^ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ТРАНСПОРТУ
УДК 004.056.53
Г. А. Бекбаев, А. А. Привалов
МОДЕЛЬ ДЛЯ РАСЧЕТА УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ СХЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
Дата поступления: 10.10.2016 Решение о публикации: 16.12.2016
Цель: Расчет устойчивости телекоммуникационной сети (ТКС) железнодорожной станции в условиях воздействия на нее дестабилизирующих факторов. Методы: Для решения задачи использовались методы системного анализа, теории надежности и живучести сетей связи, общий логико-вероятностный метод (ОЛВМ), а для производства расчетов применялся программный комплекс автоматизированного структурно-логического моделирования (ПК АСМ-2001). Результаты: Разработана схема функциональной целостности функционирования объектовой ТКС железнодорожной станции и получена оценка устойчивости ее функционирования в неблагоприятных условиях воздействия дестабилизирующих факторов. Практическая значимость: Предложенная модель может быть использована на этапе проектирования объектовых ТКС железнодорожного транспорта, а также в подсистеме принятия решений по управлению ими в процессе эксплуатации. Полученные результаты убедительно показывают возможность применения ОЛВМ для исследования структурно-сложной ТКС железнодорожной станции и определения путей ее дальнейшего совершенствования.
Устойчивость, дестабилизирующий фактор, схема функциональной целостности, логические критерии функционирования, функция работоспособности, вероятностная функция.
*Gamzatdin A. Bekbayev, postgraduate student, gamzat-86@mail.ru; Andrei A. Privalov, Doctor of military science, professor, aprivalov@inbox.ru (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University) STABILITY ESTIMATION MODEL FOR THE OPERATION OF A RAILWAY STATION TELECOMMUNICATIONS NETWORK UNDER HARMFUL INTERFERENCE, BASED ON THE FUNCTIONAL INTEGRITY SCHEME
Objective: Calculate the telecommunications network stability of a railway station under exposure to destabilizing factors. Methods: The solution employed methods of system analysis, the communications networks reliability and longevity theory and general logical-and-probabilistic method, while calculations implemented the program complex of automated structural and logical modeling (PC ASM-2001). Results: A functional integrity scheme was developed for the operation of a railway station telecommunications network, with an estimation of its reliability under adverse factors. Practical importance: The suggested model may be used in designing railway telecommunications networks and the decision-making process pertaining to their control during operation. The results obtained strongly indicate to the possibility of applying the general logical-and-probabilistic method for researching the structurally complex railway station telecommunications network and determining ways to further improve it.
Stability, destabilizing factor, functional integrity scheme, logical criteria of functioning, performance function, probability function.
Введение
Телекоммуникационная сеть железнодорожной станции (ТКСЖДС) предназначена для обеспечения связью предприятий, организаций и всех структурных подразделений железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями и правилами технической эксплуатации железных дорог.
Для устойчивого функционирования и предоставления абонентам железнодорожной станции заданного качества услуг электросвязи состояние ТКСЖДС и ее элементов постоянно контролируется, а качество услуг поддерживается на заданном уровне. Однако, как показывает опыт эксплуатации, при возникновении нештатных ситуаций, обусловленных воздействием дестабилизирующих факторов (ДФ) и возникновением чрезвычайных ситуаций (ЧС), не только снижается качество предоставляемых услуг, но и происходят отказы в обслуживании абонентов. Необходимость повышения устойчивости функционирования
ТКСЖДС обусловливается возрастающими требованиями к качеству обслуживания абонентов ТКСЖДС в условиях ее функционирования в ограниченно ресурсной и неблагоприятной среде. Поэтому в настоящее время проблема количественной оценки устойчивости ТКСЖДС, функционирующих в условиях ДФ, достаточно актуальна.
В статье рассматривается подход к оценке устойчивости функционирования ТКСЖДС в условиях ДФ на примере ее расчета с использованием метода ОЛВМ [1], основанного на представлении ТКСЖДС в виде схемы функциональной целостности (СФЦ), на которой отображаются существенные логические условия процесса функционирования ТКСЖДС.
