В-Н- Борисов, О-В- Почукаева, Е-А- Балагурова, Т-Г- Орлова,
К-Г- Почукаев
МОДЕЛЬ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ'
Б01: 10.47711/2076-318-2020-316-326
Экономический рост, не говоря уже об экономическом развитии, на достаточно продолжительном временном интервале не возможен без совокупности производственных технологий, обеспечивающих через инновационно-насыщенные инвестиции инновационно-технологическое насыщение производственных основных фондов в экономике и их качественное совершенствование. Пока еще российское машиностроение показывает весьма умеренные темпы развития: темп роста производства в период 20052018 гг. составил 139%2 Если же при этом в качестве базового года для сравнения выбрать 2008 г., когда удалось достичь наиболее высокого в 2000-х годах выпуска продукции машиностроения, то показатели выпуска оказываются существенно скромнее -уровень 2008 г. был превзойден только в 2016-2018 гг. Причины подобной стагнации машиностроения многократно проанализированы и описаны [1-5]. Основная причина - крайне низкий уровень инновационно-насыщенных инвестиций в отраслях инвестиционного машиностроения на протяжении продолжительного периода [6]. Этот фактор следует признать основным, поскольку инвестиционное машиностроение - крупнейшее направление развития российского машиностроения - его доля в структуре выпуска машиностроительных отраслей составляет 25-35%, в структуре экспорта - 30-35%, в структуре импорта - 42-47%. Зависимость от импорта по продукции инвестиционного машино-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-010-00031 «Анализ и прогнозирование машиностроительного производства в условиях активизации экспорта и развивающего импорте/замещения».
2 Источник: рассчитано авторами по данным: Промышленность России. Стат. сб. М.: Рос-стат, 2008-2014; Промышленное производство в России. 2016. Стат. сб. М.: Росстат, 2016. 347 с.; Промышленное производство в России. 2019. Стат. сб. М.: Росстат, 2019. 286 с.
316
строения остается очень высокой - темпы роста импорта инвестиционной техники превышают темпы роста импорта машино-технической продукции в целом - за 2005-2018 гг. импорт инвестиционной техники увеличился в 2,6 раза, тогда как рост импорта продукции машиностроения в целом составил 185%.
Вместе с тем, следует отметить рост экспорта продукции машиностроения в 2005-2018 гг., который показывает почти удвоение (197%) поставок за рубеж продукции отечественных машиностроительных предприятий. Устойчивый рост экспорта начался в 2013 г., и уже в 2015 г. был превышен рекордный для предшествующего периода показатель 2008 г. Рост экспорта машинотехнической продукции убедительно свидетельствует о позитивных сдвигах в повышении конкурентоспособности отечественного машиностроения, и развития машиностроения в составе высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора в базовых отраслях экономики, развивающегося на основе современных технологий3
Модель развития российского машиностроения с учетом экспортной составляющей можно представить в следующем виде:
V = f(S,Ex,Im,IT ), (1)
где V - выпуск продукции; £ - спрос внутреннего рынка на продукцию; Ex - экспорт; 1т - импорт; 1Т - индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал.
Очевидно, что модель развития можно считать экспортно-ориентированной только в том случае, когда показатели спроса и экспорта имеют повышательный тренд в анализируемом периоде.
Количественная оценка совокупного спроса (5) (включая спрос потребительского рынка) затруднена отсутствием в доступных источниках сопоставимых статистических данных. Поэтому рассмотрим спрос на инвестиционную технику, как наиболее крупный элемент в структуре спроса и предложения на российском внутреннем рынке. В период 2005-2018 гг. для инвестиционного спроса была характерна высокая корреляция с выпуском продукции машиностроения в целом. Темп роста инвестиционного спроса относительно 2005 г. составил 136%.
Высокая корреляция выпуска и экспорта продукции машиностроения (Ех) наблюдалась в период 2005-2010 гг. Рост экспорта,
3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. Электронный ресурс. Режим доступа: kremlin.ru/acts/bank/43027
317
существенно опережающий рост выпуска продукции, начался в 2013 г. Особенно высокие темпы роста экспорта характерны для 2015-2018 гг. - прирост экспорта составил в этот период 43%, тогда как прирост выпуска только 14%. Это свидетельствует об увеличении доли продукции, предназначенной для экспорта, в объеме выпуска, что существенно повышает значимость фактора экспорта в развитии машиностроения.
