Научная статья на тему 'Модель формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному общению в образовательном процессе вуза'

Модель формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному общению в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ОБЩЕНИЮ / МОДЕЛЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / INTERACTION AND COOPERATION / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COMPONENTS AND CRITERIA OF READINESS FOR INTERPERSONAL COMMUNICATION / MODEL / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Наталья Ивановна

Вопросы взаимодействия и сотрудничества в современном мире становятся приоритетными для силовых структур. Формат практической реализации межличностного общения в вузе в течение последних десятилетий претерпел существенные трансформации, в частности изменилось качество внеаудиторной деятельности, влияющей на становление личности будущего специалиста МВД РФ. Серьезной модификации подверглись методы и формы работы субъектов воспитания в рамках подобной деятельности. В статье предложены направления внеаудиторной работы как части образовательного процесса (производственная практика, научно-исследовательская деятельность; профессионально-нравственное воспитание, культурное развитие; физкультурно-массовая и оздоровительная работа). Представлены модель и педагогические условия, влияющие на формирование готовности будущего сотрудника МВД РФ к межличностному общению в образовательном процессе вуза. Модель позволяет эффективно организовать внеаудиторную деятельность курсантов в многонациональной образовательной среде для подготовки к восприятию других, налаживанию межличностного контакта. В рамках совместной и индивидуальной работы в образовательной среде курсанты не только активно проявляют себя, но и становятся взаимодействующими участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Preparing Future Specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Interpersonal Communication in the Educational Process of the University

Interaction and cooperation in the modern world are becoming priorities for law enforcement agencies. The format of practical implementation of interpersonal communication at universities has undergone significant transformation in recent decades. In particular, the quality of extracurricular activities, influencing the development of personality of future specialists of the Russian Ministry of Internal Affairs has changed dramatically. Methods and forms applied in work with subjects of education in extracurricular activities have also transformed. The paper suggests directions of extracurricular activities as part of the educational process (on-the-job training, scientific research; professional and moral education, cultural development; physical culture and health activities). The model and educational conditions influencing the process of preparing future specialists of the Russian Ministry of Internal Affairs for interpersonal communication in the educational process of universities are presented. The given model makes it possible to effectively organize extracurricular activities of cadets in a multinational educational environment to prepare them for understanding other people and establishing interpersonal contacts. In the process of teamwork and individual activities in the educational environment, cadets become not only active, but also interacting participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному общению в образовательном процессе вуза»

УДК 378.6(470+571)

https://d oi.org/10.24158/spp.2019.12.34

Мусина Наталья Ивановна

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МВД РОССИИ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ОБЩЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Musina Natalia Ivanovna

Senior Lecturer, Department of Administrative Activity of Bodies of internal Affairs, Nizhny Novgorod Academy of the Russian Ministry of internal Affairs

MODEL OF PREPARING FUTURE SPECIALISTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR INTERPERSONAL COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Аннотация:

Вопросы взаимодействия и сотрудничества в современном мире становятся приоритетными для силовых структур. Формат практической реализации межличностного общения в вузе в течение последних десятилетий претерпел существенные трансформации, в частности изменилось качество внеаудиторной деятельности, влияющей на становление личности будущего специалиста МВД РФ. Серьезной модификации подверглись методы и формы работы субъектов воспитания в рамках подобной деятельности. В статье предложены направления внеаудиторной работы как части образовательного процесса (производственная практика, научно-исследовательская деятельность; профессионально-нравственное воспитание, культурное развитие; физкультурно-массовая и оздоровительная работа). Представлены модель и педагогические условия, влияющие на формирование готовности будущего сотрудника МВД РФ к межличностному общению в образовательном процессе вуза. Модель позволяет эффективно организовать внеаудиторную деятельность курсантов в многонациональной образовательной среде для подготовки к восприятию других, налаживанию межличностного контакта. В рамках совместной и индивидуальной работы в образовательной среде курсанты не только активно проявляют себя, но и становятся взаимодействующими участниками образовательного процесса.

Ключевые слова:

многонациональная среда, взаимодействие и сотрудничество, межличностное общение, компоненты и критерии готовности к межличностному общению, модель, внеаудиторная деятельность, педагогические условия.

