Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ'

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демурчян Л.Р., Пышков Н.И.

В научной статье проведен исследовательский анализ основных направлений формирования модели эффективного управления проектной деятельностью учреждений высшего образования Российской Федерации с учетом влияния интересов заинтересованных лиц. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена влиянием сразу нескольких факторов: во-первых, увеличением практической роли проектного управления при формировании повышения эффективности функционирования образовательных учреждений; во-вторых, высокою ролью влияния интересов стейкхолдеров на деятельность и развитие ВУЗов, включая в рамках их проектной деятельности и реализации различных инновационных и образовательных проектов. Гипотеза научной работы заключается в следующем, что благодаря своевременному учету интересов всех стейкхолдеров и использованию инструментов преодоления между ними конфликтов возможно формирование эффективных процессов управления проектной деятельностью высшего учебного заведения и достижения социальных и экономических показателей, установленных в целеполагании разработки проектов. В рамках статьи рассмотрена характеристика концепции развития образовательной сферы Российской Федерации на современном этапе кризиса пандемии и цифровизации национальной экономической системы. Описаны теоретические основы проектной деятельности высших учебных заведений в Российской Федерации и выделены факторы, влияющие на ее необходимость. Рассмотрена сущность, классификация и структурно-функциональная характеристика стейкхолдеров учреждения высшего образования. Проанализированы инструменты модели эффективного управления проектной деятельности ВУЗа с учетом влияния интересов стейкхолдеров образовательной организации. В итогах проведенного научного исследования, автором статьи, определено, что модель эффективного управления проектной деятельностью ВУЗа с учетом влияния стейкхолдеров должна включать в себя следующие инструменты, как привлечение заинтересованных лиц к обсуждению и решению широкого спектра вопросов, которые возникают в рамках проектной деятельности и управления реализацией проектов ВУЗа; эффективное распределение ресурсов, в особенности финансовых, для возможности управления любыми рисками, которые возникают при решении задач функционирования проектов ВУЗа; согласовывать действия между стейкхолдерами с использованием минимальных ресурсов и издержек на проектную деятельность образовательного учреждения; формирование возможности при помощи проектной деятельности ВУЗа быстрого генерирования знаний, которые удовлетворяют интересы большинства стейкхолдеров образовательного учреждения; использование методологии гибких технологий проектного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демурчян Л.Р., Пышков Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF EFFICIENT MANAGEMENT OF PROJECT ACTIVITIES OF A UNIVERSITY CONSIDERING THE INFLUENCE OF STAKEHOLDERS

The scientific article contains a research analysis of the main directions of the formation of a model for the effective management of the project activities of higher education institutions of the Russian Federation, taking into account the influence of the interests of stakeholders and stakeholders. The relevance of the study on the selected issues is due to the influence of several factors at once: firstly, the increase in the practical role of project management in the formation of an increase in the efficiency of the functioning of educational institutions; secondly, the high role of the influence of stakeholders' interests on the activities and development of universities, including within the framework of their project activities and the implementation of various innovative and educational projects. The hypothesis of the scientific work is as follows, that due to the timely consideration of the interests of all stakeholders and the use of tools to overcome conflicts between them, it is possible to form effective processes for managing the project activities of a higher educational institution and achieving social and economic indicators established in the goal setting of project development. Within the framework of the article, the characteristics of the concept of development of the educational sphere of the Russian Federation at the present stage of the pandemic crisis and digitalization of the national economic system are considered. The theoretical foundations of the project activities of higher educational institutions in the Russian Federation are described and the factors influencing its necessity are highlighted. The essence, classification and structural and functional characteristics of the stakeholders of a higher education institution are considered. The tools of the model of effective management of the project activities of the university are analyzed, taking into account the influence of the interests of the stakeholders of the educational organization. As a result of the scientific research, the author of the article determined that the model of effective management of the project activities of the university, taking into account the influence of stakeholders, should include the following tools, such as attracting stakeholders to discuss and resolve a wide range of issues that arise in the framework of project activities and implementation management university projects; efficient distribution of resources, especially financial ones, to be able to manage any risks that arise when solving the problems of functioning of university projects; coordinate actions between stakeholders using minimal resources and costs for the project activities of an educational institution; formation of an opportunity with the help of the project activities of the university to quickly generate knowledge that satisfies the interests of the majority of the stakeholders of the educational institution; using the methodology of flexible project management technologies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ»

Модель эффективного управления проектной деятельностью вуза с учетом влияния стейкхолдеров

