УДК 351.86(094.5):51-7:519.8:699.8
Е.М. Мещеряков к.в.н. (ФГУВНИИГОЧС (ФЦ)) МОДЕЛЬ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ СИЛ МЧС РОССИИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ МЕТРОПОЛИТЕНА, ВОЗНИКШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
E. Mescheryakov (FGU VNIIGOChS (FC)) MODEL OF EXPERT DECISION MAKING SUPPORT SYSTEM ON ACTIONS AND MEANS OF EMERCOM OF RUSSIA DURING THE LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS CONSEQUENCES ON METRO
OBJECTS AS A RESULT OF TERRORIST ACTS
Представлены взгляды, отражающие подход к разработке структуры и порядка функционирования экспертной системы поддержки принятия решений по действиям сил МЧС России при ликвидации последствий ЧС на объектах метрополитена, возникших в результате совершения террористических актов.
There are given the views reflecting approach to the development of structure and order of decision taking expert system functioning in their activity during the liquidation of ES consequences on the metro objects caused by the terrorist acts.
Е.М. Мещеряков
Комплекс мероприятий, решаемый различными структурными подразделениями потенциально опасных объектов (ПОО) при выполнении задач антитеррористической защищённости, состоит из ряда важных направлений, включающих: организационные вопросы (учитывающие межведомственное взаимодействие); технические вопросы (укрепление рубежей охраны и систем, обеспечивающих исключение несанкционированного проникновения посторонних на территорию объекта, оснащение его современными техническими средствами для видеонаблюдения и др.); обоснование принимаемых решений в различных условиях обстановки (в ходе повседневной деятельности, в угрожаемый период и после совершения террористического акта).
Из приведённого перечня направлений одним из наименее отработанных является проблемная тематика создания системы поддержки принятия решений по вопросам антитеррористической защищённости.
Наиболее важным вопросом, решаемым в интересах создания экспертной системы поддержки принятия решений (ЭСППР), является определение перечня баз данных, которые будут использоваться при её работе, а также логическая последовательность выполнения тех или иных задач при формировании рекомендаций по поддержке принятия решений. Причём, отработка системы должна начинаться, прежде всего, с определения модели воздействия на объект при совершении теракта и применения методик, прогнозирующих масштабы его последствий.
На основе предварительно получаемой от различных источников исходной информации с использованием баз данных, содержащихся в системе, происходит формирование предварительных рекомендаций, которые в качестве справочной основы могут быть применены при выработке решений в зависимости от условий складывающейся обстановки. При уточнении исходных данных по параметрам произошедшей ЧС, например получение их от органов мониторинга (разведывательных подразделений), система должна выдавать материалы по поддержке принятия решений, детализированные с учётом поступления новых, не известных ранее, факторов.
С использованием данных анализа приведённых выше материалов происходит синтез более детальных рекомендаций по всему спектру деятельности структур МЧС России, принимающих участие в выполнении задач по локализации и ликвидации последствий тер-рактов на объектах метрополитена, включая организацию первичного жизнеобеспечения пассажиров и персонала, пострадавших при этом.
о
VO га ср
го «
ср
и
CU т X I
X CU н
I
0
1 т
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
1. Обоснование перечня баз данных в структуре системы поддержки принятия решений
Основой для работы создаваемой ЭСППР являются модели воздействия на объекты метрополитена различных средств, которые могут быть применены для совершения терактов.
Анализ возможного развития событий, приведённый в ряде различных источников, показывает, что наиболее вероятными вариантами при совершении террористических актов на рассматриваемых объектах могут быть:
- применение взрывчатых веществ (ВВ), отравляющих или химически опасных веществ (ОВ или ХОВ), в т.ч. с использованием систем приточ-но-вытяжной вентиляции, радиоактивных веществ (РВ), биологических поражающих агентов (БПА), горючих, легковоспламеняющихся и зажигательных веществ;
- использование различных видов оружия;
- вывод из строя технических средств и оборудования метрополитена с целью создания предпосылок к катастрофическим последствиям возможных аварий, возникающих в результате этого;
- уничтожение пассажиров и персонала метрополитена в местах их пребывания;
- захват заложников.
Как один из вариантов, в состав сценариев могут быть включены действия террористов по проведению таранного прорыва транспортных средств, снабжённых взрывным устройством большой мощности, к зданию станции метрополитена,
Каждый из перечисленных пунктов должен иметь максимально возможное количество описаний вероятных сценариев развития событий, чтобы обеспечивать адекватность оценки складывающейся ситуации. После этого, система должна подключать методический аппарат, позволяющий на начальном этапе осуществлять прогностическую оценку распространения поражающих факторов и возможные потери пассажиров и обслуживающего персонала в зависимости от вида средств совершения террористических актов. Исходя из этого, в структуре ЭСППР должны быть представлены методики, обеспечивающие прогноз развития событий на объектах метрополитена при проведении террористических актов с использованием:
- разнообразных ВВ, включая средства, применение которых приводит к объёмно-детонирующим эффектам (методики содержащие оценку возможных количественных показателей поражения людей, находящихся на объектах метрополитена);
- ОВ и ХОВ, (методики описывающих динамику их распространения на различных объектах метрополитена как глубокого, так и поверхностного заложения, а также позволяющие проводить прогнозную оценку и градацию потерь);
- биологических поражающих агентов (методики позволяющие определять примерные зоны заражения объектов метрополитена БПА и давать приблизительную количественную оценку пассажи-
ров и персонала метрополитена, подвергшихся их воздействию;
- горючих, легковоспламеняющихся и зажигательных веществ (методики отражающие возможные количественные показатели поражённых, с возможным распределением приведённых показателей по степени тяжести).