Summary:

Interaction and cooperation in the modern world are becoming priorities for law enforcement agencies. The format of practical implementation of interpersonal communication at universities has undergone significant transformation in recent decades. In particular, the quality of extracurricular activities, influencing the development of personality of future specialists of the Russian Ministry of Internal Affairs has changed dramatically. Methods and forms applied in work with subjects of education in extracurricular activities have also transformed. The paper suggests directions of extracurricular activities as part of the educational process (on-the-job training, scientific research; professional and moral education, cultural development; physical culture and health activities). The model and educational conditions influencing the process of preparing future specialists of the Russian Ministry of Internal Affairs for interpersonal communication in the educational process of universities are presented. The given model makes it possible to effectively organize extracurricular activities of cadets in a multinational educational environment to prepare them for understanding other people and establishing interpersonal contacts. In the process of teamwork and individual activities in the educational environment, cadets become not only active, but also interacting participants in the educational process.

Keywords:

multicultural environment, interaction and cooperation, interpersonal communication, components and criteria of readiness for interpersonal communication, model, extracurricular activities, educational conditions.

На изучение и организацию образовательной среды («педагогику среды») в педагогической науке особое внимание было обращено в начале ХХ в. М.А. Крупенина, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий придерживались мнения, что окружающая среда оказывает формирующее влияние на личность обучающегося. В концепциях М.М. Поташника, В.А. Сластёнина образовательная среда выступает как специально организованная система факторов и педагогических условий становления личности [1]. Мы разделяем мнение И.А. Зимней о том, что образовательная среда должна проектироваться [2] и включать в себя практику всех субъектов, которые в ней находятся.

В курсантской многонациональной среде вопросу межличностного общения отводится главенствующая роль, важно сформировать у будущего специалиста готовность принятия иного образа жизни, обычаев, традиций и верований. Понимание значения соблюдения принципа поли-

ции - беспристрастности [3] - служит важным условием сотрудничества полиции и многонационального общества и профилактики проявления конфликтных ситуаций в правоприменительной деятельности.

Образовательная среда вуза МВД России ориентирована на воспитание личности будущего специалиста, готового к профессиональной деятельности в этнически разнообразном сообществе. Мы согласны с мнением О.В. Евтихова, что образовательная среда ведомственного вуза - это «система условий и влияний, содержащихся в учебно-воспитательном, профессио-нально-деятельностном и организационно-корпоративном окружении образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения» [4].

Теоретическую базу предлагаемой модели составила теория деятельности (И.А. Зимняя [5], А.Н. Леонтьев [б], А.В. Мудрик [7] и др.) в связи с тем, что мы рассматриваем процесс межличностного общения в многонациональной среде как деятельность. Концептуальными основами модели стали: 1) концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире Л.И. Новиковой [8]; 2) теория системного построения процесса воспитания В.А. Караковского [9]; 3) концепция воспитания человека культуры Е.В. Бондаревской [10].

При подготовке модели учитывались специфические черты вуза МВД России: мониторинг динамики многонациональных отношений в рамках внеаудиторной деятельности; развитие системы многонациональных связей в мире и Российской Федерации; создание условий для реализации межнациональных отношений в рамках учебного заведения; формирование методики поведения в целях устранения возникших проблем и конфликтов в ходе взаимодействия; активизация деятельности и мотивации курсантов в отношении познания национальных характеристик разнообразных культур. Единым для всех подходов в рамках внеаудиторной работы является готовность к прохождению практики, научно-исследовательской деятельности, физическому воспитанию, совершенствованию культурных и морально-нравственных качеств будущего специалиста МВД России.

Модель представлена системой взаимосвязанных блоков: целевого, организационного, результативного.

Целевой блок отражает основные методологические подходы (системный, личностный, культурологический, аксиологический, коммуникативный, компетентностный) и принципы (целостности и системности, аутентичности, личностно-центрированной направленности, проблем-ности, обратной связи). К структурным компонентам готовности будущего сотрудника МВД России к межличностному общению в условиях многонациональной среды отнесены следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.

