Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ'

МОДЕЛЬ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ / ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MECHANICAL ENGINEERING / THE MANUFACTURING OF MECHANICAL ENGINEERING PRODUCTS / THE EXPORTS OF MECHANICAL ENGINEERING PRODUCTS / TECHNOLOGICAL STRUCTURE OF INVESTMENTS / IMPORT SUBSTITUTION / TECHNOLOGICAL COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Владимир Николаевич, Почукаева Ольга Викторовна, Балагурова Евгения Александровна, Орлова Татьяна Григорьевна, Почукаев Кирилл Григорьевич

Предложена модель прогнозно-аналитических построений развития экспортно-ориентированного машиностроения. Проведен анализ развития машиностроения в крупнейших российских регионах на соответствие экспортно-ориентированной модели. Показано влияние качественных изменений технологической структуры инвестиций на динамику выпуска и экспорта отечественной машинотехнической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов Владимир Николаевич, Почукаева Ольга Викторовна, Балагурова Евгения Александровна, Орлова Татьяна Григорьевна, Почукаев Кирилл Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF EXPORT-ORIENTED DEVELOPMENT OF RUSSIAN MECHANICAL ENGINEERING

A model of forecast-analytical constructions of the development of export-oriented mechanical engineering is proposed. The analysis of the development of mechanical engineering in the largest Russian regions for compliance with the export-oriented model is carried out. The effect of qualitative changes in the technological structure of investments on the dynamics of the production and export of domestic machinery products is shown.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»

В-Н- Борисов, О-В- Почукаева, Е-А- Балагурова, Т-Г- Орлова,

К-Г- Почукаев

МОДЕЛЬ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ'

Б01: 10.47711/2076-318-2020-316-326

Экономический рост, не говоря уже об экономическом развитии, на достаточно продолжительном временном интервале не возможен без совокупности производственных технологий, обеспечивающих через инновационно-насыщенные инвестиции инновационно-технологическое насыщение производственных основных фондов в экономике и их качественное совершенствование. Пока еще российское машиностроение показывает весьма умеренные темпы развития: темп роста производства в период 20052018 гг. составил 139%2 Если же при этом в качестве базового года для сравнения выбрать 2008 г., когда удалось достичь наиболее высокого в 2000-х годах выпуска продукции машиностроения, то показатели выпуска оказываются существенно скромнее -уровень 2008 г. был превзойден только в 2016-2018 гг. Причины подобной стагнации машиностроения многократно проанализированы и описаны [1-5]. Основная причина - крайне низкий уровень инновационно-насыщенных инвестиций в отраслях инвестиционного машиностроения на протяжении продолжительного периода [6]. Этот фактор следует признать основным, поскольку инвестиционное машиностроение - крупнейшее направление развития российского машиностроения - его доля в структуре выпуска машиностроительных отраслей составляет 25-35%, в структуре экспорта - 30-35%, в структуре импорта - 42-47%. Зависимость от импорта по продукции инвестиционного машино-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-010-00031 «Анализ и прогнозирование машиностроительного производства в условиях активизации экспорта и развивающего импорте/замещения».

2 Источник: рассчитано авторами по данным: Промышленность России. Стат. сб. М.: Рос-стат, 2008-2014; Промышленное производство в России. 2016. Стат. сб. М.: Росстат, 2016. 347 с.; Промышленное производство в России. 2019. Стат. сб. М.: Росстат, 2019. 286 с.

316

строения остается очень высокой - темпы роста импорта инвестиционной техники превышают темпы роста импорта машино-технической продукции в целом - за 2005-2018 гг. импорт инвестиционной техники увеличился в 2,6 раза, тогда как рост импорта продукции машиностроения в целом составил 185%.

Вместе с тем, следует отметить рост экспорта продукции машиностроения в 2005-2018 гг., который показывает почти удвоение (197%) поставок за рубеж продукции отечественных машиностроительных предприятий. Устойчивый рост экспорта начался в 2013 г., и уже в 2015 г. был превышен рекордный для предшествующего периода показатель 2008 г. Рост экспорта машинотехнической продукции убедительно свидетельствует о позитивных сдвигах в повышении конкурентоспособности отечественного машиностроения, и развития машиностроения в составе высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора в базовых отраслях экономики, развивающегося на основе современных технологий3

Модель развития российского машиностроения с учетом экспортной составляющей можно представить в следующем виде:

V = f(S,Ex,Im,IT ), (1)

где V - выпуск продукции; £ - спрос внутреннего рынка на продукцию; Ex - экспорт; 1т - импорт; 1Т - индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал.