Кроме указанных методик, ЭСППР должна иметь возможность подключения других расчётных задач, обеспечивающих получение необходимых данных для поддержки принятия решений. В частности, это могут быть показатели поражения при стрельбе из различных видов оружия по местам массового скопления людей, примерные оценки поражения людей при авариях на объектах метрополитена, и некоторые другие оценочные данные статистического или расчётного характера.
В ряде случаев, действия системы, особенно на начальном этапе решения задач, будут проводиться в условиях острого дефицита информации и данных о складывающейся обстановке. Исходя из этого, в системе должен быть предусмотрен алгоритм её действий в подобной ситуации. Наличие подобного варианта должно оказать существенную помощь при принятии решения в условиях полной неопределённости обстановки и снизить временные затраты по организации действий привлекаемых для выполнения задач сил и средств. В любом случае, уточнение рекомендаций по порядку и последовательности действий в подобных условиях должно проводиться с привлечением экспертов. Система ППР должна вырабатывать рекомендации по вопросам привлечения экспертов и определять специализацию их деятельности для каждого конкретного случая совершения террористического акта. Одновременно должны вырабатываться предварительные рекомендации по организации первичного жизнеобеспечения пострадавших и порядка организации взаимодействия со всеми структурами, участвующими в решении вопросов по локализации источника и ликвидации последствий террористического акта.
В случаях, когда предварительные данные позволяют получить характеристики совершённых террористических проявлений, а также их качественные и количественные показатели, структурой ЭСППР проводится прогнозная оценка масштабов воздействия поражающих факторов (на основе имеющихся в ней баз данных по методикам) и времени, в течение которого эти факторы воздействуют на пассажиров и персонал метрополитена.
Кроме того, одновременно производится оценка опасности совершённого террористического акта для населения, территории и объектов, расположенных в непосредственной близости от тех структур метрополитена, где он произошёл. На основе проведённой оценки ЭСППР производится разработка перечня мероприятий, направленных на снижение уровня угроз, вызванных терактами в интересах указанной категории граждан и объектов.
Параллельно производится ориентировочная
оценка объёма задач по организации первичного жизнеобеспечения. В ходе решения данной задачи системой должен проводиться предварительный анализ номенклатуры требуемых для первичного жизнеобеспечения пострадавших материальных средств, а также определяться их ориентировочный объём. В дальнейшем, после уточнения поступающей информации по складывающейся обстановке, объём и номенклатура материальных средств должна быть уточнена.
Наиболее значимыми вопросами, решаемыми экспертной системой ППР, являются:
- определение специфики выполнения возникших задач;
- проведение ориентировочных расчетов по их возможному объёму;
- разработка предварительных рекомендаций по выбору специализации подразделений, привлекаемых для выполнения мероприятий, возлагаемых на систему МЧС России при совершении террористического акта на объектах метрополитена;
- определение специфики технического оснащения привлекаемых подразделений;
- разработка рекомендаций по применению веществ и материалов, используемых в ходе выполнения задач, и предварительных алгоритмов действий подразделений при выполнении АСДНР;
- осуществление выбора технологии выполнения АСДНР;
- разработка предложений по экипировке спасателей.
Таким образом, подготовка всех материалов по перечисленным позициям потребует создания расширенного перечня баз данных по самым разнообразным направлениям. К ним должны быть отнесены:
- характеристические признаки совершённого теракта для проведения его предварительной идентификации;
- качественные характеристики ВВ;
- характеристики веществ, которые могут быть применены в качестве средств, инициирующих объёмно-детонирующие взрывы;
- физико-химические характеристики химически опасных веществ;
- механизм токсического воздействия и токсические характеристики ХОВ;
- характеристики радиационно опасных веществ и БПА, механизм их воздействия на организм человека;
-средства, способы и технологии дезактива-ционных, дегазационных и дезинфекционных работ при использовании в ходе террористического акта радиоактивных, химически опасных веществ и биологических поражающих агентов, перечень веществ и рецептур, применяемых для этих целей;
- физико-химические, токсические, пожаро-, взрывоопасные характеристики и свойства легковоспламеняющихся жидкостей и зажигательных веществ;
-характеристики и технические данные по различным видам стрелкового оружия и другим индивидуальным средствам вооружённой борьбы, которые могут быть использованы террористами для нанесения ущерба пассажирам и техническому персоналу метрополитена;
- перечень средств индивидуальной защиты различного назначения, их технические и эксплуатационные характеристики, порядок применения;
- средства медицинской защиты и антидотной терапии, их назначение, порядок применения и характеристики;
- перечень мер по оказанию первой медицинской помощи в различных условиях складывающейся обстановки;
- производственные возможности структурных формирований (штатных и нештатных) по выполнению различных задач, их техническое оснащение;
- производительность технических средств, состоящих на оснащении структурных подразделений, а также их аналогов, применяемых для других целей, которые без ущерба для выполнения задач могут быть использованы при решении этих вопросов на основе принципа взаимозаменяемости;
- общая характеристика метрополитенов, статистические данные по плотности пассажиропотока в различное время суток, характеристики подвижного состава, применяемого для перевозок пассажиров и решения внутренних технических задач в интересах служб метрополитена;
- назначение и характеристики средств первичного жизнеобеспечения, возможности по удовлетворению потребностей пострадавших с их использованием;
- перечень действий и мероприятий, выполняемых всеми категориями должностных лиц при выполнении задач.
