Научная статья на тему 'Модель формирования графических компетенций'

Модель формирования графических компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТБОР И СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАНАЯ ПОДГОТОВКА / ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова А.И.

Статья посвящена обучению графическим дисциплинам в нетехническом вузе. Идеи данной статьи строятся на том, что графика является уникальным средством коммуникации людей различных профессий, что технологическая планировка оборудования в организациях общественного питания влияет на соблюдение санитарных требований, а функциональная взаимосвязь производственных помещений способна снять неудобства в работе персонала. В статье применено моделирование отбора и структурирование содержания практико-ориентированой подготовки, которое позволяет представить данный процесс в целом. В результате описывается авторская модель формирования графической компетентности бакалавра специальности «Технология продукции и организация общественного питания». В модели раскрыты дидактические условия подготовки бакалавров по дисциплинам использующим графику. Показано, что, чем выше степень документированности всех компонентов модели, тем выше результативность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования графических компетенций»

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Орлова А.И., КНИТУ-КАИ, филиал в г. Набсрсжные-Чслны

Статья посвящена обучению графическим дисциплинам в нетехническом вузе. Идеи данной статьи строятся на том, что графика является уникальным средством коммуникации людей различных профессий, что технологическая планировка оборудования в организациях общественного питания влияет на соблюдение санитарных требовании, а функциональная взаимосвязь производственных помещений способна снять неудобства в работе персонала.

В статье применено моделирование отбора и структурирование содержания практики-ориентированой подготовки, которое позволяет представить данный процесс в целом. В результате описывается авторская модель формирования графической компетентности бакалавра специальности «Технология продукции и организация общественного питания». В модели раскрыты дидактические условия подготовки бакалавров по дисциплинам использующим графику. Показано, что, чем выше степень документированности всех компонентов модели, тем выше результативность обра зовательного процесса. Ключевые слова; отбор и структурирование содержания, практике -ориентирована» подготовка, графическая компетентность, организация общественного питания.

Инновационное развитие сферы общественного питания и пищевой отрасли выявило потребность в профессиональных кадрах, владеющих рядом компетенций, заключающихся в некоторой универсализации [1; 2|. Именно такие специалисты смогут осуществить необходимое инновационное развитие отрасли, связанное с модернизацией производства.

Область профессиональной деятельности, в которую включена проектная деятельность бакалавра, определена стандартом, это:

• оценка качества услуг в области проектирования и реконструкции предприятия питания, предоставляемых проектными организациями;

• разработка технического задания и технико-экономического обоснования на проектирование и реконструкцию предприятия питания;

• определение размеров производственных помещений, подбор технологического оборудования и его размещение;

• чтение чертежей и контроль за качеством услуг проектных организаций при проектировании и реконструкции предприятий питания;

• осуществление контроля за качеством монтажных работ и оценка результатов проектирования предприятий питания малого бизнеса;

143

• использование системы автоматизированного проектирования и программного обеспечения при создании проектов вновь строящихся и реконструированных предприятий питания.

Однако существующий традиционный подход к обучению графическим дисциплинам в нетехническом вузе не обеспечивает требуемого уровня сформированное™ графической компетентности будущего специалиста. Об этом свидетельствует состояние дел в области сертификации предприятий общественного питания. Из-за несоответствий, которые заложены еще на стадии проектирования, многие предприятия не могут успешно пройти процедуру сертификации. Неправильная технологическая планировка приводит к нарушению санитарных требований. Отсутствие функциональной взаимосвязи производственных помещений приводит к неудобствам в работе персонала. Эти и многие другие проблемы возникают из-за недопонимания между специалистами различных областей деятельности |3; 4]. Современная действительность диктует, что специалистам необходим набор компетенций, формирующихся на стыке наук. Поскольку язык графики является общим языком специалистов различных сфер деятельности, то и дисциплины, отвечающие за изучение этого языка, имеют тесную взаимосвязь с предметами, касающимися рассматриваемого вопроса. Графика является уникальным средством коммуникации людей различных профессий, развивает пространственное, абстрактное и логическое мышление, воспитывает самостоятельность и внимательность.