Организационный блок составляют основные направления внеаудиторной работы субъектов образовательного процесса по формированию готовности к межличностному общению в условиях многонациональной среды, реализуемые в рамках вуза: производственная практика, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия. Указанные элементы обучения осуществляются с применением различных методов (бесед, убеждения, методики проектов, поискового способа, культурного ассимилятора, проблемных ситуаций, кейс-метода, стимулирования, примеров, анализа рефлексивных ситуаций, групповой и индивидуальной диагностики, тренировок) и средств (методических рекомендаций, электронных учебных пособий, мультимедиа, видеофильмов, оценочных технологий, мероприятий в спортивных и актовых залах).

Результативный блок представлен уровнями (низким, средним, высоким), критериями сформированности готовности будущих специалистов МВД России к межличностному общению в рамках многонациональной среды, а также педагогическими условиями. Для определения уровней сформированности применены следующие методики: опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова, определение уровня коммуникативного самоконтроля (М. Снайдер), диагностика принятия других по шкале В. Фейя, экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Сол-датова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [11].

Критерии мотивационно-ценностного компонента содержат мотивы, ценности, установки, идентификацию себя как представителя определенной культуры, восприятие представителей других культур, усвоение правил межличностного общения в системе ценностей партнера по взаимодействию. Когнитивный критерий определяется через знание и понимание форм, средств, методов общения в многонациональной среде. Деятельностный критерий подразумевает способность и готовность к межличностному общению, умение наладить партнерский контакт с представителями иных культур. Рефлексивный компонент выражает самооценку, саморегуляцию, самокоррекцию будущего специалиста МВД России путем анализа ситуаций межличностного общения в многонациональной среде.

Высокий уровень готовности характеризуется наличием системных знаний о межличностном общении, эмпатией к особенностям различных наций и их представителям, непосредственным взаимодействием в многонациональной среде. Общечеловеческие ценности находятся в приоритете, также значимы достижение равновесия в рамках межличностного взаимодействия, позитивный настрой между социальными партнерами, чувство общечеловеческого единения, забота о судьбе малой родины, планеты в целом. Немаловажны стремление и содействие в вопросе расширения взаимосвязей и сотрудничества своей нации с народами страны проживания, устойчивая активность в межличностных контактах, готовность к рефлексии саморазвития, а также ответственность за разрешение конфликтных ситуаций [12, с. 82]. Требование проявления неформального интереса к межличностному общению в условиях многонациональной среды очевидно в практической деятельности сотрудника полиции.

Средний уровень характеризуется наличием полных знаний о межличностном взаимодействии, заинтересованностью в нем, не всегда уважительным отношением к гражданам определенных национальностей, избирательностью в их оценке. Кроме того, отмечаются настроенность на активное межличностное общение в рамках профессиональной деятельности с представителями разных национальностей, развитое стремление к рефлексии собственного профессионально-личностного развития.

Низкий уровень указывает на наличие стереотипных (даже искаженных) знаний о межличностном общении в многонациональной среде, отличается полным неприятием специфики национальностей и их представителей, постоянными противоречиями во взаимодействии и конфликтами в данной области. Наблюдаются слабая мотивация в освоении профессии и профессиональных контактах с представителями других наций, отсутствие заинтересованности в получении опыта межличностного общения, неразвитое стремление к оценке профессионально-личностного саморазвития.

Во внеаудиторную деятельность включены четыре направления.

1. Производственная практика. Данный компонент подразумевает получение первичных профессиональных умений, опыта профессиональной деятельности, преддипломную занятость в территориальных органах МВД России. Задачей практики служит получение опыта межличностного общения в многонациональной среде через участие в правоприменительной работе в партнерстве с сотрудниками и гражданами.