В содержание перечисленных баз данных должен быть включён полный перечень необходимых информационных показателей, которые могут потребоваться для поддержки принятия решений. Так база данных по характеристическим признакам совершённого террористического акта для проведения его предварительной идентификации должна содержать:
- показатели, описывающие складывающуюся ситуацию при взрывах, то есть специфические особенности, присущие только взрывным явлениям, независимо от типа применённого взрывчатого вещества; |
- возможные характеристики использования от
ю
тех или иных радиационно- и химически опасных ве- «
ществ, биологических поражающих агентов с отраже- $
нием: цвета, запаха, привкуса; признаков поражения ^
людей и животных; видимую специфику физического |
распространения веществ; ес
- перечень контрольных и наводящих во про- | сов, позволяющих проводить уточнение складыва- ех ющейся обстановки на объектах метрополитена при £ проведении опроса пассажиров и персонала; ^
- описание обстановки при использовании «
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
горючих, легковоспламеняющихся веществ, а также зажигательных средств;
- описание сценариев совершения террористических актов на объектах метрополитена как по известным случаям, так и по гипотетическим вариантам.
База данных по качественным характеристикам ВВ должна дать ответы на все возможные вопросы, которые могут возникать в ходе подготовки материалов для поддержки принятия решений в случае реализации террористических актов с их применением. На основе приведённых в ней показателей должны быть рассчитаны параметры взрыва. Для этого, в структуре системы необходимо иметь общее физико-химическое описание различных ВВ с отражением их соответствующих характеристик, а также значения коэффициентов приведения рассматриваемых ВВ к тротилу. Кроме того, в базе данных должны иметься все необходимые для проведения расчётов вспомогательные и дополнительные коэффициенты, позволяющие определять более точные результаты произошедшего события. Помимо указанного, в структуре приведённой базы данных требуется создать развёрнутую характеристику показателей, позволяющих определять степени поражения людей, элементов объекта, транспортных средств при различных значениях избыточного давления ударной волны, возникающих в результате взрыва. Наряду с приведённым выше перечнем, интерес будут представлять данные, позволяющие характеризовать степень разрушения ударной волной элементов объектов метрополитена, а также данные, приводимые в описательном виде. Построение указанной базы должно предполагать возможность её дополнения в случае необходимости на основе рекомендаций, которые могут быть получены в ходе опытной эксплуатации.
Содержание базы данных по характеристикам веществ, которые могут быть применены в качестве средств, инициирующих объёмно-детонирующие взрывы, должно в полной мере обеспечивать всесторонний охват рассматриваемого вопроса.
Структура должна включать в свой состав показатели — перечень веществ, их структурную формулу, химическое наименование и физико-химические характеристики, включающие: температуру плавления; температуру кипения; температуру самовоспламенения; концентрационные пределы взрываемости; основные химические реакции и реакции нейтрализации вещества; теплотворную способность вещества; скорость распространения ударной волны.
Содержание базы данных по физико-химическим характеристикам химически опасных веществ (ХОВ) должно включать:
- химическое наименование и формулу вещества;
- температуру плавления;
- температуру кипения;
- состояние вещества в нормальных условиях;
- плотность вещества;
- растворимость вещества в воде и других растворителях;
- давление насыщенного пара;
- максимальную концентрацию вещества;
- данные по вязкости и поверхностному натяжению;
- данные по отношению к нагреванию;
- возможность реакции с водой;
- действия различных реагентов на вещество;
- плотность и стойкость заражения веществом, возможные глубины распространения зараженного воздуха (описательные характеристики);
- продолжительность действия (скорость испарения) ХОВ;
- краткую токсикологическую характеристику
ХОВ;
- наличие средств антидотной терапии;
- стойкость веществ в различных условиях обстановки и времени года.
Представленная база данных будет неразрывно связана с характеристиками приведённых веществ по механизмам токсического воздействия и токсическим характеристикам ХОВ. Последняя должна содержать следующий набор семантической информации: классификация вещества по физиологическому воздействию на организм человека; показатели смертельной или летальной токсодозы; показатели токсодозы, выводящей из строя; значения пороговой токсодозы; характеристики предельно допустимых концентраций веществ; показатели быстродействия веществ с учётом наличия периода скрытого действия; отнесение веществ к смертельным или временно выводящим из строя.
Следует отметить, что характеристики токсодоз должны приводиться с учётом пути проникновения ХОВ в организм человека.
Единым комплексом с указанной базой данных будет являться база, содержащая характеристики радиа-ционно опасных веществ и биологических поражающих агентов, а также механизм их воздействия на организм человека. Она должна содержать следующие показатели: перечень указанных веществ; их физические, химические и токсические характеристики, включая показатели токсодоз; механизм поражающего действия; наличие скрытого периода действия и его продолжительность; характеристики средств профилактики радиационных поражений и медицинских препаратов, предотвращающих негативное воздействие БПА. Целесообразным будет размещение в данном разделе также данных по токсинам. Они должны включать показатели: классификации; токсичности; способов применения; механизма воздействия на организм человека.
