84
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)
FETISOV, Alexander Yuryevich - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SEREBRYAKOVA, Tatyana Yuryevna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Accounting. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 378.147:378.018.43
МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ КРИТЕРИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЕЕ УРОВНЯ*
В.Л. Шапошников, А.С. Артамкин, К.В. Хорошун
Цель исследования заключается в разработке метода интегративной диагностики информатизации деятельности предприятий. Авторами представлены математические модели информатизации деятельности предприятий (на основе теории множеств) и критерии ее оценки, а также выделены и охарактеризованы уровни информатизации. Предложенные модели могут стать научной основой для дальнейшего развития теории менеджмента, включая мониторинговые технологии управления. Практическая значимость результатов исследования состоит в универсальности предложенного метода диагностики применительно к любой сфере человеческой деятельности.
Ключевые слова: информатизация; предприятие; деятельность; мониторинг; диагностика; модель.
V.L. Shaposhnikov, A.S. Artamkin, Ch.V. Horoshun. MODEL OF DIAGNOSTICS OF THE COMPANY'S INFORMATIZATION FOR CRITERIA EVALUATION OF ITS LEVEL
The purpose of investigation is the elaboration of integrative assessment method of enterprises activity computerization. The authors offered the enterprises activity computerization mathematical models, based on multitudes theory, its criterion, also selected and described its levels. The offered models may be a scientific foundation for perspective development of management theory and monitoring technologies. The practical importance of results of a research consists in universality of the offered diagnostics method in relation to any sphere of human activity.
Keywords: computerization; enterprise; activity; monitoring; assessment; model.
Известно, что конкурентоспособность экономики страны находится в прямой зависимости от конкурентоспособности хозяйствующих субъектов (фирм, предприятий и организаций). Следовательно, бесспорна актуальность такой социально-экономической проблемы, как конкурентоспособность предприятий, обеспечение их эффективного функционирования [1-14]. Для современных специалистов несомненно, что именно информатизация деятельности предприятий позволит вывести их функционирование на качественно новый уровень, откроет новые возможности и перспективы для успешного решения многих социально-экономических проблем [1; 3-7; 13; 14].
Информатизация в любой сфере человеческой деятельности заключается не просто в интеграции информационных технологий с технологиями в соответствующей сфере (тем
более, информатизация не редуцируется до применения компьютерных информационных систем), а в усилении роли информационных процессов в сложных социально-экономических системах. Не является исключением и информатизация деятельности предприятий. Информатизация хозяйствующих субъектов (фирм, предприятий и организаций) немыслима как без перманентного применения методов и средств работы с информацией, так и без информационной компетентности менеджеров и персонала [1; 4; 7; 10; 12; 14]. Но так же очевидно, что об информатизации социально-экономической системы речь может идти только в случае информатизации всех ее составляющих. Информатизация деятельности предприятий стала социокультурной реальностью, что требует методики ее квалиметрической диагностики. Однако слабая разработанность методов ди-
* Работа выполнена в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 «Современные информационно-образовательные среды» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда от 17.03.2016 г.
агностики степени информатизации деятельности предприятий лишает проектирование информационных технологий менеджмента целевого ориентира, а это сдерживает развитие экономической информатики (бизнес-информатики).
Проблема нашего исследования состоит в определении критериев оценки и уровня информатизации деятельности предприятий. Цель исследования - разработка метода ин-тегративной диагностики информатизации деятельности предприятий. Актуальность указанной задачи усиливается в связи с необходимостью реализации государственной программы «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года»: полный переход к цифровой экономике предполагает соответствие всех социально-экономических систем требованиям информационного общества.
С точки зрения авторов настоящей статьи, необходимо различать информатизацию менеджмента и информатизацию деятельности предприятия в целом. Очевидно, что информатизация менеджмента - лишь часть информатизации деятельности предприятия: последняя предполагает, в первую очередь, информатизацию деятельности персонала. В то же время очевидно, что о полноценной информатизации можно говорить только в том случае, если на должном уровне произведена и информатизация менеджмента, и информатизация деятельности персонала. Это более актуально при реализации мониторинговых технологий управления, требующей полноценного сбора первичной информации о деятельности всех составляющих (особенно сотрудников).
