Научная статья на тему 'Модель, алгоритм и содержание подготовки учителя информатики в современных условиях'

Модель, алгоритм и содержание подготовки учителя информатики в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская О. Ю.

В статье рассмотрены подходы, процессы, лежащие в основе построения модели и содержания управленческой компетентности учителя информатики. Рассмотрены на практике примеры реализации управленческой подготовки будущего учителя информатики в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL, ALGORITHM AND THE MATTER OF TRAINING OF COMPUTER SCIENCE TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

In clause approaches, the processes underlying construction of model and the maintenance of administrative competence of the teacher of computer science are considered. Examples of realization of administrative preparation of the future teacher of computer science in system of continuous formation are considered to an expert.

Текст научной работы на тему «Модель, алгоритм и содержание подготовки учителя информатики в современных условиях»

МОДЕЛЬ, АЛГОРИТМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.Ю. Заславская

Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, Москва, Россия, 129226

В статье рассмотрены подходы, процессы, лежащие в основе построения модели и содержания управленческой компетентности учителя информатики. Рассмотрены на практике примеры реализации управленческой подготовки будущего учителя информатики в системе непрерывного образования.

Проблема непрерывного образования взрослых в современной отечественной педагогике, рассматривающаяся как составная часть процесса формирования личности, получила теоретическое разрешение в контексте проблемы социально-экономической и социально-педагогической эффективности образования.

Идея непрерывного образования актуализируется с возрастанием роли образования в жизни человека и общества. В Концепции общего среднего образования отмечается: «Общество живет и развивается так, как оно учится. И учится так, как оно хочет жить» [1].

При разработке модели и содержания управленческой компетентности учителя в системе непрерывного образования могут быть использованы следующие приемы:

— анализ деятельности наиболее выдающихся педагогов позволяет раскрыть секреты педагогического мастерства, хотя полученная при этом модель может отличаться излишне сложной архитектурой;

— сравнительный анализ разнообразных образцов образовательной деятельности педагогических работников облегчает обобщение опыта и позволяет осуществить построение достаточно простых моделей, однако в реальной практике является весьма трудоемким процессом;

— комбинирование моделей, заимствованных из других областей деятельности, дает возможность аккумулировать самый передовой педагогический и управленческий опыт, однако он не всегда применим в рамках данной образовательной системы.

Считается, что сущность непрерывного образования составляют три процесса: воспроизводство, изменение и развитие. Они есть последовательность этапов одного процесса, перетекающие один в другой и представляющие замкнутый цикл одного витка процесса непрерывного образования «человекосисте-мы». Воспроизводство — это сохранение структурно-функциональной целост-

ности системы, фактическое образование; изменение — нарушение целостности системы, деятельное образование; развитие — функциональная целостность системы, принципиальное образование. «Непрерывное образование осуществляется посредством постоянных флуктуации от установленного идеально предположенного результата деятельности «человекосистемы», непрерывного выравнивания деятельности «человекосистемы» относительно идеально заданного результата» [2. С. 37].

Таким образом, при построен™ моделей формирования управленческой компетентности учителя следует сочетать имеющиеся подходы (рис.).

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

| Основное понятие: специфическая способность, необходимая для реализации эффек-! тивного образовательного процесса в конкретной предметной области и включающей ! узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а так-же понимание ответственности за свои действия

Цель: обеспечение эффективного образовательного процесса, быструю адап-тацию участников образовательного процесса к педагогическим изменениям; наиболее полное использование индивидуальных ресурсов участников образовательного процесса для наращивания конкурентоспособных преимуществ образования

-------► Принципы

Интегративность Фундаментальность Профессиональность Вариативность | Многоуровневость

———► Этапы

Объектно-субъектный

Субъектно-объектный

Субъектный

-------► Функции

Информационная

Развивающая

Ориентационная

Мобилизационная

Исследовательская

1------► Требования: модель комплекса специальных знаний и навыков, управлен-ческого

характера, необходимого и достаточного, для безусловного и успешного исполнения учителем задач образовательного процесса

Рис. Концептуальная модель формирования управленческой компетенции учителя

Модели компетентности, описывающие управленческие качества педагога, его навыки организации образовательного процесса, позволяют осуществлять развитие учителя в двух направлениях:

1) адаптация к сложившимся социальным условиям (готовность всех членов педагогического коллектива демонстрировать ожидаемое от них эффектив-

ное внедрение, разработку и использование современных педагогических технологий, что обеспечивается единством взглядов на профессиональную подготовку педагога, учащегося, ответственность за качество образования);

2) овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной работы в собственной профессиональной сфере деятельности.

