Модель архитектурно-художественной идентичности города
см о см
со
О!
о ш т
X
<
т О X X
Цорик Алёна Вячеславовна
старший преподаватель кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций, ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет», [email protected]
Статья посвящена описанию концептуально-исследовательской модели архитектурно-художественной идентичности города. Модель может быть использована в качестве инструмента преобразования в упрощенную систему сложной образно-идейной структуры города, образованной «наслоениями» различных свойств городской среды и смысловых контекстов восприятия и интерпретации городского пространства жителями. Авторская модель включает семь позиций анализа городской среды, объединенных в иерархическую систему слоев: структурно-каркасного, оронимического, вернакулярного, топонимического, ориентирующего, художественно-эстетического, социокультурного. Автор описывает предпосылки и теоретические основания создания модели, компоненты городской среды, входящие в каждый из слоёв, а также их расположение и взаимное влияние в иерархической структуре модели. Ключевые слова: архитектурно-художественная идентичность города, идентичность в архитектуре и градостроительстве, модель идентичности.
Актуальность выявления и учета идентичности места в современной архитектурной практике становится все более выраженной. Подобные требования повсеместно закрепляются в технических заданиях на выполнение многих, в том числе конкурсных проектов. Однако критериев учёта идентичности места, а также устойчивой трактовки этого понятия в контексте архитектурной деятельности до сих пор не сформулировано.
Архитектурное сообщество в последние годы проявляет активный научный интерес к понятию «идентичность». Анализ научных трудов, посвященных вопросам идентичности в архитектуре и градостроительстве, позволил заключить, что исследовательские разработки в данном направлении ведутся либо исключительно в контексте осмысления предметного пространства без авторской исследовательской методики, либо, напротив, в контексте сугубо теоретического осмысления, без обращения к предметной среде. Комплексных исследовательских моделей идентичности городов выявлено не было.
Понятие «идентичность» развивалось преимущественно в гуманитарных науках. Учитывая специфику научного знания, в контексте которого происходило осмысление идентичности, для введения данного концепта в контекст архитектурной науки необходимо моделирование нового понятия - «архитектурно-художественная идентичность». В данном случае определение «архитектурно-художественный» говорит о том, что в рамках понятия рассматриваются эстетические качества городской среды. Если рассматривать значение «идентичности» как длящегося внутреннего равенства с собой [1], оно должно соответствовать тем аспектам «самости» и «самоопределения» развития городской среды, которые определяются эстетическим вкусом. Это понятие отражает не чистое свойство [2] города, но отношение к нему горожан, символизируя непрерывность самопереживания, изображающее действительность в образах и тем самым отвечающее требованиям искусства.
При рассмотрении архитектурно-художественной идентичности города требуется дальнейшее уточнение содержания данного понятия. Город - сложная образно-идейная структура, образованная «наслоениями» различных свойств городской среды и смысловых контекстов восприятия и интерпретации городского пространства жителями. В связи с этим необходимо разработать алгоритм преобразования данной сложной структуры в упрощенную систему или концептуальную модель. Оптимальным принципом конструирования концептуальной модели архитектурно-художественной идентичности города может стать объединение различных свойств городской среды в отдельные «проекции» или «слои», обладающие иерархическими связями между собой.
Таким образом, архитектурно-художественная идентичность города представляет собой совокупность свойств городской среды, образующих единую структуру, характеризующую её своеобразие. Данная модель
позволяет проектировать элементы городской среды и ности города в качестве основания для проектного ре-
вносить изменения в городское пространство с учётом шения может способствовать созданию в городском
идентичности места. Это означает, что использование пространстве локального объекта, который не будет
информации об архитектурно-художественной идентич- нарушать идентичность города в целом.
X X
о
го А с.
X
го т
о
Рисунок 1. Концептуальная модель архитектурно-художественной идентичности города
Концептуально-исследовательская модель архитектурно-художественной идентичности создана посредством обобщения и сравнительного анализа концепций идентичности в контексте смежных с архитектурой наук и литературы, посвящённой исследованиям образа города, образа места и эстетики города [3].