Представим первичные математические модели информатизации предприятия на основе теории множеств. Пусть N - число сотрудников (как руководящих работников, так и персонала), Zi - множество информационных систем (программных продуктов), применяемых 1-м сотрудником, Si - множество информационных технологий, применяемых 1-м сотруд-
N N
ником, тогда 2 = уи £ = у ^ . Здесь Z и
1=1 1=1
S - соответственно общее множество применяемых компьютерных систем и информационных технологий, и - символ объединения множеств. Не следует путать множества информационных технологий и компьютерных систем. Например, технология баз данных положена в основу функционирования практически любой информационной системы. Напомним, что компьютерные информационные
системы - лишь инструментальный аспект информационных технологий [1; 2; 4; 11].
Далее рассмотрим критерии для оценки степени информатизации деятельности предприятия. Первый показатель - роль мониторинга в социально-экономическом управлении - оценивают как латентную переменную (индикаторные показатели отражены в работе [1]). Данный показатель отражает усиление роли достоверной информации (фактической и модельной) в социально-экономическом управлении.
Второй показатель - информационная компетентность руководящих работников и персонала, в целом - готовность трудового коллектива к применению информационных технологий [7; 12]. Если п1, п2, п3 и п4 - соответственно число сотрудников, у которых информационная компетентность сформирована на творческом уровне, уровне образованности, грамотности и ситуативном уровне, то относительный уровень кадрового потенциала для информатиза-
ции: п =
П + 0,75 • п2 + 0,5 • п3 + 0,25 • п4
N
, абсолютный:
П = п1+ 0,75• п2 + ^0,57 0,25^. Последняя мо-
}=1 }=1
дель расчета ограничивает роль сотрудников с низкими уровнями информационной компетентности (метод теории пределов представлен в работе [8]).
Третий показатель (латентная переменная) - степень обеспеченности системами компьютерной поддержки профессиональной деятельности. Индикаторные параметры: К1 - число программных продуктов, применяемых в деятельности сотрудников. Модель расчета следующая: Кх = р(2ПП), где Р - мощность множества, ZПП - множество применяемых программных продуктов. Но компьютерные информационные системы могут быть многофункциональными (или интегрировать программные продукты). Например, корпоративная информационная система может объединять информационные системы (в том числе автоматизированные рабочие места) на отдельных производственных участках. Более
Р(2ППП )
точная модель расчета: Кх = ^ zi, где ^ - чи-
1=1
сло функций, выполняемых 1-м программным
продуктом. К2 - число разнообразных аппаратных средств информатизации, применяемых
тг г,1гуАСи\
в деятельности предприятия: К2 = Р12 I,
где ZАСИ - множество применяемых аппаратных средств информатизации. Помимо ЭВМ и стандартного периферийного оборудования,
это могут быть видеокамера, специализированные процессоры, микроконтроллеры и т.д. Индикатор К3 - число применяемых разнообразных аппаратно-программных комплексов, применяемых в обучении: К3 = р(2АПК),
где 2апк - множество применяемых аппаратно-программных комплексов - технических информационных систем, в которых аппаратная и программная составляющие однозначно соответствуют друг другу (программное обеспечение адаптировано под конкретную аппаратную составляющую, а комплекс под решение конкретных задач). Индикатор К4 - удельная обеспеченность ресурсами (как правило, аппаратным обеспечением) сотруд-
т т2 т3
X а + 0.5•£ Д + 0.25 с ников: к = _'=1
■=1
N
Здесь
т1, т2 и т3 - соответственно число видов неразделяемых ресурсов, имеющих критическое (важнейшее), важное и не принципиальное значения, а1 Р1 и с1 - соответственно количество экземпляров соответствующего ресурса. Например, ЭВМ - важнейший неразделяемый ресурс, принтер - важный, сканер и видеокамера - рекомендательные. С точки зрения авторов настоящей статьи, едва ли можно говорить о высоком уровне информатизации, если сотрудники между собой «делят» компьютер.
