Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ПРОГРАММЕ «СПОРТИВНЫЕ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»'

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ПРОГРАММЕ «СПОРТИВНЫЕ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАНТЫ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Дмитрий Викторович

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - организации дистанционного обучения в системе вузовского образования. В этом аспекте анализируется дистанционная форма обучения магистрантов по программе «Спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии». В настоящее время дистанционное обучение занимает все большее место в высшем учебном заведении. С учетом преимуществ и недостатков дистанционного формата обучения предлагается модель дистанционной формы обучения магистрантов при изучении одной из дисциплин спортивной подготовки обучающихся. Охарактеризованы различные структурные компоненты предлагаемой модели дистанционного обучения, возможности использования различных средств контроля за изучением материала. Особое внимание уделяется проблеме формирования практических умений и навыков при овладении спортивными технологиями при дистанционном формате обучения магистрантов. При дистанционном обучении также решается задача формирования у обучающихся всех компетенций, необходимых при овладении спортивными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DISTANCE LEARNING FOR MASTER'S STUDENTS IN THE SPORTS AND FITNESS TECHNOLOGIES PROGRAM

The article is concerned with the topical problem of distance learning organization in the system of higher education. In this aspect, the distance learning mode of students in the Master's program "Sports and Fitness Technologies" is analyzed. Nowadays, distance learning has an increasing place in higher education. Taking into account the advantages and disadvantages of the distance learning format, a model of distance learning for Master's students proposed when studying one of the subjects of students' sports training. Various structural components of the proposed distance learning model, the possibility of using various means of monitoring the study of the material are characterized. Particular attention is paid to the problem of forming practical skills and abilities in mastering sports technologies in the distance learning format of Master's students. Distance learning also solves the problem of developing in students all the competencies necessary for mastering sports technologies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ПРОГРАММЕ «СПОРТИВНЫЕ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»»

формы профессионального образования, предлагаемые холдингом, реально востребованы экономикой, поскольку горизонтальная интеграция учебных заведений с научными, производственными организациями поддерживает актуальность образовательных программ. Это обстоятельство позволяет поддерживать высокое качество обучения. Многоуровневость и непрерывность образования за счет вертикальной интеграции учебных заведений позволяют реализовать принцип доступности образования: любой обучающийся сможет найти в холдинге «точку входа» в учебный процесс и удовлетворить свои образовательные запросы и потребности.

Формирование холдингов возможно на трех уровнях - региональном, отраслевом и федеральном. Первые способствуют экономическому и социальному развитию регионов за счет объединения вузов разного профиля, научных центров, промышленных организаций, социальных институтов и т. д. Отраслевые холдинги могут связывать образовательные, научные, производственные организации из разных регионов, ориентированные на одну или несколько смежных отраслей. Цель таких холдингов - развитие конкретной отрасли либо области производства. Они, по существу, являются сообществами профильных специалистов и студентов с определенной сферой профессиональных интересов. Их взаимодействие более плотное, нежели в неинтегрированных учебных заведениях. Использование коллективных, объединенных ресурсов позволяет с меньшими затратами добиваться поставленных целей, основанных на общих профессиональных задачах. Федеральные образовательные холдинги могут создаваться для реализации приоритетных государственных проектов и программ.

С точки зрения Т.Г. Навзаровой, наиболее эффективным способом интеграции образования, науки и производства являются региональные образовательные холдинги. Они к тому же менее сложны в организации и управлении. Именно этот тип холдинга в недалеком будущем может стать ведущей инновационной формой в профессиональном образовании [4, С. 32]. При этом создание региональных образовательных холдингов не разрушает единого образовательного пространства России, поскольку базируется на положениях Федерального государственного образовательного стандарта, единых требованиях к организации и содержанию образовательного процесса, применимых к любому учреждению профессионального образования, в какое бы объединение последнее не входило [6, С. 15].

Чтобы создание холдинга в регионе не стало формальным, нужны скоординированные усилия Министерства образования и науки, региональных органов власти, администрации и педагогического состава учебных заведений, руководителей промышленных организаций, социальных институтов. Мы уверены, что преимущества региональных образовательных холдингов предстоит оценить в ближайшем будущем.

Выводы. Объединение организаций с целью создания интегрированной крупной образовательной структуры, именуемой образовательный холдинг, обладает значительными преимуществами перед неинтегрированными образовательными учреждениями, поскольку:

• Формируется единое юридическое лицо, которое имеет полную свободу в перераспределении ресурсов (как материально-технических, так и кадровых) внутри организации в соответствии с программой развития, планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Оперативность принятия решений внутри единой организации существенно выше, чем в случае взаимодействия между отдельными учреждениями, которые являются самостоятельными юридическими лицами.

