требования к отчетной финансовой информации.

3. Наличие особых объектов учета и управления (страховые премии, страховые выплаты, страховые резервы, расчеты со страхователями, страховщиками, состраховщиками, расчеты по депо премий, доля перестраховщиков в резервах, активы, принимаемые в покрытие собственных средств и страховых резервов, и др.) требует формирования финансовой информации об этих объектах.

4. Формы итогового обобщения финансовой информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности отличаются от общепринятых. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств страховой организации имеют специфическую структуру и состав показателей [5].

5. Становится обязательной аналитическая перегруппировка информации, отраженной в бухгалтерской отчетности, с целью использования традиционных методик финансового анализа деятельности страховой организации.

Формирование отчетной финансовой информации — это процесс, который имеет свои характеристики (параметры, условия). Для описания процесса, его структурных элементов и их взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости разработана модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации.

Предлагаемая модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации включает принципы, требования, процессы, способы измерения качества информации, пути его повышения (рис. 2).

Поскольку главной целевой установкой формирования отчетной финансовой информации принято повышение ее качества, в основу модели положена идея гармонизации правил ведения

учета и отчетности в Российской Федерации с принципами системы менеджмента качества, установленными стандартами ИСО 9000 [4]. Исходя из этого, принципами формирования отчетной финансовой информации являются:

1) ориентация на потребителей (пользователей);

2) качество исходящей информации определяется качеством входящей информации;

3) процессный подход (преобразование входов в выходы);

4) измерение качества информации;

5) постоянное улучшение качества информации.

Первым ключевым принципом формирования отчетной финансовой информации является ориентация на потребителя (пользователя) и его интересы (см. рис. 2, блок 1) в соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России [1] и стандартами ИСО 9000 [4]. Успешное развитие любого хозяйствующего субъекта в рыночных условиях в определяющей степени зависит от активной его работы с заинтересованными пользователями информации, формируемой в учетном процессе.

Отчетная финансовая информация является необходимым источником данных для принятия решений лицами, осуществляющими управление

Принципы формирования отчетной финансовой информации

X

X

Процессный подход Измерение

(преобразование качества информации

входов в выходы) (блок 4)

(блок 3)

X

X

Качество исходящей информации определяется качеством входящей информации _(блок 2)_

Постоянное улучшение качества информации (блок 5)

Ориентация на потребителей (пользователей) (блок 1)

Вход: процесс текущего учета информации

Процесс формирования отчетной финансовой информации страховой организации

(блок 3)_

Обобщение информации в отчетности

Аналитическое преобразование _информации_

Цель процесса: максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей об имущественном положении организации и результатах ее деятельности

Владелец процесса: руководитель организации Ответственный исполнитель: главный бухгалтер организации

Выход: процесс анализа отчетной финансовой информации

Требования к входящей текущей информации (блок 2):

полнота и достоверность; своевременность; непротиворечивость; осмотрительность; приоритет содержания перед формой; рациональность (экономичность); верифицируемость

Способы измерения качества информации (блок 4):

формализованный; неформализованный

Пути повышения качества информации (блок 5):

изменение состава информации; изменение группировки информации; аналитическое преобразование информации; изменение содержания информации

Требования к исходящей отчетной информации (блок 1):

информативность; своевременность; релевантность; сравнимость; управиенческаягибкость; универсальность; тигогаидостоверносгь; объективность; осмотрительность; верифипцреумость; транспарентность

Рис. 2. Модель формирования отчетной финансовой информации страховой организации и ее элементы

Внутренние, имеющие возможность влиять на составление отчетности

J

Руководство и менеджеры компании

Собственники, акционеры

О

гк

страховой организацией, а также для установления взаимоотношений страховщика с внешними пользователями (юридическими, физическими лицами, государством и его органами).

Состав пользователей отчетной финансовой информации страховой организации, с одной стороны, достаточно традиционен. С другой стороны, информация о деятельности страховой организации, интересна и особому кругу потребителей. Классификация пользователей отчетной финансовой информации страховой организации показана на рис. 3. Количество пользователей отчетной финансовой информации меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, в то время как их интересы в отношении информационного содержания достаточно постоянны, причем интересы разных пользователей индивидуальны. Вместе с тем большинству пользователей интересна информация о финансовых результатах и финансовом состоянии страховой организации в целом, а также о финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, положительной динамике занимаемой рыночной позиции (рейтинге), конкурентоспособности.