Исходя из приведённых материалов, логичным представляется включение в состав ЭСППР базы данных по средствам, способам и технологиям дезак-тивационных, дегазационных и дезинфекционных работ, выполняемым при использовании в ходе теракта радиоактивных, ХОВ и БПА, а также включение в её состав полного перечня веществ и рецептур, применяемых для этих целей. Таким образом, в структуре данного раздела должны быть отражены следующие составные части:
- вещества и рецептуры, применяющиеся для проведения дезактивационных работ, их структурные и химические формулы;
- физико-химические характеристики данных соединений;
- технологии проведения дезактивационных
работ;
- тактика действия подразделений при проведении дезактивационных работ;
- вещества и рецептуры, применяющиеся для проведения дегазационных работ, их структурные и химические формулы;
- физико-химические характеристики данных соединений;
- основные типы химических реакций, применяющихся для проведения дегазационных работ, перечень веществ и рецептур, которые могут использоваться в качестве альтернативных для выполнения подобных задач (данные по аналогичным препаратам, которые позволяют проводить дегазацию);
- технологии проведения дегазации (нейтрализации) ХОВ;
- порядок действия подразделений при выполнении задач по дегазации;
- основные вещества и рецептуры, применяемые для дезинфекции (денатурации токсинов), их структурные и химические формулы;
- физико-химические характеристики данных соединений;
- технологии проведения работ по дезинфекции и последовательность действий подразделений;
- характеристики штатных технических средств и их аналогов, которые могут быть использованы в качестве альтернативных образцов для выполнения возникающих задач по дезактивации, дегазации (нейтрализации) и дезинфекции.
Важным разделом системы должна являться база данных по физико-химическим, токсическим, пожаро-, взрывоопасным характеристикам и свойствам легковоспламеняющихся жидкостей и зажигательных веществ. Это обусловлено, прежде всего, лёгкой доступностью подобных средств и, в тоже время, их серьёзной опасностью при применении в условиях метрополитена. Использование пожароопасных и легковоспламеняющихся жидкостей и материалов представляют особую опасность в условиях вагонов поездов метро. Исходя из этого, рассматриваемая база данных должна содержать:
- перечень веществ, потенциально пригодных для применения в рассматриваемых целях;
- их физико-химические и токсические характеристики, включающие химическое наименование и формулу, данные по теплоте сгорания, концентрационным пределам взрываемости, температуре кипения, данным по летучести и другим показателям с приведением специфики свойств;
- агрегатное состояние вещества в нормальных условиях;
- характеристики воздействия поражающих факторов горящих пожароопасных веществ и легко-
воспламеняющихся жидкостей на человека, степенное разделение термических повреждений;
- перечень веществ и рецептур, которые могут быть применены для гашения пожароопасных веществ и легковоспламеняющихся жидкостей, содержащие их физико-химические и другие, необходимые для работы показатели.
Для проведения ориентировочных расчётов возможной опасности от применения обычных видов стрелкового оружия и других образцов лёгкого вооружения целесообразно иметь базу данных, содержащую их характеристики и технические данные по различным образцам индивидуальных средств вооружённой борьбы, которые могут быть использованы террористами для нанесения ущерба пассажирам и техническому персоналу метрополитена. В её структуре должны содержаться данные: вид оружия; тип применяемого патрона и его масса; начальная скорость пули; прицельная дальность стрельбы; темп стрельбы; боевая скорострельность — одиночными выстрелами и очередями; длина образца; масса образца; ёмкость магазина.
Важным моментом при проведении различных мероприятий по локализации источника ЧС и ликвидации последствий терактов будет являться правильный подбор и использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) для спасателей, пассажиров и персонала метрополитена. Исходя из того, что применение СИЗ будет осуществляться практически в любых условиях обстановки, очень важной составляющей ЭСППР будет являться база данных, содержащая перечень СИЗ различного назначения, их технические и эксплуатационные характеристики, а также порядок применения в различных ситуациях. Она должна содержать: полный перечень СИЗ, применяемых в различных условиях; рекомендации по используемому средству при конкретных условиях обстановки (для спасателей, персонала метрополитена и пассажиров); их тактико-технические характеристики и целевое назначение; защитные характеристики (время защитного действия); время использования СИЗ при различных температурах; правила подбора средств индивидуальной защиты для пострадавших.
Необходимыми данными при подготовке информации для принятия решений будут являться материалы, позволяющие вырабатывать рекомендации по применению средств медицинской защиты и ан-тидотной терапии, содержащие также их назначение и характеристики. Исходя из этого, в структуре базы данных должны быть: перечень средств медицинской защиты и антидотной терапии и их назначение; порядок применения образцов и изделий в различных условиях, обусловленных средствами совершения терактов; особенности использования средств антидотной терапии и методика их применения.
Рассмотренные базы данных будут неразрывно связаны с подсистемой, определяющей рекомендации по оказанию мер первой медицинской помощи в различных условиях сложившейся обстановки. Она
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
0
ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
должна включать: перечень мер неотложной и первой помощи пострадавшим от различных видов воздействий при совершении терактов с учётом их специфической направленности; характеристики технических, в том числе и подручных, средств, применяемых для оказания медицинской помощи пострадавшим от поражающих факторов при совершении теракта; характеристики медикаментов, применяемых для оказания помощи пострадавшим с рекомендациями по дозировке и другим аналогичным препаратам, которые могут быть использованы в целях замены отсутствующих средств.