Единство этих двух направлений достигается деятельностной интерпретацией управленческой подготовки учителя, понимаемой как социальный механизм воспроизведения опыта, жизненно важного для успешного функционирования и развития образовательной организации.

Модель управленческой компетентности учителя рассматривается нами как специфическая способность, необходимая для реализации эффективного образовательного процесса в конкретной предметной области и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также ответственность за свои действия.

Управленческая компетентность учителя в системе непрерывного образования формируется в три этапа:

1-й этап — на базе педагогического вуза;

2-й этап — на базе школьной методической службы;

3-й этап — на базе системы повышения квалификации.

Управленческая компетентность учителя влияет на профессионализм учителя, эффективную организацию образовательного процесса, а также качество образования.

Учитель, обладающий управленческой компетентностью, может использовать эффективные педагогические технологии, что, в свою очередь, способствует повышению его компетенции.

Технология формирования управленческой компетентности учителя в системе непрерывного образования реализуется через следующий алгоритм:

1) овладение педагогами на определенном уровне основными мыслительными операциями (анализ, синтез, оценка и др.);

2) умения и навыки, формирующиеся в процессе развития предметного понимания и способствующие появлению высокого уровня «личностного знания»;

3) умения делать ответственный выбор на основе личностных качеств, особенностей, наклонностей и способностей, т.е. принимать управленческое решение;

4) умение работать в условиях разрешения проблемной ситуации;

5) умение строить свою учебную работу, управлять ею, осознавать собственные достоинства и недостатки при ее выполнении.

Главный механизм непрерывности педагогического образования — преемственность, поскольку каждый этап педагогической подготовки базируется на элементах предыдущего. Непрерывность выступает интеграционным принципом системы образования, позволявшим рассматривать образовательный процесс в целостности.

Непрерывное образование «нельзя мыслить иначе как поступательное восхождение индивида с одной ступени интеллектуальной, духовной, профессио-

нальной, гражданской, политической, социальной зрелости на другую все более и более высокую» [3].

Итак, рассматривая непрерывное образование как категорию педагогической науки, можно выделить следующие важные положения: основными чертами целостной характеристики непрерывного образования является непрерывность — поступательность — плавность — интегративность — преемственность; социальная роль непрерывного образования связана, с одной стороны, с функциями образования в обществе, его сложной обусловленности объективными факторами, а с другой, она выражает отношение человека к образованию, оценку образования с точки зрения личных интересов и потребностей.

Профессионально-педагогическая подготовка как процесс является одновременно непрерывной и дискретной. Каждый этап профессиональной подготовки, являясь дискретным, представляет собой иерархическую ступень для дальнейшего развития.

Этап 1. Формальная управленческая деятельность. Управленческая деятельность сводится к формированию, преобразованию материала в «модель» (конспект, схема, формула и т.д.). Данная работа носит технический, отстраненный от личности учащихся характер и воспринимается как внешняя, учебная задача.

Этап 2. Технологическая деятельность. Выделив концептуальные основы, учитель приближается к пониманию методологии предмета управления, выделяет научный метод, на котором основан материал, формирует комплекс возможных методов, механизм их соотнесения реальному учебному процессу. Таким образом, управленческая деятельность учителя становится осмысленной, воспринимаемой как личный методологический выбор, который он должен выбрать. Появляется понимание структуры управленческой деятельности (выделение объекта, предмета, субъекта, методов). Формируется умение «чувствовать сбои» в ходе организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, заимствовать и соотносить различные методы исследования. Можно говорить о развитии «управленческой компетентности» учителя.

Этап 3. Ценностная деятельность. В рамках учебного курса, его методологического основания подготавливают базу для выделения ценностных оснований управленческой деятельности. Учитель подходит к выделению собственной системы ценностей и соотнесению ее с другими. В дальнейшем способность соотнести свою деятельность с деятельностью других индивидов, малых или больших групп приводит к возможности реагировать на изменения, учитывая их ценностные основания. Учитель, обладающий управленческой компетентностью, способен, на основании соотнесения ценностных позиций, выходить на уровень организатора не только своей, но и чужой деятельности, управлять ей.

Совокупность формальной деятельности, технологической деятельности и ценностной деятельности составляет «управленческую компетентность» учителя, позволяющую ему адекватно и мобильно реагировать на изменения педа-

гогической ситуации, не теряя при этом собственного целеполагания, сохраняя профессиональную образовательную способность и возможность успешно достигать результата, изменяя при необходимости формы и методы деятельности, организуя познавательную деятельность школьников.