2. Научно-исследовательская внеаудиторная деятельность. Как мы отмечали ранее, основная роль научно-представительских мероприятий в формировании межличностного общения состоит в мотивации развития молодежной науки, раскрытии потенциала межличностной коммуникации [13, с. 240], связывании личности курсанта с культурной, социальной, творческой и духовной составляющими различных многонациональных групп [14, с. 68]. Включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность в образовательном процессе вуза осуществляется путем участия в научных кружках [15, с. 268] (групповом обсуждении проблем профилактики преступности, актуальных вопросов правоохранительной работы, форм и методов профессионального взаимодействия и сотрудничества, тренингах коммуникативных ситуаций); подготовки научно-творческих заданий, направленных на установление контактов в многонациональной среде (в целях преодоления незаконной миграции, транснациональной организационной преступности и т. п.); профилактики конфликтов с помощью выявления проблем во взаимодействии с представителями многонациональных коллективов [16, с. 121]. Немаловажно участие в подготовке научных работ в рамках правоохранительной тематики (конкурс на лучшую работу курсанта (слушателя), обучающегося в образовательной организации МВД России, подготовка статей, эссе, докладов, оформление статей для публикаций по итогам осуществленных исследований, выполненных практических заданий) [17, с. 238]. Участие в научно-представительских мероприятиях различного уровня требует анализа практического опыта полиции, результатов судебной практики, применения современных форм подготовки к внеаудиторной научной деятельности [18, с. 338].

3. Профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие. В данном направлении изучаются национально-специфические, культурные традиции и особенности национальностей РФ, стран-партнеров, ценности русской культуры. Осуществляется культурно-просветительская работа. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Проводятся конкурсы ораторского искусства, творческие мероприятия, на которых анализируются произведения мирового искусства, литературы, кино в целях расширения понимания разнообразия многонациональной культуры и осознания потребности в межличностном общении и партнерстве. Предусмотрено освоение знаний о мировых религиях, деструктивных культах, светской этике национальных групп.

4. Физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия. Направление подразумевает участие в спартакиадах, спортивных турнирах по баскетболу, шахматам, подтягиванию и т. д.;

организацию занятий в фитнес-зале; ориентацию на здоровый образ жизни; представление национальных видов спорта.

Предложенные направления внеаудиторной деятельности реализуются путем проведения мероприятий по утвержденным годовым планам образовательного процесса для курсантов и слушателей (планам научно-исследовательской деятельности, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, плану работы Центра профессионально-нравственного воспитания и культурного развития, для иностранных слушателей - плану морально-психологического обеспечения). Во все планы внесена тематика, прямо или опосредованно касающаяся проблемы формирования готовности к межличностному общению в многонациональной среде.

К формам внеаудиторной деятельности отнесены лекции, конференции, семинары, встречи с практическими сотрудниками, представителями национальных диаспор, религиозных организаций, взаимодействующих правоохранительных структур, социальными партнерами, а также диспуты, олимпиады, турниры по интеллектуальным и деловым играм, мастер-классы, тренинги, концерты, фестивали, демонстрация кино- и видеоматериалов, обмен опытом.

Анализ внеаудиторной деятельности позволил выявить и обосновать необходимость реализации в системе правоохранительного образования в процессе формирования готовности к межличностному общению комплекса следующих педагогических условий: нормативно-правовых, мотивационных, информационных (содержательных), кадровых, материально-технических, научно-методических, организационных [19].

Представленная модель формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в образовательном процессе вуза позволяет целенаправленно организовывать субъектов внеаудиторной работы, применяя педагогические условия таким образом, чтобы и познавательная активность, и интерес курсантов к рассматриваемой проблеме имели неформальный характер, ориентировали на создание позитивной атмосферы в многонациональной среде учебного заведения. На основе общетеоретических подходов и конкретных концепций модель предусматривает взаимосвязь компонентов и критериев, что дает возможность проектировать комплекс стратегических задач и прогнозировать результаты деятельности преподавателей по оптимизации процесса подготовки будущего сотрудника МВД к межличностному общению в многонациональной среде.

Ссылки:

1. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М., 2000. 512 с. ; Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. М., 2012. 319 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2002. 383 с.

3. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ : в действующей редакции. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015. 45 с.

5. Зимняя И.А. Указ. соч.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983. 365 с.

7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М., 1990. 39 с.

8. Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика ; сост. Е.И. Соколова. М., 2009. 353 с.

9. Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 37 с.

10. Бондаревская Е.В. Смысложизненная концепция и стратегия вузовского воспитания // Межкультурный диалог: традиции, формы, практика в поликультурном образовательном пространстве Русского Севера : материалы Второго открытого информационного форума / редкол. Н.М. Конжиев [и др.]. Петрозаводск, 2008. С. 20.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.

12. Леонтьев А.Н. Указ. соч. С. 82.

13. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Специфика подготовки курсантов МВД РФ к научно-исследовательской деятельности // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика : сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Новосибирск, 2016. С. 238-241.

