Научная статья на тему 'Модель дистанционного обучения в учебном процессе'

Модель дистанционного обучения в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Наталия Николаевна

Исследование возможностей гуманитарного подхода в дистанционном обучении (ДО) позволяет увидеть принципиальные основания и технологию реализации личностно-центрированного обучения в пространстве ДО. Построение модели ДО происходит с учетом определяемых нсихолого-педагогических условий, индивидуальных для каждого учащегося, и общепедагогических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абакумова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of humanitarian approach in distance education gives opportunities to discover the principle basis and realization technology in personally oriented teaching in the field of distance education. Distance studies model forming occurs with taking into consideration psychological and pedagogical conditions which are individual for each student, pedagogical values are taken into account too.

Текст научной работы на тему «Модель дистанционного обучения в учебном процессе»

Н.Н. Абакумова

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Исследование возможностей гуманитарного подхода в дистанционном обучении (ДО) позволяет увидеть принципиальные основания и технологию реализации личностно-центрированного обучения в пространстве ДО. Построение модели ДО происходит с учетом определяемых нсихолого-педагогических условий, индивидуальных для каждого учащегося, и общепедагогических ценностей.

Дистанционное обучение (ДО) является одной из прогрессивно развивающихся инновационных практик. Его стремительное развитие и распространение связано с государственными программами компьютеризации образовательных учреждений и курсами повышения квалификации для преподавателей в области информационных технологий.

Во всех формах ДО мы реализуем проявление и развитие субъектной позиции. Существенным признаком субъектной позиции считаем способность не только к восприятию, пониманию информации, но и ее интерпретации, т.е. осознанию, осмыслению, возникновению собственных мыслей в процессе отнесения к данной информации; оформление и предъявление собственной мысли. Стимулирование и развитие речемыслительной деятельности определяет стратегию организации познавательной деятельности в ДО. При этом интегративным показателем продуктивности интеллектуальной деятельности (в том числе и ее творческого потенциала) является уровень культуры понятийного мышления, суть которого представляется в реализации возможностей гуманитарного подхода в ДО.

Под гуманитарным подходом мы будем понимать создание необходимых педагогических условий для раскрытия природы человека (иными словами, для развития продуктивности интеллектуальной деятельности и личностного роста). Важнейшим из условий является обеспечение условий, стимулирующих проявление субъектной позиции участников образовательного процесса и его развитие. Решение этой задачи мы связываем с введением гуманитарного подхода в ДО. Среда ДО, как никакая другая область, предполагает актуальность осуществления гуманитарного исследования для всей практики. Актуальность подхода определяется:

1) логико-смысловой неопределенностью, связанной с неразработанностью понятийного, методического, методологического и категориального аппарата;

2) необходимостью проявления субъектной позиции учащихся в силу специфики организации системы ДО, когда образовательный процесс становится личностно ориентированным;

3) проводимые констатирующие эксперименты в среде ДО становятся по сути формирующими.

Все это определяет анализ и интерпретацию данных в основном на экспериментальных группах. В формирующем и развивающем эксперименте, как таковом, нет указания на использование контрольной группы. Отсутствие контрольных групп в методологии гуманитарного исследования может быть объяснено, прежде всего, с позиции уникальности исследуемого объекта. Экспериментальный объект, дина-

мику проявления и развития субъектной позиции невозможно сравнить ни с чем другим, кроме его самого, тем самым показывая динамику продвижения объекта в поле ДО.

Если сделать допущение о том, что проблематика гуманитарного исследования в русле инновационной практики ДО будет носить проективный и социальный характер, то гуманитарное исследование может презентировать пространство ДО.

Трудность в построении гипотезы определяется тем, что она формируется непосредственно в поле исследования и практики, следовательно, включает в себя:

1) процессы субъективации и

2) фиксацию типов образовательных пространств.

Из сделанного допущения можно предположить,

что образовательное пространство (в том числе и пространство ДО) носит виртуальный характер, что объясняет сложившуюся ситуацию в области исследования ДО, так как гуманитарное исследование, по нашему предположению, должно начинаться с характеристики поля, в котором располагается объект.