• Муниципальное задание формируется для организации в целом. Распределять его по адресам предоставления образовательных услуг может руководитель учреждения, а не учредитель. Это значительно повышает гибкость в решении вопросов выполнения муниципального задания.

• Объединение учреждений способствует повышению качества образования и позволяет легко транслировать накопленный опыт.

Таким образом, процесс создания образовательного холдинга представляет собой интеграцию образовательных организаций с целью объединения ресурсов для достижения большей эффективности деятельности. Именно системная интеграция, в свою очередь, позволяет эффективно использовать материально-технические, кадровые и иные ресурсы для достижения лучших результатов образовательной деятельности.

Литература:

1. Видякина, О.В. Оценка интеллектуальной собственности университетских комплексов / О.В. Видякина // Университетское управление. - 2008. - № 1. - С. 58-64

2. Гулидов, П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - Издательский дом МЦФР. - № 7, 2012.

3. Козлов, М.А. Как провести реорганизацию бюджетного учреждения / М.А. Козлов // Финансовый справочник бюджетной организации. - Издательский дом МЦФР. - № 5, 2010.

4. Навазова, Т.Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. - 2005. - № 2. - С. 20-24

5. Оценка последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации образовательной организации. Справочник руководителя дошкольного учреждения. - Издательский дом МЦФР. - № 1, 2015.

6. Шимина, О.Л. Объединение школы и детского сада / О.Л. Шимина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - Издательский дом МЦФР. - № 11, 2012.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Григорьев Дмитрий Викторович

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург)

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ПРОГРАММЕ «СПОРТИВНЫЕ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - организации дистанционного обучения в системе вузовского образования. В этом аспекте анализируется дистанционная форма обучения магистрантов по программе «Спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии». В настоящее время дистанционное обучение занимает все большее место в высшем учебном заведении. С учетом преимуществ и недостатков дистанционного формата обучения предлагается модель дистанционной формы обучения магистрантов при изучении одной из дисциплин спортивной подготовки обучающихся. Охарактеризованы различные структурные компоненты предлагаемой модели дистанционного обучения, возможности использования различных средств контроля за изучением материала. Особое внимание уделяется проблеме формирования практических умений и навыков при овладении спортивными технологиями при дистанционном

формате обучения магистрантов. При дистанционном обучении также решается задача формирования у обучающихся всех компетенций, необходимых при овладении спортивными технологиями.

Ключевые слова: дистанционное обучение; спортивные технологии; высшее образование: магистранты; модельные характеристики.

Annotation. The article is concerned with the topical problem of distance learning organization in the system of higher education. In this aspect, the distance learning mode of students in the Master's program "Sports and Fitness Technologies" is analyzed. Nowadays, distance learning has an increasing place in higher education. Taking into account the advantages and disadvantages of the distance learning format, a model of distance learning for Master's students proposed when studying one of the subjects of students' sports training. Various structural components of the proposed distance learning model, the possibility of using various means of monitoring the study of the material are characterized. Particular attention is paid to the problem of forming practical skills and abilities in mastering sports technologies in the distance learning format of Master's students. Distance learning also solves the problem of developing in students all the competencies necessary for mastering sports technologies.

Key words: distance learning; sports technologies; higher education; master's students; model characteristics.

Введение. В современной системе образования в высшем учебном заведении дистанционная форма обучения заняла прочное место. Накоплен достаточно большой опыт обучения в этом формате по различным дисциплинам, разработаны различные подходы к дистанционному обучению на разных платформах.

Вместе с тем, остается актуальным изучение технологий работы в дистанционном формате по таким дисциплинам в вузе, которые традиционно требуют совместного присутствия обучающихся.

К таким дисциплинам относятсявузовские предметы, которые входят в программу подготовки академических магистров «Спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии».

Овладение спортивными технологиями, а также физкультурно-оздоровительными технологиями подразумевает не только усвоение теоретических знаний по дисциплине, но и формирование практических умений и навыков, которыми магистрант должен овладеть сам, но также уметь сформировать эти умения у своих будущих учеников.