14. Мусина Н.И. Межличностное общение курсантов в условиях многонациональной среды - залог успешности будущей правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2. С. 68-69.

15. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Научно-исследовательская деятельность курсантов МВД России как творческая составляющая профессионального образования // Великие реки - 2017 : труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума. В 3 т. / отв. ред. А.А. Лапшин. Н. Новгород, 2017. Т. 2. С. 268-270.

16. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5. С. 121-128.

17. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Специфика подготовки курсантов ... С. 238.

18. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Современные формы подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности // Великие реки - 2016 : труды научного конгресса 18-го Международного научно-промышленного форума. В 3 т. / отв. ред. А.А. Лапшин. Н. Новгород, 2016. Т. 2. С. 338-341.

19. Новиков А.М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010. 208 с.

References:

Bondarevskaya, EV 2008, 'Life-Purpose Conception and Strategy of University Education', in NM Konzhiev et al. (eds), Intercultural Dialogue: Traditions, Forms, Practice in Multicultural Educational Space of the Russian North: Materials of the Second Open Information Forum, Petrozavodsk, p. 20, (in Russian).

Evtikhov, OV 2015, Developing Professional Competence of Cadets in Educational Milieu of University of Law-Enforcement Authorities, PhD thesis abstract, Krasnoyarsk, 45 p., (in Russian).

Fetiskin, NP, Kozlov, VV & Manuylov, GM 2002, Social and Psychological Diagnostics of Development of Personality and Small Groups, 490 p., (in Russian).

Karakovsky, VA 1989, Educational System of School as an Object of Pedagogical Management, PhD thesis abstract, Moscow, 37 p., (in Russian).

Leontiev, AN 1983, Activity. Consciousness. Personality: Workbook, Moscow, 365 p., (in Russian).

Mudrik, AV 1990, Socialization and Upbringing of Coming Education, Moscow, 39 p., (in Russian).

Mukhina, TG & Musina, NI 2016a, 'Modern Forms of Preparing Cadets of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to Scientific Research', in AA Lapshin (ed.), Abstracts of the "Great Rivers'2016" Scientific Congress Reports, in 3 vols, vol. 2, Nizhny Novgorod, pp. 338-341, (in Russian).

Mukhina, TG & Musina, NI 2016b, 'Specifics of Preparing Cadets of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to Scientific Research', Nepreryvnoe professionalnoe obrazovanie: teoria i praktika: sbornik statey po materialam VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, aspirantov, magistrantov i studentov, Novosibirsk, pp. 238-241, (in Russian).

Mukhina, TG & Musina, NI 2017a, 'Model of Preparing Cadets of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to Scientific Research in Educational Process of Universities', Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania, no. 56-5, pp. 121-128, (in Russian).

Mukhina, TG & Musina, NI 2017b, 'Scientific Research of Cadets of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as a Creative Component of Professional Education', in AA Lapshin (ed.), Abstracts of the "Great Rivers'2017" Scientific Congress Reports, in 3 vols, vol. 2, Nizhny Novgorod, pp. 268-270, (in Russian).

Musina, NI 2018, 'Interpersonal Communication of Cadets in Conditions of Multicultural Environment as the Key to Future Successful Law Enforcement Activities', Aktualnye problemy bot'by sprestupleniyamiiinymipravonarusheniyami, no. 16-2, pp. 68-69, (in Russian).

Novikov, AM 2010, Foundations of Pedagogics: Handbook for Authors of Workbooks and Teachers, Moscow, 208 p., (in Russian).

Novikova, LI, Selivanova, NL, Mudrik, AV & Sokolova, EI (eds) 2009, Pedagogics of Upbringing. Selected Pedagogic Works, Moscow, 353 p., (in Russian).

Potashnik, MM 2012, Exclusive Aspects of School Management, Moscow, 319 p., (in Russian).

Slastenin, VA, Isaev IF, Mishchenko, AI & Shiyanov, EN 2000, Pedagogics: Workbook for Students of Pedagogical Educational Institutions, Moscow, 512 p., (in Russian).

Zimnyaya, IA 2002, Pedagogical Psychology. Coursebook for University Students, Moscow, 383 p., (in Russian).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.