Синтез выделенных концептов образа города и общенаучных трактовок понятия «идентичность» позволил выделить семь слоев городской среды, которые составляют архитектурно-художественную идентичность города [4]:
1) структурно-каркасный слой;
2) оронимический слой;
ю
2 О
м
см
0 см
со
01
о ш т
X
<
т О X X
3) вернакулярный слой;
4) топонимический слой;
5) ориентирующий слой;
6) художественно-эстетический слой;
7) социокультурный слой.
Взаимодействие слоёв модели представляет собой иерархическую систему: каждому из них отведён свой уровень, на котором слой имеет собственное поле взаимодействия с остальными (рис. 1).
Архитектурно-художественная идентичность города - это система, образованная семью совокупными проекциями (слоями), на основе анализа которых возможно выявить неповторимые особенности архитектурной среды города, что позволяет проводить предпроектный анализ, способствующий архитектурному творчеству с учетом идентичности места.
Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных слоёв.
Структурно-каркасный слой
Данный слой является базовой проекцией архитектурно-художественной идентичности города и обусловлен особенностями планировочной структуры.
Одним из основных условий взаимодействия человека с городом является передвижение, которое осуществляется по так называемым путям - всем каналам, по которым человек перемещается [5]. Поскольку для большинства людей пути в процессе восприятия города являются первостепенным элементом, целесообразно рассмотреть их в первую очередь. Любая горизонтальная связь в городе структурирует пространство, разделяя его на части, конфигурация которых отражает характер формирования города.
К структурно-каркасному слою относятся все компоненты транспортной инфраструктуры, а также участки, ими образованные. Как правило, своеобразие этих элементов имеет связь с топонимическим и ориентирующим слоями. Например, транспортная развязка и крупный перекрёсток практически всегда являются для горожан ориентиром неархитектурной среды. Улица всегда имеет официальное название, но иногда приобретает и народное, становясь частью топонимической системы города; также народное название может получить и перекресток. Но наиболее интересна связь с остальными слоями основных элементов структурно-каркасного слоя - участков нестандартной формы, форма которых зачастую располагает к созданию нестандартных архитектурных решений [6], поэтому здания на этих участках очень часто приобретают яркие народные названия, становятся городскими ориентирами, изображаются городскими художниками.
Структурно-каркасный слой - это одна из проекций идентичности городской среды, сформированная путями города; основным структурным элементом данного слоя являются участки нестандартной формы.
Оронимичский слой
Данный слой основан на другом важном элементе города, характеризующем его восприятие, - границах. Границы являются, скорее, соединительными «швами», нежели барьерами [5], то есть они возникают при соприкосновении территорий разного характера, различных свойств. Одной из систем, отвечающей данной характеристике, является ландшафтная структура города, в том числе его вертикальная планировка.
Основной компонент оронимического слоя - возвышенности, названия которых почти всегда становятся частью городской топонимики. Также особенности ланд-
шафтной структуры, в том числе возвышенности, зачастую влияют на границы вернакулярных районов, становясь условно непреодолимой преградой и обозначая границы между территориями, тем самым способствуя более чёткой их оформленности. Также ландшафт, включая горки, влияет на конфигурацию участков, а значит, на структурно-каркасный слой.
Оронимический слой - это одна из проекций идентичности городской среды, сформированная системой возвышенностей города; основным структурным элементом данного слоя является ансамбль возвышенности и объекта, расположенного на ней.
Вернакулярный слой
Данный слой сформирован территориями жилых районов города и является одним из важных проявлений границ. Неадминистративные районы, которые имеют уловные границы, известные и осознаваемые жителями города, нанесенные на «народные карты» [7]. В отличие от достаточно крупных административных районов, более «мелкие» структурные единицы городской планировки доступнее для осмысления человеком, а значит, и для осознания этой территории как «своей». Это значительно облегчает процесс самоидентификации горожанина.
Вернакулярный слой связан с оронимическим и структурно-каркасным слоями, так как элементы этих слоёв зачастую обозначают границы вернакулярных районов. Также этот слой тесно связан со слоем топонимическим, так как вернакулярные районы имеют народное название, в частности, с такой характеристикой, как «характер и род деятельности на территории», с которой это название часто связано. Кроме того, вернаку-лярный слой имеет связь с социокультурным слоем через такой компонент, как истории и легенды территории, поскольку многие из них имеют локальную привязку.
Вернакулярный слой - это одна из проекций идентичности городской среды, сформированная границами неадминистративных жилых районов города; основным структурным элементом данного слоя являются символика района и его общественный центр.