Для удовлетворения интересов пользователей исходящая отчетная финансовая информация должна отвечать определенным требованиям. Эти требования обусловлены прежде всего степенью соответствия отчетной финансовой информации качественным характеристикам. Анализ отечественных и международных нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности и позиций разных авторов позволил систематизировать и дополнить систему качественных характеристик, сгруппировав их по двум признакам: для оценки аналитических возможностей и степени надежности информации. Аналитические свойства информации определяют информативность; своевременность; релевантность; сравнимость; управленческую гибкость; универсальность, а о

Пользователи отчетной финансовой информации страховой организации

Внешние, не имеющие возможности влиять на составление отчетности

Л

_1_

| § §

к

0 5

1 § §

!? I

»3 о ^ к

И

о ^

5 §

о

С прямым финансовым интересом

С опосредованным финансовым интересом

Налоговые органы

Органы статистики

Органы страхового надзора |-

Аудиторские фирмы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банки и прочие кредиторы

Инвесторы

Рейтинговые агентства

Консалтинговые фирмы

о ^

я к

-| Страхователи"

-|Перестраховщикй|

Инвестиционные компании, фонды

Пресса, СМИ

и

ерестрахователи|

Союзы страховщиков

-| Состраховщикй~

Страховые посредники

Профсоюзы

Работники

Конкуренты

и

я ~

а з § &

га — Ш

К О

* £

& ч о ° О ю

Рис. 3. Классификация пользователей отчетной финансовой информации страховой организации

надежности информации свидетельствуют полнота и достоверность; объективность; осмотрительность; верифицируемость (проверяемость); транспарентность (прозрачность).

Второй принцип, положенный в основу формирования модели, касается входящей информации, создаваемой в процессе текущего учета (см. рис. 2, блок 2), так как качество исходящей информации зависит от качества входящей информации.

В текущем учете происходит документирование, регистрация, группировка, систематизация информации о происходящих изменениях в составе имущества, обязательствах, доходах, расходах под влиянием хозяйственных операций, осуществляемых страховой организацией в отчетном

периоде. Ведение текущего учета должно быть подчинено требованиям нормативных документов всех уровней и удовлетворять информационные потребности пользователей. Единственным пользователем информации текущего учета является сама страховая организация, которая использует эту информацию для составления бухгалтерской отчетности и иных внутренних целей.

Требования к входящей финансовой информации включают полноту; достоверность; своевременность; непротиворечивость; осмотрительность; приоритет содержания перед формой; рациональность (экономичность); вери-фицируемость, что соответствует качественным характеристикам (требованиям), установленным нормативными документами по ведению бухгалтерского учета.

Третьим принципом, определяющим содержание модели, является использование процессного подхода формирования отчетной финансовой информации (см. рис. 2, блок 3). Процесс — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы [4]. Входами к одному процессу обычно являются выходы других процессов. Желаемый результат эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Страховой продукт (страховая услуга) является результатом процессов страховой компании. Последовательность и взаимодействие процессов есть не что иное, как непрерывное предоставление услуг.

В соответствии с типологией, установленной стандартами ИСО 9000, и учитывая специфику страховой деятельности, выделены три вида процессов:

— процессы, направленные на производство страхового продукта;

— процессы, обеспечивающие непрерывность «страхового производства»;

— процессы управленческой деятельности.

Для страховой организации процессы, производящие «страховые продукты (услуги)», — это основные процессы, которые включают деятельность по заключению и ведению договоров страхования; процессы инвестиционной деятельности, финансовой деятельности; маркетинговые

исследования страхового рынка; деятельность по осуществлению сопутствующих страхованию операций.

Процессы, обеспечивающие непрерывность основных процессов (вспомогательные процессы), связаны с нормативно-правовым, экономическим, кадровым, программно-техническим, хозяйственным обеспечением страховой организации и управлением инфраструктурой (филиалами, агентствами, представительствами).

