Научная статья на тему 'Модель формирования инновационной стратегии развития туристской отрасли в регионе'

Модель формирования инновационной стратегии развития туристской отрасли в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / РЕГИОН / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / GENERAL EQUILIBRIUM / ECONOMIC ANALYSIS / WELFARE / REGIONAL ECONOMIES / REGION / TOURISM INDUSTRY / EFFICIENCY / INNOVATIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / OPTIMIZATION OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буньковский Владимир Иосифович, Найденова Лилиана Валерьевна

Проанализирована эффективность деятельности туристской отрасли Иркутской области. Согласно данным официальной статистики, туризмом в регионе занимается небольшое количество малых предприятий. Однако анализ фактического состояния дел в туристской отрасли Иркутской области показал, что многочисленные владельцы мелких туристских баз и кемпингов официально не регистрируют свой бизнес. Таким образом, официальная статистика не отражает реального положения дел в туристской отрасли. А бюджет региона ежегодно теряет значительную сумму доходов, которую он мог бы получать с этих предприятий в виде налогов. Для решения данной проблемы предлагается использовать модель стратегии развития туристской отрасли на основе государственночастного партнерства. Данная модель базируется на теории американского экономиста Дж. М. Кейнса, смысл которой заключается в том, что небогатый человек должен платить налогов столько, сколько он сам считает для себя допустимым платить. Разработанная модель позволяет снизить налогообложение малого бизнеса, тем самым, повышает уровень лояльности населения к исполнительной и законодательной властям, позволяет вывести из тени большое количество малых туристских предприятий и, на этой основе, расширяя налогооблагаемую базу, увеличить поступления в бюджет региона с целью осуществления дальнейших инвестиций в развитие его инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буньковский Владимир Иосифович, Найденова Лилиана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF FORMING AN INNOVATIVE STRATEGY OF TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE REGION

The article analyzes tourism industry operational efficiency in Irkutsk region. According to the official statistic data, the number of small businesses in tourism sector in the region is small, but the analysis of real situation shows that the numerous owners of tourist camp sites don't register their business officially. So the regional budget loses a significant part of annual income that could be received as taxes from these businesses. To solve this problem, the authors suggest introducing a private-public-partnership-based model of the regional tourism industry development strategy. This model feeds upon the theory of the American economist J. M. Keynes based on the idea that an average-income person must pay as much in taxes as he considers affordable. The proposed model will help to reduce taxation of small businesses and thus increase the population's loyalty to the legislative and executive authorities; a great number of small tourist businesses will register officially, which, in its turn, will enlarge the tax base and increase regional budget revenues intended to be further invested into the infrastructure development.

Текст научной работы на тему «Модель формирования инновационной стратегии развития туристской отрасли в регионе»

УДК 334.012.23 В. И. Буньковский

ББК 65.29 доктор экономических наук, профессор,

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Л. В. Найденова

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНЕ

Проанализирована эффективность деятельности туристской отрасли Иркутской области. Согласно данным официальной статистики, туризмом в регионе занимается небольшое количество малых предприятий. Однако анализ фактического состояния дел в туристской отрасли Иркутской области показал, что многочисленные владельцы мелких туристских баз и кемпингов официально не регистрируют свой бизнес. Таким образом, официальная статистика не отражает реального положения дел в туристской отрасли. А бюджет региона ежегодно теряет значительную сумму доходов, которую он мог бы получать с этих предприятий в виде налогов. Для решения данной проблемы предлагается использовать модель стратегии развития туристской отрасли на основе государственно-частного партнерства. Данная модель базируется на теории американского экономиста Дж. М. Кейнса, смысл которой заключается в том, что небогатый человек должен платить налогов столько, сколько он сам считает для себя допустимым платить. Разработанная модель позволяет снизить налогообложение малого бизнеса, тем самым, повышает уровень лояльности населения к исполнительной и законодательной властям, позволяет вывести из тени большое количество малых туристских предприятий и, на этой основе, расширяя налогооблагаемую базу, увеличить поступления в бюджет региона с целью осуществления дальнейших инвестиций в развитие его инфраструктуры.

Ключевые слова: общее равновесие; экономический анализ; благосостояние; региональные экономические системы; регион; туристская отрасль; эффективность; инновационная стратегия развития; государственно-частное партнерство; оптимизация налогообложения.

V. I. Bunkovskiy

Doctor habil. (Economics), Professor, National Research Irkutsk State Technical University

L. V. Naydenova

National Research Irkutsk State Technical University

A MODEL OF FORMING AN INNOVATIVE STRATEGY OF TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE REGION

The article analyzes tourism industry operational efficiency in Irkutsk region. According to the official statistic data, the number of small businesses in tourism sector in the region is small, but the analysis of real situation shows that the numerous owners of tourist camp sites don't register their business officially. So the regional budget loses a significant part of annual income that could be received as taxes from these businesses. To solve this problem, the authors suggest introducing a private-public-partnership-based model of the regional tourism industry development strategy. This model feeds upon the theory of the American economist J. M. Keynes based on the idea that an average-income

© В. И. Буньковский, Л. В. Найденова, 2013

person must pay as much in taxes as he considers affordable. The proposed model will help to reduce taxation of small businesses and thus increase the population's loyalty to the legislative and executive authorities; a great number of small tourist businesses will register officially, which, in its turn, will enlarge the tax base and increase regional budget revenues intended to be further invested into the infrastructure development.

