Н.Н. Абакумова
МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Исследование возможностей гуманитарного подхода в дистанционном обучении (ДО) позволяет увидеть принципиальные основания и технологию реализации личностно-центрированного обучения в пространстве ДО. Построение модели ДО происходит с учетом определяемых нсихолого-педагогических условий, индивидуальных для каждого учащегося, и общепедагогических ценностей.
Дистанционное обучение (ДО) является одной из прогрессивно развивающихся инновационных практик. Его стремительное развитие и распространение связано с государственными программами компьютеризации образовательных учреждений и курсами повышения квалификации для преподавателей в области информационных технологий.
Во всех формах ДО мы реализуем проявление и развитие субъектной позиции. Существенным признаком субъектной позиции считаем способность не только к восприятию, пониманию информации, но и ее интерпретации, т.е. осознанию, осмыслению, возникновению собственных мыслей в процессе отнесения к данной информации; оформление и предъявление собственной мысли. Стимулирование и развитие речемыслительной деятельности определяет стратегию организации познавательной деятельности в ДО. При этом интегративным показателем продуктивности интеллектуальной деятельности (в том числе и ее творческого потенциала) является уровень культуры понятийного мышления, суть которого представляется в реализации возможностей гуманитарного подхода в ДО.
Под гуманитарным подходом мы будем понимать создание необходимых педагогических условий для раскрытия природы человека (иными словами, для развития продуктивности интеллектуальной деятельности и личностного роста). Важнейшим из условий является обеспечение условий, стимулирующих проявление субъектной позиции участников образовательного процесса и его развитие. Решение этой задачи мы связываем с введением гуманитарного подхода в ДО. Среда ДО, как никакая другая область, предполагает актуальность осуществления гуманитарного исследования для всей практики. Актуальность подхода определяется:
1) логико-смысловой неопределенностью, связанной с неразработанностью понятийного, методического, методологического и категориального аппарата;
2) необходимостью проявления субъектной позиции учащихся в силу специфики организации системы ДО, когда образовательный процесс становится личностно ориентированным;
3) проводимые констатирующие эксперименты в среде ДО становятся по сути формирующими.
Все это определяет анализ и интерпретацию данных в основном на экспериментальных группах. В формирующем и развивающем эксперименте, как таковом, нет указания на использование контрольной группы. Отсутствие контрольных групп в методологии гуманитарного исследования может быть объяснено, прежде всего, с позиции уникальности исследуемого объекта. Экспериментальный объект, дина-
мику проявления и развития субъектной позиции невозможно сравнить ни с чем другим, кроме его самого, тем самым показывая динамику продвижения объекта в поле ДО.
Если сделать допущение о том, что проблематика гуманитарного исследования в русле инновационной практики ДО будет носить проективный и социальный характер, то гуманитарное исследование может презентировать пространство ДО.
Трудность в построении гипотезы определяется тем, что она формируется непосредственно в поле исследования и практики, следовательно, включает в себя:
1) процессы субъективации и
2) фиксацию типов образовательных пространств.
Из сделанного допущения можно предположить,
что образовательное пространство (в том числе и пространство ДО) носит виртуальный характер, что объясняет сложившуюся ситуацию в области исследования ДО, так как гуманитарное исследование, по нашему предположению, должно начинаться с характеристики поля, в котором располагается объект.
В русле исследования современного состояния проблем ДО достаточно много сделано в плане описания и характеристики пространства ДО [1-3]. Однако следует заметить, что ни одно из описаний не является полным и исчерпывающим. Это связано с традиционным представлением об организации образовательного процесса, в котором характер взаимодействия участников образовательного процесса (учитель - ученик) представляется субъектным. Проводимые анализы показали, что действия в области ДО строятся на использовании и анализе использования проективной культуры, которая сама по себе является консервативной.