Процессы управленческой деятельности включают текущее, оперативное, перспективное, стратегическое управление ресурсами и персоналом и др.

Процесс формирования отчетной финансовой информации является частью процесса управленческой деятельности и состоит из двух элементарных процессов:

— обобщения информации в формах бухгалтерской отчетности;

— преобразования информации из форм бухгалтерской отчетности в аналитическую.

Для внутренних пользователей процесс формирования отчетной финансовой информации включает оба элементарных процесса, для внешних пользователей — только один (обобщение информации в формах бухгалтерской отчетности). Перегруппировку отчетной информации для проведения анализа деятельности по данным отчетности внешние пользователи производят самостоятельно.

Цель каждого из элементарных процессов направлена на достижение общей цели: максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей, что соответствует ключевому принципу модели формирования отчетной финансовой информации.

Содержание процесса, кроме цели, предполагает определение владельца, ответственного руководителя, входов, выходов, требований к входам, требований к выходам, поставщиков и потребителей процесса, управляющего воздействия, основных ресурсов, методов измерения соответствия информации предъявляемым требованиям, показателей результативности.

Владельцем процесса формирования отчетной финансовой информации является руководитель страховой организации, так как на него возложена

ответственность за организацию бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [3], а ответственным исполнителем процесса выступает главный бухгалтер организации.

Принцип процессного подхода устанавливает необходимость определения входов и выходов к каждому процессу.

Входом процесса формирования отчетной финансовой информации выступает текущая финансовая информация, которая в процессе текущего учета регистрируется, группируется и систематизируется. Требования к входам — это требования к входящей текущей информации (см. рис. 2, блок 2). Подразделения, осуществляющие ведение текущего учета и подготовку информации для ее итогового обобщения, в соответствии со стандартами ИСО 9000 являются поставщиками процесса. К ним относятся отделы бухгалтерии страховой организации, занимающиеся текущим бухгалтерским учетом, а также бухгалтерии филиалов страховой организации.

Выходом процесса является отчетная финансовая информация, отраженная в формах бухгалтерской отчетности страховой организации, аналитически преобразованная и подготовленная для анализа заинтересованными пользователями с целью удовлетворения их интересов. Требования к выходам — это требования к исходящей отчетной информации (см. рис. 2, блок 1).

Процесс формирования отчетной финансовой информации осуществляется под управляющим воздействием как со стороны государства через нормативно-законодательную базу, регулирующую ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, так и со стороны самой страховой организации посредством утвержденной учетной политики, других положений по проведению страховых, инвестиционных, финансовых и других операций.

Процесс формирования отчетной финансовой информации должен быть обеспечен основными ресурсами. Ресурсы процесса включают:

— время, предусмотренное законодательством для проверки и обработки информации;

— трудовые ресурсы (работники, занимающиеся формированием отчетной финансовой информации);

— оборудование, используемое для обработки информации;

— программные продукты и информационно-справочные системы.

Для измерения соответствия отчетной финансовой информации предъявляемым требованиям процессный подход предполагает использование специальных методов. К методам измерения соответствия сформированной информации требованиям относятся внутренний аудит и контроль (самооценка), внешний аудит, проверка налоговыми органами, проверка органами страхового надзора.

Показатели результативности процесса формирования отчетной финансовой информации характеризуют степень соответствия отчетной финансовой информации требованиям по следующим параметрам: удовлетворенность пользователей; информированность пользователей; уровень качества отчетной финансовой информации; представление отчетной финансовой информации в срок; положительное аудиторское заключение; отсутствие штрафных санкций за ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности или за несвоевременность представления отчетности. Показатели результативности должны оцениваться непрерывно в сроки, установленные учетной политикой.

Четвертым принципом, заложенным в модель формирования отчетной финансовой информации, является измерение качества отчетной финансовой информации (см. рис. 2, блок 4), что предполагает количественную оценку качественных характеристик информации и определение уровня качества информации. С этой целью разработана методика оценки и анализа качества отчетной финансовой информации. Методика включает систему показателей, сгруппированных по направлениям: характеристика общего состояния отчетной финансовой информации; анализ качества используемой отчетной финансовой информации; оценка удовлетворенности пользователей. По каждому показателю определено экономическое содержание и желательное значение (см. таблицу).

