Научная статья на тему 'Модель формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела'

Модель формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванчинова Ольга Валерьевна

В статье предложена педагогическая модель формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела в процессе профессиональной подготовки. Модель состоит из качественно различных, взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков: целевого, структурно-содержательного, процессуального и критериально-оценочного. Разработанная модель отражает внутреннюю логику формирования исследуемого качества и открыта для постоянного обновления. Предложенные педагогические условия, средства, формы, критерии и показатели сформированности, позволяют достичь поставленной педагогической цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванчинова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела»

УДК 377.3:37.015.31:616-051

Ванчинова Ольга Валерьевна

Преподаватель медицинского колледжа Оренбургского Государственного Университета, [email protected], Оренбург

модель формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела

Аннотация. В статье предложена педагогическая модель формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела в процессе профессиональной подготовки. Модель состоит из качественно различных, взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков: целевого, структурно-содержательного, процессуального и критериально-оценочного. Разработанная модель отражает внутреннюю логику формирования исследуемого качества и открыта для постоянного обновления. Предложенные педагогические условия, средства, формы, критерии и показатели сформированному позволяют достичь поставленной педагогической цели. Ключевые слова: модель; исследовательские умения; специалист сестринского дела.

Vanchinova Olga Valerievna

Medical College lecturer, Orenburg State University, [email protected], Orenburg

model for the formation of research skills for future professional nursing

Abstract. The paper proposes a model of teaching research skills to the future of nursing professionals in the process of training. The model consists of qualitatively distinct , interrelated and complementary units : the target , the structural and substantive , procedural and criterion-evaluation . The developed model reflects the internal logic of the formation of the test quality and open to constant updates . The proposed pedagogical conditions , means , methods, forms , criteria and indicators of formation allow achieve its educational objectives . Keywords: model, research skills, specialist nursing.

В связи с модернизацией практического здравоохранения и экономическими реформами, изменились требования к специалистам сестринского дела. Сегодня, работодатель заинтересован в инициативном специалисте, который способен самостоятельно ориентироваться в медико-социальных проблемах населения и подходить к их решению с позиции исследователя, используя знания и умения в соответствии с логикой научного исследования.

Сложившаяся ситуация определила необходимость в формировании новых профессиональных компетенций будущего специалиста сестринского дела на период обучения в медицинском колледже. Формированию исследовательских умений студентов отводится приоритетная роль, и это умение рассматривается нами как одна из ключевых компетенций будущей медицинской сестры. Таким образом, цель нашего исследования

направлена на формирование исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела и создание необходимых педагогических условий для их эффективной реализации.

В ходе нашего исследования, был проведен констатирующий эксперимент, в результате которого, мы выяснили, что выпускники отечественной системы среднего профессионального образования, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к новому типу специалиста сестринского дела. Исходя из этого, перед нами возникла необходимость в разработке и апробации педагогической модели, отражающей целенаправленное формирование исследовательских умений будущего специалиста.

Педагогическая модель выполняет две основные функции: является эталоном для достижения цели и инструментом её достижения [4]. С точки зрения Т. П. Ильевича, от

VOCATIONAL TRAINING

цели зависит выбор содержания образования, организация педагогических условий, методов, средств и форм обучения [2].

В соответствии с этим, нами разработана и педагогически обоснована структурно-содержательная модель, согласно поставленной цели, в состав которой входит: целевой, структурно-содержательный, процессуальный и критериально-оценочный блоки. Концептуальная структура модели позволяет её рассматривать как целостную систему, наполненную взаимозависимыми и взаимодействующими элементами, а динамичность определяет процесс поэтапного формирования исследуемого качества. При этом, каждый из этапов состоит из определенных заданий цель которых, направлена на формирование исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела.

В основу разработанной модели положены идеи целевого подхода. По мнению В. Г. Гладких, специфика целевого подхода состоит в методологической ориентации на конкретный результат и возможности его обеспечения всеми доступными и известными средствами, не разрушающими принципов ее жизнедеятельности.

Рассмотрим краткое описание разработанной нами модели, процесса формирования исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела. Целевой блок основан на достоверности и обоснованности поставленной нами цели исследования. Основу целеполагания составил выявленный нами уровень исследовательских умений будущих специалистов в соответствии с новыми требованиями к данной профессии. В связи с этим нами структурировано содержание данного процесса, интегрирующее совокупность основных структурных компонентов.

