Научная статья на тему 'Модель формирования инновационной среды в Брянской области с учетом ключевой роли человеческого капитала'

Модель формирования инновационной среды в Брянской области с учетом ключевой роли человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / MODEL / HUMAN CAPITAL / INNOVATIONS / BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубова А.А.

Молодые высокотехнологичные стартапы должны постоянно находиться в инновационной среде. Наиболее эффективным способом для достижения этой цели является совместная работа ведущих университетов, бизнес-инкубаторов, крупных и средних высокотехнологических предприятий. В данной статье рассмотрена разработанная автором модель формирования инновационной среды в Брянской области с учетом ключевой роли человеческого капитала. Применение данной модели приведет к росту числа новых инновационно-активных предприятий и как следствие повышения инновационной активности Брянской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THE BRYANSK REGION TAKING INTO ACCOUNT THE KEY ROLE OF THE HUMAN CAPITAL

Young hi-tech startups have to be in the innovative environment constantly. The most effective way for achievement of this purpose is collaboration of leading universities, business incubators, the large and medium-sized high-tech enterprises. In this article the model of formation of the innovative environment developed by the author in the Bryansk region taking into account a key role of the human capital is considered. Application of this model will lead to growth of number of the new innovation-active enterprises and as a result of increase of innovative activity of the Bryansk region.

Текст научной работы на тему «Модель формирования инновационной среды в Брянской области с учетом ключевой роли человеческого капитала»

УДК 332.143 БР

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БРЯНСКОЙ

ОБЛАСТИ

С УЧЕТОМ КЛЮЧЕВОЙ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

А.А. Дубова

Молодые высокотехнологичные стартапы должны постоянно находиться в инновационной среде. Наиболее эффективным способом для достижения этой цели является совместная работа ведущих университетов, бизнес-инкубаторов, крупных и средних высокотехнологических предприятий. В данной статье рассмотрена разработанная автором модель формирования инновационной среды в Брянской области с учетом ключевой роли человеческого капитала. Применение данной модели приведет к росту числа новых инновационно-активных предприятий и как следствие повышения инновационной активности Брянской области.

Ключевые слова: модель, человеческий капитал, инновации, бизнес-инкубатор.

Молодые высокотехнологичные стартапы, как показывает мировая практика бизнес-инкубирования, должны постоянно находиться в инновационной среде. Наиболее эффективным способом для достижения этой цели является совместная работа ведущих университетов, бизнес-инкубаторов, крупных и средних высокотехнологических предприятий. Автором разработана модель взаимодействия вузов с предприятиями для формирования инновационной среды. Апробация авторской модели выполнена на материалах Брянской области (рисунок 1).

Рисунок 1 - Рекомендуемая модель формирования инновационной среды в Брянской

области

В рамках данной модели предусматривается взаимосвязь таких участников, как ведущие вузы города Брянска, Брянский областной бизнес-инкубатор и крупные и средние предприятия, функционирующие на территории Брянской области.

Ключевым участником является стратегический партнер - крупное и среднее инновационное предприятие, заинтересованное в инновациях как определяющем инструменте, удерживающем его лидирующие позиции на рынке. Выступая «пионером инноваций», они внедряют новые технологии созданных инновационных продуктов и получают наибольший эффект от их применения, осваивая серийные формы их выпуска на рынок, что в дальнейшем может стать общим стандартом и главным конкурентным преимуществом. Рассмотрим основные аспекты функционирования рекомендуемой модели формирования инновационной среды в Брянской области представленные на рисунке 1 подробнее:

1. Вуз, задействуя интеллектуальные ресурсы своих сотрудников, студентов и аспирантов имеет возможность организовывать выполнение фундаментальных и прикладных исследований, в том числе с использованием государственной поддержки. Фундаментальные исследования и уровень обучения персонала способствуют развитию инноваций [2]. ВУЗ, может генерировать знание, поскольку имеет соответствующую инфраструктуру, что позволяет на этой основе создавать инновационные проекты. Университеты берут на себя ответственность в построении образовательного процесса, основанного на результатах исследований.[3]. Далее ВУЗ передает МИП интеллектуальную собственность в виде результата интеллектуальной деятельности. Экономический эффект ВУЗа в сотрудничестве с бизнес-инкубатором и малыми инновационными предприятиями позволит создавать новые рабочие места для сотрудников, студентов и аспирантов ВУЗа, позволяет привлечь дополнительные инвестиции со стороны государства и Российской академии наук в программы фундаментальных исследований ВУЗа. Накопление человеческого капитала рассматривается как приоритетное направление информационно - технической революции и должно пользоваться государственной поддержкой в виде бюджетных субсидий.