Постановка задачи
Пусть имеется ТКСЖДС (рис. 1), которая предоставляет абонентам железнодорожной станции различные виды услуг технологиче-
Маршрутизатор
Оптический Оптический кабель кросс
ffi« »Г .......f]»*
Рис. 1. Структурно-функциональная рс-4б
схема ТКСЖДС ^ щ
Телефонные аппараты
Пульты радиостанции
ской связи (рис. 2) [2]. Это обеспечивается за счет использования пассивных (оптический кабель, кроссы и т. д.) и активных элементов телекоммуникационного оборудования. К активным элементам ТКСЖДС относятся: цифровая коммутационная станция (МиниКом БХ-500 ЖТ), стационарные радиостанции (модификации РС-46 МЦВ), системы передачи (ИКМ-30, мультиплексор имиХ1500 КеушПе), сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы и модемы) локальных вычислительных сетей (ЛВС), а также многофункциональные абонентские терминалы.
На указанные элементы ТКСЖДС возможно воздействие дестабилизирующих факторов (рис. 3), каждый из которых приводит к нарушению работоспособности элементов с вероятностью р., а вероятность возникновения указанных факторов полагается известной и принимается равной р.
Требуется оценить устойчивость ТКСЖДС, функционирующей в условиях воздействий на ее элементы дестабилизирующих факторов: ДФ1 (стихийные бедствия), ДФ2 (погодно-климатического воздействия), ДФ3 (физические воздействия), ДФ4 (электромагнитные воздействия) и ДФ5 (информационные воздействия).
Решение
Известно [3], что под устойчивостью ТКСЖДС будем понимать комплексное свойство объектовой ТКС, заключающееся в ее способности при определенных условиях функционирования обеспечивать достоверную и безопасную передачу информации за время, не превосходящее заданное руководящими документами. Следовательно, в качестве показателя устойчивости ТКСЖДС целесообразно использовать функцию работоспособности, а для ее оценки - вероятность успешного функционирования сети в заданных условиях.
Анализ различных методов оценки устойчивости ТКС [4-9] показывает, что для решения поставленной задачи целесообразно использовать метод ОЛВМ [1, 10-12], обеспечивающий:
- моделирование и расчет показателей структурно-сложных систем;
- моделирование систем с учетом динамики функционирования и взаимодействия их элементов во времени;
- расчет функций работоспособности, вкладов и значимости элементов в сети, как характеристик целевой функции.
X
г к
ce & о 5 H ч s s et и о с
Рис. 2. Структурная схема классификации основных видов технологической связи
на железнодорожном транспорте
00 00
оо
оп оо оо X
го
Л) ^
=1
—I
<
=1
п
Дестабилизирующие факторы, действующие на ТКСЖДС
Естественного происхождения
1 1
1. Стихийные бедствия:
- грозовые разряды;
- землетрясение;
- селевые потоки и т. д.
2. Погодно-климатические условия региона:
- погодно-климатические характеристики местности (среднегодовая температура, атмосферное давление, влажность, атмосферные осадки и т. д.)
Физические воздействия
1 Г
1. Техногенные катастрофы:
- авария в производственном помещении;
- авария или крушение поезда на станциях, перегонах.
2. Теракты:
- применение огнестрельного оружия или взрывчатых устройств в производственном помещении или на перегоне
Искусственного происхождения
1 Г
Информационные воздействия
1 1
Программно-аппаратные воздействия:
-вредоносные программы;
- отказ сервиса (Бов атаки);
- несанкционированное копирование программ и данных
Влияющие факторы
1 г
1. Преднамеренные радиопомехи:
- применение радиоподавляющих устройств.
2. Электромагнитные импульсные помехи
(от контактной сети электропередачи или сети автоматики-телемеханики железной дороги)
п о го "О
а> К а> л
л ^
го н го
X л о ь
о
тз ш л
Г)
о
"О
Рис. 3. Основные виды дестабилизирующих факторов, воздействующих на элементы ТКСЖДС
о
СП 4^
4^
СП ОО
Решение задачи содержит следующие этапы.
1. Формализованная постановка задачи
1.1. Построение в ПК АСМ-2001 исходной структурной схемы исследуемого свойства устойчивости ТКСЖДС в виде схемы функциональной целостности (СФЦ).
Под СФЦ понимается логически универсальное графическое средство структурного представления исследуемого свойства (устойчивость) ТКСЖДС.
Для построения СФЦ используется база графических примитивов ОЛВМ [1]. Для представления основных событий, соответствующих вершинам в СФЦ ТКСЖДС (см. рис. 6), используются функциональные вершины (И, 12, ..., 173), а для расширения функциональных возможностей СФЦ - фиктивные вершины (]1,]2, ..., ^08).