В связи с этим, разработка модели дистанционного обучения по выше названным дисциплинам позволит осуществлять обучение на более высоком качественном уровне в соответствии с требованиями формирования по дисциплинам этого цикла таких компетенций как:«способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах»;«готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;«способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности»

Дистанционное обучение рассматривается как форма обучения, при которой обучающийся удалён от преподавателя и образовательных ресурсов. Обучение осуществляется с помощью информационных, компьютерных технологий; при этом сохраняются все присущие учебному процессу компоненты [1, С. 31; 3, С. 65].

Рассмотрение методологических подходов к организации электронного обучения в вузе и возможностей использования дистанционного обучения в условиях вузовского образования в различных литературных источниках позволило обобщить преимущества и недостатки этого формата обучения в том числе и при преподавании физической культуры [3, С. 96; 5, С. 245; 7, С. 26]. Нашей задачей не является дублирование этого материала.

С позиций вузовского обучения магистрантов по выше названным дисциплинам хотелось бы подчеркнуть значение дистанционного обучения для развития у магистрантов творческого, интеллектуального потенциала, развитие самостоятельности, самоорганизации, ответственности, повышение интереса к самостоятельной разработке спортивных технологий.

С точки зрения формирования практических умений и навыков магистрантов следует указать как на недостаток дистанционного обучения при изучении предметов цикла «Спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии» это трудность осуществления контроля преподавателем за точностью сформированного двигательного умения в связи с невозможностью исправить какие-либо компоненты движения при непосредственном тактильном контакте с обучающимися.

Изложение основного материала статьи. Представляем модель обучения академических магистров в дистанционном формате по одной из дисциплин программы «Спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии», а именно, «Моделирование спортивной тренировки».

1. Безусловно, дистанционный формат обучения требует, прежде всего, предоставление обучающимся учебных материалов, достаточно полно отражающих содержание дисциплины. Эти материалы должны быть доступны обучающимся не только в записи, но и предоставляются преподавателем в виде текстовых лекций с обязательным указанием используемой литературы.

Особенностью преподавания дисциплин вышеуказанной программы является необходимость максимально доступно и полно раскрыть не только теоретические понятия дисциплины, но сформировать у магистрантов, прежде всего, такую компетентность как: «способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень».

Основными понятиями теоретического курса дисциплины являются понятия: «моделирование соревновательной деятельности», «модельные характеристики соревновательной деятельности», «подготовленность», адаптация к соревновательной деятельности».

Работа с этими понятиями в рамках формируемой компетенции предполагает создание обучающимися на основе анализа и синтеза теоретического материала различных моделей спортивной подготовки, которые наиболее полно отражали бы специфику соревновательной деятельности. А также четко определить последовательность и структуру создания технологии формирования нужных умений и навыков у себя и у своих будущих учеников или тех, с кем они работают в настоящее время.

2. Соответственно, особое внимание в процессе дистанционного обучения следует уделять средствам контроля за усвоением материала. При этом определяющим является не просто выполнение обучающимся определенного задания, а глубина понимания материала, его осмысление.

Средства контроля в структуре дистанционного обучения используются как Общепринятые, так и диктуемые спецификой предмета.

Это: рефераты, конспекты рекомендуемой литературы, ответы на контрольные вопросы, эссе, краткие конспекты лекций и др.

Результатом освоения теоретического материала должно стать понимание процесса моделирования, как современного метода по использованию различных моделей для эффективной адаптации спортсменов к соревновательной деятельности [4, С. 11; 6, С. 150].

Будущему тренеру необходимо детально представлять алгоритм действий по применению и разработки моделей или отдельных значимых модельных характеристик, отражающих структуру соревновательной деятельности, модели подготовленности спортсмена и морфофункциональные признаки приспособленности к данной спортивной деятельности. Требуются знания о структуре интегральной подготовленности и различных вариаций, отражающих индивидуальные особенности данного спортсмена. Использование точных показателей требуемой готовности позволяет идти процессу долговременной адаптации по рациональному пути, используя, в основном, эффективный тип долговременной адаптации (координационный) [2, С. 4, С. 20].

Эти требования должны лежать в основе оценки контрольных материалов, предоставляемых обучающимися.

3. В связи с тем, что конечной целью освоения дисциплины является практическое использование различных технологий в спортивной или физкультурно-оздоровительной деятельности, особое внимание уделяется практическому усвоению материала и формированию такой компетенции, как: «готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Практические занятия позволяют оценить умение использовать разработанные модели и отдельные модельные характеристики на занятиях по спортивной подготовке и оценить результативность предпринятых действий. Безусловно, огромное значение имеет степень ответственности обучающихся и умение самостоятельно работать с материалом, а также реализовать полученные знания в практической деятельности. В частности, недостаточно понятый или поверхностно изученный материал может привести к серьезным ошибкам практического его использования. Например, тренер может ориентироваться по значимым модельным характеристикам, научно обоснованным, но не учитывать отрицательную взаимосвязь различных компонентов модели, не представляя характер влияния взаимоисключающих факторов.