сч сч о сч

<0

о ш т

X

3

<

т О X X

Демурчян Левон Рубенович

аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Пышков Никита Игоревич

аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В научной статье проведен исследовательский анализ основных направлений формирования модели эффективного управления проектной деятельностью учреждений высшего образования Российской Федерации с учетом влияния интересов заинтересованных лиц. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена влиянием сразу нескольких факторов: во-первых, увеличением практической роли проектного управления при формировании повышения эффективности функционирования образовательных учреждений; во-вторых, высокою ролью влияния интересов стейкхолдеров на деятельность и развитие ВУЗов, включая в рамках их проектной деятельности и реализации различных инновационных и образовательных проектов. Гипотеза научной работы заключается в следующем, что благодаря своевременному учету интересов всех стейкхолдеров и использованию инструментов преодоления между ними конфликтов возможно формирование эффективных процессов управления проектной деятельностью высшего учебного заведения и достижения социальных и экономических показателей, установленных в целеполагании разработки проектов. В рамках статьи рассмотрена характеристика концепции развития образовательной сферы Российской Федерации на современном этапе кризиса пандемии и цифрови-зации национальной экономической системы. Описаны теоретические основы проектной деятельности высших учебных заведений в Российской Федерации и выделены факторы, влияющие на ее необходимость. Рассмотрена сущность, классификация и структурно-функциональная характеристика стейкхолдеров учреждения высшего образования. Проанализированы инструменты модели эффективного управления проектной деятельности ВУЗа с учетом влияния интересов стейкхолдеров образовательной организации. В итогах проведенного научного исследования, автором статьи, определено, что модель эффективного управления проектной деятельностью ВУЗа с учетом влияния стейкхолдеров должна включать в себя следующие инструменты, как привлечение заинтересованных лиц к обсуждению и решению широкого спектра вопросов, которые возникают в рамках проектной деятельности и управления реализацией проектов ВУЗа; эффективное распределение ресурсов, в особенности финансовых, для возможности управления любыми рисками, которые возникают при решении задач функционирования проектов ВУЗа; согласовывать действия между стейкхолдерами с использованием минимальных ресурсов и издержек на проектную деятельность образовательного учреждения; формирование возможности при помощи проектной деятельности ВУЗа быстрого генерирования знаний, которые удовлетворяют интересы большинства стейкхолдеров образовательного учреждения; использование методологии гибких технологий проектного управления.

Ключевые слова: проектная деятельность, управление проектами, управление проектной деятельностью, проектное управление, учреждение высшего образования, образовательная организация, стейкхолдеры, заинтересованные лица.

Введение

Обеспечение высокого качества обучения, независимо от социальных условий жизни и уровня развития людей - одна из стратегических целей мирового научного сообщества. Однако сейчас эта цель оказалась под угрозой. В значительной степени нарушился учебный процесс. Ученые обеспокоены, что эти последствия могут быть необратимыми. Пандемия COVID-19 продолжает оказывать большое влияние на все сферы человеческой жизни, в особенности на образовательную область.

Актуальность научного исследования на тематику «модель эффективного управления проектной деятельностью ВУЗа с учетом влияния стейкхолдеров» обусловлена влиянием сразу нескольких факторов:

- во-первых, увеличением практической роли проектного управления при формировании повышения эффективности функционирования образовательных учреждений;

- во-вторых, высокою ролью влияния интересов стейкхолдеров на деятельность и развитие ВУЗов, включая в рамках их проектной деятельности и реализации различных инновационных и образовательных проектов.

По этим причинам, целью научной работы выступает проведение исследовательского анализа основных направлений формирования модели эффективного управления проектной деятельности учреждений высшего образования Российской Федерации с учетом влияния интересов стейкхолдеров и заинтересованных лиц.

Для этого в рамках проведения исследования необходимо решение следующих задач, как:

- рассмотреть характеристику концепции развития образовательной сферы Российской Федерации на современном этапе кризиса пандемии и цифровизации национальной экономической системы;

- описать теоретические основы проектной деятельности высших учебных заведений в Российской Федерации и выделить факторы, влияющие на ее необходимость;

- рассмотреть сущность, классификацию и структурно-функциональную характеристику стейкхолдеров учреждения высшего образования;

- проанализировать инструменты модели эффективного управления проектной деятельности ВУЗа с учетом влияния интересов стейкхолдеров образовательной организации.

Концепция развития образовательной сферы Российской Федерации на современном этапе кризиса пандемии и цифровизации национальной экономической системы

Образование является одним из главных элементом формирования рынка труда экономики любой страны. Человеческие ресурсы - неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, производства товаров и предоставления различного спектра услуг. Данные аспекты касаются образования со стороны макроуровня.

