Научная статья на тему 'Модель дифференцированного контроля знаний учащихся'

Модель дифференцированного контроля знаний учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2219
994
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ТРЕХМЕРНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ / УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ / ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Любовь Николаевна

В статье автор определяет модель контроля знаний и умений, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся, которая основывается на трехмерной системе координат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель дифференцированного контроля знаний учащихся»

ФГОС второго поколения

В статье автор определяет модель контроля знаний и умений, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся, которая основывается на трехмерной системе координат.

Егорова Любовь Николаевна

директор ГОУ СОШ № 2046 соискатель кафедры педагогики и психологии АКПиППРО Москва

МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ

знаний учащихся

Что лежит в основе конструирования модели, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся?

Ключевые слова: дифференцированный контроль знаний, трехмерная система координат, уровни познавательной деятельности, репродуктивный уровень, продуктивный уровень, творческий уровень.

Определим модель контроля знаний и умений, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся. В основу конструирования модели контроля знаний и умений положим трехмерную систему координат.

По одной из осей целесообразно отложить уровни познавательной деятельности учащихся, так как они положены в основу процесса контроля знаний и практических умений (репродуктивный, продуктивный и творческий).

Учитывая тот факт, что эксперимент планируется проводить целенаправленно по нескольким учебным дисциплинам, модель дифференцированного контроля знаний будет включать в себя уровни познавательной деятельности: творческий, продуктивный, репродуктивный; этапы: начальный, ознакомительный этап, основной этап изучения, заключительный этап изучения; формы контроля: устный опрос, письменная работа, решение задач, творческие задания, экспериментальная деятельность.

Реализация учителем модели контроля знаний и умений учащихся, основанная на уровневом подходе, на наш взгляд, осуществляется с помощью следующих действий: демонстрация учителем выполнения заданий различных уровней сложности; проведение анализа заданий разного уровня методом сопоставления; обсуждение и объяснение учащимся критериев и норм оценки заданий на всех трех уровнях сложности; организация контроля знаний и умений с учетом уров-невой дифференциации на уроках; организация самоконтроля.

Перечисленная система действий представляет собой последовательность деятельности учителя в процессе организации контроля знаний и умений учащихся с учетом уровневой дифференциации.

Уровень усвоения знаний и умений учащимися определяется по выполнению соответствующих заданий в процессе контроля знаний и практических умений.

Необходимо выделить уровни знаний и умений учащихся в процессе контроля.

Репродуктивный уровень. На данном уровне контролируют знания и умения, опирающиеся только на память. Раскроем содержание знаний и умений учащихся первого уровня. На репродуктивном уровне учащиеся должны: самостоятельно выполнять устные задания, давать точные ответы на устные вопросы учителя, самостоятельно составлять устные вопросы репродуктивного характера к заданной теме, пересказывать материал по заданному плану, уметь давать дополнения по заданному образцу, уметь составлять схему, графический рисунок по предоставленному заданию, решать задачи, выполнять терминологические диктанты.

Определение содержания деятельности репродуктивного уровня в процессе контроля знаний и умений и ознакомление с ним учащихся в дальнейшем позволит разработать систему оценки с учетом уровневой дифференциации.

Продуктивный уровень предполагает следующие умения: выполнять письменные задания на проверку знаний и умений, уметь использовать

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

45

ФГОС второго поколения

усвоенные знания в процессе учебной деятельности в знакомых учащимся условиях; уметь характеризовать указанный объект по заданному плану; уметь выполнять творческое задание. На продуктивном уровне, кроме вышеперечисленного, учащиеся должны: различать понятия, понимать: законы, принципы, положения теорий; осмысленно полностью или в сокращенном виде воспроизводить материал; выделять в материале главные положения, доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений; приводить примеры взаимосвязи тех или иных объектов или явлений; выполнять аналитические задачи; решать конструктивные задачи. Определение содержания знаний и умений продуктивного уровня и ознакомление с ними учащихся в дальнейшем позволило разработать единые критерии и нормы оценки учебной деятельности, выполняемой школьниками по определенной схеме.

Самым высоким уровнем в структуре контроля знаний и умений школьников является творческий уровень. Находясь на творческом уровне, ученик дополнительно занимается самообразованием.

