ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Е.А. Ложакова
Кафедра информатики и методики обучения информатике Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого проспект Ленина, 125, Тула, Россия, 300026
В статье рассматривается структурно-функциональная модель формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей. Дана характеристика ее основных структурных компонентов.
Ключевые слова: модель, информационная компетентность, специалист-музыкант, формирование.
В условиях становления информационного общества и информатизации всех сфер деятельности человека, в частности сферы музыкального искусства, резко возросла потребность в специалистах-музыкантах, готовых и способных использовать современные информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Ставится задача формирования у выпускников не только системы профессиональных знаний и умений в четко очерченных границах требований к будущему специалисту, но и информационной компетентности, позволяющей им с помощью информационных и коммуникационных технологий наиболее эффективно решать актуальные практические задачи в широком контексте профессиональных ситуаций.
В связи с этим существует необходимость в разработке модели формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей и ее реализации в рамках методики обучения информатике будущих специалистов-музыкантов.
Из множества существующих моделей нами выбрана структурно-функциональная модель. Сконструированная модель предназначена для выполнения мо-тивационной, образовательной и развивающей функций. Мотивационная функция
выражает направленность на формирование у студентов — будущих специалистов-музыкантов позитивного отношения к проблеме формирования информационной компетентности, интереса к ней. Образовательная функция отражает направленность на овладение студентами системой знаний, умений и навыков, необходимых для формирования информационной компетентности в процессе обучения информатике. Развивающая функция проявляется в развитии эстетических потребностей и вкусов студентов, применении современных информационных технологий в музыкальной практике и использовании имеющихся знаний в нестандартной ситуации при создании творческих проектов.
При конструировании модели формирования информационной компетентности будущих специалистов-музыкантов мы исходили из того, что модель должна отражать требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов в области музыкального искусства; педагогические условия формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей; содержание подготовки в виде знаний по теории и технологии работы с компьютерными системами применительно к деятельности музыканта; основные критерии и показатели уровней сформированности информационной компетентности будущих специалистов-музыкантов.
Процесс реализации модели формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей на практике осуществлялся за счет личност-но-деятельностного и практико-ориентированного подходов. Личностно-деятель-ностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.) предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности. Анализ разнообразных подходов к описанию структуры деятельности студентов показывает, что все они сходятся в известной общей формуле деятельности вообще и учебно-воспитательной деятельности в частности. Деятельность является универсальной формой функционирования личности, ей принадлежит ведущая роль в образовательном процессе. Личностно-деятельност-ный подход актуализирует включение студентов в практико-ориентированную образовательную деятельность как фактор развития их личностных качеств и активной жизненной позиции (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.). Ориентированной на индивидуализацию и дифференциацию в обучении, их взаимосвязь, данный подход направлен на создание комфортных условий для развития личности каждого студента. Практико-ориентированный подход подчеркивает неразрывность теории с практикой в системе подготовки специалистов. Приобретая практический опыт и осваивая свой путь достижения поставленных целей в ситуациях профессиональной деятельности, студент овладевает необходимыми навыками применения средств информационных технологий в музыкальной практике.
Сконструированная модель формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей (рис.) включает в себя мотивационный, содержательный и результативный компоненты, реализующиеся с помощью внедрения в педагогический процесс педагогических условий, способствующих формированию информационной компетентности студентов.
Рис. Структура модели формирования информационной компетентности будущих специалистов-музыкантов в процессе обучения информатике
Мотивационный компонент включает в себя: потребности современного информационного общества (социальный заказ), цель, задачи и принципы, направленные на реализацию процесса формирования информационной компетентности студентов-музыкантов при обучении информатике.
В соответствии с ГОС СПО выпускник-музыкант должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в области информатики: владеть основами
компьютерной грамотности, нотного набора; работать с программами музыкального редактирования; знать основы музыкальной акустики; иметь представление об основных вехах истории развития электронной и компьютерной музыки и т.д. Показателем уровня сформированности мотивационного компонента информационной компетентности является осознание необходимости использования информационных технологий в деятельности музыканта; положительная мотивация и интерес к применению информационных технологий при решении профессиональных задач; осознание роли информационных технологий в современных условиях развитого информационного общества; готовность к организации успешной работы по музыкальному профилю с использованием информационных технологий; интерес к результату использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
На усвоение студентами системы знаний и приобретение ими соответствующих умений и навыков, необходимых для формирования информационной компетентности, направлен содержательный компонент рассматриваемой модели. Данный компонент включает рабочую программу и содержание курса информатики для музыкантов, а также необходимые учебно-методические материалы, разработанные с учетом целей и задач обучения дисциплине, например, компьютерные системы обучения, в состав которых входят электронные лекции, презентации, комплекс практических работ, задания для самостоятельных работ студентов и для контроля знаний, интерактивные тренажеры разнообразного назначения, позволяющие эффективно и на современном уровне организовывать учебный процесс. Будущий специалист выступает здесь не только как личность и объект, у которого формируют информационную компетентность, но и как субъект творческого преобразования себя и своей профессиональной деятельности.