Для принятия решений по оказанию помощи пострадавшим, а также последовательности действий спасательных подразделений, в структуре подсистемы должна присутствовать информация, отражающая характеристики станций метрополитена. Рассматриваемая база данных должна включать: вид заложения станции и способ её возведения; характеристики грунтов станции; уровень грунтовых вод; наличие тектонических разломов и других геологических опасностей; типы обделки станции, её геометрия, конструктивное решение, несущая способность и другие необходимые показатели; год пуска станции в эксплуатацию, степень её износа, дата последнего обследования.
Кроме того, отдельными подпунктами в приведенной структуре базы данных должны быть отражены характеристики подвижного состава поездов метрополитена и плотности пассажиропотока во всех точках метрополитена в различное время суток.
Наряду с указанными базами данных, система должна содержать информацию по возможностям спасательных подразделений, а также штатных и нештатных формирований. Данная информация должна содержать: назначение и структуру подразделения, его штатную численность; перечень и количество технических средств, состоящих на его оснащении; перечень задач, выполняемых подразделениями различного функционального назначения и их принятые расчетные показатели.
Также в структуре данной базы данных должен быть представлен раздел, отражающий характеристики технических средств, состоящих на оснащении приводимых в данном разделе структур. Он должен содержать: назначение средства; его массово-габаритные характеристики; производительность; возможности по автономному выполнению задач и другие необходимые показатели.
На основе оценки опасности произошедшего террористического акта и определения количества пострадавших, для поддержки принятия решения необходима база данных по предложениям, отражающим перечень мероприятий, проводимых в интересах организации первичного жизнеобеспечения и средствам, используемым для этого. Подобная база данных должна содержать перечень выполняемых в интересах пострадавших мероприятий, а также характеристики средств первичного жизнеобеспечения, используемые для их реализации.
Не менее важной и значимой подсистемой, которая должна входить в состав ЭСППР, является база данных, отражающая развёрнутый перечень мероприятий по технике безопасности. В её структуре должны быть следующие данные: перечень данных по опасностям, специфичным для каждого конкретного вида теракта; особенности использования СИЗ при выполнении задач; перечень запрещённых и разрешённых при выполнении задач действий; последовательность действий при возникновении нештатных ситуаций при выполнении задач; последовательность оказания первой помощи обнаруженным пострадавшим; порядок и последовательность эвакуации спасателей в случаях невозможности выполнения задач при различных видах терактов.
Таким образом, использование ЭСППР, описание которой приведено выше, позволит проводить поддержку принятия решений должностными лицами руководящего звена с выдачей рекомендаций по всем видам деятельности подчинённых подразделений.
2. Алгоритм работы экспертной системы поддержки принятия решений
Работа ЭСППР должна строиться на основе ввода минимально необходимого перечня информации, получаемого от оперативных служб известной на начальном этапе действий органов управления после установления факта проведения террористического акта. Наиболее значимыми пунктами исходной информации, необходимыми для работы системы, будут являться: инициирующее средство, используемое при проведении теракта; приблизительный объём использованного инициирующего средства; способ проведения террористического воздействия; ориентировочные масштабы последствий террористического акта.
Рассмотренный перечень исходных данных позволит в полной мере задействовать методический аппарат ЭСППР и имеющиеся в её структуре базы данных. Она позволяет получить: физико-химические, токсические и другие характеристики веществ, применённых при проведении террористического акта; характеристики механизма поражающего действия всего перечня использованных средств; разработанный и систематизированный перечень выходной информации, которая может потребоваться для поддержки принятия решений.
Вместе с тем, в реальных условиях может сложиться ситуация, когда органы управления могут оказаться в условиях полной неопределённости по получению данных о сложившейся после теракта обстановки из-за дефицита информации о произошедшем событии.
Работа ЭСППР по решению вопросов, возникающих в подобной ситуации, должна строиться в следующих направлениях: представление нескольких вариантов возможного развития событий с учётом различных средств инициирования теракта; выработка рекомендаций по уточнению сложившейся обстановки (сбор исходных данных от различных источников информации); формирование данных для
поддержки принятия решений на основе уточнённой информации, получаемой от органов мониторинга (разведывательных подразделений), опроса персонала метрополитена и очевидцев произошедшего террористического акта.
Следует отметить, что уточнение информации, используемой для поддержки принятия решений, будет происходить также после получения органами управления объективных данных, основанных на проведённых лабораторных (в том числе и с применением полевых лабораторий) исследованиях проб, отобранных на месте совершения террористического акта.
Более точно определённые характеристики инициирующих средств позволят выявить специфические особенности ликвидации последствий террористического акта, а также определять специализацию подразделений, привлекаемых для выполнения задач и вырабатывать рекомендации по использованию технических средств. Также экспертной системой в автоматизированном режиме могут быть разработаны предложения по дооснащению подразделений дополнительной техникой, не являющейся штатной, для оснащения подразделений спасателей.
Входная информация, представляемая системой пользователю, должна включать оценку степени опасности проведённого террористического акта для окружающей среды, населения, организаций и территорий. В ней отражаются следующие данные: тип совершённого теракта; инициирующее средство (перечень средств), используемое (используемых) для его совершения; физиологическое и поражающее воздействие данного средства на человека, биологические объекты, сооружения и территории; масштабы распространения поражающих факторов; прогноз воздействия на население и прилегающие объекты поражающих факторов в случае дополнительного использования не выявленных средств совершения теракта, происходящих через определённые интервалы времени, запрограммированные его исполнителями.