Очевидно, что модель развития можно считать экспортно-ориентированной только в том случае, когда показатели спроса и экспорта имеют повышательный тренд в анализируемом периоде.

Количественная оценка совокупного спроса (5) (включая спрос потребительского рынка) затруднена отсутствием в доступных источниках сопоставимых статистических данных. Поэтому рассмотрим спрос на инвестиционную технику, как наиболее крупный элемент в структуре спроса и предложения на российском внутреннем рынке. В период 2005-2018 гг. для инвестиционного спроса была характерна высокая корреляция с выпуском продукции машиностроения в целом. Темп роста инвестиционного спроса относительно 2005 г. составил 136%.

Высокая корреляция выпуска и экспорта продукции машиностроения (Ех) наблюдалась в период 2005-2010 гг. Рост экспорта,

3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. Электронный ресурс. Режим доступа: kremlin.ru/acts/bank/43027

317

существенно опережающий рост выпуска продукции, начался в 2013 г. Особенно высокие темпы роста экспорта характерны для 2015-2018 гг. - прирост экспорта составил в этот период 43%, тогда как прирост выпуска только 14%. Это свидетельствует об увеличении доли продукции, предназначенной для экспорта, в объеме выпуска, что существенно повышает значимость фактора экспорта в развитии машиностроения.

Импорт продукции машиностроения (1т) занимает важное место в обеспечении спроса российского рынка на многие виды техники для потребительского рынка и для рынка инвестиционного оборудования. При этом спрос на инвестиционную технику растет существенно быстрее, нежели совокупный спрос на импортную продукцию машиностроения - 257% и 185% соответственно. Фактор снижения импорта может быть весьма значимым для увеличения выпуска машинотехнической продукции, если развивающее импортозамещение будет способствовать снижению зависимости от импорта инвестиционного оборудования (в первую очередь), а также импорта комплектующих, который остается весьма высоким в ряде отраслей машиностроения.

Индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал (/) отражает динамику инновационной насыщенности инвестиций, т.е. качественные изменения инвестиционного потока. Если 1Т >1, то в технологической структуре инвестиций более высокими темпами увеличиваются инновационный и технологический компоненты [7]. Значение индекса характеризует качественные изменения технологической структуры инвестиций только при положительной динамике основных компонентов: опережающий рост инновационно-насыщенных инвестиций относительно растущих совокупных инвестиций в основной капитал. Пролонгированное воздействие качественных изменений технологической структуры инвестиций (инновационно-насыщенных инвестиций) на развитие машиностроительных отраслей и производств является основным фактором роста экспорта и снижения зависимости от импорта машинотехнической продукции, которая остается весьма высокой, как на потребительском рынке, так и на внутреннем рынке инвестиционного оборудования.

Доступные в публикуемых источниках статистические показатели изменений технологической структуры инвестиций по отраслям машиностроения существенно ограничивают возможно-

318

сти апробации методов и инструментария прогнозно-аналитических построений, характеризующих зависимость роста экспорта от динамики инновационной насыщенности инвестиций в разрезе отраслей и производств. Поэтому в разрезе видов экономической деятельности модель развития с учетом экспортной составляющей будет иметь вид:

V, = Д51,Ех1,1т1,1Т), (2)

где , - вид экономической деятельности (совокупность отраслей машиностроения); V, - выпуск продукции; 5 - спрос внутреннего рынка на продукцию; Ех, - экспорт; 1т, - импорт; 1Т - индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал.

Расширение показателей технологической структуры инвестиций позволит детализировать модель (2) до уровня отраслей и производств, где Vj - выпуск продукции отраслиj.

Модель экспортно-ориентированного развития машиностроения в регионах существенно отличается от моделей (1) и (2):

Vr = f(S,ExrJTr), (3)

где V,. - выпуск продукции машиностроения в регионе г (количественная оценка показывает выпуск продукции без детализации по отраслям и производствам) [14]; 5 - совокупный спрос российского рынка на продукцию машиностроения (этот показатель полностью соответствует показателю модели (1), поскольку спрос на продукцию региональных производителей формируется внутренним рынком РФ); Ех, - экспорт продукции машинострое-

тТ

ния из региона г; 1 г - индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал региона.

