Научная статья на тему 'Модель формирования мотивации учебной деятельности у студентов младших курсов при обучении физике'

Модель формирования мотивации учебной деятельности у студентов младших курсов при обучении физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСПЕВАЕМОСТЬ / MODEL / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / ACADEMIC PROGRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полонянкин Денис Андреевич

Модель формирования мотивации учебной деятельности описана на методологическом, психолого-дидактическом и методическом уровнях общности. Исследована связь учебных мотивов с академической успеваемостью студентов младших курсов. Целенаправленное повышение значимости познавательного мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» для учащихся способствует росту среднего балла по физике. Определены критерии оценки эффективности формирования учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of formation of educational activity motivation of a student studying physics

The model of formation of student''s educational activity motivation is described at methodological, psychological-didactic and methodical levels of a generality. Communication of educational motives with the academic progress of students of early years of study has been investigated. The purposeful increase in the importance of cognitive motive "to be constantly ready to the following employment" for pupils promotes the growth of an average grade on physics. The criteria of estimation of formation efficiency of educational motivation are certain.

Текст научной работы на тему «Модель формирования мотивации учебной деятельности у студентов младших курсов при обучении физике»

Библиографический список

I Домкин В.П., Вымятнин И М. Принципы и технологии создании электронных учебников • Томск, 2002. • 87 с.

2. Можаева Г.В., Тубдловд И.В. Как подготовить мультимедиа-курс? : Метод, пособие для преподавателей. - Томск : ТГУ, 2002. - -Ile.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. • М. . Издат. центр «Академия», 2001. - 118 с.

4. ГОСТ7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. — 16 с.

ОЛЕЙНИК Лариса Николаевна, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ». ЛОМОВА Ольга Станиславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ».

Статья поступила п редакцию 08.12.08г. © Л. Н. Олейник, О. С. Домона

УДК 378.147:53

Д. À. пояонянкин

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МОДЕЛЬ

ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ_

Модель формирования мотивации учебной деятельности описана на методологическом, психолого-дидактическом и методическом уровнях общности. Исследована связь учебных мотивов с академической успеваемостью студентов младших курсов. Целенаправленное повышение значимости познавательного мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» для учащихся способствует росту среднего балла по физике. Определены критерии оценки эффективности формирования учебной мотивации.

Ключевые слова: модель, мотивация учебной деятельности, успеваемость.

В последние годы во всех вузах Омска наблюдается тенденция к снижению среднего балла вступительного экзамена но физике. Результаты ЕГЭ по физике, проведенного в этом году и Омской области, показали, что уровень предметной подготовки большинства выпускников школ по этой дисциплине является недостаточным.

Противоречие между возрастающей по требностью общества в квалифицированных специалистах, инженерах и уровнем физической подготовки выпускников школ и вузов, между необходимостью полноценного разви тия в современных условиях обучения и существующим уровнем внедрения методических разработок породило проблему повышения - эффективност и учебной деятельности студентов при 2 обучении физике. Изменения, происходящие в выс-■х шем образовании и непосредственным образом или-| яющие на физическое образование, обусловливают « перманентную актуальность данной проблемы

Для нахождения возможных путей разрешения 5 проблемы исследования необходимо определить мес-5 то учебной дея тельности в иерархии системы образо-| вания. Современное образование рассматривается = как социальный институт, система, процесс, резуль-2 тати представляет собой едипствообучения, воспита-

0 ния и развития, которые признаны обеспечитьфор-

1 мирование самостоятельной познавательной актив-^^ ности личности во всех сс|м?рах общественной жизни.

Общая цель образования как процесса — сохранение

и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, — достигается особым двухсторонним взаимодействием: деятельность педагога (субъекта педагогической деятельности) направлена на обучение, воспитание и развитие обучающегося (субъекта учебной деятельности), а деятельность обучающегося направлена на усвоение обобщенных способов действий, саморазви тие. Поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» синонимичны 111, с. 71). Любое изучение образовательного процесса есть его моделирование. |7, с. 12|. В задачи моделирования системы образования входит выявление или уточнение неявных сторон педагогического процесса ¡6. с. 48].