Следующим блоком в последовательности работы ЭСППР должна быть компиляция данных, позволяющих осуществлять разработку предварительных рекомендаций по тактике действий спасательных подразделений и подразделений ликвидации последствий террористического акта. Они должны отражать: прогностическую оценку обстановки в месте совершения теракта на объекте метрополитена; разработку предварительных рекомендаций по оптимальным маршрутам выдвижения сил и средств, привлекаемых для выполнения задач; рекомендации по направлению сосредоточения усилий спасательных подразделений; возможные места массового сосредоточения поражённых пассажиров и обслуживающего персонала метрополитена; рекомендации по порядку ввода подразделений для проведения АСДНР; рекомендации по выполнению АСДНР на объектах метрополитена с учётом специфики их конструктивного исполнения и глубины заложения; разработанные предложения по возможным тактическим приёмам, применяемым
спасательными подразделениями при выполнении поставленных перед ними задач.
После получения информации, которая содержит предварительные рекомендации по порядку действий спасательных подразделений, система ЭСППР должна выработать алгоритмы, направленные на решение вопросов по организации взаимодействия с другими органами исполнительной власти различного уровня, участвующими в решении задач, направленных на противодействие актам терроризма и ликвидацию их последствий. В перечень сил и средств, привлекаемых для проведения контртеррористической операции, согласно ст. 15 п. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», могут включаться: подразделения, воинские части и соединения Вооружённых сил РФ; подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пресечение теракта осуществляется силами и средствами органов ФСБ.
Кроме указанных, для выполнения соответствующих профильных задач могут привлекаться подразделения МИД, Минрегион России (по проблемам коммунального хозяйства), а также представители Минпромэнерго, Минздравсоцразвития, Минтранса России — по направлениям, охватывающим сферу их деятельности.
Перечень вопросов, подлежащих согласованию между различными структурами, должен отражаться системой ЭСППР. В него целесообразно включать следующие пункты:
- какие силы и средства других министерств, ведомств и структур будут принимать участие в проведении АСДНР;
- как будут распределены границы объектов работ ведомственных формирований;
- как будет происходить обмен информацией, полученной в ходе ведения разведки, между подразделениями различных министерств и ведомств;
- какова последовательность, определённая в интересах установления порядка действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, ко- |
торые могут представлять опасность для соседей или от
ю
повлиять на их действия; ра
- каким образом согласовывается по времени и $ месту сосредоточение усилий при совместном выпол- ^ нении особо важных и сложных работ; ки
- как определяется система обмена данными щ об изменении обстановки и о результатах работ на | смежных участках; ех
- каким образом устанавливается порядок ока- £ зания экстренной и взаимной помощи; ^
- какой перечень сигналов управления и опове- «
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
щения принимается для руководства спасательными и другими подразделениями, находящимися в зоне выполнения работ;
- как будет осуществляться связь между органами управления различных структур и их спасательными подразделениями между собой и при организации межведомственного обмена оперативной информацией;
- каким образом будет происходить уточнение планов совместных действий;
- как будет осуществляться решение задач по обеспечению спасательных подразделений других министерств и ведомств материальными средствами, необходимыми для выполнения АСДНР, но отсутствующими у них (при наличии этих средств у подразделений другой ведомственной подчинённости);
- последовательность привлечения к выполнению работ других необходимых сил и средств, не вошедших в состав подразделений, осуществляющих деятельность на объекте, подвергшемся воздействию террористов.
После отработки перечня вопросов, подлежащих согласованию по проблеме организации взаимодействия, система должна представить решённый блок задач, отражающий рекомендации по учёту специфических особенностей их выполнения и специализации подразделений, привлекаемых для этих целей. Исходными данными для формирования информации будут являться: источник ЧС, возникший при совершении теракта; перечень и физико-химические свойства средства, инициирующего теракт; прогноз распространения поражающих факторов, воздействующих на пассажиров, персонал и объекты метрополитена; возможная обстановка (инженерная, РХБ и др.), которая будет характеризовать развитие событий после реализации теракта в месте его совершения; превентивные меры по защите спасателей от воздействия поражающих факторов, возникающих при совершении теракта; предварительный перечень средств, применение которых может быть рекомендовано для решения возникших задач; рекомендации по специализации подразделений, привлекаемых для выполнения задач по ликвидации последствий теракта; специфические особенности действий подразделений в условиях обстановки, сложившихся после его совершения.
Следующим шагом работы системы будет являться проведение предварительных расчетов количественных показателей привлекаемых сил и требуемых для решения задач средств. Исходными данными, позволяющими системе проводить ориентировочную оценку по данному вопросу, будут являться:
- прогнозные значения масштабов воздействия поражающих факторов и возникающих в результате этого объёмов задач (по различным направлениям, в зависимости от типа террористического акта);
- оперативные характеристики возможностей подразделений по выполнению объёма задач в единицу времени и показатели производительности технических средств, состоящих на их оснащении;
- показатели количества времени, отводимого на решение задачи с учётом ограничений, налагаемых особенностями структуры пространства метрополитена и отсутствием возможности массового применения подразделений;
- рекомендации по использованию неспецифических технических средств и новых технологий для выполнения задач, как одного из способов их решения;
- оценка и учёт влияния времени суток, погоды и местности на выполнение задач.