Творческий уровень предполагает умения: давать устные и письменные ответы творческого характера на заданную тему, уметь мыслить нестандартно и предлагать альтернативное решение заданной проблеме; выполнять дополнительные задания, проявлять интерес; уметь решать зада-

чи на логическое мышление; составлять и защищать свой научный проект; решать проблемные вопросы, задачи с противоречивыми данными, а также задачи на нахождение несоответствий и ошибок; уметь аргументировать и обосновывать свои ответы; уметь обобщать полученные знания на эмпирическом и теоретическом уровне; уметь устанавливать межпредметные связи; устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным; переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов; использовать знания других предметов для анализа текущего вопроса; сопровождать ответ самостоятельно намеченным и проведенным экспериментом; полученные при изучении темы знания представлять в структурированном виде; решать все виды задач (качественные, количественные, экспериментальные, графические и т.п.); пользоваться учебной и справочной литературой, осуществляя ее подбор в большей степени самостоятельно; уметь планировать и правильно организовывать свою учебную деятельность.

К числу творческих заданий мы отнесем решение сложных теоретических и экспериментальных задач, написание докладов и рефератов.

Таким образом, можно выделить виды деятельности для каждого уровня познавательной деятельности.

Представим их в виде схемы (см. ниже).

Уровни познавательной активности учащихся

Д________ Д ________4

Репроду ктивный уровень Продуктивный уровень Творческий уровень

И

v

и

Виды деятельности Виды деятельности Виды деятельности

Пересказ материала по заданному плану, Решать задачи Составление графиков и схем по заданному образцу Терминологические диктанты Понимать законы, принципы, положения теорий Использовать полученные знания в процессе учебной деятельности в знакомых ситуациях Доказывать правильность и уметь обосновывать изученные теории и положения приводить примеры взаимосвязи тех или иных объектов или явлений Решать аналитические задачи Решать конструктивные задачи Обобщать полученные знания, делать самостоятельно выводы, Творчески подходить к решению задач, Устанавливать взаимосвязь между явлениями, Самостоятельно изучать дополнительный материал Выполнять рефераты, творческие задания Выполнять больший объем заданий из предложенных

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

Формы организации контроля учебной деятельности школьников

Уровень учебных возможностей индивидуальная групповая фронтальная

содержание, методы и приемы контроля

репродуктивные задания

низкий выполнение письменных заданий; устные ответы на вопросы; самостоятельное составление вопросов репродуктивного характера к параграфу темы; к плану; дополнение схемы по образцу выполнение заданий в группах; рассказ по плану графическая работа (составить схему, рисунок) устный, письменный опрос по заданиями с места; решение задач во время урока-игры; терминологические диктанты

продуктивные задания

средний устный, письменный опроса по заданиям на проверку умений использовать усвоенные знания на различных уровнях, навыков и приемов учебной работы в известных (действия по образцу) условиях; устный, письменный опроса с использованием наглядного материала (таблиц), гербариев, рисунков составление по плану общей характеристики объекта; составление кроссворда задача на сравнение, классификацию; распределение и выполнение заданий по определенной теме; заполнение сравнительной, обобщающей таблицы; составление вопросов для проверки знаний - выполнение заданий на анализ, установление взаимосвязей; решение реконструктивных задач во время урока-игры

творческие задания

высокий решение задач усложненного» варианта устный, письменный опрос с творческими задачами с места; выполнение дополнительных задач «в свободную минутку»; графическая работа (составить обобщающую схему) - выполнение заданий в группах; решение задач на логическое мышление; составление и защита научного проекта - решение задач во время урока-игры (проблемные вопросы, задачи с противоречивыми данными, задачи на нахождения ошибки); овладение и рецензирование ответов; аргументация выводов.

Анализ функций и дидактических возможностей, форм контроля знаний и практических умений, позволил провести их систематизацию и рассмотреть, как целесообразно использовать эти формы в соответствии с уровневой моделью контроля знаний и практических умений. Рассмотрим, как можно организовать применение одной и той же формы контроля для учащихся с разными уровнями познавательной деятельности и познавательной активности. Для этого необходимо провести систематизацию форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения.

Благодаря таблице, можно не только систематизировать материал, но и сделать деятельность более целенаправленной.

В таблице рассмотрены три уровня заданий в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся. Все формы контроля, которые используются для школьников с конкретным уровнем активности, в первую очередь определяют сложность деятельности.