Импорт продукции машиностроения (1т) занимает важное место в обеспечении спроса российского рынка на многие виды техники для потребительского рынка и для рынка инвестиционного оборудования. При этом спрос на инвестиционную технику растет существенно быстрее, нежели совокупный спрос на импортную продукцию машиностроения - 257% и 185% соответственно. Фактор снижения импорта может быть весьма значимым для увеличения выпуска машинотехнической продукции, если развивающее импортозамещение будет способствовать снижению зависимости от импорта инвестиционного оборудования (в первую очередь), а также импорта комплектующих, который остается весьма высоким в ряде отраслей машиностроения.
Индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал (/) отражает динамику инновационной насыщенности инвестиций, т.е. качественные изменения инвестиционного потока. Если 1Т >1, то в технологической структуре инвестиций более высокими темпами увеличиваются инновационный и технологический компоненты [7]. Значение индекса характеризует качественные изменения технологической структуры инвестиций только при положительной динамике основных компонентов: опережающий рост инновационно-насыщенных инвестиций относительно растущих совокупных инвестиций в основной капитал. Пролонгированное воздействие качественных изменений технологической структуры инвестиций (инновационно-насыщенных инвестиций) на развитие машиностроительных отраслей и производств является основным фактором роста экспорта и снижения зависимости от импорта машинотехнической продукции, которая остается весьма высокой, как на потребительском рынке, так и на внутреннем рынке инвестиционного оборудования.
Доступные в публикуемых источниках статистические показатели изменений технологической структуры инвестиций по отраслям машиностроения существенно ограничивают возможно-
318
сти апробации методов и инструментария прогнозно-аналитических построений, характеризующих зависимость роста экспорта от динамики инновационной насыщенности инвестиций в разрезе отраслей и производств. Поэтому в разрезе видов экономической деятельности модель развития с учетом экспортной составляющей будет иметь вид:
V, = Д51,Ех1,1т1,1Т), (2)
где , - вид экономической деятельности (совокупность отраслей машиностроения); V, - выпуск продукции; 5 - спрос внутреннего рынка на продукцию; Ех, - экспорт; 1т, - импорт; 1Т - индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал.
Расширение показателей технологической структуры инвестиций позволит детализировать модель (2) до уровня отраслей и производств, где Vj - выпуск продукции отраслиj.
Модель экспортно-ориентированного развития машиностроения в регионах существенно отличается от моделей (1) и (2):
Vr = f(S,ExrJTr), (3)
где V,. - выпуск продукции машиностроения в регионе г (количественная оценка показывает выпуск продукции без детализации по отраслям и производствам) [14]; 5 - совокупный спрос российского рынка на продукцию машиностроения (этот показатель полностью соответствует показателю модели (1), поскольку спрос на продукцию региональных производителей формируется внутренним рынком РФ); Ех, - экспорт продукции машинострое-
тТ
ния из региона г; 1 г - индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал региона.
Региональный вариант модели не содержит показатель импорта продукции машиностроения (1тг). Импорт в регионы отражает региональный спрос на инвестиционную технику, потребительские товары и комплектующие для сборочных производств. Виды импортируемых товаров могут сильно отличаться от номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и не влияют на формирование совокупного спроса на продукцию машиностроения, который, в значительной степени, определяет объемные и динамические показатели регионального выпуска. Вместе с тем, показатель регионального импорта машинотехнической продукции весьма информативен в ряде прогнозно-аналитических построений. Так корреляция регионального импорта со спросом на инве-
319
стиционную технику показывает степень зависимости от импорта инновационно-технологического обновления производственного оборудования в экономике региона. Корреляция регионального экспорта и импорта машинотехнической продукции характеризует степень зависимости инвестиционной активности предприятий-экспортеров машинотехнической продукции от экспортной выручки.
