Научная статья на тему 'Модель формирования нравственного самосознания подростков группы риска во внеурочной работе'

Модель формирования нравственного самосознания подростков группы риска во внеурочной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА / НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МОДЕЛЬ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-CONSCIOUSNESS / RISK-GROUP TEENAGERS / MORAL SELF-CONSCIOUSNESS / MODEL / EXTRACURRICULAR WORK / CORRECTION-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ю. И.

В данной статье раскрываются понятия «самосознание», «нравственное самосознание» и их особенности в подростковом возрасте, а также описывается модель формирования нравственного самосознания подростков группы риска во внеурочной работе в процессе коррекционно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of forming moral self-consciousness of risk-group teenagers at extracurricular activity

In the present article the author provides explanations for concepts self-consciousness and moral self-consciousness, describes their peculiar properties by the example of teenagers as well as depicts a model of forming moral self-consciousness of teenagers at risk during off-hour job in the context of correctional pedagogics.

Текст научной работы на тему «Модель формирования нравственного самосознания подростков группы риска во внеурочной работе»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Ю.И. Лебедева

В данной статье раскрываются понятия «самосознание», «нравственное самосознание» и их особенности в подростковом возрасте, а также описывается модель формирования нравственного самосознания подростков группы риска во внеурочной работе в процессе коррекционно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: самосознание, подростки группы риска, нравственное самосознание, модель, внеурочная работа, коррекционно-педагогическая деятельность.

В ходе научно-исследовательской работы нами была разработана модель формирования нравственного самосознания подростков группы риска во внеурочной работе в процессе коррекционно-педагогической деятельности. Предложенная модель имеет следующую структуру: компоненты нравственного самосознания, цель, задачи, принципы внеурочной деятельности, условия ее реализации, содержание, методы, приемы и средства, критерии и показатели, определяющие развитие нравственного самосознания, уровни, ожидаемый результат проведенной работы.

Целью опытно-экспериментальной работы является формирование нравственного самосознания подростков группы риска. В качестве ведущих задач были определены:

- формирование у подростков совокупности знаний и представлений о системе общественно значимых нравственных норм и моральных ценностей;

- развитие у них стремления к нравственному саморазвитию и самовоспитанию;

- обучение подростков группы риска осознанному нравственному выбору в принятии решений в сложных жизненных ситуациях, ответственности за принятое решение;

- формирование у подростков способности к рефлексии, самоанализу и самооценке собственных действий и поступков, соответствие их нравственным нормам и ценностям;

- воспитание активной жизненной позиции, непримиримого отношения к безнравственным поступкам и аморальному поведению.

Во внеурочной работе с подростками группы риска мы опираемся на следующие педагогические принципы: гуманистической направленности педагогического процесса; опоры на положительное в подростке, на сильные стороны его личности; сознательно-

сти и активности подростка в педагогическом процессе; учета индивидуальных и возрастных особенностей подростка; целостности и единства педагогического процесса; комплексного использования методов и приемов педагогической деятельности; интеграции усилий ближайшего социального окружения [1].

В процессе работы по формированию нравственного самосознания подростков

группы риска нами были выделены следующие педагогические условия.

1. Диагностико-аналитические: организация системы диагностической работы; определение критериев и показателей сформированное™ нравственного самосознания подростков; выявление реального уровня сформированное™ самосознания подростков группы риска; проектирование процесса формирования нравственного самосознания подростков.

2. Организационно-педагогические: разработка программ, форм и методов работы; организация просветительской работы с педагогами и родителями об особенностях нравственного и личностного развития подростков указанной группы.

3. Содержательно-технологические: личностно-ориентированная работа; обеспечение успеха в самореализации подростка; организация оптимального общения обычных подростков и подростков группы риска; применение разнообразных форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы, позволяющих скорректировать и развить нравственное самосознание учащихся.

4. Этико-психологические условия: создание психологического комфорта подростков и педагогов, проявление поддержки, веры и эмпатии подростков; позитивная уста-

новка на участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Внеурочная воспитательная работа с подростками группы риска проводилась по следующим направлениям: формирование у подростков нравственных знаний и представлений; воспитание позитивного отношения к нравственным нормам и моральным ценностям; создание ситуаций, требующих проявления нравственного поведения подростков; воспитание у подростков группы риска навыков самоанализа и оценки собственных действий и поведения.

Основной упор в системе коррекционнопедагогической деятельности мы делаем на групповые формы работы. Это объясняется тем, что ведущим и особо значимым видом деятельности для подростков является общение. Именно в группе формируется самооценка личности, а также происходит формирование отдельных нравственных ценностей и форм поведения. Хорошо зная всех членов коллектива и коллектив в целом, подросток сознательно и избирательно реагирует на мнение каждого, ориентируясь на отношения, оценки и ценности, сложившиеся в совместной деятельности.