Современная сфера образования, наряду с рядом других отраслей российского государства подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения информационных и цифровых технологий. Как обычно, тренды в области внедрения цифровых технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность задают коммерческие организации, среди которых частные университеты, бизнес-школы, корпоративные университеты и т.д. [Кашицин, Соловейчик, Соловейчик, Бузоева, 2020, С. 102].

Сегодня же, по состоянию на 2022 год, развитие цифровой образовательной среды становится более актуальным вопросом, решением которых занято Правительство РФ. Обусловлено это распространением пандемии коронавирусной инфекции, из-за влияния которой необходимо принятие карантинных мероприятий и ограничений, нарушающих устойчивость процесс обучения студентов и школьников в учебных заведениях.

Однако, несмотря на его высокую практическую значимость, коронавирус привел к «обнажению» большего числа различных проблем, которые демонстрируют низкую эффективность функционирования системы дистанционного обучения в России [Долгих, 2021, С. 66].

Кроме того, условия эпидемии Covid-19 воздействуют на увеличение финансирования образовательной среды. Подтверждением служит динамика объема бюджетного финансирования сферы образования в России (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика расходов бюджета России на образование за период 2014-2020 гг., в млрд рублей. Источник: Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета // Минфин России. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 18.01.2022).

В периоде 2014-2017 гг. динамика расходов бюджета России на сферу образование была отрицательной. С 2014 по 2017 гг. объем бюджетного финансирования федеральным бюджет снизился с 638,3 до 610,6 млрд рублей. Причиной такой динамики выступал экономический и геополитический кризисы, которые привели к формированию дефицита государственного бюджета, что потребовало дальнейшей оптимизации таких расходов, как на систему образования.

В 2020 году объем бюджетного финансирования образовательной сферы увеличился с 826,5 млрд рублей до рекордных 956,9 млрд рублей. Основной причиной служила необходимость капитальных вложений в реализацию проектов, направленных на формирование инфраструктурной поддержки системы дистанционного

образования. С одной стороны, такое решение государства положительно влияет на качество дистанционного обучения. С другой стороны, из-за увеличения необходимости финансовых расходов на такие вещи, пополнение фонда оплаты труда педагогов и преподавателей значительно снижается в потенциале своего роста. Соответственно, наблюдается динамика снижения лояльности преподавателей к своей работе, потому что перспективы роста их заработной платы нет.

Реализация стратегической цели государственной политики в области образования предполагает решение следующих приоритетных задач. К ним относятся [Кузнецова, 2019, С. 111]:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация учреждений высшего профессионального образования как инструментов социального развития;

- создание образовательной среды, обеспечивающей доступ к качественному образованию и успешную социализацию инвалидов;

- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

- создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.

Одним из способов повышения качества образования в Российской Федерации с целью обеспечения ее национальной экономической безопасности и повышения качества трудовых ресурсов выступает цифровая трансформация образовательной среды [Ильинская, 2021, С. 6].

Методология цифровизации образовательной среды внутри любой организации или образовательного учреждения, как правило, состоит из следующих этапов, как [Иванова, Иванов, 2020, С. 7]:

1. Первый этап - обоснование необходимости и целесообразности цифровизации системы обучения.

2. Планирование программы цифровизации, составление бюджета и подсчет возможных результатов.

3. Формирование учебной программы на базе цифровой платформы.

4. Апробация обучающей программы и оценка полученных результатов.

Ключевая задача создания цифровой образовательной платформы - это снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

Для того, чтобы качество обучения в рамках цифровой образовательной среды повышалось, можно предложить следующие механизмы, как:

1. Необходимо формирование информационной культуры людей с детства. Важно внедрение цифровых систем и технологий в учебные заведение дошкольного периода.

2. Необходимо по каждой дисциплине обучения разработать учебно-методический комплекс взаимосвязанных печатных и электронных средств.

3. Требуется постоянный профессиональный рост преподавателей и инструкторов, которые в цифровой образовательной среде могут избавляться от рутины и больше времени уделять творческому труду и проектной деятельности.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м м

сч сч о сч

оэ

о ш Ш X

3

<

m о х

X

4. Необходимо создание образовательных программ, в которых приветствуется креативность, иннова-ционность и свобода решений обучающихся. Важно развивать умения генерировать интересные идеи и действовать в условиях ограниченных ресурсов.

5. Необходимо обеспечить возможность обучения преподавателей пользованию инструментами электронных образовательных систем, усилив это соответствующей позицией в системе мотивации.

6. Коммуникация с обучающимися строится на работе по взаимодействию преподавателей с обучающимися дистанционно. Оптимальным вариантом решения данной проблемы будут выступать выбор социальных сетей, пригодных для данных целей, или создание внутренней системы обмена данными.