Основные направления сотрудничества с вузами в рамках данной программы: 1) сотрудничество со студентами зарубежных университетов по выводу продуктов резидентов «ГАУ БОБИ» на европейский рынок; 2) проведение специализированных инвестиционных сессий для проектов вузов; 3) создание и проведение тренинговых программ по основам технологического предпринимательства для сотрудников и студентов вузов; 4) проведение работ по оценке коммерческого потенциала вузовских научно-технических разработок с привлечением ведущих экспертов рынка; 5) прохождение стажировок, практики, написание курсовых и дипломных работ.

Преимущества программы для вузов: 1) качественная студенческая практика; 2) дополнительные образовательные программы для студентов и преподавателей; 3) развитие и коммерциализация технологических проектов, создаваемых в рамках вузов; 4) организация совместных мероприятий в сфере технологического предпринимательства.

2. Бизнес-инкубатор и малые инновационные предприятия (МИП), применяя вузовские разработки, выполняют проекты и создают инновационные продукты, которые впоследствии выкупают крупные и средние высокотехнологические предприятия. Экономический интерес для МИП - получение высоких доходов за счет реализации интеллектуальной собственности, имеющих высокую стоимость на рынке и привлечение на этой основе венчурных инвесторов и бизнес-ангелов. МИП выпускает инновационную продукцию, передает ее высокотехнологическим крупным и средним предприятиям. При этом МИП обладает неисключительным правом на использование своего продукта интеллектуальной собственности, закрепляя за собой право патентной собственности. В

практике инновационного менеджмента отчетливо обозначается проблема: разрыв между потенциалом инновационных идей и их реализацией в коммерческие новшества [4]. Что касается бизнес-инкубатора, то его главная задача — помочь компаниям выйти из «долины смерти». Это период первых шагов молодого предприятия, когда доходы отсутствуют или минимальны. Развитие МИП ориентируется на конкретную цель с обозначенными сроками и результатами. Например, привлечение инвестиций, подбор специалистов, формирование команды и другие цели. Бизнес - инкубатор должен организовать взаимодействие с различными организациями. Возможность проведения еженедельных образовательных мероприятий: групповые консультации и другие мероприятия по основным направлениям развития бизнеса. И не менее важное - это внедрение менторских программ. Ориентировочно каждый месяц в бизнес-инкубаторе должны приезжать инвесторы для индивидуальных встреч с резидентами. Для инкубатора очень важно развивать сеть контактов с потенциальными инвесторами. Резидентов для встреч подбирает сам инвестор или рекомендует экспертный совет. Не менее 1 раза в полгода должна проходить обучающие курсы по подготовке презентации для инвестора. Хотя бы один раз в квартал необходимо проводить тренинги с участием экспертов бизнес-инкубатора, бизнес-ангелов или представителей инвестиционных фондов. Необходимо перед встречей с инвесторами оценивать презентации резидентов экспертами бизнес-инкубатора. Создать на сайте Брянского областного бизнес-инкубаторе web страничку с информацией о резидентах, которые ищут инвестиции, добавляется в раздел и рассылается по базе бизнес-ангелов и инвесторов. Для резидентов, работающих на B2B рынках, стоит ежемесячно по мере возможности организовывать индивидуальные встречи с представителями крупного бизнеса, проекты должны тщательно отбираться и готовится к встрече консультантами бизнес-инкубатора. Возможность льготного участия в мероприятиях партнеров. Финансирование участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях. Бизнес-инкубатору стоит производить рассылку описаний продукции резидентов крупным компаниям, партнерам бизнес-инкубатора. Необходимо распространение открытых вакансий резидентов по всем каналам бизнес-инкубатора: размещение на сайте бизнес-инкубатора, продвижение на партнерских тематических мероприятиях, распространение информации в вузах-партнерах, позволяющее привлечь внимание студентов, аспирантов. Не менее полезным может стать организация практик и стажировок студентов партнерских вузов в компаниях резидентов. Большую помощь будет оказывать и проведение совместных обучающих программ для молодых специалистов с целью их подготовки для работы в определенном стартапе над конкретными задачами, дальнейшее трудоустройство студентов и аспирантов, успешно прошедших программу в компанию резидента. Менторство — один из ключевых инструментов поддержки молодых инновационных компаний. Ментор — специалист, предприниматель или эксперт, который оказывает содействие резидентам при решении нестандартных управленческих и технических задач. Как правило, сотрудничество с ментором происходит на некоммерческой основе и позволяет получить ценные знания, поддержку, приобрести необходимые знакомства и связи, подобрать правильных партнеров и многое другое. ГАУ Брянский областной бизнес-инкубатор должен помогать резидентам подобрать ментора и организовать их взаимодействие. Стоит обратить внимание бизнес инкубатору на коучинг и практическую помощь в венчурном управлении предприятием и организация доступа к венчурному финансированию.