Многие ученые отмечают связь результата деятельности (в том числе и учебной) с причиной, которая побуждает человека ею заниматься. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели 111, с. 3411. Оттого, насколько сформированы мотивы учебной деятельности, зависит ее успешность 112, с. 246|. От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят

как учебная активность учащихся, гак и их успеваемость (I.e. 186|. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на получение знаний и уровнем академической успеваемости |9, с. 368|. Наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях [8, с. 75|. Таким образом, разрешение проблемы повышения эффективности учебной деятельности при обучении физике может заключаться в формировании мотивации этой деятельности.

Описание модели формирования мотивации учебной деятельности осуществляется на методологическом, пснхолого-дндактнческом и методическом уровнях общности. На методологическом уровне общности применяется системный и лнчностно-деятельностнын подход. Системный подход обеспечивает модельное рассмотрение высшего профессионального образования (НПО), взаимосвязи его отдельных компонентов, определяет место младших курсов университета в структуре ВПО. Личноспшо-деятельпостный подход позволяет выявить особенности и закономерности учебной деятельности на младших курсах университета, основания повышения ее эффективности. Существование связи между эффективностью учебной деятельност и и ее мотивацией (1,8,9,11,12], применение аналнтико-синтетическнх процедур для установления иерархии компонентов структуры учебной деятельности определяют особую роль мотивации в учебно-педагогическом взаимодействии 1УПВ) преподавателя и студента. В самом деле, мотивация, являясь одной из основных структурных составляющих учебной деятельности, одновременно представляет существенную внутреннюю характеристику личности как субъекта этой деятельности |5, с. 197|, а потому оказывает непосредственное влияние на сложные психологические процессы совершенствования, развития обучающегося. Эти два неразрывно связанных друг с другом аспекта объективно определяют психолого-педагогическую задачу формирования мотивации учебной деятельности студентов, в частности, при обучении физике (на рис. 1 мотивация представлена как элемент структуры учебной деятельности и внутренняя характеристика ее субъекта).

На психолого-дидактическом уроине общности описания модели рассматриваются способы формирования мотивации учебной деятельности в рамках теории познавательной деятельности, теории развивающего обучения [2, 4, 12), теории планомерно-поэтапного формировании умственных действий |3|. Для учебной деятельности особенно важны понимаемые ее субъектом мотивы интеллектуально-познавательного плана. Это мотивы, которые соотносятся со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, характеризуемой ненасыщаемостыо [5, с. 228). Прежде всего, учебная деятельность побуждается внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности - вырабо ткой обобщенного способа действий. Учебная мотивация студентов рассматривается нами со структурных позиций (как совокупность мотивов) и как динамичное образование (как процесс, механизм). Под мотивацией понимается совокупность стойких мотивов, имеющих строгую иерархию и выражающих направленность личности, а мотив определяется как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потреб-

ности (10). Нами учитываются не только внутренние, но и внешние мотивы, которые также оказывают влияние на эффективность учебной деятельности [8, 10|.

На методическом уровне формирование мотивации учебной деятельности при обучении физике осуществляется в рамках содержания общего курса физики. На младших курсах университета вчерашние абитуриенты сталкиваются с незнакомыми для них формами организации учебной дея тельности и видами контроля, качественно новым содержанием учебных задач. Не многие студенты быстро и успешно адаптируются к условиям обучения в вузе, особенно при изучении традиционно сложной физики. Большие резервы для повышения качества подготовки специалистов открывает совершенствование системы контроля знаний студентов |9, с. 342|. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация, самостоятельность, самокон троль и другие личностные качества студента |5, с. 249 —2611. Таким образом, формирование учебной мотивации в процессе УПВ может осуществляться посредством организации (переходящей в самоорганизацию) регуляр-ной внеаудиторной самостоя тельной работы учащихся с последующим контролем (переходящим в самоконтроль) и оценкой (переходящей в самооценку) ее выполнения преподавателем на практических занятиях и лабора торных работах при обучении физике. Последовательное формирование мотивации учебной деятельности должно привести к повышению эффективности прохождения студентами традиционных видов контроля, указанных на рис. I.

