Научная статья на тему 'Модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов в условиях профессионального самоопределения'

Модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов в условиях профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенина Н. В.

Модель формирования исследовательских умений студентов позволяет охватить все стороны процесса формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов в условиях профессионального самоопределения»

ЗООТЕХНИЯ И ВЕТЕРИНАРИЯ

УДК 378: 001.891

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Н.В. Зенина, соискатель

ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Модель формирования исследовательских умений студентов позволяет охватить все стороны процесса формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

Ключевые слова: исследовательские умения, профессиональное самоопределение, педагогическое проектирование.

Формирование исследовательских умений является актуальной проблемой при подготовке специалиста на современном этапе развития общества в условиях модернизации образования. Исследовательские умения студента представляют собой личностное качество, проявляющееся в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, направленного на формирование профессиональной компетентности.

Процесс педагогического проектирования модели формирования ИУ в условиях профессионального самоопределения, обеспечивающей его мотивацию, становление профессионального выбора, качественное усвоение дисциплин специальности и их использование в профессиональной деятельности, основывается на ряде концептуальных положений.

1. Профессионально-личностное самоопределение будет результативным, если его представлять как целостную педагогическую систему. Системный подход составляет важную концептуальную сторону разработки модели профессиональноличностного самоопределения будущего специалиста, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно друг от друга, а в их взаимосвязи, в системе с другими.

Профессионально-личностное самоопределение будущего специалиста - это совокупность последовательно расположенных и взаимосвязанных компонентов со всеми присущими им свойствами, особенностями и закономерностями. Системный подход обеспечивает взаимодействие всех структурных и функциональных компонентов системы: целей, содержания, методов, средств формирования навыков профессионально-личностного самоопределения, деятельности

преподавателей и обучающихся, - направленной на использование получаемых на различных этапах обучения знаний и умений в настоящей учебной и предстоящей профессиональной деятельности.

Следовательно, все компоненты системы поэтапного профессионально-личностного самоопределения должны быть взаимосвязаны и находится в постоянной взаимозависимости.

2. Системообразующим фактором при проектировании системы профессионально-личностного самоопределения будущего специалиста выступает принцип профессиональной направленности. Принцип профессиональной направленности как вид взаимосвязи в структуре профессионального образования, строится с учетом цели формирования направленности как ведущего свойства личности, содержания социальной и технической сторон труда [3]. Такая взаимосвязь создает основу сочетания общего и профессионального обучения в целостной системе профессионального образования, подготовки ее к активному участию в определенной области профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и общественными потребностями [1].

3. Обеспечение взаимодействия принципа профессиональной направленности с другими специфическими для профессиональных учебных заведений принципами: политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, проблемности, индивидуализации и интеграции процесса обучения. Важной составной частью дидактических основ обеспечения взаимосвязи содержания подготовки квалифицированных кадров с их предстоящей профессиональной деятельностью является политехнизация образования.

Опыт показывает, что такие узкие специалисты, отвечающие на первых порах требованиям конкретного рабочего места, быстро отстают от современных темпов развития науки и непрерывно обновляющихся технологий. Педагогическая наука доказывает жизненность иной концепции профессионального образования, в которой сочетаются широкая гуманитарная, общенаучная и специальная подготовка будущих специалистов на основе принципа политехнизма.

Важным свойством политехнических знаний является их динамичный характер. Политехнические знания непрерывно изменяются вместе с развитием науки, производства и их взаимоотношениями. Это предъявляет определенные требования к уровню мышления личности, формированию умения быстрого овладения общими способами деятельности в условиях обновляющейся

техники и технологии. Поэтому поиски общего с целью «упреждающей» подготовки специалистов широкого политехнического профиля необходимо вести в направлении изучения тенденций современного научно-технического развития в профессиональной области.

4 Необходимость реализации при проектировании системы профессионального самоопределения программно-целевого подхода к перестройке всех компонентов подготовки будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях: целей, содержания образования, форм, методов и средств обучения, деятельности педагогов и студентов в соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности в обучении.

Профессиональные стандарты позволяют определить квалификационные требования к каждому уровню подготовки профессионалов: квалифицированных рабочих, техников, специалистов. На их основе разрабатывается Государственный образовательный стандарт, который рассматривается как система требований к уровню подготовленности выпускника и обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, а также к условиям, обеспечивающим достижение государственных норм профессиональной образованности. Следующим звеном выступает формирование содержания профессионального образования, которое раскрывается в учебных планах, комплексе учебных программ, учебниках и учебных пособиях.

Одной из центральных является проблема соответствия содержания учебных дисциплин профессиональной деятельности. Качеством адекватности может обладать только совокупность традиционных и новых форм, каждая из которых должна наполняться адекватным им содержанием усваиваемой деятельности, а вся эта совокупность -целостным содержанием моделируемой профессиональной деятельности. Речь идет о трансформации содержания и форм учебной деятельности в соответствующие им содержание и формы профессиональной деятельности [2].

Проектируемая на основе изложенной концепции модель развития исследовательских умений студентов в условиях профессионального самоопределения создает благоприятные условия для развития и саморазвития личности студента: она обеспечивает мотивационную основу профессионального самоопределения, учитывает интересы и потребности человека в освоении специальности в процессе профессиональной подготовки, тем самым формирует

потребность в дальнейшем его развитии и совершенствовании.