1.2. Определение исходных значений вероятностных параметров элементов сети, например, вероятность безотказной работы /-го элемента или вероятность сохранения работоспособности /-го элемента при воздействии ДФ.
1.3. Определение основных критериев, определяющих условия устойчивости, которые можно интерпретировать следующим образом: устойчивость функционирования ТКСЖДС равна произведению показателей устойчивости сети СПД, телефонной и радиосвязи и одной из сетей телеграфии или 1Р телефонии.
2. Построение логической модели устойчивости ТКСЖДС
Пример, демонстрирующий построение СФЦ для определения устойчивости пассивного элемента, показан на рис. 4. Видно, что на пассивный элемент воздействуют: ДФ1 (с вероятностью р70), ДФ2 (с вероятностью р71), ДФ3 (с вероятностью р72). При этих воздействиях элемент может сохранять работоспособное состояние (вершины 12, 13, 14) с вероятностью р2, р3, р4 и характеризуется структурной живучестью. С помощью фиктивных вершин (|1, ]2, ]3) показано состояние отказа элемента при случайных поражениях от воздействий ДФ1, ДФ2, ДФ3 соответственно.
ДФ1
ДФ2
ДФЗ
0 0@
Ст.ОК к ДФ1
Ст.ОК к ДФ2
Ст.ОК к ДФЗ
Безотк.ОК
©
Ус.ОК
Оп.кабель
Рис. 4. СФЦ для определения устойчивости пассивного элемента ТКСЖДС
Под структурной живучестью [3] понимается способность системы сохранять (или не сохранять) работоспособность при случайных поражениях (не поражениях) ее элементов вследствие случайного возникновения поражающих факторов (ударов, взрывов, стихийных бедствий и т. д.).
Если на элемент не воздействуют внешние ДФ, его устойчивость характеризуется его структурной надежностью, под которой понимается способность системы (элемента) сохранять (или не сохранять) работоспособность при случайных возникновениях отказов/восстановлений ее элементов в нормальных (заданных) условиях эксплуатации (определение не противоречит ГОСТ 27.002-89).
Очевидно, что в общем виде вероятность безотказного состояния /-го элемента определяется по формуле
Pi =
1/'в
^ i +
Xi 1
—+ —
8760 L;
(1)
где X - интенсивность отказов /-го элемента; ц, - интенсивность восстановления /-го элемента; 8760 - количество часов в календарном году; tвi - время восстановления элемента /.
Таким образом, устойчивость пассивного элемента можно описать с помощью логических функций на выходе каждой вершины, т. е.:
У5 = У ■(У2 и у7о) •(Уз и У71) ■(У4 и У72). (2)
В свою очередь, устойчивость функционирования активного элемента (например, мультиплексора имиХ1500) зависит не только от физических деструктивных воздействий, но и кибервоздействий, реализуемых организованным нарушителем. Под организованным нарушителем понимается некая группа, представляющая интересы недружественной организации (государства), состоящая из высококвалифицированных, хорошо оснащенных техническими средствами специалистов в области информационной безопасности (ИБ), имеющих четкое распределение выполняемых функций, поставленных целей и задач.
Положим, что организованный нарушитель способен в любой момент времени оказать деструктивное воздействие (ДФ5) на сетевой элемент с вероятностью р4 (функциональная вершина 174). Нарушитель принимает решение по выбору элемента ТКСЖДС в качестве цели воздействия, что характеризуется функциональной вершиной 113 (условие осуществимости информационного воздействия нарушителя «1» - да, «0» - нет).
С помощью фиктивных вершин ]18 и ]19 отображаются условия устойчивости активного элемента (рис. 5), которые описываются с помощью логических функций на выходе каждой вершины, т. е.
У19 = [У5 ■ У9 ■ У16 ■ У13] и [У5 ■ У9 ■ У16 ■ У13]. (3)
С использованием полученных результатов была построена СФЦ (рис. 6) ТКСЖДС, функционирующей в условиях воздействия всех видов ДФ.
3. Построение расчетного многочлена вероятностной функции
В комплексах [13,14], реализующих технологию ПК АСМ-2001, обеспечивается автоматическое построение многочленов вероятностных функций. Основным допущением при этом является предположение о независимости в совокупности вероятностных параметров элементов и наличии групп несовместных событий [1].