Региональный индекс качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал (I. ), отражает динамику инновационной насыщенности инвестиций экономики региона в целом. В регионах с преобладанием машиностроения в структуре промышленного сектора изменения технологической структуры инвестиций в основной капитал в значительной степени затрагивают инвестиции, осуществляемые производителями машинотехнической продукции. В крупнейших регионах с высокой степенью диверсификации промышленности (например, Республика Татарстан), несмотря на высокие объемы выпуска продукции машиностроения, установить основные направления инвестиционных потоков можно только по косвенным признакам при ретроспективном анализе инвестиционной и производственной деятельности. Однако результаты такого анализа в совокупности с показателями корреляции инвестиций в машины и оборудование и импорта машинотехнической продукции могут быть весьма информативны при прогнозных построениях. Использо-
тТ
вание 1Г в прогнозно-аналитических построениях на региональном уровне в отдельных случаях может быть заменено индексом затрат на технологические инновации (1ЗТИ)4.
Так в Приморском и Хабаровском краях в 2011-2012 гг. затраты на технологические инновации увеличивались высокими темпами (около 20% ежегодно), но в этот же период происходило существенное сокращение инвестиций в основной капитал этих регионов, особенно высокий рост которых пришелся на период 2008-2010 гг. и был связан с осуществлением крупных инфраструктурных проектов. В этом случае качественное улучшение структуры инвестиций отсутствовало как явление, поскольку
4 В данной работе использована методология НИУ ВШЭ (см. Индикаторы инновационной деятельности. Стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2009-2019.), согласно которой в ЗТИ включаются все затраты по видам инновационной и экономической деятельности в рамках полного инновационного цикла (затраты на НИОКР, машины, оборудование и транспортные средства, приобретение новых технологий, программных средств, инжиниринг и проч.).
320
объем инвестиций в основной капитал существенно снижался. Однако пролонгированное воздействие высоких затрат на технологические инновации обеспечило в этих регионах высокие темпы роста выпуска и экспорта в 2016-2018 гг.
Экспортно-ориентированная модель развития машиностроения в регионах. Для проведения прогнозно-аналитических построений развития экспортно-ориентированного машиностроения нами выбраны регионы, для которых характерны наиболее высокие объемы производства и экспорта машинотехниче-ской продукции. В регионах, включенных в выборку для проведения исследования, по данным за 2018 г. суммарный объем выпуска продукции машиностроения составил 72% общероссийского, а суммарный объем экспорта - 47%5. Во избежание искажения прогнозно-аналитических показателей из-за «эффекта низкой базы», из 25-ти субъектов федерации, включенных в выборку, прогнозно-аналитические построения выполнены для имеющих наиболее высокие показатели выпуска и экспорта в 2012-2018 гг.
Крупнейший производитель и экспортер продукции машиностроения среди российских регионов - г. Санкт-Петербург6. По данным за 2018 г. в структуре выпуска и экспорта продукции машиностроения на долю Санкт-Петербурга приходится соответственно 11,4 и 11%. Выпуск продукции предприятиями Санкт-Петербурга после периода стагнации в 2013-2016 гг. в 2017-2018 гг. увеличивался высокими темпами - 11-16% ежегодного прироста. Следует отметить, что темпы роста выпуска весьма высоко коррелированны с темпами роста экспорта, прирост которого в этот период составил 12-16%. Импорт в этот период не увеличивался, что показывает на отсутствие высокой зависимости от импорта комплектующих. Возможно, что рост выпуска в определенной степени обусловлен импортозамещением.
Влияние фактора инновационно-насыщенных инвестиций прослеживается в его пролонгированной фазе. Высокий уровень индекса качественных изменений технологической структуры инвестиций имел место в 2012-2014 гг. Рост конкурентоспособности продукции машиностроения, ее выпуска и экспорта - результат
5 Анализ экспортно-ориентированного развития машиностроения в регионах проведен по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Росстат, 2006-2019.
6 В данной работе г. Москва не включен в выборку крупнейших производителей и экспортеров машиностроительной продукции из-за особенностей статистического учета деятельности предприятий, расположенных и/или зарегистрированных на территории субъекта Федерации.
