Научная статья на тему 'Модель формирования информационной компетентности'

Модель формирования информационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / STRATIFIED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова Евгения Васильевна, Сольская Ирина Юрьевна

Работа посвящена исследованию задачи формирования информационной компетентности специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, их готовности использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Разработана стратифицированная модель формирования информационной компетентности будущих выпускников, результатом реализации которой предполагается повышение эффективности и качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоскутова Евгения Васильевна, Сольская Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPETENCE FORMING MODEL

The article is devoted to the formation of information competence of specialists problem to meet the requirements of the labor market, their willingness to use information technologies in their professional activities. Stratified model of information competence of future graduates is developed. It'll have improving the efficiency and quality of the educational process as an expecting result.

Текст научной работы на тему «Модель формирования информационной компетентности»

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

Всё вышесказанное указывает на то, что вопрос обучения пользователей БИР-систем требует более глубокого и тщательного анализа, необходима разработка концепции и методологии подготовки пользователей к работе с системами с целью наиболее целесообразного использования этих систем как инструмента для принятия решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Асалханова Т. Н. Качественная и количественная потребность в обучении БИР-систем / Т. Н. Асалханова // Управление развитием персонала. 2012. № 1(29). С. 38-44.

m

2. Асалханова Т. Н. Использование модуля HR SAP R/3 на предприятиях железнодорожного транспорта России : на примере ВосточноСибирской железной дороги // Управление человеческим потенциалом. 2011. № 3(27). С. 208-216.

3. О введении в действие стандарта по качеству в процессе управления персоналом «Обучение и повышение квалификации» [Электронный ресурс] : Распоряжение ОАО «РЖД» от 31.12. 2009. N 2757р // URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/6633397. (Дата обращения: 08.04.2013).

УДК 519.6:378 Лоскутова Евгения Васильевна,

соискатель, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел. 89247111022, e-mail: jane12@mail.ru Сольская Ирина Юрьевна, д. э. н., профессор, проректор по ДПО, Иркутский государственный университет путей сообщения

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

I. Y. Solskaya, E. V. Loskutova

INFORMATION COMPETENCE FORMING MODEL

Аннотация. Работа посвящена исследованию задачи формирования информационной компетентности специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, их готовности использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Разработана стратифицированная модель формирования информационной компетентности будущих выпускников, результатом реализации которой предполагается повышение эффективности и качества образовательного процесса.

Ключевые слова: информационная компетентность, образовательный процесс, стратифицированная модель.

Abstract. The article is devoted to the formation of information competence of specialists problem to meet the requirements of the labor market, their willingness to use information technologies in their professional activities. Stratified model of information competence of future graduates is developed. It'll have improving the efficiency and quality of the educational process as an expecting result.

Keywords: information competence, educational process, stratified model.

Образовательные стандарты подготовки специалистов третьего поколения особое место

отводят требованиям компьютерной подготовки: уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии. При этом повышение общего уровня освоения информационных технологий улучшает производительность труда, уменьшает затраты, позволяет работодателям вкладывать капитал не в поддержку своих информационных технологий, а более эффективно - в производство. В связи с этим усиливается важность овладения информационными компетенциями и необходимость современного подхода к управлению этой составляющей образовательного процесса [1].

Проведенные исследования позволили выявить множественный характер содержания информационной компетентности, её можно интерпретировать как:

- цель образовательной деятельности;

- методический инструмент в системе формирования профессиональной компетентности;

- способ оценки компетентности (через тесты и программные средства).

Исследования результатов формирования информационной компетентности студентов

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения» показывают преимущественно удовлетворительную оценку результатов формирования информационной компетентности выпускников со стороны работодателей (рис. 1, табл. 1).

Для реализации адекватной требованиям работодателей модели процесса формирования информационной компетентности необходимо определить информацию, соответствующую входным

воздействиям системы формирования компетентности. С нашей точки зрения, в качестве такой информации выступают:

- учебный план по выбранной специальности/направлению (профилю подготовки), определяющий требования ФГОС за счет привязки набора компетенций к конкретным дисциплинам;

- требования промышленных предприятий -работодателей к уровню информационной компе-

Т а б л и ц а 1

Результаты комплексной оценки уровня информационной подготовки студентов_

1. Уровень обученности (когнитивный компонент)

Численность студентов, участвующих в исследовании Количество вопросов в итоговом тесте по дисциплине Отношение количества правильных ответов к общему числу вопросов теста (соответствующая оценка) Средний балл

182 30 90-100% (отлично) 75-89% (хорошо) 60-74% (удовлетв.) менее 60% (неудовлетв.)