В ходе внеурочной воспитательной работы использовались следующие методы педагогического воздействия: беседа, ролевая игра, анализ ситуаций с нравственным содержанием, участия в воспитывающих ситуациях, социальные пробы-испытания, решение моральных дилемм, положительный пример, рефлексия, психологический тренинг, активное участие подростков в социально значимых делах (помощь пенсионерам, участникам ВОВ, организация и участие в концертах для них, утренников для детей-сирот, находящихся в детских домах, организация встреч с участниками войны в Чечне и т. п.).

Для эффективности проводимой работы нами использовались следующие приемы педагогического воздействия:

- прием доверия: подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он может проявить свои знания и умения;

- прием активизации (создания) целевой установки: совместно с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности;

- прием включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить умение сотрудничать с одноклассниками;

- прием мобилизации внутренних сил подростка: важно раскрыть перед подростком его возможности, показать значимость проводимой работы лично для него;

- прием постепенного приучения к общественно полезной деятельности: поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

- прием перевода критики в самокритику - побуждает подростка дать объективную оценку собственных поступков и их результатов;

- прием стимулирования личного достоинства подростка: подростку предлагают посильную работу, укрепляют его веру в успех, поддерживают в трудных ситуациях;

- прием поощрения: похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений [1].

Нравственное самосознание представлено в единстве трех компонентов: когнитивного, эмоционально-волевого и рефлексивного. Аффективный компонент в структуре нравственного самосознания представляет собой относительно устойчивое отношение к себе и его оценку с позиций моральных норм и ценностей. Когнитивный компонент - это система представлений о себе как о субъекте нравственной активности. Это совокупность знаний, понятий, суждений и взглядов личности с точки зрения нравственных норм и ценностей. Волевой компонент представлен тенденцией действовать на основе усвоенных моральных и нравственных норм и присвоенных моральных ценностей, руководствуясь собственными моральными убеждениями [2].

В результате системного анализа каждого компонента нами были выделены следующие критерии сформированное™ нравственного самосознания.

1. Когнитивный критерий. Данный критерий представлен следующими показателями: знание подростком нравственных норм и ценностей, система представлений о себе как носителе нравственных качеств и как о субъекте нравственной активности.

2. Регулятивный. Показатели: ориентировка в поведении на нравственные нормы и ценности, активная нравственная позиция,

стремление к развитию и совершенствованию собственных нравственных качеств.

3. Эмоционально-оценочный представлен отношением к моральным нормам и ценностям, оценкой себя как носителя нравственных качеств и субъекта нравственной активности.

Также мы выделили три уровня сформированное™ нравственного самосознания у подростков группы риска, базирующиеся на динамике проявлений показателей:

1) низкий уровень. Данному уровню соответствуют низкие показатели по шкале оценки подростком себя как носителя нравственных качеств, неадекватность знаний о себе с позиций нравственности либо принятие собственной безнравственности как нормы, несформированная система представлений об общечеловеческих ценностях, незнание или поверхностное знание сути нравственных качеств личности, низкий уровень регулятивности собственного поведения, конфликтность, проявление вербальной и невербальной агрессии в поведении;

2) средний уровень составляют средние показатели самооценки, недостаточный уровень знаний о себе как о носителе нравственных качеств, пассивная позиция в отношении потребности нравственного саморазвития, несформированная либо частично сформированная система представлений об общечеловеческих ценностях, средний уровень регуляции собственного поведения, проявления вербальной и невербальной агрессии;

3) высокий уровень, соответственно, представлен высокими результатами по всем показателям. Это адекватность самооценки и знаний о себе как о носителе нравственных качеств подростка группы риска, его стремление к саморазвитию и самовоспитанию, сформированная система социально значи-

мых ценностей, неконфликтность, высокий уровень регуляции собственного поведения.

Процесс коррекционно-педагогической деятельности был направлен на формирование личности подростка группы риска, наделенную следующими характеристиками:

1) стремление к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию;

2) способность к нравственному выбору в сложных жизненных ситуациях, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»;

3) способность к рефлексии, потребность в ней как в необходимом условии регулирования собственного поведения;

4) активная позиция личности, стремление и способность анализировать собственные мысли, чувства и поступки, результаты собственных действий и отношений;

5) умение контактировать с людьми разных возрастных групп и социальных общностей, тактичность, неконфликтность;

6) обладание устойчивой системой социально значимых ценностей.

1. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками. М., 2008.

2. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Поступила в редакцию 18.07.2008 г.

Lebedeva Yu.I. The model of forming moral self-consciousness of risk-group teenagers at extracurricular activity. In the present article the author provides explanations for concepts “self-consciousness” and “moral self-consciousness”, describes their peculiar properties by the example of teenagers as well as depicts a model of forming moral self-consciousness of teenagers at risk during off-hour job in the context of correctional pedagogics.

Key words: self-consciousness, risk-group teenagers, moral self-consciousness, model, extracurricular work, correction-pedagogical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.