Таким образом, дифференцированный контроль требует сочетания репродуктивных, реконструктивных и творческих видов деятельности, чтобы учащиеся могли выполнять задачи с учетом своих реальных учебных возможностей и достигать цели оптимальным путем. Использование разноуровневых задач в процессе контроля знаний учащихся предполагает применение различных методов, средств, форм организации обучения, побуждают личность к выявлению ее ак-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

47

ФГОС второго поколения

тивности. С этой целью организованы различные формы уплотненного опроса, контрольно-обобща-ющие уроки-игры.

Во время дифференцированного контроля используются задания, способствующие формированию мотивации, которая обеспечивает успешную учебу. С этой целью учащимся с высокими учебными способностями предлагаются: блиц-контроль (тест) со взаимооценкой; постановку эксперимента, описание наблюдаемых явлений, выводы на основе наблюдений.

Творческие задания целесообразны при: защите творческой (научной) работы, овладения и рецензирования; решение задач на логическое мышление; решению проблемных вопросов в группах.

Эти задачи позволяют обнаруживать: умение сравнивать, оценивать, классифицировать, обобщать и конкретизировать, анализировать, творчески использовать знания; устанавливать причинно-следственные связи, делать логические обоснованные выводы, что требует более высокого уровня компетенции.

Ученики со средними учебными возможностями имеют возможность выполнять следующие задачи: индивидуальное составление конспекта, схемы; самостоятельное заполнение таблицы; наблюдения в группах, которое может осуществляться индивидуально или фронтально.

задача такого содержания направлены на выявление полноты знаний, обусловленную количеством понятий и связей в системе, выявления глубины толкование каждого из понятий, обусловленную характером взаимосвязанных признаков каждого понятия, которые должны быть усвоены учащимися.

Ученикам с низкими учебными возможностями можно предлагать: письменные диктанты по фактологии, по формулам, понятиями, определениями изученного материала; терминологические диктанты с выборочным контролем (5-6 работ); тренировочные работы с тихим опросом учащихся учителем и др.

Характер деятельности учащихся в процессе выполнения этих задач предполагает выявление знаний понятийной системы курса, разделов или отдельных тем, признаков понятий и их связей друг с другом.

Характер вопросов и задач реконструктивного и творческого уровня заключается в стимулировании школьников применять знания: выделять главное, сопоставлять известные факты, явления, процессы, находить общие и отличительные признаки в сравнении, отвечать на вопрос: «почему», «зачем?», Если можно найти ответ в учебниках, пособиях, «выполнять задания типа «составь план, схему», «заполни таблицу», «объясни», которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, т.е. сформулированы так, что-

бы ученик не мог выполнить формально, не осознавая их.

При организации дифференцированного контроля целесообразно сочетать различные его формы. Например, если учебный материал нетяжелый, то целесообразно организовывать парную или групповую работу, которая дает возможность школьникам самостоятельно проверять уровень своих знаний, способствовать выявлению активности, учиться выражать свои мысли в паре или группе, более осознанно воспринимать новый материал и осуществлять само - и взаимоконтроль. Такая организация контроля дает возможность проведения углубленного опроса с комментированием учеников: один ученик отвечает, остальные дополняют, максимально полно освещают тот или иной аспект изученного материала.

При дифференцированном подходе к выявлению знаний учащихся большое значение уроков комплексного контроля, которые строились на широком сочетании всех форм его организации.

Следовательно, организация дифференцированного контроля знаний учащихся с различными реальными возможностями предполагает использование соответствующих форм организации учебной деятельности, методов, приемов.

В заданиях, предложенных в таблице для учащихся разного уровня активности, наблюдается усложнение учебной деятельности, повышение роли самостоятельности в ее осуществлении. Предложенное распределение форм контроля знаний и практических умений учащихся позволяет учителю экономить время при планировании контрольных мероприятий. Проверяя работы учащихся, учитель анализирует, как тот или иной ученик справляется с предложенным заданием. В случае если ученик выполняет работу достаточно самостоятельно, необходимо усложнить его учебную деятельность, подобрав задания, соответствующие следующему уровню, более высокому. Это создает условия для развития активности школьников.

Литература

1. Малышева Т.И. Контроль и оценка в учебной деятельности на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.

2. Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.

3. Сиденко А.С. Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №5.

4. Магомедов Р.М. Проектная деятельность как инновационная составляющая одной из организационных форм обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.