Научная статья на тему 'Модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы (средствами фольклора)'

Модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы (средствами фольклора) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1106
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МЕТОД / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / МИКРОСРЕДА / ФОЛЬКЛОР / MODEL / METHOD / SYSTEM / STRUCTURE / SCIENTIFIC APPROACHES / PRINCIPLES / FUNCTIONS / SOCIOCULTURAL SPHERE / MICRO ENVIRONMENT / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Николаевна

Представлена модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы на основе фольклора. Модель структурнофункционального типа состоит из блоков и входящих в них соподчиненных элементов, отражающих внутреннюю структуру изучаемого процесса и ресурсы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы (средствами фольклора)»

И.Н. ВИШНЯКОВА (Челябинск)

модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы

(средствами фольклора)

Представлена модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы на основе фольклора. Модель структурнофункционального типа состоит из блоков и входящих в них соподчиненных элементов, отражающих внутреннюю структуру изучаемого процесса и ресурсы его развития.

Ключевые слова: модель, метод, система, структура, научные подходы, принципы, функции, социокультурная сфера, микросреда, фольклор.

В процессе гуманизации российского образования возникла острая необходимость решения педагогических проблем, связанных с осуществлением гуманистических отношений в коллективе учащихся. Многочисленные исследования, посвященные проблемам гуманистического воспитания школьников (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.М. Коротов, В.Ф. Шаталов, Н.П. Шитяко-ва, Н.Е. Щуркова и др.), способствуют накоплению и систематизации знаний о сущности гуманистического воспитания, ценностях как цели воспитания, механизмах приобщения к ним подрастающего поколения. На первый план в осмыслении путей к гуманистическому образованию выдвигаются проблемы духовно-нравственного воспитания, развития творческого потенциала личности ребенка.

Анализ научной литературы показал, что до настоящего времени недостаточно изучена проблема формирования гуманистических отношений в младшем школьном возрасте. Между тем именно в данном возрастном периоде у детей формируются важнейшие нормы отношений, которые должны получить развитие в течение дальнейшей жизни. В связи с этим необходимы поиск и научное обоснование модели и педагогических условий формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы.

В ходе теоретического осмысления проблемы мы решили обратиться к методу мо-

делирования. Его общепризнанная эффективность приводит к убеждению, что модель формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы позволит определить основную системообразующую связь элементов, внутреннюю структуру изучаемого процесса и ресурсы развития. Без анализа структуры модели невозможно познание внутреннего устройства и сущности познаваемого объекта, т.к. именно структура создает целостное представление о формировании гуманистических отношений учащихся. Выявленные функции позволят определить объективную обусловленность модели, поэтому мы разработали смешанную модель структурно-функционального типа, универсальную для исследования педагогических систем. При ее разработке мы основывались на том, что она должна включать наиболее значимые блоки. Можно выделить следующие взаимосвязанные блоки: 1) целеполагающий; 2) организационно-деятельностный (научные подходы, принципы, функции и педагогические условия формирования гуманистических отношений учащихся); 3) содержательный (содержание, формы и методы моделируемого процесса); 4) диагностикорезультативный (критерии, уровни и результат сформированности гуманистических отношений учащихся).

Целеполагающий блок включает цель и задачи конструирования модели. Первая задана требованиями современного общества и заключается в повышении уровня сформирован-ности гуманистических отношений учащихся начальной школы. Достижение поставленной цели представлено путем решения следующих задач: 1) создание предпосылок усвоения знаний о нормах гуманистических отношений; 2) стимулирование мотивации и потребностей в гуманистических отношениях; 3) совершенствование навыков межличностного взаимодействия. На основе целеполагающего компонента выявляется структура организации процесса формирования гуманистических отношений учащихся.

В рамках организационно-деятельностного блока мы опираемся на теоретикометодологические подходы и принципы, определяем функции моделируемого объекта и педагогические условия формирования гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы. Наиболее значимыми в данном случае являются системный,

© Вишнякова И.Н., 2011

аксиологический, культурологический и деятельностный подходы. Научный подход подразумевает наличие определенных принципов («основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности» [7, с. 394]), которые становятся в исследовании связующим звеном между теорией и методом, теорией и практикой.

В рамках системного подхода мы основываемся на принципах системности и целостности для изучения совокупности компонентов в их взаимосвязи. Философский принцип системности предполагает рассмотрение системы как взаимосвязи структурных компонентов целостности и выступает средством синтеза, дифференциации и интеграции научного знания. В изучении и организации педагогических явлений он выполняет определенные функции. М.Е. Дуранов утверждает, что «принцип системности позволяет: сформировать у учащихся системность знаний; придать системный характер процессу формирования понятий; развить системное мышление; сформировать системную картину мира; субординировать знания» [2, с. 112]. Одной из важных характеристик принципа системности является целостность, позволяющая рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

В рамках аксиологического подхода мы основываемся на принципе гуманизации как содержательной стороны всех сфер педагогической деятельности (гуманистические отношения невозможны без принятия и осмысления гуманистических ценностей, на основе чего должен происходить любой воспитательный процесс, независимо от его цели и задач) и принципе ориентации в общечеловеческих ценностях.