В формулах расчета коэффициентов оценки и анализа качества информации используются исходные данные, состав и структура которых представлены на рис. 4.

Система показателей оценки и анализа качества отчетной финансовой информации

Показатель Формула Желательное значение Содержание показателя

Показатели общего состояния отчетной финансовой информации

1. Коэффициент общей информированности К , £ инф к инф м 1 Показатель характеризует уровень информации, содержащейся в отчетности, в общем объеме данных

2. Коэффициент недостаточной информированности К ф недост. инф К —_д_ недост.инф 0 Показатель характеризует объем отсутствующей в отчетности информации

3. Коэффициент требуемой информированности К , т Г Г тр. инф К — т3 тр.инф 1 Показатель характеризует уровень необходимой информационной обеспеченности для выполнения конкретной аналитической задачи

4. Коэффициент избыточной информированности К , , т Г ^ изб. инф К — -^изб.инф 0 Показатель характеризует долю информации, представленной в общем объеме данных, но не используемой в процессе анализа

5. Коэффициент используемой информации Кии К — ии N1 1 Показатель характеризует уровень используемой информации от общего объема первичных показателей

6. Коэффициент релевантности К релев К - N14 релев N1 iV 1о 1 Показатель характеризует уровень полезности информации, отраженной в отчетности, для проведения анализа

7. Коэффициент бесполезной информированности К т г ^ бесп. инф К Мн бесп.инф 0 Показатель характеризует долю неиспользуемой информации, представленной в отчетности, на формирование которой были затрачены определенные ресурсы

Показатели качества используемой отчетной ( шнансовой информации

1. Коэффициент информационной отдачи К , иф. отд к — N3* ин. отд N1 ^ 1и 1 Показатель характеризует уровень информационной отдачи (нагрузку) используемой первичной информации

2. Коэффициент дублирования первичной информации Кдубл К М^бл дубл мо 0 Показатель характеризует уровень неоправданного дублирования первичной информации

3. Коэффициент однократности К ^ ^ однокр К — 1 — К — однокр дубл — 1 N1^ 1 Показатель характеризует уровень первичной информации, освобожденной от неоправданного дублирования

Показатели удовлетворенности пользователей

1. Коэффициент удовлетворенности пользователей К удовл К -N3ф удовл N3 1 Показатель характеризует степень удовлетворения интересов потребителей

2. Коэффициент эффективной информированности К т Г ^ эф. инф К - N1и эф.инф N1 1 Показатель характеризует информацию, необходимую для анализа, и показывает уровень информационной обеспеченности конкретной аналитической задачи

Первичной (исходной) информацией (N1) считаются данные, соответствующие каждой статье (строке) бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм, входящих в состав бухгалтерской финансовой отчетности страховой организации.

В ходе анализа может возникнуть потребность в аналитической перегруппировке первичной информации, в процессе которой рассчитываются промежуточные данные (N2). Производными (итоговыми) они не являются, но без них расчет производных показателей невозможен.

Общий объем первичной информации N1

Первичные данные, отсутствующие в отчетности, Мд Первичные данные, имеющиеся в отчетности, N10

используемые для расчета промежуточных и производных данных, ми не используемые для расчета промежуточных и производных данных, мн

Первичные данные, необходимые для анализа, N1^

Аналитическая перегруппировка

Промежуточные данные N2

Не рассчитанные из-за отсутствия первичных данных, N2^ Используемые для расчета производных данных, N2^

Анализ

Производные данные, не рассчитанные из-за отсутствия первичных показателей, Производные данные, фактически полученные в ходе анализа, N3,},

Производные данные, установленные пользователями в соответствии с программой анализа деятельности страховой организации, N3

Рис. 4. Состав и взаимосвязь первичной, промежуточной, производной информации

Производные данные (N3) определяются программой и объемом экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности страховой организации. Программу анализа определяют заинтересованные пользователи.