В ходе констатирующего эксперимента в 2006 — 2007 годах проводиласьдиагаостика учебной мотивации с тудентов младших курсов физического факультета Омского государственного университета (ОмГУ), теплоэнергетического, электромеханичес-кого факультетов, а также института автоматики и телемеханики Омского государство!того университета путей сообщения (ОмГУПС). Для диагностики использовалась методика «Изучение мотивов учебной деятельности», разработанная Л. А. Реаном и В. А. Якуниным 11, с. 188 - 190|. В результате эксперимента была выявлена корреляционная зависимость академической успеваемости от качественного и количественного характера мотивации учебной деятельности студентов. На первом курсе у студентов наиболее ярко выражены «профессиональные» мотивы («стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»). На втором курсе связь этих мотивов с успеваемостью меняется с сильной и значительной до умеренной и даже слабой. У студентов-второкурсников происходят структурные изменения мотивации учебной деятельности, связанные с переориентацией на промежуточные результаты обучения (оценки в сессию). Вместе с тем повышается значимость «социального» мотива «постоянно получать стипендию», прямая связь которого с успеваемостью увеличивается с умеренной до значительной. В группе «познавательных» мотивов, в целом достаточно важных для студентов ОмГУ и ОмГУПС, выявлена закономерность: учащиеся первых и вторых курсов низко оценивают мотив «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (как по отношению к другим «познавательным», так и в сравнении с «профессиональными» и «социальными» мотивами). Однако именно этот мотив учебной деятельности больше других коррелируете академической успеваемостью студентов.

В классическом университете связь мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» и успеваемости учащихся носит положительный характер. В целом на первом курсе она оказалась близкой к умеренной положительной, в учебных группах - от слабой до значительной в прямой зависимости от среднего балла по итогам сессии. В транспортном университете между успеваемостью и мотивом «быть постоянно готовым к очередным занятиям» зафиксирована отрицательная связь: слабая на всем первом курсе, умеренная и значительная в отдельных группах (в обратной зависимости от академических успехов учащихся). Различие характера корреляции объясняется уровнем подготовки абитуриентов -у студентов ОмГУ он выше, поэтому связь с незначимым «познавательным» мотивом положительная. Результаты констатирующего эксперимента позволяют сформулирова ть гипотезу исследования: разрешение проблемы повышения эффективности учебной деятельности студентов при обучении физике заключается в актуализации для них мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям», который, в свою очередь, окажет положительное влияние на текущую успеваемость учащихся.

Для подтверждения гипотезы в 2007 - 2008 годах па теплоэнергетическом факульете ОмГУПС прове-

ден поисковый эксперимент Водной из трех групп первого курса, одинаковых по количественному составу и среднему вступительному баллу, осуществлялась активизация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся посредством кон троля выполнения имидомашней работы. Втечениепервых5-Юминут (в зависимости от сложности задания) каждого практического занятия и лабораторного практикума студентам повариантно предлагалось решить одну из домашних задач, письменно ответить на вопросы преподавателя поуже выполненнымлабораторным работам. Систематический контроль, подобный предложенному, а также оценка работ студентов мотивируют большинство из них к выполнению домашней работы, повторению изученных теоретических вопросов. В качестве средства самоконтроля самостоятельной работы студентов (рис 1) разработан учебно-методический комплекс (УМК), представляющий из себя информационный сай т для сети Интернет. Адрес сайта — www.online-physics.ru.

УМК также является средством обучения физике. Помимо прочего на сайте размещаются примеры выполнения заданий, предлагаемых преподавателем и качестве домашних. Таким образом, студенты влю-бое удобное для них время могутнроверитьправиль-носгь выполнения заданий, а в случае возникновения

Экзамен

•х

| т Зачет

3 5 5 &-Й Коллоквиум

X >■ ? й

з 4 Контрольны работа

а

Защита лабораторных работ

166

Рис. I. Схема элементов модели формиропаннм мотивации учебной деятельности при обучении физике

затруднений в решении — использовать для подготовки к очередному занятию.

Еще одним способом активизации познавательной активности студентов, примененным в экспериментальной группе, является их привлечение к дополнительной форме внеаудиторной деятельности -совместной рабо те над заполнением и совершенствованием УМК. Оценка этой добровольной работы дополнительными баллами мотивирует учащихся на расширение знаний по курсу физики, повышает их текущую успеваемость.