Количество студентов 17 39 114 12

Удельный вес студентов, получивших соответствующую оценку 9,34 % 21,43 % 62,64 % 6,59 % 3,34

2. Уровень освоения (деятельностный компонент)

Численность студентов, участвующих в исследовании Количество практических заданий по дисциплине с установленным временным интервалом выполнения Отношение правильно произведенных операций к общему числу операций за определенное Время (соответствующая оценка) Средний балл

176 45 90-100 % (отлично) 75-89 % (хорошо) 60-74 % (удовлетв.) менее 60 % (неудовлетв.)

Количество студентов 11 18 123 24

Удельный вес студентов, получивших соответствующую оценку 6,25 % 10,23 % 69,89 % 13,63 % 3,09

3. Уровень проектировочно-мотивационной составляющей (развивающий компонент)

3.1. Реализация индивидуальных и групповых практикоориентированных проектов

Численность студентов, участвующих в исследовании Количество реализованных проектов (с участием руководителя) Количество соответствующих оценок Средний балл

отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.

123 41 8 19 11 3

Удельный вес студентов, получивших соответствующую оценку 19,51 % 46,34 % 26,83 % 7,32 % 3,78

3.2 Экспертная оценка руководителей выпускных квалификационных работ в части владения информационными технологиями

Численность студентов, участвующих в исследовании Число участвующих в опросе руководителей Количество соответствующих оценок Средний балл

отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.

164 15 12 48 94 10

Удельный вес студентов, получивших соответствующую оценку 7,32 % 29,27 % 57,31 % 6,1 % 3,37

3.3. Самооценка по результатам анкетирования

Численность студентов, участвующих в опросе Количество соответствующих оценок Средний балл

отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.

84 11 28 41 4

Удельный вес студентов, получивших соответствующую оценку 13,1 % 33,33 % 48,8 % 4,77 % 3,55

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

I хорошо ■ удовлетворительно ■ неудовлетворительно Рис. 1. Оценка результатов формирования информационной компетентности

тентности выпускников;

- рабочие программы дисциплин, содержащие дидактические единицы, формирующие в комплексе информационную компетентность;

- также входами определяются психоэмоциональные параметры и интеллектуальные способности студентов, выступающие объектом воздействия с выбранной точки зрения исследования системы;

- определенный изначальный уровень информационной компетентности студентов.

В результате реализации системы формирования информационной компетентности объекты, реализующие образовательный процесс и оценивающие его результаты (университет, работодатель) должны получить на выходе грамотного специалиста, обладающего достаточно высоким уровнем сформированности и готовности к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Это состояние выпускника предполагает:

- способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности, как профессиональной, так и личной;

- овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

На основании исследования методов и инструментов формирования информационной ком-

петентности была построена его стратифицированная модель. Выбор модели обусловлен тремя основными свойствами иерархических систем: вертикальной декомпозицией, приоритетом действий и взаимосвязью характеристик качества функционирования системы.

Основное положение стратифицированного описания систем 5: X ^ У, по Месаровичу [3], состоит в том, что множество внешних стимулов X и множество откликов У представимы в виде декартовых произведений. В качестве семейства стимулов X в рассмотренной системе примем основные типовые задачи, определяемые компетенциями ФГОС с учетом требований работодателей, решение которых обеспечивает формирование множества откликов системы У , определяющих готовность специалиста к решению предложенной типовой задачи, формирующих в комплексе соответствующий уровень информационной компетентности.

Определим следующие множества:

а) набор типовых задач (определенных знаний, умений, навыков студентов), определяющих уровень информационной компетентности специалиста в соответствии с требованиями ФГОС и пожеланиями работодателей (внешние стимулы):

Xi, 1 < / < п;

б) соответствующие им результаты итогового контроля, определяющие уровень сформиро-

ванности того или иного компонента информационной компетентности (отклики системы): У ,1 < г < п, таких что

X = X х...х X и У = У х...х У .

1 п 1 п

Это дает возможность разбиения откликов и входных стимулов на компоненты, т. е. каждая пара (X, ), 1 < г < п, приписывается определенной страте (рис. 2). В нашем случае 1-я страта ( = 1) системы £ - это система, представленная как отображение ^ :

: X х V ^ У (освоение инструментальных возможностей информационных технологий);

2-я страта:

£2 : X х V х Щ2 ^ У (освоение профессиональных возможностей информационных технологий);

3-я страта:

£3 : X х Щ ^ У (организация профессиональной деятельности специалиста на основе использования возможностей информационных технологий).