Говоря об отсутствии полного и исчерпывающего описания, мы фиксируем проблему развития субъектных позиций как одну из значимых в отображении логики и сущности развития инновационных процессов в образовании в целом. Для решения поставленной проблемы мы считаем необходимым совмещение проектной и исследовательских установок в организации пространства ДО. В реализации нашей экспериментальной программы мы учитываем необходимость совмещения разных исследовательских и проектных установок педагога [4], а также переопределение объекта и предмета исследования.
Объект исследования - субъект познания и проявление и оформление субъектной позиции, а предмет - выявление педагогических условий, стимулирующих развитие способностей оформить и предъявить собственную мысль (проявление логических и речевых способностей). Тогда схема построения эксперимента в ДО характеризуется:
1. Отсутствием контрольных групп в эксперименте (в силу уникальности исследуемого процесса, органи-
зационной и технической обеспеченности образовательного процесса).
2. Совпадением констатирующего и формирующего экспериментов. Так как ДО - еще не устоявшаяся, а только складывающаяся и моделируемая образовательная структура - область изучения ДО, - то и возникают основания для совпадения двух форм исследования. И формируемые в образовательном процессе структуры, модели взаимодействия, компетенций различных субъектов пространства ДО становятся исходной позицией для вновь определяемой информации для простраивания дальнейших действий в ДО.
3. Наряду с классическими для оценки изменяющегося объекта исследованиями использованием методов опосредованного изучения объекта, что связано с невозможностью непосредственно снимать заданные показатели с объекта исследования в силу специфики организации системы ДО (когда взаимодействие происходит опосредованно).
4. Организацией диалога в системе ДО, которая предполагает в большей степени взаимодействие через текстовые формы (письменный диалог, написание писем).
Использование классических методов исследования является не всегда доступным при организации педагогического процесса. Введение в эксперимент наряду с классическими методами методик опосредованного изучения объекта исследования позволяет получить более полную информацию о происходящих изменениях в исследуемом объекте (субъекте познания).
Процесс организации ДО и взаимодействие субъектов в ДО с позиции гуманитарного подхода отвечает основным принципам гуманизации образовательного процесса. Получаемая опосредованная информация об учащихся становится значимой и идентифицирует учащихся в плане прохождения идентификационно-контрольного блока. При реализации контрольной функции ДО с позиции методологии гуманитарного исследования снимается ряд проблемных моментов в развитии самооценки и интеллектуальной рефлексии учащихся, что следует рассматривать как важнейшие аспекты в проведении исследований в ДО.
Использование в эксперименте указанных методов (прямого и опосредованного) изучения объекта и динамики его развития в русле психолого-педагогиче-ского исследования является основанием для принятия решения в осуществлении конкретных педагогических действий. Складывающиеся условия позволяют субъектам (педагогу и учащимся) переопределять свою позицию и корректировать характер и способ взаимодействия, направленного на получение положительной динамики развития.
Наше предположение строилось на том, что каждый организуемый учебный процесс, в том числе и в информационном пространстве, нуждается в обязательном пси-холого-педагогическом обеспечении. Но вместе с тем существует необходимость исследовательского сопровождения вновь формируемых образовательных процессов.
Процесс дистанционного обучения проходит в поле информационного образовательного пространства. Образовательное пространство нуждается в определении и оформлении. Информационное образовательное пространство в реализуемой нами модели обеспечивается через использование различных ресурсов, как то:
- обучающие программы;
- форумы;
- телеконференции;
- поисковые и справочные системы;
- ресурсы 1п1егпе1
Организационной составляющей будет выступать диалог. Диалог в информационном образовательном пространстве может происходить между педагогом и учащимися, между учащимися, между учащимися и ресурсами. Диалог будет являться существенной характеристикой информационного образовательного пространства. В педагогическом процессе диалог подразумевает, прежде всего, применение вербальных средств. Истинный вербальный диалог при современном состоянии системы ДО, в общем, неприменим. Совершенно невербальным является, например, взаимодействие учащегося с игровой программой. При использовании в учебном процессе тестовой программы вербальна программа, а ответ пользователя, по существу, невербален. Вне зависимости от того, какой тест (открытого или закрытого типа) реализуется в программе, он ограничен множеством ответов, синтаксис которых однозначно понимается программой.