В русле исследования современного состояния проблем ДО достаточно много сделано в плане описания и характеристики пространства ДО [1-3]. Однако следует заметить, что ни одно из описаний не является полным и исчерпывающим. Это связано с традиционным представлением об организации образовательного процесса, в котором характер взаимодействия участников образовательного процесса (учитель - ученик) представляется субъектным. Проводимые анализы показали, что действия в области ДО строятся на использовании и анализе использования проективной культуры, которая сама по себе является консервативной.

Говоря об отсутствии полного и исчерпывающего описания, мы фиксируем проблему развития субъектных позиций как одну из значимых в отображении логики и сущности развития инновационных процессов в образовании в целом. Для решения поставленной проблемы мы считаем необходимым совмещение проектной и исследовательских установок в организации пространства ДО. В реализации нашей экспериментальной программы мы учитываем необходимость совмещения разных исследовательских и проектных установок педагога [4], а также переопределение объекта и предмета исследования.

Объект исследования - субъект познания и проявление и оформление субъектной позиции, а предмет - выявление педагогических условий, стимулирующих развитие способностей оформить и предъявить собственную мысль (проявление логических и речевых способностей). Тогда схема построения эксперимента в ДО характеризуется:

1. Отсутствием контрольных групп в эксперименте (в силу уникальности исследуемого процесса, органи-

зационной и технической обеспеченности образовательного процесса).

2. Совпадением констатирующего и формирующего экспериментов. Так как ДО - еще не устоявшаяся, а только складывающаяся и моделируемая образовательная структура - область изучения ДО, - то и возникают основания для совпадения двух форм исследования. И формируемые в образовательном процессе структуры, модели взаимодействия, компетенций различных субъектов пространства ДО становятся исходной позицией для вновь определяемой информации для простраивания дальнейших действий в ДО.

3. Наряду с классическими для оценки изменяющегося объекта исследованиями использованием методов опосредованного изучения объекта, что связано с невозможностью непосредственно снимать заданные показатели с объекта исследования в силу специфики организации системы ДО (когда взаимодействие происходит опосредованно).

4. Организацией диалога в системе ДО, которая предполагает в большей степени взаимодействие через текстовые формы (письменный диалог, написание писем).

Использование классических методов исследования является не всегда доступным при организации педагогического процесса. Введение в эксперимент наряду с классическими методами методик опосредованного изучения объекта исследования позволяет получить более полную информацию о происходящих изменениях в исследуемом объекте (субъекте познания).

Процесс организации ДО и взаимодействие субъектов в ДО с позиции гуманитарного подхода отвечает основным принципам гуманизации образовательного процесса. Получаемая опосредованная информация об учащихся становится значимой и идентифицирует учащихся в плане прохождения идентификационно-контрольного блока. При реализации контрольной функции ДО с позиции методологии гуманитарного исследования снимается ряд проблемных моментов в развитии самооценки и интеллектуальной рефлексии учащихся, что следует рассматривать как важнейшие аспекты в проведении исследований в ДО.

Использование в эксперименте указанных методов (прямого и опосредованного) изучения объекта и динамики его развития в русле психолого-педагогиче-ского исследования является основанием для принятия решения в осуществлении конкретных педагогических действий. Складывающиеся условия позволяют субъектам (педагогу и учащимся) переопределять свою позицию и корректировать характер и способ взаимодействия, направленного на получение положительной динамики развития.

Наше предположение строилось на том, что каждый организуемый учебный процесс, в том числе и в информационном пространстве, нуждается в обязательном пси-холого-педагогическом обеспечении. Но вместе с тем существует необходимость исследовательского сопровождения вновь формируемых образовательных процессов.

Процесс дистанционного обучения проходит в поле информационного образовательного пространства. Образовательное пространство нуждается в определении и оформлении. Информационное образовательное пространство в реализуемой нами модели обеспечивается через использование различных ресурсов, как то:

- обучающие программы;

- форумы;

- телеконференции;

- поисковые и справочные системы;

- ресурсы 1п1егпе1

Организационной составляющей будет выступать диалог. Диалог в информационном образовательном пространстве может происходить между педагогом и учащимися, между учащимися, между учащимися и ресурсами. Диалог будет являться существенной характеристикой информационного образовательного пространства. В педагогическом процессе диалог подразумевает, прежде всего, применение вербальных средств. Истинный вербальный диалог при современном состоянии системы ДО, в общем, неприменим. Совершенно невербальным является, например, взаимодействие учащегося с игровой программой. При использовании в учебном процессе тестовой программы вербальна программа, а ответ пользователя, по существу, невербален. Вне зависимости от того, какой тест (открытого или закрытого типа) реализуется в программе, он ограничен множеством ответов, синтаксис которых однозначно понимается программой.