4. Вычисление вероятностных показателей устойчивости ТКСЖДС
В программном комплексе ПК АСМ-2001 [13] и «Арбитр» [14] можно вычислять показатели устойчивости (надежности, живучести и безопасности), соответствующие государственным стандартам и руководящим документам, с точностью не хуже 0,01.
Для оценки устойчивости ТКСЖДС был использован программный комплекс АСМ-2001 и получены результаты, представленные на рис. 7.
На рис. 7 в виде гистограммы показаны значимости и вклады сетевых элементов в устойчивость ТКСЖДС, а Р - вероятность сохранения работоспособности ТКСЖДС в условиях воздействия всех ДФ.
В общем случае определение значимости отдельного /-го элемента ТКСЖДС определяется по формуле
P
Ъ = Ф
cp
Pi =1 Pi = 0
i = 1,2,..., H, (4)
где
cp
P = 1
- вероятность сохранения работо-
способности сети при абсолютной устойчи-
вости /-го элемента;
cp
вероятность
Р = 0 р
сохранения работоспособности сети при достоверном отказе /-го элемента на рассматриваемом интервале времени функционирования, г = 8760 ч.
Наряду с характеристиками значимости все большее применение находят показатели положительного р,+ и отрицательного Р~ вкладов элементов, / = 1, 2, ..., Н. Дело в том, что по-
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЖИ№11 Рнс^Зффщианость | Марковским ОЛВМ | Режнш моделирования
Рис. 7. Результаты моделирования ТКСЖДС
казатель значимости не зависит от текущей величины собственного параметра Р. данного элемента, а диапазон значений вероятностного показателя значимости составляет [-1, 0, 1]. Поэтому характеристики вкладов р.+ и р.~ показывают, на сколько изменится показатель устойчивости функционирования ТКСЖДС (Рс) при указанных изменениях параметра Р. элемента ТКСЖДС. Вклад р.+ и р.~ элементов определяется соответственно формулам
- Рс, (5)
ß- =
P = 1
P = 0
- P.
(6)
Результаты показывают, что устойчивость (вероятность сохранения работоспособности) ТКСЖДС в условиях дестабилизирующих факторов составляет около Рс = 0,45, что существенно ниже требуемого значения [3]. Повышение устойчивости функционирования ТКСЖДС может быть обеспечено резервированием основных «жизненно важных» элементов, уменьшением времени восстановления их работоспособности, а также выбором рациональной периодичности контроля параметров телекоммуникационного
оборудования [15]. Однако реализация указанных мер не приведет к значительному росту показателя устойчивости из-за высокой уязвимости узловых элементов ТКСЖДС от кибервоздействий, которые могут привести к нарушению конфиденциальности передаваемой информации, ее целостности и доступности. Это актуализирует задачу разработки методов защиты сетевых элементов ТКСЖДС от кибервоздействий организованного нарушителя.
Заключение
Разработана модель для расчета устойчивости ТКСЖДС с использованием метода ОЛВМ. Результаты решения поставленной задачи (см. (1)-(6)) показывают, что выбранный метод моделирования может быть использован для оценки не только устойчивости объектовых ТКС, но и совокупности ЖДС, используемых для реализации заданного этапа перевозочного процесса и образующих железнодорожный участок.
Предложена структурно-логическая схема функциональной целостности ТКСЖДС, которая комплексно отображает взаимосвязь
элементов сети и влияние на их работоспособность заданной совокупности дестабилизирующих факторов, позволяет вычислять системные характеристики устойчивости и учитывать используемые на объектах методы резервирования оборудования.
Библиографический список
1. Поленин В. И. Применение общего логико-вероятностного метода для анализа технических, военных организационно-функциональных систем и вооруженного противоборства : монография / В. И. Поленин, И. А. Рябинин, С. К. Свирин, И. А. Гладкова ; под ред. А. С. Можаева.- Проект в рамках Концепции социально политического проекта РЕАН «Актуальные проблемы безопасности социума». - СПб. : РЕАН, 2011. - 416 с.
2. Юркин Ю. В. Оперативно-технологическая телефонная связь на железнодорожном транспорте: учебник для вузов ж.-д. транспорта / Ю. В. Юркин,
A. К. Лебединский, В. А. Прокофьев, И. Д. Блиндер / под ред. Ю. В. Юркина. - М. : ФГОУ УМЦ по образованию на ж.-д. транспорте, 2007. - 264 с.
3. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 53111-2008. Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. - М. : Стандартинформ, 2009. - 31 с.
4. Михайлов Р. Л. Оценка устойчивости сети связи в условиях воздействия на нее дестабилизирующих факторов / Р. Л. Михайлов, С. И. Макаренко // Радиотехнические и телекоммуникационные системы. - 2013. - № 4 (12) - С. 69-70.
5. Попков В. К. Математические модели живучести сетей связи / В. К. Попков. - Новосибирск : ВЦ СО РАН, 1990. - 235 с.
6. Попков В. К. Модели анализа устойчивости и живучести информационных сетей / В. К. Попков,
B. П. Блукке, А. Б. Дворкин // Проблемы информатики. - 2009. - С. 63-78.
7. Князева Н. А. Повышение живучести инфо-коммуникационной сети путем структурного резервирования / Н. А. Князева, И. В. Грищенко // Вестник ДУИКТ. - 2013. - № 2. - С. 21-25.
8. Князева Н. А. Повышение структурной живучести телекоммуникационной сети / Н. А. Князева //
Intern. Journal "Information Models and Analyses". -2013. - Vol. 2, N 3. - P. 275-284.
9. Попков Г. В. О проблеме живучести телекоммуникационных сетей / Г. В. Попков // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2014. - № 9.3. - С. 39-48
10. Можаев А. С. Технология автоматизированного структурно-логического моделирования надежности, живучести, безопасности, эффективности и риска функционирования систем / А. С. Можаев // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. - 2008. - С. 1-14.
11. Дурденко В. А. Логико-вероятностное математическое моделирование и оценка надежности системы контроля и управления доступом / В. А. Дур-денко, А. А. Рогожин, Б. О. Баторов // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. - 2014. - № 1. - С. 7-19.
12. Рогожин А. А. Математическое моделирование и оценка надежности интегрированной системы безопасности при воздействии дестабилизирующих факторов / А. А. Рогожин, В. А. Дурденко, Б. О. Баторов // Вестн. Воронеж. гос. ин-та МВД России. - 2014. - № 1. - С. 75-86
13. Можаев А. С. Арбитр. № 2003611101. Программный комплекс автоматизированного структурно-логического моделирования и расчета надежности и безопасности систем. - М. : Роспатент РФ, 2003.
14. Можаев А. С. ПК АСМ-2001. № 2003611099. Программный комплекс автоматизированного структурно-логического моделирования и расчета надежности, живучести и безопасности систем. -М. : Роспатент РФ, 2001.
15. Котов В. К. Научно-методические основы управления надежностью и безопасностью эксплуатации сетей связи железнодорожного транспорта: монография / В. К. Котов, В. Р. Антонец, Г. П. Ла-бецкая, В. В. Шмытинский. - М. : ФГБОУ УМЦ по образованию на ж.-д. транспорте, 2012. - 193 с.
References
1. Polenin V. I., Ryabinin I. A., Svirin S. K. & Glad-
kova I. A. Primenenie obshchego logiko-veroyatnost-nogo metoda dlya analiza tekhnicheskikh, voennykh organizatsionno-funktsional'nykh sistem i vooruzhen-nogoprotivoborstva: monografiya [Applying the gen-
eral logical-and-probabilistic method for analyzing technical and military organizational-functional systems and armed confrontation: a monograph], edited by A. S. Mozhayev. Project implemented as part of the concept behind the REAN "Current issues of social safety" socio-political project. Saint Petersburg, 2011, 416 p. (In Russian)
2. Yurkin Y. V., Lebedinskij A. K., Prokof'ev V. A. & Blinder I. D. Operativno-tekhnologicheskaya tele-fonnaya svyaz ' na zheleznodorozhnom transporte [Operational telephone communications in railway transport]: railway transport college textbook/edited by Y. V. Yurkin. Moscow, Railway Transport Training Center Publ., 2007, 264 p. (In Russian)
3. Russian Federation national standard. GOST P 53111-2008. Ustojchivost'funktsionirovaniya seti svyazi obshchego pol'zovaniya [Stability of functioning of the public communications network]. Moscow, Standartinform Publ., 2009, 31 p. (In Russian)