Четвертый показатель (латентная переменная) - насыщенность арсенала методов и приемов работы с информацией (в целом -информационных технологий). Индикаторные параметры следующие. Критерий R1 - число разнообразных информационных технологий, применяемых в деятельности сотрудников: Я = Р\3СИТ), где SСИТ - множество применяемых современных информационных технологий, которые не следует путать с их инструментальным аспектом - аппаратными и программными средствами информатизации. Это могут быть мультимедиатехнологии, компьютерная графика, технологии баз данных, компьютерный видеоанализ и т.д. Индикатор Я - число разнообразных методов обработки информации, применяемых в деятельности предприятия: я = р($МОИ), где SМОИ - множество применяемых методов обработки информации (информационный аспект информационных технологий). Это могут быть моделирование, методы теории вероятностей и статистические методы, многопараметрический анализ и т.д.
Пятый показатель (латентная переменная) -степень применения компьютерных систем, а также методов работы с информацией и информационными технологиями в целом. Следует
отличать арсенал и качество инструментария, с одной стороны, и интенсивность его применения в профессиональной деятельности, с другой стороны. Системы компьютерной поддержки - инструментарий, который имеет смысл только в случае его применения. Индикаторные параметры следующие. G1 - коэффициент охвата трудового коллектива применением
N р(2пп )
программных продуктов: ^ = '=' ^_, где
- = 1, если '-й сотрудник применял 7-й про-
граммный продукт (0 - в противном случае). Взвешенный (и более точный) коэффициент охвата учитывает время использования сотрудниками программных продуктов (по своей сути, коэффициент загрузки технических
^^ РР(2пп)
X X ^
средств информатизации): 01 = ' N т—, где
tl ^ - общее время, затраченное '-м сотрудником на работу с 7-м программным продуктом, Т - нормативное время работы сотрудников. Очевидно, что ни о какой информатизации не может быть и речи, если применение информационных технологий осуществляется эпизодически, а не систематически. В контексте статьи авторы считают дозволительным напомнить о том, что «ружье должно стрелять». Параметр G2 - среднее число задач, решенных
2 N
сотрудниками на ЭВМ: 02 =
_ _г=1_
N
где Ь - число
критерий: = ^
решенных на ЭВМ задач '-м сотрудником. Но предприятие должно стремиться к полной автоматизации информационных процессов (информационной деятельности), поэтому введем
N
тт , где Н - общее число задач, н
решенных сотрудниками (как менеджерами, так и персоналом).
Шестой показатель - влияние информатизации предприятия на формирование компонентов социально-профессиональной компетентности менеджеров и персонала. Он наиболее трудно оцениваемый, так как взаимосвязь между деятельностью предприятия (тем более ее информатизацией) и формированием личности сотрудников неоднозначна (действует множество других факторов). Поэтому авторы настоящей статьи предлагают оценивать коэффициенты корреляции между приростами информационной компетентности сотрудников и их иных ключевых компетенций
(объем статистической информации пропорционален числу сотрудников Более достоверный способ: необходимо для каждого сотрудника оценивать прирост профессиональной информационной компетентности (а не общей); для менеджеров это - информационно-управленческая компетентность [1; 11].
Представленные критерии оценки информатизации деятельности предприятия - основа для выделения и характеристики ее (информатизации) уровней. С точки зрения авторов, для информатизации деятельности предприятий характерны семь уровней: очень низкий (первый), низкий, средний, выше среднего, высокий, очень высокий и высший (седьмой). Охарактеризуем их.
Очень низкий уровень характеризуется очень слабым применением информационных технологий в менеджменте; социально-экономический мониторинг сводится до контроля и простейшей диагностики состояния предприятия и его подразделений (финансово-экономического состояния, социально-психологического климата и т.д.), не связанных с применением компьютерных технологий. В деятельности персонала также очень слабо используются информационные технологии. Применение компьютерных технологий происходит в основном в деятельности бухгалтерии (в ряде случаев - и отдела кадров), для обеспечения возможности передачи отчетности в налоговую инспекцию или иные службы.
Низкий уровень характеризуется применением узкого спектра информационных технологий. В ряде случаев имеет место эпизодическое применение компьютерных информационных систем. Социально-экономический мониторинг по-прежнему не основан на применении современных информационных технологий. Информатизация деятельности предприятия не является доминирующим фактором развития информационной компетентности менеджеров и персонала. Более того, возможности информатизации лимитированы уровнем информационной компетентности менеджеров и персонала, который, как правило, невысокий (в среднем - не выше уровня грамотности); даже если на предприятии работают сотрудники с высокими уровнями информационной компетентности, то они не являются ориентиром («примером для подражания») для коллег.