Реализуемая нами модель дистанционного обучения сохраняет вербальность со стороны обучающей программы, а реакцией обучаемого является действие, которое распознается программой. Важно также, какая сторона является ведущей в диалоге. В выполнении лабораторных и контрольных работ ведущим является пользователь, в мультимедийной лекции, по нашему убеждению, должна вести диалог программа.
На рынке образовательных услуг в настоящее время существует большое количество программ, предназначенных для использования в процессе дистанционного обучения. Однако существует ряд проблем, препятствующих их эффективной реализации. Большинство из существующих программ узкоспециализированные (имеют ограничения предметного содержания и реализуемым функциям), например, справочники и тестовые программы. Возможно два варианта реализации программного обеспечения:
- совместное использование набора разнородных программ;
- программы, входящие в состав единой системы компьютеризированного обучения.
На наш взгляд, в организации учебного процесса эффективнее использовать второй вариант. В этом случае педагог и учащиеся взаимодействуют в едином информационном пространстве.
Сама конструкция обучающей программы включает в себя несколько организационных форм, которые реализуются в единой системе компьютеризированного обучения, т.е. объединены единой средой. Организационными формами в информационной образовательной среде для нас будут: мультимедийная лекция, лабораторные и практические работы, тестовые программы, контрольные работы.
Весь содержательный материал учебного курса реализуется через приведенные формы и организован в модули. Модуль - учебная единица, содержащая определенную часть учебного материала. Реализуемая организационная структура учебного процесса в рамках дистанционного обучения может иметь различную кон-
фигурацию. Самое простое и наиболее часто встречающееся соединение модулей в курсе - последовательное, совпадающее с последовательным изложением материала. Такая линейная форма представления курса не удовлетворяет современному требованию персонифицированного подхода к учащемуся. Для увеличения гибкости структуры курса необходимо добавить возможность изменения траектории обучения. Рассматривая вопрос индивидуального подхода к учащемуся, приходим к выводу об изменении состава курса в соответствии с индивидуальными характеристиками учащихся, которые были определены во входном тестировании [4].
Список модулей, включающий описание структуры учебного курса, будет являться шаблоном курса. На основе шаблона курса можно формировать индивидуальную структуру курса в соответствии с входным контролем и (или) по желанию педагога. Формирование индивидуального курса в таком случае будет заключаться в составлении списка модулей шаблона курса, которые следует воспроизводить для данного
учащегося. Такая организация учебной деятельности нуждается в дополнительном исследовании эффективности организации учебного процесса в рамках ДО.
Проведенный нами анализ экспериментальных данных позволяет предложить некоторые основания для реализации гуманитарного подхода в исследованиях ДО:
1) предъявление и удержание субъектной позиции в логике построения процесса ДО;
2) совпадение формирующего и констатирующего форм эксперимента;
3) использование опосредованных форм изучения субъекта.
Осуществление гуманитарного исследования в рамках ДО становится сопровождающим звеном в практике преподавания предмета, элементом, неотъемлемым и естественным в самом образовательном пространстве ДО. Исследование возможностей гуманитарного подхода в ДО позволяет увидеть принципиальные основания и технологию реализации личностно-центрированного обучения в пространстве ДО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волов В.Г. История дистанционного образования // Инновации в образовании. 2001. № 3. С. 115-126.
2. КарлащукВ.И. Обучающие программы. М.: Изд-во «Солон», 2001. 528 с.
3. Домненко ВМ., БурсовМ.В. Создание образовательных ресурсов на основе Internet-технологий. СПб.: СПбГИТМО(ТУ), 2001. 100 с.
4. Абакумова Н.Н., Комаровская Л.В. Опыт формирования учебных программ на основе комплексного компьютерного тестирования школьников// Вестник Томского государственного университета. 1999. №. 268. С. 161-166.
Статья представлена кафедрой педагогики факультета психологии Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Педагогика образования» 20 января 2003 г.