Разработка указанных рекомендаций по действиям органов управления с учётом специфики отрабатываемых мероприятий и привлечением соответствующих сил и средств, будет неразрывно связана с определением приоритетов по выполнению задач. Это должно достигаться путём присвоения тому или иному виду действий, осуществляемых подразделениями в различных условиях обстановки, индекса приоритетов. Индекс приоритетов должен быть доступен через базу данных, формирующую рекомендации по последовательности действий и составлен на основе проведения экспертного опроса специалистов МЧС России различных звеньев управления, а также личного состава других министерств и ведомств.
Основные (приоритетные) задачи АСФ по ведению работ: поиск пострадавших; деблокирование пострадавших из завалов строительных конструкций, замкнутых помещений, вагонов поездов метро; оказание пострадавшим первой медицинской и первой доврачебной помощи; эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора и населения при определении, что его место проживания может оказаться в зоне воздействия поражающих факторов при совершении теракта; проведение мероприятий по первичному жизнеобеспечению пассажиров, персонала и населения, пострадавшего от террористического акта.
Кроме того, одним из важных видов деятельности будет являться проведение всех видов разведки (мониторинга).
Выполняемые подразделениями неотложные работы будут включать: оборудование и расчистку путей движения; обрушение и укрепление конструкций, угрожающих обрушением; локализацию и тушение пожаров, проведение противодымных мероприятий в местах ведения спасательных работ; локализацию и обеззараживание источников заражения ХОВ и радиоактивными веществами; локализацию повреждений на коммунально-энергетических и других сетях; проведение противоэпидемических мероприятий (в случае определения необходимости их проведения).
Однако, ситуация может сложиться таким образом, что наряду с указанными работами, вероятно возникновение задач, требующих специальных навыков по обезвреживанию мин, снарядов, бомб, гранат, самодельных взрывных устройств и других взрывоопасных предметов.
Параллельно с определением приоритетов в последовательности выполнения задач, системой
осуществляется разработка предварительных рекомендаций по эвакуации. Они должны включать: оценку особенностей поражающего воздействия факторов, возникающих при совершении террористического акта, на людей; особенности транспортировки поражённых в метро от точки совершения террористического акта к пунктам сбора пострадавших; описание специфики действий спасателей по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим в зависимости от типа совершённого теракта; обзор возможных мест размещения пунктов сбора пострадавших и эвакуируемых (с учётом оптимизации выполнения задач АСДНР); предложения по способам извлечения (подъёма) пострадавших со станций метрополитена глубокого заложения при выходе эскалаторов из строя (по причинам технических повреждений или отсутствия электропитания); способы возможной эвакуации при наличии действующих подъездных путей.
Значимым вопросом, отрабатываемым ЭСП-ПР, будет являться выработка перечня предварительных рекомендаций по технике безопасности для спасательных подразделений. Они должны отражать: вид теракта; перечень поражающих факторов, в т.ч. и вторичных, с кратким описанием механизма их воздействия на организм человека; обстановку, прогнозируемую в районе выполнения задач (инженерную, РХБ); перечень защитных мероприятий, выполняемых в сложившихся условиях обстановки; перечень СИЗ спасателей, применяемых в различных ситуациях; приёмы само- и взаимопомощи при получении травм специалистами спасательных подразделений; приёмы и способы контроля обстановки в очаге поражения; средства и способы обмена информацией, сигналы управления и оповещения; порядок использования штатных технических средств объекта, ограничения и допущения по их применению.
Следующим блоком, отрабатываемым системой, является перечень возможных мер по оказанию первой помощи пострадавшим. Он должен включать:
- перечень характеристик возможных поражений человека, которые могут возникнуть при воздействии тех или иных факторов, образующихся при совершении террористического акта;
- рекомендации по последовательности оказания первой доврачебной помощи с описанием возможной специфики поражения людей;
- список лекарственных препаратов и средств антидотной терапии, которые могут быть применены для оказания помощи пострадавшим, а также перечень технических устройств, используемых для этих целей в каждом конкретном случае;
- выработку рекомендаций по возможности транспортировки поражённого человека силами спасательных подразделений;
- разработку предложений по определению мест размещения пострадавших, подлежащих эвакуации с использованием специально подготовленных бригад;
- перечень СИЗ различного назначения, необ-
ходимых для обеспечения людей, получивших поражения и остающихся в зоне воздействия поражающих факторов, возникших при совершении теракта и спи-сик специализированных медучреждений, предназначенных для оказания помощи пострадавшим с их полными адресами и схемами проезда (включая данные по другим регионам страны).
В структуре системы поддержки принятия решений должен быть предусмотрен блок, обеспечивающий выработку рекомендаций по привлечению дополнительных сил и средств для выполнения задач. Данный блок должен обеспечивать анализ сложившейся ситуации по объёмам задач, выполняемых задействованными формированиями и, в случае их нехватки, выдавать рекомендации по привлечению дополнительных сил и средств. Это должно быть взаимоувязано по времени с интервалами, выделяемыми для решения задач, а также базой данных, содержащей информацию об имеющихся формированиях (в т.ч. и других министерств и ведомств). Отработка данной задачи должна осуществляться в режиме диалога, с отражением всех доступных параметров.