Однако главным направлением повышения качества образовательной среды высших учебных заведений выступает реализация различных проектов по внедрению инноваций, информационных технологий и систем, что вынуждает заниматься проектной деятельностью.

Проектная деятельность высших учебных заведений в Российской Федерации и факторы, влияющие на их необходимость

Проектное управление - это процесс управления масштабными задачами организации в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей при реализации проектов. Одной из таких направлений может выступать реализация проекта по внедрению цифровых технологий в систему управления образовательных программ высшего учебного заведения.

Основными задачами управления на основе проектного подхода для современных ВУЗов Российской Федерации выступают:

- обеспечение реализации запланированных показателей и результатов при помощи инициатив, которые выгодны организации и ее заинтересованным лицам;

- получение результата, который удовлетворяет потребности ради чего был проект;

- соблюдение сроков реализации проекта;

- эффективное управление финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами.

Необходимо выделить следующие факторы, которые формируют необходимость и потребность в проектной деятельности высших учебных заведений российского государства:

1. Низкий уровень качества предоставляемых образовательных услуг, повышение которых возможно при помощи проектного подхода к решению возникших задач и проблем.

2. Цифровая трансформация национальной экономической системы и образовательной сферы, что вынуждает, например, к созданию дистанционного обучения студентов.

3. Ограниченность бюджетных средств для финансирования образовательной сферы, что требует поиска инструментов финансовой оптимизации расходов ВУЗов.

Сущность, классификация и структурно-функциональная характеристика стейкхолдеров учреждения высшего образования

Модель управления в современных образовательных организациях Российской Федерации зачастую

сталкивается с такой актуальной проблемой, как игнорирование или отсутствие учета интересов и прав отдельных стейкхолдеров, занимающих хоть не главенствующую роль, но не менее по степени влияющих на экономическую и социальную эффективность проектной деятельности высшего учебного заведения.

В ответ, такие заинтересованные лица остаются без нужного внимания со стороны института управления организации, не получают удовлетворение своих потребностей, и в конечном итоге, формируют причины для конфликта интересов стейкхолдеров [Cenek, Ibstek, 2015, P. 15].

Под стейкхолдерами (заинтересованными лицами) подразумеваются те субъекты внутренней и внешней среды образовательной организации, которые имеют интерес к результатам экономической и социальной деятельности ВУЗа [Bourne, Walker, 2006, P. 6].

Исходя из этого, задачей системы управления проектной деятельностью образовательной организации является формирование механизмов удовлетворения потребностей и интересов заинтересованных лиц таким образом, чтобы оставлять ресурсы и возможности для аналогичной процедуры с другими стейкхолдерами. В ином случае, проекты высшего учебного заведения будут экономически неэффективными и подвержены лишним рискам [Bryson, 1995].

Управленческие действия управления проектной деятельности ВУЗа подвержены влиянию факторов внутренней и внешней среды. Если внутренняя среда образовательной организации контролируемая и на нее могут повлиять решения менеджмента, то внешняя среда, на данный момент, слабо прогнозируемая. Это приводит к различным отклонениям фактических результатов от запланированных, из-за чего учреждения высшего образования вынуждены ограничивать способы удовлетворения интересов отдельных стейкхолдеров. Баланс между данными интересами и выступает фактором эффективности управления проектной деятельностью.

Рассмотрим структурно-функциональную характеристику стейкхолдеров высшего учебного заведения [3; 4].

1. Педагогический персонал. Педагоги, преподаватели и научные сотрудники ВУЗа выступают одним из главных субъектов системы управления образовательной организации. От действий и трудовой деятельности персонала зависит реализация стратегических задач и исполнение процессов обеспечения исполнения учебного плана в учреждении высшего образования [Щерба-ченко, 2018, С. 155].

Основными ожиданиями сотрудников от ВУЗа выступают:

- получение удовольствия от работы;

- достойные условия оплаты труда и материального вознаграждения за проделанную работу;

- оснащенное рабочее место и обеспечения инструментами для научно-исследовательской деятельности.

2. Управленческий персонал и руководители. Менеджмент ВУЗа зависит, в первую очередь, от самих управляющих. Поэтому иногда интересы данной группы стейкхолдеров могут быть важнее, чем интересы и потребности государства.

Основными ожиданиями руководства от образовательного учреждения выступают:

- получение достойного материального вознаграждения за свою управленческую и трудовую деятельность;

- достижение престижных условии своей управленческой деятельности (для управляющих важно осознание того, что их высшее учебное заведение достойное место работы, имеющее высокий уровень репутации на рынке образовательных услуг);

- достижение власти (для менеджеров важно осознание того, что у них есть подчиненные, которым они могут делегировать полномочия и необходимость выполнения задач).