Структурно-содержательный блок включает в себя описание принципов, при помощи которых возможно регулировать процесс формирования исследовательских умений. Учитывая специфику профессиональной деятельности будущего специалиста сестринского дела, основными системообразующими являются принципы целеполагания, научности, гуманистической направленности, валеологизации, профессиональной мобильности, единства индивидуально-личностного и социального, интерактивности

образовательной среды.

В содержательном блоке модели представлены три взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные компоненты: организационно-целевой, когнитивно-содержательный, коммуникативно-деятель-ностный. Формирование исследовательских умений на всех этапах профессиональной подготовки специалиста сестринского дела направлено на содержательное наполнение выделенных нами компонентов, которое реализуется в учебно-профессиональной деятельности, освоении исследовательского опыта, эффективном взаимодействии друг с другом на всех этапах реализации цели.

Организационно-целевой компонент направлен на приобретение специальных знаний и умений основ целеполагания, обеспечивает целенаправленное осознание сущности сестринских исследований в профессиональной деятельности, способствует к продуцированию целей собственной исследовательской деятельности. Исследовательская грамотность будущего специалиста сестринского дела способствует приобретению научных знаний, понимание сущности исследовательских умений в будущей профессиональной деятельности (когнитивно-содержательный компонент). Использование и применение специально приобретенных знаний, умений и навыков позволяет их трансформировать в квазипрофессиональной среде, соответствуя, всей логике научных исследований (коммуни-кативно-деятельностный компонент). Взаимосвязь рассматриваемых компонентов формирования и квазипрофессиональная деятельность целенаправленно приводит к поэтапному развитию и формированию исследуемого нами профессионального качества будущего специалиста сестринского дела.

Процессуальный блок включает в себя педагогические условия, этапы, средства, методы и формы формирования исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела. Важным элементом в формировании исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела, являются целенаправленный комплекс педагогических условий, реализация которых способствует эффективному формированию исследуемого качества. Мы считаем, что его эффективность достигается: при по-

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2/ 2014

127

элементном формировании целей интегрирующее целеобразование, целеполагание, целеосуществление; обогащение содержания спецкурсом по формированию научного потенциала, целенаправленное насыщение заданий исследовательского характера; реализация исследовательского потенциала направленная на формирование исследовательских умений в учебно-профессиональной деятельности с использованием интерактивных методов, коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения. Предполагается, что представленный комплекс педагогических условий способствует более успешному формированию исследуемого нами качества будущего специалиста среднего звена.

Критериально-оценочный блок включает в себя критерии, показатели и уровни сфор-мированности, а также методы ее диагностики. В соответствии со структурными компонентами исследовательских умений были выделены критерии и показатели ее сфор-мированности. В качестве критерия ее сфор-мированности выступают: исследовательская направленность, исследовательская грамотность, исследовательская самореализация.

Формирование исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела характеризуется следующими уровнями: стимулирующий (осознанный интерес к сестринским исследованиям), ориентационный (понимание сущности исследовательских умений в профессиональной деятельности), функциональный (самореализация собственной исследовательской деятельности).

Таким образом, разработанная нами педагогическая модель процесса формиро-

вания исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела, основана на целевом подходе в профессиональном образовании. Представлена в виде целостной, динамичной системы, которая отражает основную цель нашего исследования, структуру, содержание, средства, методы и формы ее достижения. Разработанная модель ориентирована на предполагаемый результат, является открытой для постоянного обновления и предусматривает возможность перспективной коррекции осуществляемого процесса.

Библиографический список

1. Гладких В. Г. Теоретические основы целевого подхода в управлении учреждением образования: монография. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2000. - 252 с.

2. Ильевич Т. П. Проектирование педагогического процесса в условиях личностно-ориентиро-ванного образования . - Тирасполь, 2002. - 237с.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб.пособие для студ.вузов. - 2-е изд. - М, Академия, 2004. - 208 с.

4. Краевский В. В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманит. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2001. - 143 с.

5.МарковаА. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996, - 308 с.

6. Осмоловская И. М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе: дисс. ... докт. пед. наук : Москва, 2002. - 314 с.

7. Султанова Т. А. Прогнозирование в деятельности руководителя образовательного учреждения // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2 (151). -С. 235-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.