321
позитивного воздействия инновационно-насыщенных инвестиций в экономике региона: в 2018 г. в регионе достигнут наиболее высокий за весь период наблюдений рост инвестиционного спроса, при этом 1Т=1,05, что дает основания прогнозировать рост выпуска и экспорта машинотехнической продукции.
На основании полученных оценок зависимости выпуска продукции от спроса, экспорта и качественных изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал, можно рассматривать развитие машиностроения в Санкт-Петербурге по экспортно-ориентированной модели на основе инновационной насыщенности инвестиций.
Московская область занимает 2-е место среди регионов РФ, как по выпуску, так и по экспорту продукции машиностроения. Выпуск продукции машиностроения отличался устойчивым ростом на протяжении 2005-2018 гг., что обеспечило 5-кратный рост относительно 2005 г. Модель развития машиностроения Московской области ориентирована на два основных фактора: (1) устойчивый, давно сложившийся спрос внутреннего рынка; (2) спрос внешнего рынка, обеспечивающий довольно равномерный рост экспорта. Высокие объемы и позитивная динамика экспорта позволяют отнести машиностроение Московской области к разряду экспортно-ориентированных отраслей.
Вместе с тем, согласно предложенной модели не все регионы, являющиеся крупнейшими экспортерами машинотехнической продукции, можно отнести к разряду регионов с экспортно-ориентированным машиностроением. Машиностроение развивается по экспортно-ориентированной модели в том случае, когда спрос внутреннего и внешнего рынка на его продукцию имеет повышательный тренд, а уровень инновационно-технологического развития предприятий региона обеспечивает соответствующий этому тренду рост производства (рис. 1). Отметим, что в 2018 г. регионы, вошедшие в группу крупнейших экспортно-ориентированных, за исключением Свердловской области, имели 1Т >1, что дает основание прогнозировать продолжение экспортно-ориентированного развития машиностроения.
322
г. Санкт-Петербург Московская обл. Нижегородская обл. Свердловская обл. Ростовская обл. Респ. Башкортостан
163
106
124
271
150 200 250 300
%
Рис. 1. Динамика выпуска (О ) и экспорта ( Ш ) в крупнейших регионах РФ с экспортно-ориентированным машиностроением (2015-2018 гг.), %
152
147
178
122
136
0
100
Исходя из сказанного выше, нельзя отнести к развивающемуся по экспортно-ориентированной модели машиностроение Республики Татарстан (пятое место по объему экспорта), Самарской (восьмое место по объему экспорта) и Калужской (десятое место по объему экспорта) областей. Экспорт этих регионов - автомобили. Рынки - преимущественно страны СНГ. В период высокого спроса в 2012-2013 гг. в страны СНГ поставлялось 97% легковых автомобилей и 66-78% грузовых автомобилей от общего объема поставок этих автомобилей на внешний рынок. Снижение спроса рынков стран СНГ привело к существенному сокращению экспорта, хотя доля стран СНГ осталась довольно высокой (в 2018 г. 79% по легковым автомобилям и 62% по грузовым). Таким образом, производители автомобилей оказались не готовы к расширению рынков стран дальнего зарубежья.
Для регионов с относительно невысокими объемами выпуска и экспорта модель с усиленным инновационно-технологическим фактором может быть весьма эффективна. В качестве примера рассмотрим динамику развития машиностроения в Хабаровском крае. В период 2010-2014 гг. в регионе высокими темпами росли инвестиции, повышающие качественные характеристики технологической структуры. Пролонгированное воздействие высоких затрат на технологические инновации обеспечило в регионе высокие темпы роста выпуска и экспорта в 2016-2018 гг. При этом рост выпуска и экспорта был одним из наиболее высоких, как
323
среди регионов, являющихся крупнейшими производителями продукции машиностроения (см. рис. 1), так и среди регионов, входящих во вторую десятку крупнейших машиностроительных регионов (рис. 2). Характерно, что рост экспорта в Хабаровском крае в 2016-2018 гг. сопровождался снижением импорта - в этот период объемы импорта существенно ниже объемов экспорта - в 2,6-2,9 раза. Заметим, что в предшествующем периоде экспорт составлял лишь 3-6% объема импортируемой машинотехниче-ской продукции. Можно предположить, что снижение объемов импорта (в 2-2,4 раза относительно наиболее высоких объемов в 2011-2014 гг.) связано с импортозамещением, обеспечившим производство комплектующих на предприятиях региона. Следует иметь в виду, что основная продукция экспорта в Хабаровском крае - это продукция авиастроения. В существующей российской практике крупных контрактов на экспорт продукции с длительным технологическим циклом (самолеты, морские суда, энергетическое оборудование) динамика экспорта весьма неустойчива. Вместе с тем, следует отметить высокую эффективность инновационно-насыщенных инвестиций в регионе.