3. Кредиторы. Данная группа стейкхолдеров может влиять в случае наличия кредитных линий у высших учебных заведений. При финансировании проектной деятельности может использоваться не только бюджетное финансирование, но и привлечение кредиторских средств. Поэтому и интересы данной группы стейкхолдеров крайне важны, ведь от их удовлетворения зависит будущее финансовое состояние ВУЗа.

Основными ожиданиями кредиторов от высшего учебного заведения выступают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- получение процентов прибыли от своего заемного финансирования и предоставления кредитов;

- уверенность в том, что кредитные средства, выделенные образовательной организации, используются грамотно, в том числе, эффективно распределяются ресурсы при проектной деятельности учреждения.

4. Обучающиеся и студенты. Данная категория стейкхолдеров выступает потребительской группой образовательных услуг ВУЗа и формирует основной результат деятельности образовательного учреждения. Для ВУЗа важно соблюдать их интересы, поскольку именно учет и принятие данной информации позволяет создавать тот образовательный и учебный процесс, который становится успешным и выступает фактором создания конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке профессиональных услуг по получению знаний, навыков и трудовой специализации [Шуклина, 2020, С. 22].

Основными ожиданиями студентов от высшего учебного заведения выступают:

- получение образовательной услуги качества, которое способно удовлетворить их потребности;

- наличие у образовательной программы ВУЗа потребительской ценности, которая качественно удовлетворяет интересы обучающихся;

- соблюдение системы качества в предоставлении образовательных услуг;

- наличие от ВУЗа достойного уровня поддержки студентов.

5. Поставщики. Данная группа стейкхолдеров обеспечивает образовательную организацию поставкой необходимых ресурсов, материалов и товарных ценностей, которые необходимы для работы ВУЗа и проведения ее проектной деятельности.

Основными ожиданиями поставщиков от высшего учебного заведения выступают:

- соблюдение требования по совершению своевременной оплаты образовательной организацией поставщикам за поставленные в срок товарно-материальные ценности;

- наличие долгосрочного партнерства в отношениях между ВУЗом и поставщиком (поставщики хотят быть уверенными в том, что их поставки ресурсов заказчику будут повторяться и повторяться).

6. Правительство и органы государственной власти, регулирующие сферу образования в России. Данная

группа стейкхолдеров имеет интересы к высшему учебному заведению с различных позиций. С другой стороны, именно государство - наименее приемлемый стейкхолдер для образовательной организации, из-за чего между ними отсутствует эффективный диалог в рамках «образовательное учреждение - власть» [Тихонова, 2017, С. 1315].

Основными ожиданиями правительства и органов государственной власти от высших учебных заведений выступают:

- эффективное использование бюджетных средств при финансировании деятельности;

- обеспечение занятостью населения в сфере образования и научно-исследовательской деятельности, включая создание под это новых рабочих мест;

- обучение молодежи необходимыми специальностями и профессиями, имеющих спрос на рынке труда;

- формирование и реализация человеческого потенциала и капитала.

7. Общественность. В данную группу стейкхолдеров ВУЗа относятся все остальные люди, которые не являются потребителями образовательных услуг организации [Малахова, Сидорина, Шерстяков, 20l7, С. 97].

Основными ожиданиями общественности от высшего учебного заведения выступают:

- обеспечение принципов и норм экологической безопасности;

- обеспечение рынка труда занятостью населения и создание новых рабочих мест;

- обеспечение защиты окружающей среды и формирование устойчивой стратегии развития.

Инструменты модели эффективного управления проектной деятельности ВУЗа с учетом влияния интересов стейкхолдеров образовательной организации

Е.В. Бойкова при анализе сбалансированности интересов участников корпоративных отношений предлагает разработать на базе каждой организации такую систему учета интересов стейкхолдеров в виде комитета по работе с заинтересованными лицами (КРС) [Бойкова, 2017, С. 218].

Эффективностью такого мероприятия может выступать достижение следующих целей, как:

- предотвращение конфликтов интересов стейкхол-деров внутри организации;

- повышение эффективности функционирования системы риск-менеджмента;

- своевременное определение и прогнозирование рисков системы управления;

- повышение эффективности системы управления.

По нашему мнению, заимствование данного инструмента позволит увеличить эффективность и управления проектной деятельностью высшего учебного заведения, обеспечив учет влияния интересов всех стейкхолдеров образовательной организации.