Средний уровень характеризуется системным, а не эпизодическим, применением компьютерных программ (информационных систем) в деятельности сотрудников (как менеджеров, так и персонала). Для менеджмен-
та, как правило, применяются корпоративные информационные системы, для работы персонала - автоматизированные рабочие места. Однако на данном уровне информатизация не становится значимым фактором решения задач, стоящих перед предприятием. Тем не менее, на данном уровне информатизация предприятия уже носит системный характер, но не наблюдается должного эффекта от интеграции информационных технологий и технологий соответствующих видов человеческой деятельности.
Уровень выше среднего характеризуется должным уровнем аппаратного, программного и информационного обеспечения; система компьютерной поддержки включает все составляющие, необходимые для деятельности как менеджеров, так и персонала. Информатизация начинает играть роль в развитии информационной компетентности руководящих работников и персонала (на предыдущих уровнях, наоборот, возможность информатизации лимитировалась уровнем информационной компетентности менеджеров и персонала).
Высокий уровень характеризуется тем, что информатизация деятельности предприятия становится главным фактором решения всех (или большинства) задач, стоящих перед ним, в том числе и для эффективной проектной деятельности (выполнения проектов, в том числе инновационных) на основе SCRUM-методологии. Социально-экономический мониторинг не редуцируется до контроля и диагностики, а включает также прогнозирование, планирование и принятие управленческих решений. Иначе говоря, данный уровень информатизации позволяет реа-лизовывать вероятностно-статистический подход к управлению, применять информационно-вероятностные (а не детерминированные!) модели проектного менеджмента и деятельности персонала. Наблюдается разнообразие и вариативность как применяемых методов работы с информацией, так и технических информационных систем (особенно программных продуктов, автоматизирующих решение на ЭВМ различных задач, связанных с деятельностью предприятия). В целом наблюдается широкий спектр применяемых информационных технологий: это и технологии баз данных, и мультимедиа, и автоматизированные рабочие места, и системы поддержки принятия решений и т.д. Информационные технологии применяются на высоком уровне и руководящими работниками, и персоналом; применение информационных технологий методически продуманно, что детерминирует полезность их примене-
88
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)
ния. Сформирована единая информационная среда предприятия; информационные процессы внутри предприятия формализованы и составляют систему, а не разрозненную совокупность. На данном уровне информатизация предприятия является главным фактором становления информационной компетентности менеджеров и персонала.
Очень высокий уровень характеризуется тем, что социально-экономический мониторинг практически полностью (за исключением слабо формализуемых процессов) основан на применении современных информационных технологий, а сам процесс функционирования предприятия, в том числе деятельность персонала, полностью компьютеризован; мониторинг становится неотъемлемым эффективным механизмом менеджмента. Автоматизированы все виды и направления деятельности предприятия, которые возможно автоматизировать, в том числе и электронный документооборот (как внутри предприятия, так и при его взаимодействии с иными социально-экономическими системами). Наблюдается очень высокий объем и интенсивность информационных процессов (на основе применения технических информационных систем), на высоком уровне решаются на ЭВМ самые разнообразные задачи, в том числе связанные с компьютерным моделированием. На данном уровне применение информационных технологий является фактором не просто повышения успешности (эффективности) всевозможных видов и направлений деятельности, но изменения самого облика соответствующих видов и направлений деятельности (информатизация открывает принципиально новые возможности). Регулярно происходит модернизация аппаратного, программного и информационного обеспечений как в деятельности менеджеров, так и в работе персонала. Информатизация становится главным фактором сопряженного (взаимосвязанного) становления информационной компетентности (как руководящих работников, так и персонала) и компетенций, соответствующих профессиональной деятельности [7; 9; 12]. На данном уровне предприятие становится полноценной «единицей» цифровой экономики.
Высший уровень отличается от предыдущего тем, что предприятие привносит собственные инновации в информатизацию своей деятельности (ноу-хау), а сама информатизация его функционирования - объект для анализа и усвоения передового опыта (т.е. опыт информатизации этого предприятия изучается, обобщается и перенимается, деятельность по
информатизации становится «предметом для подражания»).