Keywords: general equilibrium; economic analysis; welfare; regional economies; region; tourism industry; efficiency; innovative strategy of development; public-private partnership; optimization of taxation.

Анализ эффективности работы туристской отрасли Иркутской области показывает, что многочисленные владельцы мелких туристических баз и кемпингов не регистрируют свой бизнес, а, следовательно, бюджет региона ежегодно теряет значительные денежные суммы. Комитет же по статистике учитывает только те данные, которые ему подают легальные предприниматели (табл. 1).

Таблица 1

Количество коллективных средств размещения в Иркутской области в 2000-2011 гг.

Субъект Коллективные средства размеще- В том числе

РФ ния, всего Гостиницы и аналогичные средства размещения Специализированные средства размещения

2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011

Иркутская область, всего 161 154 197 224 180 183 192 95 92 137 156 125 134 141 66 62 60 68 54 49 51

Городские округа

Иркутск 42 44 74 74 59 59 58 27 32 64 64 50 50 50 15 12 10 10 9 9 8

Муниципальные районы

Иркутское районное муниципальное образование 2 5 17 18 16 19 22 3 11 11 10 13 16 2 2 6 7 6 6 6

Ольхонское районное муниципальное образование 4 3 8 1 5 6 7 2 2 3 1 4 4 4 2 1 5 1 2 3

Слюдянс-кий район 3 1 7 10 8 8 9 1 - 3 2 3 3 4 2 1 4 8 5 5 5

Составлено по: Культура, туризм и отдых в Прибайкалье : стат. сб. Иркутск, 2012. 80 с.

Как видно из данных табл. 1 количество коллективных средств размещения мало или даже ничтожно мало, чтобы обслужить поток туристов, который прибывает в высокий сезон в популярные места отдыха, например, остров Ольхон или поселок Листвянка. На Ольхоне, по статистике, общее количество коллективных средств размещения за последние годы колеблется в пределах от 1 до 8.

Сосредоточим внимание на коллективных средствах размещения в виде кемпингов и туристических баз (далее — турбазы), так как основной туристский поток в высокий летний сезон на Байкале обслуживается именно мелкими частными турбазами. В табл. 2 отражены основные показатели деятельности специализированных средств размещения по типам предприятий.

В табл. 3 приведены данные о количестве отдохнувших туристов в Иркутской области в 2011 г.

Таблица 2

Основные показатели деятельности специализированных средств размещения по типам предприятий в 2011 г.

Показатель Санаторно-курортные организации Организации отдыха Туристские базы Всего

Число коллективных средств размещения 26 49 3 78

В том числе:

Малые предприятия, включая микропредприятия 4 29 1 34

Коммерческие предприятия, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства 22 17 2 41

Индивидуальные предприниматели - 3 - 3

Число койко-мест 5 315 5 799 162 11 276

В том числе:

Малые предприятия, включая микропредприятия 590 2 289 21 2 900

Коммерческие предприятия, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства 4 725 3 486 141 8 352

Индивидуальные предприниматели - 24 - 24

Численность размещенных человек 64 000 133 731 3 812 201 543

В том числе:

Малые предприятия, включая микропредприятия 3 844 68 426 903 73 173

Коммерческие предприятия, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства 60 156 64 916 2 909 127 981

Индивидуальные предприниматели - 389 - 389

Размещено по путевкам (из общей численности размещенных человек) 55 009 64 367 543 119 919

Составлено по: Культура, туризм и отдых в Прибайкалье.

Таблица 3

Численность размещенных туристов в Иркутской области в 2011 г.

Коллективные Всего В том числе Размещено

средства размещения Граждане России Иностранные граждане по путевкам (из общей

Всего Из них дети Из стран СНГ Из стран дальнего зарубежья численности размещенных человек)

Гостиницы и аналогич- 351 354 322 523 6 302 6 117 22 714 1 969

ные средства размеще-

ния, всего

В том числе

Гостиницы 294 205 267 959 4 245 4 957 21 289 1 855

Меблированные ком- 7 636 7 137 80 60 439 -

наты

Общежития для при- 14 727 14 681 327 39 7 -

езжих

Другое 34 786 32 746 1 650 1 061 979 114

Специализированные 149 622 149 534 36 556 35 53 119 919

средства размещения,

всего

В том числе

Санаторно-курортные 64 000 63 924 19 632 28 48 55 009

организации

Организации отдыха 81 810 81 798 15 882 7 5 64 367

Туристические базы 3 812 3 812 1 042 - - 543

Составлено по: Культура, туризм и отдых в Прибайкалье.

