А. В. Бездольный
МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Работа представлена кафедрой военной психологии и педагогики Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. П. Башкирцев
Статья посвящена учебно-методическому обеспечению образовательного процесса на основе современных информационных технологий в форме электронного учебного курса для самостоятельной подготовки обучаемых. Рассматривается модель структуры курса, методика его применения, преимущества его использования как средства организации самостоятельной подготовки.
Ключевые слова: информационные технологии в образовании, электронный учебный курс, самостоятельная подготовка.
A. Bezdol'ny
E-STUDY COURSE PATTERN AS MEANS OF SELF-DIRECTED LEARNING
The article is focused on the courseware of foreign language teaching based on modern information technologies in terms of the e-study course for students' self-directed learning. The pattern of the course structure, methods of its teaching and advantages as means of organising self-directed learning are considered.
Key words: information technologies in education, e-study course, organisation of self-directed learning.
Современный уровень высшей школы характеризуется глобальной информатизацией образовательного процесса с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Под информатизацией образования понимается область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания [3]. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, создание и использование современных электронных учебных материалов решают сложные задачи формирования единой образовательной информационной среды. Необходима интеграция современных педагогических и информационных технологий, общие модели проектирования и применения в учебном процессе.
На первый план выдвигаются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся, главная цель которой - расширить и углубить знания, умения и навыки, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности. В традиционной педагогике, при очном обучении, самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь работу с литературой. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы расширяются. Работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной подготовки в целом, но ее основу теперь должны составлять электронные образовательные ресурсы. По существу, все известные виды образовательных электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы [4].
В информационном пространстве с учетом возможностей электронных средств акценты в организации самостоятельной деятельности смещаются в сторону организации содержания учебного материала и контроля (самоконтроля) по его усвоению. Реализация этого
возможна путем порционного представления всего комплекса электронных образовательных материалов на основе гиперссылок и сопроводительных инструкций, позволяющих обучающимся по своему усмотрению использовать различные части материала, выстраивая индивидуализированный маршрут познания и самоконтроля. Информационные технологии не являются самодовлеющими, а выполняют роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения позволяет перестроить по-новому систему образования, сделать возможной настоящую интерактивность, а также обеспечить погружение обучающегося в познавательный процесс за счет активного включения различных каналов восприятия информации [1].
Необходимость таких модернизаций в образовательном процессе стимулировали появление качественно новых предметных учебных комплексов, каким является электронный учебный курс. Электронный учебный курс (ЭУК) - это дидактическая компьютерная среда, содержащая систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний (дисциплине), объединенная единой программной оболочкой. Такой курс можно рассматривать как универсальную дидактическую структуру, интегрирующую и синтезирующую педагогические и современные информационные образовательные технологии.
ЭУК должен отвечать всем особенностям организации образовательного процесса современного вуза, где сочетаются различные формы обучения, структура и способ предоставления учебно-методических материалов в электронном виде должны легко варьироваться в зависимости от конкретной формы их использования, обеспечивая поддержку персонализированных предметных сред в рамках личностно ориентированного принципа организации учебной деятельности [2].
ЭУК как система включает следующие функциональные подсистемы (рис. 1):
• информационно-навигационную;
• содержательную;
• диагностирующую.
Модель электронного учебного курса как средства организации самостоятельной подготовки
Аннотация
Рис 1. Структура электронного учебного курса
Информационно-навигационная подсистема является подчиненной по отношению к содержательной подсистеме и включает следующую метаинформацию: структуру смысловых связей, аннотацию и структуру курса, справку, систему ссылок и поиска информации.
Содержательная подсистема - это ядро электронного учебного курса, взаимосвязанное со всеми подсистемами с помощью прямой и обратной связи. Она состоит из элементов теоретического учебного материала, обеспечивающих информационную поддержку изучения дисциплины. Должна быть выдержана определенная четкая структура исходных материалов (более жестко, чем в традиционном учебнике), необходимость этого диктуется по крайней мере двумя причинами:
• организационной - разбивка учебного материала на блоки не только облегчает обучаемому его изучение в отсутствие преподавателя, но и позволяет регламентировать порядок взаимодействия обучаемого и преподавателя;
• функциональной - реализация гипертекстовых переходов при разработке электронного
курса должна предполагать обособленность смысловых фрагментов тем [5].
Содержание, объем и структура материала учебной дисциплины задают требования к уровню профессионального становления обучаемого и должны включать в себя как минимум:
• цели и задачи учебной дисциплины;
• теоретический (лекционный) раздел дисциплины;
• тематику семинарских занятий, рефератов, курсовых проектов (работ);
• практические занятия, лабораторные;
• методические рекомендации;
• основная и дополнительная литература, справочные материалы.
Диагностирующая подсистема включает в себя системы тестирования для промежуточного и итогового контроля (самоконтроля). Систематический контроль за уровнем знаний стимулирует, во-первых, повышение качества познавательного процесса за счет управления избирательностью внимания; во-вторых, ответственность за результаты самостоятель-
ной работы обучаемых. В-третьих, система контроля, обеспечивая объективность и информативность, показывает преподавателю реальную картину качества усвоения знаний каждым из многочисленных обучаемых.
Примером реализации данной модели может служить электронный учебный курс «Грамматика английского языка», разрабо-
танный в Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского совместно кафедрами «Иностранных языков» и «Военной психологии и педагогики», опубликованный в электронной библиотеке системы федеральных образовательных порталов, ознакомиться с ним можно по адресу: http://window.edu. ru/window/library.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бузун Д. Н. Программная реализация электронного учебно-методического комплекса // Белорусский государственный университет, 2007.
2. Горохова Ю. А. Структура электронного учебного курса в системе дистанционного образования // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». Петрозаводск: ПетрГУ, 2008.
3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. О разработке учебника «Информатизация образования» // Вестник МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. 2005. № 1 (4). С. 24-28.
4. ДемкинВ. П., МожаеваГ. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии // Томский государственный университет, 2003.
5. Тарасенко Н. В. Методические основы разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование в Украине: актуальные проблемы». Стазанов: РИО МАБИН, 2006. С. 127-129.
REFERENCES
1. Buzun D. N. Programmnaya realizatsiya elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa // Belorusskiy gosudarstvenny universitet, 2007.
2. Gorokhova Yu. A. Struktura elektronnogo uchebnogo kursa v sisteme distantsionnogo obrazovaniya // II Vseros-siyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Informatsionnaya sreda VUZa XXI veka». Petrozavodsk: PetrGU, 2008.
3. Grigor'yev S. G., Grinshkun V. V. O razrabotke uchebnika «Informatizatsiya obrazovaniya» // Vestnik MGPU. Ser. Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2005. N 1 (4). S. 24-28.
4. Demkin V. P., Mozhayeva G. V. Klassifikatsiya obrazovatel'nykh elektronnykh izdaniy: osnovnye printsipy i kriterii // Tomskiy gosudarstvenny universitet, 2003.
5. Tarasenko N. V. Metodicheskiye osnovy razrabotki elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po distsipline // Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka i obrazovaniye v Ukraine: aktual'nye problemy». Stazanov: RIO MABIN, 2006. S. 127-129.