Внедрение предлагаемой методологической системы в качестве основополагающей концепции организации образовательного процесса приводит к необходимости дополнения традиционной системы подготовки учителя информатики новыми формами.

Одной из таких организационных форм является курс «Информационный менеджмент». Данный курс предоставляет возможность студентам IV курса познакомиться с достижениями современной педагогической науки о способах обработки информации с целью принятия управленческого решения, конкретизировать знания о содержании и формах управленческой и методической работы в общеобразовательных учреждениях.

В задачи данного курса входит:

1) выделить теоретические основы информационных систем менеджмента, этапы развития менеджмента;

2) познакомить студентов с общей теорией управления образовательными системами;

3) рассмотреть менеджмент как процесс принятия решений в информационной среде;

4) изучить основные функции управления и функции менеджера как субъекта управленческой деятельности.

В ходе изучения данного курса студенты могут приобретать как управленческие умения и навыки, так и наращивать свою профессиональную базу знаний. Причем, знания здесь понимаются не как набор некоторых фактов, теорий, формул, алгоритмов, а как живая система, построенная на ключевых понятиях и ведущих методах данной научной области, представляемой данным курсом, что позволяет не просто накапливать информацию, а овладевать способами рационального ее структурирования, обработки, использования. Такой подход к приобретению студентами знаний реализуется в процессе развития предметного понимания, что, в свою очередь, является главной составляющей управленческой компетентности.

Стандартные этапы работы учителя по проведению конкретного урока (общее знакомство с методическими материалами, планирование занятий, отбор материала к конкретному уроку, составление плана урока, урок и его анализ) в приложении к формированию управленческой компетентности приобретают новое наполнение. На этом этапе идет процесс развития управленческой компетентности будущих педагогов. Основной целью такой подготовки является содействие становлению специальной управленческой компетентности посредством развития базовой компетентности. На этом этапе для студентов математического факультета (впервые в системе многоуровневого обучения) введен курс «Информатизация управления образовательным процессом». Его

цель — становление специальной управленческой компетентности в области теории и практики управления образовательным процессом. Новым является интеграция частных методик информатизации образования, введение знаний об управлении, функциях управления, их реализации в условиях ежедневной учебно-познавательной деятельности, управление информацией с целью принятия управленческого решения, об обобщенных способах методического моделирования учебного содержания, использование современных педагогических предметных технологий, перспективного планирования самостоятельной деятельности школьников в обучении, диагностики их достижений. Это вооружает будущих педагогов инструментарием и опытом (в формате образования) самостоятельного осознанного конструирования содержания и управления процессом предметного обучения.

Таким образом, в модели личности учителя информатики следует выделять управленческий компонент, базу которого составляет его управленческая компетентность. Сформированность компонентов обуславливается качеством образования, которое представляет единство целей, содержания, форм и методов. Качество есть совокупность свойств, признаков продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Следовательно, качество образования — это интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.

Актуализация непрерывного образования обусловлена возрастающей потребностью школы в высокообразованных, творчески работающих учителях, ускоряющимся темпом инновационных и информационных педагогических технологий, интеграцией общечеловеческих и национальных ценностей и усложнением практики их освоения личностью и открытостью всех видов человеческого общения.

Через систему непрерывного образования учителя реализуется социальная политика в области образования по обеспечению общего и профессионального развития личности. Личность учителя в данной системе, в свою очередь, удовлетворяет профессиональные запросы и духовные потребности, сохраняя себя в быстро изменяющемся мире и обществе [4].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Концепция общего среднего образования. М. : Школа, 1988.

[2] Мальцева Н.Л. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию. — Волгоград, 1996. — С. 34—-37.

[3] Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина. — М. : Педагогика, 1987. — С. 67.

[4] Проблемы непрерывного педагогического образования учителей: Сб. научных трудов / Под ред. В.П. Тарантея. — Гродно, 1992. — С. 40—43.

MODEL, ALGORITHM AND THE MATTER OF TRAINING OF COMPUTER SCIENCE TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

O.Yu. Zaslavskaya

Moscow city pedagogical university

2 nd Sels ko h ozya is tv en nyi str., 4, Moscow, Russia, 129226

In clause approaches, the processes underlying construction of model and the maintenance of administrative competence of the teacher of computer science are considered. Examples of realization of administrative preparation of the future teacher of computer science in system of continuous formation are considered to an expert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.