4. Mikhailov R. L. & Makarenko S. I. Otsenka ustojchivosti seti svyazi v usloviyakh vozdejst-viya na nee destabilizirujushchikh faktorov [Evaluation of a communications network stability under exposure to destabilizing factors]. Radiotekh-nicheskie i telekommunikatsionnye sistemy [Radio and telecommunications systems], 2013, no. 4 (12), pp. 69-70. (In Russian)
5. Popkov V. K. Matematicheskie modelizhivuches-ti setej svyazi [Mathematical models of communication networks survivability]. Novosibirsk, CC SB RAS Publ., 1990, 235 p. (In Russian)
6. Popkov V.K,, Blukke V. P. & Dvorkin A. B. Modeli analiza ustojchivosti i zhivuchesti informatsion-nykh setej [Analysis methods for information network stability and survivability]. Problemy informatiki [/s-sues of/nformation Science], 2009, no. 4, pp. 63-78. (In Russian)
7. Knyazeva N. A & Grishchenko I. V. Povysh-enie zhivuchesti infokommunikatsionnoj seti putem strukturnogo rezervirovaniya [Increasing infocomm network survivability via structural redundancy]. DU/KTBulletin, no. 2, pp. 21-25. (In Russian)
8. Knyazeva N. A. Povyshenie strukturnoj zhivuchesti telekommunikatsionnoj seti [Increasing the telecommunications network survivability]. /n-tern. J. /nformation Models and Analyses, 2013, vol. 2, no. 3, pp. 275-284. (In Russian)
9. Popkov G. V. O probleme zhivuchesti te-lekommunikatsionnykh setej [On the issue of telecommunications network survivability]. The Buryat State University Bulletin, 2014, no. 9.3, pp. 39-48. (In Russian)
10. Mozhaev A. S. Tekhnologiya avtomatizirovan-nogo strukturno-logicheskogo modelirovaniya nadezh-nosti, zhivuchesti, bezopasnosti, jeffektivnosti i riska funktsionirovaniya sistem. [Automated structure-logical modeling technology for stability, survivability, safety, efficiency and functional risks of systems]. Pribory i sistemy. Upravlenie, kontrol', diagnostika [Devices and systems. Management, controls, diagnostics], 2008, pp. 1-14. (In Russian)
11. Durdenko V. A., Rogozhin A. A. & Bato-rov B. O. Logiko-veroyatnostnoe matematicheskoe modelirovanie i otsenka nadezhnosti sistemy kon-trolya i upravleniya dostupom [Logical-and-probabi-listic mathematical modeling and appraisal of safety of a controls and access management system]. Vest-nik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [The Voronezh State University Bulletin], 2014, no. 1, pp. 7-19. (In Russian)
12. Durdenko V. A., Rogozhin A. A. & Bato-rov B. O. Matematicheskoe modelirovanie i otsenka nadezhnosti integrirovannoj sistemy bezopasnosti pri vozdejstvii destabilizirujushchikh faktorov [Lo-gical-and-probabilistic mathematical modeling and appraisal of stability of an integrated safety system under exposure to destabilizing factors]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [The Voronezh State University Bulletin], 2014, no. 1, pp. 75-86. (In Russian)
13. Mozhaev A. S. Arbiter. № 2003611101. Pro-grammnyj kompleks avtomatizirovannogo strukturno-logicheskogo modelirovaniya i rascheta nadezhnosti i bezopasnosti sistem [Software suite for automated structural and logical modeling and system reliability and safety calculations]. Moscow, Rospatent RF, 2003 (In Russian)
14. Mozhaev A. S. PK ASM-2001. № 2003611099.
Programmnyj kompleks avtomatizirovannogo struk-turno-logicheskogo modelirovaniya i rascheta nade-zhnosti, zhivuchesti i bezopasnosti sistem [Software suite for automated structural and logical modeling and system reliability, survivability and safety calculations]. Moscow, Rospatent RF, 2001 (In Russian)
15. Kotov V. K., Antonets V. R., Labetskaya G. P. & Shmytinskij V. V. Nauchno-metodicheskie osnovy uprav-leniya nadezhnost'ju i bezopasnost'ju ekspluatatsii setej svyazi zheleznodorozhnogo transporta: monografia [Sci-
entific and methodological basics of managing reliability and safety of operating rail transport communications network, a monograph]. Moscow, Railway Transport Training Center Publ., 2012, 193 p. (In Russian)
*БЕКБАЕВ Гамзатдин Алеуатдинович - аспирант, gamzat-86@mail.ru; ПРИВАЛОВ Андрей Андреевич - доктор военных наук, профессор, aprivalov@mbox.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).