Научная статья на тему 'Модель, алгоритм и программная реализация расчета учебной нагрузки'

Модель, алгоритм и программная реализация расчета учебной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / РАСЧЕТ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / OPENOFFICECALC / EDUCATIONAL STANDARD / CURRICULUM / CALCULATION OF TEACHING LOAD / OPEN OFFICE CALC

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тулупов Павел Владимирович, Хрисанов Николай Николаевич

The model andsoftware implementationof workloadcalculation at the correspondencedepartmentof the SamaraStateTechnicalUniversity is considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тулупов Павел Владимирович, Хрисанов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS, ALGORITHMS, AND SOFTWARE IMPLEMENTATION OF THE TEACHING LOAD CALCULATION

The model andsoftware implementationof workloadcalculation at the correspondencedepartmentof the SamaraStateTechnicalUniversity is considered

Текст научной работы на тему «Модель, алгоритм и программная реализация расчета учебной нагрузки»

УДК 004.4

МОДЕЛЬ, АЛГОРИТМ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТА

УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

П.В.Тулупов, Н.Н. Хрисанов

Самарский государственный технический университет

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

E-mail: [email protected]

Рассматриваются модель и программная реализация расчета учебной нагрузки на

заочном факультете Самарского государственного технического университета.

Ключевые слова: образовательный стандарт, учебный план, расчет учебной нагрузки,

OpenOfficeCalc.

Расчет учебной нагрузки, выполняемой кафедрами вуза, является необходимой и трудоемкой процедурой. В отдельном образовательном учреждении высшего профессионального образования этот процесс осуществляется либо один, либо два раза в год. При этом в зависимости от принципов управления в вузе расчет может выполняться либо централизовано, либо каждым учебным подразделением. В настоящее время в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» реализованы оба подхода. Основная часть расчета нагрузки по очному обучению выполняется кафедрами с контролем правильности расчета управлением высшего и послевузовского профессионального образования (УВ ППО). Расчет нагрузки по заочному обучению выполняется деканатами заочного факультета и факультета дистанционного и дополнительного образования. Результаты расчета доводятся до кафедр и после согласования с ними - до УВ ППО.

Цель расчета состоит в том, чтобы установить плановый объем научно -педагогической работы отдельных подразделений и вуза в целом, определяющий штатную численность профессорско-преподавательского состава.

Задачи оптимизации затрачиваемых человеческих и материальных ресурсов, а также обеспечения гибкости функционирования и быстродействия отклика на текущие изменения можно решить путем разработки автоматизированной системы расчета нагрузки.

При этом необходимо разработать [1]:

- математическую модель, описывающую входную и выходную информацию и связи между ними;

- алгоритм расчета, основанный на разработанной модели;

- структуру программы и программный код, а также дружественный пользовательский интерфейс.

Информацию, являющуюся исходной для расчета нагрузки, необходимо классифицировать.

Основными документами, регламентирующими организацию учебно-воспитательного процесса и обеспечивающими подготовку выпускников согласно

Павел Владимирович Тулупов, кандидат технических наук, доцент кафедры электромеханики и автомобильного электрооборудования.

Николай Николаевич Хрисанов, кандидат технических наук, доцент кафедры вычислительной техники.

государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям на выполнение профессиональных задач, устанавливаемых вузом, являются учебный план и сформированный на его основе рабочий учебный план (РУП) текущего года обучения.

Из учебного плана можно определить следующую входную информацию для расчета учебной нагрузки, выполняемой преподавателем и студентами или только студентами:

- часы лекционных, лабораторных и практических занятий в том или ином семестре;

- вид промежуточной аттестации (экзамен, зачет с оценкой, зачет), соответствующий этим занятиям;

- курсовые проекты, курсовые и контрольные работы, выполняемые студентами по определенным дисциплинам в определенные семестры;

- время (семестр) учебной, производственной, преддипломной практик, дипломного проектирования, научно-исследовательской работы и выполнения магистерской диссертации.