Пятый принцип модели — это постоянное улучшение отчетной информации (см. рис. 2, блок 5), как неотъемлемая задача ее формирования. Улучшение качества отчетной финансовой информации предусматривает увеличение способности выполнить требования, предъявляемые к ней. Для поиска путей и способов улучшения отчетной финансовой информации и разработки направлений ее совершенствования изучается содержание финансовой отчетности, проводится анализ качества информации, выявляются недостатки, причины и факторы, влияющие на достигнутый уровень качества информации.

Анализ качества отчетной финансовой информации имеют возможность провести различные пользователи: Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности и Федеральная служба страхового надзора при Министерстве финансов Российской Федерации; сама страховая организация; аудиторские фирмы, осуществляющие обязательный аудит бухгалтерской отчетности страховой организации; рей-

тинговые агентства; союзы страховщиков и др. Результатами проведенного анализа могут быть предложения по повышению качества информации за счет изменения состава информации; изменения группировки информации; изменения содержания информации; аналитического преобразования информации. Однако не все пользователи могут принимать решения и в равной степени влиять на качество отчетной информации. Реально улучшать качество отчетной финансовой информации могут два пользователя — Министерство финансов Российской Федерации и сама страховая организация.

Предложения по изменению и дополнению отчетной информации по составу и содержанию, по ее группировке, оценке, признанию для отражения в формах бухгалтерской отчетности связаны с принятием решения по совершенствованию нормативной базы формирования бухгалтерской отчетности. Эта функция возложена на Министерство финансов Российской Федерации. Страховая организация повысить качество информации, отраженной в отчетности, имеет возможность только через раскрытие дополнительных данных в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Таким образом, рассмотренная модель формирования отчетной финансовой информации является инструментом, который позволяет комплексно решать задачу повышения качества информации, так как каждый элемент модели направлен на ее достижение, что будет способствовать объективности и обоснованности принятия решений всеми участниками страхового рынка. Модель формирования отчетной финансовой информации является универсальной и может быть использована не только для повышения качества отчетной финансовой информации страховых организаций, но и других хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: приказ Минфина России от 01.07.2004 № 180.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

4. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2008: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 470-ст.

5. Формы бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемые в порядке надзора: приказ Минфина России от 11.05.2010 № 41н.

X Юбилейная Международная научная конференция

«ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КОНТРОЛЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ»

13-15 октября 2011 г.

Житомирская научная бухгалтерская школа на базе Житомирского государственного технологического университета при поддержке Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины проводит X Юбилейную Международную конференцию «Эколого-социальные ориентиры бухгалтерского учета, контроля, экономического анализа: цивилизационные вызовы».

Рабочие секции конференции:

* бухгалтерский учет как инструмент социальной политики;

* бухгалтерский учет как информационная система социально-ориентированной концепции управления;

* бухгалтерское отражение социальных процессов на предприятии;

* социальная компонента годовой отчетности предприятия;

* социальная ответственность бизнеса через призму бухгалтерского учета;

* бухгалтерское отражение социального капитала предприятия;

* экология и экономика - взаимосвязь и противоречия;

* бухгалтерский учет как инструмент сохранения природно-ресурсного потенциала;

* бухгалтерский учет экологической деятельности хозяйствующего субъекта в рамках концепции устойчивого развития;

* охрана природной среды как объект экономического анализа и контроля;

* учет экологической деятельности: гармонизация микро- и макроуровней экономики.

В программе конференции предусматривается выступление участников по тематическим проблемам, работа дискуссионных центров по обозначенным проблемам, встреча участников со студентами Житомирского государственного технологического университета, проведение экскурсий.

К участию приглашаются ученые и практики в области бухгалтерского учета, контроля и анализа, аспиранты и соискатели.

Заявку на участие и следует направить до 10 сентября 2011 г. на E-mail: but@ztu.edu.ua

По итогам конференции предполагается издание сборников материалов.

Тезисы выступлений направлять по электронной почте до 15 сентября 2011 г. в соответствии с установленными требованиями. Оплата проезда и проживания за счет направляющей стороны. i Телефоны для справок: +38 (0412) 24-09-91 - кафедра бухгалтерского учета ЖГТУ.

N. http://zsas.zhitomir.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.