Метод моделирования, применяемый в отношении исследовательских умений выпускника зооинженерного профиля в системе ВПО, позволяет получить развернутую функциональносодержательную модель формирования исследовательских умений специалиста, включающую множество переплетающихся внешних и внутренних факторов, которые интерпретируются с помощью математико-статистических методов (рис. 1).

Модель формирования исследовательских умений представляет собой открытую, целостную и динамически развивающуюся систему. Этот вид моделей строится на основе матричного представления множества параметров, характеризующих уровень подготовки специалиста, и многофакторных (корреляционно-регрессионных и др.) зависимостей, оценивающих влияние на один или несколько обобщенных результативных признаков, отображающих качество специалиста.

На этой основе в модели рационализируется и упорядочивается множество формируемых исследовательских умений, структурируются задачи по выяснению того, какие умения надо развивать (доразвивать), а какие формировать в качестве практического результата образования. Особенностью модели является то, что она дает возможность количественно оценить взаимоперекрытие и взаимосвязь множества умений. Для определения параметров этой модели предварительно детализируется каждая из групп исследовательских умений и определяется, какие из них являются в глазах работодателя приоритетными.

После проведения экспертной оценки в каждой группе исследовательских умений выделяются отдельные лидирующие показатели, после чего проверяется степень существенности их связи между собой. Проведение этой процедуры помогает решить две задачи, одна из которых заключается в уменьшении числа показателей, включаемых в рассмотрение в рамках предлагаемой методики, другая дает возможность избежать явления мультиколлинеарности.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОИ БЛОК

Социальный заказ Подготовка профессионально-активных специалистов, готовых к научно-исследовательской деятельности

общества

Требования ГОС ВПО

1 ► Формирование исследовательских умений студентов в условиях профессионального самоопределения

Цель

► Креативная организация учебного процесса, активное использование творческих моментов

Педагогические условия формирования ИУ

Последовательное введение элементов ИД, обеспечивающее переход от репродуктивной деятельности к продуктивной

Поэтапная организация формирования ИУ в условиях самоопределения

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Субъект: преподаватель вуза

Объект: студенты

Учебно-профессиональная среда

Содержание дисциплин, согласно ГОСВПО

Формы организации обучения: экскурсии, деловые игры, викторины и др.

Дидактический инструментарий 31

Методы обучения:

частично-поисковые, информационно-репро-дуктивные, игровые

Средства обучения:

графики, схемы, задачи, задания репродуктивного и поискового типа

Этапы формирования исследовательской деятельности

1 1 1 і

Адаптационный Поисковый Творческий р Самореализации

і і і ▼

Анал иги ко-си нтети- Прогностическая Гностическая —& Контрольно-

ческая гоуппа туппа гоуппа оценочная туппа

▼ ---------

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Рисунок 1 - Структурно-содержательная модель поэтапного формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза

Решение этих двух взаимосвязанных задач базируется на анализе матрицы коэффициентов парной корреляции между отдельно взятыми показателями, включенными в общую оценку уровня сформированности исследовательских умений. После расчета матриц корреляции между показателями строятся и анализируются графы существенных связей между ними.

В конечном итоге после элиминирования всех несущественно связанных между собой показателей для оценки уровня сформированности исследовательских умений остается десять показателей, каждый из которых при расчете вклада в интегральный коэффициент умений Кинт имеет определенный вес, равный коэффициенту относительной значимости, умножаемому на балл экспертной оценки (числа соответствуют коэффициентам относительной значимости, умножаемым на баллы экспертной оценки) (рис. 2).

Рисунок 2 - Вклад основных составляющих в уровень сформированности исследовательских умений выпускника зооинженерного факультета в условиях профессионального самоопределения

Для внерыночной оценки отдельных составляющих интегрального коэффициента сформированности исследовательских умений без использования экспертных оценок производится пересчет из шкалы экспертных оценок в шкалу внерыночных оценок.

Результаты пересчета двенадцати выявленных рынком основных составляющих исследовательских умений дают возможность составить расчетные формулы, позволяющие оценить составляющие исследовательских умений студента на выходе из вуза еще до того, как рынок сделал свою оценку уровня сформированности исследовательских умений выпускника.

Таким образом, модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза позволяет охватить все стороны этого процесса в условиях профессионального самоопределения, а параметризация исследовательских умений в виде набора рыночных показателей и создание модели формирования ИУ, позволяющей решать задачи, связанные с оценкой сформированности исследовательских умений в процессе подготовки зооинженеров и определением приоритетных направлений развития личности, дают возможность определять направления совершенствования педагогического процесса в сторону повышения качества

Библиографический список

1. Аллянов, Ю.Н. Концептуальные основы формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов [Текст] / Ю.Н. Аллянов, О.Н. Андрющенко // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2006. - № 4 (4). - С. 140-145.

2. Зенина, Н.В. Особенности профессиональной подготовки кадров для сферы производства продукции животноводства в современных условиях / Н.В. Зенина // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2010. -№ 3 (19). - С. 136-141.

3. Помещиков, П.И. Мониторинг качества предоставляемых населению образовательных услуг - важная составляющая маркетинговой деятельности образовательного учреждения / А.М. Ушаков, П.И. Помещиков // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2007. - № 3 (7). - С. 69-74.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.