Региональный вариант модели не содержит показатель импорта продукции машиностроения (1тг). Импорт в регионы отражает региональный спрос на инвестиционную технику, потребительские товары и комплектующие для сборочных производств. Виды импортируемых товаров могут сильно отличаться от номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и не влияют на формирование совокупного спроса на продукцию машиностроения, который, в значительной степени, определяет объемные и динамические показатели регионального выпуска. Вместе с тем, показатель регионального импорта машинотехнической продукции весьма информативен в ряде прогнозно-аналитических построений. Так корреляция регионального импорта со спросом на инве-

319

стиционную технику показывает степень зависимости от импорта инновационно-технологического обновления производственного оборудования в экономике региона. Корреляция регионального экспорта и импорта машинотехнической продукции характеризует степень зависимости инвестиционной активности предприятий-экспортеров машинотехнической продукции от экспортной выручки.

Региональный индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал (I. ), отражает динамику инновационной насыщенности инвестиций экономики региона в целом. В регионах с преобладанием машиностроения в структуре промышленного сектора изменения технологической структуры инвестиций в основной капитал в значительной степени затрагивают инвестиции, осуществляемые производителями машинотехнической продукции. В крупнейших регионах с высокой степенью диверсификации промышленности (например, Республика Татарстан), несмотря на высокие объемы выпуска продукции машиностроения, установить основные направления инвестиционных потоков можно только по косвенным признакам при ретроспективном анализе инвестиционной и производственной деятельности. Однако результаты такого анализа в совокупности с показателями корреляции инвестиций в машины и оборудование и импорта машинотехнической продукции могут быть весьма информативны при прогнозных построениях. Использо-

тТ

вание 1Г в прогнозно-аналитических построениях на региональном уровне в отдельных случаях может быть заменено индексом затрат на технологические инновации (1ЗТИ)4.

Так в Приморском и Хабаровском краях в 2011-2012 гг. затраты на технологические инновации увеличивались высокими темпами (около 20% ежегодно), но в этот же период происходило существенное сокращение инвестиций в основной капитал этих регионов, особенно высокий рост которых пришелся на период 2008-2010 гг. и был связан с осуществлением крупных инфраструктурных проектов. В этом случае качественное улучшение структуры инвестиций отсутствовало как явление, поскольку

4 В данной работе использована методология НИУ ВШЭ (см. Индикаторы инновационной деятельности. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2009-2019.), согласно которой в ЗТИ включаются все затраты по видам инновационной и экономической деятельности в рамках полного инновационного цикла (затраты на НИОКР, машины, оборудование и транспортные средства, приобретение новых технологий, программных средств, инжиниринг и проч.).

320

объем инвестиций в основной капитал существенно снижался. Однако пролонгированное воздействие высоких затрат на технологические инновации обеспечило в этих регионах высокие темпы роста выпуска и экспорта в 2016-2018 гг.

Экспортно-ориентированная модель развития машиностроения в регионах. Для проведения прогнозно-аналитических построений развития экспортно-ориентированного машиностроения нами выбраны регионы, для которых характерны наиболее высокие объемы производства и экспорта машинотехниче-ской продукции. В регионах, включенных в выборку для проведения исследования, по данным за 2018 г. суммарный объем выпуска продукции машиностроения составил 72% общероссийского, а суммарный объем экспорта - 47%5. Во избежание искажения прогнозно-аналитических показателей из-за «эффекта низкой базы», из 25-ти субъектов федерации, включенных в выборку, прогнозно-аналитические построения выполнены для имеющих наиболее высокие показатели выпуска и экспорта в 2012-2018 гг.

Крупнейший производитель и экспортер продукции машиностроения среди российских регионов - г. Санкт-Петербург6. По данным за 2018 г. в структуре выпуска и экспорта продукции машиностроения на долю Санкт-Петербурга приходится соответственно 11,4 и 11%. Выпуск продукции предприятиями Санкт-Петербурга после периода стагнации в 2013-2016 гг. в 2017-2018 гг. увеличивался высокими темпами - 11-16% ежегодного прироста. Следует отметить, что темпы роста выпуска весьма высоко коррелированны с темпами роста экспорта, прирост которого в этот период составил 12-16%. Импорт в этот период не увеличивался, что показывает на отсутствие высокой зависимости от импорта комплектующих. Возможно, что рост выпуска в определенной степени обусловлен импортозамещением.