С учетом специфики деятельности будущего специалиста-музыканта в содержание обучения информатике для студентов музыкальных специальностей включены следующие основные теоретические разделы.
Раздел I. Музыка и информатика. Архитектура современного мультимедийного компьютера и его основные возможности работы со звуком.
Раздел II. Мультимедиаплееры. Воспроизведение MIDI-, аудио-, видеофайлов и музыкальных компакт-дисков на компьютере. Программы конвертирования различных форматов звуковых файлов.
Раздел III. Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы.
Раздел IV. Программные MIDI-аранжировщики. Технология создания и редактирования MIDI-аранжировки.
Раздел V. Аудиоредакторы. Технология записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере.
Раздел VI. Программы-секвенсоры, их особенности и возможности.
Раздел VII. Возможности и формы применения информационных технологий в музыкальной педагогике.
С содержанием обучения тесно связаны и методы обучения. Для формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в качестве основных методов при обучении информатике нами отобраны: про-
блемная лекция, эвристическая беседа, дискуссия, решение ситуационных профессиональных задач (различного рода заданий, прямо или косвенно связанных с будущей профессией обучаемого). Они побуждают студентов самостоятельно находить способы решения возникающих перед ними задач, требуют активной мыслительной деятельности, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Это является существенным на современном этапе гуманитаризации общества и образования при организации личностно ориентированного и личностно-деятельност-ного обучения.
Результативный компонент предусматривает определение уровня сформи-рованности информационной компетентности будущих специалистов-музыкантов при помощи показателей, соответствующих выделенным нами мотивационному, когнитивному, операционно-технологическому и эстетическому компонентам информационной компетентности специалиста-музыканта.
Показателем уровня сформированности когнитивного компонента информационной компетентности является знание основных информационных технологий, применимых в деятельности музыканта; понимание особенностей использования различных информационных технологий в деятельности музыканта в зависимости от целей и ожидаемого результата; знание практических аспектов применения информационных технологий в деятельности музыканта.
Показателем уровня сформированности операционно-технологического компонента информационной компетентности мы считаем качество выполнения будущим специалистом-музыкантом профессиональных задач с использованием информационных технологий: умение смоделировать деятельность с использованием информационных технологий; умение самостоятельно подобрать оптимальный набор программных средств для выполнения профессиональных задач с помощью информационных технологий; умение использовать разнообразные ресурсы сети Интернет как для поиска музыкального материала, так и в целях повышения уровня своей информационной компетентности, самосовершенствования и саморазвития.
Показателем уровня сформированности эстетического компонента информационной компетентности является творческость, оригинальность применения информационных технологий в процессе работы над проектом или созданием компьютерной аранжировки; эмоциональный подъем в ходе работы над заданием; яркость, новизна получаемого результата.
В зависимости от степени выраженности данных аспектов мы выделили следующие уровни сформированности информационной компетентности будущих специалистов-музыкантов:
— низкий (интуитивно-репродуктивный) уровень — знания о выполняемых действиях практически отсутствуют, действия профессионально не осознаны, цель часто не достигается, низкая ответственность за выполненную работу;
— средний (сознательно-реконструктивный) уровень — выполнение операций характеризуется последовательностью и целесообразностью. Студент способен переносить теоретические знания в новые условия, оперируя ими свободно;
средний уровень ответственности за выполненную работу. Осознается необходимость и значимость применения информационных технологий, но они не всегда используются в профессиональной деятельности;
— высокий (креативный) уровень — осознанное, полное выполнение всех действий, высокая мотивация к использованию информационных технологий, устойчивая потребность в таком использовании. Имея хорошую базу теоретических знаний, студент свободно ориентируется в специальной литературе, самостоятельно может создать и защитить творческий проект.
Основными комплексными критериями определения уровней сформирован-ности информационной компетентности студентов были следующие: полнота знаний о направлениях использования информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности, наличие смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную деятельность с использованием средств и возможностей современных информационных технологий, профессионально значимые качества, а также умения практического решения задач профессиональной деятельности с помощью информационных технологий.
Таким образом, структурно-функциональная модель формирования информационной компетентности будущего специалиста-музыканта дает представление о целостности содержания процесса формирования информационной компетентности будущих специалистов-музыкантов, ее внутренней структуре, взаимосвязи ее элементов. Разработка такой модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности музыканта с использованием информационных технологий и, тем самым, создает возможности для систематизации и выявления недостающего материала.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ботырко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. — M.: Академия, 2008.
[2] Вартофский M. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988.
THE MODEL OF FORMING OF INFORMATION COMPETENCE FOR MUSICAL SPECIALTIES STUDENTS
E.A. Lozhakova
Chair of informatics and methods of teaching computer science Tula State Pedagogical University named after. L.N. Tolstoy
Lenin Avenue, 125, Tula, Russia, 300026
The article gives a description of the structural function model of forming of information competence for musical specialties students. The characteristic of its main structural components is presented. Key words: model, information competence, expert-musician, forming.