Основная идея стратификации состоит в том, что процесс успешного формирования информационной компетентности специалиста представляет собой практическую реализацию трех уровней (страт), предполагающую успешное выполнение определенных профессиональных задач Xi.

Множество У состоит из откликов 1-й страты - соответствующего уровня информационной компетентности, основанного на результатах итогового контроля, определяемых правильностью

решения поставленной на входе системы задачи.

V и Щ представляют собой множества

стимулов, исходящих от страт, примыкающих к 1-й страте соответственно сверху и снизу.

Таким образом, реализация задач каждой страты предполагает освоение студентами соответствующего компонента информационной комепетентности на основе заданных требований (типовых профессиональных задач) и соответствующего распределительного воздействия страты верхнего уровня. Результатом же реализации становится сформированный уровень информационной компетентности, определяющий, в свою очередь, информационное воздействие на вышестоящую страту.

Таким образом, научная гипотеза состоит в том, что:

£г, 1 < г < п - стратификация системы формирования информационной компетентности £, так как существуют 2 семейства отображений:

1) Нг : У ^ Щ+1, 1 < г < п.

Результат контроля решения поставленных типовых задач, формирующих определенный набор знаний, умений, навыков, определяющих уровень сформированности информационной компетентности специалиста, на 1-й страте является необходимым условием успешной реализации системы на следующем уровне подготовки;

2) с : У ^ V-!, 1 < г < п.

По результатам контроля уровня сформиро-ванности информационной компетентности на 1-й страте реализуется вмешательство на нижележащие страты с целью корректировки методов, подходов, средств ее формирования.

V,

X:

XI

Страта 3

"I ]>з

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страта 2

"1 ТГ2

Страта 1

Уз

У2

У1

Рис. 2. Стратитфицированная модель формирования информационной компетентности

Отображения К и сг называются соответственно информационной функцией и распределительной функцией 7-й страты; они связывают страты вместе, образуя систему [3].

Полученные отображения такие, что для каждого элемента х из X и у = 5 (х):

1) Уз = 5з (хз, К (У2 ))>

2) Уз = 52(х2, С (Уз ), К(Ух)).

3) У1 = 51(х1, с2(У2)).

Иными словами, результат освоения, например, профессиональных возможностей информационных технологий будет формироваться на 2-й страте в процессе освоения заданных на этом уровне требований ФГОС и работодателей (внешние стимулы), одновременно используя результат реализации информационной функции, определяющей уровень освоения инструментальных возможностей ИТ, а также под управлением требований организации профессиональной деятельности специалиста с использованием информационных технологий, заданных вышестоящей стратой.

Стратификация подразумевает сокращение объема информации, идущей вверх по иерархии: в нашем случае для вышерасположенных страт информация об уровне усвоения студентами определенных навыков, поступающая от нижних страт, имеет сходное содержание. Чем выше расположен уровень, тем меньший объем информации ему нужно обрабатывать [2].

Таким образом, отметив необходимость уменьшения объема информации от уровня к уровню, мы естественным путем приходим к горизонтальной декомпозиции страты на подсистемы. На каждой страте решающие элементы (дисциплины и модули, формирующие определенные знания и навыки) имеют дело в первую очередь с функционированием самих подсистем, а чаще

просто блоков, пренебрегая, как правило, взаимодействием между ними.

Решающие элементы более высокой страты (научно-исследовательская, производственная практики, конференции, дипломное проектирование) при условии нормального функционирования подсистем предшествующего уровня обрабатывают только информацию об их взаимосвязях и взаимодействиях, то есть фактически отражают результативность этого взаимодействия - работы всей системы.

Результатом осуществления системой своих функций должно быть формирование готовности специалиста к использованию информационных технологий в профессиональной и личной жизнедеятельности, умению управлять самостоятельной познавательной деятельностью в условиях открытой информационной среды.

Результатом реализации предложенной модели в учебном процессе предполагается повышение эффективности и качества формирования информационной компетентности специалистов промышленного производства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лоскутова Е. В. Задача формализации и моделирования учебного процесса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. Вып. 3(31). С. 198-201.

2. Лоскутова Е. В. Стратифицированное описание системы формирования информационной компетентности будущих специалистов // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Вып. 5(5). С. 100-103.

3. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М. : Мир, 1973. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.