Одной из главных проблем формирования графической компетентности выпускника нетехнического вуза является, на наш взгляд, уплотнение программы обучения дисциплинам, использующим графику. При сохранении общего количества часов по учебному плану произошло увеличение количества (наименования) дисциплин. Объединение или, наоборот, разделение предметов часто приводит к снижению ранее достигнутого качества обучения. Требования рынка труда меняются быстрее, чем технологии обучения, в частности графическим дисциплинам. Сегодня появились новые возможности в связи с новейшими разработками компьютеризации обучения, например трехмерной графики, визуализации объектов и других средств [5].

С переходом на двухуровневую систему высшего образования, ради усиления практической составляющей подготовки бакалавра, сокращается естественнонаучная и общстсхничсская составляющая, куда входит и цикл графических дисциплин. В результате мы вынуждены констатировать, что у выпускников не сформированы умения использовать современные информационные технологии при проектировании, в том числе для создания трехмерных моделей графических объектов (цехов с оборудованием, сис-

144

тем канализации, водоснабжения и вентиляции и др.). Методику преподавания дисциплин, использующих графику, необходимо строить практико-ориентированно. Безусловно, такой подход требует значительно больше времени на процесс подготовки к обучению и дорогостоящее техническое обеспечение, но активное развитие науки и техники определяет необходимость выпуска специалистов, которые могли бы быстро адаптироваться к современным условиям производства.

Непрерывный рост объема изучаемой информации вследствие развития науки и техники, интеграция специальностей и появление новых профессий требуют оптимизации образовательного процесса. Отражение в структуре содержания подготовки междисциплинарности и взаимосвязанности помогает решить проблему поиска резервов для усиления практической составляющей подготовки.

При проектировании и реализации содержания подготовки педагогическая наука рекомендует использовать метод моделирования, так как эта система не поддастся прямому наблюдению, а проявляется косвенно [6]. Моделирование отбора и структурирование содержания подготовки позволяет представить данный процесс в целом. Нами разработана авторская модель формирования графической компетентности бакалавра специальности «Технология продукции и организация общественного питания» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и профессиональным стандартом (ПС). В настоящее время модель апробируется по блоку дисциплин «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Основы строительства и инженерное оборудование», «Организация предприятий общественного питания», «Проектирование предприятий общественного питания». Взаимосвязанность структуры обеспечивается как внутри каждой дисциплины имеющей свои цели и логику изложения, так и на междисциплинарном уровне. Но прежде определим дидактический аспект.

Дидактические условия подготовки бакалавров по дисциплинам, использующим графику, состоят: а) при целеполагании - в ориентации на отражение в целевых компетентностях единых требований ФГОС ВПО, профессиональных стандартов (ПС) - документов, раскрывающих с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников утвержденных на государственном или региональном уровне; б) при определении состава - в ориентации раскрытия общекультурных и профессиональных компстснтностей; в) при структурировании - в междисциплинарности и взаимосвязанности интегрированного содержания профессиональной подготовки.

145

На заключительном этапе будет проведена оценка сформированно-ети графических компетенций по двум уровням: квалификационно-профессиональным и междисциплинарно-компетентностным.

Структурная модель формирования графической компетентности специалиста представлена на рисунке.

Компетентностный и личностно-деятельностные подходы позволят формировать компоненты графической профессиональной компетентности будущего специалиста. В процессе развития данных компонентов педагогу необходимо выявить дидактические условия, связанные с формированием ключевых профессиональных компетенций при изучении дисциплин, использующих графику. Компьютерные технологии обеспечивают поддержку дисциплин, использующих графику, что создаст дополнительную мотивацию в изучении смежных предметов. Инструменты компьютерной графики позволяют студентам лучше осваивать дидактические единицы при помощи различных способов визуализации объектов.