Таким образом, к деятельности Брянского Областного бизнес-инкубатор возрастает интерес со стороны местных властей, общественных организаций, фондов, что будет свидетельствовать об успешном выполнении им своих задач, быстрому кругообороту предприятий и приходу на их место новых и получение достаточной прибыли для дальнейшего развития и оказания помощи МИП.

В итоге он будет содействовать стратегии города, взращивая молодые фирмы, помогая им выживать и функционировать во время нахождения их в «долине смерти»,

когда такие организации более всего подвержены рискам. Они будут производить здоровые фирмы, которые создадут новые рабочие места в инновационных отраслях, укрепят экономику и выведут область на новый этап ее развития. Решить проблему реализации новых технологий обычно встает перед фирмами, где создан собственный задел результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [1] можно путем эффективного взаимодействия между МИП и крупными и средними высокотехнологическими предприятиями.

3. Государство участвует в цепочке создания инновационной продукции косвенным образом - через финансирование фундаментальных и прикладных программ, создавая таким образом для ВУЗов эффект накопленных инвестиций. К примеру, бизнес - инкубатором, взаимодействуя с Роспатентом, позволяет добиться упрощения процедуры патентирования для МИП, поскольку все необходимые для этого мероприятия и фактическую оплату расходов берет на себя бизнес-инкубатор.

4. Крупные и средние высокотехнологические предприятия получают реализованные инновационные проекты с высоким потенциалом развития и получают возможность конкурирования на рынке продукции за счет дополнительного дохода в расчете на единицу продукции, получаемой от внедрения инноваций. Они серийно производят продукцию, востребованную в различных сферах потребления - на рынок В2В (для производственного потребления) и В2С (для личного потребления).

Таким образом, при переходе области на инновационный путь развития высшим учебным учреждениям необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия с крупными и средними инновационными предприятиями, повышать эффективность использования результатов научной и научно-технической деятельности, развивать кадровый потенциал науки. В этой связи целесообразным является применение рекомендуемой модели формирования инновационной среды в Брянской области. В этой связи актуальным является не только предоставление помещения и оборудования, но и обучение МИП тому, как управлять венчурным бизнесом, превращая бизнес-идеи в быстро растущий бизнес. Немаловажным и является сопровождение инновационных проектов, в том числе лоббирование их во властных структурах, разработка плана защиты интеллектуальной собственности, использование партнерской сети. С учетом применения рекомендуемой «Модели формирования инновационной среды в Брянской области» возрастет количество новых инновационно-активных предприятий, повысится инновационная активность Брянской области.

Young hi-tech startups have to be in the innovative environment constantly. The most effective way for achievement of this purpose is collaboration of leading universities, business incubators, the large and medium-sized high-tech enterprises. In this article the model of formation of the innovative environment developed by the author in the Bryansk region taking into account a key role of the human capital is considered. Application of this model will lead to growth of number of the new innovation-active enterprises and as a result of increase of innovative activity of the Bryansk region.

Key words: model, human capital, innovations, business incubator.

Список литературы

1. Валдайцева С.В. Управление инновационным бизнесом. Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 - С. 3

2. Киселева, В. В., Колосницына, М. Г. Государственное регулирование инновационной сферы: учеб. пособие для вузов / В. В. Киселева, М. Г. Колосницына; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — С. 46

3. Прудковский Б.А., Прудкоская В.И. Организация научно-исследовательской работы в организациях высшего образования на разных уровнях ее проведения в странах / Организации экономического сотрудничества и развития. М., 2009 С. 7

4. Грищенков А.И. Теория и методология управления сетевыми инновационными процессами. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук -Санкт-Петербург, 2011 г.С. 279

Об авторе

Дубова А.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и технологии торговли, Брянский филиал Российского университета кооперации, aadubova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.