Топонимический слой
Данный слой представляет собой систему народного ориентирования в городской среде. Многие городские ориентиры имеют народное название, поэтому этот слой - обширная система социального взаимодействия, которая отражает характер восприятия среды горожанами. Топонимика любого города содержит некоторую часть общеупотребимых и распространенных топонимов, однако в своей совокупности она всегда индивидуальна, а значит, отражает идентичность города.
Топонимический слой (как срединный элемент модели) связан со всеми слоями. Топонимика также зачастую постепенно дополняется историями и легендами, в том числе о происхождении того или иного топонима, и при этом привязана к вернакулярным районам. Также городская топонимика зачастую становится основой для художественного творчества, а конкретные топосы нередко являются городскими ориентирами.
Топонимический слой - это одна из проекций идентичности городской среды, сформированная объемно-планировочными особенностями города; основным структурным элементом данного слоя являются народные названия структурных элементов города.
Ориентирующий слой
Данный слой обеспечивает ориентацию в городе, которая является одним из ключевых моментов социаль-
ного взаимодействия. Характеристики ориентиров широко варьируются, но ключевым их качеством является уникальность и идентичность [5]. Поэтому система городских ориентиров является ещё одной проекцией идентичности города. Данная проекция объединяет два различных, но не взаимоисключающих понятия: ориентир и доминанту. Доминанта, как правило, является ориентиром, в то время как не любой ориентир является архитектурной доминантой.
Многие взаимосвязи ориентирующего слоя были обозначены при описании других слоёв, в частности связи «ориентир - возвышенность» и «ориентир - топоним». Также важно отметить, что ориентирующий тесно связан с социокультурным слоем, потому что многие из городских ориентиров одновременно являются для горожан теми местами, которые они определяют как «красивое» и «самое красивое» места.
Ориентирующий слой - это одна из проекций идентичности городской среды, сформированная объемно-пространственной структурой города; основным структурным элементом данного слоя являются архитектурные доминанты.
Художественно-эстетический слой
Данный слой сформирован деятельностью творческой элиты, спецификой её художественного восприятия города. Данный слой является «следствием» еще одного акта социального взаимодействия. Художественное творчество (как социальное взаимодействие), во-первых, отражает восприятие города творческой личностью, а во-вторых, оказывает влияние на формирование образа города у людей, воспринимающих продукты творчества. Городское пространство служит важным фоном для художественного творчества, основанного на эмоциях и переживаниях автора. По сравнению с репортажной съёмкой, которая просто фиксирует пространство, художественное творчество даёт его интерпретацию.
Художественно-эстетический слой также связан и с ориентирами, и с топонимикой, и с социокультурным взаимодействием, потому что именно эти объекты и места становятся основой для художественного творчества. Например, часто изображаются места, выделяемые горожанами как «самые красивые», городские доминанты, а также необычные объекты с ярким народным названием.
Художественно-эстетический слой - это одна из проекций идентичности городской среды, сформированная художественным творчеством, посвященным городу; основным структурным элементом данного слоя являются самые распространённые сюжеты продуктов творчества.
Социокультурный слой
Данный слой реализует три характеристики городского пространства: «самое красивое место в городе», все «красивые места» в городе и содержание понятия «красивое место» для горожан. Этот слой завершает представленную систему проекций, являясь результатом непосредственного социального взаимодействия горожан с городской средой, напрямую передавая восприятие людьми городского пространства. Данные характеристики городского пространства, как правило, присущи либо открытым пространствам: панорамам акваторий, горок, смотровых площадок и площадей, либо зелёным зонам города: паркам, скверам, аллеям.
На состав социокультурного слоя одновременно влияют характеристики всех слоёв. Но наиболее тесно процесс восприятия и интерпретации пространства связан с топонимическим слоем.
Социокультурный слой - это одна из проекций идентичности городской среды, сформированная отношением горожан к городу; основным структурным элементом данного слоя являются знаковые для города места.