По статистике на турбазах области в 2011 г. было размещено менее 4 тыс. чел. Это верно, если турбаза только одна. Но если турбазами усыпаны все бухточки Малого моря, как утверждает тот же статистический сборник, и поселок Хужир на острове Ольхон, а в 2012 г. и на 30-километровом пути от переправы до поселка Хужир появились турбазы? А вот еще статистические цифры, которые не отражают действительного состояния дел в туристской отрасли региона: иностранных граждан на турбазах было размещено всего 5 чел. (т. е. иностранцы на турбазах не живут совсем). Но только в знаменитую усадьбу Никиты Бенчарова в Хужире, бронирование со стороны международных туроператоров начинается в феврале и, как правило, к середине марта заканчивается. И российские граждане там фактически не живут, просто потому, что наши граждане не привыкли так рано бронировать себе места в турбазах. Остальные иностранные граждане, кто не попал в «усадьбу», живут в других турбазах Ольхона и даже поселковая церковь Хужира размещает в своих пристройках постояльцев из-за рубежа.

Для решения проблемы вывода из тени предпринимателей, занимающихся туристским бизнесом в регионе, предлагается развивать механизм государственно-частного партнерства.

Концептуальная модель стратегии развития государственно-частного партнерства, базируется на теории, предложенной американским экономистом Дж. М. Кейнсом, которая была реализована в предвоенные годы в США в период нахождения у власти Ф. Д. Рузвельта [1]. Суть данной теории состоит в том, что: во время подъема в экономике рост налогов должен отставать от роста доходов, а во время спада в экономике падение доходов должно отставать от падения налогов. Адаптированный смысл этой модели заключается в том, что небогатый человек должен платить налогов столько, сколько он сам считает для себя допустимым платить. Из истории известно, что, внедрив эту теорию в практику в США в предвоенные годы, Ф. Д. Рузвельт добился резкого подъема экономики страны.

Этапы разработки инновационной стратегии развития государственно-частного партнерства на основе предложенной концепции отображены в табл. 4.

Таблица 4

Этапы разработки инновационной стратегии развития государственно-частного партнерства

Этап разработки Мероприятия этапа

Концепция Сбор небольших налогов с большого числа туристских предприятий, которые в настоящее время работают, но не зарегистрированы

Механизм внедрения Информирование налогоплательщиков — туристских предприятий малого и среднего бизнеса — о возможности значительного снижения налогового бремени путем оптимизации налогообложения

Алгоритм реализации Разбиение деятельности предприятия на подвиды с последующей минимизацией налогообложения каждого подвида, путем выбора допустимой системы налогообложения

Автоматизация алгоритма Определение необходимых и достаточных данных для работы алгоритма. Написание программы минимизации налогообложения для предприятий занятых въездным туризмом

Концепция стратегии государственно-частного партнерства состоит в том, что собирая небольшие налоги с большого числа туристических предприятий, которые в настоящее время работают, но не зарегистрированы, государство тем самым:

- повышает налоговые поступления в бюджеты разных уровней;

- выводит из тени большое количество предприятий;

- увеличивает взносы во внебюджетные фонды;

- получает возможность инвестировать полученные налоги в развитие инфраструктуры региона;

- повышает уровень доверия населения к органам власти;

- улучшает на макроэкономическом уровне показатель платежного баланса по статье «Туризм».

Методика внедрения концепции государственно-частного партнерства заключается в широком информировании мелких и средних предпринимателей, занятых в туристическом бизнесе, о возможности минимизировать налоговое бремя на свои предприятия без необходимости каких-либо правок существующего законодательства. Такая информатизация может способствовать достаточно быстрому выведению из тени предприятий туристского бизнеса, что, в свою очередь, приведет к увеличению налогооблагаемой базы и поступлению денег в бюджет и внебюджетные фонды, к возможности дальнейших инвестиций в инфраструктуру региона.

Предложенная модель инновационной стратегии развития туризма в регионе на основе государственно-частного партнерства, предполагающая оптимизацию налогового бремени туристских предприятий, позволит в короткое время решить ряд важных экономических и социальных задач:

- расширить налогооблагаемую базу и, тем самым, увеличить поступления в бюджеты разных уровней и в социальные фонды;

- повысить уровень лояльности населения к исполнительной и законодательной властям;

- скорректировать статистические показатели по туристской индустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Хантаева Н. Л. Теоретические основы налогообложения : учеб. пособие / Н. Л. Хантаева. — Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2GG6. — 17б с.

References

1. Khantaeva N. L. Teoreticheskie osnovy nalogooblozheniya [Theoretical basics of taxation]. Ulan-Ude, East Siberia State University of Technology and Management Publ., 2GG6. 17бp.

Информация об авторах

Буньковский Владимир Иосифович — доктор экономических наук, профессор, кафедра управления промышленными предприятиями, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664G74, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, e-mail: bunker59@mail.ru.

Найденова Лилиана Валерьевна — соискатель, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664G74, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, e-mail: o-liliana@yandex.ru.

Authors

Bunkovsky Vladimir Iosifovich — Doctor habil. (Economics), Professor, Dep-t of Industrial Enterprises Management, National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov st., 664G74, Irkutsk, Russia, e-mail: bunker59@mail.ru.

Naydenova Liliana Valeryevna — external PhD student, National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov st., 664G74, Irkutsk, Russia, e-mail: o-liliana@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.