Влияние фактора инновационно-насыщенных инвестиций прослеживается в его пролонгированной фазе. Высокий уровень индекса качественных изменений технологической структуры инвестиций имел место в 2012-2014 гг. Рост конкурентоспособности продукции машиностроения, ее выпуска и экспорта - результат

5 Анализ экспортно-ориентированного развития машиностроения в регионах проведен по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Росстат, 2006-2019.

6 В данной работе г. Москва не включен в выборку крупнейших производителей и экспортеров машиностроительной продукции из-за особенностей статистического учета деятельности предприятий, расположенных и/или зарегистрированных на территории субъекта Федерации.

321

позитивного воздействия инновационно-насыщенных инвестиций в экономике региона: в 2018 г. в регионе достигнут наиболее высокий за весь период наблюдений рост инвестиционного спроса, при этом 1Т=1,05, что дает основания прогнозировать рост выпуска и экспорта машинотехнической продукции.

На основании полученных оценок зависимости выпуска продукции от спроса, экспорта и качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал, можно рассматривать развитие машиностроения в Санкт-Петербурге по экспортно-ориентированной модели на основе инновационной насыщенности инвестиций.

Московская область занимает 2-е место среди регионов РФ, как по выпуску, так и по экспорту продукции машиностроения. Выпуск продукции машиностроения отличался устойчивым ростом на протяжении 2005-2018 гг., что обеспечило 5-кратный рост относительно 2005 г. Модель развития машиностроения Московской области ориентирована на два основных фактора: (1) устойчивый, давно сложившийся спрос внутреннего рынка; (2) спрос внешнего рынка, обеспечивающий довольно равномерный рост экспорта. Высокие объемы и позитивная динамика экспорта позволяют отнести машиностроение Московской области к разряду экспортно-ориентированных отраслей.

Вместе с тем, согласно предложенной модели не все регионы, являющиеся крупнейшими экспортерами машинотехнической продукции, можно отнести к разряду регионов с экспортно-ориентированным машиностроением. Машиностроение развивается по экспортно-ориентированной модели в том случае, когда спрос внутреннего и внешнего рынка на его продукцию имеет повышательный тренд, а уровень инновационно-технологического развития предприятий региона обеспечивает соответствующий этому тренду рост производства (рис. 1). Отметим, что в 2018 г. регионы, вошедшие в группу крупнейших экспортно-ориентированных, за исключением Свердловской области, имели 1Т >1, что дает основание прогнозировать продолжение экспортно-ориентированного развития машиностроения.

322

г. Санкт-Петербург Московская обл. Нижегородская обл. Свердловская обл. Ростовская обл. Респ. Башкортостан

163

106

124

271

150 200 250 300

%

Рис. 1. Динамика выпуска (О ) и экспорта ( Ш ) в крупнейших регионах РФ с экспортно-ориентированным машиностроением (2015-2018 гг.), %

152

147

178

122

136

0

100

Исходя из сказанного выше, нельзя отнести к развивающемуся по экспортно-ориентированной модели машиностроение Республики Татарстан (пятое место по объему экспорта), Самарской (восьмое место по объему экспорта) и Калужской (десятое место по объему экспорта) областей. Экспорт этих регионов - автомобили. Рынки - преимущественно страны СНГ. В период высокого спроса в 2012-2013 гг. в страны СНГ поставлялось 97% легковых автомобилей и 66-78% грузовых автомобилей от общего объема поставок этих автомобилей на внешний рынок. Снижение спроса рынков стран СНГ привело к существенному сокращению экспорта, хотя доля стран СНГ осталась довольно высокой (в 2018 г. 79% по легковым автомобилям и 62% по грузовым). Таким образом, производители автомобилей оказались не готовы к расширению рынков стран дальнего зарубежья.

Для регионов с относительно невысокими объемами выпуска и экспорта модель с усиленным инновационно-технологическим фактором может быть весьма эффективна. В качестве примера рассмотрим динамику развития машиностроения в Хабаровском крае. В период 2010-2014 гг. в регионе высокими темпами росли инвестиции, повышающие качественные характеристики технологической структуры. Пролонгированное воздействие высоких затрат на технологические инновации обеспечило в регионе высокие темпы роста выпуска и экспорта в 2016-2018 гг. При этом рост выпуска и экспорта был одним из наиболее высоких, как