И.Н. Ткаченко в своей работе определяет, что главной трудностью эффективного управления посредством преодоления конфликта интересов стейкхолдеров выступает недостаток необходимых данных, проблематичность применения прикладных методов и субъективизм при оценке рациональности тех или иных управленческих решений [Ткаченко, 2018, С. 205].

По мнению исследователя необходимы дальнейшее изучение вопросов соблюдения баланса интересов за-

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О M

to

сч сч о сч

оэ

о ш Ш X

3

<

m о х

X

интересованных лиц организации, что позволяет снизить практически все основные экономические риски. Однако анализируя эффективность моделей корпоративного управления, наибольшее внимание уделено корпоративной социальной ответственности, которая позволяет получить максимальные результаты при ограниченных ресурсах, не задевая интересы других стейкхолдеров.

Для образовательных учреждений, социальная деятельность и реализация проектов КСО является одним из наиболее приоритетных направлений повышения эффективности управления проектной деятельности ВУЗа с учетом влияния интересов всех стейкхолдеров.

Каждое учреждение высшего образования может способствовать достижению целей в области устойчивого развития с использованием элементов ESG политики при помощи следующих направлений деятельности [Зильберштейн, Шкляр, Ершова, Руцкий, 2017, С. 6]:

- участие в корпоративных-социальных проектах частных компаний российской экономики;

- участие в совместных мероприятиях, посвященных науке и технологиям;

- трудоустройство выпускников и прохождение практик студентами в ведущих профильных компаниях с мировым именем.

А.В. Ефимов определяет два ключевых подхода к формированию системы управления интересами стейкхолдеров в организации - американский и европейский [Ефимов, 2019, С. 129].

В американском подходе главенствующую роль занимают акционеры. Проекты и стратегии развития организации, в первую очередь, нацелены на повышение рыночной стоимости акционерного капитала. Данный подход не является актуальным для высших учебных заведений Российской Федерации, ведь их проектная деятельность не нацелена на повышение акционерного капитала и стоимости [Elias, Cavana, Jackson, 2000, P. 175].

В европейском подходе на первый план выходит достижение экономических показателей с учетом факторов устойчивого развития. Реализация проектов КСО происходит постоянно, что позволяет удовлетворять потребности общества и государства [Freeman, 2004, P. 230]. Для высших учебных заведений Российской Федерации европейский подход к управлению интересов стейкхолдеров является более актуальным, ведь именно общество и органы государственной власти являются одними из наиболее заинтересованных лиц в развитии образовательного учреждения и реализации ним различных проектов.

Основными мероприятиями высшего учебного заведения при формировании модели эффективного управления проектной деятельностью с учетом влияния стейкхолдеров будут выступать:

1. Привлечение заинтересованных лиц к обсуждению и решению широкого спектра вопросов, которые возникают в рамках проектной деятельности и управления реализацией проектов ВУЗа.

2. Осуществлять эффективное распределение ресурсов, в особенности финансовых, для возможности управления любыми рисками, которые возникают при решении задач функционирования проектов ВУЗа.

3. Согласовывать действия между стейкхолдерами с использованием минимальных ресурсов и издержек на проектную деятельность образовательного учреждения.

4. Формирование возможности при помощи проектной деятельности ВУЗа быстрого генерирования знаний, которые удовлетворяют интересы большинства стейкхолдеров образовательного учреждения.

По нашему мнению, наиболее эффективным механизмом повышения эффективности проектной деятельности высшего учебного заведения с учетом влияния интересов стейкхолдеров является применение гибких технологий, исследования вокруг которых - основная тенденция будущего.

На данный момент, это уже не новшество для отечественной практики. Гибкие технологии управления проектами появились еще ранее и активно применяются коммерческими структурами бизнеса. Однако, зачастую технологии гибкого проектного управления применяются инновационными компаниями и молодыми старта-пами. Для образовательных учреждений - этот механизм еще «чуждой».

Вместо единой методологии Agile (как фундамент гибких технологий) существует отдельная группа категорий в подходах к реализации и применении принципов гибких технологий проектного управления, которые применимы на практическом уровне.

Ключевым преимуществом практического применения Agile-методологии ВУЗами при проектной деятельности является то, что он обладает свойствами гибкой адаптации под почти все условия и процессы образовательной организации, быстроизменяющиеся в условиях кризиса пандемии. Этим и объясняется сегодняшняя востребованность данной методологии и количество созданных на его базе проектов. В особенности, это актуально в виду постоянного изменения интересов стейкхолдеров, что позволит гибко подходить к решению возникших конфликтов.