Спецификой данной спортивной дисциплины является необходимость формирования исследовательских умений и навыков, формирование способности к постоянному анализу результатов и сравнения их с аналогичными показателями других спортсменов.

Дистанционный формат обучения исключает возможность тактильного контакта с обучающимися для исправления или уточнения выполняемых двигательных действий. Поэтому, контроль за выполнением практических заданий осуществляется с опорой на зрительный и слуховой анализаторы.

4. Основными средствами контроля за правильностью формирования спортивных технологий выступают фото и видеозаписи, которые предоставляются обучающимися на практических занятиях. Это могут быть видеозаписи проведения отдельных частей тренировочного занятия, в которых применяются технологии внедрения в тренировочный процесс различных модельных показателей для уточнения или дозирования тренировочных воздействий. Например: в спортивных играх чаще всего используется определённый алгоритм применения атакующих или защитных технико-тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). В циклических видах спорта часто моделируют дистанционную скорость передвижения, мощностные характеристики нагрузки, графики прохождения дистанции. В сложно-координационных видах спорта - моделируется степень сложности технических элементов, их количество за единицу времени. В единоборствах - объём и разнообразие защитных и атакующих действий, стили ведения «схватки» в зависимости от уровня подготовленности соперника его индивидуальных способностей. В скоростно-силовых видах спорта на тренировочных занятиях моделируются отдельные величины технических действий (скорость разгона снаряда, величина мышечных усилий, количество движений, угол отталкивания, амплитуда отдельных звеньев тела и т.п.). В стрелковых видах спорта - результаты стрельбы по сериям, время прицеливания, кучность стрельбы [4, С. 164].

При предоставлении такого рода материалов можно отследить и разобрать с группой допущенные ошибки, объяснить с опорой на изученный теоретический материал правильность выполнения задания. Например: преподаватель может оценить правильность тренировочного воздействия, выполнив подсчёт количества передач, использовав хронометраж, определение процента эффективных технических действий (точности передач мяча) занимающихся в процессе применения тактической модели атакующих действий в баскетболе. Также необходимо определить и объём применяемого тренировочного воздействия, как условие необходимого и достаточного применения.

Наряду с видеоматериалами используется демонстрация конкретных упражнений, для применения метода экспертных оценок техники упражнения, выполняемых одним из обучающихся при условии, что используемый информационный ресурс позволяет отчетливо видеть все выполняемые действия.

Хорошо зарекомендовали себя конспекты занятий, проведенных магистрантами со своими учениками или с какой-то определенной группой людей. Разбор такого рода конспектов на занятии позволяет оценить правильность и последовательность действий по формированию тех или иных спортивных технологий.

Большое значение мы придаем созданию банка данных (видеозаписи, конспекты занятий, рефераты, система упражнений и другие материалы) по избранным видам спорта для разного уровня подготовленности спортсменов, для разного возраста, разного пола и т.п.

Накопленная база данных широко используется в процессе обучения, позволяет соотнести свои наработки с имеющимся материалом, воспользоваться им в своей практической деятельности.

5. Большое значение имеет создание обстановки эмоционального общения с преподавателем, недостаточность которого может возникать при дистанционном формате обучения. Конечно, полностью заменить живое, эмоциональное взаимодействие преподавателя и обучающихся, которое возникает при личном их контакте, невозможно. Однако, использование разных способов вовлечения обучающихся в общение в значительной степени делает процесс обучения более интересным, творческим. Это и поощрение в создании своих, творческих подходов к материалу, включение в общение в роли «преподавателя», совместное решение какой-либо творческой задачи и т.п.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что дистанционное обучение в высшем учебном заведении стало привычной формой обучения. Использование различных средств, способов и приемов изучения дисциплин спортивной подготовки при дистанционном формате обучения, построение эффективного взаимодействия между преподавателем и обучающимися может существенно повысить результативность дистанционного обучения.

Литература:

1. Горева, О.М. Дистанционная форма вузовского образования: реалии и перспектива / О.М. Горева, О.М. Барбаков. -Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 159 с.

2. Иванченко, Е.И. Основы планирования спортивной подготовки: пособие / Е.И. Иванченко. - Минск: Белорусский гос. ун-т физ. культуры, 2019. - 59 с.