В рамках поискового эксперимента диагностика мотивации (атакже ее корреляционной связи с успеваемостью) была проведена в начале и в конце семестра во всех учебных группах. В экспериментальной группе осуществлялся постоянный контроль подготовки к занятиям, для обучения физике использовался УМК. Средний балл по физике в этой группе существенно повысился (с 3,56 до 3, 78) и приблизился к средней оценке в сессию, которая незначительно уменьшилась (с 3,83 до 3,80). Связь «познавательного» мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» и средних баллов в сессию и по физике изменилась соответственно со слабой отрицательной до слабой положительной, а по физике — до умеренной положительной. Таким образом, критериями оценки эффективности использования предложенных способов активизации самостоятельной работы учащихся являются:

— изменение характера корреляции успеваемости и познавательного мотива «быть постоянно готовым к очередному занятию» с отрицательного на положительный, увеличение абсолютного значения коэффициента корреляции;

- повышение среднего балла по физике по итогам сессии в учебной группе.

Вышеуказанные способы повышения ак тивности субъектов учебной деятельности в УПВ являются внешними по отношению к учебной деятельности студентов и используются для формирования внутренней познавательной мотивации учащихся (структурообразующим является мотив «готовности к очередному занятию»).

Полученные результаты находятся в логическом соответствии с уже размещенными в научной литературе данными 11,5,8, 10,12|, подтверждают гипотезу исследования и обусловливают актуальность формирования мотивации учебной деятельности, особенно при изучении физики. Влияние такого средства обучения физике как УМК в виде сайта в сети интернет и регулярного контроля самостоятельной внеаудиторной работы учащихся на формирование мотивации учебной деятельности студен тов младших курсов и ее структурообразующего мотива определяет научную новизну работы. Область применения резуль-

татов исследования определяется специальностями, в программу обучения которых входит курс физики. Предложенная модель формирования мотивации учебной деятельности при обучении физике может использоваться для разрешения проблемы повышения качества физического образования в Омском регионе.

Библиографический список

1. Бордовская. Н. В. Педагогика |Текст| : учеб. мя вузов / H.H. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. ; Питер, 2001. - 299 с. -(Учебник нового века).

2. Выготский, A.C. Педагогическая психологии |Текст| / A.C. Выготский;подред В В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - (Психология: классические труды).

3. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука |Текст| : избр. психол. тр. / П. Я. Гальперин ; иод. ред. А. И. Подольского. - М.:Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 480с.

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования |Токст| /В. В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240с. -(Труды д. чл. и чл.-кор АПН СССР)

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология |Текст| : учеб. для вузов/И. А. Зимняя - изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М Логос, 2002. - 384 с.

6. Лапкина, М. П. Методологические основы подготовки специалистов на физическом факультете классического университета |Текст| : монография / М. П. Ллнкина. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2005. - 356 с.

7. Михеев. В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике |Текст) / В. И. Михеев. - Изд. 2-е. испр. и доп. - М Едиториал УРСС, 2004. - 200 с.

8. Орлов. Ю. М. Стимулирование побуждения к учению (Текст|:учеб.пособие /Ю.М.Орлов,II.Д.'Гворогова.В И Шкур-кин ; под. общ. ред. Ю. М. Орлова. - М. : ММИ, 1988 - 112 с.

9. Педагогика и психология высшей школы |'Гекст|: учеб. пособие/ М. В. Буланова-Топоркова |идр.);отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов и/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

10. Реан, А. А. Психология и педагогика |Текст|: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан. - СПб.: Нева, 2003. - 326 с.

11. Сластснин, В. А. Педагогика |'Гекст| : учеб. пособие для стул высш. нед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И Ф. Исаев, E.H. Шиянов ; под. общ. ред. В. А. Сластенин.i - М : Издательский центр «Академия», 2002, - 576с.

12. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды |Текст| / Д. Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

ПОЛОНЯНКИН Денис Андреевич, аспиран т кафедры общей физики.

Статья поступила в редакцию 20.11.08 г. © Д. А. Полонянкнн

Книжная полка

Некраха, Л. В. Организация конфиденциального делопроизводства и защита информации [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 090103 «Организация и технология защиты информции» / А. В. Некраха, Г. А. Шевцова ; Ин-т информ. наук и технологий безопасности, Рос. гос. гуманитар, ун-т. - М. : Акад. Проект, 2007. - 219, [1 ] с.: формы, табл. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291 -0844-1.

В работе изложена организация конфиденциального делопроизводства и связанные с этим вопросы защиты коммерческой и служебной тайны в государственных и негосударственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.