Заключение
Рассматривая сущность идентичности и ее значение по отношению к городу, её стоит понимать не только и не столько как вещественное проявление истории, но и как поле культуры, включающее в том числе и этап развития современной архитектуры. «Идентичность, понимаемая как коллективно разделяемое прошлое, - это заранее проигрышная ставка» [8]. По мнению Рема Колхаса, ошибочно связывать идентичность исключительно с историей, с контекстом и, что самое главное, -с «физической субстанцией», то есть с чем-то реальным [8], поскольку именно из-за такого восприятия человек не способен представить, что в формировании идентичности может участвовать и нечто современное. При таком понимании идентичности складываются ситуации, в которых для города с богатой историей и развитым архитектурным контекстом его идентичность может быть настолько упрощена и сведена к какой-то одной явной идее, что он превращается тем самым в город-генерик, «прозрачный как логотип» [8].
Использование комплексного подхода к выявлению идентичности города, предусмотренного авторской концептуально-исследовательской моделью архитектурно-художественной идентичности, позволяет перейти на новый уровень обобщений, в котором после последовательного выявления реальных физических характеристик города появляется возможность установить незримые закономерности формирования каркаса архитектурно-художественной идентичности города, а также «точки роста», понимание которых позволяет актуализировать и развивать идентичность города на современном этапе.
Литература
1. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. -М.: Гардарики. - 2004.
2. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль. - 2001.
3. Цорик А.В. Архитектурно-художественная идентичность Екатеринбурга [Электронный ресурс] / А.В. Цорик //Архитектон: известия вузов. - 2019. - №4(68). -URL: http://archvuz.ru/2019_4/2
4. Цорик А.В. Архитектурно-художественная идентичность городов / А.В. Цорик, Л.П. Холодова, А.В. Швец // Новые идеи нового века: Материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ в 3 т. - Хабаровск: ТОГУ, 2016. - Т. 1. - С. 351-360.
5. Линч К. Образ города / К. Линч. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.
6. Зитте К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте, пер. с нем.Я.А. Крастиньш. - М. : Стройиздат, 1993. - 255 с.
7. Wikimapia (народные карты) [Электронный ресурс]. - URL: http://wikimapia.org/
8. Колхас Р. Мусорное пространство / Р. Колхас. - М.: ООО «Арт-Гид», 2015. - С. 17-50.
Model of architectural and artistic identity of the city Tsorik A.V.
Ural State University of Architecture and Art
JEL classification: L61, L74, R53_
The article is devoted to description of conceptual and research model of
architectural and artistic identity of the city. The model may be used as a
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м
tool for transformation of complex descriptive and ideological structure of the city that is formed by "stratification" of urban environment different properties and conceptual contexts of perception and interpretation of city space by the residents into simplified system. Author's model includes seven items of urban environment analysis, combined in the hierarchical system of layers: structural-framed, oronymic, vernaculus, toponymic, orienting, artistic-aesthetic and sociocultural. The author describes background and theoretical grounds for model creation, urban environment components that belong to each layer, as well as their respective positions and interaction in the model hierarchical structure.
Keywords: architectural and artistic identity of the city, identity in architecture and urban development, identity model.
References
1. Philosophy: Encyclopedic Dictionary / edited by A.A. Ivin. - M.: Gardariki.
- 2004.
2. New Philosophical Encyclopedia: 4 vol. / edited by V.S. Stepin. - M.: Mysl'.
- 2001.
3. Tsorik A. V. Architectural and Artistic Identity of the Yekaterinburg City /
Alyona V. Tsorik // Architecton: Proceedings of Higher Education. - 2019.
- №4 (68). - available at: http://archvuz.ru/2019_4/2
4. Tsorik A.V. Architectural and Artistic Identity of Cities / Alyona V. Tsorik,
Ludmila P. Holodova, Anna V. Shvets //The new Ideas of a New Century
- 2016 : The Sixteenth International Scientific Conference Proceedings, three volumes. - Khabarovsk: PNU, 2016. - V. 1. - P. 351-360.
5. Lynch K. Obraz goroda [The Image of the City] / Kevin Lynch. - Moscow:
Stroyizdat, 1982. - 328 p.
6. Zitte K. Artistic Fundamentals of Urban Planning / Camillo Zitte, translated
from German by Krastins J.A. // M.: Stroyizdat, 1993. - 255 p.
7. Wikimapia (Let's describe the whole world!) [Electronic resource]. - URL:
http://wikimapia.org/
8. Koolhaas R. Junkspace / Rem Koolhaas. - M.: «Art-Gid», 2015. - P. 17-
50.
CN
0 CN
f"j
01
O m m x
<
m o x
X