3. Слепцова, М.В. Педагогическая концепция организации электронного обучения в вузе: диссертация ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Слепцова Марина Викторовна. - Москва, 2021. - 387 с.

4. Соломченко, М.А. Моделирование спортивно-тренировочного процесса: конспект лекций для высшего профессионального образования / М.А. Соломченко. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2015. - 186 с.

5. Фоменко, Е.Г. Опыт реализации дистанционного обучения по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту / Е.Г. Фоменко, Е.А. Колькина // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 9 - С. 245-250

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.

7. Шнейдер, Е.М. Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения в современной высшей школе / Е.М. Шнейдер, С.В. Овчинникова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 4. - С. 26-32

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Гусейнова Аща Айирмагомедовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Мануйлова Виктория Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК МЕХАНИЗМ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье показана роль психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации в процессе комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены результаты мониторингового исследования деятельности ППк за три года. Указаны причины, которые привели к уменьшению численности детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистами ППк. Подробно представлены результаты анкетирования членов ППк и воспитателей образовательной организации. Указаны причины обращений в ППк. Представлены причины трудностей усвоения образовательной программы детьми с ОВЗ. Описан алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ППк с учетом особых образовательных потребностей воспитанников образовательной организации. Рассмотрено содержание психолого-педагогического, логопедического, социального блоков комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Представлены формы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях деятельности ППк. Описаны условия реализации Алгоритма комплексного сопровождения детей с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: психолого-педагогический консилиум, мониторинг, комплексное сопровождение, ограниченные возможности здоровья, образовательная организация.

Annotation. The article shows the role of the psychological and pedagogical council (ACc) of an educational organization in the process of comprehensive support of children with disabilities (HIA). The results of a monitoring study of the activities of the PPk for three years are presented. The reasons that led to a decrease in the number of children in need of psychological and pedagogical support by specialists of the PPk are indicated. The results of the survey of members of the ACC and educators of the educational organization are presented in detail. The reasons for appeals to the ACc are indicated. The reasons for the difficulties of mastering the educational program by children with disabilities are presented. The algorithm of complex support of children with disabilities in the conditions of the ACC is described, taking into account the special educational needs of the pupils of the educational organization. The content of psychological-pedagogical, speech therapy, social blocks of complex support of children with disabilities is considered. The forms of complex support of children with disabilities in the conditions of the activity of the PPk are presented. The conditions for the implementation of the Algorithm of complex support of children with various developmental disorders are described.

Key words: psychological and pedagogical consultation, monitoring, comprehensive support, limited health opportunities, educational organization.

Введение. За последние годы в нашей стране произошли значительные перемены в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Правительством Российской Федерации сформулирован и решается комплекс задач, направленных на оптимизацию и реформирование образования детей с особыми образовательными потребностями, что показывает необходимость консолидации усилий специалистов всех профилей. Деятельность ППк образовательной организации является важным фактором комплексного сопровождения детей с ОВЗ, т.к. обеспечивает своевременное начало комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ на основе индивидуальной программы развития в специальных условиях обучения [2, 31.

Изложение основного материала статьи. С целью определения роли психолого-педагогического консилиума образовательной организации, как средства комплексного сопровождения детей с ОВЗ нами было проведено мониторинговое исследование.

В анкетировании принимали участие члены ППк: председатель консилиума, учитель - логопед, учитель - дефектолог, педагог-психолог, секретарь, а также воспитатели образовательной организации. Нами были использованы следующие методы исследования: изучение документации ППк за три года; анкетирование членов ППк и воспитателей образовательной организации [4].

Результаты исследования показали, что за период с 2019 по 2022 годы психолого-педагогическое сопровождение в данной образовательной организации получили 344 детей. Контингент детей был распределен следующим образом: 51% обучающихся имели тяжелые нарушения речи, 26% - задержку психическую развития, 9% - расстройства аутистического спектра, 4% - нарушения опорно-двигательного аппарата, 2% - умственную отсталость, 1% - нарушения слуха, 7% -нарушения зрения.

Помощь оказывалась детям разного возраста: 8% составляли дети трехлетнего возраста, 17% - воспитанники четырёхлетнего возраста, 26% - дети пятилетнего возраста, 37% - дети шестилетнего возраста, 12% - дети семилетнего возраста. Среди участников исследования был ребенок восьмилетнего возраста. Как показывают результаты исследования наиболее часто с запросом в ППк обращаются родители, воспитывающие детей шестилетнего возраста с целью определения готовности к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.