323

среди регионов, являющихся крупнейшими производителями продукции машиностроения (см. рис. 1), так и среди регионов, входящих во вторую десятку крупнейших машиностроительных регионов (рис. 2). Характерно, что рост экспорта в Хабаровском крае в 2016-2018 гг. сопровождался снижением импорта - в этот период объемы импорта существенно ниже объемов экспорта - в 2,6-2,9 раза. Заметим, что в предшествующем периоде экспорт составлял лишь 3-6% объема импортируемой машинотехниче-ской продукции. Можно предположить, что снижение объемов импорта (в 2-2,4 раза относительно наиболее высоких объемов в 2011-2014 гг.) связано с импортозамещением, обеспечившим производство комплектующих на предприятиях региона. Следует иметь в виду, что основная продукция экспорта в Хабаровском крае - это продукция авиастроения. В существующей российской практике крупных контрактов на экспорт продукции с длительным технологическим циклом (самолеты, морские суда, энергетическое оборудование) динамика экспорта весьма неустойчива. Вместе с тем, следует отметить высокую эффективность инновационно-насыщенных инвестиций в регионе.

Хабаровский край Приморский край Ульяновская обл. Саратовская обл. Воронежская обл.

167 160

¡132

116 114 120

131

50

100

150

200

%

250

0

Рис. 2. Динамика выпуска (ЕЗ ) и экспорта (И ) в регионах с экспортно-ориентированным машиностроением (2015-2018 гг.)

Из 25 регионов, включенных в выборку, как крупнейших производителей и экспортеров отечественной машинотехнической продукции, к числу развивающихся по экспортно-ориентированной модели нами отнесено 11 регионов (см. рис. 1 и 2). Для них характерны

324

высокие темпы роста выпуска и экспорта. При этом в большинстве регионов элементы экспортно-ориентированного развития мы относим к результатам пролонгированного воздействия инновационно-насыщенных инвестиций на этапе активного роста инвестиционной деятельности в регионах. Этот факт на более узкой выборке был отмечен в работе [8]. Именно возможность провести анализ качественных изменений технологической структуры инвестиций и их пролонгированного воздействия на динамику выпуска и экспорта машинотехнической продукции повышает ценность подобных исследований на уровне регионов. Учитывая, что в инвестиционном процессе машинотехническая продукция идет в одной связке с продукцией металлургии, следует в дальней шем исследовать машиностроение совместно с металлургией в рамках металлур-го-машиностроительного комплекса, что отмечалось в работе [9].

Следует отметить, что активизация инвестиционной деятельности в регионах, где машиностроение развивается по экспортно-ориентированной модели, тесно коррелированна с ростом выпуска и экспорта продукции, когда у предприятий появляются дополнительные ресурсы для финансирования инвестиций. Эта тенденция наблюдалась в 2012-2013 гг. в большинстве промышленно-развитых регионов. Рост инвестиций в основной капитал с изменением технологической структуры инвестиций за счет увеличения затрат на НИР, обновление производственного оборудования и других затрат на технологические инновации имел место и в 2018 г. в регионах с экспортно-ориентированным машиностроением, за исключением Свердловской области. Это повышает эффективность использования модели экспортно-ориентированного развития машиностроения с включением в нее индекса качественных изменений технологической структуры инвестиций для прогнозно-аналитических построений на среднесрочную перспективу.

Литература и информационные источники

1. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. Избранные труды. Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: Наука, 1999. 3 т.

2. Борисов В.Н. Машиностроение в воспроизводственном процессе.Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2000. 312 с.

3. Гладышевский А.И. Прогнозирование воспроизводственных процессов в экономике (инвестиционный аспект). Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2004. 388 с.

325

4. Белоусов А.Р. Эволюция системы воспроизводства российской экономики: от кризиса к развитию. Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2006. 393 с.

5. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: КРАСАНД, 2010. 216 с.

6. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модель прогнозирования инновационной эффективности в реальном секторе экономики (машиностроительный фактор) // Синергия наук. СПб, 2018, №30.

7. Borisov V.N., Pochukaeva O. V. and Pochukaev K. G. Domestic Investment Equipment in the World Market: Dynamics and Structural Changes // Studies on Russian Economic Development, 2020. Vol. 31. №. 5. Pp. 463-470.

8. Глинский В.В., Серга Л.К., Кисельников А.А., Храмцова Т.Г. О направлениях воздействия территориальной дифференциации на экономический рост // Вестник НГУЭУ. Новосибирск. 2018. № 4. С. 64-71.

9. Буданов И.А., Борисов В.Н. Модернизация металлургии и машиностроения в контексте «зеленого» экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 2. С. 45-55.

326

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.