Принципиальных отличий в структурировании дисциплин, использующих графику, нет. Они начинаются с теоретического курса начертательной геометрии, формирующей основы пространственного воображения, изучения правил проецирования, а продолжаются дисциплинами, использующими общий понятийный аппарат, позволяют сформировать умения и навыки для решения профессиональных задач, в том числе связан

146

Требования производства к профессиональной деятельности

(компегенгаостный г юдход)

КОМПЕТЕНЦИИ

1 г ч Г 1

Когнитивная ком петеитиостъ Комму никап шиая компетентность ПроеЕсгная компетентность

(л и 41 [ост] ю-деятельностный полхол)

1

Дисциплины, использующие графику

(Определение структуры, отбор содержания подготовки, выбор эффективных технологий обучения) (применяется системный подход)

Оценка сформированное™ [рафичееких компетенций по направлению подготовки

к вал ификационно-профсссиональный уровень Графические работы, тесты и пп/1 междисциплинарно- компетситност- ный уровень (куреовое и дипломное проектирован ие*!

Рис.. Модель формирования графической компетентности

147

ных с реконструкцией и строительством новых объектов предприятий общественного питания. Указанными дисциплинами являются инженерная и компьютерная графика, основы строительства и инженерное оборудование зданий, техническая механика, оборудование предприятий общественного питания, проектирование предприятий общественного питания.

Структурная модель демонстрирует, что графическая компетентность участвует в развитии ключевых компонентов профессиональной компетентности инженера и является частью формирования:

• во-первых — когнитивной компетентности, так как графическая компетентность является средством для усвоения знаний в области таких дисциплин, как «Оборудование предприятий общественного питания», «Техническая механика, «Проектирование предприятий общественного питания» и других;

• во-вторых — коммуникативной компетентности, так как язык графики является международным; в процессе изучения правил выполнения и чтения чертежей студенты изучают отечественные и зарубежные системы стандартов, пакеты компьютерных графических программ и др.; мир профессиональных понятий и терминов данной области знаний не имеет границ и языковых барьеров;

• в-трстьих — проектной компетентности, так как графическая компетентность является основой для осуществления деятельности, связанной с модернизацией производства (в частности предприятий общественного питания).

Использование информационно-компьютерных технологий по дисциплинам, использующим графику, способствует оперативности и полноте передачи информации, расширяет возможности иллюстративности учебного материала, его демонстрации в динамике. Все это не только способствует интенсификации, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, но и усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию студентов.

Научная организация учебной деятельности при изучении дисциплин, использующих графику, предполагает её систематизацию, структурирование и процедуру осуществления. Чем выше степень документированное™ данных компонентов, тем выше результативность образовательного процесса. Создание индивидуального профессионально ориентированного образовательного продукта означает учет потребностей и мотивов субъектов образовательного процесса [7]. Содержание обучения дисциплинам, использующим графику, формы, средства и методы обучения, а также результативность процесса выявляют степень адресной ориентации учебно-познавательной деятельности. Завершающим звеном адресной ориентации

148

учебно-познавательной деятельности студентов на создание индивидуального профессионально ориентированного образовательного продукта является рефлексия, позволяющая оценить и сам процесс, и результат данной деятельности.

Источники

1. Акулова O R. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования//Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы перспективы. Ч. 1: Сборник научных статей. Омск: Из-во ОмГПУ, 2002.С. 190-195.

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентно-стного подхода) //Высшее образование сегодня. 2004. №11 .-С. 3- 13.

3. Власова В.К., Кирилова Г.И. Алгоритмы мониторинга и контроля учебного процесса в условиях электронных образовательных ресурсов // Качество. Инновации. Образование. 2012. №7. С. 36-40.

4. Волик О.Н. Алгоритмы информационно-ледового взаимодействия субъектов в системе образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т. 14. №4. С. 448-456.

5. Кирилова Г.И., Власова В.К. Продуктивные уровни автоматизации образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). С. 144-148.

6. Михайлов В.Ю., Кирилова Г.И., Власова В.К. Современные методы моделирования педагогических систем // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 7. С. 2-8.

7. Орлова Л И. Инструментальное обеспечение ПОДГОТОВКИ ПО дисциплинам, использующим графику // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16. № 2-3. С. 575-577.

Дата поступления 03.06.2015.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.