Примером социально-экономической системы с высоким уровнем информатизации функционирования является Кубанский государственный технологический университет. При управлении инициативными и финансируемыми исследовательскими проектами применяется SCRUM-методология (наиболее гибкая методология, предполагающая перманентный мониторинг проектной деятельности [14]), при руководстве всеми видами деятельности (образовательной, методической и научной) - информационно-вероятностное моделирование; в каждом структурном подразделении с высокой достоверностью прогнозируется результативность всех видов деятельности; научно-педагогические работники регулярно проходят курсы повышения квалификации (на базе университета), совершенствуя навыки использования электронной информационно-образовательной среды вуза. Полностью автоматизированы не только бухгалтерская и финансовая деятельность, но также кадровый учет, составление расписаний (имеются информационные терминалы, с которыми сотрудники и студенты могут работать благодаря интуитивно-понятному интерфейсу); директивы руководства автоматически распространяются (доводятся до структурных подразделений) по корпоративной сети, функционирующей устойчиво и производительно. Передача опыта происходит благодаря налаженным научно-методическим семинарам, а также курсам повышения квалификации преподавателей; более того, к каждому научно-методическому семинару происходит предварительная подготовка: сотрудники кафедры предварительно знакомятся с материалами выступления и по электронной почте обмениваются информацией, задают вопросы по предварительной переписке. Также следует отметить, что периодически происходит модернизация внутреннего стандарта, в том числе по вопросам, связанным с информатизацией.
Напомним, что предприятие - социально-экономическая система, являющаяся частью социума более высокого порядка, прежде всего государства, а также соответствующей сферы человеческой деятельности [5; 9; 13; 14]. Одним из интегративных показателей социально-экономической системы является ее когерентность - степень согласованности ее функционирования с жизнедеятельностью социума более высокого уровня иерархии. С нашей точки зрения, степень информатизации предприятия можно считать одним из важнейших интегра-
тивных критериев его когерентности информационному обществу: предприятие с высоким уровнем информатизации активно использует ресурсы информационного общества, достижения научно-технического прогресса, прежде всего - информационные технологии, тем более, что информатизация «единиц» экономики полностью соответствует логике и тенденциям развития информационного общества.
Безусловно, одна лишь степень информатизации не может отразить согласованность функционирования предприятия с жизнедеятельностью социума более высокого порядка (необходимо, прежде всего, чтобы задачи функционирования предприятия коррелировали с тенденциями развития общества, чтобы предприятие было ориентировано на выполнение социального заказа, производство востребованной продукции и т.д.). Очевидно, что предприятие с низким уровнем информатизации - социально-экономическая система «вчерашнего дня», и тенденции его развития не соответствуют тенденциям развития цифровой экономики, тогда как для предприятия с высшим уровнем информатизации характерна социальная активность - влияние на социальную среду обитания: введение новшеств, наличие «примера для подражания» и есть влияние. Например, у компании «Toyota» немало высокотехнологичных компаний «позаимствовали» логику функционирования, управления инновационными разработками.
В заключение, можно констатировать, что предложенный метод интегративной диагностики информатизации предприятия нуждается в совершенствовании. Но уже при первоначальном осмыслении очевидно, что ее высшие уровни неразрывно связаны с его (предприятия) трансформацией в «единицу» цифровой экономики, ведущей ролью мониторинговых технологий в управлении (на всех уровнях иерархии), автоматизацией большинства процессов, ведущей ролью информатизации в переходе предприятия на новый уровень зрелости. Анализ и обобщение результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Актуальность задачи разработки универсальной методики диагностики степени информатизации деятельности предприятий детерминирована, прежде всего, усилением роли информации и информационных процессов в социально-экономических системах, а также необходимостью ускорения темпов продвижения России к цифровой экономике (реализация государственной программы «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года»). Инфор-
матизация деятельности предприятий стала социокультурной реальностью, что требует разработки методики ее квалиметрической диагностики. Диагностику информатизации предприятий рассматривают в контексте метрологической задачи более высокого порядка - диагностики когерентности (предприятия) социально-экономической системе более высокого порядка.