Из РУП можно определить следующую дополнительную к рассмотренной выше входную информацию:

- кафедры, за которыми закреплены дисциплины, либо их отдельные составляющие, практики, разделы дипломного проектирования (это закрепление определяется ежегодным локальным актом университета и зависит от текущего количества студентов, наличия лабораторной базы и т.д.);

- потоки по лекционным, практическим и лабораторным занятиям по дисциплинам разных РУП, требования к которым разных образовательных стандартов близки по содержанию.

Учебные планы и РУП являются необходимыми, но не достаточными для расчета учебной нагрузки источниками информации. Для расчета объема деятельности профессорско-преподавательского состава по видам работ, отраженным в учебных планах и РУП, необходимо установление локальным актом вуза норм времени (НВ).

Информацию в РУП и НВ можно разделить на два вида:

- качественные характеристики учебной работы (наименования дисциплин и практик, вид учебной работы и т.п.);

- количественные характеристики учебной работы (объем часов по видам работ отдельных дисциплин, количество контрольных работ и недель практики и т.п.).

Представим все переменные в задаче в виде множеств.

В основе расчета лежит последовательный просмотр элементов массива Q. Каждый элемент этого массива содержит информацию о конкретной дисциплине, изучаемой на данном курсе, достаточную для вычисления нагрузки преподавателяили преподавателей, участвующих в преподавании данной дисциплины. Каждый элемент этого массива состоит из следующих подмножеств:

Qi = {Li , Г, 0, Х0, ¿в,К, п V, 1т },

гдеЯ1 - соответствующий элемент множества РУП; й1 - массив с данными о дисциплине ;Х о, Xв- массивы с данными о занятиях соответственно в осеннем и весеннем семестрах; К - номер кафедры, которая проводит занятия по данной дисциплине;Рк - массив потоковпо видам занятий; VI - массив внеаудиторных занятий; I т - номер исключения, используемого при расчете нагрузки для заданной дисциплины.

Массив Ь указывает: уровень, на котором обучается студент, Ь1 = {бакалавриат, специалитет, магистратура}; наименование специальности, профиля подготовки или магистерской программы, на которой обучается студент, Ь2 = {Бурение нефтяных и газовых скважин, Электроснабжение, ...}; коды по общероссийскому классификатору специальностей по образованию, государственным образовательным стандартам и ФГОС, а также дополнительным классификаторам вуза для наименований подмножества Ь2- Ь3 = {130504, 131000-3, 140211, 140400-4.}; выпускающую кафедру, преподаватель которой работает со студентом, Ь4 = {Бурение нефтяных и газовых скважин, Электроснабжение промышленных предприятий, ...};

У-курс обучения, У = {первый, второй, ... шестой}.

Массив В включает подмассивы: с названиями дисциплин,изучаемых студентом под руководством преподавателя, В ={Философия, Экология, ..., Безопасность жизнедеятельности}; шифрами дисциплин В2 ={Б1.Б.1, Б1.В.ОД.2, ...}; значениями ЗЕТ (зачетные единицы трудоемкости)В3 ={3, 4, ...}.

Множества ZО,ZВ содержатв соответствии с указанным семестром: информацию о видах учебной работы, выполняемой преподавателем с группой студентов, Zl= {лекции, практические занятия, лабораторные занятия, консультации перед промежуточной аттестацией}; виды учебной работы (включая промежуточную аттестацию), выполняемой преподавателем с отдельным студентом, Z2 = {экзамен, зачет с оценкой, зачет, контрольная работа, курсовая работа, курсовой проект, междисциплинарный экзамен, консультации по разделам выпускной квалификационной работы}; объем самостоятельной работы студента Z3.

К - массив с информацией о кафедре, которой поручено проводить занятия по данной дисциплине :К - номер кафедры, К2- название кафедры, К3- заведующий кафедрой.

Р - массив с информацией о потоках, состоит из трех подмассивов:Р]-лекционные потоки; Р2 -лабораторные занятия, объединенные в потоки; Р3 -практические занятия, объединенные в потоки. Каждый подмассив Р, в свою очередь, содержит массив специальностей, которые объединяются в поток по данной дисциплине. Потоки по лабораторным и практическим занятиям дополнительно включают массивы групп, входящих в данный поток.