Принцип культуросообразности реализован культурологическим подходом. На технологическом уровне социально-культурной деятельности он представлен Т.Г. Киселёвой в виде «опоры в используемых социальнокультурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т. д.» [3, с. 107 - 108].

Деятельностный подход в педагогике характеризуется рядом специфических принципов, среди которых мы выделяем принцип совместности, принцип мотивированности к деятельности. Первый из них обстоятельно

изучен современным социальным психологом В.В. Абраменковой. Она констатирует, что в разных возрастных периодах детства наблюдается, как меняются характер, формы, виды взаимодействия в процессе игры. Совместная деятельность, по мнению автора, с возрастом усложняется, детализируется, растет уровень кооперации в играх, и вместе с тем возрастает осмысленность индивидуальной деятельности [1, с. 74 - 75]. Суть использования деятельностного подхода заключается и в том, что интересы детей должны поддерживаться педагогом через внутреннюю мотивацию (принцип мотивированности к деятельности).

Педагогические явления характеризуются наличием свойственных им функций. В философии функция понимается как «свойство системы, оно определяется в связи системы со средой, в которой и по отношению к которой она действует» [5, с. 119]. Т.Г. Киселева утверждает, что функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности, отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Следовательно, функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность [3, с. 96]. На основе специфики социокультурной деятельности и функционирования фольклора в современной образовательной среде мы выделяем коммуникативную, транслирующую и культуротворческую функции модели.

Коммуникативная функция определена тем, что фольклор можно рассматривать как средство взаимодействия между людьми. Следует уточнить, что речь идет прежде всего о межличностном уровне социокультурной деятельности (именно эта функция предполагает способ межсубъектного взаимодействия, независимо от сферы ее реализации). Отметим, что важный для младшего школьника межличностный уровень коммуникации распространяется и на групповой уровень (например, в классе или творческом коллективе).

транслирующая функция находится во взаимосвязи с коммуникативной и заключается в особенностях передачи культурного опыта народа, фольклора. В исконной среде бытования фольклора передача опыта происходит от поколения к поколению. В современном об-

разовательном процессе трансляция культуры возможна путем вовлечения детей в деятельность. Основная роль трансляции принадлежит педагогу, который способен через знание и понимание ценностей передать их детям.

Культуротворческая функция осуществляется на бытовом творческом уровне. Она раскрывает перспективы на многостороннее восхождение к своей культуре и вживание в современную культурную ситуацию. Фольклор в этом случае попадает в современную образовательную среду и, обретая в ней свое место, становится не только социальным, но и культурным феноменом, что очень важно для достижения педагогического результата.

Для успешной реализации модели мы разработали комплекс педагогических условий. Первое из них - создание этнопедагогической микросреды в общеобразовательном учреждении. В педагогической практике обращение к вопросу о необходимости специального создания микросреды не является редкостью. А.М. Столяренко подчеркивает, что «наиболее действенно педагогическое влияние непосредственного окружения человека и, кроме того, оно больше поддается целенаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания» [8, с. 191]. Микросредой автор называет ближайшее окружение человека, ближайший коллектив (семья, коллектив сверстников, творческий коллектив и т.д.). Другими словами, специфической чертой микросреды является ее непосредственное взаимодействие с личностью. в этнопедагогиче-ском направлении роль микросреды изучена А.И. Лазаревым, который включает в разряд образовательно-воспитательных задач «создание микросреды естественного бытования фольклора, где дети научатся жить по законам устного и коллективного творчества, чувствовать, понимать его нормы и особенности» [4, с. 271]. Данное утверждение позволяет рассматривать вопрос о создании этнопедагогической микросреды в качестве педагогического условия для формирования гуманистических отношений учащихся средствами фольклора.

второе педагогическое условие - профессиональная компетентность педагога дополнительного образования детей. В педагогическом процессе воспитывает детей прежде всего педагог. Это личность, транслирующая ценности культуры и отношений. Деятельность педагога направлена на ценностное преобразование педагогической реальности, поэтому мы относим профессиональную компе-

тентность учителя к необходимым условиям успешной реализации модели.

третье педагогическое условие - отбор содержания процесса формирования гуманистических отношений с учетом возрастных особенностей младших школьников. В воспитательном процессе выделяют закономерность «соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников» [6, с. 174]. Отбор содержания должен находить соответствие со знанием и пониманием педагогом возрастных особенностей учащихся.