2. Диагностика информатизации деятельности предприятия включает оценку шести групп показателей: роль мониторинга в социально-экономическом управлении; готовность трудового коллектива к применению информационных технологий; степень обеспечения предприятия системами компьютерной поддержки профессиональной деятельности; насыщенность арсенала методов и приемов работы с информацией (в целом - информационных технологий); степень применения компьютерных систем, а также методов, приемов и информационных технологий; влияние информатизации предприятия на формирование компонентов социально-профессиональной компетентности менеджеров и персонала.
3. Модели и критерии оценки информатизации предприятий - научная основа для выделения семи уровней информатизации: очень низкий (первый), низкий, средний, выше среднего, высокий, очень высокий и высший (седьмой). На высших уровнях информатизации предприятие становится полноценной «единицей» цифровой экономики, а сама информатизация - главным фактором решения актуальных социально-экономических задач (задач, стоящих перед предприятием), а также становления информационной компетентности руководящих работников и персонала.
Перспективы исследований - создание информационно-вероятностных моделей взаимосвязи между степенью информатизации предприятий и успешностью их функционирования.
Список литературы
1. Ворошилова И.С. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М.Л. Романова, З.А. Батчаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2015. № 11. С.249-265.
2. Вязанкова В.В., Романова М.Л. Квалимет-рическая диагностика степени информатизации образовательного процесса // Открытое образование. 2013. № 4 (99). С. 4-8.
3. Зуева О.Н., Донскова Л.А. Идентификация как основа управления материальными потоками в логистической системе // Управленец. 2016. № 1 (59). С. 76-80.
4. Королюк Е.В., Молчан А.С., Хараджян Л.В. Комплексный подход к формированию механизма обеспечения экономической безопасности предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76-1). С. 733-736.
5. Лойко В.И. Параметры исследовательской деятельности научно-педагогических коллективов как критерии для диагностики образовательной среды / В.И. Лойко, Д.А. Романов, О.Б. Попова, О.Н. Подольская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. аграрного ун-та. 2016. № 123. С.967-998.
6. Самойлюк Т.А. Формирование системы управления человеческими ресурсами современной организации // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 72-74.
7. Толмачев, А.В., Глухих Л.В. Факторная модель конкурентоспособности промышленного предприятия и резервы роста корпоративной конкурентоспособности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. аграрного ун-та. 2014. № 100. С. 1263-1274.
8. Федорова Н.П. Современные способы формирования мониторинговых показателей / Н.П. Федорова, Г.Е. Тюпенькова, Е.С. Киселева, Д.А. Романов, О.Н. Никулина // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2015. № 11. С. 266-292.
9. Шапошников В.Л., Романов Д.А., Евсеева М.А. Математические методы оценки роли мониторинга в социально-экономическом управлении // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2016. № 11. С. 275-285.
10. Шапошников В.Л. Взаимосвязь становления исследовательской и информационной компетентности студентов в условиях информатизации образования / В.Л. Шапошников, Т.Л. Шапошникова, А.Е. Карасева, М.Л. Романова // Среднее профессиональное образование. 2017. № 1. С.37-41.
11. Шапошникова Т.Л., Подольская О.Н., Пастухова И.П. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2016. № 8. С. 385-398.
12. Шапошникова Т.Л., Подольская О.Н., Пастухова И.П. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2016. № 8. С. 370-384.
13. Baral G. Cost - Value - Profit Analysis and Target Costing with Fuzzy Logic Theory // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. No 2. Р. 21-29.
14. Sutherland J. Scrum: the Art of Doing Twice the Work in Half the Time. New York: Crown Business, 2017. 275 p.
ШАПОШНИКОВ Валерий Леонидович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].
АРТАМКИН Антон Сергеевич - старший преподаватель кафедры менеджмента и торгового дела. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].
ХОРОШУН Кристина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и финансового менеджмента. Кубанский государственный технологический университет. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].
SHAPOSHNIKOV, Valery Leonidovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Information Technologies. Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].
ARTAMKIN, Anton Sergeyevich - Senior Teacher of the Department of Management and Trade Business. Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].
HOROSHUN, Christina Vyacheslavovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Financial Management. Kuban State Technological University. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].