Выводы

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно заключить следующее, что модель эффективного управления проектной деятельностью ВУЗа с учетом влияния стейкхолдеров должна включать в себя следующие инструменты, как привлечение заинтересованных лиц к обсуждению и решению широкого спектра вопросов, которые возникают в рамках проектной деятельности и управления реализацией проектов ВУЗа; эффективное распределение ресурсов, в особенности финансовых, для возможности управления любыми рисками, которые возникают при решении задач функционирования проектов ВУЗа; согласовывать действия между стейкхолдерами с использованием минимальных ресурсов и издержек на проектную деятельность образовательного учреждения; формирование возможности при помощи проектной деятельности ВУЗа быстрого генерирования знаний, которые удовлетворяют интересы большинства стейкхолдеров образовательного учреждения; использование методологии гибких технологий проектного управления.

Литература

1. Кузнецова Т.А. Внедрение digital-технологий в сферу управления человеческими ресурсами // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №9. С. 111-115.

2. Иванова С.В., Иванов О.Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.

3. Кашицин В.П., Соловейчик А.С., Соловейчик Н.А., Бузоева М.Д. Факторы цифровой трансформации сферы общего образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020. Т. 19. № 3 (156). С. 102-111.

4. Ильинская Н.И. Инновационные технологии в сфере образования: преподаватель как основной субъект образовательного процесса в эпоху цифровой трансформации // Художественное образование и наука. 2021. № 2 (27). С. 6-14.

5. Долгих А.И. Изменение человеческого капитала в сфере образования в условиях цифровой трансформации // Мир и пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии. 2021. С. 66-70.

6. Бойкова Е.В. Сбалансированность интересов участников корпоративных отношений как фактор повышения эффективности корпоративного управления // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук). 2017. С. 218.

7. Ткаченко И.Н. Об учете интересов стейкхолдеров в современной парадигме корпоративного управления // Управленческие науки в современном мире. 2018. № 1. С. 205-209.

8. Зильберштейн О.Б., Шкляр Т.Л., Ершова Н.А., Руцкий Е.И. Методические основы управления корпоративной социальной ответственностью // Вестник евразийской науки. 2017. №1 (38). С. 1-12.

9. Ефимов А.В. Стейкхолдерская концепция управления юридическим лицом // Актуальные проблемы российского права. 2019. №5 (102). С. 129-136.

10. Щербаченко П.С. Управление взаимодействием со стейкхолдерами в российских компаниях // Вестник ГУУ. 2018. №5. С. 155-161.

11. Тихонова А.Д. Взаимодействия со стейкхолдерами как фактор повышения эффективности деятельности вузов // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 12. - С. 1315-1328.

12. Малахова В.В., Сидорина Т.В., Шерстяков А.А. Перспективы взаимодействия ВУЗа со стейкхолдерами // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза. 2017. С. 96-100.

13. Шуклина Е.А. ВУЗы и стейкхолдеры: к проблеме институционального доверия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (65). С. 21-33.

14. Bourne L., Walker D. Visualizing Stakeholder Influence - Two Australian Examples. In Project Management Journal. 2006. p. 5-21.

15. Bryson, J. Strategic Planning for Public and Nonprofit Organizations: A Guide to Strengthening and Sustaining Organizational Achievement // San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1995.

16. Cenek М. Ibstek О. A Survey of Stakeholder Visualization // Approaches Central European Journal of Management. 2015 Volume 2 Number 1-2. pp. 5-25.

17. Elias A.A., Cavana R.Y., Jackson L.S. Linking Stakeholder literature and system dynamics: opportunities for research. School of business and public management //1st. International conference of system thinking in management. 2000. pp. 174-179.

18. Freeman, R. Edward. The stakeholder approach revisited // Zeitschrift for Wirtschafts und Unternehmensethik. 2004. N. 3, pp. 228-254.

Model of efficient management of project activities of a university considering the influence of stakeholders