В содержательный блок модели включены два направления деятельности общеобразовательного учреждения: художественное

творчество (дисциплины «Фольклорный ансамбль», «Народные инструменты», «Народный танец»); гражданско-патриотическая деятельность (дисциплины «Основы народной культуры», «Народные игры»). Данные дисциплины относятся к вспомогательным формам организации целостного педагогического процесса. Подлинная реализация гуманистических отношений возможна во внеучебной деятельности, поэтому мы включаем эту форму в содержательную основу педагогического процесса. В ней наиболее полно реализуются возрастные потребности младших школьников - общение со сверстниками, потребности в игре, во внешних впечатлениях и др. Вне-учебная деятельность представляет собой относительно регламентированную деятельность детей. Она строится на основе добровольного участия учащихся в раскрытии и проявлении творческого потенциала. Относительность регламентации заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно осуществлять предложенное педагогом задание. В условиях правильной организации вне-учебную деятельность можно считать особой формой взаимодействия сверстников, играющей важную роль в формировании коллективизма и гуманистических отношений в силу совместности.

В содержание моделируемого процесса мы включаем методы формирования гуманистических отношений учащихся. Комплекс методов направлен на выбор оптимальных путей, позволяющих максимально приблизиться к достижению поставленной цели. Для этого следует использовать ситуационный метод, методы стимулирования, убеждения, игры, беседы. Названные методы мы выдвигаем в соответствии с положениями гуманистической педагогики и современной парадигмой образования.

Диагностико-результативный блок состоит из критериев, уровней и результата моделирования. В качестве критериев сформи-рованности гуманистических отношений учащихся начальной школы мы выделяем когнитивный, мотивационно-потребностный и поведенческий. Когнитивный критерий вбирает в себя совокупность нравственно-этических, гуманистических, морально-правовых знаний, существенно влияющих на качество отношений личности к себе, другим людям, окружающему миру. Мотивационно-потребностный критерий гуманистических отношений включает эмоционально-чувственное состояние. При этом избирательность отношений определяется позицией внутренних потребностных побуждений. Потребность во взаимодействии должна быть обусловлена внутренними гуманистическими убеждениями, которые представляют собой глубоко осознанные и мотивированные нравственные принципы. Их нестабильное проявление может постепенно переходить в относительно стабильное состояние. Поведенческий критерий гуманистических отношений выражается в поступках, привычках и опыте гуманистического взаимодействия с людьми и отношениях к окружающему миру. Эти показатели измеряются при помощи методов конкретного психолого-педагогического и социологического исследования. На основе вышеназванных критериев мы выделяем низкий, средний и высокий уровни (в зависимости от сформированности гуманистических отношений учащихся).

таким образом, разработанная модель обладает системообразующими свойствами, направлена на функционирование всей системы формирования (средствами фольклора) гуманистических отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы.

литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства : учеб. пособие. М. : ПЕР СЭ, 2008.

2. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней : моногр. Челябинск : ЧГАКИ, 2002.

3. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность : учебник. М. : МГУКИ, 2004.

4. Лазарев А.И., Гришин А.С., Губанова Г.А. Фольклор. Фольклористика. Народоведение. Челябинск : ЧГАКИ, 2008.

5. Рябков В.М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельно-

сти (вторая половина XX - начало XXI века). М. : МГУКИ, 2009.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. [и др.]. Педагогика : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Школа-Пресс, 2000.

7. Спутник исследователя по педагогике / сост. А.М. Баскаков, Ю.Г. Соколова. Челябинск : Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2008.

8. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Formation model of pupils’ humanistic relations in sociocultural work of primary school (by means of folklore)

There is suggested the developed model of formation ofpupils’ humanistic relations in sociocultural sphere of primary school, where folklore is the means of formation of such relations. The model of structural and functional type consists of blocks and subordinated elements, which reflect the inner structure of the process and the resources for its development.

Key words: model, method, system, structure, scientific approaches, principles, functions, sociocultural sphere, micro environment, folklore.

М.С. КАЛИНИНА (Волгоград)

полилогиЧЕСКоЕ общение: специфика организационных форм

С позиций лингводидактики обосновываются некоторые организационные формы полилогического общения в языковой педагогике. Дана характеристика дискуссионных/ недискуссионных форм полилогического общения.

Ключевые слова: полилогическое общение, организационные формы полилогического общения, дискуссионные/недискуссионные формы полилогического общения, тематическая беседа, беседа за «круглым столом», дискуссия.

Организация речевого взаимодействия на основе полилога имеет большие перспективы развития в рамках не только школьного, но и вузовского обучения. За последние двадцать

© Калинина М.С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.