Хабаровский край Приморский край Ульяновская обл. Саратовская обл. Воронежская обл.
167 160
¡132
116 114 120
131
50
100
150
200
%
250
0
Рис. 2. Динамика выпуска (ЕЗ ) и экспорта (И ) в регионах с экспортно-ориентированным машиностроением (2015-2018 гг.)
Из 25 регионов, включенных в выборку, как крупнейших производителей и экспортеров отечественной машинотехнической продукции, к числу развивающихся по экспортно-ориентированной модели нами отнесено 11 регионов (см. рис. 1 и 2). Для них характерны
324
высокие темпы роста выпуска и экспорта. При этом в большинстве регионов элементы экспортно-ориентированного развития мы относим к результатам пролонгированного воздействия инновационно-насыщенных инвестиций на этапе активного роста инвестиционной деятельности в регионах. Этот факт на более узкой выборке был отмечен в работе [8]. Именно возможность провести анализ качественных изменений технологической структуры инвестиций и их пролонгированного воздействия на динамику выпуска и экспорта машинотехнической продукции повышает ценность подобных исследований на уровне регионов. Учитывая, что в инвестиционном процессе машинотехническая продукция идет в одной связке с продукцией металлургии, следует в дальней шем исследовать машиностроение совместно с металлургией в рамках металлур-го-машиностроительного комплекса, что отмечалось в работе [9].
Следует отметить, что активизация инвестиционной деятельности в регионах, где машиностроение развивается по экспортно-ориентированной модели, тесно коррелированна с ростом выпуска и экспорта продукции, когда у предприятий появляются дополнительные ресурсы для финансирования инвестиций. Эта тенденция наблюдалась в 2012-2013 гг. в большинстве промышленно-развитых регионов. Рост инвестиций в основной капитал с изменением технологической структуры инвестиций за счет увеличения затрат на НИР, обновление производственного оборудования и других затрат на технологические инновации имел место и в 2018 г. в регионах с экспортно-ориентированным машиностроением, за исключением Свердловской области. Это повышает эффективность использования модели экспортно-ориентированного развития машиностроения с включением в нее индекса качественных изменений технологической структуры инвестиций для прогнозно-аналитических построений на среднесрочную перспективу.
Литература и информационные источники
1. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. Избранные труды. Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: Наука, 1999. 3 т.
2. Борисов В.Н. Машиностроение в воспроизводственном процессе.Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2000. 312 с.
3. Гладышевский А.И. Прогнозирование воспроизводственных процессов в экономике (инвестиционный аспект). Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2004. 388 с.
325
4. Белоусов А.Р. Эволюция системы воспроизводства российской экономики: от кризиса к развитию. Российская академия наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2006. 393 с.
5. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: КРАСАНД, 2010. 216 с.
6. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модель прогнозирования инновационной эффективности в реальном секторе экономики (машиностроительный фактор) // Синергия наук. СПб, 2018, №30.
7. Borisov V.N., Pochukaeva O. V. and Pochukaev K. G. Domestic Investment Equipment in the World Market: Dynamics and Structural Changes // Studies on Russian Economic Development, 2020. Vol. 31. №. 5. Pp. 463-470.
8. Глинский В.В., Серга Л.К., Кисельников А.А., Храмцова Т.Г. О направлениях воздействия территориальной дифференциации на экономический рост // Вестник НГУЭУ. Новосибирск. 2018. № 4. С. 64-71.
9. Буданов И.А., Борисов В.Н. Модернизация металлургии и машиностроения в контексте «зеленого» экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 2. С. 45-55.
326