V - массив с информацией о внеаудиторных занятиях, V1 = {Учебная практика, Производственная практика, . } .

I - массив с информацией о типе исключения, когда для данной дисциплины используется метод расчета нагрузки, отличающийся от стандартного.

Расчет производится с учетом действующих норм на выполнение отдельных видов занятий. Нормы можно представить в виде множества коэффициентов, используемых при расчете - N ={МЛК, Ыш, ...}, где Мж - коэффициенты для расчета нагрузки при проведении лекционных занятий; МПР - коэффициенты для расчета нагрузки при проведении практических занятий и т. д.

Результатом расчета являются два массива: Яи Я - результатрасчета соответственнодля всех студентов и для обучающихся на коммерческой основе. На каждом этапе расчета

Модель расчета нагрузки для конкретной кафедры К; приведена на рис. 1.

Рис. 1. Модель расчета нагрузки приложения для расчета нагрузки

Расчет нагрузки реализован с использованием офисного пакета OpenOffice.org, имеющего следующие преимущества [2,3]: использование пакета OpenOffice.org не требует покупки лицензии, разработанные приложения работают без изменений на разных операционных платформах (Windows, Linux), пользователю, знакомому с работой с MS Office, не составляет большого труда перейти к работе с пакетомOpenOflice.org и, наконец, в OpenOffice.org реализована более удобная процедура взаимодействия отдельных модулей пакета на программном уровне по сравнению с MS Office. При этом используется следующая схема созданияэлементов системы (рис.2).

Cale

OpenOffice.orgBasic

Модули

Запросы

i г

Выходные документы

Рис.2. Схема приложения для расчета нагрузки

Применение этой схемы имеет следующие преимущества: шаблоны и отчеты создаются в среде Calc, что позволяет обычному пользователю, имеющему навыки работы с электронными таблицами, производить необходимые изменения в выходном отчете и в определенных пределах выполнять изменения во входных шаблонах, которые используются для создания выходных отчетов. При этом пользователю доступен весь богатый арсенал средств редактирования в среде Calc. В то же время потребитель получает отчет в привычном формате электронной таблицы, например в формате xls; для создания форм используются диалоговые окна OpenOffice.org Basic, имеющие вид обычных окон Windows. Это усложняет процесс

написания макросов, поскольку встроенные мастера в этом случае недоступны, но в то же время значительно расширяет возможности форм; запросы к базе данных формируются с помощью макросов, тем более что OpenOffice.org Basic предоставляет простые средства для формирования SQL-запросов любой сложности к базе данных Base.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тимошек И.Н., Ковтун МВ.Модель расчета учебной нагрузки на кафедре вуза// Труды международного форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 2. -М.: Академия наук о земле, 6-10 декабря 2004. - С. 89 - 93.

2. OpenOffice.org для профессионала. - М: ДМК Пресс, 2008. - 448с.

3. OpenOffice.orgpro. Автоматизация работы. - М: ДМК Пресс, 2009. - 512с.

Поступила в редакцию 15.06.2013; в окончательном варианте 15.06.2013

UDC 004.4

MODELS, ALGORITHMS, AND SOFTWARE IMPLEMENTATION

OF THE TEACHING LOAD CALCULATION

P. V. Tulupov, N.N. Hrisanov

SamaraStateTechnicalUniversity

244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

E-mail: [email protected]

The model andsoftware implementationof workloadcalculation at the correspondencedepart-mentof the SamaraStateTechnicalUniversity is considered.

Key words:educational standard, curriculum, calculation of teaching load, Open Office Calc.

Original article submitted 15.06.2013; revision submitted 15.06.2013

Pavel V. Tulupov(PhD),Associate professor, Dept. Electrical mechanics and automobile electrical equipment.

Nikolay N. Hrisanov (PhD), Associate professor, Dept. ComputerEngineering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.