Demurchyan L.R., Pyshkov N.I.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The scientific article contains a research analysis of the main directions of the formation of a model for the effective management of the project activities of higher education institutions of the Russian Federation, taking into account the influence of the interests of stakeholders and stakeholders. The relevance of the study on the selected issues is due to the influence of several factors at once: firstly, the increase in the practical role of project management in the formation of an increase in the efficiency of the functioning of educational institutions; secondly, the high role of the influence of stakeholders' interests on the activities and development of universities, including within the framework of their project activities and the implementation of various innovative and educational projects. The hypothesis of the scientific work is as follows, that due to the timely consideration of the interests of all stakeholders and the use of tools to overcome conflicts between them, it is possible to form effective processes for managing the project activities of a higher educational institution and achieving social and economic indicators established in the goal setting of project development. Within the framework of the article, the characteristics of the concept of development of the educational sphere of the Russian Federation at the present stage of the pandemic crisis and digitalization of the national economic system are considered. The theoretical foundations of the project activities of higher educational institutions in the Russian Federation are described and the factors influencing its necessity are highlighted. The essence, classification and structural and functional characteristics of the stakeholders of a higher education institution are considered. The tools of the model of effective management of the project activities of the university are analyzed, taking into account the influence of the interests of the stakeholders of the educational organization. As a result of the scientific research, the author of the article determined that the model of effective management of the project activities of the university, taking into account the influence of stakeholders, should include the following tools, such as attracting stakeholders to discuss and resolve a wide range of issues that arise in the framework of project activities and implementation management university projects; efficient distribution of resources, especially financial ones, to be able to manage any risks that arise when solving the problems of functioning of university projects; coordinate actions between stakeholders using minimal resources and costs for the project activities of an educational institution; formation of an opportunity with the help of the project activities of the university to quickly generate knowledge that satisfies the interests of the majority of the stakeholders of the educational institution; using the methodology of flexible project management technologies.

Keywords: project activity, project management, project activity management, project management, higher education institution, educational organization, stakeholders, stakeholders.

References

1. Kuznetsova T.A. Implementation of digital technologies in the field of human resource management // Economics and business: theory and practice. 2019. No. 9. pp. 111-115.

2. Ivanova S.V., Ivanov O.B. System transformations in the field of education in the context of the introduction of digital technologies // Values and meanings. 2020. No. 5 (69). pp. 6-27.

3. Kashitsin V.P., Soloveichik A.S., Soloveichik N.A., Buzoeva M.D. Factors of digital transformation of the sphere of general education // Uchenye zapiski Rossiiskoi gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. 2020. Vol. 19. No. 3 (156). pp. 102-111.

4. Ilyinskaya N.I. Innovative technologies in the field of education: the teacher as the main subject of the educational process in the era of digital transformation // Art education and science. 2021. No. 2 (27). pp. 6-14.

5. Dolgikh A.I. Changes in human capital in the field of education in the context of digital transformation // World and pandemics: transformations, communications, strategies. 2021. S. 66-70.

6. Boikova E.V. Balancing the Interests of Participants in Corporate Relations as a Factor in Increasing the Efficiency of Corporate Governance // G.V. Plekhanov (dissertation for the degree of candidate of economic sciences). 2017. S. 218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tkachenko I.N. On taking into account the interests of stakeholders in the modern paradigm of corporate governance // Management sciences in the modern world. 2018. No. 1. S. 205-209.

8. Zilberstein O.B., Shklyar T.L., Ershova N.A., Rutsky E.I. Methodological foundations of corporate social responsibility management // Bulletin of the Eurasian Science. 2017. No. 1 (38). pp. 1-12.

9. Efimov A.V. Stakeholder concept of legal entity management // Actual problems of Russian law. 2019. No. 5 (102). pp. 129-136.

10. Shcherbachenko P.S. Management of interaction with stakeholders in Russian companies // Bulletin of the State University of Management. 2018. No. 5. pp. 155-161.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

11. Tikhonova A.D. Interaction with stakeholders as a factor in improving the efficiency of universities // Creative Economy. - 2017. - Volume 11. - No. 12. - S. 1315-1328.

12. Malakhova V.V., Sidorina T.V., Sherstyakov A.A. Prospects for the interaction of the university with stakeholders // Psychological and pedagogical aspects of improving the training of university students. 2017. S. 96100.

13. Shuklina E.A. Universities and stakeholders: to the problem of institutional trust // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2020. No. 2 (65). pp. 21-33.

14. Bourne L., Walker D. Visualizing Stakeholder Influence - Two Australian Examples. In Project Management Journal. 2006. p. 5-21.

15. Bryson, J. Strategic Planning for Public and Nonprofit Organizations: A Guide to Strengthening and Sustaining Organizational Achievement // San Francisco, CA: Jossey- Bass, 1995.

16. Cenek M. Ibstek O. A Survey of Stakeholder Visualization // Approaches Central European Journal of Management. 2015 Volume 2 Number 1-2. pp. 5-25.

17. Elias A.A., Cavana R.Y., Jackson L.S. Linking Stakeholder literature and system dynamics: opportunities for research. School of business and public management //1st. International conference of system thinking in management. 2000. pp. 174-179.

18. Freeman, R. Edward. The stakeholder approach revisited // Zeitschrift for Wirtschafts und Unternehmensethik. 2004. N. 3, pp. 228-254.

CS CS

o

CS <0

o m m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.