Главным аспектом из всех перечисленных действий будет являться функционирование системы по вопросам выработки предложений, направленных на реализацию первоочередных мер по локализации и ликвидации последствий теракта. Перечень мероприятий, рекомендуемых для выполнения, должен строиться на основе: прогностической оценки обстановки, складывающейся в результате теракта; получения объективных данных разведки (мониторинга) о реальном состоянии дел на объекте, подвергшемся воздействию террористов; оценки поражающих свойств инициирующих средств, использованных при совершении террористического акта.
Мероприятия, вырабатываемые системой, должны отличаться комплексным подходом и охватывать весь спектр деятельности спасательных подразделений. Они должны учитывать: специфические особенности проведённого теракта; масштабы последствий воздействия поражающих факторов, возникающих при его совершении, а также развитие ситуации из-за возможного возникновения вторичных поражений; сложность обстановки на объекте, определяемой моделированием происходящих процессов и данными разведки; возможность выхода поражающих факторов за пределы объекта воздействия, особенно в случае повторного применения необнаруженных и необезвреженных средств совершения террористического акта; степень угроз для других станций метрополитена и прилегающих к ним территорий; специализацию спасательных подразделений.
Условно, мероприятия, вырабатываемые ЭСППР, должны подразделяться на действия: действия, выполняемые при использовании ВВ, стрелкового оружия, мин, снарядов и т.п.; действия, проводимые в условиях применения радиационно и химически опасных веществ, БПА; действия, реализуемые при использовании террористами пожароопасных веществ.
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
Решаемые ЭСППР задачи должны учитывать факторы, воздействующие на спасателей, пассажиров, персонал метрополитена и население, проживающее в непосредственной близости от места совершения террористического акта и отражать:
- перечень инженерных, РХБ факторов, воздействующих на окружающую среду;
- средства и способы локализации и ликвидации последствий негативного воздействия поражающих факторов;
- перечень рекомендуемых к использованию СИЗ различного назначения и порядок их применения;
- последовательность, порядок и технические средства для осуществления непрерывного контроля атмосферы объекта на возможность заражения различными опасными веществами и алгоритмы действия спасательных и других подразделений, пассажиров, персонала метрополитена, а также населения, проживающего вблизи станций, в случае их обнаружения;
- оценку пожарной обстановки, которая может сложиться в результате проведения террористического акта;
- оценку воздействия поражающих факторов террористического акта на население, проживающее в непосредственной близости от объекта атаки террористов и прилегающие к нему территории;
- определение необходимости обеспечения населения, проживающего вблизи станций метрополитена, СИЗ (на случай проведения теракта);
- перечень технических средств, рекомендуемых для выполнения АСДНР (с учётом специфики проведённого теракта);
- последовательность действий сил для каждого конкретного случая и с учётом особенностей расположения объектов метрополитена (исходя из глубин заложения станций);
- предложения по технологиям проведения работ по локализации и ликвидации последствий теракта;
- разграничения полномочий по выполнению задач между подразделениями различной ведомственной принадлежности с перечнем мероприятий для каждого из них;
- глубины зон поражения при совершении терактов, позволяющие выработать рекомендации по эвакуации населения, проживающего в непосредственной близости от возможных зон поражения, провести предварительные расчёты по
радиусам зон оцепления и охраны соответствующих площадей;
- предложения по способам проведения санитарной обработки спасателей, пассажиров и персонала метрополитена, а также специальной обработки вооружения, техники и средств, использовавшихся при ликвидации последствий теракта с применением радиационно и химически опасных веществ, а также БПА (с особым выделением подпункта по санитарной обработке пострадавших);
- рекомендации по порядку информирования населения о факте террористического акта, последовательности его действий в сложившейся обстановке, доведении перечня мест сбора для осуществления организованной эвакуации;
- выработку рекомендаций по последовательности оказания психологической помощи пассажирам, обслуживающему персоналу метрополитена и населению, подвергшимся воздействию террористов, поражающих факторов теракта или испытавших психологический стресс.
Важной задачей, решаемой ЭСППР, будет являться подготовка предложений по организации первоочередного жизнеобеспечения пассажиров и населения, которое может быть эвакуировано из мест постоянного проживания. Система должна выдавать рекомендации по следующим направлениям деятельности: временному размещению населения; обеспечению продуктами питания и водой, предметами первой необходимости; решению вопросов функционирования подразделений здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства; учёту и распределению материальных средств; выполнению мероприятий, направленных на решение вопросов по организации и осуществлению противоэпидемических и санитарно-гигиенических задач; предотвращению паники среди населения.
В качестве обобщающих рекомендаций система может вырабатывать предложения по дальнейшим действиям по восстановлению нормальной работоспособности объекта, подвергшегося воздействию поражающих факторов террористического акта.
Таким образом, представленная последовательность работы ЭСППР позволит подготовить предварительные рекомендации практически по всем направлениям деятельности органов управления, снизит затраты времени на принятие соответствующих решений и оказать всестороннюю информационно-справочную поддержку как руководящему составу, так и подчинённым подразделениям.
Литература
1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
2. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях: Труд под общ. ред. Ю.Л. Воробъёва. - М.: МЧС России; Деловой экспресс, 2006. - 544 с.
3. Борьба с терроризмом / Науч. ред. В.Н. Кудрявцев.- М.: Наука, 2004. — 238 с.