Реализуемая нами модель дистанционного обучения сохраняет вербальность со стороны обучающей программы, а реакцией обучаемого является действие, которое распознается программой. Важно также, какая сторона является ведущей в диалоге. В выполнении лабораторных и контрольных работ ведущим является пользователь, в мультимедийной лекции, по нашему убеждению, должна вести диалог программа.

На рынке образовательных услуг в настоящее время существует большое количество программ, предназначенных для использования в процессе дистанционного обучения. Однако существует ряд проблем, препятствующих их эффективной реализации. Большинство из существующих программ узкоспециализированные (имеют ограничения предметного содержания и реализуемым функциям), например, справочники и тестовые программы. Возможно два варианта реализации программного обеспечения:

- совместное использование набора разнородных программ;

- программы, входящие в состав единой системы компьютеризированного обучения.

На наш взгляд, в организации учебного процесса эффективнее использовать второй вариант. В этом случае педагог и учащиеся взаимодействуют в едином информационном пространстве.

Сама конструкция обучающей программы включает в себя несколько организационных форм, которые реализуются в единой системе компьютеризированного обучения, т.е. объединены единой средой. Организационными формами в информационной образовательной среде для нас будут: мультимедийная лекция, лабораторные и практические работы, тестовые программы, контрольные работы.

Весь содержательный материал учебного курса реализуется через приведенные формы и организован в модули. Модуль - учебная единица, содержащая определенную часть учебного материала. Реализуемая организационная структура учебного процесса в рамках дистанционного обучения может иметь различную кон-

фигурацию. Самое простое и наиболее часто встречающееся соединение модулей в курсе - последовательное, совпадающее с последовательным изложением материала. Такая линейная форма представления курса не удовлетворяет современному требованию персонифицированного подхода к учащемуся. Для увеличения гибкости структуры курса необходимо добавить возможность изменения траектории обучения. Рассматривая вопрос индивидуального подхода к учащемуся, приходим к выводу об изменении состава курса в соответствии с индивидуальными характеристиками учащихся, которые были определены во входном тестировании [4].

Список модулей, включающий описание структуры учебного курса, будет являться шаблоном курса. На основе шаблона курса можно формировать индивидуальную структуру курса в соответствии с входным контролем и (или) по желанию педагога. Формирование индивидуального курса в таком случае будет заключаться в составлении списка модулей шаблона курса, которые следует воспроизводить для данного

учащегося. Такая организация учебной деятельности нуждается в дополнительном исследовании эффективности организации учебного процесса в рамках ДО.

Проведенный нами анализ экспериментальных данных позволяет предложить некоторые основания для реализации гуманитарного подхода в исследованиях ДО:

1) предъявление и удержание субъектной позиции в логике построения процесса ДО;

2) совпадение формирующего и констатирующего форм эксперимента;

3) использование опосредованных форм изучения субъекта.

Осуществление гуманитарного исследования в рамках ДО становится сопровождающим звеном в практике преподавания предмета, элементом, неотъемлемым и естественным в самом образовательном пространстве ДО. Исследование возможностей гуманитарного подхода в ДО позволяет увидеть принципиальные основания и технологию реализации личностно-центрированного обучения в пространстве ДО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волов В.Г. История дистанционного образования // Инновации в образовании. 2001. № 3. С. 115-126.

2. КарлащукВ.И. Обучающие программы. М.: Изд-во «Солон», 2001. 528 с.

3. Домненко ВМ., БурсовМ.В. Создание образовательных ресурсов на основе Internet-технологий. СПб.: СПбГИТМО(ТУ), 2001. 100 с.

4. Абакумова Н.Н., Комаровская Л.В. Опыт формирования учебных программ на основе комплексного компьютерного тестирования школьников// Вестник Томского государственного университета. 1999. №. 268. С. 161-166.

Статья представлена кафедрой педагогики факультета психологии Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Педагогика образования» 20 января 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.